"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Самооправдание

  – огорчение Христа стремлением к мнимой реабилитации/превозношению своих злых действий (как внешних/телесных - грехов, так и внутренних - страстей: порочных помыслов с сочетанием, сосложением и намерениями)… 


 
 

 
 
  "25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
  27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
  28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
  29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
  (Лк. 10)"
  "9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?
  10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
  11 И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
  12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
  13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела
  (Быт. 3)"
  "11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
  12 она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
  13 и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
  14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
  (Втор. 30)"
  "1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
  2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
  3 теперь иди и порази Амалика и Иерима и истреби все, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
  4 И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина.
  5 И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине.
  6 И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.
  7 И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом;
  8 и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом и Иерима умертвил.
  9 Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.
  10 И было слово Господа к Самуилу такое:
  11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.
  12 И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, но оттуда возвратил колесницу и сошел в Галгал.
  13 Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.
  14 И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?
  15 И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили.
  16 И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори.
  17 И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?
  18 И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их».
  19 Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?
  20 И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил;
  21 народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.
  22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
  23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.
  24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
  (1 Цар. 15)"
  "1 И отвечал Иов и сказал:
  2 правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? 
  3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.
  20 Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным. 
  (Иов. 9)"
  "1 И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
  2 препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
  3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
  4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
  5 Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
  6 излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
  (Иов. 40)"
  "4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. 
  (Пс. 140)"
  "2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
  (Пс. 142)"
  "12 Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. 
  (Прит. 24)"
  "18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
  19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
  20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».
  (Прит. 30)"
  "23 Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?» Посмотри на поведение твоё в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим? 
  33 Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои.
  34 Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это,
  35 говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила».
  (Иер. 2)"
 


 

 

 
  "Люди глубоко опытные в нравственной жизни во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним. (Свт. Антоний (Смирницкий))"
  "Иноки, спросили авву Агафона, желая испытать его, но не для того, чтобы насмехаться над старцем, а получить назидание: "Авва Агафон, мы знаем про тебя, что ты любишь хорошо поесть, что ты чревоугодник.
- Да братья, я именно - то.
- Еще мы знаем про тебя, что ты любишь деньги, ты сребролюбец.
- И это тоже есть во мне братья.
- А еще мы про тебя слышали, что блудник.
- И этим я страдаю.
- А еще мы знаем про тебя, что ты еретик.
- Нет, братья - этим не грешен.
Когда же иноки недоумевали и стали спрашивать, а почему так, когда мы перечисляли человеческие грехи ты соглашался? - Да потому, что и у меня такое же естество как и у вас и прочих людей, и в нем, так или иначе, живут эти страсти. А почему же ты воспротивился так строго, когда мы спросили, что еретик ли ты. Если я впадаю в ересь, я отсекаюсь, отпадаю от Церкви, а вне Церкви нет спасения, вне Церкви человек не может быть в полноте общения с Богом. Я не еретик! (Древний патерик)"
  "Приступая к посту, братие, мы должны, так сказать, прочувствовать, что он есть упражнение, установленное Церковью, к совершенствованию нашему. Но в наше время многие отвергают посты и находят много оправданий для неисполнения их. Одни пищу постную считают вредной для здоровья; другие — дорогой, иные же говорят, что пища нас не поставляет пред Богом. Речи такие встречают немалое сочувствие. Я не хочу обманывать себя, зная, что слова мои относительно поста будут малоприемлемы, но, как архипастырь, я должен предупредить вас, что настанет день, когда все, не признающие постов и вообще легко относящиеся к уставам Церкви, горько пожалеют об этом.
  Сам Законоположитель Христос исполнял пост и указывал на него как на оружие против злого духа, говоря: род сей изгоняется токмо молитвою и постом, то есть род диавола, все козни его предотвращаются молитвой и постом. Что же касается вреда постной пищи для здоровья, то всего лучше в неправильности этого взгляда убедиться, побывав в каком-нибудь хорошем монастыре, где посты исполняются со всякой строгостью. Там на братских кладбищах, на надгробных надписях мы читаем: этот старец прожил до 65 лет, причем 30 лет провел в монастыре; тот лет 80 и тоже лет 30 — в монастыре, а другие и дольше. Все они работали и физически, и умственно не меньше живущих в миру. Следовательно, пост расстроить здоровье не может, и эта робость пред ним есть желание оправдать себя. (Свщмч. Кирилл, митр. Казанский)"
  "Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои. (Авва Ор)" 

  "Авва Дорофей учит, что монах не должен оправдываться. В житии Антония Великого повествуется, что к нему пришел брат, подозреваемый в падении, и братия из его монастыря, обвиняющая его. А брат тот говорил, что он не виноват, и авва Антоний защитил его. Отчего эта разность? Думается, что в личном грехе мы не должны оправдываться, даже если и не делали его. Но в грехе соблазняющем и смущающем других, если не повинны, кротко оправдимся, а если повинны, чистосердечно раскаемся и пред теми, кто соблазнился. (Записки православного монаха)"







  "Мы должны день и ночь благодарить Бога. И не роптать на него, когда что-то не так, когда Промысел Божий понуждает нас на страдание, на терпение. Нужно, увидеть в этом Промысел Божий и возблагодарить Бога, и попросить у Него сил на то, чтобы перенести то, что к нам пришло.
  И никогда не забывать, когда Господь помогает нам в скорби и печали, мы говорим, что Он как-бы слышит нашу просьбу, потому что Бог-то конечно всегда слышит, но ведь так бывает, человек заболел, и болезнь тяжелая, обычная реакция - это паника, и готов человек не только обращаться к Богу, но и к дьяволу.
  Идёт к сатане за помощью и приходит потом на исповедь, объясняя, почему он за помощью обратился к дьяволу. Не непосредственно к самому сатане, а к кому-нибудь из мелких его служителей. К какому-то колдуну там, знахарю и так далее. Почему? Ну понимаете, вот так тяжело заболел... Как будто это оправдание.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"





 
"Оправдание - ужасная греховная смерть. 
(Свщмч. Игнатий Богоносец)"

 
 


 
"День Господень, душа, неизвестен, и как «тать», нападающий «в нощи», предает смерти того, кого найдет спящим, так и для нас внезапно наступает смерть и изводит нас из этой временной жалкой жизни. Отбросим же от себя всякую слабость и леность. Не будем выдумывать извинения в грехах, представляя немощь телесную, пришествие друзей, разные праздники и приглашения сродников и соседей: все это пустые и бесполезные оправдания, и ни одно из них не может избавить нас от руки нелицеприятного Судии. 
(Прп. Максим Грек.)"

 
 



"Итак, пусть никто не выдумывает извинений своим грехам и не говорит, что мы, в силу преступления Адамова, подлежим всецело действию (несопротивительному) диавола и принудительно влекомы бываем на грех. Которые думают и говорят так, считают верно, что воплощенное домостроительство Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа было бесполезно и всуе, - каковое слово есть слово еретиков, а не православных.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 




 

 
"Никто не может оправдываться тем, что он будто бы хотел, но не мог - ибо бесспорно не мог, потому что не хотел. Не говори мне, что для человека, занятого делами, невозможно целый день проводить в молитве. В молитве нужны не звуки, а мысль; не воздеяния рук, а возношение ума; не внешний вид, а внутренний смысл. Всякому можно творить продолжительные молитвы: и идя по улице, и сидя в рабочей храмине, и занимаясь всякой работой, посвящать Богу дух свой - и входящему, и выходящему, и рабу, и купцу...
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 

 
"Не старайся защищаться против обвинений; не желай в сердце своем никакого зла тому человеку, который поступками своими хочет возбудить в тебе гнев против него, и предостерегай себя от гнева. Невоздержные по жизни и нравам заботливо желают, чтоб все были хуже их, думая снискать себе обезвинение в том, что много злых. 
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
"Лучше всегда признавать себя виновным, чем себя оправдывать. Бог только тех оправдывает, которые признают себя грешниками, а тех, которые сами себя оправдывают, оставляет с их правдой. Если будем признавать себя виновными и грешными, тогда Бог благодатью Своею оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя перед людьми мы можем быть не виноваты, но перед Богом всегда виновны. Поэтому лучше себя всегда и везде признавать виновными. Такое смиренное признание делает человека угодным Богу и людям. 
(Свт. Тихон Задонский)"
 
 

 
  "Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией: то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу. Устрашимся этого бедствия! Размышляя о какой бы то ни было скорби нашей, не будем умедлять в размышлении, чтоб оно неприметным образом не отвлекло нас от смиренномудрия в явное или прикрытое самооправдание, в состояние, противное смотрению о нас Божию. Не доверяя немощи нашей, прибегнем скорее к верному оружию самоукорения! Оправдания - ужасная греховная смерть.
   Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле: оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя пред глазами людей; тогда наиболее лицемерствует; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своём совершенстве и добродетели. 
  Будем памятовать смерть и суд Божий, которому немедленно подвергнемся после разлучения с телом. При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности... сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам; всё внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей. Как путник, во время темной ночи заблудившись в густом лесу, старается добраться до своего дома по звуку колокола или трубы, так и истинный христианин вниманием к учению Христову усиливается выйти из области лжеименного разума, рождаемого и питаемого жизнью по плоти.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Ставропольский)"



    
  "Паисий Святогорец говорил, что диавол - старец самооправдания. Удивительна изощренность в самооправдании во всём остальном неразвитых, глуповатых людей. Глупость всегда есть признак гордости. И если замечаешь в человеке глупость, знай, что он силён во зле, силён в своих страстях, опасайся такого человека. Глупость в каком-то смысле и есть гордость, потому что если хоть что-нибудь понимаешь в жизни, неизбежно смиришься и исповедуешь собственное ничтожество. И тут же вступит в действие другой духовный закон: "Сила Моя в немощи совершается" и - "когда я немощен, тогда силён".
  Когда мы оправдываем себя, как говорил тот же Батюшка Паисий, мы окрадываем сами себя, лишая ангелов тех слов, которыми они будут защищать нас на мытарствах... Выбор между Богом и диаволом есть выбор между гордостью и смирением, любовью к себе и любовью к Богу и ближнему (и к себе как к первому своему ближнему), а также выбор между признанием своей вины с последующим покаянием и - самооправданием с последующим осуждением других людей и Самого Бога. Варсонофий Оптинский говорил, что через непрестанное самоукорение совершается внутренний духовный рост. Сам себя всегда смиряя и укоряя, ты даёшь место Богу в своей душе и своей жизни. И осуждая сам себя, ты сохраняешь в целости спасительную узкую тропочку, по которой ежедневно идёшь к Богу, ты сохраняешь добрый дух и ощущение смысла происходящего с тобою. (Статья неизвестного автора).
  Человеку необходимо научиться не просто не оправдываться, но ещё и занимать правильную духовную позицию. Ведь если человек, не оправдываясь вслух, станет всё же носить в душе уверенность в том, что с ним обошлись несправедливо, то будет ещё хуже, потому что если бы он сказал что-то в своё оправдание, то ему бы на это возразили, и таким образом он смог бы познать себя и выйти из заблуждения. В противном же случае он может ничего не говорить вслух, но про себя думать: «Правда на моей стороне, однако я молчу, потому что я выше этого». Таким образом человек остаётся в заблуждении.
  Тот, кто оправдывается, себя ослепляет. Диавол найдет ему оправдание, даже если такой человек совершит убийство. Как же ты его так долго терпел? говорит диавол. Да тебе надо было прикончить его гораздо раньше! И такой человек может даже захотеть получить от Христа воздаяние за те несколько лет, которые он терпел !
  Ты находишь оправдания для себя, но не знаешь, как оправдать других? Знай, что очень скоро и Господь не найдет тебе оправдания. Если человек отнесется к кому-нибудь со злобой, то его сердце в один миг может окаменеть, а если им будет руководить любовь, его сердце мгновенно может сделаться очень мягким. Обрети материнское сердце! Ведь любящая мать все прощает своему ребенку и иногда притворяется, что не видит его проступков. 
  Человек, который совершает над собой правильную духовную работу, для всех ищет оправдания и смягчающие вину обстоятельства, себя же никогда не оправдывает, даже если прав. При любых обстоятельствах он ощущает свою вину, ибо думает о том, что не воспользовался благоприятными возможностями, которые у него были. Заметив в ближнем какой-то изъян, такой человек «включает» добрые помыслы и старается его оправдать. Он размышляет о том, что у него самого множество недостатков, которые, скорее всего, раздражают других... При таком отношении оправдывать ближнего совсем не трудно. 
  — В чем причина самооправдания? 
  — В самолюбии. Самооправдание — это наш духовный проигрыш, который прогоняет Божию благодать. Человек не просто не должен оправдываться, — ему нужно радоваться любой несправедливости, допущенной по отношению к нему. Ведь именно самооправдание лишило нас рая. Разве не в этом падение Адама? Когда Бог вопросил: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» — Адам не воскликнул: «Да, Господи, я согрешил!», а стал оправдываться. Если бы он сказал: «Я ошибся, согрешил, Боже мой», если бы Ева тоже раскаялась в своем поступке, то все вернулось бы на свои места. Однако нет — каждый начал себя оправдывать. 
  Человек, который всегда и во всем оправдывает себя и считает, что его никто не понимает, что все к нему несправедливы, а он несчастная жертва и невинный страдалец, — в конце концов душевно и умственно повреждается и не может уже владеть собой. 
  Я обратил внимание на то, что сейчас все — и стар, и млад, — все оправдывают с помощью какого-то сатанинского взгляда на мир. Диавол истолковывает для этих людей все на свой манер, и они перестают реально смотреть на вещи. Бесовская трактовка происходящего — вот что такое самооправдание. 
  Тот, кто не может смириться до того, чтобы попросить прощения, но и не станет оправдываться, — страдает человеческим самолюбием. А тот, кто, согрешив, себя оправдывает, превращает свою душу в жилище бесов. Если такой человек не победит свое «я», то будет допускать все больше и больше промахов и в конце концов падет жертвой собственного эгоизма. 
  У самооправдания нет ничего общего с духовностью. Нужно осознать, что, оправдывая себя, мы тем самым показываем, что находимся в ложном духовном состоянии. Мы разрываем связь с Творцом и отгоняем от себя благодать Божию, ведь Божественная благодать не может осенить человека, находящегося в ложном состоянии. Как только человек начинает оправдывать то, что нельзя оправдать, он отгораживает, изолирует себя от Бога. Для Божественной благодати нет более сильного «изоляционного материала», чем самооправдание. Оправдывая свои грехи, мы как будто возводим стену, отделяющую нас от Бога, и таким образом полностью теряем с Ним связь. 
  Самооправдание — это привычка, поэтому нужна сила воли, чтобы от нее избавиться. При этом человек не только должен научиться не оправдываться перед другими, но и внутри себя иметь правильный духовный настрой. Ведь будет еще хуже, если человек, ничего не возражая вслух, в душе будет сохранять убежденность в том, что с ним поступили несправедливо. Если он что-то скажет в свое оправдание, то ему могут на это возразить, объяснить ситуацию, и он поймет, что ошибался. А если же он ничего не скажет вслух, но при этом будет думать: «Я знаю, что я прав, но я промолчу, потому что я выше этого», — он так и останется в заблуждении. 
  Если мы в этой жизни ищем оправдания своим поступкам и боимся укоров, это значит, что мы еще не свободны от мирского духа и что наша печаль вызвана не раскаянием, а человекоугодием, которое отравляет и душу, и тело. Тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего я, то будет совершать все больше и больше просчетов и его безо всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм. 
  
Тот, кто оправдывает себя, когда грешит, превращает своё сердце в пристанище для бесов и будет грешить еще больше и разрушать себя своим эгоизмом, если не сокрушит свое «я».
   Самооправдание — это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: "Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?", Адам не сказал: "Да, Боже мой, согреших", но стал оправдываться: "Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел".
  Тем самым он все равно сказал Богу: "Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты". Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: "Змей прельстил меня". Если бы Адам сказал: "Согрешил, ошибся, Боже мой", если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать. 

  НЕ НАДО ОПРАВДЫВАТЬ СВОИ СТРАСТИ:
- Геронда, некоторые считают, что у них нет необходимых предпосылок для духовной жизни и говорят: "Нечего взять с неимеющего." 
  - Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.
  - А если, геронда, это действительно так?
  - Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.
  Плохие задатки - это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизается, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это означает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.
  Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревностно подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследственностью. Я знаю многих людей, которые, приложив некоторое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога такие люди - настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? - Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека.
  - Геронда, а Крещение не изглаживает дурную наследственную предрасположенность?
  - В Крещении человек облекается во Христа, освобождается от первородного греха (получает способность благодатью Божией преодолевать последствия первородного греха, страстность/порочность/немощность и пр. зло - от авт.), на него сходит Божественная Благодать, но плохие наследственные задатки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением? - Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.
  - Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, говорю себе: "Такой уж я уродилась".
  - Этого ещё не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим? Может, и на Бога будем пенять? Если человек говорит: "Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу", он словно говорит: "Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог".
Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? - Ведь человек не только хулит своих родителей, но и Бога. Когда он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.
  - Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно исправить.
  - Смотри, что происходит: некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. "Мне, - говорит такой человек, - Бог не дал способностей! Я в чём виноват? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?" - Вот тебе и лазейка. Человек оправдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнём говорить: "Это наследственное, то - свойство характера", как тогда будем исправляться? - Такое отношение лишает духовного мужества!
  - Да, геронда, но...
  - Опять "но"? Ну что ты за человек такой? Изворотливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.
  - Я же не нарочно.
  - Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание - это очень плохо! В такой небольшой головке так много ума, и не понимаешь!
  Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оправдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправдывают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние. А диавол, он что делает? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувствительностью и приводит к отчаянию.
  Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борьбы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добродетельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает!
  По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как другому пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собственное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его. 
(Прп. Паисий Святогорец)"






 
"Как вода и огонь противятся друг другу при соединении; так самооправдание и смирение сопротивляются одно другому. 
(Прп. Марк Подвижник)"






"Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда допрашивают, не высказать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя. Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого? Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого?
(Прп. Ефрем Сирин)"





"Воля человека (пожелания его, самая сила желания, поврежденная падением) есть медная стена между им и Богом; она — камень, противобиющий (воле Божией). Если человек оставит волю свою, то этим он говорит деятельно: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его» (Пс. 17:30-31). Но когда оправдание будет содействовать воле: тогда развращается (уклоняется с пути Божия) человек и погибает. Не оправдывай себя и обретёшь покой. Отвергни оправдания, и будешь спокоен в краткие дни земного странствования твоего. Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни твоего земного странствия. 
(Прп. Пимен Великий)"






  
"Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 

 

"Оставив легкое бремя, то есть самоукорение, мы возложили на себя тяжелое - самооправдание. 
(Авва Иоанн Колов)"

 



"Помни, что самооправдание не оправдывает человека и успокойся. 
(Прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"







"Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: "Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые." Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать — считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание — корень зла. Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести - оно только больше расстраивает его. Каждый раз, когда больше всего заботился, чтобы лучше сделать, то обязательно попадал под выговор. Слова выговора со смирением принимал и говорил только - простите, не объясняя, почему так сделал. Объяснять и не надо было, потому что объяснять - значит желать, чтобы твой верх был. 
(Прп. Никон Оптинский)"







"Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы.
(Архим. Феофан (Новоезерский (†1832))"






"В книге совести записываются все наши дела, слова и помышления, и эта книга послужит нам в оправдание или в осуждение на Страшном Суде. А мы смотрим только на закон, если не попали в тюрьму, то и хорошо. А слова, помышления, стремления, образ жизни куда мы денем? Здесь мы оправдываем себя, жалеем, вместо того, чтобы каяться в грехах и исправляться. Но разве с этими ухищрениями устоим на Суде Божием?
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"







  "Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли?
  Когда оправдание соединяется с волей – это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек лучше знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, и наконец враг как хочет устраивает его падение.
  Кто не презрит всех вещей, славы и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.
(Авва Дорофей)" 















 

  Самооправдание – порок, близкий к тщеславию (часто предваряющий его, но нередко являющийся не только его причиной, но и следствием, демонстрируя пример причинно-следственной взаимосвязанности) и поэтому противостоит добродетелям самоукорения и самоосуждения…
  Самооправдание, так же как и тщеславие – следствие (проявление) гордости и поэтому гордость же и увеличивающее… 
  Причинами самооправдания могут быть и неведение, и заблуждение, и лживость, и лицемерие (от своего же следствия и увеличивающиеся)... 
  Но самая большая вредность самооправдания заключается в том, что оно категорически не позволяет человеку покаяться, а значит, не позволяет исполнить ни одной заповеди Христовой - не позволяет и Спастись, т. к. Спасение тоже является заповедью Иисусовой (хотя и завершающей, финальной)…   
  Самооправдание коварно и опасно тем, что нередко оно прикрывается ложной справедливостью и лукавством, подталкивая человека к осуждению ближнего и к тщеславию…
  Вредность самооправдания - и в прямом противлении воле Христовой, Который категорически повелел каждому человеку считать себя никуда не годным "неключимым" "рабом", независимо от специфики своих поступков…
  Таким образом, самооправдание развивает не только гордость, но и своеволие, и неотделимые от них сластолюбие и злолюбие, вовсе не позволяющие человеку исполнять заповеди Христовы и спастись… 
  Если же человек оправдывает себя с осознанным пониманием, что он все-таки виноват, то такой человек действует уже из лицемерия, в нём же и усиливаясь... 
  Если же человек оправдывает свои действия, в которых принимали участие другие люди, то он и поневоле даже склоняет себя к их осуждению, сначала может быть, ему и незаметному...  
  Как и любой др. порок, самооправдание является последствием грехопадения прародителей и происходит из первоначального самооправдания доброго (проявления славолюбия правильного и правословия), предназначенного для торжества/превозношения правды, истины и их Источника - Бога (а не для мнимого/ложного возвышения самого себя)... 

  "19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
  20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
  21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
  22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
  23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?
   (Ин. 18)"
  "6 Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, возвратился в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, повелел привести Павла.
  7 Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать.
  8 Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
  9 Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?
  10 Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
  11 Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им ...
 (Деян. 25)"
  "1 Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту:
  2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,
  3 тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.
  4 Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
  5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
  6 И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам,
  7 которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи.
  24 Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия.
  25 Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.
  26 Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило.
  27 Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь.
  28 Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.
  29 Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.
  (Деян. 26)"
 
  Самооправдание неправильное врачуется покаянием в нём, посильными самоукорением, самоосуждением и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека, приводящей его к мироотречению, к следующей из него нестяжательности и вытекающей из неё презрительности доброй…

"Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о (земной - от авт.) жизни, вера заповедям Спасителя. Вкусивший вышних благ - легко презирает земные (см."Презрительность добрая" - от авт.). Не вкусивший же первых - радуется о стяжании последних. Безрассудно стяжательный и настоящих благ удаляется, и будущих лишается. Презревший вещество (земное/временное/тленное - от авт.) - избавился от словооправданий и прекословия. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"






 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие статьи с сайтов Православие.Ру, Азбука веры, Фома, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...

 





 
 
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !     
 
  
  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1505

Поиск