"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Спорливость (Любопрение)
 
  - огорчение Христа стремлением одновременно как к дискредитации (уничижению) мнения ближнего, так и к превозношению (культивированию) мнения собственного...


 


 
 
  "9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
  (Тит. 3)"
  "3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
  4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
  5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.  
  20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
  21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
  (1 Тим. 6:3-5, 20-21)"
  "14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
  15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
  16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
  17 и слово их, как рак, будет распространяться.
  18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. 
  23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
  (2 Тим. 2)"
  "20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
  21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
  (Рим. 9)"
  "11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
  12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
  13 И, оставив их, опять вошёл в лодку и отправился на ту сторону.
  (Мк. 7)"
  "14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
  (Мк. 9)"
  "10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
  11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
  (1 Кор. 1)"
  "1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
  2 Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
  3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
  (1 Кор. 3)"
  "16 А если бы кто захотел спорить, то ни мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. 
  (1 Кор. 11)"
  "1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
  2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
  3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
  (Фил. 2)"
  "14 Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы, а спор их заткнет уши.
  15 Ссора надменных - кровопролитие, и брань их несносна для слуха.
  (Сир. 27)"
  "24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 
  (Прит. 25)"
  "17 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. 
  20 Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.
  21 Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры.
  22 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
  (Прит. 26)"
 
 "10 Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! 
  (Иер. 15)"
  "4 Но никто не спорь ... твой народ – как спорящие со священником. 
  (Ос. 4)"
  "21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
  22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
  23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
  (Мф. 16)"
  "31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
  32 по воскресении же Моём предварю вас в Галилее.
  33 Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
  34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня.
  35 Говорит Ему Пётр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
  (Мф. 26)"
  "40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
  41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт?
  42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
  43 Итак, произошла о Нём распря в народе.
  (Ин. 7)"
  "16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 
  (Ин. 9)"
  "19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
  20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
  21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
   (Ин. 10)"
  "28 Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
  29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
  (Ин. 12)"
  "13 И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь.
 14 Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
   (Деян. 10)"
  "5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
  6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
  (Деян. 18)"
  "22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
  23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
  24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
  25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
  26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
  27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
  28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
  29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
  (Деян. 28)"
  "1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
  2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
  3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
  4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
  5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
  (Филип. 2)"
  "3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
  4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
  (1 Тим. 1)"
  "9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 
  (Тит. 2)"
  "19 И копали рабы Исааковы в долине Герарской и нашли там колодезь воды живой.
  20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарёк колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
  21 Когда двинулся оттуда Исаак, выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарёк ему имя: Ситна.
  22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарёк ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
  (Быт. 26)"
  "10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
  11 Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог?
  12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
  13 Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
  14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, ...
  (Исх. 4)"
  "28 Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской,
  29 Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь! скажи фараону, царю Египетскому, всё, что Я говорю тебе.
  30 Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?
 (Исх. 6)"



 


 

 
  "Когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается. (Схимон. Гавриила (Геронтисса Гавриилия))"
   "Мы все по-разному понимаем и трактуем некоторые вещи. Из-за какой-то мелочи иногда возникают серьёзные разногласия. Нужно уметь слушать, слышать, воспринимать позицию другого человека, уважать ее... Мы же не кидаемся на других людей с криками, что они не так одеты, не так причёсаны... Они такие. Они другие. Не такие, как мы. С этим надо считаться. Даже отстаивая что-то принципиальное, нельзя лезть в драку. Нужно уметь говорить и договариваться. Бог — это Слово. (Протоиер. Александр Торик)" 
   "Как эхо не перекричать криками, так людей не переубедить спорами. (Мон. Симеон, Афон)"
   "Не стоит вступать в богословские споры. В них рождается не истина, а раздоры. Споры чаще всего навязывают невежды, переубедить которых чрезвычайно сложно, часто невозможно. Они отвлекают, мешают. Я гимназистам советовал в таких случаях отвечать следующим образом: «Я в этом не много понимаю, давай я тебе скажу, к кому обратиться, чтобы он ответил, или книгу принесу по теме». Христианину не обязательно быть богословом, уметь красноречиво говорить. Жить достойно – это и есть проповедь. (Протоиер. Пафнутий Жуков)"
  "Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Избегай спора - в нём нет смирения. Учись вести диалог - слушать и слышать. (Протоиер. Валентин Мордасов)"
  "Христианский подвиг заключается не в проповедях и спорах, но в настоящей, сокровенной любви. Когда мы начинаем спорить, люди начинают возражать, и возникает противостояние. Когда же мы их любим, это их трогает, и они переходят на нашу сторону. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"

 

  "Как сказали Отцы: «сатану переспорить невозможно». Но ему можно не подчиниться и начать правильно действовать. Правильно начать действовать нельзя, пока не увидишь и не поймешь, что мешает, за что мы зацеплены: а мы зацеплены за мирской дух во всех его формах. Отцепиться от него умом, душой и телом и есть начало, которое делает видным все мирские козни и сети. Средства же у каждого свои, как и страсти у всех разные. Однако, многие вообще не понимают от чего спасаться, иллюзорно убивая комара в прыжке над пропастью, а многие понимают, но не знают, как это делать, поэтому важно найти себе свою среду и опору среди тех, кто так же как и ты ищет спасения. Есть такие книги - курсы по выживанию. Чего там только не придумано, чтобы выжить в разных условиях и опасностях. Я бы даже обрадовался, если бы и в моих записях места, говорящие о бранях, предупреждающие об опасности, воспринимались как курс выживания. Меня и самого мир побил, я себя называю инвалид духовной войны, вот и пишу мемуары, чтобы хоть кому-то не попасть на те же мины. 
  Самое трудное - это начать. У меня в жизни было одно препятствие - сеть, которой мир захватил меня, и я долго не мог решиться рвануть, так это было тяжело, умереть легче казалось. И вот однажды, ощутив зов благодати, начавшийся неким душевным покоем, я сделал выбор и рванул эту сеть и с Божьей помощью порвал. Когда мы решаемся делать самый первый шаг, самый тяжелый - мы вступаем в иной мир, в иные законы, в иную жизнь."




 

 
"Не нужно противопоставлять себя ближним, переубеждать их, это бесполезно. Хоть на голове перед ними стойте, ничего не добьетесь. Их надо просто любить ради Христа, ибо Господь в них, даже если они и не веруют в Него, иначе разве были бы они вообще живы?
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"


 



"В споре мирно уступить - сотню бесов утопить.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))".
 
 

 
 
"Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот пусть знает, что он одержим диавольским недугом, и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его, если же обращается так с бóльшими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
 


"Когда ведете речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Враг на это наводит…
(Свт. Феофан Затворник)"
 



"Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем повелевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленной надеждой на Бога.  Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того спором; но лучше привлеки на свою сторону ту прибыль, которую тот отвергнул. Ибо твое незлобие выгоднее тебе его исправности. Не оказывающего повиновения слову любви, не принуждай с любопрением к повиновению; приобретение, отвергнутое им, стяжи себе: твое незлобие принесет больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление.
(Прп. Марк Подвижник)"
 
 
 
 
 
  "Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности; то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.
  О тех, которые не любят узнавать, что им полезно и что должно почитать добром, можно сказать, что они не в добром здоровье; у тех же, кто, познав истину, бесстыдно спорят против неё, умерщвлена разумность: нрав их сделался скотским, не знают они Бога и душа их не озарена светом.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
  "Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же, и имеют одинаковый образ мыслей (соответственно, ничто так не разъединяет людей, как спорливость, их стремление к противоположномыслию - от авт.).
  При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как вы сказали, или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить своё устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною.
  Видите ли, какое различие? Итак, если вы делаете какое-либо дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то постарайтесь исполнить самое дело, что, как я сказал, есть восьмая часть искомого, и вместе сохранить свое устроение неповреждённым, что составляет три восьмых с половиною. Если же для того, чтобы исполнить дело вашего служения, будет надобность увлечься, отступить от заповеди и повредить себе или другому, споря с ним, то не следует терять три восьмых с половиною для того, чтобы сохранить одну восьмую. Посему, если вы узнаете, что кто-нибудь так поступает, то знайте, что такой неразумно исполняет своё служение, но или из тщеславия, или из человекоугодия спорит и томит и себя, и ближнего, чтобы после услышать, что никто не мог его победить. 
  О! удивительно какое великое мужество! Это не победа, братия, это потеря, это погибель, если кто спорит и соблазняет брата своего для того, чтобы исполнить дело своего служения. Это значит из-за восьмой части потерять три восьмых с половиною. Если останется неисполненным дело служения, - потеря невелика; спорить же и соблазнять брата, не давая ему нужного, или предпочесть дело служения и отступить от заповеди Божией - это великий вред: вот что значит восьмая часть и три восьмых с половиною. Поэтому говорю вам, если и я пошлю кого-нибудь из вас по какой-либо надобности, и он увидит, что возникает смущение или другой какой вред, оставьте дело и никогда не вредите себе самим или друг другу; но пусть дело это останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга, ибо теряете вы три восьмых с половиною и терпите большой вред, а это явное неразумие.
  Но старайтесь всеми силами вашими с любовию исполнять всякое служение ваше, со смиренномудрием, преклоняясь друг перед другом, почитая и прося друг друга, ибо нет ничего сильнее смиренномудрия. Однако если когда кто увидит, что сам он или ближний его скорбит, то оставьте дело, которое производит соблазн, уступайте друг другу, не настаивайте на своём до того, чтобы последовал вред: ибо лучше, как я тысячекратно говорил вам, пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и чрез то теряли многое ради малого.
  Случается же часто, что иной теряет и то и другое, и совершенно ничего не исполнит, ибо таково свойство любящих спорить. С самого начала все дела, которые мы делаем, делаем для того, чтобы получить от них пользу. Какая же польза, если мы не смиряемся друг перед другом, но напротив смущаем и оскорбляем друг друга! Разве вы не знаете, что сказано в Отечнике: "От ближнего - жизнь и смерть". Поучайтесь всегда в этом, братия, следуйте словам святых старцев, старайтесь с любовию и страхом Божиим искать пользы своей и братий ваших: таким образом можете от всего случающегося с вами получать пользу и преуспевать с помощию Божиею. Сам Бог наш, как человеколюбец, да дарует нам страх Свой, ибо сказано: Бога бойся и заповеди Его храни, потому что это требуется от всякого человека. Самому же Богу нашему да будет слава и держава во веки.
(Авва Дорофей)"

 
 
 
 

"Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем.
(Прп. Иоанн Лествичник)"







"Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле. Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия. Употреби силу твою не иметь собственного суждения, чтобы ты мог упражняться в плаче; озаботься всею силою своею не спорить о вере и не догматствовать, но следуй Кафолической Церкви. Ибо никто не может постигнуть что- нибудь от Божества.
(Авва Исаия)"






"Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Человек, научившись противоречить, сам для себя — меч обоюдоострый: он убивает душу свою, не сознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Более будь на деле привязан к Богу, чем стой в споре за учение о Нем. Всякое слово можно оспорить словом, но жизнь чем оспоришь?
(Свт. Григорий Богослов)"






 
"Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.
(Прп. Исаак Сирин)"

 

 

"
Ссоры начинаются не сами собой, но произрастают от корня самолюбия. (Свт. Василий Великий)"

 




"Три раза говори другому, и если не захочет, оставь его, потому что спорить – худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку, говори свое мнение до трех раз, и если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий.
(Прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"








"Откуда у нас огорчения, неприятности, брани, ссоры, завидования? Не от того ли, что домогаемся стоять на своем и защищать свои решения и пожелания. Да, так есть воистину. И нет другого способа избавить нас от козней диавола, кроме отсечения своей воли. 
(Прп. Феодор Студит)"



Картинки по запросу икона феодора студита




"Не пытайся никогда доказать свою правоту, ибо тогда будешь неправ. 
(Прп. Иосиф Исихаст)"








"Ни с кем не спорь ни о вере, ни о другом чём, но если говорит кто хорошо, скажи ему: «Да»; а если худо - ответь: «Сам знаешь».
(Прп. Ефрем Сирин)"




















  Самой страшной/злой/вредной/опасной разновидностью спорливости/прекословия/пререкания/любопрения является противление замыслам (правде, слову, логосу, воле, промыслу) Божиим, обычно соединяемое с дерзостью/кощунством...
  Характерным и печальным примером тому являются иудеи, распявшие Христа, постоянно спорившие с Ним по причине зависти, славолюбия, сребролюбия и властолюбия...
  Спорливость растёт из ненависти и к ближнему, и к Богу...
  Она неотделима от гордости (самомнения, самоуверенности), своеволия, сластолюбия и злолюбия, их же и развивая в спорщике...
  Иногда в споре действительно может рождаться истина...
  Но в этом случае она является всего лишь побочным эффектом прекословия, а не его целью...
  Рождённая истина в итоге является той самой "овчинкой", которая не стоит своей "выделки" - той цены (возросшей порочности), которую заплатил за нее спорщик...
  Спорливость чаще всего проявляется как в словах, так и в порочных эмоциях - и в раздражительности, и в нетерпении, и в гневе, и в пр. страстях, т. е. прекословие всегда соединено как с празднословием (являясь его разновидностью), так и с сопутствующими ему пороками, их же и развивая в спорщике...
  Но спорливость может быть и внутренней (на уровне страстей), бессловесной, не проявляющейся снаружи в разговоре (например, из-за человекоугодия, лицемерия, коварства, страха человеческого, комплекса неполноценности и пр., и пр.)...
  В таком случае она особенно опасна из-за своей незаметности...
  Очень трудно найти какой-нибудь порок, так или иначе (прямо или косвенно) не связанный с прекословием или не соединяемый с ним...
  Например, спорливость может быть демонстративной, тем самым соединенной с наглостью, она может быть и скрываемой, тем самым соединенной с коварством, она может использовать и доверчивость ближнего, тем самым соединяясь с хамством и пр., и пр. ...
  В этом и состоит главная вредность спорливости, которая является очень эффективным и универсальным средством культивирования человеческой порочности...
  Причиной многих конфликтов/ссор (в любом социуме - напр., в семье) и проблем в общении/взаимодействии между людьми является прекословие, нередко приводя к вражде, клевете, зависти, предательству, жестокости и пр. проявлениям ненависти:

  "3 Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. 
  (Прит. 20)"
  "9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 
  (Прит. 21)"
  "15 Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:
  16 кто хочет скрыть её, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.
  (Прит. 27)"
  "6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
  7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
  8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
  9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
  10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
  (Деян. 23)"
 "1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
  2 Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете ...
  (Иак. 4)"
  
  Степень/величина спорливости в человеке (как и у всех других пороков) может быть различной...
  В заключение хочется отметить, что св. ап. Павел призывал христиан к доброй способности отстаивать истину ради Христа, выявления правды и спасения ближних т .е. к конструктивной/аргументированной/рассудительной дискуссии, исходящей из любви к Богу и ближнему и из славолюбия правильного): 
 
  "19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
  (1 Кор. 11)"
  "11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
  12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
  13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
  14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
  15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
  16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
  (Гал. 2)"

  Св. Писание со всею ясностью свидетельствует о том, что существует эта самая спорливость правильная - как проявление добролюбия, правословия и мужества (ведь любой порок - суть испорченная грехопадением прародителей та или иная добродетель):

  "9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле (захороненном в потаённом месте, чтобы не соблазнять немощных евреев к превозношению Моисея до кумира/идола (вспомним, кстати, культ/мумию/мавзолей В. Ленина) - от авт.) не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». 
  (Иуд. 1)"
  
  Врачуется спорливость неправильная покаянием в ней, посильным воздержанием от неё и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...

"
Отходи от всякого человека, любящего спорить.
(Прп. Пимен Великий)"


 


 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Фома, Православие и мир, Логослово и Тихая пристань...

 






 
 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
  
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (06 Апр 13)
Просмотров: 860

Поиск