"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Страх человеческий


  – огорчение Христа стремлением к необоснованной реально (к безрассудной) боязни предстоящей возможной скорби от тех или иных (внешних или внутренних) обстоятельств… 







 
  "36 не бойся, только веруй.
  (Мк. 5)"
  "32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
  (Лк. 12)"
  "6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
  7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
  (2 Тим. 1)"
  "28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
  29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю безволи Отца вашего;
  30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
  31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
  (Мф. 10)"
  "23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
  24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
  25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
  26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
  27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
  (Мф. 8)"
  22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
  23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
  24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
  25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
  26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
  27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
  28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
  29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
  30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
  31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
  32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
  33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
  (Мф. 14)"
  "35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
  36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
  37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
  38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
  39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
  40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
  41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
  (Мк. 4)"
  "15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
  16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
  17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
  (Мк. 5)"
  "6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
  31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
  32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
  (Мк. 9)"
  "32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
  33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
  (Мк. 10)"
  "50 Тогда, оставив Его, все бежали.
  (Мк. 14)"
  "1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
  2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
  3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
  4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
  5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
  6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
  7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
  8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
  (Мк. 16)"
  "9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
  10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
  (Лк. 5)"
  "3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
  4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
  5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
  6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
  7 И отвечали: не знаем откуда.
  (Лк. 20)"   
  "10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
  11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
  12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение.
  (Прем. 17)"
  "31 Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного.
  32 Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя.
  19 Подпорка, поставленная на высоте, не устоит против ветра:
  20 так боязливое сердце, при глупом размышлении, не устоит против страха.
  (Сир. 4:31-32; 22:19-20)"  
  "25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. 
  (Прит. 29)"
  "4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. 
  (Екк. 11)"
  "2 Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец.
 3 От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу.
  4 Сердце мое трепещет; дрожь бьёт меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.
  (Ис. 21)"
  "3 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие;
  4 скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасёт вас.
  (Ис. 35)"
  "10 не бойся (зла вообще и страстей, в частности в себе и безрезультатной/напрасной борьбы с ним - от авт.), ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя (в исполнении Моих заповедей вообще и трезвения, в частности - от авт.), и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 
  13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою (способность жить по заповедям Христовым - от авт.), говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе».
  14 Не бойся, червь (смиренный/нищий духом - от авт.) Иаков, малолюдный Израиль (малое стадо Христово/церковь - от авт.), – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
  15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом (трезвящимся - от авт.), новым (вместо ранее стужевающегося - от авт.), зубчатым (эффективным в борьбе со тсрастями - от авт.); ты будешь молотить (трезвиться - от авт.) и растирать (игнорировать/отсекать - от авт.) горы (страсти - от авт.), и холмы (порочные прилоги - от авт.) сделаешь, как мякину.
  16 Ты будешь веять (вниманием - от авт.) их, и ветер (несогласия -от авт.) разнесёт их (сочетание с ними - от авт.), и вихрь (покаяния/молитвы - от авт.) развеет их (сосложение с ними - от авт.); а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым.
  17 Бедные и нищие (духом - от авт.) ищут воды (добра в себе - от авт.), и нет её; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.
  18 Открою на горах (дух христианина - от авт.) реки и среди долин (душа христианина - от авт.) источники; пустыню (тело христианина - от авт.) сделаю озером и сухую землю (всё естество христианина - от авт.) – источниками воды;
  19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (образы добродетелей в естестве и вжизни/деятельности христианина - от авт.),
  20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие.
  (Ис. 41)"
  17 Не будь страшен (страхом человеческим - от авт.) для меня, Ты – надежда моя в день бедствия. 

  (Иер. 17)"
  "18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
  (1 Ин. 4)"





 

  "Мы маловерны, в нас нет доверия к Богу, мы всё сомневаемся, помнит ли Он о нас, или нет? События, которые попустил Господь, идут своим ходом. И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам. А если мы включаемся в них со своей волей, то страдаем. Мы постоянно боимся животным страхом, а нам надо победить в себе это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе – боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это животный страх. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Господа, бояться оскорбить или опечалит Его своим мыслями, словами, делами. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Наша жизнь в руках Божиих, а все наши страхования навеваются дьяволом, потому что страх изгоняет любовь. Но истинная любовь к Богу изгоняет страх, она делает человека бесстрашным. Когда человек любит Бога всей душою своею, всем телом своим, всем помышлением, всей крепостью, он ничего не боится, потому что чувствует себя находящимся в сильной руке Божией. Чувствует, что Господь его хранит, Господь его любит, Господь его ведет. Если же человек вдруг чего-то ужасается – он сразу начинает тонуть в житейском море. Это неизбежно, потому что, когда человек впускает в свое сердце страх, неверие, это значит, он впускает в сердце дьявола, который вытесняет оттуда благодать Божию.

  Страх должен быть в нашем сердце, но совершенно иного рода – страх Божий. Иметь страх Божий означает бояться нарушить заповедь Божию; означает жить так, чтобы каждую секунду бояться: как бы я чем Бога не обидел, как бы я чем Бога не оскорбил, как бы я чего-нибудь такого не сделал, что Господь от меня отвернется. И свою природную способность к страху нужно направлять именно на это. В остальном же мы должны жить совершенно спокойно, зная, что без воли Божией с нами ничего не произойдет. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Не бойтесь завтрашнего дня: завтрашний день сам о себе позаботится. Не искушайте самих себя заботой о будущих испытаниях, которые еще не наступили. Не поддавайтесь никаким опасениям, не заглядывайте вперед. Не делайте никакого усилия, чтобы угадать будущее, но отгоните подальше от себя всякий страх верою в Господа и упованием на своевременную помощь Его. Помните, что сила дается не на завтрашний, а на сегодняшний крест. (Из дневника православного священника)"
  "Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе - и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может, совсем, такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. Али может быть такой грех, чтобы превысил Божью любовь? О покаянии лишь заботься, непрестанном, а боязнь отгони вовсе. Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем любит. А об одном кающемся больше радости в Небе, чем о десяти праведных, сказано давно. Иди же и не бойся. ("Братья Карамазовы". Федор Михайлович Достоевский)"
  "В городе ко мне несколько раз подходили свидетели Иеговы. Я был в подряснике и видел, что они нападают не на меня, а на мою Церковь. Поэтому я им ни разу не уступил, ни шагом, ни словом, пока они со злобою и раздражением сами не уступали дорогу. Хотя часто мы убегаем и боимся потому, что не ревнуем о своей вере как должно. Конечно, мы не баптисты и не ходим по домам с газетами, но бояться кого-то мы тоже не должны. Как-то одна православная женщина набирала в колодце воды и испугалась, неожиданно увидев соседку колдунью, которую старалась избегать. Соседка ей и говорит: «Чего ты меня испугалась, это я должна тебя бояться, ты только перекрестилась - твое еще только пришло, а мое уже убежало». Вера укрепляется ревностию, рождает надежду, надежда - помощь Божию, которая и есть сила, упование и жизнь.
  Ни атомная война, ни иная какая, не прекратят существования человечества. Как и сказал Господь: «Истинно говорю вам: «не прейдет род сей, как все это будет», т. е. «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Поэтому не нужно волновать свой ум и душу страхами и смятениями. Боящийся – мятется мыслями и огорчается чувствами, а нам нужно в трезвении и уповании хранить свою веру. (Записки православного монаха)"



 

  "Не бойся лишений телесных, бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойся людей, убивающих тело, но души же не могущих убить. Не бойся толков и насмешек о себе людских.
  Это диавольская боязнь, а помышляй, что речет о тебе Господь Бог, что рекут о тебе Ангелы и святые. Говори и делай правду всякую без сомнений, смело, твердо, решительно. Господь наш есть Господь сил. Не бойся толков и насмешек о себе людских. Это диавольская боязнь, а помышляй, что речет о тебе Господь Бог, что рекут о тебе ангелы и святые. Смотри, чтобы духи злобы не издевались над тобою по причине твоего маловерия и неблагоискусства духовного. Никогда не предавай сердца своего унынию и страху, иначе ты будешь их пленником: тогда они свяжут тебя по рукам и по ногам. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

 
"Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь - это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека.Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни.
(Митр. Лимассольский Афанасий)"

 
 

"Без страха и стыда с дерзновением должно исповедовать Господа нашего Исуса Христа и Его учение.  Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
(Свт. Василий Великий)"

 
 


  "Не стыдитесь признать себя верующим человеком, укрепляйтесь в религии, в этом благородном чувстве. Раньше в катакомбах молились христиане и не отрекались от Христа, а мы теперь открыто молимся… Бог не любит трусливых!
  Один иеромонах, желая исповедаться у отца Саввы, написал на листе бумаги грехи, которые он вспомнил; среди них были и тяжелые. Старец взял лист и карандаш и стал читать. Выражением лица он напоминал врача, который внимательно и напряженно слушает больного, чтобы определить его болезнь. Он читал медленно и сосредоточенно, словно взвешивая каждый грех на ладони своей руки. Через исповедь он будто стремился увидеть душу человека, его духовный путь и сокровенную внутреннюю жизнь и определить причины совершенных грехов.
  Вдруг он встал и резким движением карандаша подчеркнул одну фразу, а затем вернул лист иеромонаху: тот написал, как он из-за боязни перед человеком покривил своей совестью. Отец Савва сказал: «Обрати на это внимание, трусость — один из самых тяжелых грехов; она является причиной многих других грехов и падений, ведь во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. В Апокалипсисе написано, что боязливые не спасутся и не войдут в Небесный Иерусалим. Старайся искоренить этот грех из своего сердца». Затем он добавил: "Оставь этот лист, я сожгу его."
(Схиигум. Савва (Остапенко))"

 


 
  "Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли своей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать, как хочет, — хорошо иди худо.
  Душе умной и подвизающейся не должно тотчас падать духом и устрашаться, когда случится что скорбное, чтоб не быть осмеянною за боязливость. Душа, увлекаемая житейским блеском, выходит из своего чина. Душевные добродетели делают нас достойными вечных благ, а самопроизвольные грехи человеческие суть причина вечных мучений.
  Не страшись бесчестий, наносимых человеками.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
  "Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! Да будет воля Твоя; не то да будет, чего хочет тот или этот, но чего хочешь Ты. Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную. (Христианин), ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного. Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха. Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить- и смерть станет для тебя желанной. Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое- истинные черты мудрости. 
Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого. Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
  Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.
  Все боятся одного — как бы не сделаться бедным, а как бы не попасть в геенну — о том никто не беспокоится и не трепещет.
    Мы потому боимся смерти,что живём в нерадении и не имеем чистой совести.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

  "Итак, эта наша духовная брань должна быть у нас всегдашняя и непрестанная и должна быть ведена с душевною бодростью и мужеством, что легко ты стяжать можешь, если взыщешь то от Бога. Выходи же на эту брань, не колеблясь. Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги - демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно-величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых. Все они не явно борются за нас с нами против врагов наших, как написано относительно Амалика: яко рукою тайною ратует Господь на Амалика (Исх. 17, 16). Сколько слабых жен и сколько маловозрастных детей подвигло на брань помышление о такой мощной и всюду готовой помощи! И они одержали верх и победили всю мудрость мира, все козни врага диавола и всю злобу ада.
  Посему никогда отнюдь не следует тебе устрашаться, когда начнет докучать тебе наплыв помышлений, что брань против тебя врагов слишком сильна, что ей конца нет и что она протянется всю твою жизнь, что не избежать тебе падений и повторения их многократного и разнообразного. Знай, что враги наши со всеми своими кознями состоят в руках Божественного нашего Архистратига, Господа Иисуса Христа, в честь и славу Коего ведешь ты брань. Как Он Сам вводит тебя в брань, то всеконечно не только не допустит врагов твоих сделать тебе насилие и победить тебя, если ты сам произволением своим не перейдешь на сторону их, но будет Сам бороться за тебя и предаст врагов твоих в руки твои побежденными, когда и как сие Ему благоугодно будет, как написано: Господь Бог твой ходит в полце твоем, избавляти тя и предстати враги твоя в руце твои.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 


"Насколько удаляются люди от простой естественной жизни и предаются роскоши, настолько умножают и свой страх за завтрашний день. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Сегодня ты смеешься, завтра заплачешь, а послезавтра снова будешь смеяться. Поэтому не бойся.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 

 
"Попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенёт, чтобы они не закололи тебя, как ягнёнка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными.
(Прп. Варсонофий Великий)"

 

  
  "Слово «боязнь» содержит двоякую мысль: есть боязнь естественная, когда душа не желает быть разделенной от тела по причине искони вложенных в нее Творцом как естественного сочувствия, так и естественной дружбы, вследствие которых она естественно боится, и испытывает томление, и избегает смерти. Определение боязни такое: естественная боязнь есть сила, через уныние старающаяся защищать свое бытие. Ибо если Творцом все выведено из небытия в бытие, то, естественно, оно имеет стремление к бытию, а не к небытию.
  Этому же, то есть всему по природе, принадлежит стремление, направленное к тому, с помощью чего оно существует. Поэтому и Бог Слово, сделавшись человеком, имел это желание, показав Свое стремление в отношении к тому, с помощью чего существует естество, желая Себе и пищи, и питья, и сна, и естественно испытав это на деле, а в отношении к тому, что гибельно, показав страх, когда во время страдания Он добровольно допустил к Себе скорбь «смертельную». Ибо хотя происходившее совершалось по закону природы, однако не вынужденно, как бывает в отношении к нам. Ибо то, что было естественно. Он принял добровольно, по желанию. Поэтому самая боязнь, и страх, и тоска принадлежат к числу естественных и беспорочных и не подлежащих греху страстей. 
  С другой стороны, есть робость, образующаяся от ошибочности размышлений, и недоверия, и незнания часа смерти, подобно тому как ночью приходим в ужас, если происходит какой-либо шум. Такая робость происходит вопреки природе и, определяя ее, говорим: робость, происходящая вопреки природе, есть неразумное падение духом. Этой робости Господь не допустил в Себе. Поэтому Он... устрашался... разве только во время страдания... - ибо Он знал Своё время. (Произошедшее со Христом - от авт.) ...случилось не вследствие поражения Его естества, но совершалось для того, чтобы показать, Кем Он был (т. е. Богочеловеком - от авт), терпя это по Своей Собственной воле.
(Прп. Иоанн Дамаскин)"

 
 
 

"Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Божия, тот часто и тени своей боится. Боязливость есть дочь неверия. Гордая душа - раба страха; уповая на себя, она [при этом доходит до того, что] вздрагивает от слабого звука, и боится даже тени. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
 
"Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний - все это посещения Божии, тебе же на пользу.
(Прп. Анатолий Оптинский)"
 
 
 
"Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди… У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой. Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость и безотрадность, и благоденствие и злоденствие – как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Ничего и никого не бойся. Матерь Божию зови на помощь. Враги Её боятся. Она согреет твоё сердце, откроет для тебя в нём новое зрение и новый смысл всего и отженит (отгонит - от авт.) врагов.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"


 
Картинки по запросу фото архимандрита иоанна крестьянкина

 
 
"Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.
(Авва Дорофей)"


 

  
  "Кому подобен христианин, переносящий скорби земной жизни с истинным духовным разумом? Его можно уподобить страннику, который стоит на берегу волнующегося моря. Яростно седые волны подступают к ногам странника и, ударившись о песок, рассыпаются у ног его в мелкие брызги. Море, препираясь с вихрем, ревет, становит волны, как горы, кипит, клокочет. Волны рождают и снедают одна другую; главы их увенчаны белоснежною пеною; море, покрытое ими, представляет одну необъятную пасть страшного чудовища, унизанную зубами.
  На это грозное зрелище с спокойною думою смотрит таинственный странник. Одни глаза его на море, а где мысль его, где сердце? Мысль его — во вратах смерти; сердце — на суде Христовом. Здесь он уже предстоит умом, здесь он предстоит ощущением, здесь его заботы, здесь страх его: от этого страха бежит страх земных искушений. Утихнут ветры, уляжется море. Где холмились гневные волны, там расстелется неподвижная поверхность утомленных бурею вод. После усиленной тревоги они успокоятся в мертвой тишине; в прозрачном зеркале их отразится вечернее солнце.
  Взирая  на житейское море, воздвизаемое бурею страстей, благодарю Тебя, Царю и Боже мой! Скрыл меня в тайне лица Твоего от мятежа человеческа! покрыл меня в крове от пререкания язык! О том только печальна душа моя, о том смущаюсь неизвестностью, что пройду ли отсюда, с берега житейского моря коловратного, неверного, в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующего, вселюсь ли там в век века? Что ж до скорбей земных, — на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. 
  Не устрашись бурь, не ослабей от них: они — признак добрый.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 
"Бояться срама при исповеди - тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение.
(Прп. Макарий Оптинский)"


 

"Грех делает человека трусливым; а жизнь по правде Христовой делает его смелым.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 

"Бог живёт в вечности, поэтому и Промысл Его охватывает вечность. Невозрождённый человек живёт жизнью мира сего, поэтому его пугает всякая скорбь, несчастье, болезнь. Скорби же смиряют человека, его гордое возношение ума, которое в большинстве случаев и есть причина внешних злоключений. 
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"


 


"А страх смерти естествен для смертных. Он преодолевается только благодатью. По мере веры приходит и большее доверие к руке Отца: Отче, в руки Твои святые предаю дух мой грешный. В этом есть уже предвкушение неизъяснимого блаженства жизни с Ним. Повторяйте чаще эти слова и всегда перед сном. Любовь изгоняет страх.
(Архиеп. Иоанн (Шаховской)), Письма к верующим)"


 


"Дерзновенно убо да уповает душа на Христа, да призывает Его; врагов же отнюдь да не страшится: ибо не одна воюет, но со Страшным Царем Иисусом Христом, Творцом всего сущего, бестелесного и телесного, видимого и невидимого.
(Прп. Исихий Иерусалимский)"




    
"Как часто страх перед мнением других людей мешает нам измениться, даже тогда, когда мы вполне готовы к перемене, готовы сделать первый шаг, потому что этот шаг сразу выдаст наше прошлое. И гораздо сильнее, чем самое строгое порицание, нас пугает насмешка.
(Митр. Антоний Сурожский)"


 


"Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.
(Прп. Моисей Оптинский)"


 

 
"Лучше, чтобы подчиненные любили тебя, нежели боялись; потому что от боязни рождаются ложь и лицемерие, а от любви – истина и усердие.
Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти.
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Он силен бывает на всё и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"




  
"Соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола - для того диавол бессилен. 
(Прп. Серафим Саровский)"


  
"При­чи­ною упад­ка ду­ха и стра­ха, ко­неч­но, суть на­ши гре­хи.
(Прп. Макарий Оптинский)"





"Никого и ничего не бойтесь! Весь ад со своими бесами, ничего не сделает больше того, что позволит Господь.
(Игум. Никон (Воробьёв))"





"Не бойся ни горя, ни страданий, ни всяких испытаний: все это – посещения Божии, тебе же на пользу.
(Прп. Анатолий Оптинский)"





"Духовника бояться нечего, и стыдиться его не должно. Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек не был.
(Прп. Никон Оптинский)"





"Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.
(Свт. Феофан Затворник)"





"14 сентября 1932 года у нас на Афоне было очень сильное землетрясение. Но монахи остались покойны. И думал я: «Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха, и особенно греха гордости. Она знает, что нас любит Господь, а если Он нас любит, то чего же нам бояться. Милостивый Господь посылает нам вразумление: «Дети Мои, кайтесь и живите в любви, будьте послушливы и воздержаны, и научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим». 
(Прп. Силуан Афонский)"

















  Страх человеческий (с. ч.) является последствием первородного греха и представляет из себя испорченный грехопадением прародителей страх Божий - когда человек боится согрешить и тем самым огорчить Бога:

  "12 «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.
  13 Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!
  (Ис. 8)"
  "16 Мудрый боится и удаляется от зла, 
  (Прит. 14)"

 
  С. ч. (робость/боязнь/трусость и пр.) противостоит храбрости/смелости/отваге/доблести во славу Божию (проявлению мужества, мученичества и дерзновения):

  "1 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. 
  (Прит. 28)"

  "Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! Да будет воля Твоя; не то да будет, чего хочет тот или этот, но чего хочешь Ты. Когда проявляется любовь Божия, она превышает все, и ни огонь, ни меч, ни бедность, ни болезнь, ни смерть не страшны для того, на кого она изливается.
  Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огонь гееннский. Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: где червь их не умирает и огонь не угасает. Вижу, что вы содрогнулись, но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Хочешь ли не бояться власти (бесконечности адских мук - от авт.)? Делай добро.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  С. ч., являясь духовным братом/порождением малодушия, может быть и одним из проявлений/следствий комплекса неполноценности...   
  С. ч. является обратной стороной другой порочной крайности - дерзости (когда храбрость человека безрассудно преследует суетные/земные/временные/преходящие ценности)...
  Здесь смелость человеческая (мы не пишем о ней особо в отдельном разделе в силу очевидности/понятности её смысла) подобно/похоже перекликается с жалостью...
  Как жалость лучше жестокосердия, так и отвага человеческая лучше боязни/трусости; как жалость меньше любви по Бозе, так и храбрость человеческая несравненно уступает мужеству, великодушию и мученичеству...

"Искушений устрашаться не должно и не надо наскакивать на них, а какие пошлёт Господь — принимать с благодарением; в Кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения.
(Прп. Макарий Оптинский)"





 
  Если страх Божий боится совершить зло (действия, огорчающие Христа), то страх человеческий боится совершить действия, огорчающие самого себя...
  В своих крайних проявлениях с. ч. боится совершать даже и добро (ненавидя его), перерастая уже и в злолюбие... 
  С. ч. толкает подталкивает к различным и всевозможным порокам... 
  Современный человек настолько развил в себе способность получать удовольствие, что умеет это делать даже и при помощи страха...
  Существует уже целая индустрия развлечений, построенных по этому принципу (кино, шоу, аттракционы и пр.)... Причина такого страха (боязливости) заключается как в сластолюбии (и неотделимых от него своеволии, гордости и злолюбии), так и в маловерии, и в малодушии… Либо же и вообще в атеизме… 
  Не существует ни одного человеческого порока, который не мог бы быть причиной страха человеческого (например, комплекс неполноценности и пр.)...
  Вредность же страха заключается в том, что поддерживая себя в этом состоянии, стремясь к нему, человек развивает тем самым и его причины - свою порочность...  
  Порок страха человеческого противостоит добродетели духовного бесстрашия... 
  Если человек не стремится к удовольствию (не любит его), если он понимает, что скорби снижают уровень сластолюбия, то такой человек и не боится скорби… 
  Напротив, он с рассудительностью стремится к ней (добродетель мученичества) и поэтому не имеет и страха ее… 
  Маловерный же, неверующий или безрассудный человек не верит, что все встречающиеся ему по жизни обстоятельства подаются любящим его Христом для его же пользы… 
  Маловеры и атеисты думают, что все происходит либо по воле других людей, либо случайно… 
  Такие люди всегда находятся в состоянии тревоги (родной сестры страха) - ожидания каких-то неприятностей и нехороших неожиданностей (грядущих событий и обстоятельств, несоответствующих собственной воле боязливого)… 
  Такие люди зачастую и очень суеверны… 
  Страх человеческий является серьезным тормозом человека при его и оглашении, и воцерковлении… 
  Страх может быть следствием и своеволия, и атеизма, и маловерия, и комплекса неполноценности, а также как малодушия, так и его следствия - нерешительности... И он же их всех и культивирует...
  Боязнь того, что как бы не было хуже, опасение перемен в образе жизни от появления возможных скорбей является серьезным препятствием для жизни человека по Христовым заповедям…
  В заключение отметим, что с. ч. может играть и добрую/положительную роль в жизни атеистов, язычников или иноверов (на доЦерковном этапе человека) - как сдерживающий фактор/узда против греха (против совершения зла), из-за страха наказания не позволяющий усиливаться во зле, но воздерживаться от него (тому подтверждением/проявлением являются наличие/действие административно-уголовного законодательства, государственных правоохранительной, судебной систем, ФСИНа и пр.)... 
  С. ч. должен быть/являться путеводителем человека к страху Божию рабскому (к боязни гееннских мучений), подобно тому, как Ветхий Завет должен был быть путе/детоводителем для древних евреев к Завету Новому - ко Господу Иисусу Христу и к жизни не по страху/закону, но по благодати Его...

"Если бы страх (человеческий - от авт.) не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому, кто не живет в страхе (бесстрашно/дерзко - от авт.), тому невозможно быть добродетельным.  Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого.
(Свт. Иоанн Златоуст)" 





    
  Страх человеческий врачуется покаянием в нём, частым рассуждением о вседержительстве, промыслительности и любви Божией (трезвением) и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей сластолюбие человека и увеличивающей его в мужестве, в надежде на Бога, в доверчивости Господу (в премудрости):

  "21
 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
  22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
  23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
  24 Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет.
  25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
  26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
  (Прит. 3)"

"Ищущий Бога обретает Его, побеждая всякое похотение непрестанною к Нему молитвою. Таковый не боится (даже - от авт.) демонов.
(Прп. Антоний Великий)"



 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "О душевном страхе" прп. Ефрема Сирина, прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статьи архиеп. Иоанна (Шаховского) и архим. Андрея (Конаноса) с сайтов Православие.Ру, Азбука, Православие и мир, Фома и Логослово... 
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (10 Ноя 15)
Просмотров: 1273

Поиск