"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Стужевание

  – огорчение Христа стремлением к культивированию страстей (порочных помыслов) и к отсечению благостей (помыслов добрых)… 
  Или и другими словами: стужевание - это культивирование страстности (внутренней порочности), стремление к страстности (к удовольствию от страстей)...

 



 
 
  "3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
  (Откр. 3)"
  "31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
  32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
  (Лк. 22)"
  "
26 Мерзость пред Господом – помышления злых,
  (Прит. 15)"
  "4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех (внутренний - от авт.). 
  (Прит. 21)"
  "30 Проходил я мимо поля (духа/души/тела/естества - от авт.) человека ленивого (на исполнение заповедей Божиих вообще и трезвения, в частности - от авт.) и мимо виноградника человека скудоумного (не имеющего христианского образа мыслей/православного мировоззрения - от авт.):
  31 и вот, все это заросло (в результате стужевания - от авт.) тёрном (порочными помыслами/страстями - от авт.), поверхность его покрылась крапивою (порочными привычками/навыками - от авт.), и каменная ограда (трезвение - от авт.) его обрушилась.
  32 И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок:
  33 «немного поспишь, немного подремлешь (речь здесь идёт о невнимательности/беспечности в духовной жизни, результатом которой всегда бывает обмирщённость, нечувствие/окамененность сердца и забвение Божие - от авт.), немного, сложив руки, полежишь, –
  34 и придёт, как прохожий, бедность (недостаток/отсутствие добродетелей вообще и трезвения/благостей, в частности - от авт.) твоя, и нужда (в добродетелях вообще и в трезвении, в частности - от авт.) твоя – как человек вооруженный (поскольку зло, заменяющее отсутствующее добро, губит душу подобно как и оружие/мечь/копьё губит тело - от авт.)».
  (Прит. 24)"
  "15 Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин (стужевание - от авт.) над бедным (лишённым благостей - от авт.) народом (погибающим в страстях естеством человека - от авт.). 
  (Прит. 28)"
  "12 Если правитель (дух человека - от авт.) слушает (сослагается/сочетается - от авт.) ложные речи (страсти - от авт.), то и все служащие (душа/тело/естество/внутренние и внешние/телесные действия/поступки - от авт.) у него нечестивы (злы/вредны/гибельны - от авт.).
  (Прит. 29)"
  "1 Мёртвые мухи (страсти - от авт.) портят и делают зловонною благовонную масть (всю внутреннюю/духовную/душевную и внешнюю/телесную деятельность/жизнь - от авт.) мироварника (человека вообще и христианина, в частности - от авт.) ...
  20 Даже и в мыслях твоих не злословь.
..  
  (Екк. 10)"
  "9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душою (вниманием/помыслами - от авт.). И это – также суета и томление духа!
  (Екк. 6)"
  "7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
  (Ис. 55)"
 "14 Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? 
  (Иер. 4)"
  "31 Вставайте, выступайте против народа мирного (к страстям - от авт.), живущего беспечно, говорит Господь; ни дверей, ни запоров (внимательности - от авт.) нет у него,  
  (Иер. 49)"
  "29 Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие (злые - от авт.) помыслы. 
  (Екк. 7)"
  "5 И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
  6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём.
 (Быт. 6)"









  "Мои мысли - мои скакуны... (Слова из популярной песни)"



 

"Хочешь жить духовной жизнью, — следи за собой (вовремя/мгновенно замечай страсти ещё на уровне прилогов, не сочетайся/не сослагайся с ними  - от авт.). 
(Св. прав. Алексий Мечёв)"
 


  "Мы должны быть внимательны, быть на страже, должны понимать, что всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада. От одного адского помысла рождается целый рой, и человек уже не видит, куда зашел и что наделал. Одно зло цепляется за другое, и, когда человек опомнится, говорит: «Зачем мне это было нужно? Мне было так хорошо, спокойно, и вдруг все разрушилось». А разрушилось потому, что мы были невнимательны. 
  Если отбросишь прилог духа злобы, то победа одержана без борьбы. Зло и страдания существуют только в мире разумных существ, которые из-за своей гордости, непослушания, зависти и злобы удалились от благодати Божьей и абсолютной полноты власти Духа Святаго. Они впали в низкое мудрование и испытывают страдания от своих мыслей и желаний. Зло - в действиях разумных существ, которые стали жить своим умом и создают вокруг себя беспорядок своими мыслями и желаниями.
  Зло пришло от умных, мысленных духов, которые отпали от любви Божьей, обратились в себя, стали жить своим умом и сделались непокорными. Но что бы ни стремились сделать умные силы, отвратившие себя от Источника жизни, все будет источать адский смрад, потому что только Бог — источник мира, радости, любви, правды и доброты.
  Здесь, на земле, необходимо прикладывать все усилия, чтобы не принимать прельщений духов злобы. Святые отцы говорят, что нужно хранить добро, быть на страже и знать, что любая мысль, которая нарушает наш внутренний мир, исходит из ада. Этот прилог нельзя принимать, его необходимо сразу же отбросить. Если же согласимся с ним и начнем беседовать, он вовлечет нас в адские сети. От этой адской мысли пойдут многие другие, и только потом поймем, куда мы пришли и что сотворили. Одно зло прибавляется к другому. И потом, когда человек придет в себя, он скажет: «Что мне было нужно, был мирным и спокойным, и в одну минуту все повредилось». А повредилось потому, что мы не береглись.
  Всякое зло сначала происходит от нас самих, и только потом от диавола. Если ум наш бодр и сердце твердо в вере, диавол не может приступить к нам. Он только выходит навстречу нашим собственным мыслям. Когда мы завидуем, негодуем, ненавидим кого-то, мы сами открываем нечистой силе окно своей клети. Потом она начинает сторожить грехи наши и нам нелегко бывает освободиться от них.
  Иногда человек так погружается в какой-нибудь грех, что он становится его второй натурой, тогда только Бог может его спасти, и от него самого и от диавола.
  Пока мы здесь, в теле, нам необходимо все наше внутреннее зло победить божественной силой. Этого ждет от нас Господь. Не вступайте в мысленную брань с ближними. Трудно жить с ближними, если мы вступаем с ними в мысленную брань. Недостаточно воздерживаться от открытой войны в словах и делах, не вступайте с ними и в мысленную войну! Иначе потеряете душевный мир и любовь.
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"
 
 

"Позаботимся о себе, братия, будем внимательны. Мы находимся в гибельной лености и не только не преуспеваем, но и скорбим всегда. Это происходит с нами от того, что не имеем внимания в сердце нашем. 
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил. Да постится ум твой от суетных помышлений, да постится воля твоя от злого хотения.
 (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
Святитель Иов Патриарх Московский и всея Руси

 
  "Все мы естественно желаем и заповедь имеем быть совершенными...Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним... И какое бы вообще дело, будь оно самое великое, ни предпринял ты и с каким трудом и какими пожертвованиями ни совершил бы его, не доведет оно до той цели, какую достигнуть возжелал ты, если притом оставляешь без внимания страсти свои, давая им свободу жить и действовать в тебе.
  Но таким приготовлением не все уже сделано. Возбуждение страсти все же может подняться и тоже неожиданно. В таком случае вот что делай: как только ощутишь страстное движение, похотное или раздражительное, спеши обуздать его напряжением воли, низойди в сердце вниманием ума и всячески старайся не допустить его до сердца и блюди, чтоб оно ни тем, что раздражает, не раздражилось, ни к тому, что привлекает, не прилегло. Если же случится внезапно породиться в сердце тому или другому, постарайся на первый раз, чтобы то не вышло наружу, не обнаруживай того ни словом, ни взором, ни движением.
  Потом понудь себя возвести ум свой и сердце свое горе к Богу и, воспроизведши в себе ясное сознание и чувство и любви Божией беспредельной, и правды Его нелицеприятной, тем и другим постарайся страстное движение вытеснить, а противоположное ему доброе восставить. При предлежащей встрече, может быть, и неудобно будет это сделать вполне как следует, но всячески намерения и напряжения делать то не оставляй. Пусть теперь это безуспешно - после докончишь, когда прекратится страстевозбудительная встреча. О том же неотложно попекись, чтобы не обнаружить порождающейся страсти. И это будет не давать ей хода. Зато, как только освободишься от недоброго притока впечатлений, спеши к сердцу и постарайся выбросить закравшуюся туда гадину.
   Говоря о молитве, я внимание твое преимущественно обращал на то, как возвести молитву до свойственной ей степени. Могло тебе показаться странным, что когда речь у нас о невидимой брани и тебе желательно знать, какое пособие подает в сей брани молитва, ты слышишь лишь о том, как молитву сделать настоящею молитвой. Не дивись сему, потому что тут только молитва и становится победоносным орудием в невидимой брани, как сделается настоящею, т.е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нем действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, не допускающею к ней ни стрел вражеских, ни страстных нападок плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самим присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Посему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это то же, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем.
  Это так, действительно, и бывает. Но пока-то дойдет твоя молитва до такой силы, враги не дадут тебе покоя, и тебе и минуты не обойтись без брани или опасений ее. Помощна ли тут молитва? Всеконечно, и более, нежели всякое другое орудие духовной брани. Она всегда привлекает Божию помощь, и сила Божия отражает врагов; только будь она усердна и предана в волю Божию. Место ее в самом начале противоборства нападениям вражеским. Вот как идет все дело. Когда внимание, как страж неусыпный, дает знать о подступах вражеских и стрелы их восчувствуются - то есть или помысл страстный, или движение страсти появятся внутри,- ревнующий о спасении дух, осознав в этом злобное дело вражеское, своих сил напряжением нещадно отражает то от сердца, не давая туда про-никнуть, и в то же время в одном почти с сим акте внутреннем возносится молитвою к Господу, призывая Его на помощь. Помощь приходит, враги рассеиваются, и брань стихает.
  Св. Иоанн Колов приточно изображает это так, говоря о себе: "Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Так как он не может стоять против них, то поспешно взлезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келии и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага".
  Св. Исихий пишет о сем в своем "Слове о трезвении и молитве": "Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутри, чтобы узнавать входящих; узнав же, тотчас противоречием сокрушать главу змия, с воздыханием возопив в то же время ко Христу Господу. И получишь тогда опыт невидимого Божеского заступления".
  Еще: "И так всякий раз, как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе,- как научил нас опыт".
  И еще: "Мысленную брань будем вести в таком порядке: первое дело - внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него из сердца с гневом слова клятвы; третье затем дело - помолиться против него, обращая сердце к призыванию Господа Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником".
  И еще: "Прекословие обыкновенно преграждает дальнейший ход помыслам, а призывание имени Иисус-Христова изгоняет их из сердца. Как только вообразится в душе прилог представлением чувственного какого-либо предмета, как то - оскорбившего нас человека или женской красоты, или сребра и злата, или когда все подобное бывает в нашей мысли, тотчас обличается, что привели в такое мечтание сердце наше духи - злопамятства, блуда, сребролюбия и другие. Если ум наш опытен, обучен и навык блюсти себя от приражений вражеских и видеть ясно, как днем, обольстительные мечтания и прелести лукавых, то тотчас отпором, прекословием и молитвой Иисус-Христовою легко угашает разженные стрелы диавола, не позволяя страстному мечтанию увлекать вслед себя и наши помыслы, и помыслам сим согласоваться с призраком прилога, или дружелюбно беседовать с ним и вдаваться в многомыслие, или сосложиться с ним - за чем с некоторою необходимостью следуют худые дела, как ночь за днем".
  И много подобных мест найдешь ты у св. Исихия. У него встретишь полное очертание и всей невидимой брани, и я советовал бы тебе почаще перечитывать его о трезвении и молитве слово.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
  "Как сквернится тело, сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев, зависть и раздор. Сие-то и значит очистить себя от всякия скверны плоти и духа. Ибо рассуждай так: есть растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И как, по слову великого Апостола, кто растлит Божий храм то есть тело, растлит сего Бог: так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на непристойное, подлежит наказанию. И еще внимай, чему учит Божественное Писание: строптивая бо помышления отлучают от Бога. 
  Как новорожденный младенец сохраняет в себе образ совершенного мужа; так и душа есть некоторый образ создавшего ее Бога. И как дитя, постепенно возрастая, постепенно узнает и отца; а когда приходит в возраст, тогда у отца с сыном и у сына с отцом установляется согласие и сыну делается открытым сокровище отца: так и душа до преслушания должна была преуспевать и приходить в мужа совершенна. Преслушанием же погружена душа в море забвения и в глубину заблуждения, и стала обитать во вратах адовых, и как бы на великое расстояние удалившись от Бога, не могла к Нему приблизиться и совершенно познать Создавшего. Но Бог первоначально чрез Пророков обращал к Себе душу, призывал и привлекал ее к познанию Его.
  Напоследок же сам Он пришел, отъял забвение, отъял и заблуждение, потом и врата адовы сокрушив, вошел к заблудшей душе, Себя самого предложив ей в образец, чтобы чрез сие возможно ей было достигать в меру возраста, в совершенство Духа. Посему-то Божие Слово по домостроительству искушается лукавым, потом терпит поношения, уничижения, оскорбления и заушения от рук людей дерзновенных, и напоследок самую крестную смерть, показывая сим, как сказали мы, какое расположение должно иметь к тем, которые нас поносят, уничижают, или грозят нам и смертию, чтобы для тех, которые глухи, человек сам делался безгласным и неотверзающим уст своих, чтобы, видя действие и утонченность лукавства, как бы пронзенный гвоздями на кресте, с воплем крепким взывал к Могущему спасти его от смерти, и говорил: от тайных моих очисти мя, и: аще не обладают мною, тогда непорочен буду.
  Тогда-то, соделавшись непорочным, обретает Покоршаго ему вся, воцаряется и упокоевается со Христом. Ибо душа, вследствие преслушания поглощенная вещественными и нечистыми помыслами, соделалась как бы неразумною; почему, не малый потребен труд возникнуть ей из такого вещества, уразуметь утонченность лукавства и освободиться от оного, чтобы прийти в срастворение с безначальным Умом. Что Каину сказано Творцом в прямом значении слова: стеняй и трясыйся и в тревоге будеши на земли, то в таинственном значении было некиим прознаменованием и образом всех грешников.
  Ибо и род Адамов, отступив от заповеди и соделавшись виновным во грехах, таким же образом приводится в колебание непостоянными помыслами, исполненный страха, боязни и смятения; между тем как сам враг всякую невозрожденную от Бога душу обуревает пожеланиями и многоразличными удовольствиями, и сотрясает как пшеницу в каком-то решете. Да и сам Господь тем, которые следуют хотениям лукавого, показывая, что соблюдают они в себе образ Каинова лукавства, в обличение их сказал: Вы похоти отца вашего, человекоубийцы, хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит. 
  Иные воздерживаются от явного блуда, татьбы, любостяжания и подобных худых дел, и потому ставят себя в числе Святых; но им многого не достает, чтобы стать святыми на самом деле и поистине; потому что нередко в уме еще скрывается, живет и пресмыкается порок, и вовсе не удалялся от них. Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Некто из братьев, молясь вместе с другими братьями, пленен был Божественною силою и в восхищении видел горний град Иерусалим, светлые тамошние жилища, беспредельный и неизреченный свет, слышал голос, который говорил: "вот место упокоения праведных"! Потом надмившись и возымев высокое о себе мнение, впал в глубину греха, и в последствии стал добычею великих зол. Если же так было с ним; то возможно ли простому человеку сказать: "поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение, сохранил себя от упомянутых худых дел, то ничего уже не остается, чтобы и мне быть Святым?" Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, как сказано; но очищение ума - вот совершенство!
  Ибо с какою страстию человек не борется мужественно, не противится ей всеми мерами и услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими, и он согбенный не может вознести мысли своей к Богу и служить Ему единому. Но душа, истинно направившая стремление свое ко Господу, к Нему обращает все желание, отрекается себя самой, и не следует хотениям собственного своего ума. Примером можно научить, как человек гибнет по собственной своей воле. Ибо из любви к чему-нибудь в мире бросается в огонь, погружается в море, отдает себя в плен.
(Прп. Макарий Великий)"
 


"Твёрдо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку. (Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 
  "Будем бодрствовать и обращать на всё внимание ума нашего, чтобы никто не мог назвать нас ленивыми и невнимательными. Кто приобрел духовное внимание ко всему, у того ум сделался здрав, тот приуготовил в сердце своем жилище Богу и приобрел себе славу у Бога — тот обогатится некогда и получит неисчислимые сокровища.
  Страсти не могут получить власти над тем человеком, который бодрствует над собою и обращает на себя внимание. Если же такой человек по коварству искусителя и впадет в грех, то бдение и внимательность тотчас обратят его к добродетели. Но человек беспечный и невнимательный, который не старается угождать Богу делами своими, если по коварству диавола впадет в грех, не замечает того, — потому что сердце его ожесточено наподобие камня. 
  Человек невнимательный подобен ослу, на которого всегда можно садиться и класть тяжести. Таким образом, человек сей прилагается скотом несмысленным и уподобляется им. Беспечный уподобляется бессловесным животным потому, что диавол совершает в нём свою волю и беззакония. Он влечет его, куда ему угодно, доколе исполнится мера неправд его и он плачевным образом окончит жизнь свою.
  Старайтесь приобрести духовное внимание к самим себе и совершенство, чтобы вам не впадать в сéти врага. Невнимательный подобен обветшавшему или оставленному жителями дому, на который никто не обращает внимания, потому что в нём живут пресмыкающиеся нечистые животные. Таково положение невнимательного. Никакая Божественная сила не охраняет его от зла.
  Старайтесь приобрести внимание и, приобретши, не оставляйте его, дабы враг не покорил вас своей власти. Духовное бдение и внимание предохраняет человека от всех грехов, так что он делается местом упокоения для Святого Духа, счастливо оканчивает поприще жизни сей и удостаивается войти в обитель святых.
  Истребляй в себе все порочные мысли, возлагай упование свое на Бога — и Он будет защищать тебя десницею Своею. Старайся не забывать значения одежды твоей, которою облечен ты был вначале; помни и о слезах покаяния твоего, кои пролиты были тобою тогда, — и поспешно отскочи от подкрадывающихся тайно помышлений недобрых, чтоб не быть увлечену ими и на явные дела. 
  Не попускай сердцу своему злоумышлять злое, но понуждай его воздавать добром за зло, взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах. Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу; и Он покроет тебя десницею Своею. Не всякому помыслу своему следуй. Помыслов и пожеланий своих (порочных - от авт.) не исполняй.
  Ревнующие о добродетельной жизни пусть тщательно рассматривают, что им должно делать и чего убегать, полезным для себя почитая (и принимая) только то, что внушают истинные и Божественные законы, и отсекая от души лукавые помышления. Когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от неё или лучше — сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысл, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния.
  Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, мятущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие, — что все нехорошо и что, следовательно, надо приобресть новое и лучшее. Как сверх меры длинные одежды мешают идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.
   Когда воспримешь мечтания о каком–либо чувственном удовольствии, поберегись, чтоб не быть тотчас увлеченным им; но, несколько отстранив его, вспомни о смерти и помысли, сколько лучше будет тогда сознать себя победившим эту прелесть сластолюбия.
  Диавол пал с Небес по причине гордыни, и прежде всего демоны нападают на тех, кто достиг высокой меры, гордостью и тщеславием пытаясь восстановить их друг против друга. Бесы знают, что таким образом они могут отсечь нас от Бога, потому что им известно, что тот, кто любит своего ближнего, любит Бога; и потому враги праведности сеют раздор в наши сердца, чтобы мы наполнились великой неприязнью друг к другу, и не могли бы терпеть никакого общения с нашим ближним даже на расстоянии.
(Прп. Антоний Великий)"
 
   

"Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа.
(Прп. Силуан Афонский)"

 
 
 
"Страсти в нас, но самостоятельности в нас не имеют. Разум, например, есть существенная часть души, и его никак отнять нельзя, не уничтожив души. А страсти не таковы. Они привзошли в естество наше и выгнаны из него быть могут, не мешая человеку быть человеком, а, напротив, быв изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует по ним самоохотно и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа.
(Свт. Феофан Затворник)"
 
 
 
"Пока человек не возродился в Духе, сатана крепко сидит в его сердце. Он знает все помышления, чувства, стремления, склонности и страсти человека, так что может пересказать все грехи, совершенные им в течении жизни, что и делает на мытарствах. Только покаяние раздирает наше греховное рукописание, но относимся мы к нему часто не как должно, легкомысленно. Сознание греха есть, а покаяния как такового нет; будет ли тогда изглажен грех из книги совестной? Порочны могут быть не только дела, но и слова, мысли и намерения. Предаваясь страстям, хотя бы в помыслах, мы оскорбляем Святого Духа. Вот она, разница между правовой общественной нравственностью и нравственностью христианской!
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"
 
 
 
"Злые по­мыс­лы, вну­ша­е­мые вра­гом на­ше­го спа­се­ния, мо­гут, слов­но ис­кра, раз­жечь в че­ло­ве­ке гре­хов­ные по­же­ла­ния. На­до ту­шить эти ис­кры во­дой, то есть мо­лит­вой и устрем­ле­ни­ем ду­ши к Бо­гу.
(Прп. Пимен Великий)"
 
 
 
 
 
  







 

  По мнению св. отцов, под зёрнами пшеницы в Своей притче Христос имел в виду помыслы человека, а просеивание (трясение) их в решете (человеке) - образ духовной брани (страстей), попускаемой для соблазна человека к стужеванию (искушению страстностью)...

  "25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:
  26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне (невежества и заблуждения - от авт.); ибо все эти народы (телесно - от авт.) не обрезаны, а весь дом Израилев (внутренне/духовно - от авт.) с необрезанным (культивирующим страсти - от авт.) сердцем.
  (Иер. 9)"

 
  Стужевание (образ Ветхозаветной необрезанности язычников) начинается с невнимательности к помыслам (с беспечности) - с внутренней расхлябанности, затем переходит к страстной невоздержности (к устремлённости к страстям/порочным помыслам), а заканчивается культивированием страстей и навыком в страстности (погибелью)...
  Как стужевание ("оскудение" в трезвении через маловерие) является делом бесовским, так и, соответственно, противостоящее ему трезвение ("обращение" к Богу) - делом Божиим...
  Как маловерный и страстный соблазняет (размягчает духовно) ближних к стужеванию, так и верный утверждает (способствует своим добрым примером) окружающих его людей в добре вообще и в трезвении, в частности ("спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи")...
 
  "9 Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 
  (Прем. 1)"  
 
  Страстность - суть состояние человека во время проявления (действия) в нем страстей...
  Страстность является одним из последствий первородного греха и в той или иной степени свойственна для каждого человека (наряду с неотделимыми от нее следствиями ее - тленностью и смертностью)...
  Страстность зависит от силы (слабости) тех или иных страстей в человеке...
  Сила помыслов (напр., эмоций) в людях (т. н. темперамент) является различной в них от рождения (т. е. врожденной) и носит специфический (неповторимый, как отпечатки пальцев) характер в каждом человеке...
  Весьма условно людей разделяют на четыре типа по врожденной силе помыслов (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики)...
  Св. отцы писали, что люди могут отличаться друг от друга как медь и воск (по своим телесным и душевным свойствам)...
  Любой тип врожденного темперамента не уменьшает и не увеличивает способности человека к исполнению им заповедей Христовых (не увеличивает и не уменьшает его шансы на спасение)...
  Все в этом мире является талантом Божиим (и любой тип темперамента в том числе)...
  Но тип темперамента должен обязательно учитываться человеком при исполнении им заповедей Иисусовых и вносить те или иные коррективы (специфику) в его духовную и телесную аскетику (рассудительность)...
  Темперамент может быть и приобретенным (т. е. изменяться со временем, с возрастом, в связи с теми или иными внешними или внутренними обстоятельствами)... 
  Свою силу помыслов человек можето увеличивать (через стужевание и трезвение), а может и уменьшать (напр., через нерадение, душевное и духовное бездействие, апатию, безразличие, уныние и пр.), изменяя, соответственно и свой темперамент... 
  Страстность противостоит благостности...
  Стужевание - термин, имеющий свое происхождение из святоотеческого (монашеского) наследия...
  Когда монахи вели речь (напр., при откровении помыслов) о действии в них страстей, то  свои ощущения от них они называли "стужением"...
  Напр., послушники говорили своим старцам, что их "стужают" помыслы блуда, осуждения, тщеславия и пр. ...
  "Стужать" - от слов стужа, холод, мороз и связанных с ними ощущениями навязчивой скорби, тесноты, духовного дискомфорта...
  Стужевание (духовный сон, духовное "почивание", духовная дремота, безумное делание) противостоит трезвению (бодрствованию, умному деланию, хранению ума) и поэтому оно соединено с обязательным отсечением благостей (отвержением благостности)... 
  Стужевание - суть внутренняя жизнь человека, противная заповедям Христовым...
  Стужевание - суть вся совокупность злых внутренних действий человека...
  В противовес трезвению, которое является совокупностью всех благостных внутренних действий (всех добрых помыслов, т .е. помыслов, соответствующих заповедям Иисусовым):
 
  "14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
  33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
  (Мк. 13)"
  "47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
  48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
  (Мф. 13)"
 
  Понятие стужевания введено св. отцами (монахами) для удобства ведения аскетической (внутренней, умной) деятельности (так же как и термины "страсти, страстность")...
  На нашем сайте понятие стужевания соответствует святоотеческому понятию страстности (по смысловому родству), а термин страстность выведен в отдельное (также родственное по смыслу) понятие для того же удобства в разделении духовных предметов (для точности и конкретики, ведущих к лучшему их пониманию, осознанию и усвоению)...
  Стужевание со всей уверенностью можно назвать неким соборным, злым состоянием нечестивого человека… 
  Стужевание по определению соединено с любым пороком... 
  Поэтому причина стужевания - все пороки (любой из них) и неотделимое от них сластолюбие...
  Стужевание чрезвычайно опасно и вредно… 
  Опасность стужевания заключается в его внешней незаметности… 
  Ибо свободное и осознанное стужевание – это внутренний грех, т. е. внутреннее, порочное действие человека… 
  Только достаточно внимательный и чувствительный ко злу (добролюбивый) человек способен замечать в себе как сами страсти, так и свою любовь к ним… 
  Опасно стужевание и тем, что оно не требует никаких внешних (духовных или материальных) атрибутов как источников или помощников получения удовольствия... 
  Источником удовольствия для страстного человека является все его (собственное!) троичное совокупное естество... 
  Поэтому предаваться страстности можно при любых внешних и внутренних обстоятельствах (кроме бессознательного состояния)...
  Вредность же стужевания заключается в том, что она может развивать человека во всей его совокупной порочности (во всем присущем ему зле)… 
  Страсти - суть следствие порочности, ее внутреннее проявление в человеке... 
  Разные св. отцы под термином страсть (страсти) нередко подразумевали разные понятия, вкладывая в него (соответственно) и разные смыслы...
  На нашем сайте мы конкретизировали понятие страстей (чтобы исключить множественность толкований), определив их как злые (порочные) помыслы (внутреннюю порочность)...
  Культивирование же страстей (любовь, устремленность человека к ним), по определению увеличивает и сами страсти, и саму их причину - соответствующие страстям пороки (стремление к страстям)...
  Ибо что "посеет" человек - то и "пожинает" (только многократно больше)... 
  Не является исключением и внутреннее (духовное и душевное) "сеяние" - когда следствие увеличивает ("взращивает") свою собственную причину......
  Поэтому любовь к страстям в частности, по определению развивает и саму любовь к порокам вообще, т. е. страстность же культивирует и  порочность (свою собственную причину)...
  Ведь строго говоря, любая страсть является внутренним проявлением (действием) того или иного конкретного порока (т. е. пороком внутренним)...
  В то время как любой грех является проявлением того или иного конкретного порока снаружи (т. е. пороком внешним, телесным)... 
  Разница между грехом и страстью состоит в том, что грех является следствием страсти...
  Поэтому вредность стужевания в том и заключается, что она рождает греховность человека...
  А любой грех, в свою очередь, культивирует (увеличивает), рождающую его, ту или иную конкретную страсть, развивая порочность человека в геометрической прогрессии...
  Именно поэтому Христос такое большое (первостепенное) значение придавал борьбе со страстями, объясняя евреям, что "не оскверняет человека есть неумытыми руками", что "не человек для субботы, а суббота для человека" и пр., что "извнутрь, из сердца" человеческого исходит его скверна - порочность и всякое др. зло...
  Но, тем не менее, довольно многие современные христиане (подобно тем самым евангельским фарисеям) по-прежнему недооценивают вредность стужевания, уделяя все свое внимание только телесным (внешним) порочным действиям (собственно грехам) и борьбе только с ними… 
  Борьба же только с грехами свидетельствует либо о невежестве и безрассудстве людей, либо об их своеволии… 
  Ибо Христос повелел очищать прежде всего "внутреннее чаши", т. е. бороться прежде всего со страстями и любовью к ним как к источникам удовольствия… 
  Ибо порочность и страстность - есть корень всякого зла в человеке, а грехи - лишь последствия ее... 
  Поэтому особая вредность стужевания состоит еще и в том, что кроме увеличения каких-либо конкретных пороков, она может  развивать и невежество, и безрассудство, и своеволие человека, вредность которых невозможно переоценить… 
  Т . е. стужевание, как фундаментальное злое состояние человека увеличивает и все фундаментальные человеческие пороки, категорически препятствующие людям спастись…
  Среди человеческих помыслов св. отцы (кроме страстей) выделяют и т. н. простые помыслы - это помыслы о природе, работе, ближних, о любых внешних и внутренних предметах (о твари), не сопровождающиеся той или иной негативной (злой, неправильной) их оценкой или стремлением к удовольствию от них... 
  Строго (по определению) говоря, стремление к простым помыслам ради удовольствия нельзя назвать страстностью, но, тем не менее, те же св. отцы со всей ясностью предупреждают, что от стремления к простым помыслам до стремления к страстям - один шаг... 
  Потому что и в том, и в другом случае их (стремление) объединяет одна и та же мотивация - сластолюбие, его же (порочность) и развивающая... 
  Если говорить еще строже, то и стремление к помыслам добрым, но ради того же удовольствия - тоже может являться вредным (злым)... 
  Это несколько допустимо (по немощи человеческой) только на ранней стадии воцерковления (и то лишь в виде исключения), когда христианин находится еще на уровне рабского или наемнического страха Божия, когда само по себе блаженство (духовное радостное ощущение) еще является для человека приоритетнее (главнее) его Источника - Господа Иисуса Христа...
  Тема стужевания и неотделимой  от нее страстности неотделима и от такого понятия как фантазия (способность человека воображать как существующие реально, так и несуществующие на самом деле те или иные материальные и духовные предметы)... 
  Способность к воображению досталась человеку как одна из творческих способностей своего Творца - Бога (созданному по Его образу и подобию)... 
  Воображение Бога не имеет ни временных, ни пространственных, ни материальных, ни духовных ограничений... 
  Воображение всемогущего Бога может находить свою "материализацию" в любом виде, в любой форме, в любом количестве, в любое время, в любом месте и в любой последовательности... 
  И все это Божие творчество осуществляется Им без всяких усилий (без каких-либо духовных или материальных затрат)... 
  Способность человека творить несуществующие реально предметы называется его мечтательностью (иллюзией, фантазией)... 
  Стремление к удовольствию от мечтательности очень опасна и вредна, т. к. создает в мечтателе ощущение всемогущества, вводя его в ложное состояние веры в свои мнимые способности преодолевать даже пространство и время...
 
  "1 Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. 
  (Сир. 34)"
 
  Напр., мечтая о собственной (мнимой) добродетельности, фантазер постепенно приходит к мнимому же (неистинному, ложному) убеждению (к заблуждению), что он является действительно добрым человеком,  развивая в себе гордость (невежество своего зла), отсекая тем самым в себе способность к покаянию и возможность собственного спасения... 
  Мечтательная способность, перешедшая в привычку или в навык, сильно затрудняет (а иногда и полностью не позволяет) человеку правильно молиться (обратиться к Богу, соединиться с ним вниманием)... 
  Фантазер постоянно во время своей "молитвы" воображает некие предметы (нередко представляя Христа, Богородицу, ангелов, святых и пр.), соединяясь не с Богом, а оставаясь в соединении с предметами своих собственных иллюзий... 
  Воображать человек может не только зрительные (видимые) образы, но и слуховые (звуковые), вкусовые, тактильные (осязательные), обонятельные и мысленные предметы... 
  Ярким проявлением человеческих фантазий являются как человеческое "искусство" - литература (фантастика и пр.), живопись (абстракционизм, сюрреализм и пр.), музыка, архитектура, так и подавляющее большинство всех остальных предметов человеческой "культуры" - архитектура, дизайн, мода. кулинария, наука, техника, образование, медицина, промышленность и пр., и пр. ...
  Воображение - есть талант Божий, который, к великому сожалению, падшее человечество использует не по своему назначению (ради спасения), а ради получения банальных удовольствия, денег, славы, власти и пр., и пр. тленных (временных) предметов, ведущих людей к вечной их погибели в геенне... 
  Поэтому в принципе, в соответствии со всем вышесказанным, к стужеванию можно отнести любое стремление человека к культивированию любых помыслов (и злых, и простых, и добрых) ради получения удовольствия от них (а не ради Христа)... 
  Из вышесказанного становится понятным и причина, по которой нечестивая душа человека, после смерти его тела, не в состоянии пройти т. н. мытарства (бесовские искушения и истязания в "воздухе"- переходном пространстве между миром материальным и миром духовным) - это стужевание...
  Человек, обративший стужевание в навык и по выходу своей души из тела устремляется всем своим вниманием (душевным и духовным существом) к страстям, а не к Христу, увлекаясь в геенну - к мнимым вожделенным предметам (реально отсутствующим и потому вместо привычного ожидаемого удовольствия, приносящим вечные страдания)...
  Стужевание (как и любой порок) может быть как свободным, так и невольным, как неосознанным, так и сознательным...
  Оно может иметь разные свои степени (величины), которые прямо отражаются не только и на степенях (силе) страстей, но и на их "ассортименте"... 
  В силу своей соборности стужевание неблагоразумно (неэффективно) исповедывать в Таинстве Исповеди, но только келейным образом... 
  В заключение отметим, что как ум бывает Христов (в христианине), а бывает и дьявольский (в человеке бесчинном), так и стужевание (противоположно трезвению, формирующему православное мировоззрение) определяет мировоззрение сатанинское - фундамент жизни человека нечестивого...
  Стужевание - причина безумия (противостоящего премудрости)...
  "Число имени зверя" на челе людей из Откровения является образом сребролюбия/любостяжания/стужевания, а печать на руке - образ их соответствующей внешней жизни...
  Ибо как любостяжание, так и сребролюбие, растущее из него, являются проявлениями стужевания (одними из самых вредных): 
 
  "15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
  16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
  17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 ... Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
  (Откр. 13)"
  "9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
  10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; 
  (Откр. 14)"
  "2 Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
  (Откр. 16)"
 
  Врачуется стужевание только непрестанным покаянием в нём, посильными трезвением, молитвой и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей человека во всех его пороках (порочности) и в неотделимых от них страстях (страстности)... 


 
  

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, главы об умном делании свт. Игнатия Брянчанинова, Беседы "О...внутренней брани..." и о внимательности прп. Макария Великого, письмо прп. Исидора Пелусиота, прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру, Ни-ка, Азбука веры, Богослов.Ру, Богослов.Ру, Православие и мир и Тихая пристань... 

 





 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (08 Мар 14)
Просмотров: 555

Поиск