"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Тревожность неправильная
 
  - огорчение Христа стремлением к ощущению опасности (к состоянию тревоги)...
 

 
 

 
  "29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
  30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
  31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
  32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
  (Лук. 12)"
  "16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога. 
  (Прит. 15)"
  "3 И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; 
  (Дан. 2)"
  "9 Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. 
  (Дан. 5)"
  "4 Вот, душа надменная не успокоится, 
  (Ав. 2)"
  "13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. 
  (Сф. 3)"  
  "3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 
  (Мф. 2)"
  "26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 
  (Мф. 14)"
  "10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нём.
  (Деян. 20)"








  
  "Тревога - это мучительное состояние, которое мы сами себе придумали, благодаря ей мы стареем раньше времени, терзаемся сами и терзаем других... Есть люди, которые особенно остро переживают все, происходящее вокруг, и считают себя ответственными за это. У них сильно развито чувство вины, и им очень сложно сохранять мир в душе. Что бы ни случилось, их охватывает паника, хотят они этого, или нет. Эту особенность своей личности человек должен знать, тогда он научится управлять тревожностью, контролировать ее, для того, чтобы не мучить ни себя, ни других.
  Одно дело - волноваться, если мы ожидаем гостей, и поэтому убираем дом, готовим, накрываем стол. В этот момент мы активны, торопимся, в нас присутствует положительный заряд, жизненная сила - ведь мы искренне хотим, чтобы все были довольны. И совсем другое - гангрена тревожности, которая медленно разъедает душу. То мучительное состояние неуверенности, которое делает человека больным. Тому, кто бесконечно испытывает стресс по собственной вине, противостоит уравновешенный человек, человек, который делает все спокойно, естественно, живет без паники, без болезненных забот, то есть так, как заповедал нам Христос.
  Человек должен научиться жить с ощущением присутствия Бога в своей жизни - и постепенно это чувство изгонит болезненную тревожность из его души. Если мы сумеем почувствовать Божию любовь, то увидим, что все остальные проблемы исчезнут. Мы успокоимся, наша душа избавится от бесконечного стресса, напряжения, трудностей, которых, на самом деле, практически не существует. Мы задавлены своей логикой, своим рационализмом, полагаемся на свои силы, на свой интеллект, на свои способности, деньги и знакомства, и очень мало доверяем Богу. Пока не поздно, надо изменить это в себе, и, склонив голову, сказать: «Господи, возьми мою жизнь и делай с ней что хочешь, только бы я чувствовал, что Ты меня направляешь, что Ты держишь меня, что Ты меня защищаешь, что Ты меня любишь, что Ты находишься рядом со мной! Этого мне достаточно! (Архим. Андрей (Конанос))"
   "Не беспокойтесь о своей духовной несостоятельности — Бог видит её. Вам же нужно положиться на Него, молиться как можно усерднее, не впадать в отчаяние и бороться, насколько достанет сил. Вот когда вы начнете думать, что достигли много в духовной жизни - бейте тревогу, значит - всё наоборот. Истинная духовная жизнь с первых шагов сопровождается страданиями и лишениями. Так возрадуйтесь всякой скорби! (Иеромон. Серафим (Роуз))"
  "Предайте все в руки Божии и не беспокойтесь о будущем. Что будет полезно вам и спасительно, то Господь и пошлёт. (Свт. Нектарий Эгинский)"




 

  "Тревожные мысли — хуже всего, коих и должно опасаться всегда.
  (Прп. Антоний Оптинский)"

 




  "Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное. Не смиряешься - оттого и не имеешь покоя.
  
Ты потеряла радость? Скажи себе: между Богом и мной есть преграда. И молись Божией Матери, чтобы она помогла тебе найти и устранить эту преграду без промедления. Смущение, по каким бы оно благовидным причинам ни приходило, есть самое душевредное искушение.
  Посему должно считать неправильными и несправедливыми те причины и поводы, по которым оно возбуждается. Ежели всеблагий Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, нежели мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием; а неуместной заботливостью нашей и безвременным опасением и боязнью ничего сделать не можем. Будем жить, пока дарует нам жизнь Жизнодавец, Иже мертвит и живит, поразит и исцелит, вся устрояяй премудростью Своею, по единой благости, ко благому и полезному и спасительному. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 



 
"Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда идут только лишь на пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? 
Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства. 
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)"

 
 
 

 
"Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит. И все, что творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: "Буди воля Божия!" В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце. Не тревожься восстающими страстями: старайся по возможности противиться им; человек, доколе на земле и облечен в бренное тело, дотоле подвержен изменениям; то чувствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакою страстью, то находится в обуревании страстей. Такая изменяемость научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы падаем и совершаем бесстрашно беззакония.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 


 
"Самое важное в духовной жизни – хранение мира в сердце. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. В нем должен царить мир, безмолвие, тишина. Мысленный хаос – это состояние падших духов. Наш ум должен быть собран, внимателен, сосредоточен. Только в такой ум может вселиться Бог.
Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь в стоянии перед Господом – это значит нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С ним мы должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь по всюду и во всем.
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"

 
 
 

 
"У современных людей много страхов. Кто-то боится грядущих событий, связанных с концом света, кто-то преследований со стороны какого-то лица, кто-то финансовых трудностей. В общем, почти у каждого существует какой-то страх. Существует только один рецепт избавления от всех этих фобий. Если у человека есть страх Божий, он освободит его от всех остальных страхов. Страх Божий действует подобно свету. Если уже нас нет света и мы пребываем во тьме, что мы можем почувствовать? Как будем ориентироваться и воспринимать окружающую обстановку? Итак, страх Божий действует в человеке подобно свету. Когда жизнь освещена, другие страхи просто не способны поселиться в нашей жизни. Соответственно, если мы оставим страх Божий, наше сердце обуяет множество фобий и страхов. Подобным образом действует и любовь. Когда страх Божий приобретает новое измерение и преобразуется в любовь к Господу (и исполнение его заповедей), эта любовь избавляет от всех земных привязанностей и греховных проявлений любви. Так человек освобождается. 
(Архим. Лука, Филофейский)"


 
 

 
"Духовная радость не приходит к тому, кто исполняет мирские похотения своего сердца. Такого человека посещает беспокойство. Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу. Кто доверяется Богу, тот сеет славословие и собирает Божественную радость и вечное благословение. Кто сеет печаль, тот и пожинает печаль и запасает беспокойство для своей души.
(Прп. Паисий Святогорец)"



 

 
"Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего.
(Игум. Никон (Воробьев))"

 
 
 


"Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури, мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим. Верьте Богу и Спасителю нашему и ничего не бойтесь, враг может только страховать нас. Он сильный, но всесилен только Бог.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 



  "Как долг неотложный имеет всякий христианин, когда потеряет сердечный мир, делать все от него зависящее, что может способствовать к восстановлению его, так не меньше того обязательно лежит на нем не допускать, чтоб какие-либо случайности текущей жизни возмущали сей мир: разумею болезни, раны, смерть сродников, войны, пожары, внезапные радости, страхи и скорби, воспоминания о прежних проступках и ошибках,- словом все, чем обычно волнуется и тревожится сердце. Не допускать тревог и волнений в таких случаях обязательно потому, что, поддавшись им, человек теряет самообладание и лишается возможности ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования, а то и другое дает врагу доступ взволновать его еще более и направить на какой-либо шаг, трудно поправимый или совсем не поправимый.
  Я не то хочу сказать: не допускай скорби, потому что это не в нашей власти, а то: не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать и право действовать. Это, при помощи Божией, в нашей власти, если у нас в силе нравственно-религиозные чувства и расположения.
  
Из прискорбностей каждая имеет свои особенности и против каждой есть свои приемы; но я говорю вообще об них, разумея общее их свойство - растревоживать и возмущать душу, и общее против этого имея в мысли предложить тебе средство. Средство это есть вера в благое Провидение, устрояющее течение нашей жизни со всеми ее случайностями в личное каждому из нас благо, и благодушная покорность воле Божией, выражающейся в нашем положении, по коей в глубине души взывалось бы: буди воля Божия! Якоже Господеви изволися, тако и бысть, и бысть во благо нам.
  
Сие благо в разных лицах разно сознается и чувствуется. Иной сознает: это благость Божия на покаяние меня ведет; другой чувствует: грех ради моих послал мне это Господь, чтоб очистить меня от них, несу епитимью Божию; третьему приходит на мысль: испытывает меня Господь, искренно ли я служу Ему. Со стороны смотрящие на подвергавшегося скорбям могут и четвертое подумать: это ему - да явятся дела Божии на нем. Но такое решение может иметь место не иначе как по окончании прискорбностей, и именно при явной помощи Божией. В душе же скорбящего уместны только три первых чувства. И они все такого свойства и силы, что какое бы из них ни взошло на сердце, всякое сильно утишить поднимающуюся бурю скорби и водворить в сердце мирное благодушие.
  
И вот тебе общее средство к умиротворению сердца, когда прискорбности покушаются возмутить его: восставив в возможной силе веру в благое Провидение о тебе Божие и оживив в душе богопреданную покорность воле Божией, наводи на сердце сказанные выше помышления и понудь его почувствовать, что настоящею случайностью скорбною или испытывает тебя Господь, или очистительную епитимью на тебя налагает, или подвигает на покаяние или вообще, или частно о каком-нибудь забытом деле неисправном. Как только сердце восчувствует что-либо из сего, скорбь тотчас утихнет и даст ему возможность вслед за сим восприять в себя и другие два чувства; все же вместе они скорее водворят в тебе такой мир и благодушие, что ты не возможешь не взывать: буди имя Господне благословенно во веки! Что масло на волны моря, то сии чувства на скорбное сердце: улегаются волны и бывает тишина великая.
  
Так умиротворяй сердце, когда оно встревожилось в какой бы то ни было степени. Но если ты долгим над собой трудом и духовными подвигами так внедришь в сердце сказанные чувства, что они будут преисполнять его неотходно, то никакая скорбь не потревожит тебя, потому что такое настроение будет для тебя действеннейшим предохранительным средством против того. Не то, чтоб чувства скорбные уж и не подступали; они будут подступать, но тотчас же и отступать, как волны морские от крепкого утёса.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 

 
"Мы призваны Богом к жизни, но мы замечаем часто, что самая внутреннейшая жизнь наша часто бывает в опасности, что ее усиливается кто-то самым упорным образом похитить и повергнуть нас в какое-то убийственное состояние тоски, скорби и смятения. Смущение — оттого, что сердцем пустым, не занятым сердечною верою и молитвою, овладевает бесовский страх. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Не трудитесь же напрасно в искании себе утешения и покоя и спасения, кроме смирения. Все вам только в огорчение, в беспокойство и в пагубу послужит, ежели вы не возьметесь за смирение Христово. Без него растерзают вас волки.
(Прп. Моисей Оптинский)"


 
 

 
"Если страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться: смущаться тем, что тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости и происходит от того, что мы не знаем своего душевного состояния и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель. Чему удивляется страстный, когда страсть тревожить его? Зачем смущается? Ты стяжал ее, имеешь в себе и смущаешься! Принял в себя и залоги ее, говоришь: зачем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога.
(Авва Дорофей)"


 

  

"Если в сердце тревога и беспокойство, - это значит, что нарушен мир между нами и Богом, т. е. мы согрешаем или искушаемся. Если бы при непорочном поведении мы были осеняемы благодатным миром Божиим, то никакие внешние обстоятельства не могли бы волновать и тревожить нас. Привычка «нервничать» есть прямой признак своенравия. Эта болезнь душевная развивается по мере потворства себе и самооправдания.
(Иеромон. Пётр (Серёгин))"


 
Картинки по запросу фото иеромонаха петра серегина
  


"
Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностию жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло, как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. 
(Прп. Ефрем Сирин)"



  

  "Домашняя работа переделана, приготовлен обед, протоплена печь, наколоты дрова, несколько раз прочитано правило. В избе полутемно, керосина нет, лампадку не зажигаю, мало масла. Пробую уснуть, для того чтобы не видеть серого, грязного дня, мутной пелены тумана, отделившей от меня свет, солнце, лес, для того чтобы избавиться от мрачных мыслей, сковывающих сознание.Уснуть не удается. Тяжелые и серые мысли приходят одна за другой. В душу вползает тоска, гнетущая, пугающая так же, как туман, ползущий по земле и сжавший ее в своих объятиях.
  Пробую бороться, но уныние, тоска, черные неумолимые мысли подламывают меня, обессиливают, сминают. Мечусь по избе, пытаюсь что-то делать – не помогает. Начинаю молиться, опускаюсь на колени, становится легче, но потом сбиваюсь, тревожные мысли вытесняют молитву, и опять наступает приступ страха, тревоги. В изнеможении падаю на лавку, зарываюсь головой в одеяло и начинаю рыдать, но темная, именно темная тоска одолевает все больше и больше, становится трудно дышать, думать.
  «Господи! Господи! – кричу я. – Помоги!» Начинаю и опять кончаю молиться.
  Что-то страшное, пугающее и давящее стоит сзади меня, я оборачиваюсь, боюсь, крещусь несколько раз, прижимаюсь спиной к стене, но ничего не помогает.
  Скрипит дверь, я еще больше пугаюсь, входит Юля, а я рыдаю во весь голос, она бросается ко мне: «Что с тобой?» Бессвязно рассказываю, плачу и еще дрожу от страха. Зажигается лампадка, я вижу лучистые Юлины глаза, светлое, доброе лицо, и я начинаю рассказывать о гнетущей тоске, страхе и о чем-то стоящем позади меня.
  Юля успокаивает, запирает дверь на засов, подходит к иконам, начинает читать акафист Ангелу Хранителю. Первые же слова его снимают тяжесть, успокаивают, молитва проникает в душу, и я постепенно оживаю. Я знаю, Юля очень устала, но я сейчас эгоистична и не отпускаю ее, и она не стремится уйти от меня, а всеми силами пытается помочь мне. Уже поздно, мы ложимся, и я рассказываю ей, что было со мной. Юля слушает и говорит о молитве к Ангелу Хранителю, о том, что он всегда с нами, и напоминает мне стихиру: «Яко приял еси от Бога крепость хранити душу мою, не престай кровом твоих крил покрывати ю всегда».
  «Молясь Ангелу Хранителю, ты отогнала бы темное, что стояло за твоей спиной и вошло в твою душу».
  Помню месяца через два меня так же охватила тоска и страх, но, начав молиться Ангелу Хранителю, я отогнала смущающие меня страхи. Такова сила молитвы к Ангелу Хранителю.
(Из книги "Отец Арсений")"




 
 

"Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. (Прп. Лев Оптинский)"
 




"На каждого из нас у Бога есть план – и прекрасный план. Поверь в это, доверься Ему, и ты сам это увидишь. Господь заберет у тебя весь твой страх, всю твою тревогу. Исчезнет беспокойство, этот холод в животе, который бывает у школьника, идущего в школу, не выучив урок. 
Именно такое чувство появляется у нас тогда, когда нам не хватает веры, любви, понимания того, что наши ближние любят нас, и что помимо этого есть еще святые, которые молятся за нас, и есть Бог, Который защищает нас.
(Архим. Андрей (Конанос))"


 


  









  Тревога есть как бы интуитивное предчувствие надвигающейся беды - как бы явственное ощущение предстоящей скорби, как бы некое чувство (зачастую ничем не мотивированное) непреодолимо приближающейся, нависшей подобно "домоклову мечу" смутной и грозной опасности...
  Тревога похожа на состояние человека, который, собирая грибы, забрел в непроходимые лесные дебри, в темный болотистый бурелом, в котором померк солнечный свет от затянувших все небо грозовых туч и откуда человек (полностью потеряв всякую ориентацию) вовсе не может найти выхода (не видит его)...
  Тревога зачастую соединяется с отчаянием, безнадежием, печалью, унынием и по ощущениям своим она противоположна душевным миру, упокоению, тишине - тихой радости во Христе...  
  Тревога неотделима от специфического ощущения душевной тесноты, противоположной по своим внутренним проявлениям эмоциям, которые христианин чувствует в благодатном состоянии т. н. пространства (распространения) своей души...  
  Тревога (смута) - состояние, являющееся проявлением (следствием) страха человеческого, который, в свою очередь, является следствием своеволия, неотделимых от него гордости, сластолюбия, злолюбия, малодушия, нерешительности, атеизма, маловерия, уныния, комплекса неполноценности и пр. пороков...
  Тревога противостоит благодатному миру/покою:


"Истинная христианская жизнь есть жизнь, доставляющая глубокий покой.
(Свт. Феофан Затворник)"

 



"Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни.
(Схиигум. Савва (Остапенко))"






 
  Тревожность является испорченной в результате грехопадения прародителей тревогой по Бозе (правильной тревожности), являющейся проявлением/следствием страха Божия (боязни греха/геены/огорчения Господа и пр.):

  "1 Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок –
  2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется (образ искушений - от авт.) по горам (по душам беспечных/рассеянных людей - от авт.) народ многочисленный и сильный (страсти - от авт.), какого не бывало от века (в ранние времена - от авт.) и после того (в последние времена - от авт.) не будет в роды родов (образ немощи человечества нашего времени - от авт.).
  3 Перед ним (перед порочным прилогом - от авт.) пожирает (благости - от авт.) огонь (сочетание с порочным прилогом - от авт.), а за ним палит пламя (сосложение со страстью - от авт.); перед ним (стужеванием - от авт.) земля (душа человека - от авт.) как сад Едемский (наполнена благостями - от авт.), а позади него будет опустошённая (от благостей - от авт.) степь (душа/дух человека - от авт.), и никому не будет спасения от него (от рассеянности/беспечности/стужевания - от авт.).
  (Иоил. 2)"
  "17 Тогда ... будет Иерусалим (душа трезвящегося человека - от авт.) святынею, и не будут уже иноплеменники (страсти - от авт.) проходить через него. 
  (Иоил. 3)"

  Тревога правильная является неотъемлемой составной частью внимательности (основы трезвения), противостоящей беспечности/рассеянности (основы стужевания)...
  Как и любое др. скорбное состояние (напр., стыд), тревога добрая стимулирует (подобно уколу/удару/кнуту) трезвящегося человека отсекать страсти ещё на уровне прилогов - как только он заметит/почувствует/увидит появление тех или иных порочных помыслов...
  Тревога правильная подобна лаю сторожевого пса (или рёву автосигнализации), помогающего на уровне ощущения/чувства определять/диагностировать/разделять помыслы - она даёт ясно понять/осознать христианину, какие помыслы "свои" (мирные от ангела), а какие "чужие" (тревожные от бесов)...
  Подобно тому, как у человека, игнорирующего голос совести, он становится всё тише и неразборчивее, точно так же и игнорирующий добрую тревогу человек, постепенно всё реже и всё слабее ощущает её...
  Как человек может стать и бессовестным, и бесстыжим, точно так же он может стать и бестревожным, утратив внутреннюю чувствительность и приобретя взамен её окамененное сердце... 

  
Записки православного монаха
  "Как-то мой друг, хорошо играющий в шахматы и имевший по этому поводу большую самоуверенность, сел за стол в монастырской гостинице сыграть партию-две с каким-то невзрачным трудником и, естественно - расслабился. Трудник не просто поставил ему мат и второй следом, но и сделал это с большим искусством. Он оказался известным в своих кругах шахматистом. Это пример того, как опасно расслабляться и в духовной жизни. Против нас играют не слабые умы, а опытные противники. Чтобы победить их козни, требуется тщательное изучение учения св. отцов и непрестанное изучение Слова Божия при Просвещении ума благодатью Святого Духа. И при том же нужна большая осторожность и осмотрительность во всем. Особенно нужно быть внимательным к предлагаемым нам развлечениям и удовольствиям. Увязнув в болоте по пояс, кто может быть уверенным, что выйдет из него живым? А увязнуть в пристрастии и сладострастии еще опаснее, и не меньшая опасность слушать тех, кто и сам увяз, и других к тому же призывает. Как часто мы слышим, когда говорят: «Да что тут такого?», «Все так живут!». Но раз преподобные отцы так не жили, значит уже - не «все». Вот и подумаем, кого нам послушать, взирая на конец и тех, и оных."
 
  Вредность же тревожности злой заключается в том, что она развивает все свои порочные причины (по причинно-следственной взаимосвязанности, присущей всем порокам)...
  Опасность же тревожности состоит в том, что она увеличивает человека в неосознаваемой им ненависти, которая является матерью всех пороков...
  Парадоксальность тревожности заключается в том, что состояние тревоги является разновидностью скорби...
  Но тем не менее, человек нередко все равно может стремиться к ней...
  Как тревога, так и тревожность могут иметь разные степени в человеке...
  В своих крайних степенях тревога достигает состояния паники...
  Осознанная и свободная тревожность в человеке свидетельствует о крайней степени его безрассудства...
  Причиной тревоги может быть и т. н. богооставленность (благодатооставленность), посещающая человека как вследствие его греховности, так и по причине особого промысла Божия...
  Само состояние тревоги может иметь разные степени своей силы в человеке и является неопровержимым свидетельством (индикатором степени) его своеволия...
  Нередко тревога сопутствует и унынию, и печали, и отчаянию...
  Поэтому вредность тревожности может заключаться в развитии еще и этих трех одних из самых опасных человеческих пороков (через соединение с ними)...
  Причиной тревожности может быть и неведение (один из фундаментальных пороков), не позволяющее человеку осознать всецелую любовь Божию, Его неотступную промыслительность и премудрость...
  Человек, отказавшийся от своей воли (предавший свою жизнь в руки Божии), отказавшийся от своего образа мыслей (стяжавший христианское мировоззрение) обретает мирное устроение души, распрощавшись и с тревогой, и с тревожностью... 
  Как и любой другой порок, тревожность злая произошла из своей доброй/неиспорченной матери - тревожности доброй, являющейся проявлением/следствием страха Божия, ненависти ко злу, плача и совестливости...
 
  Врачуется тревожность злая покаянием в ней, размышлением о промысле Божием, православным образованием и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в послушании, ведении и любви...

"
Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит. И всё, что творит - творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: "Буди воля Божия!" В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 



  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи архим. Андрея (Конаноса) с сайта Православие.Ру, Паисия Святогорца с сайта Православие и мир и соответствующие статьи с сайта Логослово...

 





 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
                                   
 
    
 
  
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (23 Авг 13)
Просмотров: 684

Поиск