"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25]Добродетели [66]
Пороки [89]Вопросы и ответы [163]
Дневники [45]Фонотека [6]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Уныние (Тоска)

  – огорчение Христа стремлением к состоянию немотивированной скорби/немощи… 






 
  "1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
  16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
  (2 Кор. 4)"
  "13 Тогда ты будешь благоуспешен, если будешь стараться исполнять уставы и законы, которые заповедал Господь Моисею для Израиля. Будь тверд и мужествен, не бойся и не унывай. 
  (1 Пар. 22)"
  "7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. 
  12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. 
  (Пс. 41)"
  "2
 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
  3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
  4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
  (Пс. 60)"
  "2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
  3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
  4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
  (Пс. 68)"
  "1
 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
  2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
  3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
  4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
  5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
  6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
  7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
  8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
  9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
  10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
  11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
  12 Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
  (Пс. 101)"
  "4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё. 
  7  ... дух мой изнемогает; 

  (Пс. 142)"
  "43 Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах. 
  (Иер. 50)"
  "17 У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, как вода. 
  (Иез. 7)"
  "7 ... и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется, говорит Господь Бог. 
  (Иез. 21)"
  "9 Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. 
  (Гал. 6)"






 
 

  "Эта страсть — уныние — мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его”. Если у кого есть, прочтите канон Честному и Животворящему Кресту Христову, а потом опять распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то ужасное уныние, которое убивает вас. Уныние — это палач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святаго. Унылый теряет молитву и умирает для подвигов. (Схиархим. Захария)"
  "Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это уныние. Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу. Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте. 
  Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.
  Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.
  Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.
  Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом.
  И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься. Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.
  Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.
  Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.
С этой дремотой уныния нужно бороться. (Митр. Лимассольский Афанасий)"  
  "Ангелы плачут, когда человек унывает и сомневается в милосердии Божием". (Прп. Варсонофий Оптинский)"
  "Видится тебе что-то тягостным и безысходным? Унываешь? Отчаиваешься? Или обстоятельства кажутся тебе непреодолимыми? Знай, что во всех этих случаях твой противник – диавол, и потому многократно повторяй молитву: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ...» (Архиеп. Серафим (Соболев))"
   "Не принимай помыслы, которые вызывают в тебе разочарование, чтобы не сделать бесполезными те дары, которые тебе дал Бог. Чем правильнее ты будешь смотреть на вещи, тем больше в тебе будет покоя и умиротворения, тем здоровее будешь и перестанешь пить лекарства. Печаль обезоруживает человека. Высасывает все соки душевных и телесных сил и не даёт ничего делать. Отравляет душу и в тело вносит беспорядок. Бьёт по самым чувствительным местам тела, вызывает страх и им изнуряет человека. Яд уныния может свалить не только человека со слабым организмом, но и очень сильного. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Как Господь врачует неверие и отчаяние сердца? Он дает сердцу испытать смерть духовную без веры и надежды, иначе: попускает диаволу умертвить сердце страшною скорбию и теснотою, от коих обмирает все существо человека — и душа, и тело, а потом вдруг по принятии Святых Тайн или после сердечной, слезной молитвы вводит в человека, в его сердце, жизнь Свою, свет веры и надежды, мир, леготу, свободу — для того, чтобы человек, по крайней мере, из таких резких противоположностей в душе его, то есть из противоположностей жизни и смерти, познал, что есть Жизнодавец, без Которого мы умираем и душевно, и телесно, и есть виновник смерти — дух злобы, который поражает наше сердце и все существо смертию!
  Так было сегодня (20 мая, накануне воскресения) со мною. Разрушительный, адский огонь неверия и отчаяния палил грудь мою; мертвящая тяжесть, теснота давили мое сердце; ум оставался во мраке, тело изнемогало от душевных страданий и преклонялось к земле. Но лишь я причастился с верою пречистых Тайн — внезапно все существо мое проникла животворящая теплота; я почувствовал благое и легкое бремя на сердце — Христа Господа. Тело получило силы. Я весь ободрился, воспрянул от уныния и воздал славу Богу, дивному в животе и смерти. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него – и будешь причастником Его благ. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то и не веруешь. (Авва Евпрений)" 
  "Бесы наводят на душу уныние в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но если будут в нас любовь, терпение и воздержание, демоны не преуспеют ни в каком своем намерении. Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце помогает душе по Богу, а уныние помогает всему злому. Не дадим места унынию в сердцах наших, чтобы оно не отняло у нас возможности наследовать обетованную землю. Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества. Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий. (Авва Исаия)" 
  "Память о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния. Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового. Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание — телесным трудом. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны. Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние. Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения. Чтобы не унывать ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писания. Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение. Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни: «Душа моя истаевает от скорби» – не тело, а душа истаевает. Ибо воистину душа истаевает, слабеет для добродетелей и духовных чувств, когда уязвлена стрелой уныния. Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу. От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство. Истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться ради совершенства, должен поспешить выгнать из тайников своей души эту болезнь – уныние и подвизаться против злейшего духа уныния, чтобы не пасть сокрушенным стрелой сна. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
  "Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева. (Прп. Исаак Сирин)" 
  "Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия. Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы, совсем расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить, как наяву, осквернения. Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия.
  Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно. Ставшим на молитву этот лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как уздой, каким-либо благовидным предлогом. Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина — всепоражающая смерть. 
  Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет христианину, как уныние (при борьбе с ним). Скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто породил тебя и каковы твои исчадия? Кто воюет против тебя? И кто убийца твой? И отвечает уныние: «В истинных послушниках я не имею где главы приклонить. Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов.
  Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены места, пренебрежение повелениями духовного отца, забвение о Последнем Суде, а иногда и оставление христианских обетов. А противники мои, которые связывают меня: псалмопение с рукоделием. Враг мой – помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердой надеждой сподобиться вечных благ». Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа. (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "Уныние посылает враг, чтобы препятствовать молитве. Если будешь поддаваться унынию и скуке, еще большее уныние на тебя восстанет и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать его предписанным образом, то всегда за победой последуют радость, утешение и большая духовная крепость. И всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрачно, то бурно, то солнечно, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная погода; и как после непогоды бывают приятны солнечные дни, так после искушения и печали бывает сладкое утешение.
  Из письма твоего я вижу, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которой христианам, хотящим спастись, надо много бороться. Она и тех людей борет, которые имеют хлеб и все готовое, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие. Вызывает желание молитвы и как бы влечет к ней и ко всякому доброму делу и привычка.
  Приучайся и привыкать, и тогда сама привычка повлечет тебя к молитве и всякому добру. Усердию помогает и перемена занятий, то есть когда то и другое делаешь попеременно. Делай и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние. 
  Память о смерти, приходящая нечаянно, память о суде Христовом и память о вечной муке и вечном блаженстве отгоняет уныние. Рассуждай о них. Молись и взывай ко Господу, чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту; без Него мы ни к какому делу не пригодны. Когда будешь так поступать, верь мне, что мало-помалу приобретешь охоту и усердие. Бог от нас требует труда и подвига и трудящимся обещал помогать. Трудись же, да поможет тебе Господь. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим. Надо часто Богу молиться, просить у Него помощи, трудиться и ни малейшего времени не пропускать без какого-нибудь дела – так скука и пройдет. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Некий брат, подвергшись искушению и смущению, оставил монашеские правила. А когда хотел опять положить начало исполнению правила, встречал препятствия от смущения и говорил себе: «Когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде?» И, унывая, он не находил в себе сил, чтобы начать монашеский подвиг. Он пошел к некоторому старцу, поведал ему обо всем. Старец в ответ рассказал ему следующую притчу. 
   Один человек имел землю, которая по небрежению его обратилась в бесплодную, заросла сорняками и тернием. Понадобилось ему возделать ее, и сказал он сыну: «Пойди, очисти наше поле». Сын пошел, но когда увидел, что оно заросло сорняками, пал духом и сказал себе: «Разве я когда-нибудь искореню все эти сорняки и очищу землю?» С этими словами он лег на землю и предался сну; так поступал он много дней. Потом пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что не сделано ничего. Он сказал сыну: «Почему ты до сих пор ничего не сделал?» Юноша ответил отцу: «Я увидел, как много сорняков, и отказался от работы». А отец сказал: «Если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусочек земли, какой ты занимаешь, лежа на ней, то работа твоя мало-помалу подвигалась бы».
  Юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано. Так и ты, брат, мало-помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатью Своею возведет тебя в прежнее состояние». Услышав это, брат ушел и, терпеливо пребывая в келлии, поступал так, как был научен старцем. Обретя душевный мир, он преуспел о Господе Иисусе Христе. (Отечник)" 
  "Дух уныния, как огромное препятствие для покаяния, поставлен святым Ефремом на второе место, после духа праздности. Тяжелый дух, крепкий. На первый взгляд – ничего особенного. Но большинство самоубийц и отчаявшихся душ приведены к погибели именно этим духом.
  Силу этого, едва приметного, но невероятно сильного духа можно понять, когда душа разрешается от него. К сожалению, это бывает не всегда, но когда бывает, поверьте, сила разрешаемого чувства очень велика. На протяжении нескольких часов потоки слез и рыданий. Вот и не приметный дух!
  Те же, кто не может от него разрешиться, страдают многие годы. Уныние требует новых и новых жертв, забвения и развлечения, сладострастия и сребролюбия, ведь питает его гордость. Гордый человек в тесном общении с духами тьмы, видит мир глазами этих духов, всех подозревает и всем не доволен, а главное, что и себя, любимого, тихо ненавидит и изводит. Тяжек дух этот, ох ляжек!
  Довелось мне общаться с людьми, этим духом одержимыми, так скорбно, что и впечатление от такого общения гнетет. Мне думается, что чувство это - отголосок тоски ада. Преподобный Макарий говорил об этой тоске в аду, когда стоящие видят только затылок друг друга, а главное, не видят лиц друг друга. Тяжело жить без света Христовой радости. А Христос отражается в первую очередь на лицах человеческих.
  Продолжительность и боль уныния так сокрушают человека безысходностью, что ввергают его в отчаяние. А тут он легкая добыча бесов. Представьте, что многие дни, недели, месяцы и даже годы нет солнца. А ведь именно это творится в душе - ад при жизни. Виной этому состоянию, наши страсти и грехи, но разглядеть их в темноте уныния почти не возможно. Во мраке все обман. Вот и плачешь от бессилия над такими душами, и ждешь, когда исполнится на них мера гнева Божьего.
Опытные духовники умеют облегчать страдание таким людям, но где же их найдешь? Вот и остается нам терпеть и страдать от этого духа уныния. Одно есть действенное средство от этой темной и гнетущей силы – покаяние.
  Покаяние доступно каждому. Только есть одно непременное условие действенности покаяния – принятие от руки Божией всего, как заслуженное. Если страдания и скорби, болезни и неприятности, клевета и предательство будут приняты нами как заслуженные, то все поправимо. Заслуженные страдания рождают раскаяние, а раскаяние привлекает к себе милость Божию, а с милостью приходит и свет радости любви Божией. И пост тут первое средство, ибо облегчает и окрыляет покаяние.
  Во время поста во мраке души появляется долгожданный свет надежды. Он возрождает душу к борьбе с унынием, он дает ей силы жить. При свете этой надежды можно вполне разглядеть свои страсти и вспомнить свои забытые грехи. Душа становится причастницей милосердия Божиего, и грехи уже не кажутся нам непреодолимыми и катастрофическими, с ними вполне можно расстаться и позабыть о них. И тогда унынию не найдется места в душе. Господи, дух уныния, не даждь ми! (Автор неизвестен. Источник: https://vk.com/pravoslavie_dlya_nachinauchix)"

  "Как-то озадачил меня один подвижник незадачливый. Говорит, не могу понять, то ли я унываю от того, что много мечтаю и думаю о себе. То ли начинаю мечтать от того, что находит уныние. Говорю ему: "Ты прям как поросенок из известной сказки, который никак не мог выбрать правильно диету: то ли биточки со сливками, то ли сливки с биточками ". Конечно, плохо и уныние и мечтания. Но всё же мечтания о себе - это болезнь души, от которой рождается самомнение и гордость. А уныние - это и следствие сего, и лекарство одновременно. Чтобы человек мог увидеть себя действительного и в тоже время задуматься над самим собою. Конечно, бывает уныние и от совершенного греха и от многих скорбей бывает печаль. Но все они имеют тоже самое полезное и очистительное действие, если, конечно, правильно им воспользоваться. Бывает у уединенников уныние, наводимое от демона, но это не по нашей голове шапка. Те, на кого это находит, знают, что кроме терпения, молитвы и Божией помощи средства от сего нет. А так, в каком-то смысле, мы сами творцы своего счастья. Не хотим унывать, так не станем грешить и мечтать о себе и начнем достигать чистоты как в мыслях своих, так и в жизни своей.
  Знал я одного пустынника, который жил в землянке и никогда не имел полного запаса дров, но даже зимой собирал себе сухостой. По болезни телесной никогда не выходил из пустыни и питался тем, чем делились братья. И вот рассказывал он мне: : "10 лет я не знал, что такое уныние или печаль, а теперь оно пришло ко мне и сильно томит, так что не нахожу покоя ни в келии, ни вне её. Это было ему испытание незадолго до его отшествия в мир иной. Так что не имея брани сегодня, не будем ни радоваться, ни скорбеть, ибо не знаем что ждёт нас завтра."

 
 

"Враг во всё наше доброе всевает свои плевелы. Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. "Без Бога - ни до порога". 
(Прп. Парфений (Краснопевцев), Киево-Печерский)"

 

 

  "Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей (унынием - от авт.), сказал сам себе: уйду отсюда (порок бродяжничества - от авт., не путать с добродетелью странничества, которую симулирует в христианине бес уныния). С этими словами он начал одевать сандалии на ноги, и внезапно увидел в углу келлии диавола в виде человека, который также обувался и который сказал ему: из-за меня ли ты выходишь отсюда? Так вот, во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя.
  Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: "я впал в тяжкие грехи; я стяжал долговременною греховною жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным". Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, он и боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, – и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему и врачевству немощь. Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце чистое, духовное, святое, из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
Святитель Игнатий Брянчанинов
 

"Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Иное - скука, и иное - томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчётно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло. "Есть уныние естественное, - учит святой Варсонофий, - от бессилия, и есть уныние от беса. Если хочешь распознать их, распознавай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение, ибо, когда человек начнет что-нибудь делать, оно, прежде нежели совершится треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать. Тогда не надобно слушать его, но должно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением, и враг, видя, что человек об этом творит молитву, перестает бороть его, ибо он не хочет давать повода к молитве"
  "Когда угодно Богу, - говорит святой Исаак Сирин, - подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавленность души, и это есть вкушение геенны; этим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из одной страны в другую и тому подобное. Если спросишь: "Что причиной всего этого?", - то скажу: твое нерадение, ибо сам ты не позаботился взыскать врачества от этого. Врачество же от всего этого одно, при помощи только онаго человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить оплот сих зол: скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия". Уныние у святых отцов иногда называется праздностию, леностию и разленением.
(Прп. Серафим Саровский)"
 
 
 

Когда найдет хандра - лучшее лекарство от нее: укорять себя, вспомнить, сколько за всю свою жизнь ты виноват и перед Господом, и перед людьми, и перед собой и сознать, что ты недостоин ничего лучшего. Осознаешь все это - сразу почувствуешь облегчение. А пока будешь искать причины в других, думать "за что да почему?" - вовек не успокоишься. Не унывай, а на Бога уповай.
(Прп. Амвросий Оптинский)"
 

 

"Как больной не выносит тяжёлого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела. Ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных.  
(Прп. Нил Синайский)"
 
  

"Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют сей дух - дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и через него подкрепляясь, он становится лютее и тягостнее. Он нападает с наибольшей силой против живущих в безмолвии. Когда воздвигнутся на душу жестокие волны уныния, человек теряет надежду видеть конец их и враг влагает ему мысль убийственную, что велико его страдание в настоящее время, а в последствии ещё увеличится, что он оставлен от Бога, что Бог о нём уже не печётся или, как нашёптывает враг, что всё происходит в мире без промысла Божия и то, что приключилось с ним, ни с кем, кроме него не приключается. Бог, яко чадолюбивый Отец, не нас только, грешных, но и святых Своих поражал духовным жезлом из любви, да более и более преуспевают в добродетелях. О, тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.
(Прп. Нил Сорский)"
  

  
"Душа, удобоуловляемая унынием, явным образом одержима и неверием; и поэтому, отлагает день за день, не приемля спасительного слова, не редко же обольщает себя и сновидениями, не замечая в себе внутренней брани, объята будучи самомнением. А самомнение есть ослепление души, никак ей не позволяющее познавать свою немощь.
(Прп. Макарий Великий)"


  
"Не скучай из–за помыслов, которые нападают на тебя..., зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению, это послужит тебе к преуспеянию и благодать Божия поможет тебе.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "He предадимся унынию и расслаблению, если увидим, что враги окружили нас своими кознями и коварством. Сеть их и уловление состоят в том, что они усиливаются или потопить нас в лености, печали и недоумении, или погрузить в сладострастие, или возбудить к гневу на ближнего, когда он что-либо сделает против нас. То они обольщают наш взор телесной красотой, то низводят нас вожделением вкусной пищи, то представляют язвительным слово, сказанное нашим ближним, то внушают оспорить слово ближнего, то получают произносить суд над братией и говорить: «этот хорош, а этот не хорош».
  Не предадимся, повторяю, унынию и расслаблению, если отвсюду нападут на нас такие помыслы и воздействуют на нас такие влечения, напротив, воззовем от всего сердца словами Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: «Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь.
(Авва Исаия)"
 
 

"Человек хочет одно, а сам делает совсем другое, не то, что хочет. Ум его хочет одно, а чувства требуют другого. И видит человек, и чувствует болезненно, что это все не то, понимает он, что нехорошо у него получается, не так, как надо, даже приходит в уныние, видя, что не преуспевает он в борьбе со страстями, что не налаживается его духовная жизнь. Но нет, не нужно унывать, надо терпеть. Уны­вать не сле­ду­ет. И в скорб­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях сок­ры­та ми­лость Бо­жия. Не­пос­ти­жи­мо для нас стро­ит Гос­подь жизнь на­шу.
(Прп. Никон Оптинский)"
 
 
 
"Одно из самых сильных коварств диавольских есть расслабление леностью сердца, а с ним и всех сил духовных и телесных; в сердце иссякает вера, надежда и любовь, делаешься безвером, унылым, бесчувственным к Богу и к людям, — солью обуявшею (утратившею силу/солёность - от авт.). Если вы чувствуете иногда, по-видимому, безо всякой причины тоску на сердце, то знайте, что душа ваша тяготится пустотою, в которой она находится, и ищет Существа, Которое бы наполнило ее сладостно, животворно, то есть ищет Христа, Который Един есть покой и услаждение нашего сердца.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
  
"Если хочешь препобедить уныние, займись хотя бы ненадолго каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
"Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
(Прп.  Анатолий Оптинский)"

 
 
 
"Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа.
(Прп. Силуан Афонский)"

 
 

"Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности. Но от сознания своего негожества человек не должен падать духом, тяготиться и унывать. "Приидите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". 
(Свт. Феофан Затворник)"

  
  
"Уныние обезоруживает человека. Высасывает все соки душевных и телесных сил и не даёт ничего делать. Отравляет душу и в тело вносит беспорядок. Бьёт по самым чувствительным местам тела, вызывает страх и им изнуряет человека Яд уныния может свалить не только человека со слабым организмом, но и очень сильного.
(Прп.  Паисий Святогорец)"
 

  
"Не будем пребы­вать в лености и настоящем расслаблении, проводя нынешний день в унынии и отлагая начало добрых дел на завтра, чтобы нам не оказы­ваться пред Судьею наших душ без добрых дел, не быть изгнан­ными из чертога радости, не плакаться праздно и безнадежно о дурно прожитом времени жизни, рыдая тогда, когда не будет никакой пользы в раскаянии: ныне – время благоприятное, ныне – день спасения. Настоящий век – покаяния, а будущий – воздаяния.
(Прп. Феодосий Великий)"

 

  
"Внимайте же и поститесь, братия мои, ведите себя со страхом Божиим, не оставляйте послушания и рукоделия своего и не блуждайте туда и сюда, подчиняясь демону уныния.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"




"Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




"Не унывай, Бог имеет попечение о твоём спасении больше, чем ты.
(Прп. Иосиф Оптинский)" 




"Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Если хочешь скоро найти вечное со­кровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености.
(Свт. Димитрий Ростовский)"




"Когда возьмет уныние, во время ли молитв или от многообразных стужений врага, приводи на память исход и лютые мучения. Лучше, впрочем, прилепляться к Богу молитвою и упованием, чем воспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное.
(Прп. Марк Подвижник)"




"Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.
(Прп. Моисей Оптинский)"
















  Здесь очень важно сделать акцент на том, что нередко ускользает при понимании такого предмета, как порочность...
  Очень важно уяснить, что порок уныния - это не есть само пребывание в состоянии уныния (напр., бесовские прилоги - что не есть внутренний грех сам по себе), а именно стремление к нему, начинающееся с сочетания, продолжающееся до сосложения и соответствующего намерения (что и является собственно порочностью - т. е. внутренним грехом)...  
 
"Не допускай скорби во­зобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца, и спеши так её умягчить и ук­ротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать. 
(Прп. Никодим Святогорец)"


 
 
  

  Уныние в народе иногда зовут хандрой, тоскою, а психологи называют его депрессией… 
  Крайняя степень уныния может выражаться в полной гуманитарной импотенции… 
  У человека, что называется, опускаются руки, ему ничего не хочется и не можется делать… 
  Никакие средства, даже и самые любимые не могут доставить ему удовольствие и радость… 
  У уныния как бы отсутствует явная причина…
  Это состояние наводится с позволения Христова на любого человека, независимо от его вероисповедания и образа жизни как лекарство от сластолюбия, как образ адских мук, гееннской тоски… 
  Неблагоразумное переживание уныния очень вредно и опасно… 
  Нередко унылый человек пытается всеми возможными и невозможными способами избавиться от этого состояния… 
  Это невозможно по определению… 
  Попытки избавиться от уныния носят, как правило, порочный характер и, естественно лишь развивают в человеке те или иные соответствующие пороки… 
  Другое неразумное отношение к унынию – это концентрация внимания унылого человека к своему скорбному состоянию, нередко сопровождающееся ропотом, недовольством, раздражительностью, гневом, криком, печалью, отчаянием и пр. пороками… 
  Благоразумное же отношение к пришедшему унынию, заключается в восприятии его как необходимого и полезного лекарства от сластолюбия… 
  Сластолюбие – смертельная духовная болезнь, от которой неотделимы и гордость, и своеволие, и злолюбие, и рождающая их всех ненависть… 
  Исцеляясь от сластолюбия, человек одновременно посредством скорби от уныния исцеляется и от всех других своих пороков...
  В этом промыслительность скорби вообще и уныния, как её источника, в частности... 
  Иногда человек может как бы спровоцировать состояние уныния, если накануне он принял излишнюю, непомерно большую по продолжительности и силе дозу удовольствия либо от твари, либо от зла... 
  Уныние – противоположное удовольствию (скорбное) состояние, и является подаваемым Христом (посредством беса уныния) лекарством от сластолюбия… 
  Да, очень горькое лекарство… 
  Но и степень пользы от правильного переживания уныния прямо пропорциональна величине его горечи… 
  Как мы уже отмечали в других наших материалах, человек научился получать удовольствие даже и от скорби...
  Не исключением является и удовольствие от уныния, похожее на удовольствие от печали...
  Печаль отличается от уныния своими конкретными причинами - теми или иными обстоятельствами, не соответствующими желаниям человека (т. е. обусловлена его своеволием)... 
  Подобно мазохисту, унылый, так же, как и печальный, зачастую с упоением погружается в свой скорбный, специфический кайф, играя роль мученика, и привлекая к себе тем самым внимание и славу как окружающих его людей, так и славу от самого себя родного, что он такой весь из себя расхороший несправедливо и мужественно  претерпевает такие ужасные муки...
  И т. д., и т. п. ...
  Но, тем не менее, как это ни парадоксально прозвучит, когда приходит уныние - необходимо стараться радоваться (в соответствии с заповедью Христовой)… 
  Но радоваться духовно, хотя бы и через силу (ведь Царство Небесное/Божие только усилием достигается) - от упования/надежды, ума и размышления о плодах терпения уныния и пр. (как практиковал и св. ап. Павел):

  "16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
  17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
  (2 Кор. 4)"
  "1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный.
  2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
  3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
  4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
  5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
  6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, –
  7 ибо мы ходим верою, а не видением, –
  8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
  9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
  10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
 (2 Кор. 5)"

 
  Необходимо радоваться хотя бы и только умом - от осознания огромной пользы от этого крайне скорбного состояния… 
  Радоваться логично/благоразумно от того, что через уныние (как и через всё, что посылает Господь по жизни) приходит спасение человека, что спасение человека радует Христа, как раз и подающего это уныние ради него, из любви к человеку...
  Радоваться необходимо, потому что эта радость радует Иисуса...
  Безропотное, радостное переживание христианином уныния - это проявление его кротости, исповедничества (бескровного мученичества) во время отсутствия гонений на церковь, эту же кротость в нем и увеличивающее...
  Во время состояния уныния нельзя сосредотачиваться на скорбных ощущениях, необходимо пребывать в молитвенном состоянии, обращая ко Христу чувство благодарности и просьбу подавать силы для мужественного и неуклонного, безропотного и, по возможности, радостного переживания этого скорбного состояния:

  "25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 
  (Прит. 12)"

 
  Особенно сильно уныние проявлялось в древнем монашестве… 
  Это состояние монахи называли "полуденным бесом", т. к. максимальной своей силы уныние достигало, как правило, в середине дня… 
  Уныние в своей крайней степени монахи иногда сравнивали с пыткой, с мученичеством во славу Христову, и это – благоразумно… 
  Монахи мужественно терпели уныние, нередко сопровождая его тяжелым физическим трудом, помогавшим с пользою (безропотно) переживать его… 
  Очень ярким примером уныния, попущенного Богом от сатаны человеку, является трагически-драматическая жизненная история Иова многострадального (замечательнейшего ветхозаветного святого), в полной мере с достоинством испытавшего, ч. н. "на собственной шкуре" (и в буквальном смысле тоже) это тяжелейшее духовно-душевное искушение...
  Христианину крайне необходимо усвоить, что как время прихода уныния, так и время его ухода, его степень и сила определяются Христом для каждого человека индивидуально и неотвратимо, как самое полезнейшее, наипростейшее и эффективнейшее лекарство от сластолюбия, нетерпения и своеволия… 
  Поэтому христианину надо стараться не роптать, не пытаться избавляться от уныния, а относиться к нему как и ко всему прочему в этом мире - как к таланту, подаваемому Христом ради спасения человека, который необходимо "пускать в оборот"… 
  Врачевства от самого уныния нет, кроме помогающих пережить его тяжелого физического труда и сопутствующих ему покаяния и молитвы; а вот от нетерпения уныния и недовольства им исцеляют только размышления о его пользе, покаяние, и усердная жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющая человека...
  Необходимо отличать духовное состояние уныния, от депрессивных состояний человека как психической (душевной), так и душевнотелесной (психосоматической) природы (заболеваний)...
  Симптомы у них похожи, а вот причины - различны...
  Даже само по себе депрессивное состояние человека (болезнь) имеет несколько видов и соответствующих им, различных же причин... 
  Депрессию, так же как и др. душевные или телесные заболевания, можно, а иногда и категорически необходимо лечить у соответствующих врачей (психологов, психотерапевтов или психиатров) как психологическими, психотропными, так и медикаментозными (например, гормональными), и др., показанными ими средствами...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава о трезвении прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статьи Блуда А. А. с сайта Богослов.Ру, иеромонаха Иова (Гумерова), иер. Дмитрия Шишкина, протоиер. Андрея Ткачева, Василия Львова, митр. Лимассольского Афанасия, Елены Последышевой, Ольги Куровой, Михаила Завалова, Ольги Рожневой с сайтаПравославие.Ру и соответствующие же материалы с сайта Азбука веры, Православие и мир, Серафимов, Тихая пристань и видеофильмы...

 




 

 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (25 Дек 12)
Просмотров: 1491

Поиск