"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Властолюбие (Любоначалие)
 
  - огорчение Христа стремлением к власти...

 
 
 


 
  "20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
  21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
  22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
  23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
  24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
  25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
  26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
  27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
  28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
  (Мф. 20)"
  "1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
  2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
  3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
  4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
  5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
  6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
  7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
  8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
  9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
  10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
  11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
  12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
  13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
  14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
  15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
  16 Тогда наконец он предал Его им на распятие.
  (Ин. 18)"
  "18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
  19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
  20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
  (Деян. 8)"
   "1 Авимелех, сын Иероваалов, пошел в Сихем к братьям матери своей и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал:
  2 внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша.
  3 Братья матери его внушили о нем все сии слова жителям Сихемским; и склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: он брат наш.
  4 И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним.
  5 И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся.
  6 И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема.
  (Суд. 9)"
  "15 Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь.
  16 Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,
  17 избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
  18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».
  (Деян. 26)"
  "5
 Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.
  (3 Цар. 1)"
  "8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
  9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
  (Екк. 8)"



 

 
  
  "После кончины игумена-настоятеля братия обители желали избрать одного старца игуменом, как великого и богоугодного мужа. Старец умолял их отказаться от этого. «Оставьте меня, отцы, оплакивать мои грехи. Я совсем не такой, чтобы заботиться о душах других. Это дело великих отцов, подобных авве Антонию, Пахомию, святому Феодору и другим». Однако не проходило дня, чтобы братия не убеждали его принять игуменство. Старец продолжал отказываться. Наконец, видя, что братия неотступно просят его, сказал: «Оставьте меня помолиться три дня. И что будет угодно Богу, то и совершу». Тогда была пятница, а в день воскресный рано утром старец скончался. (Автор неизвестен)" 
  "Авва Орсисий говорил: «Сырой кирпич, положенный в основание дома, недалеко от реки, не продержится там и одного дня, а пережженный лежит, как камень. Так и человек, питающий плотские помыслы и не проникнутый, подобно Иосифу, огнем страха Божия, бывает сокрушен властью, как только ее получит. Ибо много искушений для таких людей, если они живут в обществе. И потому, зная скудость сил своих, хорошо бежать от ига начальства. Впрочем твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто стал говорить о святейшем Иосифе, тот сказал бы, что он был неземной человек. Каким он подвергался искушениям!... Но Бог отцов всегда был с ним и избавлял его от всякой напасти, и ныне он в Царстве Небесном с отцами своими. И так начнем подвиг, познав наперед меру сил своих: ибо и при этом едва можем избежать суда Божия». (Достопамятные сказания)"

 

 "Одно из них связано с числом младенцев, убитых царём Иродом Великим в Вифлееме после рождения Христа. Изучая наследие святых отцов, мы находим много упоминаний об этом событии, однако отсутствует какая-либо информация о количестве этих невинных жертв.
  Цифра 14.000, по всей видимости, появилась значительно позднее и не подтверждается в полной мере ни одним синаксарем. В частности, в «Великом часослове», выпущенном издательством «Αποστολική Διακονία» эта цифра взята в скобки.
  Современные библейские исследования говорят о гораздо меньшем числе жертв, основываясь на подсчете количества детей, которые могли жить в Вифлееме и его окрестностях. Скорее всего, их число колебалось от 30 до 40. На Святой Земле паломникам показывают захоронения этих младенцев, число которых даже на первый взгляд весьма далеко от 14.000.
  Сколько, в конечном итоге, было младенцев?
  Это остается неизвестным. Опасность этих исследований заключается в том, что, сосредотачивая свое внимание на количестве жертв, на том, насколько оно велико, мы можем отойти от сути проблемы: Ирод, гонимый страхом потерять трон, принес в жертву невинных.
  Если бы количество убиенных младенцев было небольшим, разве уменьшило бы это тяжесть преступления? Разве меньше горевали бы их матери?
  Святые отцы сосредотачиваются на произошедшем как таковом, избегая его подробностей. Их интересовала, прежде всего, боль, которую принесло это страшное событие, а не то, сколько в точности младенцев Ирод «пожинал, словно пшеницу», как поется в праздничном кондаке.
  Факт убийства младенцев не зафиксирован ни в одном источнике того времени, кроме Евангелия от Матфея. Однако это абсолютно соответствует свидетельствам о характере Ирода, которые мы находим в других источниках. Он не поколебался, убивая всех своих жен, в том числе и Мариамну, единственную, кого он, по всей видимости, любил, а также большинство своих детей, чтобы избежать посягательств на трон.
  Преступление Ирода, так или иначе, оказывается непостижимым для обычного человека: оберегание трона от весьма сомнительной угрозы для Ирода оказывается важнее, чем жизнь одного, двух, трех, четырех… младенцев, даже если они – его собственные дети.
  Но помутившийся развращенный ум царя не мог вместить, что своим преступлением – убиением невинных младенцев, которые почитаются как святые, – он основал Церковь мучеников, которые питали и продолжали питать ее своей кровью.
  Таким образом, значение имеет отнюдь не число, но сам факт того, что ребенок – пусть и один – пал жертвой человеческого эгоизма. Мы не должны забывать, что Церковь придает огромную ценность отдельному человеку, каждой заблудшей овце, каждому кающемуся грешнику. Разве известно нам точное число святых? Мучеников? Новомучеников? Нам достаточно знать, что отвечая на вопрос «Христос или нет?», они выбрали Христа. (Автор: Афанасиос Мустакас, богослов)"
 
 Мощи святых Вифлеемских мучеников были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в 313 году. Служба святым Вифлеемским младенцам была написана свт. Андреем Критским (8-й век) Наиболее богословски глубокая и содержательная часть этой службы - Слава стихир на стиховных Вечерни:
  Слава, младенцев, глас 8. Андрея Критскаго: Иисусу рождшуся в 
Вифлееме Иудейстем, / Иудейская держава упразднися. / Да играют 
младенцы, за Христа закалаеми, / Иудея да рыдает: / глас бо слышан 
бысть в Раме, / Рахиль, плачущи, рыдает, / якоже пишет, по чадех 
своих, / младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный / исполняше 
Писание, / Иудею насыщая неповинныя крове; / и земля убо 
червленяшеся кровьми младенцев, / от язык же Церковь таинственне 
очищается / и в красоту одеяется. / Прииде истина, / Бог явися в 
сени седящим, от Девы родивыйся, / во еже спасти нас.


 

 


  "Господь учит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». А мы обычно на каждом перекрестке кричим: «Я ей это сделала, я ей то, я ей се». Только себя и нахваливаем: «Какая я хорошая, какая добрая». Некоторые имеют наглость прямо так и говорить: «Я всем всегда делаю только одно добро».
  Думаешь: да это святая, надо икону писать и лампаду вешать. А чуть копни — и увидишь сразу, какое там добро лежит. Оказывается, и домашних замучила, и детей запилила, и внуки уже шарахаются. А почему так? Да потому что все должно быть по-моему: надо всех заставить, чтобы одевались, как я хочу, чтобы жили, как я хочу, чтобы все было по-моему. Потому что на самом деле любви-то нет, а одно только властолюбие.
  Поэтому если добро какое-нибудь делаем, надо стараться, чтобы никто этого не видел — тогда увидит Бог, Бог и наградит. А если люди будут хвалить, то, значит, Бог не даст награды, потому что ты уже награду получил: тебя похвалили. Многие стараются трудиться, чтобы их заметили. Запомни: если тебя люди заметят, от Бога награду не получишь.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"







"Не говорил ли Я, что хотящий быть первым пусть будет последним и всем раб и слуга? А вы предпочитали председания и преждевозлежания (первые, высшие места в собраниях. - Ред.), власти и чины великие, и не хотели со смирением послужить бедному, убогому и всеми брошенному.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"


 
 


"Настоятели братства, как приставленные к делу великому, должны поборать козни противоухищряющейся злобы, чтобы, по страсти гордыни властвуя над братьями, как над подчиненными, вместо великой пользы не сделать себе вреда. Напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога посвятив себя на служение братству и телесное и духовное, пусть заботятся о братьях, и во всякое время прилагают попечение, их, как чад Божиих, где нужно, обличать и, в чем должно, утешать, чтобы, под предлогом смирения и кротости, монастыри не пришли в неустройство, не соблюдая надлежащего чина между настоятелями и подначальными. В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братьев, и как пестуны, которым вверены духовные чада, со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются направлять каждого ко всему доброму, но не зная, что соблюдается для них великая, неотъемлемая и всякий труд превышающая награда.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 

 
"Имея большую власть, не грози сразу кому–либо смертию, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, — скидает с себя тело свое. Разумея сие ясно, подвизайся быть кротким; делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
  ""Больший из вас да будет вам слуга". Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал.
  Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.
  Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило внутрь и покоряло совесть человеческую, указывая, что все так и есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое Божественной силой, слово от Духа. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от учености, а от того, как Дух им давал провещать.
  Это – дар Божий, стяжаемый трудами не только над исследованием истины, но более над сердечным жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникает убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; отсюда и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от учености, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только ее верхушка. Жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни. 
(Свт. Феофан Затворник)"


 

 
"Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога.
(Прп. Паисий Святогорец)"




 


"Любоначалие питает празднословие - упорную потребность оправдать себя, утвердить свое. Далекую от истины, никчемную жизнь празднословие представляет исполненной всякой правды и достоинства. Кругом и у всех несмолкаемые многословные разговоры, по видимости мнимо-серьезные, а по сути ни о чем, пустые, порожденные тщеславием. И, осознав всю пагубность греховной самости, просим и мы Господа истребить из нас любоначалие во всех его проявлениях и сопутствующее ему празднословие.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





  "Сырой кирпич, полагаемый в основание близ реки, не продержится ни одного часа, а пережженный остается как камень. Так и человек, имеющий плотскую мудрость и не воспламенившийся подобно Иосифу, сокрушается, как скоро получит власть. Ибо много искушений для таковых, живущих среди людей. Зная же свои силы, хорошо бежать от ига начальства; только твердые в вере бывают непоколебимы.
  Если бы кто захотел говорить об Иосифе, тот сказал бы, что он был не земной человек. Как он был искушаем и в какой стране! Там не было и следа Богопочтения, но Бог отцов был с ним и избавлял его от всякой скорби, - и ныне он с отцами своими в Царстве Небесном. И так будем подвизаться, познавши меру сил своих; ибо и при сем едва возможем избежать суда Божия.
(Прп. Сисой Великий)" 







 "Может быть, кто-либо скажет, что апостол Павел не похулил желающих архиерейства, ибо говорит: если кто епископства желает, доброго дела желает; следовательно, желание епископства не является постыдным желанием. 
  Говорящий так пусть внемлет последним словам апостола: «Доброго дела желает». «Дела» желает, а не власти, труда, а не почета, забот, а не насыщения. Апостол похваляет желание, ибо сан святительства учрежден Господом на земле не для покоя и удовольствия, но для того, чтобы святитель всегда нес на себе величайшие труды, заботясь о спасении всех...
  Не для того нужно быть архиереем, чтобы величаться и важничать, будучи почитаемым всеми, а для того, чтобы нелицемерно и всегда являть собою образ Христова смирения, чтобы быть поборником истины, не обинуясь, невзирая на лица, всегда быть готовым положить душу свою за Христа и Христову Церковь. Апостол потому именно не похулил желающих епископства, что в те времена апостольские за епископством следовало мученичество. И как из апостолов, так и из епископов мало кто умер своей смертью.
  Но весьма многие скончались в мученичестве. Ибо нечестивые мучители искали прежде всего епископов и учителей христианских, как предводителей. И потому если кто желал епископства, то желал вместе и мученичества, желал бесчестия, оплевания, заушения и ран, а не гордого превозношения и почестей; потому-то в те времена желавший епископства желал доброго дела. Ныне же ищущий епископского сана должен бояться, чтобы, приняв на себя попечение о спасении других, не погубить свою душу.
  Лучше, чтобы подчинённые любили тебя, нежели боялись; потому что от боязни рождаются ложь и лицемерие (человекоугодие - от авт.), а от любви - истина и усердие.
(Свт. Димитрий Ростовский)"
 



 "Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божиего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей.
  Разум и добрая совесть нужны христианину начальнику. Без разума начальник будет, как слепой, заблуждаться, без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы.
  Вастолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла... Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло – властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других. Надо прежде научиться собою владеть, и тогда принимать власть над другими.
 Когда почувствуешь гнев в сердце на подначального, берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится. Поскольку в гневе не сможешь похристиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного, христианин, о чем хотя и будешь после жалеть, но уже не возвратишь того, что сделано или сказано.
  Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами - рабы греха и пленники страстей своих. Худо и несмысленно людьми повелевать, а от страстей быть обладаему (подчиняться им - от авт.). 
(Свт. Тихон Задонский)"





 
  "Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: «Какой властью Ты это делаешь?». Поскольку иудеи не могли унизить Его чудес, то ставят Ему в вину Его поступок с торгующими в храме. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но с тем же смыслом: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?». И Христос отвечал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». И здесь Он приводит их в крайнее затруднение.
  Отсюда видно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце Его служения. Смысл вопроса иудеев был такой: получил ли Ты учительскую кафедру, рукоположен ли во священника, что проявляешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но, не имея ничего сказать против Иисуса, иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, из-за чудес они не смели укорять Его в то самое время, когда Он изгнал торгующих из храма, но укорили Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, но Сам спрашивает их: «Крещение Иоанново с небес было, или от чсловеков?» Но как это относится к делу, спросишь ты? 
  Прямо. Если бы они сказали: «с небес», Он отвечал бы им: «Почему же вы не поверили ему?» Потому что если бы верили Иоанну, то и не спрашивали бы об этом, так как Иоанн говорил о Нем: у Него «Я недостоин развязать ремень обуви» И еще: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И также: «Приходящий свыше и есть выше всех». И опять: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое». И если бы иудеи поверили Иоанну, то им нетрудно было бы понять, какой властью Христос делает это. Поскольку же иудеи лукаво отвечали Ему: «Не знаем», то Христос не сказал им: «И Я не знаю».
  Но что же? «И Я не скажу вам, какою властью это делаю». Если бы они в самом деле не знали, надо было бы научить их. Но так как они поступали лукаво, и Христос справедливо ничего не отвечал им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от людей? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают.
  Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не ради него самого, но для народа. Для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа. Вот где источник всех зол для них!
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "Вода, хотя и есть в ней ил, является чистою, когда он лежит на дне. Но когда каким-нибудь неосторожным, неправильным движением ил поднимается кверху, вся чистая дотоле вода теряет вид чистоты и является мутною.
  Подобно сему и общество человеческое - хотя и есть в нём часть людей недобрых, всё-таки оно является чистым, благолепным и благополучным, когда сия несчастная стихия лежит на дне (когда люди недобрые, по справедливости уничиженные в общем мнении не достигают власти, почёта и влияния на других.
  Но когда недобрая стихия поднимается вверх (порочность вообще и властолюбие в частности - от авт.), когда люди недобрые достигают власти, почёта и влияния на других - тогда они своим влиянием вводят добрых людей в соблазн, подвергают затруднениям и скорбям и, возрастая в силе (власти - от авт.), вредят целому обществу.
(Митр. Филарет Московский)"


 
















  Власть неправильная/злая - суть способность (возможность) контролировать/определять те или иные предметы (в самом широком смысле этого слова) в соответствии со своими порочными волей/желаниями, мыслями, эмоциями/чувствами и намерениями (страстями) - согласно человеческому/бесовскому мировоззрению... 
  Властолюбие базируется/основывается на желании/стремлении полного обладания предметом своей власти с полным отсутствием его (предмета) свободы...
  Властолюбие предполагает полную подмену/замещение личных качеств подвластного на волю/ум властолюбивого...

"Для чего на земле мы все живём под началом и из-под него не выходим? Для того, чтобы нам приучиться возвышаться мыслию к Первому Началу всего, для того, чтобы мы всегда ясно видели свою ограниченность, своё ничтожество, чтобы не зазнавались, а смирялись. Горе человеку тому, который не знает над собою начала. Делая своим началом себя самого, он поставляет над собою началом свои страсти, которые ввергают его во все беды.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




  Сами по себе власть и властолюбие могут быть как врождёнными, так и приобретёнными, как свободными, так и невольными, как сознательными, так и неосознанными и иметь разные степени своей величины (доходя до сатанинских пределов, мнимо возводящих властолюбца выше престола Божия - похищая тем самым статус Творца и Вседержителя)…  
  Властолюбие - порок, являющийся следствием (проявлением) гордости, её же и увеличивающий...
  Властолюбие очень вредно тем, что оно интенсивно взращивает тщеславие, нередко доводя человека в своих крайних степенях до идольского, почти божественного культа... 
  Например, в Римской империи некоторые императоры возводились в ранг богов, с сопутствующими постройками (в их честь) величественных храмов...
  Деяния св. апостолов свидетельствуют о похожей истории из жизни царя Ирода, возомнившего себя богом...
  Закончил он плохо, быв заживо изъеден червями...
  Властолюбие приводит властолюбивого к тирании/деспотизму/авторитаризму, склоняя его и ко греху общественному - к почитанию/превозношению людьми самого себя, соблазняя их и к человекоугодию, и к лживости, и к страху человеческому, и к пр. ...
  Очень ярким примером "авторитетности" в наше время является папизм в католицизме...
  Папа объявлен непогрешимым наместником Христа... 
  Папа является непререкаемым авторитетом... 
  Слово папы - закон...
  Слово папы - руководство к немедленному исполнению... 
  Авторитет папы в католицизме является выше истины, Источником которой является Святая Троица в Лице Христа - Истины Абсолютной...
  Свт. Игнатий (Брянчанинов) считал папу образом антихриста...
  И вполне обоснованно... 
  Власть/авторитет антихриста будет крайне высок (по подобию папского)...
  Не на авторитете строится Церковь, а на любви...
  Авторитет губит свободу человека - основу Церкви...
  И Христос не есть Авторитет...
  Иисус есть Любовь...
  Свобода (способность/возможность человека выражать своё отношение к добру и злу - согласие/несогласие с ними) не противостоит дисциплине и наоборот - дисциплина и внутренняя свобода дополняют и питают друг друга (при условии рассудительности и любви, конечно)...
  Внутренняя же несвобода не позволяет человеку осуществлять свой выбор (согласие/несогласие) между злом и добром (своё морально-нравственное отношение к ним) - определить к ним свое соответствующее отношение (созреть как личности вообще и как христианину, в частности)... 
  Свобода католика принесена в жертву (уничтожена/упразднена) ради внешнего единства...
  А где отсутствует внутренняя свобода - там отсутствует и Церковь...
  В противовес протестантизму, где внешняя свобода культивируется в ущерб внутреннему единству...
  Результат здесь аналогичен католическому - отсутствует внутреннее единство/соборность (а значит - отсутствует и Церковь)...  
  Хомяков А. С. сравнивал католицизм с кирпичной стеною, где кирпичами являются католики... 
  А протестантизм он уподоблял куче песка, где песчинками являются реформаторы/протестанты и иже с ними... 
  Внутренняя свобода и единство в благодати Божией - суть два неотъемлемых качества Церкви, которые уничтожаются авторитетностью/авторитаризмом, которые от властолюбия...
  Как свобода членов Церкви, так и их единство в любви - суть необходимые качества/условия как собственно для пребывания человека в Церкви (для вхождения в Нее), так и для самого существования Церкви...  
  В заключение отметим, что правильное властолюбие изначально, при создании первых людей было предназначено (вложено в них) Богом для власти человека над злом (напр., над страстями - от авт.), а не над ближним (подобно и праведному гневу, предназначенному для гнева на зло, а не на ближнего) - подробнее в нашем ответе на вопрос № 109...
 
  "9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
  10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
  11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
  12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
  13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
  (Ин. 1)"


  В результате грехопадения прародителей, все добродетели "испортились", превратившись в соответствующие им пороки (в данном случае властолюбие доброе превратилось во властолюбие злое, став одним из множества др. проявлений/последствий первородного греха - страстности/тленности/смертности)...
  Добродетели и пороки, по своей сути - некие инструменты, которые можно (и нужно) использовать для добрых/полезных целей, а можно и для злых/вредных...
  В первом случае этот инструмент/средство является по определению добродетелью (ведущей к спасению), а во втором - пороком (ведущим к погибели)... 
  Господь в Евангелии со всею Своею любовью настоятельно призывает человечество к власти быть сынами Божиими через покаяние/воЦерковление, воцерковление и усердную жизнь по всем заповедям Христовым - т. е. властвовать как над грехом (внешним/телесным злом), так и над страстями/стужеванием (злом внутренним/духовным)...
  Ведь, собственно, для того Бог и стал человеком, чтобы человек (человечество) стал богом (богами)...
  Здесь необходимо отметить, что внешняя власть над свободой любого человека не допустима по промыслу Божию - чтобы не препятствовать определению/отношению человека к добру и злу (спасаться)...
  Об этом обычно либо не знают, либо забывают христиане, живущие лишь внешней/формальной/телесной жизнью и фанатично отрицающие чипы, цифры, документы и пр. госатрибуты...

"
Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душой и всегда содержи сие в мысли своей.
(Прп. Антоний Великий)"




 
 

  Врачуется властолюбие покаянием в нём, понуждением к подчиненному, непрестижному (желательно скрытному) труду, размышлением о правильном отношении к власти как к Богом данной обязанности/кресте и жизнью по заповедям Христовым, смиряющей человека...

"Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божиего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей.
(Свт. Тихон Задонский)"



 


 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 52-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), Глава о властолюбивых свт. Григория Двоеслова, статьи Ольги Рожневой, Сергея Мазаева с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Серафимов и пр. интернет-источники...

 




 
 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
     
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (19 Авг 12)
Просмотров: 1480

Поиск