"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Злолюбие
 
  – огорчение Христа стремлением ко злу (к удовольствию от зла/от соединения со злом)… 

 


 

 
  "19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
  20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
  (Ин. 3)"
  "17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
  (Иак. 4)"
  "11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
  12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
  (1 Петр. 3)"
  "18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
  19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
  20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
  22 называя себя мудрыми, обезумели,
  23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, –
 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
  25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
  26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
  27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
  28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,
  29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
  30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
  31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
  32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
  (Рим. 1)"
  "3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
  4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
  5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 
  6 
ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
  7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
  8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
  9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».
  (Пс. 51)"
  "19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. 

  27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.   
  (Прит. 11)"
  "12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; 
  (Прит. 12)"
  "11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. 
  (Прит. 17)"
  "10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 
  25 Алчба (потребность во зле - от авт.) ленивца (не желающего исполнять заповеди Божии, не хотящего правды/добра - от авт.) убьёт (погубит - от авт.) его, потому что руки (естество - от авт.) его отказываются работать (жить по заповедям Христовым - от авт.); 
  26 всякий день он сильно алчет (зла - от авт.)...

  (Прит. 21)"
  "3 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.
  4 Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;
  5 высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, – умрет, а если раздавит, – выползет ехидна.
  6 Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их.
  7 Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.
  8 Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира.
  (Ис. 59)"
  "3  Беззаконник же, заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, 
  (Ис. 66)"
  "21 Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
  22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.
  (Иер. 2)" 
  "4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
  5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нём.
  (Иер. 3)"
  "22 ... народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. 
  (Иер. 4)"
  "30 Изумительное и ужасное совершается в сей земле:
  31 пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?
  (Иер. 5)"
  "3 И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.
  4 И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
  (Иез. 9)"

  "6 Ибо так говорит Господь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался, –
  7 за то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Господь.
  (Иез. 25)"
  "11 Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.
  12 Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего.
  13 На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.
  14 Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет.
  15 Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: «жив Господь!»
  16 Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?
  17 Привязался к идолам Ефрем; оставь его!
  18 Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное.
  (Ос. 4)"
  
"1 ... Израиль ... как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах.
  (Ос. 9)"
  "12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных.
  13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.
  14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.
  15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.
  (Ам. 5)"
  "1 И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду?
  2 А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их,
  3 едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котёл.
  4 И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Своё от них на то время, как они злодействуют.
  (Мих. 3)"
  "15 Не любите мира (человеческого носителя/вместилища зла - от авт.), ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
  16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
  17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
  (1 Ин. 2)"
  "32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. 
  (Рим. 1
)"
  "5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
  6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
 (1 Кор. 10)"

 






 


 

   Записки православного монаха:  
  "Преподаватель Закона Божия Авдеенко Е. А. в одной из своих лекций говорил, что для падших ангелов нет покаяния в принципе. Но, как известно, некоторые Преподобные молились о спасении и бесов. А Поликарп Свт. Смирнский Небесного Отца назвал "Бог ангелов и Сил, демонов, всякой твари". Другое дело, что падшие ангелы не хотят покаяться, ибо любят зло и, будучи свободными в выборе, выбрали злобу. В одном из древних патериков (в пустыне у меня нет всех книг и привожу случай по памяти) повествуется, как бес, обратившись в человека, просил у Преподобного Отшельника помолиться о нем. Бог открыл Святому Отцу, что это демон, и сказал бесу через Отшельника, чтобы тот встал на вершине горы с поднятыми руками и три года каялся со словами "Прости меня, злобу поднебесную". Надо сказать, что злой дух плоти не имеет и не устает - епитимия была очень легка для него. Но он отказался по гордости. Так что покаяние не отнято от них - они его не хотят. А посему виновны вдвойне: в борьбе против людей и в нежелании оставить зло.





 





  "«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на седалище губителей не седе». Грех имеет свою идейную подоплеку и тех, кто распространяет саму идею греховной жизни. Особенно опасны не прямые призывы к жизни по страстям, а косвенные, воздействующие на подсознание. С тех пор, как наша праматерь Ева подумала о запретном плоде, что он хорош искуситель в разных формах и видах распространяет саму идею греха: внушает, что он хорош. И нам нужно много осторожности и усилий, чтобы избежать его воздействия, а оно воистину страшно. Ведь грехолюбие - это только вершина айсберга, глубина его страшнее. Христос сказал: «если мир ненавидит вас, знайте, что меня прежде возненавидел». Именно в этом корень мирского духа, который стоит за яркими обертками, прельщающими нас. По мере того, как человек усваивает себе мирской дух, он становится все более и более невосприимчивым к Богу, молитве, вообще всему духовному. Гораздо легче этот процесс не допускать в себя, чем, влипнув в него как муха на липкую ленту, попытаться потом освободиться. Блаженны, кто это понял, увидел и избежал.
  Цель ниспослания диавола и служителей его во ад, не та, чтобы он там мучался, и в том якобы было удовлетворение Богу. А в том, чтобы зло и нечестие было удалено от лица Божия и Святых Его как непотребное и недостойное жизни. Диавол будет мучаться от своей злобы, он сам не желает оставить её, потому муки и вечны. Как винопийца мучается с похмелья и всё равно пьёт, и чем больше мучается, тем больше пьёт. Как оный любит вино, так злые любят злобу и сочетались с нею, как праведные – с добродетелью и весельем, бываемым в ней."  
 
 
 

 
  "Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом.

Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса. Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела — это самая ужасная хула на Духа Святого.
  Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили всё, что хотим. а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются в грех. С этого, то есть с неверия, начинается всё зло. Люди не верят в иную жизнь и поэтому не считаются ни с чем. Обижают и обманывают друг друга, бросают своих детей... Творится такое, что язык не поворачивается сказать. Нешуточные грехи. Такие грехи, что даже Святые Отцы не предусмотрели подобного в Своих Канонах. Как сказал Бог о Содоме и Гоморре: "Не верю, неужто и правда творятся такие грехи? Пойду посмотрю
(Прп. Паисий Святогорец)"



 
"Ад для меня – реальность. Ему мало места в тех областях, где его заключили, – неважно, где они топографически. Ад обнаглел и хочет выйти из области снов и кошмаров в реальность, чтобы жить здесь и сейчас на правах действительности. Человек на земле хочет быть уже жителем Ада. Некоторые христиане носятся со своими грехами, как курица с яйцом. Это тончайший вид мерзкого эгоизма, а не духовная жизнь. О Христе человек не думает, о ближнем не думает — думает только о себе, о своих добродетелях, которых в принципе нет и быть не может при таком состоянии ума. 
(Протоиер. Андрей Ткачев)"

 

 
 
"Авва Макарий, однажды проходя с братиями чрез Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: - «Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его; а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его». 
Услышав сие, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: - «Что означают сии слова, что ты, отец, удивился? Старец отвечает им: - «Истинно, Господь наш богат и любит нас, и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас, и мы любим скверны его!"



 


"Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно есть ярмо для них, мешающее им жить вольно, свободно, тво­рить грех.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"

 
 
 


  "Если мы беспристрастно присмотримся каждый к своей собственной жизни и вникнем в нее, то увидим, что и нас неоднократно и различными путями звал и зовет к Себе Господь. Даже если нас постигают скорби и искушения, то и они являются для нас зовом Божиим, ибо они отвлекают нас от греха и от земных привязанностей, напоминают о небе.
  И мы после этого не имеем извинения и прощения, если остаемся глухими к такому постоянно слышимому зову Божию. Еще древле пророк, провидя бедственное наше время, взывал: “Не ожесточите сердец ваших, не уподобляйтесь древним евреям, которые в пустыне, подобно аспиду глухому, затыкали уши свои, чтобы не слышать гласа Божия”. Примем слова эти в сердце своем и постараемся исправиться.
  А для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному. Когда в сердце есть пристрастие к какому-либо скверному, греховному делу, к какому-либо мирскому делу или вообще к чему-либо, то это является стеною, которая отделяет нас от Бога, не позволяет нам следовать за Христом, быть Его учениками, ибо сказано, что “кто не отречется от всего имения своего и не возненавидит (святою ненавистью) всего, что может нас отвлекать от Бога пристрастием к себе, не может быть учеником Христа”.
Разрушается же эта стена истинным покаянием, исправлением жизни и отвержением всего греховного; тогда человек свободно может следовать за Христом, как верный Его ученик. Поэтому, прошу я вас всех, возлюбленные братие и сестры, приносить Богу покаяние искреннее и просить Господа о помощи и исправлении жизни своей. 
(Прп. Никон Оптинский, Источник: www.pravmir.ru/zov-bozhij/)"

 
 


 

"Всё время, когда мы подчиняемся и служим лукавому посредством злых дел, благой Бог не имеет части в нас, и мы недостойны (посещения Его) и Царствия Его. Так что мы ложно называем Его Богом и Отцем нашим, когда имеем диавола властителем над собою и богом своим, когда уподобляемся ему в злых делах наших. Нашими злыми делами питаются демоны и получают силу воевать против нас, а при нашем удалении от зла они истощаются от голода и бессилеют...
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 


 
  "Бог, как благий и человеколюбивый, долготерпелив и весьма ожидает покаяния от каждого из согрешающих, обращение кающегося вменяя в небесный праздник. Ибо Сам говорит: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся. Но, если кто, видя сию благость и долготерпение, видя, что, Бог не наказывает за каждый грех, ожидая, как сказали мы, покаяния, презрит заповедь и самую благость, - увы! - обратит в повод к небрежению, присовокупляя грех ко греху, на одном грехопадении созидая другое, леность прилагая к лености; то исполнит он меру грехов, и уловлен уже будет таким грехом, из которого невозможно ему восстать, и он погибает, вотще спасаясь от сокрушения и в конец преданный лукавому. Так было с Содомлянами; они исполнили, даже превзошли, меру грехов; и, когда не осталось в них, так сказать, искры покаяния, - по суду Божию стали добычею огня. Так было при Ное.
  Предавшись необузданным стремлениям к пороку, не показывая в себе никакого покаяния, люди собрали для себя такое бремя грехов, что совершенно растлили в совокупности всю землю. Так к Египтянам, которые много согрешали и оскорбляли народ Божий, Бог был благ, не предавал их совершенному истреблению, но разными казнями вел к покаянию. Когда же, едва обратившись к Богу, снова возвращались к пороку, предавались прежнему неверию, и напоследок погнались за изведенным Божиим народом: тогда суд Божий истребил и погубил их совершенно. Так, когда Израиль много согрешал и убивал Пророков Божиих, - Бог сохранял обычное Ему долготерпение. Но когда Израильтяне до того преуспели в злобе, что не устыдились достоинства Владыки, но и на оное возложили убийственные руки: тогда навсегда они отвержены и низринуты; отняты у них пророчество, и священство, и богослужение, и даны уверовавшим язычникам.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 


 
  "Мы должны плакать о сих людях, которые во всё время жизни своей не оставляют своих пороков, но любят их более, нежели необходимую телесную пищу, и, презирая заповеди живого Бога, следуют внушениям нечестивых духов.
  Человеком должно называть или того, кто умен (по первому пункту), или того, кто принялся исправлять себя. Неисправного не должно называть человеком; потому что свойство это (т. е. неисправимость) нечеловеческое. От таковых должно бегать. Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. обладать блаженным бессмертием).
  Людям, не имеющим природных к добру расположений, не следует в отчаянии о себе, опустив руки, небречь о боголюбивой и добродетельной жизни, как бы она ни была недоступна и недостижима для них; но должно и им подумать, и посильное приложить попечение о себе. Ибо хотя и не возмогут они достигнуть верха добродетели и совершенства, но, всячески, они, думая о себе и заботясь, или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими — и это немалая польза для души.
  Небесные существа бессмертны по сущей в них доброте; а земные стали смертными по причине, находящегося в них самопроизвольного зла, которое у неразумных умножается от их разделения и неведения Бога.
  Грехолюбивый человек любит многостяжание; а о правде не радеет, не помышляя о неверности, непостоянстве и маловременности жизни, и не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же и в старости кто бывает так срамен и несмыслен, — то он, как древо гнилое, негож ни на какое дело.
   Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих.
  Но безумный человек идет вслед зла и даже величается им, и как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри и не имея сил возникнуть когда–либо из–под него, чтоб увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
  "Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти Бог-Слово принял на Себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой истине.
  Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!
  Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати, упрекал Господь людей чувственных, просивших у Него исцеления телу и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела. 
  Многие очами видели Спасителя, видели Его Божественную власть над всею тварью в творимых Им чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение, слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее злодеяние — на богоубийство. Так глубоко, так страшно наше падение, наше омрачение.
  «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих, говорит Господь. Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа. 
  Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие. 
  Ненавидяй души своея в мире сем, сказал Господь, — души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как бы природным, как бы жизнию, — в живот вечный сохранит ю. Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, — многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души — умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его. 
  Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповеданий его самим делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов. 
  Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе. Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати. Вы, которые валяетесь в смрадном и грязном болоте грехов, находите в нём наслаждение! Подымите главы ваши, взгляните на чистое небо: там ваше место! Бог дает вам достоинство богов; вы, отвергая это достоинство, избираете для себя другое: достоинство животных, — и самых нечистых. Опомнитесь! Оставьте болото зловонное; вычиститесь исповеданием грехов; умойтесь слезами раскаяния; украсьтесь слезами умиления; подымитесь от земли; взойдите на небо: вас возведёт туда Евангелие. Доколе свет с вами, — Евангелие, в котором сокровен Христос — веруйте в свет, да будете сынами света — Христа.
  Мы настолько подчинились влиянию соблазнов, что даже руководство Словом Божиим, единственное средство спасения, нами оставлено.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Мы, бед­ные, лю­бим свои страс­ти, ува­жа­ем их; и ка­кое ж воз­да­я­ние от них по­лу­ча­ем? Му­че­ние со­вес­ти и том­ле­ние ду­ха.
(Прп. Макарий Оптинский)"







"Раз или два увлечься и пасть, и притом в чем-нибудь неважном, — это еще извинительно. Уступим нечто и омрачению плоти. Ни в чем не претыкаться свойственно единому Богу. Но падать намеренно, хвалиться худым делом, падать многократно, падать в пороки важные и не стыдиться сего, но смеяться над этим, не хотеть уцеломудриться и наказаниями, какими вразумляются люди самые жалкие, но с открытой головой кидаться в опасность, — это самая ужасная и злокачественная болезнь.
(Свт.  Григорий Богослов)"


 



"Чем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость.
(Прп. Максим Исповедник)"


   

"Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"




  


"
Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям.
(Прп. Пимен Великий)"






"Доселе ещё я не научился ненавидеть грех, доселе еще я сочувствую греху в себе или в других, хотя скоро опамятоваюсь и осуждаю себя и признаю нелепость и противность его заповеди Божией и моему истинному благу. Окаянен я человек, кто мя избавит от тела смерти сея? 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху, помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым же шагом такого человека есть удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех — это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым».
(Архим. Ефрем, Ватопед)"



















  Соборный порок злолюбия противостоит же соборной добродетели добролюбия…   
  Злолюбие неотделимо от главных соборных пороков гордости, сластолюбия и своеволия и рождающей их всех ненависти...
  Причина/мать злолюбия и своеволия - жестокость (хотя бы и неосознанная), т. к. оно приводит к скорби и Христа по Его человечеству, и ближних, и самого злолюбивого ведет в геенну после смерти его тела... 
  Поскольку жестокость рождается непосредственно из ненависти, то злолюбие (по причинно-следственной взаимосвязанности) ненависть же и увеличивает, уменьшая человека в любви... 
  Злолюбие крайне вредно, т. к. непрестанно толкает человека к предмету своей любви – ко злу, постоянно усиливая его в нем… 
  Злолюбие сугубо – оно не только любит зло, но и ненавидит добро... 
  В этом его двойная вредность - ненависть (отвращение) к добру не позволяет человеку к нему ни устремиться, ни получить его, ни возрастать в нем…  
  Человек не просто так любит зло...
  Он любит зло по причине удовольствия, которое он получает, творя зло...
  А любя зло и удовольствие, человек тем самым нарушает заповедь Божию (своевольничает) о любви к Нему, как к Причине и бытия, и бесконечного блаженства человека...
  А нарушает человек заповеди Божии из гордости...
  Отсюда и выявляется неслитная и нераздельная, прескверная четверица - злолюбие, гордость, своеволие и сластолюбие...
  Каждый из этих четырех главных соборных пороков является одновременно и причиной, и следствием друг друга рождаясь из ненависти и будучи ее проявлениями...
  На основании вышеизложенного можно сказать, что они стоят вообще над всеми пороками, что они - совокупность всех пороков вообще, проистекающих из системообразующего порока ненависти... 
  Поэтому злолюбие не подлежит покаянию на Исповеди... 
  В повседневной жизни злолюбие проявляется чаще всего в т. н. цинизме - как в демонстративном одобрении безнравственности и аморальности, так и в наглом осуждении/отрицании (а нередко и в откровенном издевательстве) морали и нравственности, соответственно...
  Цинизм же, соединенный с т. н. юмором, рождает сарказм...
  Как и любой др. порок, злолюбие может быть врождённым, приобретённым, вольным, невольным, сознательным и неосознанным и иметь разные свои степени/величины в человеке (в любом - даже и в христианине)...
  Вот что писал о бессознательном злолюбии - о заблуждении/прелести (а параллельно и об отчаянии с покаянием) прп. Симеон Новый Богослов: 


  "Враг душ наших диавол с таким вселукавством вводит таковых в состояние нечаяния и с таким обольщением прикрывает его, что они и не думают, что впали в него, не слушаются Божественных Писаний, не дают веры и словам тех, которые говорят им об этом, и все ставят ниже собственного мудрования или, лучше сказать, невежества и нечувствия, так как не чувствуют, что петлею затянуты по вые, - что хуже всякого отчаяния. Ибо иное дело, когда кто отчаивается в своем спасении по причине множества грехов, в какие впал, и иное, когда кто зло считает добром и, делая его, держит убеждение, что делает добро.
  Кто отчаивается по причине множества грехов своих, тот, - если преподать ему учение о покаяние и человеколюбии Божием и дать уразуметь, что нет грехов, сколь бы много их ни было, которых не изглаждало бы покаяние, что идеже преумножается грех, там преизбыточествует благодать, и что великая бывает радость на небесах о едином грешнике кающемся, - может быть, придет в самого себя и умилится, а иной раз возжелает и избавиться от того множества грехов, облегчит совесть свою от этого неудобоносимого бремени и, презрев все блага мира, прибегнет к покаянию с великим рвением.
  Но кто зла держится как добра, тот с великим затруднением приходит в покаяние и совсем не соглашается принимать такие целительные врачевства. Ибо как возможно, чтоб решился на такое духовное себя-врачевание тот, кто не верует и даже в мысли не держит, что болен душою или пал?" 



 


  Исповедывать злолюбие (как и др. соборные пороки) неблагоразумно, но бороться с ним необходимо непрестанными келейным покаянием и самоукорением в нём, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и уменьшающей его в сластолюбии, злолюбии, гордости и своеволии (в ненависти)...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи Сергея Худиева с сайтов Православие.Ру и Фома...

 






 
 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 614

Поиск