"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [44]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

28. Вопрос: "Если Бог – Само добро и его Источник, то как может зло быть по Его воле? Ведь все происходит по воле Божией."
 
  "1 Вот те народы (образ порочных помыслов, пороков, грехов, зла - от авт.), которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян (христиан - от авт.), всех, которые не знали о всех войнах (напр., о трезвении/стужевании - о борьбе со злом - от авт.) Ханаанских, –
  2 для того только, чтобы знали и учились войне (трезвению/доброделию вместо стужевания/греха/жизни по заповедям Христовым - от авт.) последующие роды сынов Израилевых, которые прежде (до оглашения/воЦерковления - от авт.) не знали её:
  3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи  (8 главных пороков - от авт.), живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф (мир сей - от авт.).
  4 Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним (для усиления/укрепления в добре - от авт.), которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. 
  (Суд. 3)"
  "11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 
  (Екк. 8)"
  "5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это – как бы погрешность, происходящая от властелина; 
  (Екк. 10)"








  "Душа человека, призванная к спасению, во время своей земной жизни жаждет, по существу своему, встречи с добром и всюду старается позаимствовать, собирать, найти добро. Это добро есть как бы нити, из коих ткет себе человек одежду для брачного чертога, в которой предстанет он перед престолом Божиим и останется вечно. Одежда, сотканная из нитей добра и любви, просветлится, заблестит от Божьего света; сотканная из нитей зла, недобрых дел - еще более омрачится от Небесного света и устыдит и доставит горькую муку тому, кто окажется одетым в нее. Своими собственными руками, т.е. своею волею, хотя и несовершенною, расслабленною грехом, но свободно, надеваем мы на себя или одежду радости, или одежду стыда.
  То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения - свободную волю, достоинство которой Сам и оберегает, не оказывая на нас никакого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху. А поработив ее греху, как восстановим в добре, когда силы наши расслаблены? Своими силами не сможем ее исправить, но благодатною Божьею силою можем: Богу все возможно. Пока душа наша еще на пути в Царствие Божие, пока еще есть время, закрепим и укрепим нашу волю, слабую, немощную, благодатной силой Божьей и найдем в ней нужную силу и поддержку на борьбу со злом. Жизнь великий труд. Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда все вокруг нас осмыслится и приобретет цену для вечности. 
  Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам "старцами", научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение. Где бы мы ни были, всюду нас окружает возможность спасения; в какие бы условия ни поставила нас жизнь - всегда можем духовно зреть и совершенствоваться. Наша жизнь при всякой обстановке может быть путем, ведущим нас ко благу нашему, к блаженству, которое доступно бывает уже здесь на земле.
  Всякий грех есть несчастье и для нас самих, и для окружающих нас. Грех есть начало разделяющее и разъединяющее, отталкивающее нас от людей. Грех не исторгнутый лежит тяжестью на сердце и отводит людей друг от друга. Всякая победа над грехом есть отвоевание себя и других для взаимопонимающей жизни всех людей. При победе над грехом открывается взаимное притяжение и родство людей по природе: побеждая грех в себе, человек помогает другому, даже помимо воли последнего, раскрыть лучшие свойства его души, как бы противоволъно - влечет последнего к добру. Побеждая грех в себе, оживляя в своем внутреннем человеке лучшие стороны, человек этим самым открывает духовный клад и в другом человеке и помогает другому найти в себе то, чего он еще и не видит в себе.
  Добро находит отклик в среде тех людей, которые, уже имея его, еще не видят его. Человек, пока грех владеет им, как бы боится другого человека, но при победе греха в себе он заражает и другого и окружающих добром. Это важно отметить и почувствовать, потому что в обычном состоянии у нас преобладает пессимистическое чувство, и нам кажется, что грех владеет миром. Такой пессимизм удерживает от борьбы с грехом и понижает активность в борьбе с ним. (Архиеп. Сергий (Королёв))"
 
 
"Не Бог является причиной зол во аде, а мы сами, потому что началом и корнем греха от нас зависящих, является наша же свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех, то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей? Бог сотворил душу, а не грех. Преимущественным благом её было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами.
(Свт. Василий Великий)"



"Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, что зол – раб, даже если он король.
(Блж. Августин)"


 

"И воистину, если кто не предаст себя на заклание, как овча, за каждую даже малейшую добродетель и не прольёт крови своей за неё, тот не стяжет её никогда. Так Бог в домостроительстве Своём положил, чтобы мы покупали вечную жизнь произвольной смертью. Не хочешь умереть произвольной смертью и жить вечной жизнью? И вот ты мёртв.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 
  
"Хочется огульной свободы, чтобы как все. Но «как все» — это по стихиям мира сего, а не по Богу. Как все — это страшная болезнь в будущем и горе, которого не избежать.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 



"Радость моя! Где Бог - там нет зла. Всё происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
(Прп. Серафим Саровский"
 
 
 
  "Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.
   Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди, и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту; так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. 
   Бог, сотворив человека самовластным, как независтный (всещедрый) и благий, доставил ему возможность, если захочет, угождать Богу. Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла. Ибо, если люди хвалят хорошие дела и добродетели святой и боголюбивой души, а дела срамные и злые осуждают, не тем ли паче Бог, — хотящий спасения человеку?
  Благо получает человек от Бога, как благого; а злу подвергается человек сам от себя, от сущего в нем зла — от похоти и нечувствия.
  Бог благ, а человек зол. На небе нет зла, а на земле нет истинного блага.
  Но умный человек избирает лучшее: познает Бога всяческих, благодарит и воспевает Его; телом же своим гнушается прежде смерти, и злым его чувствованиям (требованиям, желаниям) не позволяет приходить в исполнение, зная их пагубность и злое действие.
  Грехом именуется ослушание, всем злом. До Адама не согрешил ни один человек, и не был никак сотворен, прежде был мертв — и ожил, когда пришла заповедь. Одно из двух: или природа — причина греха, или грех соделан кем–то до Адама.
  Прекрати говорить, что природа зла. Думается, это грех все больше противится и горько клевещет, что есть козни диавола. Адам не по природе, но по проявлению воли изменился к худшей жизни. Диавол, когда принес клевету Ангельским хорам на Бога, то он и был назвался «диавол», то есть «клеветник»; и сам ангел, пал с вышемирных и по своим действиям стал врагом, когда еще не было этого видимого мира, и не было им, диаволом, околдованного человека. Он опять клевещет, клевещет Адаму на Бога, чтобы тот завидовал.
  Диавол лжет, он сначала не к Адаму приходит, а к Еве, как более слабой, и ей говорит: «Что это значит, что Бог сказал не есть от всякого дерева, которое в раю?» Ложь заключена в самих вопросах губителя. Диавол выведывал от нее, что среди насаждений таково, что вкушать от него Бог запретил: диавол не знал, что из насаждений или чего ради была дана заповедь. Ева была прямодушной, еще не искушенной на деле, не знала о хитрых проказах диавола, что он наносит смертную рану.
  Ибо было сказано: «От всякого дерева в раю ешьте пищу», — так сказал Бог Диавол, чтобы оклеветать Бога, говорит: «Ведь знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро, и зло ". И таким образом, пользуясь клеветой, диавол увещевает несчастную Еву вкусить запретного. А она заставила сделать это и мужа, который пожелал стать богом, и лишила тем самым его и себя и того, что у них было: бессмертия, нетления, блаженства.
  Пишет Моисей — боговидец и божественный законодатель, говоря клеветы его в песнопении и издеваясь над лукавым. Ибо так же сказал диавол, когда он клеветал Адаму на Бога. «И ел Иаков, и насытился, и был отвергнут возлюбленный». То есть насытился, располнел, и оставил Бога, Который его сотворил; и отступил от Бога Спасителя Своего. Так сотворил Иакову, повернув его к мясоядению и пьянству, а затем и отвергнул к служению идолам. Против него Моисей вооружил войско из двадцати трех тысяч человек, и людей Иакова за один день в пустыне сжал как стебли травы. Но Человеколюбец Бог непреложно пришел к нам подчинить противоборца, воистину став подобен введенному в заблуждение Адаму, чтобы враг с ним не общался.
  Тот, кто боролся с людьми, стал побежден Богом, и сам человек становится Богом. И пришел Бог сразиться за человека, что за пятьсот лет до этого прорек божественный песнопевец Давид: «Благословен грядущий во имя Господне. Кто Он, о боговедец? Бог Господь, и явися нам». Это то, по причине чего Бог становится Человеком, можно сказать, чтобы «разрушить врага и противника диавола». Ведь диавол говорит к Богу: «…разве даром богобоязнен Иов? Он со многим имуществом обласкан и питается». А Иову он сказал: «огонь сойдет с небес и поглотит все твое». И опять сказал Богу: «Только Ты протяни руку Твою, и коснись костей его и плоти его. И опять через жену Иова: «До каких пор ты терпишь в грязи и гнили, но скажи одно слово к Богу, и умри — и вырвешься из охвативших тебя зол». Этого врага и мстителя Господь разрушает Своим богочеловеческим пришествием. Сказал Он: «…се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью…».  
  
Если Господь сокрушил врага, то кто теперь с нами воюет бесчисленными нападениями, и толкает во грех?
  Хотя Господь и вполне мог истребить и погубить врага, но Он не захотел, чтобы не оставить нас без почета за доблесть в будущей вечной жизни, раз у нас здесь не будет никакого противника. Мы двинемся на него в этой жизни, как на войне, чтобы получить венок награды. Уязвив главу змея, Он умертвил в нем всю силу, но осталось движение зла, являющееся на нашу духовную брань и делание добра. Много раз и мы, уязвляя главу змея, позволяем вьющемуся за ней телу существовать и опять на нас подниматься.
  Ибо бесы не имеют власти даже над свиньями, как учит Писание Божественного Благовествования: они прежде Божественного Христова попущения не дерзали подойти к стаду свиней. И Господь им повелевает так, что они не вместе с пастухами топят стадо, но пропустив тех, бросаются бежать, устремившись в свиней. Это явно показывает нам, что если бы мы не были хранимы Его Божественной и все вместе держащей силой и милостью, то бесы нападали бы на нас яростнее, чем на свиней, когда мы были бы в волнах или плыли по морю. 

  И потому, возлюбленные мои, умоляю вас именем Господа Иисуса Христа — не пренебрегайте вашим спасением, чтобы это преходящее житие не лишило вас вечной жизни, и кожа тленного тела не отняла у вас Царства несказуемого света, и грешная скамья не заменила вам Ангельских судных престолов. Истинно, дети мои, сердце мое в изумлении, и дух мой в ужасе, что все мы услаждаемся, как пьяницы при молодом вине, ибо каждый из нас продал себя в рабство по своему свободному произволению, и мы сделались рабами нашего вольного выбора, и не желаем поднять глаз наших к Небесам, чтобы искать славы небесной и дел всех святых, и идти по их стопам.
   Бог создал душу свободной и самовластной и она вольна поступать как хочет - хорошо или худо.
  
Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению (свободно и осознанно - от авт.) делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать её без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостыней-подаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией.
  Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей. Благо получает человек от Бога как благого, а злу подвергается человек сам от себя - от сущего в нем зла, от похоти и нечувствия.
(
Прп. Антоний Великий)"


 
 
"Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай то, что тебе угодно, живи как хочешь. Зло происходит от беспечности, от праздности, от общения со злыми и от презрения к добродетели. Одним и тем же оружием пользуется и воин, защищающий отечество, и разбойник, нападая на граждан, так и тело может быть оружием для порока и для добродетели — всё зависит от воли. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
"— Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?
   — У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.
   У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни — топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение — это то, что делает диавола калекой.
  — Геронда, зачем Бог попускает диаволу нас искушать?
  — Затем, чтобы отобрать Своих детей. «Делай, диавол, все, что хочешь», — говорит Бог. Ведь что бы ни делал диавол — в итоге он все равно обломает себе зубы о краеугольный камень — Христа. И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень, то нам ничего не страшно.
  Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.
  Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он — Бог. И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, [на веки вечные] отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши — не будет и калача.
   Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы — святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека, ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему. Но так или иначе, лукавый делает нам добро — помогает нам освятиться. Ради этого Бог его и терпит.
  Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные — которые, не желая этого, делают нам зло, — готовят нам воздаяние. «Не будь искушений, — никто бы не спасся», — говорит один Авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет — он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали!
  То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.
  Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 


  "Каждому дан выбор. И Бог не может сделать этот выбор за человека. Считается, что духовник должен научить человека мыслить самостоятельно, самостоятельно расти духовно. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор.
  Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.
  Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи, бороться с дьяволом. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле. Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам воду, пищу, всё, что необходимо. Но как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе.
  Правильно говорят святы отцы, что человек никогда не останется в неверии, если не решит навсегда остаться во зле. Поскольку воля человека свободна и он создан самовластным, то есть призван свободно управлять своей волей, то эту волю, хотя и греховную, Бог не желает изменить насильственно, чтобы не причинить человеку нестерпимую муку. Поэтому каждый грешник мучается не по вине Бога, а через свои страсти и похоти, поэтому на вратах ада написано: "Каждому свое". Когда человек хоть чуть-чуть поднимается над уровнем плотского мышления, то ясно видит безумие гордости и возвышения, пренебрежения к Богу и людям. И это исходит не от человека, а от милосердия Божия, не желающего погибели грешникам, но чтобы им обратиться и жить вечно.
  Если человек не верует в Бога, в будущую вечную жизнь, то какова будет его цель в земной жизни? Конечно же, устроиться наилучшим образом в этой жизни: удача во всех житейских предприятиях, здоровье, благоденствие и т.д. А святые говорят, что не может человек и здесь плясать с бесами, и на том свете веселиться с Ангелами. Или то, или другое - что определяется свободной волей человека. И вот это и есть генеральный выбор человека, о котором так много пишут экзистенциалисты, но которые едва ли постигают его глубинную сущность. "Выбор" есть, действительно, важнейшее действие человека, но это выбор не чего-либо малозначащего, а выбор жизни - или смерти.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"


 
 
  "Святые отцы утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха. Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью. Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения.
   Действия Божии и начала действий Божиих в точности и с полною определенностию постижимы для одного Бога. Просвещенный Свыше ум человеческий издает следующее священное вещание: состоялось благоволение Божие, чтоб всесовершенная благость, то есть существо Божие, отразилась в других существах, как отражается солнце на предметах, которых оно прикасается лучами.
  Для этого Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в котором они обитают, потом чувственный мир, наконец человека, принадлежащего по душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа, к миру чувственному. Бог, будучи жизнь, саможизнь, пролил из Себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни — Бога. И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из рук Создателя совершенными, совершенными относительно ограниченному естеству своему, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла.   Добро в тварях, соответственное естеству их, было отражением беспредельной благости беспредельного Творца.
  Ограниченное совершенство тварей было отражением всесовершенного совершенства, составляющего свойство единого Творца. Духи и человек соделались между тварями ближайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами, подобными тем качествам, которые в беспредельности и совокупности своей составляют сущность Бога. Бог — благость: и разумных тварей Он соделал благими. Бог — премудрость: и разумных тварей Он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святаго Духа Своего, — этим соединил дух их, все существо их с Собою.
  Зло явилось от свободного произволения разумных тварей. Зачали зло в себе и родили его в отрицательное бытие его — духи. Яд зла они сообщили всему человеческому роду, заразив злом корень рода, праотца, обольстив праотца обещанием состояния, равного Богу. Здесь является благость Божия в поразительнейшем проявлении. Чтоб извлечь человечество из падения и погибели, Триипостасный Бог Единым из Лиц Своих приемлет человечество, в Себе и Собою обновляет человека, доставляет ему этим соединение с Собою, несравненно теснейшее, нежели какое даровано было при сотворении. Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родоначальником человеков, соделал их сынами Божиими по благодати...».
  Во всемогущей деснице Промысла самый грех, живущий внутри человека, объявший все существо его, объявший все члены души и тела, содействует его преуспеянию, если этот человек — истинный христианин. Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим: сказал это преподобный Макарий Великий.
  Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению.
  Всех призывает милосердый Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званых по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включатся в число избранных: потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




"Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями. (Патр. Сербский Павел)"


 
 
  
  "Причина всех наших страданий находится в наших мыслях. Иногда без согласия нашего какой-нибудь помысл, скверный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно содержит у себя ум наш. Однако же знай наверное, что и сей помысл произошел от нас самих; ибо или по крещении мы предавали себя такому худому помыслу, хотя не исполняли его делом; или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросим их; скверный же помысл, пребывающий в нас через делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.
  Никакая власть не принуждает нас насильственно ни к добру, ни к злу, но кому мы по нашей свободной воле работаем - Богу или дьяволу - тот потом поощряет нас ко всему, что составляет его область.
(Прп. Марк Подвижник)"


 

  "В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. При крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении, сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещенного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны. При крещении человек облекается во Христа.
  Грех имеет место только в существах разумных — бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы.Цель и назначение свободы — непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства.
  Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. Это говорится с тем, чтобы показать, что она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал; потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол; но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли.
  Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек.
  Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, - сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые - что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони - и так всю жизнь.
  Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость - вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей - ничего бы такого не было.
(Свт. Феофан Затворник)"



 
  "Смотришь в зеркало, чтобы познать, каково лицо твое, нет ли на нем изъянов, и, увидев, устраняешь их, - да будет зеркалом твоей души непорочное Христово житие. Посматривай в сие зеркало чаще и познавай, какова душа твоя, хочет ли она то, что Христос хочет, и делает ли она то, что Христос делал, живя на земле. 
  В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего. 
  Посматривай же чаще в свое сердце и мало-помалу будешь познавать себя. Болезнь неисцельная смертью грозит, так и зло сокровенное, без исправления пребывающее, вечной смертью грозит. От познания этого зла последует познание своей бедности и окаянства. От познания бедности и окаянства последует страх вечности и смирение, воздыхание, желание и старание к избавлению от бедствия.
  Человек, прежде чем грешить, стоит между двумя противоположными силами - Богом и сатаной - и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому. Бог зовет его к добру и отзывает от зла: сатана прельщает и отзывает от добра, склоняет к злу и греху - своему делу. Итак, когда человек слушает Бога и творит добро,- он обращается лицом к Богу. А когда слушает сатану и творит зло,- обращается лицом к сатане, спиной к Богу, и так, отвернувшись от Бога, идет за сатаной. Отсюда можешь видеть, христианин, как тяжко согрешает человек перед Богом, когда обращается к греху, диавольскому делу.
(Свт. Тихон Задонский)"

 

    
  "
Сам человек себя не знает, пока Господь ему не откроет. Один Бог имеет силу собрать помышления души и овладеть ею во исполнение Своей воли. А душа Богом овладевает, как сказано, любовью своею; Сам Господь Своей волей дает овладеть Собою верной душе. И Бог привлекает душу к Себе и всеми помыслами ее правит и ведет и изгоняет примесь чуждого ей мирского духа.
  Потому что от преступления Адамова весь человеческий род принял в свое естество, в душу и тело, горькое снадобье смерти, мрака и греха, склонившись к прегрешению, и никто не может излечить и изгнать болезнь и исцелить человечность и умертвить мертвящего нас, как только Божий Дух: вот, говорит Писание, "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Но поскольку присущее человеку зло знает Того, кто Один имеет силу умертвить его, то он расслабляет и разжижает ум, обращенный к каким-нибудь мирским делам или даже к иным похвальным, чтобы отвлечь его от искания и от труда: оно понимает, что быстро погибнет, если позволит душе искать того, что его умертвит.
  Так или иначе, зло всячески силится расшатать решимость воли и подсовывает благовидные предлоги, лишь бы от Господа отвлечь человека и сбить с пути и смутить гордыней, чтобы он уже не искал Мертвящего грех. Но мы, возлюбленные братья, будем всегда в вышнем мире иметь нашу цель, наше борение и наш труд, ни на час не давая себе послабления, и ни в малом, ни в большом деле не послушаем советов зла, чтобы в нас не прекращалась духовная и существенная работа, убивающая присущий нам порок.
  Ибо тысячи слов не приносят никакой пользы, нужда существенная духовная работа. И одно дело слушающий слово и приободряющийся, но другое – осязаемо чувствующий в себе работу силы Божией, через которую убивается грех. Одно дело – знающий, другое – имеющий. И первое тоже хорошо; но чувствующий на деле работу Божией силы приближается и приобщается к Божественной природе.
(Прп. Макарий Великий)"



  
"Свобода человека - сердцевина его существа; она отличает разумное существо от животных. Разве мы сильно отличаемся от муравьев? Разве наше тело не состоит из тех же веществ? Разве у нас не та же пища? Однако мы превосходим сами себя благодаря словесности (или разумности) нашей души. Но зачем нам нужна была бы эта словесность - если бы она не сопровождалась способностью выбирать и свободой воли? И как можно быть свободным и обладать способностью выбирать, если нет возможности по своей воле выбрать зло?
(Свт. Григорий Палама)"

 
 
 
  "Если спросит кого осмелившийся клеветать на истину: все ли Богу возможно? И тот ответить: да, - а спрашивающий присовокупит: следовательно, возможно и злое? - То всего справедливее подвергнуть осмеянию, как невежду, не отвечающего, а спрашивающего, потому что зло не причисляется к всему тому, что возможно Богу. Где именуется Бог, там несомненно последует добро. И кто имеет здравый ум, тому не придет и на мысль, что возможно Богу зло.
  Прекрасно богатство для того, кто употребляет его на дело и хорошо им распоряжается. Прекрасна бедность для того, кто умеет переносить её великодушно. Прекрасна и слава для того, кто пользуется ею для покровительства угнетенных. Прекрасно и бесславие для того, кто решился быть любомудрым. Прекрасно и начальствование для того, кто начальствует по справедливости и прав начальнических не употребляет к обиде низших. Прекрасна и сила для того, кто расточает её на защиту слабейших. Посему, будем винить не сами вещи, которые могут быть орудиями и добродетели, и порока, но собственное своё произволение, которое, по преизбытку нерадения, предает поруганию и красоту орудий.
(Прп. Исидор Пелусиот)"




 
"Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла.
(Прп. Серафим Вырицкий)"




"Почему Бог не сделал нас такими, чтобы мы, даже если бы захотели, не могли согрешить? Это не что иное, как сказать: почему Он не сделал нас безумными и бессловесными. Три есть начала, побуждающих нас на зло: страсти, демоны и злое произволение.
(Прп. Максим Исповедник)"


  

"Если бы не пожелал я зла, то и не сделал бы. Невозможно не помыслить, но возможно не желать, и поскольку я пожелал, то стал преступником. Бог не нам, но диаволу и ангелам его назначил мучения, мы же сами, великими своими пороками, делаем себя наследниками этих великих мук, и то, что угрожало лютому змию, будем добровольно терпеть мы, люди.
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Зло не сотворено по воле Бога, оно происходит от свободы выбора самого творения. Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло. Никто не обвиняй красоту лица и не говори этих неосновательных слов: такую-то погубила красота, и для такой-то красота была причиною гибели. Не красота виновна в этом, – нет, потому что и она дело Божие, – но развращенная воля: вот причина всех зол!
(Свт. Иоанн Златоуст)"







"В жизни есть только два пути – путь добра и путь зла, и каждый выбирает один из них.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"





"Покаяние должно быть искренним и свободным.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
















  Ответ: "Ответ на этот вопрос является очень простым и в связи с этим очень трудным для усвоения/восприятия… 
  Но попытаемся все же, с помощью Христовою уяснить для себя эту фундаментальную истину…
  Крайне важно отделять само зло как таковое от сугубо человеческой способности/возможности как это зло выбирать (хорошо к нему относиться, принимать его, соглашаться с ним, стремиться к нему), так и творить его (реализовывать его во внутренних и внешних действиях - т. е. в страстях/стужевании и в грехах)…
  Бог наделил человека свободой… 
  Свобода человека – это его способность выбора между добром и злом, между любовью и ненавистью, между истиной и ложью, между тварью и Творцом, между удовольствием и Христом, и пр. … 
  Свобода человека - это и его способность творить либо зло, либо добро...
  Где начинается эта свобода?...
  Где начинается грех?...
  Свобода человека начинает проявляться в его личном отношении к тому или иному доброму/злому предмету - напр., к благости/страсти...
  Человек свободен положительно отнестись напр., к благости и отрицательно к страсти - здесь лежит начало его добродетели (правильно используемой свободы)...
  Человек свободен и отрицательно отнестись к благости и положительно к страсти - здесь лежит начало зла/греха/порока (неправильно используемой свободы)...
  Сочетание и сосложение со страстью, страстное намерение (стужевание) усиливают человека во внутреннем зле и создают предпосылки для греха/зла внешнего/телесного (вплоть до порочных/греховных/злых привычки и навыка - страсти по святоотеческой терминологии)...
  Человек свободен в своём внутреннем выборе (в своём отношении к добру и злу) - если, конечно, он психически вменяем... 
  Люди, психически невменяемые или с врождённой неспособностью определять/диагностировать добро и зло (различать их) - духовно слепые (с врождённо окамененным/бесчувственным сердцем, бессовестные от чрева матери) - хотя и творят зло по невежеству, являются всё же невинны/безгрешны (подобно младенцам)... 
  Как внутренняя свобода человека может быть ограничена первородной/наследственной/врождённой повреждённостью, так и его внешняя/телесная свобода - напр., обстоятельствами непреодолимой силы (состоянием тела, погодой, климатом, физ./хим. законами, окружающими людьми, бесами, ангелами и Богом Вседержителем, Который всем и промышляет ради спасения каждого)... 
  Основная задача промысла Божия как раз в том и заключается, чтобы через определённые внешние и внутренние обстоятельства (через создание их) ставить человека перед очевидным для него выбором между добром и злом (выбором его отношения к ним) - склонить его к правильному использованию своей свободы (образовать добрый/положительный навык выбора добра и отвержения зла):

"Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла.
(Прп. Силуан Афонский)"




  Человек, образовавший навык положительного отношения к добру/любви и навык отрицательного отношения ко злу/ненависти обретает способность не грешить - приближается к непадательному состоянию, достигая тем самым цели своей земной жизни (спасаясь)... 
  Такой человек по приобретённому им на земле доброму навыку, по исходу души из тела, свободно выбирает Источник добра и любви - Христа и, минуя мытарства, подобно "...пламени огненному... (прп. Исихий, пресвит. Иерусалимский - о навыке Иисусовой молитвы)", пронзает воздух, устремляясь ко Господу в Небесные "обители" Царства Божия... 
  И наоборот, человек, стяжавший злой навык выбора зла/ненависти и отвержения/неприятия добра/любви, по исходу души из тела, минуя мытарства и воздух, стремительно и свободно падает в геенну, в средоточие ненависти и зла - к их первооткрывателю/изобретателю - к своему князю/сатане/дьяволу...
  Свобода необходима человечеству для спасения...
  И если кто-то (хотя бы и большинство) неправильно ею пользуется, то это не является основанием для её отмены...
  Именно неправильное использование свободы человеком и является причиной/источником зла в мире, а не Творец земли и всего что на ней...
  Бог не является ни творцом зла и ненависти, ни их источником…
  Бог – Творец только добра и любви и Он - их же Источник, и Он - Само же Абсолютное Добро и Любовь…
  Только человек может быть творцом/источником зла/ненависти…
  А вот способность к этому дана человеку Богом…
  Зачем дана?...
  Потому что Бог не может заставить человека любить…
  Любить в принципе нельзя заставить, это просто невозможно по определению…
  Точно так же нельзя заставить человека и ненавидеть…
  Именно поэтому человек и свободен – только его свободный выбор между злом и добром позволяет ему или обрести любовь или обрести ненависть…
  Поэтому не собственно зло существует по воле Божией, а способность человека и выбирать зло, и творить его, как проявление реализации его личной свободы…
  Только реализация своей собственной свободы позволяет человеку и выбрать, и обрести для себя и любовь, и бесконечные блаженство и обожение...
  Только в этом смысле можно говорить о том, что все происходит по воле Божией применительно ко злу…
  Человек же здесь не только подобен Богу (Творцу всего мироздания), являясь творцом (зла)… 
  Человек здесь, творя зло, в каком-то смысле, даже и превосходит своего собственного Творца – Бога (творя то, что даже и Сам его Творец творить не может – зло)… 
  Об этом как бы и грустила Святая Троица после грехопадения Адама и Евы, когда говорила как бы с некоторой печальной иронией, что наши прародители теперь стали как одни из Них… 
  Про это же намекал и сатана Еве, когда соблазнял ее преступить Божию заповедь…
  Итак, не зло существует по воле Божией, а способность человека выбирать и творить его (вредить самому себе)…
  А это, как говорят в Одессе - две большие разницы... 
  И ни в коем случае нельзя забывать при этом о премудрости и о милости Божией, которые через покаяние и все остальные заповеди Христовы позволяют любому злому человеку начать жизнь истинно добрую, выбирать не зло, а добро, не ненависть, а любовь, т. е. не умирать, а оживать…
  Ни врожденное, ни даже и приобретенное зло не могут помешать человеку правильно воспользоваться своей свободой… 
  Свобода выбора и была, и есть, и всегда будет с человеком… 
  Человек должен, по замыслу Божию, правильно пользоваться своей свободой… 
  Человек должен стараться не "переводить стрелки" на Бога – мол, все по Его воле и поэтому мол, не стоит напрягаться что-то изменить…
  Необходимо стараться не унывать и не отчаиваться... 
  Необходимо стараться по мере сил… 
  А Господь поможет… 
  Иисус ведь всегда и везде с нами... 
  И Он есть Любовь..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же "Беседы " свт. Василия Великого, свт. Марка Ефесского с сайта Святоотеческое наследие и соответствующая же статья митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру...
 
 
 



 
                                                  
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   
 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (01 Окт 12)
Просмотров: 619

Поиск