"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

078. Вопрос: "Что такое благодать Божия?"
 

  "40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём. 
  (
Лк. 2)"
  "16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
  17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
  18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
  19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
  20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
  21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. 
  (Гал. 2)"
  "10 Но благодатию Божиею (я - от авт.) есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
  (1 Кор. 15)"
  "8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар
  (Еф. 2)"
  "5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
(1 Петр. 5)" 



 

  "Как тело без души мертво и ничего не может делать, так и душа без небесной души – Божественного Духа мертва для Царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодной и как бесплодное дерево посекают и бросают в огонь, так и человек, пока не будет привит верой к Духу, продолжает быть тем, чем был прежде. Будучи плотью и кровью, он не может наследовать Царствия Божия, как говорит апостол. Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше... Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными. (Свт. Ириней Лионский)" 
  "Без благодати душа подобна иссохшей земле. Душа живет, пока Бог пребывает в ней Своею благодатью. Как мертвое тело не движется, не чувствует и не способно к действиям, так душа, лишившаяся благодати Божией, духовно не движется, не чувствует и не способна к действиям. Но как тело оживает, начинает действовать, так грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинает иметь духовное движение, духовно чувствовать, духовно действовать. 
  Что чувственный свет нашим глазам, то душе нашей Божия благодать. Когда свет сияет, человек все хорошо видит, видит путь, неровности его, опасности и бережется их, и отличает белое от черного, и одну вещь от другой. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все хорошо познает и видит: видит чудные Божии дела. Промысл и судьбы Его, распознает добро и зло, добродетель и порок, видит душевную пользу и ищет ее, видит вред и уклоняется от него. 
  Без благодати Божией ничего благоугодного человек не может сотворить. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению»— говорит апостол. И Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего». В духовных делах человек без помощи Божией благодати – как иссохшая ветвь, которая не приносит никакого плода, Богу, творящему в нас и желание и исполнение добра, подобает всякая хвала и слава, а человеку – стыд и смирение, потому что не только делать, но и хотеть без Бога ничего доброго не может. 
  Грешить и угождать плоти так же удобно, как плыть по течению реки. Но против греха стоять, умерщвлять и побеждать его нам самим так же неудобно, как плыть против течения без гребцов или паруса. Непременно надо плывущему против быстрины речной иметь или гребцов, или парус с попутным ветром. Так, хотящему стоять против греха, подвизаться и побеждать его, и благочестиво жить во Христе Иисусе, нужна сила Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Потому что от природы всякий человек стремится к угождению своей плоти и воле, самолюбию и всякому греху. И противиться этой склонности и победить ее самому человеку невозможно. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Благодать изливается на всех... но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, по справедливости должны самим себе приписывать вину за такое ослепление. Благодать готова и ищет, кто бы принял ее с усердием.
  Как солнечные лучи светят каждый день и не истощаются, и свет их не уменьшается от излияния на многие предметы, так и сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих её. Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши.
  Благодать подобна источнику, состояние же приступающих к ней является сосудом, определяющим меру, в какой каждый ее вмещает. Убедим себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше. Для того оставляет добродетельных Бог, чтобы они познали, что эти подвиги совершили они не собственной силой, но благодатью Божией. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Говорит божественный апостол: «Вы – Тело Христово, а порознь члены» и еще: «Одно тело и один дух». Но как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвивший себя страстями и пренебрежением к заповедям после Крещения, бывает бездействен, потому что его не просвещает Святой Дух и благодать Христова. Хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Дух в нем бездействен и недвижим из-за его душевного омертвения.
  Душа у нас одна, а членов у тела много, но душа все их хранит, животворит и приводит в действие все члены. Однако животворит она те члены, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо причине омертвели, хотя и содержит, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, пребывая во всех его членах Христовых, движет и животворит те из них, которые могут быть причастны жизни, но не те, которые не способны к ней. Таким образом, всякий верный, хотя по вере и причастен усыновлению духовному, может оказаться непросвещенным из-за нерадения или неверия, лишаясь света и жизни Иисусовой. И всякий верный, хотя, как член Христов, имеет Духа Христова, может остаться бездейственным, как неспособный к причастию благодати. (Свт. Григорий Синаит)"
  "Дух Святой пребывает во всех. Но собственную Свою силу Он обнаруживает в тех, кто чист от страстей, а не в тех, у кого душа омрачена греховной нечистотой. Кроме же чистоты им нужно сохранять духовное равновесие. Ибо чист не тот, кто только не нарушает целомудрия, но тот, кто мудрование плоти подчинил духу. Как не на всякой поверхности видно отражение лица, а только на гладких и прозрачных, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, не имеющих в себе ничего непокорного, развращенного. Снег блестит, но не отражает тех, кто на него смотрит, потому что шероховат; молоко бело, но не имеет отражений, а на гладкой поверхности воды отчетлив даже темный образ. Так и неровность жизни неспособна к восприятию Божия действия. (Свт. Василий Великий)"
  "Как источник не мешает желающему черпать из него, так и сокровище благодати никому не возбраняет стать его причастником. Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Обязанность человека – призвать благодать, чтобы она, придя, просветила его. Обязанность человека – очистив себя, добиваться, чтобы благодать обитала в нем и помогала ему.
 (Прп. Ефрем Сирин)"
  "Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. (Прп. Иосиф Оптинский)"
  "В чём проявляется благодать Духа Святого? Дух Святой или Дух истины:
  - хранит непоколебимой истину Православной веры, принесённой с неба Иисусом Христом;
  - просвещает и утверждает Церковь и всех истинно верующих;
  - поставляет пастырей, совершает Таинства;
  - очищает грехи верующих, отражает ложные учения;
 - творит чудеса и знамения и тем самым являет истину и спасительность Православной веры Христовой. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Посылая Своих учеников-апостолов на проповедь Евангелия, Иисус Христос наделил их силой Святого Духа. Апостолы, разойдясь по миру с проповедью Евангелия, приводили к вере Христовой тысячи новых христиан. Избирая достойных для совершения священнодействия во вновь созданных христианских общинах, апостолы возложением своих рук передавали им благодать Святого Духа.
  Вот уже более двух тысяч лет в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви действует передаваемая в Таинстве Хиротонии (возложение рук - греч.) Божественная благодать Святого Духа, носителями которой являются священнослужители. (В. Ф. Певницкий)"

 

  "Внемлите же себе, братия мои, чтоб не случилось и с вами того, что, тогда как думаете, что вы с Богом и имеете общение с Ним, потом окажется, что вы вне - отдалены от Него, по той причине, что не зрите в настоящей жизни света Его (благодати Божией). Ибо если бы божественный свет возжег светильники ваши, то есть души ваши, то он сиял бы в вас явно, как сказал Господь наш Иисус Христос, - что если ум твой светел, то и душа твоя не будет иметь ни одной части темной, но будет вся светла, подобно как когда светильник освещает тебя светом своим. 
  Всякий христианин должен посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели изо всех сил стремиться принять действие благодати Святого Духа, силою Которого и начнет он жить истинно по Христу. Ибо нет другого способа и средства к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме принятия свыше благодати Христовой. Как человек, не имеющий души, мертв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа, мертв для Бога; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на Небесах. Всё старания и весь подвиг христианина должен быть обращён на то, чтобы стяжать Духа Христова и таким образом приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом состоит духовный закон и благобытие.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 

 
  "Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую – при посредстве силы Святого Духа. Как действенность страстей, то есть мирский дух льсти и греховной тьмы, вселяется в таком человеке, который исполнен мудрования плотского: так и наоборот, действенность и сила светоносного Духа обитает в человеке освященном.
  Прежде закон назидал людей не ипостасным словом, налагал на них тяжелое и неудобоносимое иго, и не умел подать им никакой помощи; и именно потому, что не в состоянии был сообщать силу Духа; ибо сказано: немощное закона, в немже немоществоваша плотию и т. д. . Со времени же Христова пришествия, дверь благодати отверзлась истинно уверовавшим, и подается им Божия сила и действенность Духа.  
  Поелику Христос, первая и естественная благость, ниспослал божественным ученикам дар Духа; то, с сего времени, Божественная оная сила, приосеняя всех верующих и обитая в душах их, стала исцелять их от греховных страстей, избавлять от тьмы и омертвения; потому что, до сего времени, душа была изъязвлена, заключена в темницу и одержима греховным мраком.
  Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию. В тех же, кого посетила благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь делается как бы душею.
  Однако же, поелику душа, предаваясь развращенным страстям, была как бы одно с ними, и хотя имела собственную свою волю, но не могла делать, чего ей хотелось, о чем и Павел говорит: не еже бо хощу, сие творю - то кольми паче, когда сила Божия приходит на помощь душе, освященной и соделавшейся того достойною, воедино с Богом будет воля человека.
  Ибо душа, поистине, бывает тогда, как душа Господня; потому что добровольно и со всем расположением предается силе благого Духа, чтобы царствовала в ней, и не ходит уже по собственной воле своей; так сказано: кто ны разлучит от любви Божия? То есть, кто разлучит, когда душа в единении с Духом Святым? 
  Теми, которые сподобились соделаться чадами Божиими и в себе имеют просвещающего их Христа, различно и многообразно управляет Дух, и в сокровенности их сердца согревает их благодать.
  В ком благодать сопребывает, в том она делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым - будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе.
  Иногда сильнее, а иногда слабее воспламеняет в нем огонь; и свет иногда осиявает в большей мере, а иногда умаляется и тускнеет, без сомнения, по Божественному смотрению; и хотя светильник горит неугасимо, но иногда делается яснее, и тогда человек празднует, как бы в большем упоении Божиею любовию, а иногда и самый свет, являющийся в сердце, отверзает дверь еще внутреннейшему и глубочайшему свету, так что человек, весь поглощенный оною сладостию и созерцанием, бывает уже вне себя, и кажется миру буим и вредным по причине новых обаяний любви и удовольствия и по глубине таин, каких он сподобился.
  И нередко бывает, что в оное время человек достигает совершенной меры, и становится свободен от всякого греха и неукоризнен; после же сего благодать некоторым образом умаляется, и нисходит на человека покрывало сопротивной силы. Так рассуждай о действиях благодати: предположи, что взойти на двенадцатую степень есть совершенство, и такая мера иногда бывает доступна; но благодать опять начинает действовать слабее; и сошедши на одну степень, останавливается, так сказать, на одиннадцатой.
  И если бы таким же образом продолжалось это всегда, то невозможно было бы принять ему на себя домостроительство и бремя слова, не мог бы он ни слышать, ни говорить о чем-либо, или, не взял бы на себя попечения о чем-нибудь, даже на самое краткое время, а лежал бы только, повергшись в одном углу, объемлясь восторгом, паря ввыспрь и упоеваясь.
  Посему-то совершенная мера и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братьях и служением слову. Человеческая природа сама по себе не имеет возможности в совершенстве приносить плоды добродетелей, а имеет нужду в духовном Земледелателе душ наших, то есть, в Духе Христовом, Который поистине необычаен для нашего естества; потому что мы тварь, а Он не создан; и Он, искусством Своим возделав сердца, разумею, верных, которые от всего изволения предали себя сему Делателю, приуготовляет их к произращению совершенных плодов Духа, и воссияет свет Свой в омраченном страстями доме души нашей.
  Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди (благодать Божия), ни в чем не будет иметь успеха трудящийся земледелец (христианин). Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение.
(Прп. Макарий Великий)"




 








 
 

  Ответ: "Благодать Божия (благодать Христова, благодать Святого Духа и пр.) - суть энергия Святой Троицы...
  Энергия того или иного предмета - суть его способность воздействовать на тот или иной предмет...
  Действие того или иного предмета - суть средство (способ), при помощи которого он осуществляет свое воздействие на тот или иной предмет...
  Или и другими словами: действие того или иного предмета - суть его энергетическое средство...
  Например, человек действует (трогает) рукою...
  Трогающая рука - действие человека...
  Способность же трогать рукою - суть его энергия...
  Существо Божие радикально отличается от многосоставного (сложного) человеческого существа Своею простотою, поэтому человек не может чувствовать Саму сущность Святой Троицы...
  Но человек может ощущать (чувствовать) действие благодати Божией...
  А ощущая действия благодати Божией, человек тем самым может чувствовать и Самого Бога - Его Личности, т. е. Ипостаси Святой Троицы...
  Солнце воздействует на человека посредством электромагнитных волн...
  Посредством чего именно Бог воздействует на человека - неизвестно, сокрыто от него...
  Может быть, из-за той же самой недоступности для человеческого восприятия...
  Поэтому и благодать Божия относится к категории предметов сокровенных, таинственных...
  Лично нам кажется, что Бог воздействует на человека непосредственно, единственно Своею волею изменяя в нем в той или иной степени его естество и тем самым вызывая в нем те или иные ощущения...
  Косвенно это подтверждается одним из основных христианских догматов о том, что все (кроме, естественно, зла) происходит по воле Божией...
  Но отнесите, пожалуйста, это к области нашего личного мнения, как информацию к доброму размышлению...
  Мы думаем, что Господь изменяет в человеке непосредственно (Своим желанием любви) количественные и качественные характеристики его совокупной сущности, созидая тем самым в нем и соответствующие этим изменениям ощущения...
  Чувствительность - суть способность того или иного предмета изменяться (изменять свои качественные и количественные характеристики) в результате воздействия на него (энергии) того или иного предмета...
  Память - суть способность того или иного предмета сохранять свои изменения... 
  Информация - суть совокупность качественных и количественных характеристик той или иной энергии...
  Информация (энергия) может быть доброй (красивой), отвращающей человека от зла и устремляющей его к добру и к его Источнику - Христу...
  Информация (энергия) может быть злой (мерзкой), отвращающей человека от добра и от его Источника - Христа и устремляющей его ко злу... 
  Сколько существует всяких предметов, столько же существует и видов энергий с соответствующей им той или иной, специфической информацией...
  Информация может быть абсолютно доброй только лишь у Благодати...
  Информация может быть максимально злой и минимально доброй (у бесов и иже с ними)...
  Информация может быть максимально доброй и минимально злой (у святых Божиих)...
  Информация может быть и доброй и злой, в разных пропорциях красоты и мерзости, в зависимости от того, на каком духовном уровне находится человек и какова, в связи с этим, его энергетика...
  Любое творение Божие - суть совокупность множества предметов как на макроуровне (например, габитус - форма, размер, цвет, текстура и пр.), так и на микроуровне (например, атомный и молекулярный составы, строение кристаллической решетки, структура и пр.)...
  Любое творение Божие (созданное Абсолютным Добром) изначально (от момента своего сотворения), по определению, имеет добрую энергетику...
  Только Творец (Святая Троица) по своему существу является Монопредметом - простым и единым...
  Все предметы обладают энергией... 
  Поэтому все тварные предметы воздействуют друг на друга...
  Все тварные предметы могут менять свою энергетику в сторону добра или зла в результате воздействия друг на друга...
  Все тварные предметы обладают теми или иными степенями чувствительности и памяти... 
  Благодать может изменять любые характеристики и свойства твари...
  Энергия твари изменять сущность Божества не может по причине ее простоты ("единосущия")...
  Именно по этой же причине и сама Святая Троица не может изменить Свою Собственную сущность...
  Потому что, как говорят иногда в народе: "проще некуда"...  
  Энергия же разумной твари может изменять только помыслы Божии (Его волю), но и то - только в пределах Его любви, и то - только относительно к твари, т. к. Божество вне времени, и поэтому неизменно...
  Где изменчивость - там и время...
  А где время, там и прошлое (то, что уже не существует), там и будущее (то, что ещё не существует), там и настоящее (то, что тоже не существует, т. к. настоящее - это переход с интервалом 0(!) из прошлого в будущее)...
  Время (в общепринятом, бытовом смысле) - весьма и весьма условное понятие (вторая производная от скорости(?!)), изобретенное с помощью Божией и применяемое людьми для удобства ведения ими своей собственной, жизненной деятельности и по своей сущности, являющееся всего лишь функцией изменчивости твари, как бы ее аналоговым эквивалентом (например, 24 часа - это один оборот Земли вокруг своей оси, т. е. одно ее завершенное, пространственное изменение и т. п.)...
  А поскольку Божество просто по существу и поэтому неизменно, то Оно ко времени и не относится, пребывая как бы за его "скобками"...
  Чувствительность человека может быть разной по своей степени...
  Чувствительность человека может быть осознанной и неосознанной...
  Чувствительность человека может быть свободной и невольной...
  Память может быть осознанной и неосознанной (подсознание)...
  Все внешние и внутренние события в жизни человека остаются в его памяти...
  Когда человек умирает телом, он проходит т. н. мытарства или Частный Суд, где он выражает своё отношение к добру и злу, выбирая/исповедуя или отвергая то или иное в соответствии с приобретёнными им во время его земной жизни, навыками...
  Церковное предание свидетельствует о том, что первые три дня после смерти тела душа человека, как правило, находится еще на земле, в мире нашем, материальном, хотя и с утраченными уже ею способностями прямого, непосредственного общения с ним...
  С третьего по девятый день душа усопшего как бы "знакомится" с райскими обителями...
  С девятого по сороковой день душа как бы проходит своего рода "экскурсию" по геенне...
  И уже только потом душа человека предстает перед Христом - Абсолютными Любовью, Добротою и Красотою, когда и определяется ее посмертная судьба...
  Кроме буквальных смыслов, которые содержат в себе вышеперечисленные образы, в них есть еще и смыслы сокровенные...
  Душа усопшего содержит в своей памяти всю информацию о всех событиях, которую она восприняла сознательно или неосознанно в течение всей своей земной жизни...
  Когда душа усопшего находится на земле, она определяется окончательно в своем отношении ко всему тому земному, что еще видит в материальном мире - насколько это все важно или незначительно для нее...
  Экскурсия по раю - образ отношения души ко всему тому хорошему и доброму, что выявляют в ней ее собственные память и подсознание...
  Пребывание души усопшего в геенне - образ отношения ее ко всему тому злому, что также присутствует в ней...
  Предстояние души перед Христом - образ окончательного и бесповоротного ее выбора между мерзостью и красотою, злом и добром, ненавистью и любовью, истиной и ложью, удовольствием и Христом, Царством Небесным и геенной...
  Частный Суд - это и есть  то самое Евангельское "рассечение" человека на его личное отношение к любви и ненависти...
  Св. Лаврентий Херсонский считал, что мытарства (т. е. завершение самоопределения души усопшего по отношению к добру и злу) могут проходить до 40 лет...
  Совершенно точно сказать, что же именно (и сколько по земному времени) происходит с душой человека после смерти его тела, не представляется возможным по причине того, что мир духовный совсем не похож (даже по времени, которое там течет по другим законам) на мир материальный, и поэтому земными словами вовсе невозможно адекватно описать все его законы, предметы, понятия и пр. ...
  Поэтому так важно для человека во время его земной жизни не соприкасаться со злыми предметами и не стремиться к ним, как с внешними (грехами), так и с внутренними (страстями)...
  "Уклоняться от зла"...
  Чтобы избежать на мытарствах своего самоопределения к ним (возможно, плачевного)...
  Поэтому так важно для человека во время его земной жизни соприкасаться с предметами добрыми и стремиться к ним, как к внешним (святыням и доброделиям), так и к внутренним (трезвению, покаянию, молитве и пр.)...
  Поэтому так важно для человека жить по заповедям Христовым, а не человеческим...
  Ведь каждый предмет (даже и на микроуровне) имеет особую, только ему одному свойственную энергию, содержащую свойственную только ей одной, информацию...
  Современная наука позволяет изготавливать приборы, которые имеют очень высокую чувствительность...
  Последние научные (объективные) исследования со всею очевидностью свидетельствуют о высокой (по сравнению с фоновой) положительной энергетике как обычного геометрического креста, так и Святой воды, и предметов, которые были освящены и Ею, и молитвой...
  Лабораторные исследования свидетельствуют о феноменальных воздействиях доброй информации (энергии) на растения, животных и людей...
  У доброго (красивого) предмета - энергия добрая (красивая)...
  У злого же (мерзкого) предмета и энергия злая...
  Поэтому так важно иметь не только внутреннюю добрую жизнь, но и внешнюю, находиться среди истинно добрых предметов и совершать добрые телесные действия ("худые сообщества (предметы со злой энергией) развращают добрые нравы (изменяют к мерзости предметы красивые)")...
  Поэтому так и важно исполнять все заповеди Христовы, а не только лишь некоторые из них...
  Ибо все оставляет в человеке свой след: либо добрый, либо злой, и за всеми обстоятельствами (как внутренними, так и внешними), обязательно происходят соответствующие им последствия...
  Т. е. предметы со злой энергией (содержащие мерзкую информацию) изменяют предметы с доброй информацией ко злу (уменьшают в них красивую информацию)...
  И наоборот...
  Что же побеждает в конечном итоге?...
  Если это святыня - то побеждает святыня...
  Если это святой человек - то побеждает святой...
  Если два разных (добрый и злой) по своей энергии предмета (например, люди) не принадлежат к Церкви Христовой, то побеждает зло...
  Сами подумайте - если смешать горячую и холодную воду, то получится вода тёплая...
  В итоге - "горячесть" пропала...
  Это то самое, о чем говорил Господь в Апокалипсисе... 
  Даже и в древние, подвижнические времена расцвета монастырской жизни, тамошние монахи, имеющие по нашим современным понятиям высочайший духовный уровень - даже и те старались как можно реже не только выходить за пределы монастырей, но и просто покидать свои кельи (хотя бы и на короткое время)...
  Монахи знали, что вышедший из кельи, вернется в нее уже другим (хуже), т. к обязательно соприкоснется с каким-либо более худым, чем он сам, предметом...
  И это - не гордость, это - рассудительность...
  Добрый человек имеет и внешность добрую (красивую) и поступки добрые (красивые) и из рук его выходят изделия добрые (красивые)...
  Даже одежда и предметы, и мощи святых Божиих красивы и добры, исцеляя до сих пор страждущих телесными и душевными болезнями...
  Недаром платок св. ап. Павла еще при его жизни исцелял людей...
  Недаром даже тень(!) св. ап. Петра исцеляла людей...
  Недаром кровоточивая исцелилась от одного своего прикосновения лишь к краю одежды Христа...
  История Церкви содержит великое множество подобных примеров...
  Прп. Варсонофий Оптинский, напр., предупреждал о том, что страсти (пороки и пр. зло) могут передаваться через предметы: "Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые."
  А когда свт. Спиридон Тримифунтский ехал на Вселенский Собор, то на пути он остановился в гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил: "Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест."
  "Оттого, – ответил святой, – что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости."
  Святость обладает доброй энергий, она освящает любые предметы, с которыми соприкасается...
  Благодать освящает человека и через освященного (доброго, красивого) человека, освящает и все другое творение Божие...
  И наоборот:

  "Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла.
  А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех, проникает в сердца окружающих людей. И если это энергия зла, то она заражает воздух духовный так, как воздух материальный заражается всякими сквернами.
  И как невыносимо человеку жить среди грязи и отходов, так невыносимо находиться рядом с человеком, дух которого отравлен завистью, клеветой, осуждением, ненавистью к людям, раздражительностью и всем тем, что так угодно дьяволу.
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"






 
  Прп. Серафим Саровский особо выделял значимость благодати Божией в жизни христианина...
  Он говорил, что цель христианской жизни вообще заключается в стяжании Святого Духа (благодати Божией)...
  Православная Церковь прямо-таки насыщена так называемыми святынями - творениями рук человеческих, через которые на людей исходит благодать...
  Благодать может исходить через святыни либо непосредственно по воле Божией (напр., через хлеб, вино, воду и пр. предметы во время совершения Таинств), так и опосредованно через святых людей Божиих, которым эти предметы (святыни) либо принадлежали (сами их тела - мощи, одежда, обувь, предметы быта и пр.), либо с которыми они соприкасались во время своей земной жизни... 
  Святыни могут быть различными по степени свой силы, с которой из них исходит Божественная энергия...
  Степень этой силы, в свою очередь зависит как от особого промысла Божия, так и от степени той благодати, которой они подвергались во время своего прошлого пребывания у святых людей (от степени святости святых)...
  Здесь особо можно выделить святыни, относящиеся к земной жизни Христа (древо Креста, плащаница, копие, чаша Тайной вечери, терновый венец, нерукотворный Его образ и пр.) и Богородицы (риза, пояс и пр.)...
  К сожалению, человечество на протяжении почти всей своей истории, определяло для себя совсем другие, далеко не добрые цели...
  Сколько в связи с этим (вокруг и везде) творений рук человеческих, которые сделаны были со злыми, порочными намерениями...
  Эти человеческие творения по определению заражены злом, они заражают своей энергий и все окружающие их предметы...
  Порочность огромного количества людей заражает своей злой энергией и всех окружающих их - других людей...
  Все предметы, все внешние обстоятельства имеют ту или иную информацию (ту или иную энергию)...  
  А когда Господь заповедал человеку избавляться от своих членов, соблазняющих его, Он имел ввиду также и воздержание от употребления мерзких предметов, содержащих злую информацию...
  Поэтому так важно непрестанно и усердно стараться жить по заповедям Христовым, как можно чаще соприкасаться с православными святынями, посещать храмы, богослужения и пр. добрые места...   
  Поэтому так важно стараться непрестанно (как можно чаще) молиться, чтобы соединяться со Святыней Абсолютной - Христом, чтобы непрестанно же освящаться Его Благодатью, воспринимать ("запоминать") Его истинные доброту и красоту...
  Св. Писание многократно свидетельствует о необходимости дистанцироваться/изолироваться/избавляться от гнусных предметов (проявление правильной закрытости/замкнутости), чтобы не "заразиться" злою энергией, утратив энергию добрую, напр. :

  "8 И ещё объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце. 
  (Втор. 20)"

  Господь часто либо Сам уничтожал то или иное имущество язычников - людей бесчинных/нечестивых, либо же заповедовал это делать евреям в земле обетованной (вплоть до умертвения и самих носителей/источников нечестия - и мужчин, и их жён, и даже их детей - младенцев "вавилонских"):

  "4
 и что Он сделал с войском Египетским, с конями его и колесницами его, которых Он потопил в водах Чермного моря, когда они гнались за вами, – и погубил их Господь [Бог] даже до сего дня;
  5 и что Он делал для вас в пустыне, доколе вы не дошли до места сего,
  6 и что Он сделал с Дафаном и Авироном, сынами Елиава, сына Рувимова, когда земля разверзла уста свои и среди всего Израиля поглотила их и семейства их, и шатры их, и все имущество их, которое было у них; 
  (Втор. 11)"
  "2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;
  3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. 
  (Втор. 12)"
  "12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,
  13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», –
  14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,
  15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча;
  16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
  17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя... 
  (Втор. 13)"
  "3
 теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
  (1 Цар. 15)"
 
  Ветхозаветные заповеди не только заботливо/подробно расписывали/разделяли все предметы на так называемые чистые и нечистые (напр., предмет, до того чистый, становился нечистым после соприкосновения/контакта с предметом нечистым), но предлагали способы их очищения через омовение очистительной водою (прообраз Святой воды/Агиасмы), покаяние (когда речь шла о человеке) уединение/изоляцию (образ епитимии) на определённое время (вне стана - образа церкви) или же и всё то же разрушение/уничтожение (и бытовых предметов, и людей через побивание камнями и пр.)... 
  Необходимо здесь и вспомнить слова прп. Серафима Саровского о том, что целью христианской жизни является стяжание/приобретение Святого Духа...
  Понятно, что Бог во всех Своих Ипостасях пребывает весь и везде вообще и в каждом человеке, в частности...
  Прп. Серафим имел, конечно же ввиду не Божественную сущность, а именно благодать Божию, с помощью которой только человек и может исполнить замысел о себе своего Творца - спастись..
  Ибо только благодатью Божией человек вообще и христианин, в частности, способен/может исполнять заповеди (любые - даже самые малейшие) Христовы вообще (смысл всей жизни) и спастись, в частности (цель земной жизни)...
  Поскольку Бог есть только любовь (и ничто иное кроме любви), то и его энергии по определению являются благодатью любви...
  А поскольку любовь есть способность соединения/единства любимых и любящих, то становится вполне очевидным тот факт, что именно благодать Божия обеспечивает соборность Церкви...
   Именно благодать Божия дает способность/возможность членам Церкви (покоряющимся благодати, способным усвоить/принять/"стяжать" ее) соединиться в единый живой Организм Тела Христова - в Церковь Божию...
  Когда св. отцы говорили/писали о стяжании Святого Духа (прп. Серафим был далеко не первым среди таковых), как о цели христианской жизни, то ясно, что под Святым Духом, конечно же, они имели ввиду благодать Божию, которую св. отцы нередко называли и благодатью Христовою, и благодатью Господней, и благодатью Святого Духа…
  Человек по своей сущности (как тварь) никак не сопоставим с естеством Творца и поэтому не имеет никакой возможности/способности взаимоотноситься/общаться с Богом напрямую своею природою…
  Но Бог имеет способность/возможность изменять те или иные характеристики/способности/возможности/функции духовного/умного/разумного естества человека Своею энергией/благодатью и тем самым вызывать в духе человека те или иные ощущения/чувства/помыслы/состояния…
  Через это воздействие на дух человека, Бог и общается/взаимодействует с ним…
  Причём возможности в общении/воздействии/влиянии на естество человека напрямую зависят от качественного состояния естества духа человека…
  Падшее естество нечестивого человека (порочный дух) неспособно воспринимать в себя (стяжевать) благодать Божию (Святого Духа) и поэтому не способно к взаимному общению со своим Творцом…
  Естество бесчинного человека подобно грязной куче подтаявшего апрельского снега…
  Солнце подобно Богу…
  Солнечные свет и тепло подобны благодати Божией…
  Тело человека подобно термосу, в котором сохраняется от благодати до смерти душа и дух (подобно снегу) нечестивого человека…
  Заповеди Христовы позволяют изменить падшее духовное естество человека, давая ему возможность постепенно стяжевая благодать Божию, привыкать к ней, всё более и более возрастая в этой ключевой способности…
  Исполняя ту или иную заповедь Иисусову, человек тем самым усваивает в своё сердце/вовнутрь/в дух то или иное количество благодати (Царство Небесное/Божие), изменяя, освящая своё естество и приуготовляя его к переходу на Небеса, где благодать Божия проникает всё и вся преизобильно…
  Как только благодатью Божией возможно исполнить ту или иную заповедь Христову, так только исполнением той или иной заповеди Иисусовой возможно воспринять благодать Божию…
  Как в зависимости от степени святости человека, он может в той или иной степени чисто/полно/исправно/безупречно исполнить ту или иную заповедь Христову, так и количество воспринимаемой им благодати Божией зависит от этого же…
  Чем порочнее человек, тем меньше благодати он может усвоить, тем хуже он может при её помощи исполнить ту или иную заповедь Божию, и тем меньше благодати он может поэтому и воспринять…
  Святость, порочность человека, качество исполнения им заповедей Христовых, его способность усваивать благодать Божию (её количество) причинно-следственно взаимосвязаны…
  Через исполнение заповедей Христовых человек из подобия снежного кома должен благодатью Божией измениться, возродиться и стать подобием стального клинка…
  Как снег тает на солнце, так и порочная душа по исходу из тела не сможет пребывать в Царстве Небесном/Божием по причине благодати, преизобильно пронизывающей Небеса (духовный мир)…
  Через жизнь по заповедям Иисусовым человек благодатью Божией кардинально меняет возможности/характеристики/качество своего духовного естества, которое постепенно (не приходит Царство Божие приметным образом) приобретает способность в неограниченном количестве стяжевать Святого Духа…
  Истинный христианин становится подобным булатному клинку, способному находиться не только на солнечном свете, но и становиться как бы сам огнём, будучи помещённым в пламень (не меняя при этом своего естества)…
  В этом и есть цель христианской жизни, о которой говорил прп. Серафим – приготовить душу/дух человека к преизобильному восприятию благодати Божией в Царстве Небесном через постепенное и непрестанно возрастающее её восприятие посредством исполнения заповедей Христовых всё той же благодатью Божией…
  Не подготовленная же при земной жизни душа нечестивого человека, по её исходу из тела вынуждена будет по необходимости пребывать в геенне – в единственном месте, где благодать Божия имеет минимальную интенсивность, обеспечивающую лишь бытие бесчинных душ (подобно снегу, пребывающему в морозильной камере)…
  Геенна является проявлением милости Божией – местом, заботливо обустроенном Творцом для тех Его детей, которые отвергли своё сыновство, которые не захотели стать истинными богами по причастности к Богочеловеку Господу Иисусу Христу, но предпочли вечное прозябание в гордом и безумном одиночестве…
  И хочется в конце ещё упомянуть о мнении прп. Симеона Нового Богослова, который решительно утверждал (с кажущимся противоречием многим св. отцам), что христиане последних времён имеют все возможности, наравне с первыми христианами, достигать высот святости (иметь все древние дары Святого Духа), мотивируя это тем, что благодать Божия (всё совершающая в человеке) всесильна всегда и во все времена... 
  Это противоречие является действительно кажущимся, т .к. касается людей с равными (как врождёнными, так и приобретёнными) способностями/возможностями стяжевать/усваивать благодать Божию...
  Всё дело как раз в том и состоит, что человечество с каждым своим очередным поколением всё более и более утрачивает этот свой фундаментальный/базовый "талант" - нисколько, впрочем, не теряя при этом своих шансов на спасение, поскольку Царство Небесное не духовным уровнем человека "берётся" (иногда дарованным ему Богом и без труда), а только его "усилием" достигается - посильными, максимальными для него лично ревностью и мужеством в исполнении всех заповедей Христовых (которые потому и малы в последние времена, что умалилась сама способность людей воспринимать благодать Божию)...
  Душу/дух (духовное естество) человека можно уподобить некоему сосуду с определённой ёмкостью, который через исполнение заповедей Христовых как бы увеличивается в своём объёме, приобретая всё большую и большую способность/возможность вмещать/воспринимать в себя духовное "вино" - спасительную благодать Божию...
  Христиане первых веков по Рождеству Христову обладали от рождения как бы кувшинами (теми самыми свадебными Евангельскими "водоносами")...
  Христиане же наших дней владеют владеют, увы, напёрстками...
  И если первые христиане превращали свои кувшины в цистерны, то христиане наших дней достигают только размеров кувшина... 
  Но воздаяние/спасение все получают не за условные литры благодати, а за полноту своих сосудов (и неважно при этом, какой врождённой/начальной ёмкости они были")...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 54-е, 55-е, 57-е, 59-е, 61-е, 64-е, 79-е и 80-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), письмо свщмч. Киприана Карфагенского, Слово прп. Антония Великого, Беседа прп. Макария Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи Свят. Патр. Кирилла, митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Фома, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://serafimov.narod.ru/temmat/blagodat.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.i_iii.k_08_1001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.a_05_0208
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.m_01_0110
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=vsehristiane#vse2
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67681.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/58777.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/69050.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/72130.htm
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/blagodat.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/13/netvarnye_energii.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvenie_energii.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/osvyaschenie_veschi.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/osvyaschenie_doma.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/osvyaschenie_hrama.shtml
 
 http://www.foma.ru/article/index.php?news=6073
  http://www.foma.ru/energiya-deyatelnost-dejstvitelnost.html
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_18/topic_5293/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_22/topic_4566/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_23/topic_4527/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_24/topic_4429/
 
 





 

                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
          
 
     
 
     
 
       
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (28 Фев 12)
Просмотров: 1257

Поиск