"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

83. Вопрос: "Какое значение имеет слово "дух?""

 

  16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
  17 ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
  18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
  19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
  20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси,
  21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
  22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
  23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
  24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
  25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
  26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
  (Гал. 5)"
  "1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
  2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
  3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
  4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
  5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.
  6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,
  7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
  8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
  9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
  10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
  11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
  12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
  13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
  14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
  15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
  16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.
  17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
  18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
  19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
  20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
  21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
  22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
  23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
  (Рим. 8)"
  "6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
  7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –
  8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
 18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
  (2 Кор. 3)"
  "31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
  32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!
  (Иез. 18)"
  "1
 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
  2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
  3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
  4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»
  5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
  6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
  7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
  8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
  9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
  10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
  11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня».
  12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
  13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,
  14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь.
  (Иез. 37)"
  "15 и вошли к Ною в ковчег по паре мужеского пола и женского от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 
  21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
  22 всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
  (Быт. 7)"




 

 
 
 "Проблема понимания друг друга часто присутствует в нашей жизни. Недаром раньше говорили: «Я ему про Кузьму, а он мне про Ерему». Если понаблюдать за собою, то увидим, что мы не умеем слушать других. Люди это чувствуют, потому и не бывает открытости и искренности. Мы часто смотрим на другого - что он может мне дать? Или - как я могу его использовать для себя? А это уже не только неискренность, но и корысть, эгоизм. 
  В «Лествице» повествуется, что братья часто брали на себя вину друг друга и несли епитимию за другого человека. Много сейчас таких? И куда они делись? Странная вещь: мы вроде бы подвизаемся, потеем, пыхтим, а плоды не те совсем. Я сейчас говорю о вещах очень серьезных и нужно внимательно в это вникнуть. А то душа вымотает все моточасы, кончится горючка, и вдруг поймет в конце жизни, что прилетела не туда. А некоторые и не взлетали даже, просто просидели всю жизнь в самолете, как обкуренные (простите за сравнение). 
Вот посмотрите на себя. Вроде бы одежда летчиков, а и трактор обогнать не можем. Это же не шутки! Где у нас Аввы Макарии или хотя бы их ученики? Время не то? Так давайте проверим: возьмите вину другого на себя. Гераклом надо родиться или это Сизифов груз? Нет. Говорят - время не то.
  И так во всем. Вроде бы деятельность кипит, движения, усилия, аж пар из-под скуфеек идет. А куда? Зато в ноутбуке десятки гигабайт на православную тематику, молитвослов прямо в телефоне. Постепенно мы все к тому идем, и не забываем говорить: время не то. Стоит поставить вопрос иначе: может, это мы не то делаем? А по мне так и вопрос ставить не надо. Нужно менять сам дух жизни. Замечу: не дела (они поменяются сами по себе), а направление всей жизни. Условия и среда обитания обычно как-то сами подстраиваются под наши цели. Вся деятельность должна быть направлена на изменение самого духа жизни. С той минуты, когда мы это начнем, начнется наша новая жизнь. Трудная, но единственно необходимая и спасительная."


 
"Неустанно стремитесь к Богу. Видя твоё стремление, Бог даст всё необходимое.
Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.
(Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
 
 


"Где начинается неверие, там начинается жалкое низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там – величие, возвышенность, свобода духа.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





 
  "Удалиться от мира не то значит, что бежать от семейства, или от общества, а оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные духу Христову, принятому и зреющему в нас. "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. 
  Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего.
  Не осознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К этой главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил. 
(Свт.
 Феофан Затворник)"
 
 


"О человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы. За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство. Стяжать смиренный дух - это великая наука, которую скоро не одолеешь"
(Прп. Силуан Афонский)"
 
 
 
 
"Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. Чтоб последовать Христу, предварительно отречемся от своего разума и от своей воли. И разум, и воля падшего естества вполне повреждены грехом; они никак не примирятся с разумом и волею Божиими. Поделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум; соделывается способным к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"















 

   Ответ: "Строго говоря, под духом можно понимать только нематериальную (нетварную) субстанцию естества Святой Троицы...
  Св. Писание свидетельствует о том, что Бог есть дух...
  Но та же самая Библия раскрывает нам и условно духовные предметы под тем же самым именем...
  Под духом понимаются и предметы, не воспринимаемые человеческими телесными органами чувств, т. е. предметы хоть и тварные, но обладающие тонкой, либо же очень тонкой материальностью...
  К этим предметам относятся: ум, душа, внимание, мысли, эмоции, желания, воображение, намерения, ангелы, небеса, геенна и даже ветер... 
  А во время Второго Пришествия Господа Иисуса Христа и все творение Божие радикально изменится, утратив свою грубо материальную форму ("кожаные ризы") и приобретя новое, невыразимое никакими человеческими словами, духовное состояние...  
  Но мы хотим акцентировать Ваше внимание лишь на одном из понятий слова "дух", в связи с большой его значимостью (с нашей точки зрения) в практической жизни каждого человека...
  Дух - это способность того или иного живого предмета устремляться своим вниманием (направлять/концентрировать свою энергию) к тому или иному предмету (напр., к себе самому - как человек/личность)...

"Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца — к Богу ли и к жизни будущего века, к примерным, блаженным и светоносным Силам Небесным и святым, водворенным на Небесах, или — к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям?
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



 
 

"Если дух наш настроен хорошо (ко Христу - от авт.), то, хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани; и наоборот, когда он не благоустроен, то хотя бы все нам благоприятствовало, мы будем находиться в положении, нисколько не лучшем терпящих крушения. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  Такой дух является активным...
  Дух - это и способность того или иного живого или и неживого предмета устремлять, направлять внимание другого живого предмета к какому либо предмету (напр., к себе самому)...
  Такой дух является пассивным...   
  Активный дух - это направленность (устремленность вниманием) того или иного живого предмета к чему-либо...  
  Если человек стремится к добру, то он имеет и духовность добрую, и дух добрый...
  Если человек стремится ко злу, то он имеет и дух злой, и духовность злую...
  Применительно к вниманию человека, можно сказать, что оно и является устремленностью помыслов человека...
  Внимание человека - это его активный (собственно его) дух...
  А образ жизни человека (как внутренний, так и внешний) во всей его совокупности, является духом пассивным, своим примером и воздействием направляя других людей...
  Добрый дух - красив по определению...
  Злой дух - мерзок по определению...
  Поскольку истинная красота того или иного предмета есть совокупность его свойств, отвращающих человека от зла и устремляющих его к добру, то можно сказать, что красота есть добрый дух (дух доброты), а мерзость - дух злой (дух зла)...
  Все творение Божие по определению имеет дух красивый, добрый, являясь отражением своего Творца - Абсолютных Добра и Красоты...
  Создания же человеческие (как неживые, так и дети, как грубо материальные, так и помыслы) могут иметь дух как красивый, добрый, так и дух злой, мерзкий...
  Дух (устремленность) человека зависит от его мировоззрения...
  Мировоззрение человека складывается из его отношения к Богу, к себе, к ближним и ко всему окружающему его миру...
  Мировоззрение человека зависит от приоритетности (значимости) для него тех или иных предметов...
  Если человек определил для себя некую шкалу приоритетности (важности), то он и возымел тем самым то или иное мировоззрение...
  Чем большее количество предметов человек оценил по их важности или ничтожности для себя, тем шире и его мировоззрение...
  Чем больше по своей степени абсолютные и относительные важность или ничтожность тех или иных предметов для человека, тем строже, глубже, тверже сформировано и его мировоззрение...
  Человек с широким и твердым (сформированным) мировоззрением имеет и четко, ясно видимую для себя цель...
  Смысл жизни такого человека - стремление к этой цели... 
  Смысл жизни такого человека - достижение этой цели... 
  Человек со сформированным мировоззрением имеет и четкую направленность (дух)...
  Такой только человек и способен вести внимательную/сконцентрированную жизнь...
  Такой только человек и способен стать истинным христианином - вести бдительную как внутреннюю жизнь (трезвиться), так и телесную:

  "26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  (Иез. 36)"

  "1 И было ко мне слово Господне:
  2 сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего (израильтяне как образ христиан - от авт.) и скажи им: если Я на какую-либо землю (образ души человека - от авт.) наведу меч (искушение как способ/средство в утверждении/определении человека к добру и злу, как реализация его свободы - от авт.), и народ той земли (образ церкви - от авт.) возьмёт из среды себя человека и поставит его у себя стражем (образ трезвения/бодрствования - от авт.);
  3 и он, увидев меч (образ зла вообще и страстей, в частности - от авт.), идущий на землю (душу - от авт.), затрубит в трубу (образ тревожности доброй/правильной/полезной - от авт.) и предостережёт народ (под стражем св. отцы понимали и внимательность, которую они иногда образно сравнивали с цепным псом, сидящим перед воротами/дверьми/чувствами дома/души человека и свирепо лающего/кидающегося на всех непрошеных гостей/разбойников/воров/страсти/порочные прилоги, в противность беспечности - от авт.);
  4 и если кто будет слушать голос трубы, но не остережёт себя, – то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове (т. е. он погибнет во зле своём - от авт.).
  5 Голос трубы он слышал, но не остерёг себя, кровь (принятое зло - от авт.) его на нём будет (т. к. он согласился с ним); а кто остерёгся (отсёк страсть - от авт.), тот спас жизнь свою.
  6 Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу (образ беспечности - от авт.), и народ (все совокупные силы/способности естества - от авт.) не был предостережён, – то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь (функциональность - от авт.), сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража (внимательности как основы трезвения - от авт.).
  (Иез. 33)"
  "6 И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. 
  (Иез. 39)"
  "1 Горе беспечным на Сионе (формальным/внешним христианам - от авт.) и надеющимся на гору Самарийскую (на предметы мира сего - от авт.) ...
  (Ам. 6)"

  Св. Писание и св. отцы особое значение определяли и внимательности человека/христианина (как неотъемлемой/важнейшей/составной части трезвения/бодрствования - его основе), и противостоящей бодрствованию невнимательности/беспечности/рассеянности - основе стужевания, напр.:

  "8 Ефрем (образ добра вообще и благостей, в частности - от авт.) смешался (через беспечность - от авт.) с народами (образ зла вообще и страстей, в частности - от авт.), Ефрем стал, как неповороченный хлеб (человек застывший/зафиксированный в злолюбии, как бы обгоревший до черноты, но не чувствующий гееннского огня и потерявший от полученного вреда/злого навыка способность к доброй деятельности/труду по собственному спасению - от авт.).
  9 Чужие (злые помыслы/страсти - от авт.) пожирали силу (добрые помыслы/благости - от авт.) его (беспечного человека - от авт.) и он не замечал; седина (страстность/стужевание/тленность/смертность - от авт.) покрыла (поработила через порочный навык стужевания - от авт.) его, а он не знает.(приобретя и усилясь до крайних степеней в духовной слепоте, нечувствии, сердечной окамененности, прелести - от авт.).
  (Ос. 7)"
  "1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, ...
  (Сф. 2)"
  "15 Вот чем будет город (образ страстной души - от авт.) торжествующий (превозносящийся мнимо имеющимся в ней добром - от авт.), живущий беспечно, говорящий в сердце своём: «я, и нет иного кроме меня». Как он стал развалиною ("мерзостью запустения" от добра - от авт.), логовищем для зверей (страстей и их носителей/подателей/бесов- от авт.)! Всякий (трезвящийся - от авт.), проходя мимо него (образ отрицания стужевания - от авт), посвищет и махнёт рукою (образ презрения ко злу вообще и к страстям, в частности - от авт.). 
  (Сф. 2)"
  "7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце (сосредоточенное внимание - от авт.) ваше на пути (на внутренние/духовные/душевные и внешние/телесные действия - от авт.) ваши. 
  (Аг. 1)"

"Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего - помысел, чувства, желания - спрашивай, свой или чужой. Чужих гони без жалости и будь неумолим.
(Свт. Феофан Затворник)"



  

  "Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол. Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие. Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны. Как мотылек порхает с цветка на цветок? так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому. Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.
  Скорби сильно действуют на рассеянного, именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей. Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его. Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему — и он, как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному бесконечному унынию. Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных.
  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, говорит спаситель ученикам Своим. Говорю всем: бодрствуйте, возвестил Он всему христианству: следовательно, и современному нам. Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнью своею.
  Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия. Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон шумящего развлечения. Внимательный пребывает в уединении, сам с собою, посреди многолюдства. Изведав опытом пользу внимания и вред рассеянности, некоторый великий Отец сказал: «Без усиленной бдительности над собою невозможно успеть ни в одной добродетели».
  Безрассудно — провесть краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной и вместе грозной вечности. Дела Христовы — это очевидно — должны быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может.
  Способность дается просящим её у Бога от искренности сердца, — говорит блаженный Феофилакт Болгарский, — просите, сказал Господь, и дастся вам; всяк просяй, приемлет». Искренность прошения доказывается жительством, соответствующим прошению, и постоянством в прошении, хотя бы исполнение прошения отсрочивалось на более или менее продолжительное время, хотя бы желание наше наветовалось различными искушениями. Собственные подвиги, которыми инок усиливается побудить и изменить свойство падшего естества, суть только свидетели истинного произволения.
  Победа и изменение естества принадлежать единому Богу. «Где побеждено естество, — говорит святой Иоанн Лествичник, — там признается пришествие Того, Кто превыше естества». Изменяет естественное влечение Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами докажет свое искреннее желание, чтоб влечение это изменилось: тогда Дух Божий прикасается духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божия, весь, со всеми помышлениями и ощущениями, устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения. Тогда сбываются слова Апостола: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Тогда самое тело влечется туда, куда стремится дух. 
  Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но наиболее внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.
  Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против невидимых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности? Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц. Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость наравне с многоядением и многопитанием. Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.
  Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств — изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность, напротив того, усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных. Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассеянной! Этим они обличают злокачественность недуга, их объемлющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния. Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятая. Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностию или с такими пустыми занятиями, которые безошибочно могут быть причислены к праздности... 
  Внимание к себе в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды; но к нему способны только мужи зрелого духовного возраста, преуспевшие в подвиге благочестии, сперва научившиеся вниманию к деятельной жизни. При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинетных занятиях воспрети себе мечтательность: скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность как на нарушение евангельского Закона, даже как на нарушение благоразумия. 
  Не для играний — человек на земле! не для играний. Не маловажно, что Бог создал человека по образу и подобию Своему! Не маловажно, что Сын Божий искупил падшаго человека Своею кровию!.. Надо дать цену этим щедротам Бога! надо дать цену всесвятой Крови Богочеловека!.. Нет! не оценивают их достойно те, которые обращают на веру поверхностное, мимоходное внимание, а все внимание души своей истощают на играния суетным, временным, тленным. И те, которые всю жизнь свою посвятили Богу — ничего не сделали, не принесли ничего достойнаго в сравнении с благодеяниями Божиими! — Один, один достоин стать пред Богом: дух, исполненный сокрушения и смирения. Это достоинство человеческое одно признал Сам Бог достоинством. И может стать в таком расположении дух наш — когда он уклонится от всех играний.
  Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума. Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище.
  При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Всё, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, всё, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.
  Существенная, необходимая принадлежность молитвы есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира.
  Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога.
  Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 

  "Необходимо каждое мгновение внимать своему сердцу. В противном случае невозможно нравственное усовершенствование. Ты следишь за событиями во внешнем мире, – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, к премирным, блаженным и светоносным силам небесным и святым, водворенным на небесах, или – к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям? О, если бы очи наши были устремлены выну к Богу! А то мы только в нужде и беде обращаем очи свои ко Господу, во время же благоденствия очи наши обращены к миру и суетным его делам.
  Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются только предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешны те, которые во время Богослужения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в которое должна быть вперена наша мысль. 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





  Человек же с узким/нетвёрдым/несформированным/слабым/аморфным мировоззрением (без способности концентрировать всё своё внимание/энергию на том или ином конкретном предмете) и духа-то не имеет по определению...
  Такой человек, по словам Божиим, и не горяч, и не холоден - он теплый ("теплохладный")...
  В народе про таких говорят, что они "сами не знают, чего они хотят", что они "ни то, ни се", что у них "семь пятниц на неделе", что на них "ни в чем нельзя положиться", что слово их "ничего не стоит", что они "тряпки", а не люди, что они вечно "жуют сопли", что они "мычат, но не телятся", пр., и пр. ...
  Такой человек неспособен вести внимательную жизнь - он рассеян/беспечен, растекается своим вниманием по множеству внешних и внутренних предметов (по страстям), культивируя не трезвение (спасение), а стужевание (погибель)...
  Бездуховность в этом смысле - суть свидетельство нерешительности/непостоянства/малодушия людей (а нередко и равнодушия), вытекающего из несформированности их мировоззрения, из отсутствия у них приоритетности, из отсутствия у них как стратегической (конечной, жизненной) цели, так и целей тактических (промежуточных), продвигающих к стратегической...
  Ведь чем важнее для человека тот или иной предмет, тем сильнее он к нему и стремится (тем сильнее его дух), тем большим мужеством (постоянством, непоколебимостью, решительностью в достижении цели) он обладает...
  Единодушие (единодуховность, единомыслие) крайне важно в социуме любого уровня...
  Идеал единодушия - Святая Троица...
  Церковь Торжествующая после Страшного Суда тоже будет идеалом единодушия ангелов, людей и Бога...
  Важно духовное единство и в наши дни, во всех человеческих коллективах - в семье, на работе, в городе, в регионе, в государстве, на Земле...
  Если в социуме (в любом - даже и в малом) нет единодушия, то, по определению, успеха в нем не будет, а будут раздоры, обиды, претензии, разлад, хаос и - распад социума...
  Напр., свт. Феофан Затворник необходимым условием благополучного брака считал единомыслие супругов...
  При единстве же целей, при единодушии в социуме (напр., в семье), все его члены (супруги) объединяются вместе и легко достигают результата совместными усилиями...
  В философии даже имеется термин пассионарности - единства духом большого социума...
  История человечества знает немало примеров, когда небольшие, но единодушные народы покоряли многочисленные, но разнодуховные народы...
  Чего стоит, например, завоевание разрываемой братской, кровавой междоусобицей Руси татаро-монголами, или и то же "смутное время"... 
  Из всего вышеизложенного становятся понятными три практические, житейские вещи...
  Чтобы в социуме было счастье (например, в семье), его члены должны формировать в себе одинаковое отношение ко всем предметам, т. е. через формирование одних и тех целей образовывать единый дух...
  Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо заранее, еще до создания этого социума (коллектива) подбирать его членов с примерно одинаковыми мировоззрениями...
  Народная мудрость сильно ошибается, когда говорит, что противоположности притягиваются...
  Разнонаправленные духовно люди не могут быть вместе, а тем более, что-то эффективно созидать...
  Очень ярко показал это Крылов в своей басне про лебедя, рака и щуку...
  Очень важно мировоззрение и для внимания христианина ко Христу...
  Чем больше значимость, главенство Христа для человека, тем устремлённее его помыслы к Иисусу, тем концентрированнее его внимание, тем чище, глубже его молитва, тем сильнее его соединение с Ним...
  Отсюда становится понятным значимость духа для человека не только для его счастья временного, земного, но и для его блаженства бесконечного (спасения)...
  Развивая и культивируя в себе дух добрый и красивый во время этой земной жизни, человек, по исходу своей души из тела и устремляется по жестко привитому навыку ко Господу Иисусу Христу - в Царство Небесное Добра и Красоты..."  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья игум. Нектария (Морозова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Серафимов, Логослово и Тихая пристань...

 






 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
       
   
    
   
 
  
    
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (03 Янв 13)
Просмотров: 519

Поиск