"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

102. Вопрос: "В Евангелии Господь говорит об удалении соблазняющих членов. Что это значит?"
 
 
  "6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
  8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
  9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
  10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
  11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
  (Мф. 8)"
  "16 Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли,
  17 и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них.
  18 Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь,
  19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным;
  20 не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной;
  21 и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона.
  (Втор. 29)"
  "11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 
  (1 Петр. 2)"
  "6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 
  14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. 

  (2 Фесс. 3)"
  "9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
  10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
  11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
  (Тит. 3)"








 
  "О человек, если действительно хочешь спастись и вечно царствовать со Христом в будущей жизни, то упорно избегай людей и спасешься. Избегай бесед с людьми, шума и волнений, и всяких житейских забот. Чтобы суметь убежать от ищущего тебя и хотящего тебя поглотить, словно лев, беседами людскими и заботами житейскими, дьявола лукавого и его соратников. Потому что беседы с людьми не позволяют уму видеть добро и зло, собственные грехи и бесовское коварство. Бегство от мира, безмолвие и молчание увеличивают в человеке божественный духовный ум и смирение. А волнения, многословие и шум – разрушают. ("Цветник" свщин. Дорофея)"
 
 "Надо со своей стороны принять все меры, чтобы не впасть в тяжкий грех. Когда человек находится у самой пропасти, то его легко толкнуть, и он упадет туда. А когда далеко, то надо его тащить к пропасти, а за это время он может взывать о помощи. Поэтому всегда и советуется удаляться подальше от мест, где легко впасть в грех.
  Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности. Как в зеркале изображаются предметы, против которых оно будет поставлено: так и душа запечатлевается впечатлениями соответственно своим занятиям и делам, соответственно своей обстановке. В зеркале бесчувственном образы исчезают при удалении предметов от зеркала; в словесной душе впечатления остаются. Они могут быть изглаждаемы и заменяемы другими, но для этого требуется и труд и время. Впечатления, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее на веки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия.
  Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов. Напротив, оно, окруженное соблазнами, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
  Море, взволнованное ветрами, и после того, как ветры утихнут, в течение значительного времени продолжает волноваться. Так и ум, подвергшийся влиянию развлечения, продолжает чувствовать это влияние и по удалении от развлечения в течение значительного времени. Надобно переносить такое положение благодушно и стараться отвлекать ум от развлечения в памятовании смерти и суда Божия.
  Уединение всегда было полезно - даже когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; ну а ныне, при общем распространении разврата - уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению.
  Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов. Напротив, оно, окруженное соблазнами, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Всякое зло и страсть входят в душу посредством чувств. И если не хранить чувств, то невозможно уничтожить страсти.
  Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть - когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому, как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие - короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников.
  Есть две причины тому, что ум порабощен чувственным похотениям. Первая и главнейшая причина состоит в том, что после грехопадения Адама во все человеческое существо проникла страстность. В страсти человек зачинается и возрастает в утробе матери. Второй причиной является то, что человек все детские годы, по несовершенству своего разума, не может заставить ум руководить чувствами и направлять их к духовному наслаждению. В это время чувства подчинены телу, которое пользуется ими не только в необходимом для жизни, но и в страстях своих, подчиняя и самый ум, несовершенный и несмышленый, чувственному наслаждению. (Прп. Никодим Святогорец)"
  "Полезно удаляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в неё, когда только захочет. У удалённого же от повода ко греху есть возможность воспротивиться, когда враг повлечёт его к яме - воззвать к Богу и принять помощь Божию. (Прп. Пимен Великий)"
  "Первое дело подвизающихся по Богу есть убежать от мира и от всего, что в мире. Миром я называю настоящую жизнь, то есть сей временный век. Под тем же, что в мире, я разумею все, окружающее нас, что повелевает нам Господь оставить и убежать от того всего, то есть оставить отца, матерь, братьев, сестер, сродников, друзей, имения, деньги и вообще всякое богатство. Не потому так требуется, чтоб это были вещи запрещенные и вредные, но потому, что, находясь среди их, не можем мы избавиться от пристрастия к ним. Одолеваемый похотными сластьми, если не отсечет причин, возбуждающих сласти греховные, и не удалится от них, не может никак освободится от похотения их. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
  "Чтобы уберечься от греха, должно сохранять: ум от худых, злых и пустых мыслей; взор - от мирских прелестей; сердце - от злых желаний; слух - от суетных и смехотворных бесед, от злословия на ближнего; язык - от осуждения и ропота; желудок - от чревоугодия и пьянства, всег8о себя - от безделия. (Авва Исаия)"  
  
"Как-то один брат уверял меня, что нам полезно жить среди соблазнов, чтобы познавать свою немощь. Кто-то внушил ему эти мысли, и он утвердился в них. Прошло время, встретил я его унылого, впадшего во вся тяжкая, о чем и не подобает говорить. Воистину: "Аще слепой поведет слепца, оба упадут в яму". Не немощью назвал это Господь, а ямой. А познание своей немощи есть познать свою слабость и удалиться от мест и причин греха.
  В послушании мы должны отложить свой разум, а не ум. Нужно отсечь плотское рассуждение: почему делаю я, а не другой; почему начали это дело, а не то; почему сейчас, а не в другое время и прочее. Ум же – это способность различать добро и зло, Божие и вражеское, вредное и полезное. Этого мы не должны отсекать, а, наоборот, по слову Апостольскому: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе".
  Мы должны быть обучены к различению добра и зла, чтобы не получить вред вместо пользы. Ведь смысл послушания как делания состоит в том, чтобы от него была польза для души, а не в том, чтобы исполнить чье-то веление или хотение. Нужно рассуждать: не противоречит ли послушание Заповедям Божиим? Например, меня просят помыть чьи-либо грязные ботинки. Да, пожалуйста, если есть силы и время, отчего не смириться и не помыть? А вот если пожелают изменить что-либо касающееся моей души, да ещё и без моего согласия, то надо бы задуматься. Именно в таких случаях говорит Господь: "Враги человеку - домашние его". Казалось бы, что плохого в том, чтобы быть в послушании у домашних? А вот если их устроение не соответствует Евангельскому, то о послушании уже речь не идет - ведь это напрямую касается самого духа человека. 
  Как-то наш наместник, проходя мимо монастырской лавки, с гневом сказал иноку-продавцу: "Ты что стоишь, как истукан, с постным лицом и людей отпугиваешь? Улыбаться нужно!» И показал улыбку голливудских актеров. Конечно, это мелочь, можно и нужно людям улыбаться (естественно, когда хочется). Но здесь речь идет опять же о духе, который в человеке хотят изменить. Трудно, например, представить, чтобы прп. Кирилл Белоезерский кому-либо так благословил и показал такую улыбку. А это и есть дух и направление всей духовности в душе человека. Вот и стоит задуматься: каким духом мы живем, и куда пропал дух прп. Кирилла? 
  
Дай Бог всем нам мудрости рассуждения!
  Как-то встретил я одного иеродиакона, которого «Далида поселила в доме своем» посреде мира. И как второму Самсону обрезала ему волосы. Спросил я у него с состраданием: «Отче, не страшно умереть внезапно?» – «Конечно, страшно», – ответил он и с грустью посмотрел мне в глаза. Разуму даже и ведающему истину, самому по себе не победить ни страсти, ни свою ветхую природу. Как бывает, например, у велогонщика ноги накачаны сильнее других мышц, а у гребца напротив вся сила в торсе. Так подобно и у нас, если развита какая-либо одна только сила души, а иные в небрежении, то когда случается необходимость воспользоваться той частью, которая в нас слабая и не развитая, то мы не можем ей воспользоваться и проигрываем. И если разум наш обладает ведением, а сила желательная или раздражительная оставлены в небрежении и не укреплены, то мы падаем при случающейся на нас брани и не можем устоять.
  Поэтому нужно укреплять все силы душевные в равной мере. И лучше это понять заранее и правильные выбрать себе делания, а не «качать только ноги». Если у тебя слабая воля, то с желаниями и борись со всею силою, покоряя их духу. Не позволяй врагу укрывать от твоего сознания деланий нужных тебе и вместо них побуждать к деланиям пустым и бесполезным. Например, тебя сатана зацепил блудом и подматывает к себе как на спиннинге, а ты занимаешься «полезной деятельностью» или изучаешь что-то «умное» из другой области - это и есть обман врага, тебе надо рвать блесну подвижничеством и уходить от поводов к греху, а не то в подсаке окажешься. И если мы внимательно именно изучим и измерим себя и свое положение, то сможем и правильно принять решение: как, чем и от чего спасаться.
 
 Мне часто доводилось видеть как подвизающиеся пытались наставления и образ жизни Отцов Египетских, Афонских применять в монастырях, где двери настежь открыты для мира, жён и соблазнов. Да не обидется на меня никто, но это все напоминало Буратино, который зарыл золотые на поле чудес и ожидал, когда вырастет дерево с золотыми монетами. А сатана и дух мира сего, как кот и лиса, падают от смеха, и лишают нас и того, что имели. И что же скажут - всем бежать в пустыню? Конечно нет, хотя многим и не помешало бы при современных соблазнах. Сейчас крайне необходимо упорядочить жизнь монастырей в отношении к миру.
  Наш век - это век какого-то обуморенного безразличия к своему спасению и к своей погибели, как будто речь идет не о нашей жизни, а о компьютерной игре. Это результат невидимого воздействия и работы на нас злых духов. А виноваты мы сами, подпускаем их близко к себе обложившись, обставившись и обвешавшись всем мирским и сверху надев духовные одежды внешние. Ум мрачнееет от мира сего, чувства атрофируются, зато плоть гобзует. Причем многие не зная нормального состояния или представляя его по-своему, думают, что это и есть духовная жизнь и страшно, что это становиться нормой. Потому-то Св. Отцы не шутили с этим миром и духом его, но уходили от его воздействия на душу и тело и спаслись. (Записки православного монаха)"


"Христианам предлежит двоякая брань и двоякая борьба: во-первых, с вещами, которые видимы этим глазом; потому что они раздражают, растрагивают и вызывают душу пристращаться к ним и услаждаться ими; а во-вторых, - с началами и властями страшного миродержителя.
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

"Как губка, поднесенная к чему-нибудь мокрому, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, не твердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по-плотскому, вбирает в себя вред. Бегаешь, возлюбленный, огня, чтобы не сгорело у тебя тело - бегай и греха, чтобы телу твоему вместе с душою не сгореть в огне неугасимом.
(Прп. Ефрем Сирин)"


 

  "Кто хочет спастись, тот не должен посещать жилища своего, в котором жил прежде удаления в уединение; не должен жить в том городе, в котором прежде грешил; не должен посещать плотских родителей и сродников своих, ибо от сего происходит вред для души и уничтожаются плоды жизни. Не ходи в тот город, в котором ты согрешил некогда пред Богом. Духовные отцы наши утверждают, что пустынь (место уединения - от авт.) есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть. 
  Кто живет (находится - от авт.) в пустыни (хотя бы и в миру, напр., дома - от авт.) и безмолвствует, тот избавлен (как минимум - от авт.) от трёх браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его. Смотри, чтоб не обольстил тебя помысел, внушая, что пустынь есть место прохлаждения. Удаляясь от молвы житейской (от общения с людьми мира сего - от авт.), уединись  (дома, на природе и пр. - от авт.) - и будешь странник. Сидеть в келии (уединённо - от авт.) будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону.
  Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтоб предаться молитвам своим. Когда пойдешь на жатву (на работу, на улицу и пр. - от авт.) - не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище (напр., домой - от авт.). Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келии (напр., в гостях - от авт.).
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

"Тех мест, которые подают тебе случай к палениям, убегай, как бича, ибо, когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 

 

"Грех есть горящий огонь. По мере уменьшения вещества он угасает и по мере прибавления разгорается. Кто с послушанием и молитвой борется со своими хотениями, тот искусный борец, удалением от чувственного, явно показывающий мысленную борьбу.
(Прп. Марк Подвижник)"

 

 

"Хочешь стать далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов и с корнем вырви этот порок. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 

 

"Страсти не утишаются, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти. 
(Прп. Серафим Саровский)"




 












  Ответ: "Это заповедь о добром/рассудительном/правильном воздержании/уклонении/отсечении/удалении от зла - как от употребления и хранения излишних/ненужных/вредных внешних (материальных) предметов/обстоятельств, так и от внутренних (от страстей - злых/вредных/порочных помыслов) - т. е. о посте в полном смысле этого термина (о рассудительной закрытости/замкнутости доброй/полезной)...
  Под членами человеческого тела Господь подразумевает (кроме воздержания в смотрении глазами, слышании ушами, обонянии носом, вкушении языком и пр.) любой предмет, который он любит больше всего: как духовный – напр., его страсти, так и материальный – напр., его сигареты…
  Речь здесь идёт прежде всего о предметах главных пороков (на стадии очищения)…
  И во вторую очередь о предметах на стадии освящения (главным образом, о забвении Божием, о духовных слепоте, нечувствии сердца, рассеянности/беспечности, обмирщённости и пр.)…
  С практической/аскетической точки зрения каждый человек-христианин должен удалить от себя любой предмет, который он любит больше чем Христа (к которому он стремится больше всего) из своей шаговой доступности…
  Напр., если человек-христианин любит ч. н., выпить, то у себя в доме он должен не держать алкоголя…
  Он не должен проходить мимо питейных заведений и пр. …
  Если человек любит ч. н., покушать, то он не должен держать в холодильнике ту именно еду, к которой он имеет особенную слабость/вожделение и пр. …
  В полной мере это относится и к любым внешним обстоятельствам, которые в той или иной мере склоняют человека ко греху:
  "Часто избавляются от помыслов (от вожделения - от авт.), когда нет на глазах тех предметов, к которым имеешь страсть (вожделение - от авт.). (Прп. Максим Исповедник)"





  Это что касается внешних/материальных предметов…
  В полной мере это относится и к страстям…
  Глаз, рука, нога и пр. важные для человека члены (кроме буквального значения) – суть и его страсти, с которых всегда и начинается  любой его грех, если он мгновенно не удаляет/не отбрасывает/не отсекает злые помыслы от себя в самом их начале (не трезвится/не бодрствует) внутренним несогласием с ними (протестом) и покаянным обращением ко Христу за помощью (напр., при помощи Иисусовой молитвы)…
  Понятно, что без непрестанной сосредоточенности/внимании на помыслах, человеку вовсе невозможно бодрствовать/трезвиться, ибо оно является стержнем умного делания...
  "Начало зла есть рассеянность (беспечность - от авт.). (Прп. Пимен Великий)"
  В наше немощное (последнее) время повеление Господне о бодрствовании/внимательности/трезвении, составляет основу данной Его притчи и является особенно/сугубо значимым с точки зрения повседневной жизни христианина…
  Христианин должен с рассудительностью(!) делать все, что от него зависит, чтобы рядом с ним никогда и нигде не находились любые(!) предметы, к которым он питает ту или иную слабость/влечение/потребность (т. н. любовь) - отвлекающие его от Христа и затрудняющие исполнение заповедей Божиих…
  Святоотеческая литература приводит нам примеры безрассудного/буквального понимания заповедей Христовых, когда в древности некоторые монахи сами себя кастрировали/оскопляли, подвергаясь в последствии анафеме, как воинствующие не против блудных страстей/похоти, а против творения Божия (своих тел/членов), которое по определению не может быть худым/вредным/мерзким, будучи образом своего Творца Промыслителя - Абсолютного Добра и Красоты...
  Эта притча Христова является призывом к воздержанию человека - как к внешнему/чувственному (от лишних материальных предметов/от чрезмерного их употребления), так и к внутреннему/духовному (от страстей/стужевания):
  
"Подвиг воздержания касается не одного удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствующего. Поэтому в точности воздержный не будет — над чревом одерживать победу и (в то же время) уступать оную славе человеческой; не будет преодолевать постыдную похоть и (в то же время) порабощаться богатством или другим каким неблагородным расположением, например: гневом, печалью и всем тем, чем обыкновенно порабощаются души невежественные. Строгий закон воздержания назначает меру языку, пределы очам, непытливое слышание ушам. Кто не остается в сих границах, тот невоздержан и своеволен. Видишь ли, как около этой одной заповеди все, как в хороводе, одна за другую держатся?
(Свт. Василий Великий)"




   
  "Когда же обнажится он от всего того, что составляет его собственность (материальные предметы - от авт.), тогда долг имеет он отрещись и от самой жизни своей, если искренно ревнует о добродетели, а это совершается умерщвлением и совершенным отсечением своей воли.
  Волю же разумею я не внешнего только касающуюся, то есть чтоб не есть, не пить, не делать никакого дела по своей воле, не спать и вообще ничего, сколько бы иное ни казалось хорошим, не делать без позволения настоятеля (духовника - от авт.) своего, - но и внутренних движений сердца, именно, чтоб не смотреть страстно ни на что, не осуждать никого внутренне, не радоваться ничьему падению, не гневаться в сердце своем, никому не завидовать, не ревновать злою ревностию.
  И где мне перечислить все свойства и все признаки благочестивого настроения сердца, чтобы показать тебе поточнее, каков должен быть истинный христианский подвижник.
  Послушай, впрочем, и еще о некоторых требованиях животворного самоумерщвления, именно: никогда не скрывай от духовного отца своего никакого даже малейшего помысла, - сколько можешь, ни одного дня не пропускай без слёз, - не убеляй чрезмерно лица своего, как есть обычай неким, - не убирай, как покрасивее, волос головы твоей и твоей бороды, - не отрешай пояса своего, когда ложишься спать, чтоб не разнежилось тело твое и ты не проспал более должного, - не влагай рук своих за пазуху или под мышку по телу, - не хватай другого за голое тело, не жми и не три его нежно, - не смотри просто и как ни попало на лицо, даже старческое, потому что лукавый, который при всяком случае встревает с своим худом, везде вертится, - не кивай одному насчет другого, - не говори никакого слова неподобающего, - не умалчивай ни о чем, что должно быть сказано, - не оставляй никогда обычного своего правила, до самой смерти, - не заводи особенной дружбы ни с кем, хотя бы кто казался святым, - нисколько, ни много, ни мало, не заботься о красивой одежде и обуви, кроме необходимых, и эти пусть будут степенные и смиренные, - не вкушай никакой пищи на услаждение и не касайся такой, которая тебе нравится.
  Подвизающийся воздерживается от всего этого и от многого другого большего. И опять, кто нерадит и не воздерживается от всего этого, тот каждочасно творит волю свою, хотя ублажается всеми людьми как отрекшийся от мира. Кто воздерживается во внешнем, в том, что всем видно, тот оглашается и похваляется как подвижник, теми, кои не умеют добре видеть внутреннее. Но если такой тайно творит волю сердца своего, то он нелюб Богу, как нечистый, - и хотя бы тысячи лет провел, так подвизаясь, никогда не найдет пользы от одних внешних подвигов. 
  Как мирские власти приносят земному царю честь и страх, так и ты принеси небесному Царю и Богу хотя такие же честь и страх, чтоб, почитая Его и боясь, таким образом мог ты соблюсти заповеди Его, а чрез такое соблюдение заповедей Его предуготовить себя самого к тому, чтобы сподобиться соделаться жилищем трисиянного света Его, как неложно обетовал Сам Он, говоря: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам.
  И еще: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его; и к нему приидем, и обитель у него сотворим. Коль же скоро сделаешься ты таковым, то не будешь уже более жить для себя самого, но увидишь, что ты мертв для мира, как имеющий плоть свою мертвою и неподвижною на грех, жив же Богови, яко от Него действуемый и движимый. Увидев себя в такой славе, начнешь ты велегласно в радости душевной вопиять с божественным Павлом: благодарю Бога моего, что закон духа жизни о Христе Иисусе освободил меня от закона греховного и смерти.
  С этого момента и далее не будешь ты уже полагать различия мужеского лица и женского и не будешь подвергаться вреду от них, яко приявший то, что по естеству (введенный опять в состояние, свойственное человеку по естеству его), и не смотрящий более на творения Божии по естеству их; но, будешь ли находиться и беседовать с мужами или с женами, останешься невредимым и несдвигаемым с стояния твоего по естеству, смотря на них, как на члены Христовы и храмы Божии.
  Но прежде чем достигнешь ты в такую меру и прежде чем увидишь в членах своих животворную мертвость Иисус Христову, очень хорошо сделаешь, если будешь избегать лиц, причиняющих тебе вред, которые сами по себе, конечно, не имеют ничего худого и соблазнительного, но мы прельщаемся ими и по поводу их влекомы бываем к неуместным пожеланиям, по причине живущего в нас первородного греха.
  Если будешь так поступать, то вся жизнь твоя будет безбедственна, и ты не поткнешься никогда ногою твоею о камень греха, - если, разумею, ты будешь иметь Бога в себе или будешь подвизаться стяжать Его с помощию Христа, Бога нашего, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Всесвятым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Прп. Симеон Новый Богослов)"

  Удержание человеком своих органов телесных чувств от чрезмерного/несвоевременного/неуместного (сластолюбивого) применения/использования их (но только с пользою - ради исполнения заповедей Христовых) является проявлением доброй/правильной закрытости/замкнутости (см. в разделе "Добродетели" соответствующий подраздел) - т. е. одним из способов/разновидностей исполнения заповеди Иисусовой о любви к Богу и телом (всем человеческим существом - см. Вопрос/Ответ №67): 


"Считай прочих женщин как бы каменными, зная, что страстный взгляд осуждается. Удовольствие, получаемое нами от воззрения, не столько велико, сколь велик вред, претерпеваемый нами от умножающегося пожелания. Ибо не для сего Бог создал тебе глаза, чтобы ты употреблял их орудием к прелюбодеянию, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел пред Творцом. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Хорошо удаляться плотского. Человек, близкий к плотскому искушению, подобен стоящему над глубочайшим рвом. И когда представится врагу случай, он легко низвергнет его низ. Удаляющийся же от плотского подобен стоящему далеко от рва; так что хотя бы враг и повлек его, чтобы низвергнуть вниз, но, когда он повлечет человека и будет принуждать ко злу, Бог пошлет ему помощь.
(Прп. Пимен Великий)"




  "«Знай же, что в после­дние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, над­менны, злоречивы, родителям непокорны, небла­годарны, нечестивы, недружелюбны, неприми­рительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщен­ны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрек­шиеся». 
  И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся»!
  Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вок­руг себя, и если мы такие, то возопиим к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





  "Самое важное сегодня — не приспосабливаться к этому мирскому духу. Такое неприспособленчество — свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мирскому руслу. Умная рыба на крючок не попадается. Видит наживку, понимает, что это такое, уходит из этого места и остается не пойманной. А другая рыба видит наживку, спешит ее проглотить и тут же попадается на крючок. Так и мир — у него есть наживка, и он ловит на нее людей. Люди увлекаются мирским духом и потом попадаются в его сети. 
  Мирское мудрование это болезнь. Как человек старается не заразиться какой-либо болезнью, так ему надо стараться не заразиться и мирским мудрованием — в любой его форме. Для того чтобы духовно развиваться и здравствовать, для того, чтобы радоваться ангельски, человек не должен иметь ничего общего с духом мирского развития. 
(Прп. Паисий Святогорец)" 






  "Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, если хочешь прилепиться к Нему, то должен до самой смерти отсекать всех удаляющих тебя от креста. (Авва Исаия)"
  "Всякий желающий быть истинно духовным подвижником должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтоб быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского; ибо где люди, там и смятение. (Прп. Антоний Великий)"
  "Похотливому взору, услаждающемуся чужою красотою, Спаситель справедливо угрожал наказанием, избавляя нас от самых дел и от великого затруднения, чтобы красота, вторгшись посредством очей, не поработила ума и, заняв в душе существенные ее части, не убедила помыслы уступить место страсти, по возобладании которой зло делается трудно излечимым, чтобы не сказать, неисцельным. Посему берегись, чтобы самоуправная страсть сластолюбия, овладев душою, уврачевания её не сделала, если не вовсе невозможным, то затруднительным. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.
(Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Люди чистоплотные, заботящиеся о чистоте одежды, стараются обходить всякого человека, который может испачкать их грязью. Нельзя не уходить от нечистоты: не уйдем - сами испачкаемся. Так и христианам надлежит хранить чистоту сердца, держась подальше от тех, кто полон грязи духовной. Не смешивайтесь с толпой нечестивых людей, сторонитесь их, чтобы не заразиться духовным смрадом. Бойтесь встреч, опасных для души!
  Бойтесь тех, кто может послужить причиной и поводом к греховному падению. Подумайте, какой ответ вы дадите пред Богом, если и сами не будете отстраняться от грязи духовной, и не будете хранить от неё ваших чад. Ведь только стяжав чистоту, мы можем надеяться войти в царство Божие. Храните себя неоскверненными от мира, храните детей ваших от всякого осквернения нечистотой и мерзостью мира сего. (Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"

  Нередко же в жизни христианина случается так, что предметы, которые он любит (иногда и больше, чем Христа) оказываются рядом помимо его воли…
  В этих случаях вины человека нету…
  Здесь необходимо лишь дополнительное покаяние и посильное/благоразумное воздержание с его стороны (впрочем, как и всегда)…
  Напр., если супруги испытывают друг к другу сильную потребность в близости (когда у них ч. н., "кипит кровь"), то такое их влечение не является грехом/злом (теми самыми "глазом, рукой, ногой" и пр.) при условии их умеренности в питании, питии, сне, при соответствующих покаянии, молитве и пр. ...
  Но если супруги спят в одной кровати (при возможности спать в разных комнатах или постелях) или ходят друг перед другом нагишом, чревоугодничают, стужевают (напр., культивируют помыслы о сексе) и пр., то это уже - их грех (их "глаз" и пр.)...
  Ну и конечно же, под жизненно важными членами человека можно подразумевать (кроме предметов, которые он любит больше всего на свете) и все его смертные грехи - как на доцерковной жизненной стадии, так и на всех остальных (т. к. от падения не застрахован никто - хотя бы и достигший святости), а под удалением членов - всецелое покаяние в соответствующих грехах (в соответствующем злом духовном/душевном устроении/мировоззрении), неотъемлемой частью которого является и пост (воздержание/уклонение)...
  Далее нам хочется обратиться к Ветхому Завету...
  Пребывание евреев в Египте можно уподобить доцерковному жизненному этапу человека, где фараон подобен дьяволу, египтяне - бесам, а евреи - людям, подчиняющимся их законам и живущим по ним...
  Законы Бетхозаветного Египта (образа мира сего) подобны современным порочным законам/заповедям современного либерального/глобального/западного общества, пропагандирующим половую распущенность, ненависть к православию, атеизм, псевдорелигиозность всех мастей и мировоззрение потребления/обмирщения... 
  Образ жизни современного человечества на его доцерковном этапе очень ярко сравнивается в Ветхом Завете с Египетским рабством богоизбранного еврейского народа, который является образом всех христиан... 
  Евреи, будучи порабощены египтянами (образ бесов, пороков/страстей/грехов), не имели никаких гражданских прав, были презираемы/ненавидимы всеми египтянами и занимались самой тяжёлой грязной работой - изготавливали кирпичи из глины и соломы (образ полного обмирщения)... 
  И если глину и солому (обаз мирских/земных предметов, посредством которых человек нецерковный получает удовольствие "глаз/рука/нога") сначала евреям поставляли египтяне (образ бесовских искушений), то потом евреи были вынуждены сами их добывать (образ порочных привычки, навыка)...
  Проповедь Моисея евреям - образ Евангельской проповеди, огласительных бесед...
  Казни египетские, решение покинуть Египет, пасха - образ этапа оглашения, когда человек под действием благодати Божией начинает поступать по совести и принимает решение отныне жить по заповедям Христовым, идти в землю обетованную (образ Царства Небесного/Божия) - воЦерковление...
  Исход евреев из Египта - образ этапа очищения через Крещение (переход по дну Красного моря) и последующее воцерковление...
  Переход евреев по пустыне - образ этапа освящения... 
  Перепела, источник воды из скалы (образ окамененной/бесчувственой души) - дары Святого Духа, подаваемые истинному христианину... 
  Манна небесная - образ Евхаристии (тела и Крови Христовых), Причастия...
  Египетские лук, мясо, чеснок, по которым так скучали евреи в пустыне - образ тех самых "глаз, рук, ног" и страстей, нередко преследующих христиан на этапе освящения...
  Сорокалетняя продолжительность пустынного перехода свидетельствует о  пожизненности этапа освящения - до смертного одра (лишь два человека, исшедшие из Египта, добрались до Палестины - до этапа христианского совершенства)...
  Даже Моисей не был удостоен войти в землю обетованную - лишь издали посмотрев на неё...
  Жизнь нового/молодого поколения евреев (рождённых уже в пустыне) - образ и этапа христианского совершенства, которого в земной жизни достигают единицы, и Самих Небес...
  Завершить же наш ответ мы хотим выдержками из кн. "Невидимая брань" прп. Никодима Святогорца, в которой он замечательно объясняет, как необходимо предохраняться не только от искушений, происходящих от неправильного использования органов телесных чувств (буквально - членов), но и от предметов внутренних - от страстей (отсечения/удаления их - напр., тех или иных воображаемых образов): 

  "Мне остается еще предложить тебе общие правила о том, как должно употреблять внешние чувства, чтоб впечатления от них не разоряли нашего духовно-нравственного строя. Внемли убо!
  Паче всего, брат мой, всеусильно держи в руках злых и скорых окрадателей своих - очи свои, и никак не позволяй им простираться к любопытному смотрению на лица женщин, красивы ли они или некрасивы, равно как и на лица мужчин, особенно юных и безбородых. Не позволяй им также смотреть на нагие тела, не только чужие, но и на свое собственное. Ибо от такого любопытства и страстного смотрения удобно может зародиться в сердце сладострастная похоть блудная, не безвинная, как сказал Господь: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем. И из мудрых некто написал: "От воззрения рождается вожделение".
  Посему и Соломон, предостерегая нас от пленения очами и от уязвления похотением красоты, дает урок: сыне, да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди очима твоима, ниже да восхитишися веждами ея. Вот тебе и примеры пагубных последствий от вольносмотрения очами: сыны Божии, потомки Сифа и Еноса, увлеклись дщерями Каина; Сихем, сын Еммора в Сикиме, увидев Дину, дщерь Иакова, пал с нею; Сампсон пленен был красотой Далиды; Давид пал от воззрения на Вирсавию; два старца, судии народные, обезумели от красоты Сусанны.
  Блюдись также всматриваться в хорошие яства и пития, припоминая праматерь нашу Еву, которая, посмотрев недобрыми очами на плод запрещенного древа в раю, воспохотствовала его, сорвала и вкусила и подвергла смерти себя и весь род свой. Не смотри с вожделением на красивые одежды, ни на сребро и злато, ни на блестящие наряды мирские, чтоб чрез очи твои не вошла в душу твою страсть тщеславия или сребролюбия, об избавлении от чего так молится святой Давид: отврати очи мои, еже не видети суеты.
  И скажу обще: блюдись смотреть на хороводы, пляски, пиры, пышности, споры, сcоры, пустоболтания и все другие неподобные и срамные дела, кои любит несмысленный мир и запрещает закон Божий. Бегай и закрывай очи свои от всего этого, чтоб не наполнить сердца своего страстными движениями и воображения срамными образами и не возбудить в себе бунта и брани против себя, пресекши непрерывность подвига, коим должен ты всегда подвизаться против страстей своих. Но люби посещать церкви и смотреть на св. иконы, священные книги, усыпальницы, кладбища и все другое преподобное и святое, смотрение на что может спасительно действовать на душу твою.
  Надлежит тебе блюсти и уши свои. И во-первых, не слушай срамных и сладострастных речей, песен и музыки, от которых блажью наполняется душа и разнеживается и сердце разгорается плотскою похотью, ибо написано: отврати от себе понослива (зловредные) словеса.
  Во-вторых, не слушай шумных и смехотворных речей, пустых и баснословных рассказов и выдумок, а если невольно услышишь, не услаждайся ими и не одобряй их. Непристойно христианам находить удовольствие в таких речах, а только тем развращенным людям, о коих сказал св. Павел, что они, чешеми слухом, от истины слух отвратят и к басням уклонятся.
  В-третьих, не слушай с услаждением пересудов, наговоров и клевет, какие иные распространяют о ближних своих, но или пресекай их, если можешь, или удаляйся, чтоб не слышать их. Ибо св. Василий Великий равно почитает достойными отлучения как осуждающих и клеветников, так и тех, кои слушают их, не останавливая.
  В-четвёртых, не слушай пустых и суетных речей, в коих проводит время большая часть миролюбцев, и не услаждайся ими. Ибо в законе написано: да не приимеши слуха суетна. И Соломон сказал: суетно слово и ложно далече от мене сотвори. А Господь присудил: глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный.
  В-пятых, наконец, блюдись вообще от слушания всяких слов и речей, могущих действовать на тебя душевредно, в числе которых не последнее место занимают лести и похвалы льстецов, как сказал Исаия: людие Мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают. Но люби слушать Божественные словеса, священные песни и псалмы, и все, что честно, свято, премудро и душеполезно; особенно же люби слушать поношения и укоры, когда кто осыпает тебя ими.
  Блюди обоняние свое от всякого рода благоуханий, разнеживающих и могущих возбуждать плотские помыслы и движения: не держи их на себе, не намащайся ими и не вдыхай их похотливо и без меры. Все такое прилично женщинам недобрым, а не мужчинам любомудрым, потому что от этого расслабляется мужество души и возбуждаются плотские страсти и похотения, могущие доводить и до падений, так что на употребляющих эти возбудительные благовония нередко исполняются пророческие угрозы, кои гласят: лют вам, первыми вонями мажущиися.Будет вам вместо добрыя вони смрад.
  Блюди вкус свой и свое чрево, да не поработятся сладким и утучняющим разнообразным яствам и ароматным питиям разгорячающим. Ибо такие утешные трапезы, пока приобретешь все нужное для держания их, могут довести тебя до лжи, обмана, даже воровства и до других многих поработительных страстей и злых дел, а когда приобретешь и станешь ими наслаждаться, могут ввергнуть тебя в ров плотских утех и скотских вожделений, кои обыкновенно действуют под чревом. И ты подпадешь тогда под осудительные определения пророка Амоса: лют вам... ядущии козлища от стад и тельцы млеком питаеми от среды стад... и пиющии процеженное вино.
  Блюдись руками своими хватать, жать и обнимать тело не только чужое, женщины ли то или мужчины, и старца, равно как и юноши, но и свое собственное; особенно же без крайней нужды не дотрагивайся до известных членов. Чем произвольнее такое прикосновение, тем чувствительнее и живее бывает движение плотской похоти и тем неудержимее увлекает оно человека к самому делу греховному. И все другие чувства способствуют движению похоти и некиим образом издали содействуют устроению греха; но когда дойдет кто до осязания того, чего не должен касаться, тогда крайне трудно уже бывает ему удержаться от дела греховного.
  К соблазнам осязания относятся также и уборы головные, одежда и обувь. Блюдись потому украшать тело свое мягкими, разноцветными и блестящими одеяниями, голову драгоценными покровами и ноги ценною обувью. Женоподобно все такое и для мужчины непристойно. Но одевайся степенно и смиренно, удовлетворяя нужду и потребность предохранять тело от холода зимою и от жары летом, чтоб иначе не услышать и тебе того же, что услышал богач, облачавшийся в порфиру и виссон: помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем.
  Сюда же относятся и всякие другие упокоения плоти, каковы: частые купания и бани, красивые чрез меру дома, мягкие ковры, дорогая мебель, пышные одры и разнеживание на них. От всего этого берегись, как опасного для твоего целомудрия и близкой причины к возбуждению нечистых движений и позывов к плотским вожделениям и делам.
  Всё это есть пища, коею питаются плотские страсти. Посему, если ты вооружишься против сего и ничему такому не будешь попускать входить чрез чувства в душу твою и в твоё сердце, то легко истощишь ты всю силу диавола и страстей, не пропуская для них пищи, коею они могли бы питаться в тебе, и в короткое время явишься доблестным победителем в невидимой брани.
  Диавол всегда начинает губить человека чрез ввержение его сперва в малые грехи, а потом, когда приучит его к таким малым грехам, ввергает уже и в большие. Что вначале кажется бессильным и малым, как муравей, потом является сильным великаном, как большой лев.
  Как необходимо беречь внешние чувства от страстных впечатлений, так же нужно беречь и внутреннее чувство, т. е. воображение, не позволяя ему представлять ни страстные образы, какие видели глаза, ни неуместные слова, какие слышали уши, ни благоухание, какое чувствовал нос, ни изысканные блюда, какие вкушали уста, ни страстные прикосновения, какие испытывало осязание, поскольку что пользы сохранять внешние чувства и не сохранять воображение, вмещающее все возбуждающие похотение впечатления чувств и производящее то же смятение в душе?
(Прп. Никодим Святогорец)"



                                                  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта…
  Ссылка прилагается:
  www.aosipov.ru






 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

  

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (13 Ноя 14)
Просмотров: 706

Поиск