"Себе" – каждый человек...
"Богатство неправедное" – всё зло, которое в той или иной степени присутствует как в каждом человеке, так и во всех окружающих его людях...
"Друзья" – всё добро, которое в той или иной мере присутствует как в каждом человеке, так и во всех окружающих его людях...
"Приобретение" – возрастание человека в добре через его жизнь по заповедям Христовым...
"Обнищание" – уменьшение человека во зле через его жизнь по заповедям Христовым...
"Принятие" – способность человека к приобщению, к соединению, к причастности к какому-либо предмету...
"Вечные обители" – и вечное блаженство христианина на небесах в Церкви Торжествующей после его телесной смерти, и новая эра бытия всего творения Божия (Восьмой день) после Второго Пришествия Христа, всеобщего Воскресения и Страшного Суда - совершенная (завершённая) Церковь...
Любая заповедь Христова сугуба - она предполагает в результате своего исполнения уменьшение в человеке какого-то определенного рода зла и возрастание в человеке противоположного этому злу, определенного же рода добра...
Напр., любит человек удовольствие от видения своих мнимых добродетелей, от превозношения себя как самим собою, так и людьми (от хваления себя - порока тщеславия, проявления гордости)...
В этом случае по заповеди Христовой, человеку необходимо укорять, уничижать, обвинять/осуждать себя, смиряться...
В результате - тщеславие (вместе с её причиной - гордостью) в человеке уменьшается, а самоукорение (вместе с его причиной - смирением) напротив - возрастает...
Таким образом, любовь к удовольствию от тщеславия в человеке умаляется, а истинная любовь ко Христу в нём возрастает (если заповедь исполняется им ради Христа, с покаянием и растворённою в нём молитвою)...
Ибо любая добродетель в человеке возрастает только за счет умаления противоположного ей порока - "обнищания"...
Происходит это посредством исполнения человеком конкретной, определённой Христом именно для этой цели, специальной Его заповеди...
Каждая заповедь Иисусова является уникальным лекарством для лечения той или иной, конкретной духовной человеческой болезни (того или иного, конкретного его порока)...
Одновременно каждая Христова заповедь является и эликсиром всего душевного здоровья человека - средством, позволяющим хотя и адресно, и точно и поэтапно, но, тем не менее, взращивать и все человеческие добродетели по причине их всеобщей причинно-следственной взаимосвязанности...
Когда человек, живущий по заповедям Христовым, "нищает", т. е. уменьшается во зле до определенного ему Христом минимума и возрастает в добре до определенного ему Христом максимума - тогда он и "приобретает себе друзей (совокупное добро)" посредством "богатства неправедного (совокупного зла)"...
А когда человек становится добрым (святым) и полагает начало своему бесконечному обожению - он становится похожим на Христа (преподобным Иисусу)...
Праведник приобретает свойства, идентичные Христовым - он приобретает и желание, и способность через своё соединение с Иисусом приобщиться (быть "принятым") к блаженству не только временному (ещё в этой его земной жизни), но и к блаженству бесконечному на Небесах...
Христос становится для доброго человека тем самым "Сокровищем" - самым главным и важным его Предметом...
Человек соединяется со Христом - спасается ("принимается"), обоживается...
Радость Христа для истинного (совершенного) христианина должна являться единственным мотивом всех его действий - и целью, и смыслом всей его земной жизни...
Душа истинного христианина, по исходу её из тела, отправляется в "вечные обители" - ко Христу, ради той же бесконечной Христовой радости...
Человек предназначен Христом для бесконечной, блаженной преспективы своего становления богом, а не для жалкого, коротенького своего пребывания в падшем земном состоянии и уж тем более не для никчёмного, вечного своего прозябания в геенне...
И если посредством даже самого зла христианин может исполнять заповеди Христовы (борясь с ним и уклоняясь от него), так уж тем более возрастать в добре можно при помощи любых творений Божиих...
Безрассудный человек нередко хулит телевизоры, телефоны, компьютеры, паспорта, прописку, ИННы, штрихкды, виртуальные/безналичные деньги, мясо, вино и пр., и пр. (все внешние и внутренние обстоятельства)...
Хуля творение, безрассудный человек тем самым хулит и его Творца (хотя бы и неосознанно)...
Считая творения Божии причиной своей погибели, безрассудный человек тем самым противится воле Божией, которая свидетельствует в Библии, что губит человека только его собственное, свободное и сознательное зло (грех)...
Исповедуя творения Божии причиной своей погибели, безрассудный тем самым исповедует то, что и причиной его спасения тоже являются творения Божии, а это тоже противно воле Божией, которая свидетельствует в Библии, что спасает человека только Спаситель (Творец, а не тварь)...
Всё творение Божие без исключения, Всё, что находится вокруг человека и внутри него ("...Им же вся быша...") предназначено Богом для исполнения им Христовых заповедей, т. е. для спасения падшего человека...
Всё творение предназначено Богом для обоживания человека, как средство для его соединения с Творцом в молитве - для его бесконечного блаженства/Спасения...
Прародители, сотворив зло, действительно "уподобились" Творцу, они сотворили то, чего и Сам Бог сделать не может...
В этом (творческом) смысле люди, будучи сами тварью, даже и превзошли Бога - своего собственного Творца...
В этом смысле Святая Троица как бы с грустной иронией и сказала про Адама и Еву после их грехопадения: "...они стали как Мы..."
С грустью, потому что народная "мудрость" здесь заблуждается: мечтать человеку очень даже вредно...
"...Нельзя служить двум господам..."
"...Нельзя служить и Богу, и маммоне..."
Речь здесь идёт о любви...
У прародителей была душа простая - до грехопадения они всем своим существом любили Святую Троицу...
Отказавшись от любви к Троице, люди предпочли ей суррогатную профанацию – любовь к удовольствию...
В результате они отсоединились и от Бога, и от его животворящей энергии (благодати)...
Вместо бесконечной блаженной перспективы своего обожения, они выбрали безумный вариант своей собственной скорбной, тленной, страстной, смертной деградации...
Души прародителей после грехопадения сразу истлели - единая простая любовь к Богу разделилась в них на множество "любовей" к разным родам удовольствия...
Вместо сверкающей благоуханной жемчужины в руках людей оказалась зловонная кучка гноя...
Как близок к этому сюжет сказки А. С. Пушкина о рыбаке (Адаме) и золотой рыбке (Святой Троице), когда старуха (Ева) возмечтала стать владычицей морскою, чтобы золотая рыбка была у неё "на побегушках", и вместо богатства и высокого социального положения, которые она на тот момент (от рыбки же!) имела, получила своё мерзкое разбитое корыто - подобное свиной кормушке...
Пороки, по сути своей, является любовью (стремлением) человека к тому или иному (конкретному) роду удовольствия...
"...сей род изгоняется только молитвою и постом..."
Существует великое множество ("легион") как внешних, так и внутренних (порочных помыслов - страстей) предметов...
Каждый предмет способен доставлять человеку особое, свойственное только ему одному удовольствие ("род")...
Часто по названию предмета, доставляющего удовольствие, носят своё название и сами пороки...
Например, любит человек удовольствие от зависти – порок называется зависть...
Любит человек удовольствие от лживости – порок называется лживость...
Любит человек удовольствие от осуждения – порок называется осуждение и т. п. ...
Человек настолько развил в себе способность к получению удовольствия, что даже может извлекать его и из скорби(!)...
Ведь очень многие пороки доставляют человеку специфическую боль: напр., ненависть к ближнему во всех её проявлениях или зависть, печаль, тоска/уныние, отчаяние и пр., и пр. ...
Порочный человек стал подобен мазохисту, с большим желанием не только подставляющему свою спину под удары плети, но и радостно соглашающемуся на различные издевательства и унижения...
Любой человек (в том числе и каждый христианин) имеет и будет уметь до гроба в той или иной степени (хотя бы и в начатках), все пороки по наследству от своих предков (в первую очередь от Адама и Евы)...
Все люди подобострастны (подобны по страстям/порокам)...
"Всяк человек ложь..." - писал пророк/богоотец Давид...
Но каждый человек, в силу и наследственности, и др. внутренних и внешних обстоятельств, имеет свои, индивидуальные, свойственные только для него одного особенности порочности...
Это проявляется в том, что у каждого человека существует своя, уникальная шкала и абсолютных, и относительных друг к другу величин разных пороков - как врождённых (полученных "по наследству"), так и приобретённых...
Напр., у одного человека самый большой порок – осуждение, следующий по величине – тщеславие, следующий по ранжиру – злопамятство и т. д...
А у другого человека как сама последовательность степеней порочности может быть другою, так и их абсолютная величина...
Люди могут отличаться друг от друга как медь от воска (хотя бы и по темпераменту)...
Один человек может вспыхивать как порох от любой искры, а другой холоден как лед...
И если разобрать пороки одного конкретного человека и построить их как бы в шеренгу школьников на уроке физкультуры, то мы увидим очень похожую картину...
Только вместо фамилий школьников, здесь – названия пороков...
И как в каждом классе своя шеренга со своими, только ему свойственными ростами учеников, так и у каждого человека своя "шеренга" пороков, своя комбинация и их калибров, и их очередности...
Отличия в пороках между людьми заключаются в их "ростовых" относительных и абсолютных комбинациях, в их последовательности и очередности...
Рост пороков человека на доцерковном этапе его жизни подобен той же шеренге подрастающих учеников, изменяющейся по высоте и последовательности, начиная от первого их класса, и кончая "одиннадцатым" (притча Христа о работниках одиннадцатого часа) классом...
С каждым последующим классом, ученики подрастают - причем подрастают по разному, поэтому они постоянно меняются в своей шеренге местами (в зависимости от величины своего изменившегося роста)...
К одиннадцатому классу шеренга учеников (пороков) достигает своей максимальной высоты...
Задачею каждого христианина на его новоначальном этапе является уменьшение всех его пороков (начиная с самого большого) до уровня самого малого из них...
Это очень похоже на ретроспетиву шеренги тех же самых учеников...
Если бы снять на видео тех самых учеников на уроке физкультуры, начиная с первого их класса и до одиннадцатого, а потом прокрутить отснятый материал назад, то была бы видна полная аналогия с умалением пороков в новоначальном христианине...
С той лишь разницей, что в первом классе все ученики (пороки) уменьшились в своем росте до одинаковой величины...
Эта задача может быть выполнена христианином на стадии очищения за несколько лет его воцерковления...
Для этого христианину необходимо каяться непрестанно и незамедлительно в каждом (проявляющемся в страстях) пороке, а основное своё усилие направлять на уменьшение самого большого на данное время (главного) порока...
Только такой порядок борьбы христианина со злом и является самым правильным и максимально эффективным...
Проявляется эта основная борьба христианина прежде всего на Исповеди и Причастии...
Христианин должен исповедовать только главный свой на данное время порок...
Такая Исповедь является самой правильной...
Христианину нельзя зачитывать реферат на тему о своих многочисленных, проделанных за всё время, прошедшее с его последней Исповеди, грехах...
Такая "исповедь" является неправильной - это проявление безрассудства, закапывание "таланта" Божия, бесполезный, а чаще всего и вредный труд...
Пока человек не поборет свой главный порок, ему нельзя исповедовать другие пороки, потому что другие пороки растут как ветви из ствола дерева – из главного...
Главный порок в человеке проявляется через т. н. "брань" - интенсивные по своей силе и продолжительности, непрестанно возникающие одни и те же страсти...
Иногда же христианину тяжело определить точно, какой порок у него самый большой и он колеблется между двумя–тремя...
В таком случае христианину допустимо исповедовать эти два–три порока на Исповеди единовременно...
Хотя очищение в таком случае у него будет идти медленнее...
Способность видеть пороки, способность различать их по ранжиру – это большой дар Божий...
Духовное зрение (нищета духовная) является фундаментом покаяния христианина...
О подаянии этого дара христианину необходимо просить Христа в первую очередь...
И может быть, слепота духовная и является у многих христиан (образ Евангельских слепых) главным пороком, с которым им и надо бороться в первую очередь...
Христианину необходимо исповедоваться (с искренним покаянием) как можно чаще - хотя бы раз в неделю...
Не взирая на лицо священника...
А то - "батюшка не гож"...
В магазине, когда люди хлеб берут, то они не смотрят на лицо продавца...
А на Исповеди не хлеб подается тленный - там через священника подаётся хлеб бесконечной блаженной жизни (да ещё и бесплатно - только рот открой)...
А после Исповеди христианину необходимо обязательно причащаться Христа, вкушая Его прославленные Тело и Кровь как сильнейшее/эффективнейшее Лекарство от главного порока...
И результат не замедлит: при сочетании с посильными покаянием, воздержанием и исполнением всех других заповедей Христовых (особенно частой - по возможности, непрестанной молитвы) – очень быстро христианин умаляет все свои пороки от самого большого до уровня самого малого из них...
Ни один из пороков в христианине уже не будет доминировать...
Они все станут одинаково равномалыми...
Прекратятся и т. н. "брани" - те самые, непрестанно возникающие в человеке, одни и те же порочные помыслы, свидетельствующие о своих причинах - доминирущих пороках...
"Лес" главных пороков будет вырублен...
Из "лесоруба" очистившийся христианин становится уже как бы "газонокосильщиком" - через приобретённую внутреннюю молитвенную способность, пребывая со Христом в своём сердце, он умаляет спокойно, методично, неторопливо, не суетясь, одновременно все свои имеющиеся пороки до уровня, какого будет угодно Господу...
Христианин из стадии очищения уже переходит на стадию освящения или преуспевания...
Здесь у христианина уже другой порядок и жизни, и Исповеди, и Причастия...
Ну а нам, в новоначальном нашем чине нельзя забегать вперед - это неблагоразумно...
Задачей новоначального христианина, находящегося на стадии очищения, является покаяние, покаяние, и ещё раз покаяние...
Каяться всегда и везде, особенно в главных пороках...
На стадии очищения христианина, основной его просьбой ко Христу (желательно единственной) должно быть только прошение об умалении главного порока...
У христианина на стадии его очищения от главных пороков должна всегда быть только одна цель - освобождение от того или иного конкретного, доминирующего в нём на данное время порока...
В этом и заключаются и своевременность, и умеренность, и уместность духовной жизни новоначального христианина (его духовное благоразумие)...
Нельзя начинать с конца или с середины...
Начинать надо по определению - с начала...
Цель стратегическую (напр., Спасение) можно и нужно достигнуть только через благоразумное и последовательное (рассудительное) достижение целей тактических/промежуточных (умаление/минимизация главных пороков)...
Чтобы "приобретать себе друзей"...
Чтобы Христос радовался...