"23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара (уделяющие внимание второстепенному - от авт.), а верблюда (важное/главное - от авт.) поглощающие (игнорирующие - от авт.)!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
"Чаша" – всякий человек...
"Внутреннее" – помыслы человека (либо страсти, либо благости)...
"Очищение" – умаление страстей в человеке до минимума и увеличение добродетелей в нем до максимума...
"Прежде" – приоритетность, главенство умного делания (трезвения, бодрствования) над деланием телесным (доброделием)...
Страсти человека – суть его порочные помыслы...
Помыслы человека – суть его внутренние, невидимые действия: мысли, эмоции, воображаемые/мечтательные образы (те или предметы, их качества/свойства, те или иные события, процессы, поступки/действия и пр.), желания, намерения...
Когда у человека заболевает тело и появляются: высокая температура, кашель, озноб, краснота глотки, боль/першение в ней, увеличение миндалин и др. соответствующие симптомы, то с большой степенью вероятности можно предположить, что человек этот заболел ангиной...
Если бы не было симптомов, то не узнал бы человек и об ангине...
Если бы не узнал человек об ангине, то и не лечился бы от неё...
А если бы не лечился человек от ангины, то он получил бы тяжкие осложнения, или ангина переросла бы в пневмонию с вполне возможным летальным исходом...
Подобно этому и страсти человека являются симптомами его духовных заболеваний - пороков...
По страстям человек может не только диагностировать свои пороки, определять их абсолютную и относительную друг к другу величину, но с их помощью уменьшать и сами их причины – пороки...
Разберём какой-нибудь конкретный пример...
Допустим, человек повстречал на улице пьяного и у него появилась мысль: "Это плебей, опустившийся морально и нравственно, он - пьяница/опойка, отброс/осадок общества, находящийся на самом его дне (подонок)..."...
Эта мысль соответствует пороку осуждения, и она свидетельствует о наличии его в человеке...
Ведь вместе с осуждающею мыслью рука об руку идёт и соответствующее ей осуждающее чувство...
А бывает, что при виде пьяного, мысль у человека отсутствует, но возникает только осуждающее, уничижающее того чувство...
Эта осуждающая эмоция тоже соответствует пороку осуждения и также свидетельствует о его наличии в человеке...
Иногда же на память человеку приходит воспоминание о том пьянице в виде какого–нибудь неприглядного образа и тоже с чувством осуждения...
Этот возникающий в воображении образ также соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке...
Бывает же, что у человека появляется и желание сказать пьяному с чувством осуждения что-нибудь типа: "Ты – мерзкая пьяница, грязная свинья и пр."...
Это желание также соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке...
Иногда же, в силу каких–либо обстоятельств - напр., робости или человекоугодия, человек дальше желания и не идёт...
Но бывает, что по прошествии некоторого времени, человек всё-таки принимает решение при встрече с пьяным, всё же обязательно сказать ему с чувством осуждения о том, что он пьяница...
Это является намерением, которое тоже соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке...
Лакмусовой же бумажкой, неоспоримым свидетельством о наличии любого порока, всегда является соответствующее ему чувство...
Эмоция, как правило, менее заметна для человека, если она не очень сильна...
Поэтому все остальные помыслы (как более заметные), являются тревожными сигналами для человека, по которым он может определить как соответствующее им порочное чувство, так и сам порок...
А уж при наличии явной (сильной) порочной эмоции, человек может со всею определенностью диагностировать и сам порок - причину соответствующих ему страстей (проявлений/следствий)...
Порочная эмоция очень часто может возникать в человеке совсем одна - без сопровождения других, соответствующих ей помыслов (напр., обида, зависть, печаль и пр.)...
Другие же порочные помыслы (страсти) без соответствующего им чувства, не бывают...
Не замечает же человек порочные эмоции только по причине грубости/бесчувственности и невнимательности своей души (духовной слепоты, ожесточённости/окамененности сердца))...
Напр., у св. отцов были очень чувствительные/зоркие души...
Они видели в себе самые малейшие проявления порочных эмоций, которые практически непрестанно, (в той или иной мере) действуют в любом человеке...
Видели св. отцы их в себе (в той или иной степени) практически всегда - и как бесовские прилоги/приражения, и как проявления/последствия первородного греха, повредившего всё человеческое естество...
И это не потому, что они были порочнее других современных им людей, а потому, что через непрестанное покаяние (сокрушённую молитву) достигали высочайшего смирения и неотделимоог от него острейшего духовное зрения...
Чем чище и смиреннее становится душа христианина через жизнь по заповедям Христовым (первая/обязательная/непрестанная из которых - покаяние), тем большими и желанием, и способностью видеть в себе зло (духовной нищетою) он начинает обладать...
Современные люди подобны бегемотам, не чувствующим и падающих на них порочных булыжников, а св. отцы были подобны глазу, с резкой болью ощущающему и малейшую порочную соринку, попавшую в него...
Сколько пыли видно ясным днём в луче солнечного света, пронизывающем жилую комнату?...
А что видно в той же самой комнате ночью?...
Только, может быть - смутные очертания шкафов и пр. мебели...
Недаром прп. Пётр Дамаскин писал, что первым признаком начинающегося выздоровления человеческой души является её способность видеть в себе зло, бесчисленное, как песчинки на морском берегу...
Как же человеку, находящемуся на начальном этапе воцерковления (стадии очищения от главных пороков) правильно использовать помыслы, соответствующие его порокам (страсти)?...
Во-первых, когда человек видит в себе какую-нибудь страсть (тот или иной порочный помысел), значит, он тут же должен обязательно признать, что в нём есть и соответствующий ей порок и как можно скорее (а лучше мгновенно) исповедать перед Господом эту горькую истину, поблагодарить Иисуса за дар духовной чувствительности/зрения (духовной нищеты) и попросить Христа о дальнейшем/большем даровании её...
По страсти как по симптому, христианин должен с покаянием и смирением диагностировать наличие в себе соответствующего ей порока (её причину - саму духовную болезнь)...
Во-вторых, анализируя частоту, с которой возникают те или иные страсти, их продолжительность, их интенсивность, их многообразие, христианин может определить и соответствующую величину того или иного, соответствующего этим страстям, порока...
Чем чаще приходят страсти, соответствующие тому или иному пороку, чем продолжительнее они в человеке действуют, чем интенсивнее они, чем сильнее, чем богаче палитра их – тем больше в человеке и развит соответствующий этим страстям, тот или иной порок...
Только при помощи внимательного наблюдения за своими страстями, христианин может и должен увидеть как свои пороки вообще, так и определять их и абсолютную, и относительную друг к другу величины...
А значит - и выявлять главный порок, и правильно каяться, и правильно поститься, и правильно исповедоваться и правильно причащаться Тела и Крови Христовых ("приобретать себе друзей богатством неправедным"), умаляясь во зле и возрастая в добре, т. е. - "очищать внутреннее" своей "чаши"...
Продолжим разбирать ранее предложенный пример...
Если тот человек, проанализировав все свои страсти, понял, что он имеет полный набор страстей осуждения, что они появляются у него чаще страстей других пороков, что они у него действуют дольше других страстей, что сила эмоции осуждения больше чем у остальных порочных чувств, значит, главным (доминирующим) пороком этого человека на данное время является осуждение...
Главные пороки, как правило, очень трудно не заметить по причине т. н. "браней" (непрестанно и длительно возникающих в человеке одних и тех же страстей - хотя бы и бесовской природы)...
Когда в человеке возникают замеченные им страсти, ему нельзя услаждаться ими, ему необходимо мгновенно отсекать их категорическим несогласием с ними и с раскаянием/сокрушением, с просьбой к Иисусу о прощении, с благодарностью за дар видения зла в себе и за Его мгновенное же прощение, с радостью, что заметил страсть и спасаешься, что Господь тоже радуется, с надеждой на дальнейшее преуспеяние в духовном зрении и спасение по милости/благодати Христовой, со страхом Божиим и верой - устремлять своё внимание ко Христу (напр., посредством Иисусовой молитвы)...
Это – основа трезвения новоначального христианина...
На стадии очищения христианина от главных пороков, брани могут одолевать его многими часами и даже по нескольку дней кряду, доводя его иногда даже и до полного духовного изнеможения...
Вот уж, действительно - брань...
Поэтому, чтобы упражняться в умном делании ("очищать внутреннее чаши"), христианину крайне необходимы большие мужество, кротость, терпение и мученичество, которые непрестанно надо испрашивать у Христа для эффективного упражнения в этом обязательном для всех православных людей образе духовной жизни...
Когда человек так именно непрестанно трезвится/бодрствует, то происходит удивительная вещь – пороки неотвратимо уменьшаются/умаляются ("внутреннее чаши очищается")...
При помощи борьбы с симптомами, лечится и сама болезнь, т. е. их причины умаляются тоже...
В телесной медицине такое (причинно-следственная взаимосвязанность) тоже нередко бывает и также эффективно используется/применяется в терапии (напр., при воздействии световым пучком на тёмные пятна/точки радужной оболочки глазного яблока, являющиеся проявлениями/симптомами тех или иных телесных заболеваний или когда следствие мышечного спазма - воспаление с болью снижают при помощи противовоспалительных/обезболивающих средств, тем самым уменьшая и сам спазм - причину воспаления и боли)...
А в духовной медицине, правильно воздействуя на следствие, человек так же одновременно может воздействовать и на саму его причину...
И наоборот, не отсекая сразу мгновенно страсти, позволяя им действовать, обращая на них с удовольствием внимание, услаждаясь ими, человек увеличивает, культивирует соответствующие этим страстям пороки...
Поэтому-то так необходимо человеку отсекать свои страсти мгновенно, сразу же по мере их возникновения (т. е. на уровне т. н. прилогов)...
Это - пост внутренний, воздержание внутреннее, без которого воздержание внешнее не только бесполезно, но и вредно...
Ибо без трезвения (без "очищения внутреннего") человек неизбежно возрастает в гордыне ("и будет тогда для него последнее хуже первого")...
Если же человеку не удается мгновенно отвратить своё внимание от страсти и мгновенно же каяться/молиться, то ему необходимо это сделать сразу же, как только это станет для него возможным...
Чем раньше - тем лучше...
Необходимо как можно скорее каяться, одновременно же обращая своё внимание ко Господу (ибо покаяние без Христа есть сеть дьявольская, в которую и попал Иуда Искариотский)...
Лучше позднее, чем никогда...
Полезно также культивировать добрые помыслы, противоположные страстям...
Например, когда приходит осуждающая мысль, то надо оправдывать пьяного и осуждать самого себя: "А может, у него сильное горе... А может, он хоть и выпивает, зато кроток и смирен... А может, хоть он и выпивает зато никого не осуждает как я - показной/липовыйтрезвенник... и т. п."...
Это - правильное размышление, являющееся одной из необходимых, составных частей трезвения христианина...
Человеку очень полезно и крайне необходимо/правильно на осуждающую ближнего мысль, искренне, истинно, мгновенно и себя самого в том же пороке осуждать...
Ведь все люди являются духовными зеркалами друг друга...
Чего по духовным слепоте, бесчувственности и гордости человек не замечает в себе самом, то он очень хорошо видит в ближних...
Ведь все люди подобострастны...
Полезно подумать, что, мол, даже если и меньше во мне порок пьянства чем у того человека, зато другие пороки у меня больше, чем у него - напр., то же самое осуждение...
Да и осуждать-то ведь человек может только по причине своей духовной слепоты - видел бы он в себе аналогичный порок (а он обязательно присутствует), то не осуждал бы никого: "Сам такой потому что"...
И это - тоже трезвение...
Необходимо и размышление о вреде осуждения...
Такое размышление развивает ненависть к осуждению...
Напр., полезно думать о том, что осуждение не позволяет увидеть в себе аналогичный порок...
А не позволяя увидеть его в себе, не позволяет и покаяться, и избавиться от этого порока...
А не избавившись от какого-либо порока - не спасёшься (не соединишься с Иисусом в покаянии/молитве), т. к. хотя бы и неосознанно внимание нераскаянного грешника устремлено не ко Христу, а либо к самому порочному предмету, либо к вожделенному удовольствию от него, либо к осуждению людей, которые этими предметами пользуются (употребляют их), либо же к превозношению от воздержания от этих предметов и удовольствия от них...
Неспособность к покаянию решительно отсекает возможность человека смиряться...
Неспособность к покаянию обязательно надмевает человека...
А гордость - путь в геенну, определяемый ещё при земной жизни нераскаянного человека...
Это - тоже трезвение/бодрствование (культивирование благостей - добрых помыслов, доброе размышление)...
Полезно подумать/рассудить и о пользе противоположной пороку (в данном случае - осуждению) добродетели...
Такое размышление развивает потребность в ней – добролюбие...
Например, что самоукорение, самоосуждение и оправдание ближнего развивают и смирение, и духовную нищету (духовную чувствительность)...
А они являются причиной внимания человека ко Христу - причиной развития в нём молитвенной способности...
Ибо человеку без смирения невозможно в принципе обратиться ко Христу Спасителю (спасающему по определению от зла, немощи, порока, греха - смертного "жала", погибели)...
Разве нужен "здоровому" Врач?...
Разве нужен "праведнику" Спаситель?...
Разве нужна "чистому" Баня "пакибытия"?...
И пр., и пр. ...
Только в покаянном/сокрушенном/смиренном состоянии, подобном состояниям евангельских кровоточивой женщины, разбойника, мытаря, прокаженного, слепого, глухого, немого, парализованного и др., человек и может, и должен истинно/правильно обращаться/устремляться своим вниманием/сердцем/естеством ко Господу Христу...
Это - тоже трезвение...
Крайне полезно на ту или иную страсть осуждения отвечать и молитвою за этого выпившего человека (напр., о его покаянии)...
Самая же лучшая молитва за любого ближнего - это желание ему спасения (соединения со Христом здесь на земле) и Спасения (бесконечного блаженства во Царствии Небесном), устремлённое ко Господу Иисусу...
Если таковое желание отсутствует, то необходимо каяться в этом (в отсутствии любви к ближнему и, следовательно, в наличии к нему ненависти) и всё-таки просить у Христа спасения ближнему (хотя бы и только словами)...
Итак, лишь один встретившийся пьяный человек помогает христианину исполнить столь много заповедей Христовых - спастись...
А ведь без него бы (без пьяного) и не представилась такая возможность...
И вот уже - вместо осуждения в христианине появляется искренняя, сердечная благодарность и к пьяному, и ко Христу, премудро всё устрояющему/промышляющему - ведь искушение преодолено им, он не впал в него, не "ввёлся"...
Это чувство благодарности и к пьяному, и ко Христу необходимо культивировать/взращивать/увеличивать...
Это - тоже трезвение, "приобретение друзей богатством неправедным", это - тоже "очищение внутреннего чаши"...
Но и это еще не всё...
Все основные свои силы новоначальный христианин в данном случае должен направить на борьбу только с осуждением, как с причиной всего остального своего зла (развитого в меньшей степени - как следствие/порождение осуждения)...
Непрестанно каясь во всех своих страстях и во всех своих пороках, христианин должен одновременно и всегда каяться в осуждении - как в их причине...
Единственной просьбой христианина ко Христу должна стать просьба только об избавлении его от порока осуждения...
Единственным мотивом всех религиозных действий христианина (Крестное знамение, благословение, молитва, покаяние, Соборование, Исповедь, Причастие и пр.), единственной его целью при соприкосновении со всеми православными святынями (храмы, монастыри, иконы, Распятия, просфоры, св. вода, мощи святых и пр.), должно стать только усиление в ненависти к осуждению, умаление его, освобождение от него как от главного порока...
Христианину также необходимо как можно посещать храм и исповедовать только порок осуждения как главный на данный момент, преобладающий над всеми остальными пороками и являющийся причиной всех остальных...
Затем необходимо приступать к Таинству Причастия и вкушать Тела и Крови Христовых как сильнейшее и эффективнейшее Лекарство от осуждения...
И осуждение ("смерть") будет резко уменьшаться в человеке, умирать ("смертию смерть поправ")...
А если после Исповеди и Причастия брани осуждения все же продолжаются, если осуждение по-прежнему преобладает над остальными пороками, то всё равно необходимо по-прежнему исповедывать только осуждение, и причащаться с целью избавления только от порока осуждения, как всё еще доминирующего на данный момент...
Необходимо так исповедываться и причащаться до тех пор, пока осуждение резко не уменьшится, до тех пор, пока не прекратятся "брани" осуждения, до тех пор, пока вместо осуждения не определится следующий по размеру, новый, ставший уже теперь доминирующим (бранным), порок...
И так жить, и так поступать со всеми остальными главными пороками...
По росту...
По калибру...
От самых больших пороков – к меньшим...
Избирательно, поэтапно и не суетясь - бить точно в цель...
Бить в одну точку, а не по всей стене...
И нельзя торопить события, надо положиться на Господа – Он определяет все времена и все сроки...
Торопливость и нетерпеливость - от гордости...
Слишком быстрое очищение тоже неполезно...
Иначе христианин не приобретёт необходимый опыт борьбы со своим собственным злом, не вполне познает свою немощь, недостаточно покается/смирится, не приобретёт искусство жизни по заповедям Христовым вообще и трезвения, в частности...
А значит, человек не сможет и истинно/правильно научить ближнего в случае необходимости...
Тот его спросит: "Как ты достиг?"...
А человек только разведет руками: "Не знаю, как" или и научит, но - неправильно от недостатка навыка/опыта/искусства...
Да и не ценит человек легко и быстро приобретённое, теряя его так же быстро и легко...
Примером тому – наши прародители...
Опыт жизни в невольном зле - тоже очень полезен, он естественным образом очень эффективно смиряет человека...
Поэтому христианину необходимо запастись терпением, что называется - "закатать рукава" и по мере своих сил неотступно/мужественно "очищать внутреннее чаши"...
Очень важно знать и то, что разные люди могут сильно отличаться друг от друга по своему внутреннему, порочному устроению...
У одного человека может быть всего пять главных пороков, у другого - десять, у третьего - пятнадцать, а у кого-то и всего - один и т. д. ...
Поэтому и время умаления от того или иного главного порока у разных людей может быть разное...
Чем меньшее количество главных пороков присутствуют в человеке, тем большее время необходимо ему для того, чтобы освободиться от каждого/единого из них...
И наоборот, чем большее количество главных пороков имеется в человеке, тем меньшее время требуется ему на борьбу с каждым из них...
Это подобно тому, как если бы пришел лесоруб в кустарник и, увидев в нём три огромных толстенных дерева, начал бы их долго-долго рубить...
Или например, если бы пришел он в молодой лесок, нашел бы в нём десятка полтора приличных по толщине сосёнок, и начал бы их рубить тоже...
Понятно, что на валку всех деревьев и в кустарнике, и в молодом лесу, у лесоруба уйдёт примерно одинаковое количество и времени, и труда...
А вот на валку каждого дерева по отдельности (тонкого и толстого) и труда, и времени потребуется разное количество, соответственно...
Время, необходимое христианину для умаления в своих главных пороках зависит и от степени покаяния христианина в них, и от частоты его Исповеди и Причастия, и от внешних обстоятельств, и от внутренних, и от специфики его духовной наследственности, а иногда и от особого промысла Божия, сокращающего, или увеличивающего сроки очищения от них...
Христианину же главное не отчаиваться, но каяться, смиряться, надеяться, благодарить, верить, просить, радоваться, положиться во всём на Господа и продолжать по-прежнему, несмотря ни что неотступно "очищать внутреннее" своей "чаши"...
Чтобы Христос радовался...