"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 18 ответа на вопрос 116.



  "Молиться Богу весьма хорошее дело и великую приносит пользу молящемуся. Если великая бывает польза от собеседования с земным царем, то сколь большая должна быть от собеседования с Царем небесным посредством молитвы? Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с царем земным, и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто с Богом беседует. Напротив, великий вред бывает от того, если кто не молится Богу, ибо душа такого оставляется лишенною Божия просвещения, божественной силы и покоя от демонских искушений, и демоны непрестанно возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение. Как для тела необходимо потребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва.
  Ад и тамошние муки всякий представляет так, как желает, но каковы они – никто определенно не знает.
  Почему, братья, мы не прибегаем к милосердному Богу, так возлюбившему нас? Почему не отдаем жизни своей за любовь Христа и Бога нашего, умершего за нас? Разве мы не видим, что многие люди по пристрастию к тленным благам переносят большие труды, подвергаются великим опасностям, уезжают в далекие края, оставляя жен и детей и все житейские радости, и ничего не считают выше и лучше того, чего вожделели, и не дают себе покоя, пока не достигнут цели? Но если они ради временных и тленных благ идут на такие подвиги и для получения их подвергают опасности и душу и жизнь, то не следует ли нам предать на смерть тела и души из-за любви к Царю царствующих и Господу господствующих, Творцу, Вседержителю и Властителю всего тварного?
  Когда ты начнешь жить доброй жизнью, то диавол не спустит тебе этого, но подымет против тебя всех нерадивых и ленивых, которые начнут осуждать тебя, поносить, пересмеивать и причинять премногое множество всякого рода неприятностей, чтобы заставить тебя бросить доброе намерение, но ты не смотри на это. 
  Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, старается стяжать смирение.

(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 


"Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления и покаяния! Она смотрит на вас как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния.
(Свщмч. Серафим (Чичагов))"






  "Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных; но подвиг, в который возводится душа скорбью, посылаемою Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние. Посылаемые Богом скорби верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу.
  Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т. е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгами и странноприимством. Господь сказал: "Блажени милостивии: яко тии помиловани будут", то есть спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых, то есть немилостивым не спастись. 
  Кто совершит великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего. 
  Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх.
  Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгорячённых порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых, но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.
  На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.
  Исполнение заповедей Спасителя — единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем.
  Мечтательность в молитве ещё вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести.
  Сердце у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном.
  Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел: и явно греховный, и по наружности праведный.
  Страшны ликования сынов мира и их непрерывающаяся рассеянность и погруженность в заботы о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие гибели.
  Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей.
  На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения.
  Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству, во всем подвижник должен принуждать себя, все должен испросить у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой. Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя.
  Падшее человечество приступает к святой истине верой; другого пути к ней нет.
  Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении.
  Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, мы побеждаем; когда она удаляется от нас, мы побеждаемся.
  В невидимой брани не всегда и не скоро становимся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в своё время, известное одному Богу.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





  "Мы только называем Господа Богом, а на деле-то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги - плоть наша, сласти, одежды, деньги и прочее.
  Сердце наше есть как бы мрачная земля; Евангелие есть как бы солнце, просвещающее и оживотворяющее сердца наши. Воссияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей, Господи!
  Ты следишь за событиями во внешнем мире, – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе.
  Молитесь о всех близких и дальних искренно, ибо мы можем в сердечной молитве соприкасаться духовно со всеми любовью своей, хотя с иными всю жизнь не видимся. Молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет. Например, близкого тебе человека ты почему-то не можешь видеть и говорить с ним, но молитвой о нем искренней ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу так, как бы он был с тобою. Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его твоей любовью и помочь ему в делах его.
  Мы говорим Богородице часто: "Радуйся", и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный, дай им вечную радость за приветствие Меня радостью».
  Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.
  Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы искушения веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена прохладна от лица Господня, скоро Господь опять его возрадует, да не падет он под искушением.
  Христиане, что спите? Воспряните, бодрствуйте, молитесь, кайтесь, исправляйтесь, творите благие дела и восходите на Небо.
  Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать!
  Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином! Говоря это, произношу суд на себя, ибо я первый недугую нетерпением и раздражительностью.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Все усилие сопротивника в том, чтобы прийти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а не действительно прекрасному.
(Прп. Макарий Великий)"





  "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы". Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем?
  Слезами покаяния. Эти слёзы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец.
  Тужить же и плакать до конца жизни о грехах совсем не излишне. Храните сей страх Божий и им себя оберегайте. Грешник упорный Богу противен, а грешник кающийся приятен Ему. Всегда и приступайте к Нему с мытаревым гласом, море грехов своих в бездну милости Его повергая.
  Всем известно, что есть ад и что туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш?
  Как идти тебе к Богу правосудному, — осмотрись, сколько грехов нечестия? Ты вместе с Иудою продавал Христа, вместе с Каиафою вел Его на суд, заушал, менял на разбойника, распинал. Как громом поражает душу сей голос лукаваго, адское дыхание его охватывает оную и готово пожрать в своем огне. — Ты видишь бездну погибели, но обратись и посмотри на бездну милосердия, щадившаго тебя доселе. Если прежде, как ты и не помышлял о Боге, Он щадил тебя, то тем более теперь. Там ничего у тебя не было, а теперь есть хоть мало…
  Мужайся! Спеши из того извлечь врачество, чем хотят нанесть рану; крест Спасителя всепрощение знаменует. Емлись за него крепкою силою веры; он прикроет тебя от стрел правосудия Божия. Спеши в церковь, там есть утешительный бальзам: таинство покаяния. Исповедуй грехи, прими разрешение. Как охладительная вода освежает жаждущаго, так чрез главу твою сквозь руки священника разольется по тебе струя оправдывающей благодати Божией.
  Запечатлей навсегда на естестве твоем силу благодати. Как на воске, только растопленном, оттисняется печать, так и здесь. Охладеешь, и все потеряно. А охладеешь: ибо доброе движение, теперь существующее в душе твоей, еще тебе не усвоено. Ты не приобрел еще на него права. Ты еще связан и на земле и на небе. Пусть имеющий власть решить разрешит тебя, тогда выйдешь из книги осуждаемых и впишешься в число спасающихся сынов и друзей Божиих. И благодать обильным потоком низольется на тебя и запечатлеет на тебе сие право сыновства Богу и содружества святым. 
  К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы... 
Вопль из сердца краткий и сильный — вот что доходно!
  
Первый предмет терпения есть — терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания… Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не должно сильно расстраиваться или возмущаться, ни, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости. 
  Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих.
  Не телу только, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, листок с наставлением и молитвою подари, утешь, подкрепи.
  «Всякий, кто смотрит на женщину... уже прелюбодействовал с нею». Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину... прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего. В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского», так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту.
  Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя. 
  Дело всё просто: мыслью с Богом будь, а телом твори дела, которые лежат на тебе по заповеди. Вот и всё!

(Свт. Феофан Затворник)"





  "Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле.
  Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и брань твоя облегчится. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые.
  Считай себя храмом Божиим и старайся не хранить в сердце мысленных идолов.
  Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи.
  Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели.  
  Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах.
  Каждый день наблюдай, чего в тебе недостает, и не будешь в затруднении в час нужды смертной.
  Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху.
  Если борет тебя зависть — вспоминай, что все мы члены Христовы, и как честь, так и бесчестие ближнего у нас с ним общие – и успокоишься.
  Страсти – это болезни души, отделяющие ее от Бога.
  Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.
  Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.
(Авва Исаия)"





  "Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое, ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига. Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями.
  Мучительность раскаяния грешника при смерти превышает даже страх смерти и разлучения.
  Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой - Бог не примет тебя.
  Покаяние – праздник для Бога, потому что и Небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю.
  Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими. Будем молчать, когда должно, чтобы узнать пользу безмолвия.
  Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы в отчаянии ввергнуть их в геенну.
  В ком любовь, тот не имеет ни соперничества, ни зависти, ни ненависти; тот не радуется падению других, но соболезнует о них и принимает в них участие.
  Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения.
  Злополучен и жалок тот, кто коснеет во лжи, потому что диавол «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям.
  Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь.
(Прп. Ефрем Сирин)"





  "Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя. 
  Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"





  "Рассеянность бывает в молитве даже и у старых иноков. Но всё-таки и эта ваша рассеянная молитва запишется на небе. 
  Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста, если ты немощен телом.
  Главное, что требуется от каждого человека,– это никого не осуждать. Кажется, просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: „Прости", а враг внушает: „Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси". Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






"Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за Имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь пролить. Если вы желаете служить Богу, приготовьте сердца ваши не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие; Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его.
(Прп. Сергий Радонежский)"





  "Если человек не обратился всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха.
  Хотя бы ты, осуждая ближнего, правильное что о нем говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако за это не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог.
  
О, непостижимая к грешникам благость Божия! Грешник оставляет Бога, но Бог его не оставляет. Грешник, отступив от Бога, Творца и Промыслителя своего, пристал ко врагу Божию, дьяволу, но Бог не велит ему погубить грешника, врага Своего. Кто такой благости Божией не удивится, кто может ее словом изобразить! Так благость Божия ведет грешника на покаяние. Не только долготерпением, но и самыми теми благами, которые изливает повседневно на всякую плоть, ведет нас Бог на покаяние.
  
 Необходимо успокоить сердце от страстей, чтобы услышать Божий стук в душу. 
  Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.
  Познание своей греховности есть признак (один из признаков - от авт.) смирения.

(Свт. Тихон Задонский)"





"Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда любят мало, и нет ничего малого, когда любят много.
(Свт. Василий Великий)"





  "Всегда необходимо помнить, что нам нужно не только просто молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным.
  Садясь за чтение Божественного Писания и других священных книг, прежде призови Бога, да отверзет Он очи сердца твоего не только к точному уразумению написанного, но и к исполнению того, чтоб знание жизни и учение святых не обратилось нам в осуждение. 
  Владыка у нас человеколюбивый: когда видит, что мы старательны и усердны в познании божественных слов, не попускает нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой премудрости Своей сообщает нашей душе истинное учение.
  Мир душевный теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своей жизнью.
  Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве. 
  Почему «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10)? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства.
  Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние.
  Будем же воспламенять в себе любовь к будущим благам, потому что великая слава ожидает праведников — такая, какой невозможно изобразить словом: они, восприняв нетленные тела по Воскресении, прославятся и будут царствовать со Христом.
  Чем больше мы приобретаем совершенств, тем более лютым становится диавол; он делается более свирепым, когда видит, что мы заботливо совершенствуем свою жизнь.
  Украшай свою душу – и красоту её возлюбит Бог.
  Если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему более явные грехи. Если же не заботишься и о самом себе, то ясно, что брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания его опозорить.
  Входите в храм тихими шагами в совершенном молчании. Никто пусть не входит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью и смущением. Оставим все это за первыми дверями. Мы входим в Небесные Царские чертоги, вступаем в светлые области; внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн.
  Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.
  Нет ничего хуже, чем разведывать о чужих грехах, выводить их наружу... От болтливости произошло бесчисленное множество зла; расстроились семейства, разорвались узы дружбы, произошли тысячи других бедствий.
  Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
  Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную.
  Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, каков именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того чтобы мы, обуздывая вожделение плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
  Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием и раздражением.
  Кто не хочет сострадать другим, пострадает сам.
  Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах.
  Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью — можно ведь и словами творить милостыню.
  Если бы кто стал угрожать мне будущей нескончаемой смертью, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал мне бесконечную жизнь, я бы не согласился.
  Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить несчастье.
  Слепота духовная — это злоба сердца, ибо как слепой не может смотреть на сияние света, так и злобный человек не может понимать тайны благочестия.
  Благодарите (не лицемерно или напоказ устами только, но искренне, от сердца - от авт.) Бога за все! Это слово ("благодарю" - от авт.) наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде (и искушении) доставляет говорящему сильнейшее средство к одобрению и утешению. Не переставайте же никогда произносить его и научайте тому других.
  Как бурные ветры возмущают море до самого дна, так что песок смешивается с волнами, так и страсти, вторгаясь в душу, переворачивают в ней все вверх дном и ослепляют ее мыслительную способность.
  Все боятся одного — как бы не сделаться бедным, а как бы не попасть в геенну — о том никто не беспокоится и не трепещет.
  Деньгами должно владеть, как подобает господам,— так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами.
  От молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах.
  Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие (недостаток терпения) есть матерь мучения, терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти такую силу в скорбях без Божественного дарования благодати, обретаемого неотступной молитвой и излиянием слёз. Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание.
  Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы ему покорилось всё.
  Праздность есть начало всех пороков. Праздность – это гибель душе.
  Сближайся с праведными, и чрез них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение, и научишься их нравам. Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими; а кто последует неправедному и горделивому, тот удалится от Бога, и возненавиден будет друзьями своими.
(Прп. Исаак Сирин)"





"Духовный опыт святых отцов свидетельствует, что именно сердце, а не разум чувствует присутствие Божие. Из Священного Писания мы узнаем, что сердце есть орган наших желаний, источник воли и добрых (или злых) намерений наших. Из текстов Священного Писания видно, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется поведение человека и выбор им жизненного пути. И самое главное - сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания. Именно сердце обладает способностью ощущать Бога. Почти у всех людей есть способность иная, чем познание пятью чувствами. И чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. "Было в сердце моем как бы горящий огнь". Откуда этот огнь? Вам отвечает преподобный Ефрем Сирин: "Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе".
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





"Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения.
(Прп. Иустин (Попович))"





  "Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обращать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу.
  Противодействовать и бороться с людьми, причиняющими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет, и бесы отступят. Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо (искренне, а не напоказ или льстиво - от авт.) и с теми, которые не нравятся нам.
  Не забывай молитвы - она жизнь души.
(Прп. Никон Оптинский)"





  "Молясь смотри, не попроси одного вместо другого и не прогневай Господа; не проси ни имения, ни славы человеческой, ни власти, ни другого чего преходящего, но проси Царствия Божия. Молитвою своею не наведи на себя негодования, но проси себе того, что достойно Царя Бога. А прося того, что достойно Бога, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезное.
  
Пусть заповеди Божии живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах. 
  Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля, терния и волчцы возрастит тебе». Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.
  Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа - так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога.
  Не пренебрегай никакой погрешностью, хотя бы она была мала, но поспеши исправить её покаянием.
  Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол.
(Свт. Василий Великий)"





  "Сердцем упражняйся в незлобии, а телом в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим.
  Терпи скорби, потому, что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели.
  Если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, получишь помощь, когда искушает и начинает одолевать тебя диавол.
(Прп. Нил Синайский)"





"Мало помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.
(Авва Дорофей)"





"Время — птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям, как же безобразна будет её нагота!
(Свт. Николай Сербский)"





  "Не вдруг лезь на небо, но смиренно поступай, а то хуже всех грехов, когда гордость и мнение обладают тобою. Жизнь с чистой совестью и смирением дарят мир и истинное счастье. Не осуждайте других, ведь мы сами становимся осужденными перед Богом. 
  
О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются.
 
 Ищущим спасения и не достигающим оного делами Господь премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями.
(Прп. Макарий Оптинский)"





  "Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений. 
  Более всего мы должны стараться очистить себя от тайных страстей. Мы должны знать, что враг наш диавол различными хитростями старается прельстить нас и посредством добрых дел повергнуть в бездну пороков. 

(Прп. Арсений Великий)"





"Решимость есть исходная точка нашего спасения. Много бывает вреда, если предаешься нерадению, хотя бы по видимости ты был испытан в самом таинстве благодати.
(Прп. Макарий Великий)"





  "Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона — это псалмопение, ибо оно является и молитвою ко Христу, и презрением к диаволу.
  Любовь – это значит выслушать с состраданием чужую боль. Любовь – это значит сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжёлую минуту. Любовь – это значит разделить его горе, упокоить в трудностях. Любовь – это значит принять от него грубое слово. Всё это полезнее многих слов и показных выражений.
  Человек должен постоянно творить молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Молитва должна быть простой... Мы произносим молитву, и согревается наша душа.
  Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему.
  Искренен и прям не тот, кто " режет правду в глаза", но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. 
  После смерти покаяние невозможно. Миллиарды людей сейчас находятся в аду и молят только об одном — чтобы Господь дал им всего 5 минут земной жизни, чтобы раскаяться в грехах, но это для них уже невозможно.
  Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или… или… Он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога.
  Если мы ничем не можем помочь ближнему, и у нас болит от этого сердце, значит, мы даем человеку милостыню высшего порядка: мы даем милостыню кровью своего сердца.
  Разнообразие блюд растягивает желудок и разжигает аппетит. Удовольствие от умеренной пищи больше, чем то удовольствие, которое дают самые вкусные кушанья.
  Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы, не ведая праведного суда Божия, судим «по наружности», внешне, и потому осуждаем и несправедливо обвиняем других.
  Если мы боремся со страстями, но не можем их победить – значит у нас есть гордость, или мы кого-то осуждаем.
(Прп. Паисий Святогорец)"





"Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч.
(Блж. Августин)"





"Один из признаков любви — «не раздражаться». Тёмная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь.
(Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский)"





"Рассудительность есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела. Отжени (отбрось/избавься/отсеки - от авт.) от себя гордость: ближнего твоего и всех человек признавай лучшими тебя.
(Прп. Антоний Великий)





  "Если бы человек хоть чуть догадывался о том, что будет с ним после смерти, он согласился бы день и ночь, много лет, предаваться молитве, стоя по горло в червях, чтобы только избегнуть назначенного наказания.
  Рай и ад начинаются на земле.
  Гордость истребляется и смирение приобретается молчанием. Бог сказал Исайи: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливаго и трепещущаго словес Моих. Проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются.
  Благодать, даруемая нам Приобщением (Причастием), так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся.
(Прп. Серафим Саровский)"






"Если не будешь услышан – благодари и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое – и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы.
(Прп. Иосиф Волоцкий)"





  "Храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь». Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет её и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа.
  Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.
  Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь.
(Прп. Силуан Афонский)"





  "Некоторый брат спросил старца: «Как обрести мне Бога? Постом ли, или трудами, или бдениями, или милосердием?» Старец отвечал: «Исчисленными тобою добродетелями и рассуждением. Истинно говорю тебе: многие удручили подвигами плоть свою, но, сделав это без рассуждения, отошли из здешней жизни без всякого плода, без всякого приобретения. Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас — смирения».
  Авва Пётр посетил авву Исаию в болезни и нашел его весьма страждущим. Но авва Исаия, видя печаль аввы Петра о нем, сказал: «Разве это страдание, когда есть надежда упокоения! Страшно, если я буду отвержен от лица Божия, и никто уже не явится мне на помощь, и надежды на упокоение не будет».
(Отечник)"





"Бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему — суть три главные добродетели.
(Прп. Пимен Великий)"






  "Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтобы в бедствиях своих не обвинять ближнего. Прощение обид — знак истинной любви. Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нём.
  В духовной жизни без покаяния мы не можем сделать ничего достойного, но Господь много милует Нас за намерение наше. Понуждающий себя жить по заповедям и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и согрешит, спасется за то, что понуждал себя, ибо это Господь обещал в Евангелии.
  Когда возьмет уныние, во время ли молитв или от многообразных стужений врага, приводи на память исход и лютые мучения. Лучше, впрочем, прилепляться к Богу молитвою и упованием, чем воспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное.

(Прп. Марк Подвижник)"





"Всякая добрая и боголюбивая душа, по освобождении от тела, уходит отсюда и приобретает способность чувствовать и созерцать ожидающее её Благо. И после очищения или освобождения от того, что её омрачало, наслаждается чудным блаженством, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избежала здешней жизни, как тяжкого заключения, и сбросила лежавшие на ней оковы, которыми были придавлены крылья ума. Тогда она в видении как бы уже пожинает уготованное ей блаженство. 
  Надобно прежде всего самому очиститься, потом уже других очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать.
(Свт. Григорий Богослов)"






"Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все ее скрытые до этого богатства. 
(Св. царств. страстотерпица Александра Фёдоровна Романова)"






"Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, скажи: "Стерплю это для Иисуса Христа!", и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нём все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твоё малодушие. Молитесь, да дарует вам Бог всё ясно видеть и разуметь, чтобы вы верно могли различать: что — добро и что — зло. 
(Прп. Антоний Оптинский)"





  "Когда душа и без нашего старания бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим. Ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губку боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни этот плач как зеницу ока, пока мало-помалу он не отойдет от тебя. Ибо великая сила его далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего усилия и пожелания.
  Если ты находишься в созерцательной молитве и услышишь, что твой сосед по келье просит чашу воды, оставь твою молитву и дай ему воду, потому что молитва – твое частное дело, а эта чаша воды – дело божественное.
  Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы, т.к. молитва есть добродетель частная, а любовь обьемлет все добродетели.
  Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.
  Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия. Не завидуй же благополучию, и не унывай в бедствии.
(Свт. Филарет Московский)"






"Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.
(Прп. Нектарий Оптинский)"






  "Оставляя не только дурные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш.
  Кто осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости, присваивая себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу.
  Посредством поста утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"






"Начало трезвения ума — воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие.
(Прп. Исихий, пресвит. Иерусалимский)" 






"Каждое доброе дело, каждая усердная молитва оставляют глубокий и благодатный след в душе человека, освящают сердце его.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"






"Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла.
(Прп. Серафим Вырицкий)"











Для перехода на страницу с окончанием 19 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:


http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_19_otveta_na_vopros_116/2-1-0-381







                                                                    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !          

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (12 Мар 16)
Просмотров: 585

Поиск