"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 38 ответа на вопрос 116.


  "Радость жизни! Как отрадно встретить тебя в ком-нибудь! Это - небесная гостья на земле скорбной. И однако ж апостол предписал в роде заповеди: присно радуйтеся. Правда, заповедь эта обязательна только для тех, кои приняли залог радости в Духе Святом; но кто же из сынов и дщерей Церкви чужд благодати Духа Святого? Следовательно, у всех есть источник радости.
  Отчего же не все радуются? Верно, оттого, что не слушают другой заповеди апостола: Духа не угашайте. Погашен Дух - заключился и источник радости, и пошла туга тяготящая. Три бремени ложатся на такого человека и давят его: дума о том, что будет, скорбная память совести о том, что было, и забота о том, что есть, - и ходит человек, повесив голову. Что ж тут делать? Покайся, восприими труд доброделания, возверзи печаль на Господа - и опять приподнимешь голову и повеселее взглянешь на жизнь. Тогда возвратится к тебе и источник радости - благодать Божия.
  Отчего у всех нас тяжелые думы? Оттого, что мы всю опеку о себе берем на себя. А тут все рвется, нет ни в чем прочности благонадежной. Вот и гадает человек, как бы все укрепить да упрочить. Сколько тысяч лет гадает и все-таки ничего не выгадал! Сказать бы ему: "Материал твой непрочен, перемени", - но что может одно слово, когда тысячелетние опыты не вразумляют? Что ж, так все и будет? Да, так и будет, пока человек останется таким. Еще в раю показалось ему, что Бог не как следует устрояет быт человека и что он поумнее и получше все устроит. Первый неудачный опыт был очень вразумителен, но и первая лесть увлекательна. Она и влечет, несмотря на вразумление. Бог прописал в раю, как чему следует быть; человек на это сказал: "Нет, не так, а вот как!" Это "не так, а вот как" стало девизом мнительных дум человека. Дал Бог Откровение, чтоб указать, как на все смотреть; человек говорит: "Нет, не так, а вот как", - и строит свои мировоззрения. 
  Спаситель пришел и устроил спасение; слушает благовестие об этом человек и говорит: "Не так, а вот как", - и строит свои планы. Господь основал на земле Церковь, как столп облачный, в указание пути к непрестающему благобытию, и на это говорит человек: "Не так, а вот как", - и пролагает свои дорожки и тропинки. Таким образом, пока будет качествовать в человеке эта жажда поправлять Божий распоряжения, до тех пор все он будет думать тяжкие думы, и все-таки ничего не придумает. Это кончится лишь тогда, когда, утомившись, человек сложит все свои думы у подножия промыслительного престола Божия и воззовет: Ими же веси судьбами, спаси! Но это только для человека в частности; общность же человечества все будет толочься по-старому, - и вот где разгадка всем известного выражения: суета суетствий, всяческая суета!. 
(Свт. Феофан затворник)"




"Ропот, уныние, тоска, зависть, осуждение, клевета, раздражительность, дерзость, заносчивость, — все это развивается у нас на почве неблагодарного сердца, равно как спокойствие духа, отрада, благожелательство, смирение, кротость, милосердие бывают у того, кто умеет благодарить Бога и людей.
(Еп. Арсений (Жадановский))"




"Хорошо было бы, если б человек избегал просить у Бога открыть ему волю Свою грубым чувственным образом, как, к сожалению, поступают некоторые, потому что из-за нашей гордости мы можем легко соблазниться и поверить той информации, которую нам даст сатана. 
(Мон. Иосиф, Ватопедский)"


Картинки по запросу фото иосифа ватопедского


"Не огорчайтесь слишком, видя в себе и гордость, и тщеславие, и зависть, и раздражительность, и гнев, и прочее, и прочее... Все люди - существа падшие, однако осознать это разумом только - недостаточно. Надо осознавать сердцем и, заплакав об этом раз, продолжать всегда на молитве плакать перед Богом, раскрывая всю свою порчу, всю болезнь во всех видах и проявлениях. От этого обязательно рождается мягкое отношение к другим людям, хотя и долго могут быть еще вспышки гнева или иных страстей. Однако другого пути нет. Исаак Сирин говорит: иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная.
(Игум. Никон (Воробьёв))"





 

  "Когда посеется в тебе какой-либо лукавый помысл, или из числа таких, которые приходят издалека, или из числа таких, которые приходят по закону предприятия, и часто будет представляться уму твоему: тогда знай наверно, что он тайно уставляет сеть тебе. Но ты пробудись благовременно. Если же помысл принадлежит к десным и благим: то знай, что Бог хочет даровать тебе какой-либо образ (особенный способ) к получению живота вечного, и по сей-то причине такой помысл, вне обычая, движется в тебе непрестанно.
  Если же приходящий к тебе такой помысл — темен, и ты приходишь в сомнение о нем, не постигая ясно, свой ли он, или тать, заступник ли, или наветник, скрывающийся под личиною благого: то уготовься относительно его немедленно прилежною, денно-нощною молитвою, со многим бдением. Не отринь его, и не согласись с ним; но с теплотою и тщанием сотвори молитву о нем. Не умолкай, призывая Господа, и Он покажет тебе, откуда пришел этот помысл.
  Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу: это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость, и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути. Не во всякое время мы имеем силу воспрекословить всем помыслам, наветующим нас, и обуздывать их; напротив того часто приемлем от них язвы, неисцеляющиеся в течении продолжительного времени.
  Знай, что (желая препираться с помыслами), ты вступаешь в борьбу с теми, которых опытность исчисляется шестью тысячами лет. А это (т.е. с одной стороны твое покушение препираться с помыслами, а с другой их опытность) доставляет им возможность уготовиться и нанести тебе язву образом, превысшим твоих премудрости и разума. Если же ты и победишь их: то скверна помыслов оскверняет мысль твою и воня злосмрадия их долгое время пребывает в обонянии твоем. Употребив же первый способ, ты будешь свободен от всего этого и от страха: нет иной помощи кроме Бога. Понудь себя к непрестанному труду молитвы пред Богом, в сердце, носящем помысл чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов. 

(Прп. Исаак Сирин)"
 


"Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "Старец Порфирий Кавсокаливит спросил меня: «Ну, расскажи мне, дитя мое, что говорит Геронда Эмилиан о числе 666 и об антихристе?» Я ответил: «Геронда, он сказал нам на одной из последних общих бесед, чтобы мы не волновались. Чтобы мы заботились о том, чтобы иметь живую связь со Христом. 
  Что же касается вопроса об антихристе, то не следует уделять ему слишком много внимания, потому что в противном случае он, а не Христос, займет центральное место в нашей жизни». Как только я это сказал, Старец хлопнул руками по кровати, на которой сидел, и воскликнул: «Что ты говоришь, что ты говоришь, дитя мое! Славе Тебе, Боже, что я нашел хоть одного духовника, который согласен со мной.
  Ты знаешь, дитя мое, что эти духовники наделали здесь, в миру? Они этим числом 666 взбудоражили людей, создали целый клубок проблем — в семьях, в сознании людей. Люди потеряли сон. Чтобы уснуть, они принимают психотропные препараты и снотворное.
  Ну что это такое? Христос, дитя мое, не хочет, чтобы все было так. Сказать тебе кое‑что еще?» Я ответил: «Скажите, Геронда». Он сказал: «Для нас, христиан, для нас, если мы живем Христом, не существует антихриста. Вот скажи мне, ты смог бы сесть сюда, на кровать, в которой я сижу?» — «Нет, Геронда.» — «Почему?» — «Потому что тогда мне придется сесть прямо на Вас, и я Вас раздавлю».
  Тогда отец Порфирий спросил: «А когда же ты сможешь сюда сесть?» — «Когда Вы встанете, тогда я смогу сесть», — ответил я. «С душой, дитя мое, — продолжил Старец, — происходит то же самое. Когда мы имеем в себе Христа, может ли прийти антихрист? Может ли войти какая‑либо противоположная сущность в нашу душу?
  Сейчас мы, дитя мое, не имеем в себе Христа, поэтому и беспокоимся об антихристе. Когда мы вмещаем внутрь себя Христа, тогда все становится Раем. Христос — это все, так всегда и говори людям, дитя мое, и мы не боимся Его врага. И смотри, вот что я тебе еще скажу.
  Если бы сейчас пришел сам антихрист с лазерным прибором и насильно поставил на мне печать 666, я бы не расстраивался. Ты мне скажешь: «Геронда, но разве это не знак антихриста?«Да если бы он написал на мне лазерными лучами и тысячу раз 666, написал нестираемо, я бы не расстраивался. Почему?
  Потому что, дитя мое, первых мучеников бросали к диким зверям, но они осеняли себя крестным знамением, и те становились агнцами; их бросали в морскую пучину — они осеняли себя крестным знамением, и море становилось твердью, и они ходили по нему как по суше; их бросали в огонь — они осеняли себя крестным знамением, и огонь становился прохладой.
  Благословенное мое чадо, что мы такое сейчас? Верим ли мы во Христа? Где наше крестное знамение? Зачем же пришел Христос? Не для того ли, чтобы укрепить нашу немощь? Так скажи, дитя мое, и Старцу. И ты сам говори людям, чтобы они не боялись антихриста. Мы — чада Христовы, мы — чада Церкви». Эти слова произвели на меня очень сильное впечатление.
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)"





 

"Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 

 

"За все недолжное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч.) немедленно мысленно от всего сердца вздохните к Господу и попросите прощения – и довольно. Не копайтесь больше, не разбирайте. Господь – наш Судия. Наше дело просить за все прощения, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмерно, – запрещено.
(Игум. Никон (Воробьев))"

 



"Убегай, как от огня, от худых помыслов.
(Прп. Иосиф Исихаст)"





 

"Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление.
(Прп. Паисий Святогорец)"
 



"Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. 
Первые погибают, вторые спасаются. Берегите сознание своей греховности. Это – самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» 
Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






"В деле спасения не нужно преодолевать никаких расстояний, внешних препятствий, не нужно бороться с людьми. Нужно бороться всего лишь с одним человеком, который стоит у нас на пути,- с самим собой. Если мы идем к Богу и нам кажется, что мы на чем-то споткнулись и во что-то уперлись, то это значит, что мы уперлись в самих себя. Происходит некое раздвоение, разрыв между тем, что в Священном Писании называется ветхим и новым человеком. При этом наша воля склоняется то на сторону ветхого человека, то на сторону нового. И тот, к которому она склоняется, становится сильнее. Поэтому в этой борьбе то один берет верх, то второй, то один воскресает, а второй угасает, то наоборот. Кого мы в итоге поддержим — тот и победит. 
(Игум. Нектарий (Морозов))"






"Господь любит вас и взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все негожее. Как прачка трет, мнет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит вас, чтобы убелить вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое. 
(Свт. Феофан Затворник)"






"Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою. 
(Прп. Макарий Великий)"






"Непрестанное понуждение себя к молитве Иисусовой - лучшее доказательство, что человек хочет быть с Богом, хочет исполнить Его заповедь. 
(Игум. Никон (Воробьёв))"






"Всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 
(Св. ап. Павел)"






"На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.
(Прп. Никон Оптинский)"






"Всё, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарение.
(Авва Исаия)"






"Уважай образ Божий в каждом человеке. 
(Свт. Тихон Задонский)"






"Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки, и просит Бога простить их. 
(Игум.  Никон (Воробьев))"






"Кто совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело,  тому дарует Бог великий дар - зрение греха своего.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Все желающие познать волю Господню должны прежде умертвить в себе собственную волю. Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. В молитве, прежде всего, должно быть благодарение, потом исповедание, душевное сокрушение в глубине чувства и потом уже прошение свое. Такой образ молитвы самый лучший, как открыто ангелам.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому Господу открывай тогда свое сердце.
(Прп. Серафим Саровский)"






"Три главные делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему. Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами.
(Прп. Пимен Великий)"







  "В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, - чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течении целого года. 
  Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем Отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во первых для того, чтобы желающий вступить в подвиг поста в течении сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во вторых для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос.
  Ибо отняв от восьми недель, субботы и воскресенья, получаем сорок дней; а пост святой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост святой Великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трех сот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трех сот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого дня). Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую, как я сказал, освятили нам святые Апостолы, для покаяния и очищения грехов всего года.
(Авва Дорофей)"





  "Пренебрегающие постом как средством к спасению - погружаются в чревоугождение и одолеваются грехом, будучи побораемы похотью блудною.
  Опора всего дома есть фундамент, и начало корабля- киль; а для решившегося поступать правильно основание и первая подпора есть познание истины: неложное учение веры в единого по естеству и истинного Бога. Ибо если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены, говорит Священное Писание.
  Если мы будем иметь в сердце страх Божий и в душе будем носить память о смерти, то хотя бы вооружились на нас все демоны - они не смогут причинить нам никакого вреда. Они окажутся овнами, без успеха бьющими стену, потому что душу нашу найдут несокрушимою, так как с нами будет Господь Бог наш.
  Истинная смерть не та, которая различает душу от тела, но та, которая удаляет душу от Бога.
  Желающие чужого лишаются своего и погибают.
  Истинному хранителю закона и неослабному любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ. Духовное и свыше ниспосылаемое утешение, орошая, подобно дождю, душу праведного, как бы тучную и плодородную землю, весьма радует её, потому что делает её способною производить неиссякающий и разнообразный плод благочестия пред Богом; а мир её венчает, доставляя постоянство благополучия.
  Надобно написать Божественную заповедь в уме и сердце; пользу этого ясно показывает божественный Давид, говоря о всяком праведнике: "Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (Пс.36:31)". Ибо, я думаю, очень ясно, что у кого Божественный закон пребывает в уме, тот, несомненно, будет и хорошо утверждённым, и в добродетели устойчивым.
(Свт. Кирилл Александрийский)"



Картинки по запросу икона святителя кирилла александрийского



  "Покаяние великое таинство, а мы превращаем его в то, что является для нас радостным переживанием, и ничего больше... 
  Недаром говорят святые отцы, что тогда только начинается покаяние, когда мы покаялись и приняли Святые Тайны, ибо тогда-то и легко следить за собой, испытывать свою совесть. Эта легкость, которую мы чувствуем, и есть освобождение от греха, от целых зарослей его в нас. Когда мы с помощью Божией сбросили всё это с души, когда благодать Божия коснулась нас, тогда-то и можно посмотреть, заглянуть в душу, ибо тогда на этой чистоте души заметна всякая мелочь греха. А обычно, пока человек не покаялся, он теряется в хаосе грехов. Как их различить? У каждого из нас есть свой грех — "близкий и дорогой" нам греховно. От него-то и надо прежде всего избавиться. А когда болезнь, которая губила организм человека, сломлена, тогда становится возможным почувствовать и другие грехи, за которыми не удавалось следить раньше.
  Святые отцы говорят, что путь христианина — это путь очищения, это путь стяжания в себе страха Божия, общения с Богом. Прежде всего я чувствую в себе страх, если я грешен, и по мере того как очищаюсь от греха, по мере того как приближаюсь к Богу и приобщаюсь к Нему — страх уменьшается, пропадает и, наконец, "совершенная любовь изгоняет страх".
(Свщмч. Сергий Мечёв)"






  "Слава благодати поста! Ему я обязан тем, что молюсь с сердечной преданностью и благоуспешностью и сладостью; ему обязан богатством святых и возвышенных мыслей; ему обязан удобному соединению сердца с Владыкою посредством живой веры.
  Странное дело: сытый человек делается лживым в мыслях, желаниях, словах, поступках! Буду же я ревновать о посте, да не уподоблюсь сатане.
  Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"







  "От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения, уничтожающие внимательную молитву.
  Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведённые произвольными согрешениями.
  Рассеянность скрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчётную пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью, лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы.
  Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных и помолись.
  Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел.
  Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва.
  Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы.
  Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным, т. к. образы (если их допустит ум в молитве) сделаются непроницаемой завесой - стеной между умом и Богом.
  Непарительность ума, доступная человеку, даруется Богом в своё время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву.
  Страсти - эти нравственные недуги человека (порочные помыслы - от авт.) являются основной причиной развлечения при молитве.
  Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются немногие.
  Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности - есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца.
(Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов))"




 


  "Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого..., должен потерпеть всякий искус каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести  их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти, ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос.
  Но если помысел, изнемогши и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днём и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдёт. А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения, но с радостью всё чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый через веру - Богом.
(Прп. Пётр Дамаскин)"  








  На этом мы решили закончить наш ответ на Ваш вопрос в силу, как нам кажется, достаточного количества размещённого соответствующего материала.
  Всего Вам самого наидобрейшего - покаяния и следующего из него спасения/Спасения.
  






                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (21 Фев 17)
Просмотров: 554

Поиск