Свт. Григорий Богослов рассказывал, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Литургию...
При этом усопший добавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему...
Священник исполнил эту просьбу и с этой поры нового явления уже не было...
Свт. Иоанн Дамаскин рассказывал о своём ученике, который скончался без покаяния...
Св т. Иоанн стал слёзно молить Господа узнать о посмертной участи юноши...
Тогда в видении ему был показан ученик, стоящий в пламени по шею...
После усердных молитв о его спасении, старцу было видение юноши, уже освободившегося из огненного плена...
Житие св. муч. Уара свидетельствует о том, что он умолил Бога о прощении грехов некрещёных(!) умерших родственников блж. Клеопатры - женщины, которая впоследствии позаботилась о сохранении и прославлении его мощей.
Естественно, что мы решительно/категорически отвергаем ложное/человеческое/бесовское/католическое изобретённое учение о т. н. "чистилище" - потому что его решительно/категорически же отвергают все православные св. отцы, жившие после католического предательства (раскола церкви) и потому что о нём нет никакого упоминания как в Священном Писании, так и у древних (подвизавшихся в первом тысячелетии по Рождестве Христовом) св. отцов...
Католицизм также учит (вопреки православию) тому, что душа человека, попавшая в бесконечную геенну, уже не имеет никаких возможностей/шансов обрести/стяжать покаяние посредством церковных/Церковных молитв и перебраться/переместиться в Царство Небесное...
Но...
Тем не менее...
Мы надеемся, что если мы и другая разумная тварь Божия не сможет/не смогла (или не захочет/не захотела) покаяться в отведённое ей Творцом время, то по "завершении времён" и мы, и всё остальное творение обретём всё-таки бесконечное блаженство на Страшном Судище Божием...

А вот что пишет коринфянам св. ап. Павел:
"2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов ... ?
(1 Кор. 6)"
О чём свидетельствуют эти строки?...
О том, что в Страшном Суде кроме нераскаявшихся человеков/грешников будут принимать участие и падшие ангелы - бесы (естественно - вместе со своим предводителем)...
Также и о том, что святость покаявшихся человеков ("святых") позволит также и им (кроме Бога) принять посредственное (опосредованное во Христе) участие в этом последнем Таинстве покаяния - в спасении всей разумной твари...
Бог ничего не делает ради формы/внешности/галочки/отметочки...
Бог всё делает ради конкретного результата - для достижения конкретной цели (содержания)...
Бог есть Любовь...
Цель и смысл всех Божиих действий - блаженство разумной твари...
И Страшный Суд также не является исключением...
Зачем осуждать грешников из геенны на бесконечные муки, если они и без этого там уже находятся (сами себя туда определив после окончания земной жизни своею нераскаянностью)?...
В этом нет никакого смысла даже с точки зрения земной/человеческой формалистики/логики...
Поэтому - если Страшный Суд будет (а Он несомненно будет) - значит, покаяние/Спасение грешников и демонов на Нём возможно (только в этом может быть Его смысл/цель/задача)...
В этом мы уверены...
Вопрос лишь в свободном желании "обвиняемой/судимой стороны" покаяться...
Ну а как же мы всё-таки оцениваем вероятность бесконечности геенны?...
Очень и очень высоко...
Но...
Здесь мы уже просто надеемся на то, что и грешники, и бесы захотят/согласятся всё же (с помощью/синергией "святых") Спастись - обрести бесконечное своё блаженство/обожение во Христе...
И тогда наступит эра Восьмого дня (бесконечная эпоха полноты Тела Христова - вселенской Церкви) - эра полной/всепоглощающей красоты/гармонии всего обновившегося мироздания/творения (непоколебимая эпоха Царства Божия/Небесного)...
Ибо геенна - это очень некрасиво/гнусно, а всемогущая Пресвятая Троица (Красота абсолютная) с нашей точки зрения, не может позволить бесконечно существовать "мерзости запустения"..."
Возгласы из Евхаристического Канона Божественной Литургии:
"Иерей: Пийте от нея (из Потира/"Чаши" "Великой Вечери" - от авт.) вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (за малое количество верных/кающихся грешников/истинных православных христиан - от авт.) и за многи (за большинство оставшихся для Страшного Суда неверных/нераскаявшихся грешников - от авт.) изливаемая во оставление грехов (ради их Бесконечного/вечного Спасения - от авт.).
Хор: Аминь (да есть и будет так - от авт.).
Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще (всё и все от Христа, Христом, через Христа, ко Христу - от авт.) о всех и за вся."
"И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!
(Митр. Сурожский Антоний)"

"При приближении Великого Дня, то есть Страшного Суда, будет так, будто мы никогда не видели скорбей. Но радость неизглаголанная, всеобщая всё поглотит. Конечно, тогда несколько потужат те, кои здесь бегали от скорбей, которые там венчают скорбевших, и всякая слеза, всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза. Но всё же радость всеобщая будет так велика, что мы только лишь глядя на ближних, будем утешаться и веселиться.
(Прп. Анатолий Оптинский)"
"Участь отшедших не считается решённою до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждёнными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна душе помощь! Станьте тогда в этой мысли и вы услышите вопль её к вам: "Помоги!" - вот на что вам надобно устремить всё своё внимание и всю свою любовь к ней.
Я думаю, что самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя другим хлопоты о теле, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и в новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу - ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее...
Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна (83, 239). Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех (82, 38).
(Свт. Феофан Затворник Вышенский)"

"Надобно непрестанно памятовать свою смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь.
(Прп. Варнава Гефсиманский)"

"Не для того милосердный Владыка сотворил разумные (существа), чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они (превратятся после сотворения), и которых Он (все-таки) сотворил (2-й том).
Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей.
Какая безмерная благость, по которой Он естество нас грешных снова возводит к возсозданию! У кого достанет сил прославить Его? Преступника и хулителя Своего возставляет, неразумную персть обновляет, делает ее разумною и словесною, ум разсеянный и безчувственный и чувства расточенные делает Он природою разумною и достойною Божественной мысли! Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? (1-й том, Слова подвижнические).
... замышлять зло и предпринимать месть свойственно страстям тварей, а не Создателю. Ибо это <свойственно людям>, которые не знают или не сознают то, что они делают или думают, когда что-либо случается с ними; ибо если какое-либо событие произойдет с ними неожиданно, воспламенением гнева возбуждаются они к отмщению. Такое отнюдь не <свойственно> Создателю, Который даже до того, как начертал картину тварного бытия, знал всё, что случилось прежде и что <случится> впоследствии в результате действий, а также и намерений разумных <существ>. (О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39,6)
Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней. Тем более устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта геенны, <который происходит> от небрежения. (О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 41,1)
В Нём (в Боге - от авт.) существует только сострадание и любовь, изливаемые на всё творение, [любовь], которая неизменна, непреходяща, вечна… Ни одна частица, принадлежащая кому-нибудь из разумных творений, не будет потеряна” (37).
Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения... Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой. И вот... геенское мучение есть раскаяние (59, 83—84).
Помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных (58, 414).
(Прп. Исаак Сирин)"

"Так, наконец, будет Бог всё во всём, когда все избавлены будут от грехопадений и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему.
(Блж. Феодорит Кирский)"

" Как ныне те, кому во время лечения делают порезы и прижигания, негодуют на врачей, мучимые болью от резания, но, если от этого выздоравливают и болезненное ощущение прижигания пройдет, то принесут благодарение совершившим над ними это врачевание, — таким точно образом, когда по истечении долгого времени изъято будет из естества зло, ныне к ним примешанное и сроднившееся с ними, поскольку совершится восстановление пребывающих ныне во зле в первоначальное состояние, единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении, и даже не имевших нужды в начале очищения. Это и подобное этому преподает великое таинство Божия вочеловечения.
Ибо тем самым, что приобщился человечеству, приняв на себя все свойственное естеству: рождение, воспитание, возрастание, и дошедши даже до смерти, совершил Он все сказанное прежде, и человека освободя от порока, и врачуя самого изобретателя порока. Ибо очищение болезни, хотя оно и трудно, есть врачевание недуга. (Большое огласительное слово. Глава 17)
...после длинных вековых периодов порок исчезнет и ничего не останется вне добра — напротив того, и преисподними единогласно исповедано будет господство Христово
(Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной.)"

"Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно.
(Лествица или Скрижали Духовные. Слово 26,82)"
Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2:11).
(Прп. Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали Духовные. Слово 1)"

"И это до тех пор, пока не благоугодно будет Тому, Кто связал их воедино, расторгнуть сию связь, ради высшего и более таинственного Домостроительства, в годину всеобщего и чаемого нами свершения [веков]. Тогда и мир, подобно человеку, умрет в своей явленности и снова во мгновение ока восстанет юным из одряхлевшего при чаемом [нами] воскресении. Тогда и человек, как часть с целым и как малое с великим, совоскреснет с миром, получив обратно силу непреходящего нетления. Тогда, по благолепию и славе, тело уподобится душе и чувственное — умопостигаемому, благодаря ясному и деятельному присутствию во всем и каждом соразмерно проявляющейся божественной силы, которая посредством самой себя будет блюсти нерасторжимые узы единства на веки вечные. (Мистагогия,7)
...потому что в конце времен вследствие пришествия Христова происходит, по добровольному изволению и выбору [каждого], изменение и переход людей от неверия к вере, от порочности к добродетели и от неведения к ведению рога; а также потому что затем при свершении веков благодаря Тому же Спасителю и Богу нашему, произойдет, посредством чаемого Воскресения, всеобщее и естественное в благодати обновление и изменение всего рода человеческого из смерти и тления в жизнь вечную и нетление.
(Прп. Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом)"

"Вопрос о вечных муках, несомненно, принадлежит к числу так называемых «проклятых» вопросов, тех вопросов, которые непреклонно стоят перед лицом человеческого сознания во все времена. Но близкий всем векам и всем народам вопрос этот как‑то особенно тесно связан с нашим русским религиозным сознанием. Дело в том, что, кажется, в самой глубине русской души заложена тоска о всеобщем счастье, всеобщей гармонии, о спасении всех, даже до единого. И эта напряженная извечная тоска сталкивается с традиционным представлением о вечных муках и отсюда рождается острый конфликт, часто разрушающий стройность мировоззрения. С памятниками такого внутреннего конфликта мы встречаемся и в древнерусской письменности, и в художественной литературе, и у наших философов, и у богословов...
...Уже эти немногочисленные ссылки доказывают тот факт, что в глубине русского сознания живет невозможность примирения с ходячим учением о вечных муках. Такая невозможность намечается и в литературе, и в древнерусской письменности, и в философии, и в богословии.
И этот факт чрезвычайно знаменателен и приковывает к себе наше внимание. Невольно возникает мысль: если наши правоверные предки не удовлетворялись традиционным учением о вечных муках, если это учение оказывается неприемлемым для самых искренних и глубоких деятелей православия, каковыми несомненно являются Достоевский, Федоров, свящ. Флоренский и Экземплярский, то спрашивается, действительно ли это учение православно в своей основе, вытекает ли оно из евангельского учения, является ли подлинно церковным и евангельским? Ведь мы знаем, что традиция и официальное богословие нередко выдают за православие то, что по духу своему является полной противоположностью ему. Поэтому невольно хочется с особенным вниманием остановиться на учении Евангелия о вечных муках.
Не вносит ли это допущение особой гармонии в понимание Евангельского учения, не рисует ли оно нам Бога, как любовь до конца? Грешники войдут в вечную муку, вопьют её всей полнотой своего существа, но будут мучиться не бесконечно. Настанет час и они выйдут из мучений, из сферы небытия. Таким образом, вечная мука существует, но её существование не исключает возможности всеобщего спасения. Ибо ад имеет значение очистительного, преходящего момента в развитии личности.
(Свщмч. Анатолий Жураковский. К вопросу о вечных муках // «Христианская мысль». № 7-9. 1916)"

"... может ли Бог любви, возвещенный Христом, бесконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико, что оно будет существовать всегда, даже тогда, когда “во всем” воцарится Господь? Впрочем, ведь наши нынешние понятия о времени едва ли применимы к вечности. Не обещает ли Слово Божие, что “времени уже не будет”?
Человеку пока не дано проникнуть в эту тайну. Но весь Новый Завет свидетельствует против той мысли, будто геенна — некая реальность, противоположная Царству. Она есть “смерть вторая”, небытие, уход в ничто. “Жизнь” в эсхатологическом смысле слова есть только “жизнь вечная”, Царство Божие.
Толкователи уже давно заметили, что притчу Христову о разделении на “овец и козлищ”, на добрых и злых, нельзя понимать буквально, ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Однако, чем больше в нем света, тем полнее сохранится его личность, после того как огонь Суда выжжет все нечистое
(Свщ. Александр Мень. Сын человеческий. - М.: Правда, 1991. - с. 72)"

"В двух словах я могу ответить так: уверенность в спасении всех не может быть уверенностью веры в том смысле, что в Священном Писании нет ясного, доказательного утверждения об этом, но это может быть уверенностью надежды, потому что, зная Бога - каким мы Его знаем, - мы имеем право на все надеяться. Это очень коротко, но достаточно точно выражает то, что я думаю....
Если вы возьмете таких людей, как Исаак Сирин, некоторые места из Ефрема, некоторые места из других отцов, вы увидите, что и они воспринимали вещи гораздо менее просто и примитивно, чем "козлища" и "овцы". Скажем, Исаак Сирин говорит: Единственный огонь ада - это Божественная любовь... Или - что значит "вечный огонь"?
Неужели вопрос о длении, в том, сколько это длится? Мы все знаем выражение "сгореть со стыда": в одно мгновение можно действительно сгореть от стыда, и ничего не прибавится от того, что ты будешь гореть часами. Мгновение, когда вдруг тебя сцапали и стыд тебя покрыл, имеет какую-то окончательность, вневременную окончательность, которая может быть названа как вечным огнем, так и мгновением....
Если говорить на эту тему еще минутку-другую, думаю, надо обратить внимание вот на что. Отцы Церкви применяют к сатане отрывок из Исаии: Я поставлю престол мой над небесами (Ис. 14,13). Цель сатаны - создать независимое от Бога, самостоятельное вечное царство. Вечный ад в этом смысле - победа для сатаны: параллельно с Богом он осуществит то, чего хотел, он будет нераздельный царь вечного, со-вечного ада. Это непонятно....
А теперь думайте сами на эту тему и - надейтесь; и если бы мы надеялись больше, то, когда нам перепадает страдание, скорбь, унижение и т.д., мы могли бы отзываться так, как древние христиане делали: Слава Богу! я получил над этим человеком, над этим людьми власть прощения.
(Митр. Сурожский Антоний. Человек перед Богом. М., 1995. С. 64)"

"Я нисколько не сомневаюсь, что в жестоком учении о вечных адских муках трансформированы садические инстинкты. Многие "ортодоксальные" христиане дорожат идеей вечных адских мук, она им нравится. И они уверены, что адские муки грозят не им, а их ближним, которых они и терроризируют.
Идея вечных адских мук имела огромное социологическое значение. При помощи этой идеи управляли человеческими массами, смиряли варварские и греховные инстинкты. Но воспользовались этой идеей в то время, когда христианская Европа в неё верила, очень плохо использовали в угоду инстинктов и интересов "первых", господствующих.
Мне часто приходило в голову, что если бы люди церкви, когда христианское человечество верило в ужас адских мук, грозили отлучением, лишением причастия, гибелью и вечными муками тем, которые одержимы волей к могуществу и господству, к богатству и эксплуатации ближних, то история сложилась бы совершенно иначе.
Вместо этого грозили адскими муками главным образом за ереси, за уклонения от доктрины, за непослушание церковной иерархии и за второстепенные грехи, признанные смертными, иногда за мелочи, лишённые значения. Это имело роковые последствия в истории христианского мира.
Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садистская, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает ценности духовную и моральную жизнь человека. Она превращает жизнь в судебный процесс, грозящий пожизненной каторгой. Эта идея обнаруживает самое мрачное подсознательное в человеке.
Ад существует как человеческий опыт, как человеческий путь. Но безобразна всякая онтология ада. В моем отношении к христианству я делил людей на сторонников и противников ада. Этим определялась моя оценка христиан. Я убеждён, что сторонниками ада являются люди, которые его хотят - для других, конечно.
Христиане (неистинные/мнимые - от авт.) часто бывали утонченными садистами. Но сейчас их запугивания мало действуют, сильнее действуют запугивания земным адом. В основании моего отвращения к учению о вечных адских муках лежит, вероятно, моё первичное чувство жалости и сострадания, невозможности радости и блаженства, когда существует непомерное страдание и мука.
Спасение возможно лишь вместе со всеми другими людьми. Вот когда особенно уместно вспомнить о соборности. И никогда я не мог допустить, что у Бога меньше сострадания и жалости, чем у меня - существа несовершенного и грешного.
В сущности, я всегда восставал против всякого суда над людьми, я не любил никакого суда, никакой декламации о справедливом возмездии и сочувствовал больше судимым, а не судящим. Это связано с тем, что я - человек беззаконный и что моя жизнь была беззаконной жизнью. Я таков по инстинкту, а не вследствие каких-либо достижений. Я не выношу жестокости, но в борьбе за свободу я мог доходить до жестокости, рвал с друзьями. Я мог желать ада сторонникам и уготовителям ада.
Есть и ещё худшее. Меня более всего мучит, что у меня бывало жестокое забвение, выпадение людей из памяти. Когда память возвращалась - наступало угрызение. Соборность мне более всего близка в чувстве общей вины, ответственности всех за всех.
(Бердяев Н. А. Самопознание, стр.25-26.)"

"Не окажется никакого противоречия, если Отец тем же Словом, Которым создал тварь, соделал и ее спасение (1, 192).
Спаситель> как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо (1, 223).
Само Оно <Слово> ни в чем не понесло ущерба, потому что бесстрастно, нетленно, есть неточное Слово и Бог; страждущих же человеков, ради которых и претерпело это, соблюло и спасло Своим бесстрастием (1, 260).
По божественном явлении Божия Слова не имеет уже силы идольская тьма, но все части вселенной озаряются повсюду Его учением (1, 261).
Теперь суд приняло на Себя Слово и, за всех пострадав плотию, всем даровало спасение.
(Свт. Афанасий Великий, 2, 256)"

"Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (36, 102).
...явление Твое возвеселило сетовавших во аде. Удалилась и исчезла теперь ночь, и твари воссиял свет Его. Сошел Он с высоты, избавил нас, и паки восшел, и вот седит одесную Отца. Все же, ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его, вожделевают сретить Его во Второе Пришествие. Сошел Он во ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвецов во аде. Вкушенный Адамом плод умертвил его; но снисшел Горний Плод и спас его. Воскрешавший мертвых отверз гробы и в этом показал нам образ оного великого дня...
(Прп. Ефрем Сирин, 33, 294—295)

"Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, — не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне.
(Прп. Макарий Великий, 67, 442)"

"Не восхитил <Иисус Христос> Себе Божество и Царство, но прежде веков имел сие нерожденно, и не предполагая, что может лишиться сего, но, как Владыка и пренебесных и земных, и преисподних, и горнего не оставил, и к нам пришел, снисшедши даже и до ада, чтобы, повсюду быв, везде спасать всех, на земле обновляя и тех, которые живут, и тех, которые будут жить, а под землею освобождая от владычества смерти обладаемых ею (60, 94).
Добропобедный Царь небес, для спасения людей совершивший Свое пришествие на землю, как некоего варвара покорив себе все грешное, после победы умилосердился над тем, как над Своею собственностью (61, 321—322).
(Прп. Исидор Пелусиот)"

"Когда долгими и кружными путями грех, который теперь смешался и стал частью нашей природы, будет из неё окончательно изгнан, и когда всё, что ныне погружено во зло, восстановится в своём первозданном облике, тогда всё творение соединится в песни благодарения… Всё это содержится в великой тайне Божьего Воплощения [21].
(Свт. Григорий Нисский)"

VI Вселенский Собор включил имя святителя Григория Нисского в число “святых и блаженных отцов”, а VII Вселенский Собор даже назвал его “отцом отцов”...
Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осуждена ересь оригенизм, то весьма показательно, что хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении и было хорошо известно отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом...
Конечно же, отцы/участники Соборов ясно осознавали, что существует как еретическая составляющая всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис), так и его православное понимание/версия/содержание, основанное на послании св. ап. Павла (1 Кор. 15: 24–28)...
Свт. Григорий Нисский выражал надежду даже на конечное спасение дьявола, но всё равно не был осуждён...
Поэтому в Православии учение об “апокатастасисе” (в своём сдержанном/гипотетическом варианте) занимает законное/легальное, исторически обоснованное место...
Причём свт. Григорий Нисский, кроме своей надежды на всеобщее спасение, нисколько не отступал (и это абсолютно правильно) от педагогического/справедливого устрашения своей паствы Страшным Судом...
Как видим, здесь нет никакого противоречия, т. к. любовь и надежда - суть сёстры, где младшая в конце времён прекратится/престанет (вместе с верой) и останется только старшая (любовь будет вечно "пребывать" - по словам св. ап. Павла)...
"Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной своей совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него заключится конец Суда (19, 198).
Суд подобным нам грешникам подал совет: страшное решение Суда предварить покаянием (19, 201).
Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, сообразно с нашим произволением уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (19, 427).
Как точные зеркала показывают изображения лиц такими, каковы лица в действительности: у веселых веселыми, а у угрюмых посупленными; и никто не обвинит свойства зеркала, если угрюмым окажется изображение лица, поникшего от унылости; так и правдивый Божий Суд уподобляется нашим расположениям; и каково то, что в нашей воле, таковым же соделает и свое воздаяние (19, 427).
(Свт. Григорий Нисский)"

Не об этой ли самой надежде писал один из самых наших любимых святых:
"Которые отходят из сей жизни без сих двух — без очищения сердца и узрения Бога (а многие ли даже из истинно православных людей имели их? - от авт.), для тех сомнительно конечное решение (их Спасение - от авт.), имеющее быть произнесено над ними; сомнительное же неверно и ненадёжно.
Кто не удостоверяется в сем в сердце своём благодатию Святаго Духа (! - от авт.), тот, мне кажется, ничем другим не стяжет уже никогда непостыдной и неколеблющейся надежды. А кто не имеет такой надежды, тот чем другим может быть восхищен вместе со святыми на воздух в сретение Господа? И чем другим возжжёт он тогда светильник свой, погасший ещё здесь, скажи мне?
(Прп. Симеон Новый Богослов, 78, 277—278)."

За что же хают нас (надеющихся на всеобщее спасение) нынешние "праведники" от православия ("священники", "левиты", "старшие братья", утренние/дневные "работники" и пр. современные "фарисеи" и "книжники")?...
Не за то ли, что мы (в отличие от них) считаем и себя самих, и всех неправославных - хотя и истинно "грешниками", "мытарями", "потерянными драхмами", "пропавшими овцами", блудными "младшими сынами", "наёмниками", "работниками одиннадцатого часа", "самарянами некими", достойными геенны (в отличие от них - считающих лишь себя одних достойными рая/Царства Божия/Небесного), но, всё-таки, надеющимися на Бога/Любовь/Премудрость - на Его непостижимый для человека промысел/замысел/милость?...
Ведь там где любовь - там обязательно: как желание счастья/блаженства для всех (и для себя, и для "ближнего"), так и надежда на них...
А если нет любви - то что есть?...
Вопрос риторический...
Гонения на надеющихся были всегда в истории человечества...
Многие свидетельства этому содержатся и в Священном писании...
Как нередко называют св. ап. Павла - самого нашего любимого апостола?...
Апостолом любви его называют...
За что же его хотели убить фарисеи и иже с ними?...
Конечно же - за надежду...
"1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелённая! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
(Деяния 23 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
"17 После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.
18 При сем нашли меня очистившегося в храме не с народом и не с шумом.
19 Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня.
20 Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом,
21 разве только то́ одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мёртвых я ныне судим вами.
(Деяния 24:17-21 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
"29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Луки 10:29-37 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «что́ вы стоите здесь целый день праздно?»
7 Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу́чите».
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной»
13 Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Матфея 20:1-16 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
"1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: "Он принимает грешников и ест с ними".
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её?
5 А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу».
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт,
9 а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму».
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
11 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево своё рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».
20 Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё - твоё,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся».
(Луки 15 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
Итак, мы, конечно же, неизмеримо далеки от святости апостолов, но явно прослеживается некая историческая закономерность гонений за надежду...
Апостолов гнали (даже до смерти) за проповедь надежды ("чаяния") Воскресения всех мёртвых, а нас гонят даже не за пропаганду - просто за надежду на Спасение всех мёртвых...
Могут ли гонители отобрать у нас эту надежду?...
Слава Богу - это не в их власти...
"1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Римлянам 5:1-5 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
И ещё нечто:
"33 О, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его,
34 ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.
(Римлянам 11:33-36 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
"10 Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них.
(Осия 14:10 © Библия Онлайн, 2003-2024.)"
P.S.
И напоследок - информация к Вашему размышлению: никто из св. отцов не отрицает, но - все св. отцы решительно даже и утверждают (в полном соответствии с Библией - посмотрите хотя бы книгу Иова или любую книгу Нового Завета), что бесы и сатана (виновники/начальники греха/зла!) замечательно/прекрасно себя чувствуют/жируют в духовном мире как земного пространства, так и в воздухе (т. е. вне геенны!)...
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же материалы из раздела "Сокровищница духовной мудрости/Антология святоотеческой мысли" великолепнейшего сайта (онлайн-библиотеки) Святоотеческое наследие...
Ссылки прилагаются:
http://www.alexey-osipov.ru/
https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/ucheb
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt449.html
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |