"31 "Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Эта притча Христа толкуется разными св. отцами по-разному (хотя и единомысленно)...
Напр., "царь" - образ каждого оглашенного человека или же и каждого христианина...
"Идущий на него" - зло, реально присутствующее в каждом человеке (в том числе и в каждом христианине)...
"Идя" - живя по заповедям Христовым...
"Прежде" - предварение, начало чего-либо (в данном случае - предварение перед жизнью по заповедям Христовым у оглашенного или предварение перед исполнением любой заповеди Иисусовой у христианина)...
"Сядет" - покаяние, предваряющее воцерковление (жизнь по заповедям Христовым) оглашенного или исполнение любой заповеди Иисусовой у христианина...
"Посоветуется" - желание увидеть/видеть/чувствовать в себе существующее/реальное/имеющееся зло, с которого и начинается покаяние (а значит, и оглашение, и воцерковление, и исполнение любой заповеди Христовой)...
"Десять тысяч" - образ реально малого добра, присутствующего в падшем человеческом существе/естестве...
"Двадцать тысяч" - образ реально большого зла, присутствующего в каждом человеке вообще и в христианине, в частности...
Противостояние идущих двадцати тысяч и имеющихся десяти тысяч - результат покаяния человека и его желания видеть в себе своё зло, с которого это покаяние и начинается (образ реального познания самого себя кающимся смиряющимся человеком)...
Один из важнейших смыслов этой притчи заключается в благоразумном первенстве и чрезвычайной необходимости не только заповеди о покаянии, но и желания видеть в себе зло, без которого вовсе невозможно никакое изменение человека к лучшему...
Желание видеть в себе зло является неотъемлемой, первой, начальной, важнейшей составной частью покаяния, которое, в свою очередь, является неотъемлемой, первой, начальной, важнейшей и непрестанной составной частью любой заповеди Христовой...
И в свою очередь - чтобы хотеть видеть в себе зло, необходимо прежде же увидеть, что это самое желание отсутствует...
Т. е. если говорить уж совсем точно, то необходимо признать, что покаяние начинается не с желания увидеть в себе своё зло, а с видения(!), что это желание отсутствует...
А вот это видение (как и видение/понимание того, что реально является добром и злом, а не по человеческой/бесовской/мнимой морали) подаётся каждому человеку без всякой его просьбы благодатью Божией, которую некоторые св. отцы называли предваряющею (которую вполне можно назвать тем самым талантом/миной из соответствующей притчи Христовой)...
В древние времена войны между царствами были обычным делом…
Какой-нибудь царь собирал войско, шёл на соседнее (менее сильное) царство, завоевывал его и присоединял к своему…
Некоторые благоразумные цари небольших, слабых царств заранее предлагали мир, капитулируя в обмен на свою жизнь…
Каковы основные отличия царя?...
Власть…
Слава…
Богатство…
Капитулирующий отказывался от власти, славы и богатства в обмен на свою жизнь…
Так же и христианин ради своей бесконечной жизни должен отказаться от пороков и от их проявлений/действий - от страстей и от грехов…
Христианин должен по возможности отказаться (воздерживаться) от употребления всех предметов, приносящих ему удовольствие, если их употребление не является для него жизненно необходимым (т. е. от роскоши)…
А если употребляемые христианином предметы являются жизненно необходимыми, то он должен употреблять только такое их количество, которое является жизненно необходимым/полезным для него, т. е. воздерживаться от излишнего (т. е. опять - от роскоши)...
"Идущий царь" - суть любовь человека к удовольствию (сластолюбие)...
Христианин должен разлюбить удовольствие ("идущего на него"), он должен не обращать на него своего внимания, а не то сластолюбие "придёт и завоюет его": лишит его не только земных/тленных власти, славы и богатства, но и самой жизни – жизни истинной, блаженной и бесконечной, реально(!) богоподобной жизни с Богом во Христе…
Постараемся же и мы, по мере наших сил, не обращать своего внимания ни на само удовольствие, ни на предметы, приносящие нам его - не стремиться к ним...
Постараемся непрестанно (через непрестанное же покаяние) устремляться всем своим вниманием ко Господу нашему Иисусу Христу…
Чтобы Он радовался…
Чтобы и мы бесконечно радовались вместе с Ним…
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и толкования св. отцов на 14-ю главу Евангелия от Луки с сайта Экзегет.Ру...
|