"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

016. Вопрос : "Как поступать правильно в непонятных ситуациях?
Иногда же ситуация вроде и понятна, и ясно, что надо делать. Но спустя некоторое время, начинают мучить сомнения в правильности совершенного поступка. Как избавиться от сомнений?"




 

  
  Записки православного монаха:
  Неправильно совершает дела тот, кто совершает их вместо молитвы. Правильно совершает их тот, кто совершает их вместе с молитвой.
  Как-то был дома у одного священника. Был там в гостях совершенно мирской человек. И завел он беседу о своих любимых собаках – ярд-терьерах, которые за лисами в норы залезают. Потом - про своего любимца крокодила-каймана, который живет у него в террариуме и прочее. Хозяин в перерыве, схватившись за голову, просил меня: «Помогите, я сейчас с ума сойду! Какие лисы, какие собаки? Нужно духовные темы завести скорее!». Батюшка был расстроен и считал свое время потерянным и убитым.
  Но ведь невозможно с первоклассником говорить о тригонометрии - он только глупо будет хлопать глазами. Так и людям таким нужно понятие о Боге вводить в душу осторожно и тактично, чтобы вообще не оттолкнуть его от Бога. Ведь такие люди представляют Бога вообще не таким, каков Он есть. Для них это мифы какие-то или в лучшем случае ритуал, и все!
  В свою очередь я не считал свое время потерянным. Я общался с душой того человека и был совершенно покоен. Его собака в моем уме тут же превращалась в подвижнические труды, которые как лис вытаскивают страсти из их нор, то есть из чувств наших. А крокодила я увидел как силу раздражительную, которая рвет на части все прилоги сладострастия, всеваемые врагом. И я даже кое-что уразумел для себя.
  Иногда самые простые ситуации могут многому научить, если задуматься. Как у меня сегодня печь не хочет гореть, хоть убей – забилась сажей. Я понимаю, что нужно чистить трубу. Но на улице еще ночь, мороз, скат на крыше скользкий и т.д. И вот я начинаю сам себя обманывать, тянуть время. Кладу больше бересты, больше растопки – не горит. Я прямо таки вижу, как печь улыбается, наблюдает за мной дураком, причем и она и я понимаем, что вариант только один – прочистить трубу. Сдался благоразумию, одел валенки, залез, прочистил трубу. И все сразу – огонь, тепло и даже кофе горячий за терпение. Вот точно так же и с остальными проблемами в нашей жизни, и с духовными в первую очередь. Мы все откладываем очищение от страстей души и тела. Все какие-то щепки, суета, пустые дела не о том. А нужно почистить трубу, как хотите понимайте. Кому совесть исповедью, кому сажу лени пробить, кому разум от пустых мыслей, но главное – начать именно нужное нам в жизни. И сразу в душе тепло, пламень ревности, ну и если хотите как кофе за терпение – благую надежду на спасение.
  В каждом конкретном случае всегда есть выбор - поступить по Богу или в угоду людям. Когда научимся правильно мыслить, чувствовать, поступать, тогда и Бог будет действовать в нас и через нас. И жить людям вокруг нас станет легче. Посему оставим философию и пустословие и начнём действовать (учиться/упражняться - от авт.) каждый на своем месте.


 

"Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать - доверься Промыслу Божиему и не думай больше об этом. 
(Прп. Гавриил (Ургебадзе))"

 

 


"Вот мы теперь живем суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия, у нас нет разумения понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни. А все это потому, что мы забываем о единственной цели земного бытия, о том, что оно - только путь в вечность. Мы забываем и часто становимся дерзкими богоборцами, противниками Божиих определений о нас, не принимая непреложной истины, что единственно крестным подвигом жизни человека начертывается его путь во спасение - в блаженную вечность. Только узкие и тесные врата ведут в Царство Небесное.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 
 

 
"Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный.
(Иером. Серафим (Роуз))"

 
 
 

 
  "В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и, вообще, в ходе жизни».
  И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущённая молитва, лучше не делать». "
Есть люди, которые, когда приходит недоумение, не спрашивают у Господа; а надо прямо говорить: "Господи, я человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как нужно поступить". И милостивый Господь тогда внушает, что надо делать и чего не делать."
 
 
 


"Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно.
(Свт. Афанасий Великий)"

 
 
 


"Во всех жизненных ситуациях наиболее реальную помощь нам оказывает молитва. Мы не даем Богу нами управлять. А то, что совершается без веры в Бога, к Богу отношения не имеет. Поэтому то, что мы делаем, не имеет благословения, а значит не будет и доброго результата.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 

 
"Сомневаться в суждениях, и долго не решаться на избрание чего-либо из двух, есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души.
(Прп. Иоанн Лествичник
)"


 
 


"Заметьте, батюшка, только ради Христа делаемое доброе дело приносит плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но награды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати тоже не дает.
(Прп. Серафим Саровский)"


 
 

"Средство получить успех в каком-либо добром деле. Когда молишься дома на вечерней или утренней молитве, или в церкви за службой. Имей на сердце заботу о совершении этого дела и сердечное желание исполнить его во славу Божию. Господь и пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

 
"Что сделаем без молитвы и упования на Бога - то оказывается впоследствии вредным и несовершенным. Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией… Кто без молитвы делает что-нибудь, или о чем-либо заботится, тот не получает успеха в окончании своего дела. Об этом Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Бог ценит дела по намерениям их. Ибо сказано: "Даст тебе Господь по сердцу твоему". Поэтому кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот считается перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых. Тот, кто в чём-то возложил упование на Бога, уже не ссорится об этом с ближним. Ничего не обдумывай и не делай без духовной цели с которой это совершается для Бога; ибо бесцельно путешествующий напрасно будет трудиться.
(Прп. Марк Подвижник)"






"Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости. Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни. Предайтесь Воле Божьей. 
(Прп. Никон Оптинский)"







"Ни одно дело не может увенчаться успехом, если ему не сопутствуют благодать и мир души. Любой конфликт с ближними возникает тогда, когда мы забываем хранить мир души и попираем его ради своих эгоистических принципов, но если мир души постоянно ставить на первое место, раздоры утихают сами собой.
(Мон. Симеон, Афон)"







"Какое дело ни начинаешь, рассуждай, согласно ли оно совести и закону Божию и истинно ли тебе полезно. Если с законом Божиим сходно, начинай и делай; если ему противно, отвратись от него, чтобы не впасть в сети врага, который всегда ищет, как уловить человека.
(Свт. Тихон Задонский)"






"Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, - делаем ли мы это ради Него, или ради какой-либо иной причины.
(Прп. Максим Исповедник)"






"Если нечисто намерение, предшествующее действию, то и само действие будет дурно, хотя бы и казалось хорошим.
(Свт. Григорий Двоеслов)" 



Картинки по запросу икона святителя григория двоеслова




"Есть люди, которые, когда приходит недоумение, не спрашивают у Господа; а надо прямо говорить: "Господи, я человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как нужно поступить". И милостивый Господь тогда внушает, что надо делать и чего не делать.
(Прп. Силуан Афонский)"






"Люби – и ты будешь поступать справедливо во всяком случае, сам того не замечая. Это духовное начало научит тебя, как поступать во всех стечениях обстоятельств.
(Свт. Иннокентий Херсонский)"



Картинки по запросу икона святителя иннокентия херсонского



"Господь глядит в глубину сердца - что оно там желает и к чему стремится.
(Архим. Фаддей, Витовницкий)" 







"Не знаешь как правильно поступить? Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце, как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.
(Схиархим. Иоанникий (Ефименко))"



Похожее изображение















  Ответ : "Все события вокруг нас, все телесные поступки всех людей (и наши собственные, в том числе) происходят по воле Христовой для их покаяния, ради вечного блаженства всех людей… 
  Это истина… 
  Какой бы телесное действие человек ни совершил, оно все равно будет произведено по воле Христа… 
  Например, иудеи распяли Господа Иисуса Христа по Его же, Собственной воле...  
  Но не всякий поступок  человека является правильным…      
  Например, иудеи, распяв Христа, совершили тем самым великое зло по отношению к себе самим, т. е. поступили неправильно...
  Любое злое (неправильное) действие человека Христос допускает, исходя из способности и возможности человека покаяться в совершенном им зле, исправиться и обратиться к жизни по Его заповедям...
  Будучи вне времени и пространства, будучи Абсолютной Премудростью, Вседержителем и обладая полным всемогуществом, Христос Своим непрестанным промыслом прелагает любое злодеяние бесчинного человека на пользу спасения как его самого, так и его ближних... 
  Любой грешник наносит своим грехом вред только своим собственным душе и телу (или и временному смертному телу ближнего)...
  Поэтому только от воли самого человека (независимо от того, является он "палачом" или "жертвой") зависит то, как он использует те или иные обстоятельства: с пользой для себя (например, кается) или во вред себе (например, обижается)...      
  И если говорить истинно, то любой поступок  любого человека (за исключением восхищенного Святым Духом в состояние созерцания) является либо вовсе неправильным, либо же не совсем правильным...
  Но не все это видят и редко кто видеть это хочет...
  Любое порочное действие человека наносит ему как духовную, так и телесную раны - оно усиливает его во зле и умаляет его в добре... 
  Но не все могут и хотят как видеть, так и чувствовать наносимый самому себе страстями и грехами этот духовный и телесный вред... 
  Свободной и сознательной страстью человек отдаляется от Христа (уменьшаясь в добре и возрастая во зле)...
  Отдаляясь от Христа (уменьшаясь в своем подобии Иисусу), человек тем самым сокращает и количество животворящей благодати, получаемой им от Господа...
  Сокращение же получаемой божественной энергии, в свою очередь, неизбежно приводит к ускорению процессов распада всего человеческого естества (к "тлению"), что и выражается как через ускорение болезней и старения тела, так и через и усугубление духовных болезней человека (его возрастание в порочности и пр. зле)... 
  Каждый человек находится на своем, индивидуальном, свойственном только  для него самого уровне зла и добра… 
  Что для одного человека является правильным, для другого может быть и неправильным… 
  Важна тенденция (дух), т. е. в каком направлении развивается человек (куда он устремляется своими вниманием и желаниями), куда он движется, совершая те или иные поступки – к добру или ко злу… 
  Если человек движется к большему добру, по сравнению с тем, который он имеет, то любой его поступок является правильным, потому что усиливает его в добре и уменьшает его во зле… 
  Например, раньше бандит убивал, когда грабил, а теперь только угрожает ножом… 
  Для него  угроза ножом – правильное действие… 
  А другой бандит раньше только по карманам шарил, а теперь уже угрожает ножом и грабит… 
  Для него угроза ножом – неправильное действие, т. к. оно усиливает его во зле…
  Каждый человек должен наблюдать за собою (за своим уровнем добра и зла) и совершать только те действия, которые продвигают его к добру, усиливают его в нем… 
  Именно такие поступки человека и являются для него правильными… 
  Кроме самого человека, за ним никто не будет (а в наши времена и не сможет) наблюдать непрестанно, правильно и истинно (особенно за его помыслами)… 
  Внимание к самому себе, наблюдение за собою (особенно за помыслами) является решительным повелением Христа, адресованным ко всем без исключения людям и уж тем более, к православным христианам… 
  Без внимания к себе спастись человеку невозможно, т. к. только через постоянное наблюдение за собою (особенно за своими помыслами), человек и может непрестанно видеть в себе зло, всегда и везде каяться в нем и смиряться… 
  Из всего вышеизложенного становится совершенно понятной необходимость наличия в человеке рассудительности (совокупности ведения, благоразумия и способности правильно ими пользоваться)… 
  Благоразумие необходимо для того, чтобы, имея истинную информацию, поступающую через наблюдение за собою и за окружающим миром, максимально эффективно использовать ее (своевременно, умеренно и уместно)… 
  Благоразумие приобретается умеренным светским образованием… 
  Ведение приобретается через смиренное, внимательное чтение: Библии, толкований на нее св. отцов, писаний св. отцов и через жизнь по всем остальным заповедям Христовым, особенно через покаяние и молитву, как неотъемлемую, составную часть покаяния...
  Ведение необходимо для совершения правильных поступков потому, что оно дает истинное понимание заповедей Христовых, которые как раз и регламентируют всю правильную человеческую жизнь (во всех ее аспектах и подробностях)…
  Кто знает и понимает и себя самого, и окружающих его людей (ближних), и окружающий его мир, и все заповеди Христовы (кто старается по мере своих сил и жить по ним) - тот знает и как правильно поступать при тех или иных обстоятельствах… 
  Человек начавший жить по заповедям Христовым, постепенно начинает приобретать и способность правильно поступать в тех или иных обстоятельствах... 
  Способность человека видеть, как ему правильно поступать в тех или иных обстоятельствах, зависит только от самого человека и поэтому может изменяться в любую сторону...
  Нередко бывает так, что человек совершенно ясно видит в какой-нибудь простой ситуации как ему надо правильно поступить...
  Если в подобных случаях человек всегда будет поступать правильно, то тогда его способность видения правильности необходимых действий будет возрастать...
  Будет возрастать и его способность адекватно оценивать разные ситуации...
  А если человек и ясно видя и понимая ситуацию, и хорошо осознавая то, как надо правильно поступить, все-таки действует вопреки этому своему видению, то его способность правильной оценки обстоятельств и понимания правильности совершаемых им поступков, в результате снижается...
  Поэтому крайне важно при простых и ясных обстоятельствах поступать как надо (не "пасовать"), и тогда постепенно и неотвратимо все "непонятки" со временем обязательно "рассосутся", т. к. в человеке будет возрастать его способность видения сущности всех обстоятельств и необходимости совершения им тех или иных правильных поступков...
  Т. е., чтобы научиться поступать правильно в непонятных ситуациях, сначала необходимо научиться всегда поступать правильно в ситуациях понятных...
  Есть и еще одно необходимое условие правильности человеческого действия… 
  Об этом условии многократно говорил Сам Христос : "без Меня не можете делать ничего (доброго)"… 
  "Кто без Меня собирает (совершает любые действия - например, исполняя и сами заповеди Иисусовы)", тот, тем не менее, все же "расточает (возрастает во зле и умаляется в добре)"…
  И еще:
 
  "23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
  (Лк. 11)"
 
  Иисус образно сравнивал Себя с виноградной лозой, а людей с ветками лозы…
  Христос говорил, что ветка может принести плод, только если она пребывает на лозе - растет из неё… 
  Ветка (человек) без лозы (без Христа) не только не дает плода (возрастания в добре), но и сохнет (возрастает во зле), и ее (душу усопшего) "бросают в огонь (в генну)"… 
  А с Иисусом (абсолютной Любовью) человек может быть соединённным, только если он пребывает в молитвенном (смиренном) состоянии...
  Поэтому критерием правильности любого поступка христианина является степень его любви во время совершения им того или иного действия (т. е. его истинная любовь к себе, к ближнему, как к самому себе и ко Христу)...
  Т. е. любой правильный поступок  христианин может и должен совершать, только находясь в соединении с Христом - Источником любви, Самою Любовью, Источником премудрости, Самою Премудростью… 
  Соединиться же человек с Иисусом может только через молитву… 
  Только находясь в молитвенном состоянии, христианин и может совершать правильные (с любовью, полезные для себя и близких) действия…
  Степень же правильности любого поступка христианина зависит от степени его соединения со Христом во время совершения этого поступка...
  Или и другими словами: степень правильности любого поступка христианина напрямую зависит от качества его молитвенного состояния (от концентрации его внимания к Иисусу) во время совершения им этого поступка...
  Ведь единственным мотивом всех правильных действий христианина и должна, и может быть только любовь… 
  Любовь ко Христу, неотделимая от нее истинная любовь к себе и вытекающая из нее любовь к ближнему как к самому себе… 
  Где нет любви, там у христианина все неправильно… 
  А способность любить христианину может дать только Христос - Сама Абсолютная Любовь и ее Источник для любого человека… 
  Только через соединение с Иисусом (посредством усердной жизни по всем заповедям Христовым, развивающей смирение и молитвенную способность) христианин и может обрести возможность любить истинно… 
  Только через молитву - царицу всех заповедей Христовых… 

"
Что без молитвы говорим мы или делаем, то впоследствии оказывается или погрешительным, или вредным и без ведома нашего обличает нас делами.
(Прп. Марк Подвижник)"





 
  Вы пишете о сомнениях в правильности своих поступков, о желании избавиться от них… 
  Не избавляться от сомнений надо, а усиливаться в них…
  Христос повелел каждому человеку относиться критически к своим поступкам… 
  Иисус говорил, что если даже человек исполнит и все Его заповеди, то все равно он должен считать себя никуда не годным (неключимым) рабом…
  Заповедь о самоукорении дана Иисусом каждому христианину как категорическое повеление, как крайне необходимое условие для его спасения, эффективнейшим и естественным образом смиряющее человека… 
  Потому что самоукорение является для христианина как отличной профилактикой осуждения и тщеславия (гордости), так и замечательным лекарством от них… 
  Христианину крайне необходимо всегда иметь непрестанную, искреннюю неудовлетворенность во всех своих действиях, особенно при исполнении им заповедей Христовых...
  Христианину крайне необходимо иметь искреннее, неотходное, неподдельное, постоянное ощущение своей собственной неисправности...
  И это очень справедливо… 
  Допустим, имеет человек и рассудительность, и наблюдательность, и молитву (являющуюся важнейшей частью трезвения)… 
  Но во время того или иного его действия, какая–то часть его внимания, хотя бы даже и чуть–чуть, но обязательно отвлекается (нередко и с удовольствием) к тому или иному внутреннему или внешнему предмету… 
  А ведь христианин должен устремлять ко Христу все свое существо (все свое внимание)… 
  Христианин должны любить Иисуса всем своим сердцем без остатка…      
  Именно поэтому степень правильности того или иного человеческого поступка целиком и полностью зависит от глубины и чистоты его молитвы во время того или иного его действия… 
  Именно поэтому, чем сильнее и сконцентрированнее молитва христианина, тем правильнее и его поступок… 
  Любой внешний поступок человека без сопутствующего ему трезвения не является доброделием...
  Говоря строже, любое телесное действие человека, соединенное со стужеванием, является грехом...      
  Можно еще добавить к сказанному и о совести… 
  Христос заповедал каждому поступать по совести в притче о "сопернике" (совести), с которым идет человек, пока он еще на пути (в этой своей земной жизни)...   
  Но здесь есть, как правило, присутствуют две существенные проблемы... 
  Первая – совесть современного человека зачастую очень плохо функционирует… 
  Она сама нередко плохо уже понимает что есть зло, а что есть добро, что плохо, а что хорошо… 
  У нее плохо и с дикцией, и с громкостью (образ евангельских немых)… 
  Вторая – даже если совесть и работает, и даже что–то там говорит человеку, то у него проблема со слухом… 
  Человек не слышит голос своей совести (образ евангельских глухих)… 
  Отсюда и неуверенность человека, и его сомнения в правильности своих поступков… 
  Поэтому в заключение нашего ответа, мы еще раз хотим Вам сказать о том, что решение всех  проблем любого человека без всякого исключения, заключается только в его жизни по заповедям Христовым, которые заключают в себе и усердие, и рассудительность, и любовь, и её венец - премудрость…"
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава прп. Исаака Сирина об уклонении от общения с нечестивыми людьми с сайта Святоотеческое наследие, статья игум. Нектария (Морозова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры и Фома...

 




 
 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (13 Окт 12)
Просмотров: 3362

Поиск