|
Основной раздел
017. Вопрос : "Как возможно вообще спастись в наше время?
Особенно, если живешь в большом городе? Куда ни посмотришь – везде вокруг тебя зло: ненависть, подлость, лицемерие, предательство, неверие и т. д."
"Спрашивают, как выжить, как существовать верующему в наше время? Раньше, мол, не было такого разврата, не было телевизора и т.д. Но вспомним, как Церковь зарождалась. Малая горстка христиан жила в страшно развращенном Риме. Какие зрелища тогда были? Гладиаторские бои, избиения христиан, пляски полуголых девиц на аренах цирков, тот же театр, который ругал Иоанн Златоуст, потому что это было совершенно развратное зрелище, потакающее самым низменным блудным человеческим страстям... И малая группа христиан именно благодаря строгости своей жизни смогла переквасить, изменить это общество. Не слиться с ним, не понизить требования к себе, а именно его изменить. Потому что христиане - это «соль земли», а соль предохраняет от гниения, от разложения. Им было не легче, чем нам. (Протоиер. Павел Гумеров)"
"Когда-то ради достижения благодати Божией люди и в пещеры уходили, и в пустыни. Ну тут понятно, все при нем: и ряса, и четки, и борода. А нам-то, грешным, среди готовки, мытья посуды, стирки как спастись? Однажды преподобный Антоний занимался богомыслием, и Господь ему сказал: «Есть в Александрии две женщины, которые выше тебя».
А он был Антоний Великий, основатель монашества. Его ученики были святыми уже при жизни, а про него и говорить нечего – небожитель. И вот он собрался, пошел в Александрию, Дух Святый привел его в дом, там две женщины. Он спрашивает: «Как вы живете? в чем ваш подвиг? чем же вы Богу так угодили?» Они думали-думали, говорят: «Мы живем вместе, две хозяйки в одном доме, и ни разу не поругались».
Представляете, две бабы на одной кухне и ни разу не поругались. А ведь это крайне трудно, сами знаете, это просто даже невозможно, потому что, кажется, вот так бы и убил бы. Но если кто потерпит, то оказывается, что с помощью Божией можно достичь такой высоты, которой Антоний Великий не мог достичь. Чего в пустыне невозможно достичь, то можно на кухне. Вот, оказывается, как. Так что не надо нам чего-то искать. Оставайся в том, что Господь тебе дал, это управляй: свою семью, своих родственников, друзей, знакомых, работу, своего ребеночка ненаглядного, который замучил тебя до бесконечности.
Не надо нам искать никаких пустынь, это время ушло, сейчас время дел малых, скромных, незаметных, которые не приносят славы. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
"Сейчас нередко приходится слышать от людей, в том числе церковных, один и тот же вопрос: как жить сегодня?
И, как правило, большинство из нас отвечает на него так: надо ходить в храм, исповедоваться, причащаться, поминать живых и усопших, ставить свечи, подавать записки, соблюдать посты, исполнять домашнее молитвенное правило, почитать праздники, давать милостыню и т. д. .
Однако можно всю жизнь ходить в церковь, исповедоваться и причащаться – и остаться с полным мешком страстей. Вот какая беда подстерегает православного человека! Десятки лет он вроде бы живёт воцерковлённым, всё исполняет – а душа остаётся той же. Все страсти в ней остались: и гнев, и зависть, и тщеславие, и раздражение, и ревность, и то, о чём подчас и подумать стыдно.
Как же так?!
Оказывается, беда наша состоит в том, что мы забыли основополагающие понятия христианской веры.
Да, все добрые дела, перечисленные выше, безусловно, нужны, но это внешняя сторона жизни. А внешними делами человек не может очистить своё сердце от страстей, но Бога узрят чистые сердцем.
Правильная духовная жизнь состоит в том, чтобы принять решение жить не просто по церковным установлениям, но по заповедям Евангелия. На что же обращено главное внимание в Евангелии? Будь милосердным к людям, великодушным к их недостаткам, относись к ним со вниманием, не обманывай, не лги, не притворяйся, очищай душу от всякой грязи.
Конечно, Христос никогда не говорил, что не нужно исполнять церковных предписаний (посещать богослужения, соблюдать посты, праздники и т.п.). Нужно. Он тоже их исполнял. Но показал, что есть главное, а есть вторичное, подсобное. В этом суть дела. Поэтому смешение закона с заповедямии их уравнивание – это принципиальная ошибка, ведущая к самым тяжёлым духовным последствиям!
Цель христианской жизни состоит в том, чтобы очистить свою душу. И если этого не происходит, тогда обрядовая сторона теряет всё своё значение.
Более того, сосредоточив своё внимание на исполнении внешних предписаний, человек может оказаться перед страшной опасностью
возомнить о себе – и превратиться из грешного человека в сущего сатану. Спасается же человек через глубокое осознание своей греховности, искреннее покаяние и смирение. Вот то единственное, что спасает человека и очищает его сердце.
Но это, на первый взгляд, очень простое дело оказывается невероятно трудным. Трудно увидеть себя хуже других – мы всё время желаем видеть себя лучшими или, по крайней мере, не хуже других.
Поэтому не только о выполнении внешних церковных предписаний мы должны заботиться. Когда я смотрю не на то, что происходит в моём сердце, а на то, что исполняю все церковные установления: хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, соблюдаю все посты, ставлю свечи, подаю милостыню, жертвую на храм, поминаю за здравие и упокой, езжу по святым местам… – то невольно начинаю чувствовать, что я не такой уж и плохой. Это возрастание и утверждение чувства своей праведности – самое страшное, что может произойти в человеческой душе. Тогда всё! Человек на пути погибели.
Значит, совершенно неверно удовлетворяться частым посещением храма и вычитыванием молитв. Можно прийти в храм – и не быть в нём, то есть не помолиться, а галочку-обманочку себе поставить, отметиться… И душа спокойна – мол, всё сделал.
Да, только молитва делает человека религиозным. Религия – это соединение человека с Богом. И происходит оно в молитве. Но молитва может быть верной, истинной, а может быть и глубоко неправильной. Само слово «молитва» о чём говорит? Когда человек погибает – он кричит: «Помогите!» – и ни о чём другом не думает, кроме спасения. Именно такой должна быть молитва! Если этого нет, то это не молитва.
Вот, оказывается, как нужно жить сегодня. Нужно не мечтать, не улетать в заоблачные высоты, а обратить, наконец, внимание на свою душу и использовать то проверенное средство, покаяние, которое ни от каких условий не зависит. (Протоиер. Николай Струков)"
"Как Вы думаете, почему многие так негативно относятся к Церкви? Потому что не просвещены. Лесков еще писал: Россия крещена, но не просвещена. Надо объяснять самые азы: Христос – Кто это вообще такой? Ведь люди в темноте ходят, в суевериях. Я скажу больше: и причастие Святых Таин может быть совсем не благодатью, а магией. Вот сейчас дуну-плюну, причащусь, поставлю сто свечей, закажу сорокоуст – и дело сделано. А перейди ему дорогу: “Куда прешь!” Если триста причастников, отпихивая друг друга, рвутся к Чаше, какое это Причастие?
Вот если обо всем этом будут писать честно, тогда я пойму, где находится моя страна на самом деле. У нас в стране 8 миллионов абортов в год – так давайте поставим перед вами 8 миллионов годовалых детей и дадим вам в руки автомат Калашникова. Вперед, стреляйте! Подымется рука? Нет. Потому что с виду мы все нормальные вроде люди, не садисты. У отца Дмитрия Смирнова спрашиваю: “Вот как вы относитесь ко всем этим страшным рекламам, что по всему городу развешаны?” Он говорит: “Я их не вижу”. Но это он не видит. Вот написали бы мне, грешному, как научиться не видеть этих плакатов, этих голых тел?
Я люблю свой народ, я здесь, я никуда не уехал, поэтому я падаю от этого навзничь. Как загородиться от этого? или, может, не надо загораживаться? Почему кругом водка, наркотики? Потому, что никто не объяснил нам, что есть другое, что есть любящий Отец. А когда объяснили – уже нет сил, нет внутреннего, искреннего желания. Идешь только потому, что знаешь: путь только там. И правда, и любовь.
В наше время даже попы говорят, что сегодня достаточно быть просто порядочным человеком: мол, время подвижничества прошло. Сейчас же основные прихожане храмов – неофиты. Восемьдесят процентов заново в веру обращенных. Они ничего не знают, им просто некуда больше идти: и там плохо, и тут… Куда? Или в петлю, или к Богу! А хорошо было бы, если бы шли по любви, если бы человек с детства видел, как мама, папа и братишки-сестренки друг другу помогают и в Церковь ходят. Детям ведь в храме очень нравится, им там все интересно: там свечечки горят, там какие-то иконки. У детей души – чистые, светлые, а мы стоим в храме – всё мимо, потому что души у нас окаменелые. (Пётр Мамонов)"
Случается часто, что мы оказываемся в обстоятельствах, не зависящих от нас, но которые нас сильно расстраивают. Если мы, к примеру, едем в поезде, а в динамике играет музыка и выключить ее нельзя - ты ведь не один, другие пассажиры могут возмутиться этим. И вот начинаем смущаться и терять мир душевный.
В таких ситуациях я, например, не слушаю, что поют, а слышу, кто поет. Слышу либо душу страждущую и повествующую свою скорбь, либо прельщенною сатаною на мирские удовольствия и радостно о том нам повествующую. И одним соскорблю, а других жалко становится. И начинаешь яснее видеть суету и сети мира и засады миродержца. И так в ушах остается только фон, а мысли совсем иные. А есть люди, которые сильно мучаются от обстоятельств.
Поговорим о внешних обстоятельствах, от нас не зависящих, которые выбивают нас из строя как неискусных. Это то, о чем говорил о. Алексей Мечев - мы должны учиться молиться и под звуки граммофона. Естественно, не самим этот граммофон нужно включать, но как если бы он был включен на соседнем балконе. Был я как-то в одном монастыре. Он стоит в центре города, а по кругу штук пять кафе как пулеметные точки со своей музыкой. Меня они просто убили и лишили безмолвия. А братия, там живущая, ходит мирная, бодрая и веселая, они уже ничего не слышат. Для них это нормальная среда обитания: и молятся, и иконы пишут, и Бога славят. Вот это спецназ наш, их уже ничем не возьмешь. А я, едва из окружения вырвался, не мог долго в себя прийти. Мысль проста – нужно не терять душевный мир ни при каких обстоятельствах. Вот и будем умудряться."
"Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Доброе дело - проповедать пред всеми милость Божию и возвещать братиям своим великое Его благоутробие и неизреченную благодать, какую имеет Он к нам. Знаю я человека, который ни долгих и великих постов не держал, ни бдений не совершал, ни на голой земле не спал, ни других подобных особенно тяжелых подвигов на себя не налагал, но, приведши на память грехи свои, познал свое окаянство и, осудив себя, смирился, - и многоблагоутробный Господь за это одно спас его, как говорит божественный Давид: смирихся и спасе мя. Короче сказать, поверил он словесам Бога, и за эту веру Господь приял его. Стяжать смирение много есть препятствий, преграждающих путь к нему, но уверовать словесам Бога нет никакого препятствия, которое бы ставило преграду к тому. Как только захотим от всей души нашей, тотчас и уверуем. Ибо вера есть дар Всеблагого Бога, который (дар) дал Он нам иметь естественно (вложил в естество), употребление его подчинив самовластию произволения нашего. Почему и скифы и варвары естественно имеют веру и верят словам один другого. Но, чтобы показать вам на опыте действие вседушной веры, послушайте, я расскажу вам в подтверждение сказанного некую повесть.
Жил в Константинополе некто, по имени Георгий, юноша возрастом лет двадцати. Это - в наши дни, на нашей памяти. Он был красив лицом, и в его походке, в манере держать себя и в приемах обращения было нечто показливое, так что по сей причине делали о нем разные недобрые предположения те, которые смотрят на одну внешность и, не зная, что сокрыто внутри каждого, судят о других ошибочно. Он познакомился с некиим монахом, жившим в одном из константинопольских монастырей, человеком святым, и, открывая ему сокровенности сердца своего, сказал и то, что сильно жаждет спасения души своей. Честный старец, поучив его, как следовало, и дав ему небольшое правило к исполнению, дал еще и книжицу святого Марка Подвижника, где он пишет о духовном законе. Юноша принял эту книжицу с такою любовию и с таким благоговением, как бы она была послана ему от Самого Бога, и сильную возымел к ней веру, надеясь получить от нее великую пользу и великий плод.
Почему читал ее с великим усердием и вниманием и, прочитав всю, великую получил пользу от всех глав ее. Но из всех глав три наипаче запечатлелись в сердце его: первая: "Ища врачевания, пекись о совести (внимай ей); и что она говорит тебе, сделай то, и получишь пользу". Вторая: "Ищущий (чающий получить) действенности Святого Духа прежде делания заповедей подобен купленному за деньги рабу, который в то же время, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатою за него денег подписали ему и свободу". Третья: "Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: Сыне Давидов, помилуй мя. Другой же некто, прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божиим". Эти три главы очень ему понравились, и он поверовал, что чрез внимание к своей совести, как внушает первая глава, он получит уврачевание (немощей душевных); чрез исполнение заповедей достигнет действенности Святого Духа, как учит вторая глава, и благодатию Святого Духа прозрит умно и узрит неизреченную красоту Господа, как обещает третья глава. И уязвился он любовию к красоте сей и, хотя еще не видел ее, сильно возжелал ее и усердно взыскал, в надежде узреть ее наконец.
При всем том, однако ж, он ничего особенного не делал (как уверял меня с клятвою), кроме того, что каждый вечер неопустительно исправлял то небольшое правило, которое дал ему старец, и не иначе, как исправив уже его, ложился в постель и засыпал. Но со временем совесть начала ему говорить: положи и еще несколько поклонов, прочитай сколько-нибудь других псалмов, проговори, сколько можешь, большее число раз и: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Он охотно слушался своей совести и, что она внушала ему, делал без размышления все так, как бы то повелевал ему Сам Бог, и ни разу не ложился он спать так, чтобы совесть обличала его, говоря: для чего не сделал ты того и того?
Так всегда слушался он совести своей, никогда не оставляя без исполнения того, что сделать она внушала ему. А она каждый день все больше и больше прилагала к обычному его правилу, и в немногие дни вечернее его молитвословие возросло в великое последование. Днем он находился в палатах одного Патрикия, и на нем лежало попечение о всем потребном для людей, живших там. Вечером же каждый день он уходил оттуда и никто не знал, что делал он у себя. Он же и слезы проливал из очей своих обильные, и коленопреклонений делал многое множество, падая лицом на землю; когда стоял на молитве, ноги держал вместе, тесно одну к другой, и стоял неподвижно; и к Пресвятой Богородице читал молитвы с болезнию сердечною, воздыханиями и слезами; ко Христу же Господу обращаясь, падал к пречистым ногам Его, как бы Он телесно присущ был ему, и умолял Его умилосердиться над ним, как некогда над слепым, и даровать прозрение душевным очам его. Поелику каждый вечер увеличивалась молитва его, то он наконец простаивал, молясь, до самой полночи и однако ж, во все время молитвы ни разленения себе не дозволял, ни до нерадения себя не допускал, ни членов тела своего не распускал, ни очей не обращал по сторонам или вверх, чтоб взглянуть на что, но так стоял неподвижно, как столп какой или как бестелесный.
Однажды, как он стоял таким образом на молитве и говорил умом паче нежели устами: Боже, милостив буди мне, грешному, - внезапно низошло на него свыше божественное осияние пресветлое и исполнило все то место. Тогда забыл уже юноша сей, что находится в комнате и под кровлею, потому что во все стороны виделся ему один свет, не знал даже, попирает ли он землю ногами своими; ни о чем мирском не имел уже он попечения, и не приходило тогда на мысль ему ничто из того, что обыкновенно бывает на уме у тех, кои носят плоть человеческую; но был весь срастворен с невещественным оным светом, и ему казалось, что и сам он стал светом; забыл он тогда весь мир и исполнился слез и радости неизреченной.
Потом ум его востек на небеса, и он увидел там другой свет, более светлый, чем тот, который был окрест его. И показалось ему, к изумлению его, что вскрай света того стоит помянутый выше святой оный и равноангельный старец, который дал ему небольшую ту заповедь о молитве и книжицу святого Марка Подвижника. Услышав это от юноши, я подумал, что ему много содействовала молитва старца и что Бог устроил такое видение, чтоб показать юноше, на какой высоте добродетели стоял старец оный. Когда прошло видение то и юноша пришел в себя, то нашел себя (как говорил после) всего исполненным радости и изумления, и плакал от всего сердца, которое со слезами было исполняемо и сладостию великою. Наконец, лег он в постель, но тотчас запел петух и показал, что была уже полночь. Немного спустя заблаговестили в церкви и к утрени, и юноша встал, чтоб прочитать, по обычаю своему, последование утрени. Так он совсем не спал в ту ночь, сон и на ум ему не приходил.
Случилось это как - ведает Господь, Который и соделал сие, имиже весть судьбами. Юноша же тот ничего особенного не делал, кроме того что с крепкою верою и несомненною надеждою всегда верно исполнял слышанное им от старца правило и вычитанное в книжице наставление. И никто не говори, что он делал это для испытания. Это и на ум ему не приходило. Кто испытывает, тот не имеет твердой веры, но юноша тот, отложив всякий страстный и самоугодливый помысл, так много заботился о верном исполнении того, что внушала ему совесть, что никакого уже сочувствия не имел к вещам мира сего, даже пищи и пития не вкушал в сладость или вдоволь.
Слышали, братия мои, что может сделать вера в Бога, свидетельствуемая добрыми делами? Поняли, что ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользуют, когда нет разума и страха Божия? Познали, что ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание? Ни безмолвие и удаление от мира не пользуют, когда властвует леность и нерадение? Все мы, слыша о Давиде и удивляясь ему, говорим: один был Давид, и другого такого не было; но вот смотрите, в юноше этом проявилось нечто большее, чем в Давиде. Давид приял свидетельство от Бога, помазан в царя и Пророка, получил Духа Святого и многие имел о Боге удостоверения.
Почему, когда согрешил и потерял благодать Святого Духа и дар пророческий, и отчужден был от обычного собеседования с Богом, - что дивного, если, вспомнив о благодати, от коей испал, опять взыскал он от Бога потерянные блага? Но этот юноша ничего такого не имел, а был связан мирскими делами, заботился только о временном, а о чем-либо высшем земли и подумать не имел времени, - и однако ж - дивны судьбы Господни! - лишь только услышал малое нечто от оного святого старца и вычитал те три главы у аввы Марка, тотчас несомненно поверил слышанному и написанному и с непоколебимою надеждою ввел то в дело, - и с небольшим тем деланием, которое совершал вследствие того, сподобился возвысить ум свой до небес, подвиг на милость Матерь Господа, Её молитвами умилостивил Бога и привлек на себя благодать Святого Духа, которая с такою силою осенила его, что он сподобился увидеть свет, который видеть многие желают, но немногие сподобляются.
Этот юноша ни постов долгих не держал, ни на земле не спал, ни власяницы не носил, ни из мира не выходил телесно, а только духовно - душевным настроением, - и с небольшим бдением, которое совершал, явился высшим дивного оного Лота, бывшего в Содоме, или, лучше сказать, явился ангелом в теле человеческом, - человеком по видимости и ангелом по умному строю. За что и сподобился увидеть сладчайший оный свет мысленного Солнца правды, Господа нашего Иисуса Христа, каковый свет удостоверил его, что он имел восприять и будущий свет. И праведно, ибо любовь и сердечное его к Богу прилепление сделали его исступленным, отторгли дух его и от мира сего, и от собственного естества, и от всех вещей и сделали его всего светом от Святого Духа, при всем том, что он и жил среди города, и правил целым домом, и пекся о рабах и свободных, и делал все, что потребно для настоящей жизни.
Довольно этого в похвалу юноше и для того, чтобы подвигнуть и вас прийти в такую же любовь, подражая ему; или желаете, чтоб я сказал вам и другое что большее, чего, может быть, и слух ваш приять не сможет? Впрочем, что может быть больше и совершеннее страха Божия? Конечно, ничего нет. Святой Григорий Богослов сказал: "начало премудрости - страх Господень. Ибо где страх, там заповедей соблюдение; где заповедей соблюдение, там очищение плоти, - этого облака, облегающего душу и не дающего ей чисто видеть божественный свет; где очищение, там осияние, а осияние есть исполнение желания божественного". Говоря так, он показал, что освещение Духом есть некончаемый конец всякой добродетели, и кто достигнет такого освещения Духом, тот покончил со всем чувственным и начал пребывать сознанием в одном духовном.
Это, братия мои, суть дивности Божии. И Бог для того изводит в явь сокровенных рабов Своих, чтоб подражали им добротолюбивые и благие, а злонравные остались безответными. Ибо и те, которые вращаются в многолюдстве и проводят жизнь в треволнениях мира, если ведут себя как должно, обретают спасение и сподобляются от Бога великих благ ради веры, которую показывают к Нему, чтоб в день суда ничего не имели сказать в оправдание свое те, которые не обретают спасения по причине лености своей и нерадения. Так истинен Тот, Кто обетовал даровать спасение ради веры в Него! Итак, братия мои возлюбленные, попечальтесь о себе самих и о мне, любящем вас и многократно проливающем слезы о вас. Ибо благоутробный и милостивый Бог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми и печалиться как о себе самих, так и друг о друге.
Веруйте от всей души в Господа, ненавидьте мир сей, как подобает, и не пекитесь о временных и неверных благах его, но приступите к Богу и прилепитесь к Нему. Ибо пройдет еще немного времени, и настанет конец мира сего и настоящей жизни, и горе тем, которые испадут от царствия Божия. Меня душат слезы, и я плачу и скорблю от всего сердца, когда помышляю, что, - имея такого великодаровитого и человеколюбивого Владыку, Который за одну искренно являемую к Нему веру дарует нам столь великие и дивные блага, и ум, и слух, и чаяние превосходящие, - мы, не подумавши, подобно бессловесным животным, предпочитаем всему тому землю и земное, которое, по благоутробию Божию, даровано нам на потребу тела нашего, чтоб, между тем как оно было бы тем питаемо умеренно, душа беспрепятственно совершала течение свое к премирному, будучи и сама питаема умною пищею, исходящею от благодати Святого Духа по мере очищения ее и обновления.
Ибо для того мы, люди, созданы от Бога разумными, чтоб прославляли Его, благодарили и любили за невеликие блага, дарованные Им для настоящей жизни, и таким образом сподоблялись получить в будущей жизни блага великие и вечные. Но горе нам, что, не имея совершенно никакого попечения о будущем, мы пребываем неблагодарными Богу и за настоящее, уподобляясь демонам, или, лучше сказать, являясь хуже их. За это справедливо большему, чем они, должны мы подлежать мучению. Ибо мы больше облагодетельствованы, чем они: соделались христианами, получили столько духовных даров, веруем в Бога, Который соделался ради нас человеком и претерпел такие страдания и крестную смерть, чтоб избавить нас от заблуждения прелести и греха.
Но что скажу на все это? Увы нам! На словах только веруем мы в Бога, а делами отвергаемся Его. Не во всяком ли месте именуется Христос, - в городах, селах, киновиях и горах? Не всюду ли находятся христиане? Но разыщи, если это кажется тебе благословным, и расследуй до точности, исполняют ли они заповеди Христовы, и поистине среди стольких тысяч и мириад с нуждою найдешь одного, который и делом, и словом есть христианин. Не сказал ли Христос и Бог наш: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит? Но кто из нас дерзнет сказать: я творю дела Христа и верую право во Христа? Не видите ли посему, братия мои, как в день суда мы имеем оказаться неверными и быть преданы горшим мукам, чем те, кои совсем не знали Христа, то есть неверные? Одно из двух необходимо: или нам быть наказанными больше неверных, или Христу оказаться неверным слову Своему, что невозможно.
Написал я это не для того, чтобы помешать кому удалиться от мира, и не потому, чтоб предпочитал безмолвию жизнь среди мира, но чтобы удостоверить всех, которые будут читать настоящее сказание, что желающий творить добро получает от Бога силу творить оное во всяком месте - и среди мира, и в безмолвии.
Ибо для всех вообще, не для монахов только, но и для мирян, возможно всегда каяться и плакать, молиться Богу и преуспевать во всех добродетелях. А что то, что я говорю, истинно, подтверждает слово мое и святой Иоанн Златоуст, великий столп и учитель Церкви, в беседе, в коей истолковывает пятидесятый псалом, где говорит, что и для того, кто имеет жену и детей, рабов и множество слуг, большое богатство и почести, и кто велик и славен по мирским делам, возможно не только каждодневно плакать, молиться и каяться, но достигнуть и совершенства добродетели и приять Святого Духа, соделаться другом Богу и сподобиться созерцания Его. Таковы были жившие прежде Христа: Авраам, Исаак, Иаков, Лот, Моисей, Давид, - оставлю прочих, потому что их было премного, а в новой благодати во время воплощенного домостроительства Христа, Бога нашего, Апостол Петр, рыбарь неученый, проповедавший Христа по всей вселенной.
Впрочем, всех их кто исчислит, когда они - паче песка морского? Много было царей, князей и лиц властных (не говоря уже о бедных), которые с большим иждивением строили города, дворцы, храмы Божии, богадельни, странноприимницы, сохраняющиеся доселе. Имея же все сие при жизни, они пользовались тем благочестно и богоугодно, не как господа и властители, а как слуги Божии, распоряжаясь тем, что дал им Бог, так, как было угодно Богу. Они пользовались миром, как говорит святой Павел, но не злоупотребляли. Почему, и живя в мире, они были славны и знамениты, и в другой жизни в царствии небесном в нескончаемые веки будут славнейшими и светлейшими. Так и мы, если бы не были нерадивыми и беспечными презрителями заповедей Божиих, но усердными, ревностными и внимательными исполнителями их, то не имели бы нужды оставлять имущества свои, удаляться от мира и делаться монахами.
(Из 56-го и 66-го Слов прп. Симеона Нового Богослова)"
"Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день.
(Архим. Софроний (Сахаров))"
"Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
«Вся основа — в качестве молитвы. Молитва должна быть сердечной и происходить от боли. Для Бога достоинство имеет не столько количество, сколько качество молитвы. Количество молитвы в монастырях есть, но этого мало, должно быть и качество. Столько людей молится и по стольку часов! Да если бы эта молитва была сердечной, то мир давно изменился бы! А потому цель в том, чтобы церковные службы совершались от сердца» «А если сердце не трудится, человек ничем не отличается от каменной статуи». «Все неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой... Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой»
(Прп. Паисий Святогорец)
"Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову - и Христос не оставит вас.
(Преп. Варсонофий Оптинский)"
"Святой Иоанн Лествичник, аскетический писатель 6-го века, свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати в сравнении с предшествовавшим временем; причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившимся лукавством. Святой Григорий Синаит, писатель 14-го века, решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей: так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность.
Боговдохновенных наставников нет у нас! Целомудрие, простота, евангельская любовь удалились с лица земли. Соблазны и пороки умножились до бесконечности! Развратом объят мир! Господствует над обществом человеческим, как полновластный тиран, любовь преступная в разнообразных формах! Довольно, предовольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спасения нашего делание: покаяние.
"Спасаясь, спасай свою душу", сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.
Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
"Спастись можно и живя в миру, но достичь духовных высот можно только отрекшись от мира. Путаница в понятиях происходит тогда, когда мирские люди думают, что тщательное исполнение заповедей предписано только монахам, или, наоборот, когда то, что предписано отшельникам, хотят исполнить в мирской жизни, пренебрегая своими семейными и общественными обязанностями. Каждому своя мера, а это значит, что мы должны весьма сознательно выбирать свой жизненный путь, не уклоняясь ни влево, ни вправо, а как ведет нас Бог.
Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие. А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"
"Вот преимущество жизни в миру: она открывает нам наши страсти через столкновение с искушающими людьми и обстоятельствами.
(Свящ. Александр Ельчанинов)"
Ответ: "Времена, в которые мы с Вами живем (с момента воплощения/вочеловечения Бога Слова), в Библии и в святоотеческих творениях действительно называются последними...
Это время, когда все человечество стало духовными пигмеями, когда в людях оскудели любовь и вера, а беззакония, соответственно, усилились ("свято место пусто не бывает")...
Времена духовной нищеты/немощи...
Даже и среди христиан...
Христос в Евангелии говорил, чтобы христиане не боялись людей, убивающих и калечащих их тела и более не могущих ничего им сделать…
Очень важно донести до своего сознания смысл этих слов Спасителя…
Никто и ничто не способно в этом мире причинить вред человеческой душе вопреки свободной воле самого человека, кроме самого человека - "управителя" своей души…
И уж тем более никто не имеет ни возможности, ни власти определить посмертную судьбу человека, кроме, опять-таки, него самого…
Ни даже сатана, со всей своею сворой бесовскою…
Только сам человек определяет свою судьбу и в этой жизни, и по исходу своей души из тела…
Ибо человек имеет данную ему Богом по своему образу свободную волю…
Ничто и никто, никогда не сможет подчинить себе волю человека…
Медикаментозные, психотропные, гипнотические и пр. средства на выбор человека между добром и злом не влияют - они только приводят человека в бессознательное состояние (в состояние неосознавания им что есть добро и что есть зло)…
Поэтому христианину нельзя никого и ничего бояться в контексте спасения своей души (исполнения заповедей Христовых), т. к. таково повеление Иисусово…
Да и просто здравый смысл говорит об этом же...
Ибо никто и ничто не может принести вреда душе человека, если он сам этого не захочет…
"Бояться" человеку надо только того зла, которое свободно и сознательно пребывает нутри него самого…
Внешнее же зло играет роль напоминания (тревожной сигнализации) об аналогичном же, собственном, внутреннем зле человека…
Внешнее зло является как бы звенящим будильником, пытающимся привести сонного человека (забывшего о покаянии) в бодрое состояние покаяния и памяти Божией...
Христос повелел еще в Евангелии, чтобы христиане подставляли другую щеку, когда их бьют в правую…
Очень важно разобраться в аскетическом смысле этой заповеди Иисуса…
Удар в правую щеку предполагает биение левой рукой…
В Св. Писании "левое" является совокупным образом всего человеческого зла (например, порочности)…
Ударяющие – суть все окружающие христианина люди ("ближние", "братья")…
Удары людей - все их внешние и внутренние порочные действия (как заметные христианину со стороны, так и невидимые внутренние - страсти)…
Увидел, например, христианин в маршрутке хамящего наглеца – получил удар с левой по правой щеке…
Увидел христианин на улице завлекающую путану – получил еще один удар с левой…
И пр., и пр. …
И совсем даже необязательно, чтобы зло при этом было направлено непосредственно против самого христианина…
Любое внешнее, замеченное христианином явное зло является тем самым ударом слева, по "правой" его "щеке"…
Правое же в Св. писании – образ совокупного добра (например, добродетели)…
Как если человека ударить по щеке, то он испытывает боль, так и христианин должен испытывать боль от видения зла в других людях (не говоря уж о скорби от видения собственного, внутреннего зла)…
Правая щека – образ ненависти ко злу и скорби от него ("плач")…
"Подставить другую щеку" означает безропотно терпеть эту скорбь ("кротость")…
"Другая щека" - это и покаяние христианина за "ударяющих", как за самого себя...
"Другая щека" - это и молитва христианина за тех самых, "ударяющих" его людей…
"Другая щека" – это и чувство благодарности христианина к "ударяющим" его за то, что они своим явным злом напоминают ему о его собственном, аналогичном, внутреннем, незаметном для него зле…
"Другая щека" – это и покаяние христианина в этом его собственном, аналогичном с "ударяющими" зле…
"Другая щека" – это и чувство благодарности христианина ко Христу, так премудро все устрояющему…
Вот примерно так христиане должны жить среди окружающего их зла во все времена, а не только сейчас, в наше время…
Ведь одно уже только то, что христианин не соглашается на внешнее зло (уклоняется от него), несмотря на то, что подавляющее количество окружающих людей исповедают его – уже одно только это делает внешнее зло полезным для него, т. к. увеличивает его "силу" воли…
Все внешние и внутренние обстоятельства являются для христианина средствами, при помощи которых он исполняет Христовы заповеди, т. е. средствами его спасения…
Здесь важно вспомнить и др. притчу Христову о том, что соблазняющие человека органы (глаз, рука и пр.) ему необходимо решительно и без всякого сожаления удалять от себя...
Т. е. если тот или иной предмет - напр., внешнее зло отвлекают человека от покаяния и неотделимой от него молитвы, но наоборот, привлекают его по его немощности к этому злу, то тогда человек должен по возможности избегать контактов с этим злом (и с внутренним/собственным - в том числе) - с этими соблазняющими его ко злу злыми внешними и внутренними (напр., со страстями) обстоятельствами...
Хочется ещё напомнить Вам о пророчествах древних св. отцов относительно спасения людей в последние времена…
Св. отцы говорили, что люди последних времен будут духовно слабыми, нерешительными, малодушными, не способными по своей немощи достигать высоких, освященных состояний, подобно им самим...
Древние св. отцы говорили, что слабенькие христиане последних времен будут спасаться всего лишь через их искреннюю веру во Христа и безропотное терпение своих скорбей...
Казалось бы - какие легкие условия спасения...
Но не все так легко, как кажется...
Да, христианам нашего времени не обязательно для своего спасения достигать даров пророчества, говорения иностранными языками, исцелять больных, оживлять мертвых, передвигать горы, ходить по водам "аки по суху" и пр., и пр. ...
На первый взгляд кажется, что такое спасение легко достигается - все христиане вроде бы и искренне верят во Христа, и все они, вроде бы, терпят свои скорби...
Ну а если и поропщат люди иногда по своей немощи, так ведь потом через покаяние очищаются от последствий ропота и смиряются, приобретая тем самым большую способность к терпению скорбей...
Но если бы все было так легко и просто, то все христиане хватали бы друг друга, тащили в подвалы, истязали бы там друг друга и тем самым спасались бы все ...
Жертвы (истязаемые) спасались бы, как терпящие безропотно скорбь...
Палачи бы спасались, как люди, по любви к жертвам истязующие их ради их же бесконечного блаженства...
Всем понятно, что это безумие...
Тогда что же имели ввиду св. отцы под безропотным терпением скорбей, как средством спасения?...
Первое - христианину необходимо неотходное понимание того, что любая, испытываемая им в конкретное, данное время скорбь, подается ему любящим его Христом...
Второе - христианину необходимо неотходное понимание того, что любая испытываемая им в данный, конкретный момент скорбь, является средством его спасения, т. е. способом, при помощи которого он приобретает свое бесконечное блаженство (т. е. милостью Христовой)...
Третье - христианину необходимо безропотно, а вернее и с радостью (ведь он же через это спасается) терпеть скорбь только ради того, чтобы радовался Христос, т. е. только ради Христа...
Ведь только когда христианин терпит скорбь ради Христа, только тогда он и спасается, возрастая в любви к Иисусу, двигаясь к бесконечному своему блаженству, и поэтому только и радуется Христос...
Четвертое - христианину необходимо непрестанное покаяние в недостаточности и нечистоте своего исполнения всех вышеперечисленных условий безропотного терпения скорбей...
Вспомним древних св. мучеников за веру Христову...
Ведь они же с радостью шли даже и ко львам...
Например, св. муч. Игнатий Богоносец и мн. др. святые...
В заключение нам хотелось бы несколько поддержать Вас (несколько парадоксальными на первый взгляд, мыслями) на тот случай, если мы невольно склонили Вас к печали о безнадёжности спасения в наши последние времена...
Все св. отцы единодушны в том, что строго говоря, последние времена начались очень давно - ещё с самого воплощения/вочеловечения Сына Божия...
Потому Бог и стал человеком, что человечество полностью утратило остатки своей естественной/природной доброты, скатившись в самую бездну зла...
Христос для того и воплотился, чтобы освятив Своим Божеством немощное падшее человеческое естество последних времён, помочь ему через жизнь по Его заповедям и причастие к Нему как к истинному Богу, восстановить богоподобие и спастись...
Если святые первых веков христианства могли достигать вершин святости, живя уже тогда в последние времена, то и спустя две тысячи лет (живя так же в последние времена), люди имеют те же самые шансы на спасение (лишь, может быть, немного уступая в степени/уровне святости/богоподобия)...
Одним из доказательств того, что последние времена начались ещё две тысячи лет назад, являются слова Самого Христа, когда Он Сам рассказывал Своим ученикам о признаках этих самых последних времён...
Одним из свидетельств наступивших последних времён Иисус назвал трагедию блокады Иерусалима римскими войсками, его падение и последующее рассеяние взбунтовавшихся иудеев по всему миру...
Как известно, восстание евреев и падение Иерусалима произошло спустя всего лишь несколько десятилетий после этих пророческих слов Спасителя - что и доказывает более чем двухтысячелетнюю историю "последнего времени"...
Так что отчаиваться и печалиться по поводу невозможности или особой трудности спасения в наше время не стоит...
Иисус Христос всегда будет всё Тем же - неизменным Богочеловеком, благодать Которого всегда будет всё так же неизменно способствовать спасению всякого человека, от всей души принявшего решение жить по заповедям Божиим..."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 27-е и 56-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), Слово прп. Ефрема Сирина, Слово о спасении в миру свт. Григория Нисского с сайта Святоотеческое наследие, статьи Марины Борисовой, иеромон. Серафима (Роуза) и архим. Парфения (Мурилатоса) с сайта Православие.Ру, статья Александра Ткаченкос сайта Фома и соответствующие же статьи с сайта Логослово...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (15 Окт 12)
|
Просмотров: 1281
|
|
|