"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

018. Вопрос: "Что делать, если утром перед Причастием по привычке, машинально выпил святой воды или съел просфору?









 






  "В Синаксаре на праздник Вознесения Господня говорится: Епифаний Кипрский повествовал, яко единаго токмо святаго апостола Петра своима рукама крестил Господь, и Пётр Андрея, и Андрей Иакова и Иоанна. Иаков же и Иоанн - прочия апостолы. Святую же Богородицу Пётр и Иоанн крестили суть (Триодь Цветная, изд. в 6-е лето патр. Иосифа). 
  Что касается крещения святого Иоанна Предотечи, то по этому вопросу приходится сказать следующее. На совершение крещения св. Иоанн послан был от Бога, как свидетельствовал о сем сам Иоанн: Пославший меня крестить в воде сказал мне: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. 
  Но что Иоанн, совершая по повелению Божию крещение в воде, не имел на себе во время крещения Господа того крещения, которое заповедал совершать Христос Спаситель, на это указывают самые слова Иоанна Крестителя, обращенные к пришедшему креститься от него Господу: Мне надобно креститься от Тебя. 
  По поводу этих слов блаженный Феофилакт архиепископ замечает: Предтеча имел нужду получить крещение от Господа, ибо и сам он, как произшедший от Адама, заражен был скверной преслушания. Воплотившийся же Христос очистил всех (Благовестник, с. 27, по изд. 1910 г.). 
  И блаженный Иероним говорит: «Прекрасно сказано Им: Оставь теперь, - чтобы показать, что Христос должен был креститься в воде (от Иоанна), а Иоанн в Духе - от Христа; или иначе: не препятствуй только Мне, принявшему вид раба, исполнить свойственное смирению его. Сверх сего ты должен знать, что будешь крещен в день суда Моим крещением. Не препятствуй только, говорит Господь Иисус: Я имею и другое крещение, которым Мне должно креститься. Ты крестишь Меня водою, чтобы Я крестил тебя во имя Мое кровию твоею (Творения, ч. 16, с. 19). И действительно, святой Иоанн вскоре же получил крещение своею мученическою кровию, будучи усечен во главу от Ирода. (Слово Церкви, 12, 1917 г.).
  Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Пётр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний Иерусалимский. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина). Б.г., б.м., с.153)"



 
 
 










  Ответ: "Воздержание от еды и питья перед Причастием является одним из многих правил (канонов), установленных Церковью для христиан… 
  Пост перед Причастием помогает христианину, подверженному еще пороку чревоугодия, сильнее концентрироваться в молитвенном состоянии, крайне необходимом при его участии в этом Великом Таинстве… 
  Воздержание от любимой еды позволяет христианину разлюбить удовольствие, которое он получает от нее и полюбить Господа Иисуса...
  И, как следствие, пост помогает христианину отвращать свое внимание от помыслов чревоугодия и неразвлеченно устремлять его ко Христу (молиться)...
  Снижение уровня чревоугодия в христианине снижает и уровень его сластолюбия вообще, позволяя ему легче отвращать свое внимание и от других, зависимых от чревоугодия, родов удовольствия (например, от помыслов блуда)...
  Благоразумный пост перед Причастием крайне необходим христианам, находящимся еще как на стадии очищения от главных пороков вообще, так и от чревоугодия, как от главного порока, в частности…
  В Евангелии на Тайной Вечери Христос преподал апостолам Свои Тело и Кровь во время употребления ими мяса(!) ягненка (пасхи)… 
  Мало того, апостолы тогда даже еще не были формально и крещены… 
  Ибо Крестились они в день Пятидесятницы (и опять-таки, не канонически(!)), который празднуется христианами и как день Святой Троицы… 
  Казалось бы, мы здесь наблюдаем нарушения основных, церковных правил Причастия…
  Введение поста перед Причастием было учреждено позже, из-за нерадения и безответственности людей (из-за их немощи)… 
  Даже и посты по средам и пятницам, и т. н. "большие" многодневные посты введены по нерадению людей к аскетизму, как узда для них (подобно законам Моисея для иудеев)… 
  Христианин же, освободившийся от чревоугодия, как от главного/доминирующего порока, не нуждается уже в узде - он благоразумно постится всегда и везде, каждый день (насколько ему позволяют обстоятельства и здоровье)… 
  Такой христианин беспристрастен к еде, ему всё равно что есть, он употребляет самые простые и дешевые продукты (экономя время, деньги и силы для жизни по Христовым заповедям)…
  Когда иудеи спрашивали Христа о позволительности разводиться с женами, то Иисус им ответил, что Моисей разрешил развод иудеям из-за их жестокосердия… 
  Если бы евреям не разрешалось разводиться, то они бы возрастали в жестокости, издеваясь над своими надоевшими женами, калеча и даже убивая их… 
  Из двух зол выбирают меньшее: лучше блуд, чем ненависть с жестокостью… 
  Так же теперь и с постом… 
  Из-за человеческого нерадения он дан современным христианам… 
  Кто же победил/преодолел главный (доминирующий в себе) порок чревоугодия, тот уже свободен от канонических постов (хотя строго говоря, канонами/догматами православия являются только оросы/правила вселенских соборов, содержащиеся в Символе веры), т. к. он и так всегда пребывает в свободном/добровольном/посильном/рассудительном/радостном/весёлом посте… 
  Но уже не по причине наличия в себе порока чревоугодия, а по причине  как благоразумной эффективности и практичности самого поста, как такового, так и по причине возросшего добролюбия (любви, стремления к посту как к заповеди Христовой и по причине радости от поста)…
  Ведь не надо ни готовить, ни мыть посуду… 
  И сама посуда-то почти не нужна - отломил хлеба, налил в кружку из крана воды и все дела… 
  Пост уже и сам по себе нравится такому человеку - беспристрастному к еде (человеку добролюбивому - христианину)... 
  Кроме того, правильное воздержание от употребления вкусной и обильной пищи, резко снижает сластолюбие человека вообще, увеличивая его в соборной добродетели мученичества...
  В святоотеческой литературе на эту тему есть одна поучительная история... 
  Жил-был один священник… 
  И однажды, один "доброжелатель" донес на него епископу, что, мол, этот священник перед Божественной Литургией и Святым Причастием обедает(!)… 
  Тамошний епископ вызвал того священника, что называется, к себе "на ковёр"… 
  Священник же тот, послушно приехав в епархию, зашёл в "приемную" и  скромно стал ожидать, когда его примет епископ… 
  А дело было летом (в южной стране), стояли сильные жара и духота… 
  Батюшка тот снял с себя верхнюю одежду и повесил её на протянутую в приемной веревку…
  "Секретарь" же епископа, увидев, что произошло, врывается к епископу в "кабинет" и с ужасом докладывает ему, что такой-то священник только что повесил свою одежду на пронизывающий "приёмную" лучик света, проникающий через дырочку в ставнях окон…
  Ибо батюшка тот, по причине своего преклонного возраста, был подслеповат и принял лучик света за верёвку… 
  Когда же епископ потом спросил его, почему он обедает не после Причастия, а до него, то священник в простоте своей ответил ему, что не хочет, чтобы на Христа после Причастия в животе падала пережёванная и смешанная со слюною пища… 
  Т. е. причиною такого неканонического поведения священника было его благоговение перед Господом… 
  Но, тем не менее, чтобы не соблазнять немощных людей, а также по послушанию правилам Церкви, епископ попросил священника кушать всё-таки после Причастия…
  На что батюшка тот незамедлительно дал своё смиренное согласие…

  "2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать.
  3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
  4 Итак, ... мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
  6 ... у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
  7 Но не у всех такое знание...
  8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
  9 Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
  11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
  12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
  13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
  (
1 Кор. 8)" 






 
  Итак, пост перед Причастием – суть узда для новоначальных христиан, проходящих стадию очищения от чревоугодия, как от главного своего порока...
  Пост перед Причастием - это молитвенное средство, помогающее им как умаляться в самом пороке чревоугодия, так и вследствие этого правильно причащаться Тела и Крови Христовых… 
  Пост новоначального христианина перед Причастием - это и средство, позволяющее ему в очередной раз увидеть свою реальную зависимость от удовольствия от еды...
  Пост перед Причастием - это средство, явным образом показывающее христианину его порочность (чревоугодие и сластолюбие)...
  Пост перед Причастием - это сильнейшее, смиряющее средство, приводящее христианина к покаянию в чревоугодии...
  Пост перед Причастием - это средство, развивающее в христианине ненависть к чревоугодию и любовь к воздержанию (необходимые условия для правильного Причастия)...
  Канонический пост христианина перед Причастием – суть его ступенька, средство к посту свободному, непрестанному, всегдашнему… 
  Пост же вообще, сам по себе как воздержание от употребления предметов, не являющихся жизненно необходимыми (как и все остальные заповеди Иисусовы) - суть средство разлюбить удовольствие и полюбить Христа...
  А теперь подумаем хотя бы и о том, сколько человек с вечера перед Причастием до самого Таинства Причастия сглатывает слюны, слизи из носоглотки, микрочастиц и пыли, вдыхаемых с воздухом и пр., и пр. (напр., мельчайшие остатки вчерашнего ужина, застрявшие между зубов и т. д., и т. п.)… 
  Или, например, посмотрите на такую казуистическую формальность: в 23:59 человеку пить и есть типа еще можно, а в 00:01 – уже типа и нельзя, а не то наступит вселенская катастрофа… 
  А если еще и часы вдруг отстали?...
  Необходимо ясно и четко понимать, что канонический пост является всего лишь уздою, формою, средством для послушания, за которым крайне важно видеть главное - его содержание, цель и смысл… 
  А не то можно легко превратиться в того самого, гордого и бессердечного, надменного Евангельского "фарисея"...
  И будет тогда "последнее" (гордость) для человека хуже "первого" (чревоугодия)...
  Рассудительность, рассудительность и еще раз рассудительность… 
  Поэтому было бы очень хорошо найти такого священника, который не принадлежит к формальным христианам (такого, который не подобен тем самым Евангельским фарисеям)… 
  А найдя, объяснить ему на Исповеди или и просто так, в беседе, свои машинальность и нечаянность употребления воды или еды… 
  И он непременно благословит Вас к Причастию… 
  А если такого батюшки нету, то не отчаивайтесь, а верьте, что во время Таинства Господь обязательно Вас истинно Причастит Своих и Тела, и Крови ведомым только Ему Одному, невидимым способом… 
  В истории Церкви таких чудесных случаев известно огромное количество…
  Только верьте… 
  Господь милостив, Он видит всё… 
  И всё может, и всё обязательно сделает…" 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/put/68263.htm

 





 
  
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
                              
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (15 Окт 12)
Просмотров: 8442

Поиск