Ответ: "Воздержание от еды и питья перед Причастием является одним из многих правил (канонов), установленных Церковью для христиан…
Пост перед Причастием помогает христианину, подверженному еще пороку чревоугодия, сильнее концентрироваться в молитвенном состоянии, крайне необходимом при его участии в этом Великом Таинстве…
Воздержание от любимой еды позволяет христианину разлюбить удовольствие, которое он получает от нее и полюбить Господа Иисуса...
И, как следствие, пост помогает христианину отвращать свое внимание от помыслов чревоугодия и неразвлеченно устремлять его ко Христу (молиться)...
Снижение уровня чревоугодия в христианине снижает и уровень его сластолюбия вообще, позволяя ему легче отвращать свое внимание и от других, зависимых от чревоугодия, родов удовольствия (например, от помыслов блуда)...
Благоразумный пост перед Причастием крайне необходим христианам, находящимся еще как на стадии очищения от главных пороков вообще, так и от чревоугодия, как от главного порока, в частности…
В Евангелии на Тайной Вечери Христос преподал апостолам Свои Тело и Кровь во время употребления ими мяса(!) ягненка (пасхи)…
Мало того, апостолы тогда даже еще не были формально и крещены…
Ибо Крестились они в день Пятидесятницы (и опять-таки, не канонически(!)), который празднуется христианами и как день Святой Троицы…
Казалось бы, мы здесь наблюдаем нарушения основных, церковных правил Причастия…
Введение поста перед Причастием было учреждено позже, из-за нерадения и безответственности людей (из-за их немощи)…
Даже и посты по средам и пятницам, и т. н. "большие" многодневные посты введены по нерадению людей к аскетизму, как узда для них (подобно законам Моисея для иудеев)…
Христианин же, освободившийся от чревоугодия, как от главного/доминирующего порока, не нуждается уже в узде - он благоразумно постится всегда и везде, каждый день (насколько ему позволяют обстоятельства и здоровье)…
Такой христианин беспристрастен к еде, ему всё равно что есть, он употребляет самые простые и дешевые продукты (экономя время, деньги и силы для жизни по Христовым заповедям)…
Когда иудеи спрашивали Христа о позволительности разводиться с женами, то Иисус им ответил, что Моисей разрешил развод иудеям из-за их жестокосердия…
Если бы евреям не разрешалось разводиться, то они бы возрастали в жестокости, издеваясь над своими надоевшими женами, калеча и даже убивая их…
Из двух зол выбирают меньшее: лучше блуд, чем ненависть с жестокостью…
Так же теперь и с постом…
Из-за человеческого нерадения он дан современным христианам…
Кто же победил/преодолел главный (доминирующий в себе) порок чревоугодия, тот уже свободен от канонических постов (хотя строго говоря, канонами/догматами православия являются только оросы/правила вселенских соборов, содержащиеся в Символе веры), т. к. он и так всегда пребывает в свободном/добровольном/посильном/рассудительном/радостном/весёлом посте…
Но уже не по причине наличия в себе порока чревоугодия, а по причине как благоразумной эффективности и практичности самого поста, как такового, так и по причине возросшего добролюбия (любви, стремления к посту как к заповеди Христовой и по причине радости от поста)…
Ведь не надо ни готовить, ни мыть посуду…
И сама посуда-то почти не нужна - отломил хлеба, налил в кружку из крана воды и все дела…
Пост уже и сам по себе нравится такому человеку - беспристрастному к еде (человеку добролюбивому - христианину)...
Кроме того, правильное воздержание от употребления вкусной и обильной пищи, резко снижает сластолюбие человека вообще, увеличивая его в соборной добродетели мученичества...
В святоотеческой литературе на эту тему есть одна поучительная история...
Жил-был один священник…
И однажды, один "доброжелатель" донес на него епископу, что, мол, этот священник перед Божественной Литургией и Святым Причастием обедает(!)…
Тамошний епископ вызвал того священника, что называется, к себе "на ковёр"…
Священник же тот, послушно приехав в епархию, зашёл в "приемную" и скромно стал ожидать, когда его примет епископ…
А дело было летом (в южной стране), стояли сильные жара и духота…
Батюшка тот снял с себя верхнюю одежду и повесил её на протянутую в приемной веревку…
"Секретарь" же епископа, увидев, что произошло, врывается к епископу в "кабинет" и с ужасом докладывает ему, что такой-то священник только что повесил свою одежду на пронизывающий "приёмную" лучик света, проникающий через дырочку в ставнях окон…
Ибо батюшка тот, по причине своего преклонного возраста, был подслеповат и принял лучик света за верёвку…
Когда же епископ потом спросил его, почему он обедает не после Причастия, а до него, то священник в простоте своей ответил ему, что не хочет, чтобы на Христа после Причастия в животе падала пережёванная и смешанная со слюною пища…
Т. е. причиною такого неканонического поведения священника было его благоговение перед Господом…
Но, тем не менее, чтобы не соблазнять немощных людей, а также по послушанию правилам Церкви, епископ попросил священника кушать всё-таки после Причастия…
На что батюшка тот незамедлительно дал своё смиренное согласие…
"2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
4 Итак, ... мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
6 ... у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех такое знание...
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
(1 Кор. 8)"
Итак, пост перед Причастием – суть узда для новоначальных христиан, проходящих стадию очищения от чревоугодия, как от главного своего порока...
Пост перед Причастием - это молитвенное средство, помогающее им как умаляться в самом пороке чревоугодия, так и вследствие этого правильно причащаться Тела и Крови Христовых…
Пост новоначального христианина перед Причастием - это и средство, позволяющее ему в очередной раз увидеть свою реальную зависимость от удовольствия от еды...
Пост перед Причастием - это средство, явным образом показывающее христианину его порочность (чревоугодие и сластолюбие)...
Пост перед Причастием - это сильнейшее, смиряющее средство, приводящее христианина к покаянию в чревоугодии...
Пост перед Причастием - это средство, развивающее в христианине ненависть к чревоугодию и любовь к воздержанию (необходимые условия для правильного Причастия)...
Канонический пост христианина перед Причастием – суть его ступенька, средство к посту свободному, непрестанному, всегдашнему…
Пост же вообще, сам по себе как воздержание от употребления предметов, не являющихся жизненно необходимыми (как и все остальные заповеди Иисусовы) - суть средство разлюбить удовольствие и полюбить Христа...
А теперь подумаем хотя бы и о том, сколько человек с вечера перед Причастием до самого Таинства Причастия сглатывает слюны, слизи из носоглотки, микрочастиц и пыли, вдыхаемых с воздухом и пр., и пр. (напр., мельчайшие остатки вчерашнего ужина, застрявшие между зубов и т. д., и т. п.)…
Или, например, посмотрите на такую казуистическую формальность: в 23:59 человеку пить и есть типа еще можно, а в 00:01 – уже типа и нельзя, а не то наступит вселенская катастрофа…
А если еще и часы вдруг отстали?...
Необходимо ясно и четко понимать, что канонический пост является всего лишь уздою, формою, средством для послушания, за которым крайне важно видеть главное - его содержание, цель и смысл…
А не то можно легко превратиться в того самого, гордого и бессердечного, надменного Евангельского "фарисея"...
И будет тогда "последнее" (гордость) для человека хуже "первого" (чревоугодия)...
Рассудительность, рассудительность и еще раз рассудительность…
Поэтому было бы очень хорошо найти такого священника, который не принадлежит к формальным христианам (такого, который не подобен тем самым Евангельским фарисеям)…
А найдя, объяснить ему на Исповеди или и просто так, в беседе, свои машинальность и нечаянность употребления воды или еды…
И он непременно благословит Вас к Причастию…
А если такого батюшки нету, то не отчаивайтесь, а верьте, что во время Таинства Господь обязательно Вас истинно Причастит Своих и Тела, и Крови ведомым только Ему Одному, невидимым способом…
В истории Церкви таких чудесных случаев известно огромное количество…
Только верьте…
Господь милостив, Он видит всё…
И всё может, и всё обязательно сделает…"