Это напоминает взаимоотношения между больным, попавшим в больницу и его лечащим врачом...
Если человек порезал палец, то врач по своей воле накладывает повязку и разрешает ему гулять...
А если человек сломал ногу, то врач накладывает ему гипс и определяет лежачий режим...
Действия врача (так же как и Божия воля о внешних обстоятельствах, поступках человека) зависят от действий больного (от человеческих помыслов) и направлены на его выздоровление (на его трезвение - прежде всего покаяние и спасение)...
"3 Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и всё сбывалось.
(Ис. 48)"
Неправильное же использование человеком своей свободы лежит в самом основании зла (греха) и определяет всю его специфику (напр., особенности порочности)...
В соответствии с этой индивидуальностью (изменяющейся со временем), Бог и определяет для каждого конкретного человека те или иные внешние обстоятельства вообще и телесные его поступки, в частности...
Бог подобен врачу, назначающему одному больному - касторку, другому - рвотное, третьего отправляет на юга в жаркие страны, четвертого - на север (в холодок или на мороз), определяя при этом особые (индивидуальные же) лекарства и режим (в строгом соответствии с тем или иным заболеванием и особенностями человека - возрастом, полом, характером и пр.)...
Одного врач режет скальпелем, а другому делает припарки, кормит его молоком и медом, и пр., и пр. ...
Как врач лечит своей властью пациента от телесных болезней, так и Бог лечит человека невольными телесными поступками и др. внешними обстоятельствами от безрассудного употребления своей свободы, происходящих от него порочности, нераскаянности и духовной погибели человека...
Цель и смысл внешних действий человека (как и всех его внешних обстоятельств) - привести человека к трезвению (прежде всего к покаянию) и к последующему его спасению...
Или и другими словами: цель и смысл внешней несвободы заключается в том, чтобы склонить человека (научить его) к правильному применению (использованию) свободы внутренней (положительно/согласительно относиться/реагировать к добру и отрицательно/несогласно ко злу - от авт.), через которую только и возможно спасение человека...
"10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю.
11 Я воззвал орла (Вавилонского царя Кира - от авт.) от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.
(Ис. 46)"
"1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;
3 и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
8 Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
(Ис. 45)"
"32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его ...
34 Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силён смирить ходящих гордо.
(Дан. 4)"
Может ли человек быть орудием бесовским или невольным инструментом других людей?...
Может...
Как вольно, так и невольно...
Как внутри, так и снаружи...
Но только нельзя забывать о всём изложенном выше, т. к. свобода человека распространяется в тех же критериях и на бесов...
Т. е. и все внешние бесовские действия (вспомним искушение Евы в раю сатаною) тоже происходят по воле Божией ради спасения (покаяния всех людей)...
Яркой соответствующей иллюстрацией на эту тему является приводимый ниже фрагмент из Кн. прор. Иеремии:
"23 Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.
(Иер. 10)"
Осознание и согласие со всем вышеизложенным имеет далеко идущие аскетические последствия...
Любые "злые" поступки людей не позволяют их осуждать, поскольку являются проявлением воли Божией...
Наоборот, "злых" людей (в соответствии с вышеизложенным) следует жалеть, благодарить, каяться и молиться за них как за себя самого...
Ибо вред они причиняют только себе, но подвигают к покаянию (спасению) всех окружающих их людей...
И наоборот - добрые поступки праведных людей не позволяют их превозносить ближним, не позволяют самому праведнику тщеславиться, но подвигают всех к благодарности к Подателю доброделий - Богу, увеличивая всех людей в живой вере в промыслительность (милость) Божию...
Невольность доброделий позволяет людям не себя превозносить, а прославлять Господа ("Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему слава")...
Свобода (несвобода) человека очень трудна для его понимания...
Человек несвободен в телесных (внешних) действиях, но тем не менее, они непосредственно связаны с его внутренними действиями...
Поскольку воля Божия о внешних поступках человека определяется его внутренней свободой (помыслами), то можно со всей очевидностью уяснить влияние человека и на свою телесную жизнь...
Выбирая те или иные помыслы (страсти или благости), человек тем самым опосредованно/косвенно, кроме своего личного (положительного/одобрительного/согласного или отрицательного/отвергающего/игнорирующего) отношения к добру и злу (преодолевая искушение или впадая в него) определяет/выбирает и соответствующие им внешние действия...
Здесь проявляется своеобразный симбиоз (синергия/соработничество) человека и Бога (относительной свободы человека и абсолютной свободы любви Бога)...
До Тайной Вечери и во время Неё, Христос многократно - и приточно, и прямо обличал Иуду Искариотского в предстоящем предательстве Его первосвященникам...
Господь даже угрожал ему ужасными последствиями, предупреждая, что лучше бы ему было и не родиться вовсе...
И когда Иуда всё же окончательно принял намерение/решение предать Иисуса, Тот Сам повелел ему скорее делать то, что тот должен был сделать...
А вот подобные же примеры и из Ветхого Завета:
"4 Идите в Вефиль – и грешите, в Галгал – и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро ...
(Ам. 4)"
"16 ... пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
(Ав. 2)"
И моление Господа в Гефсиманском саду о Чаше, также ясно указывает на волю Божию о Крестных страданиях и позорной смерти Иисуса...
Поскольку Жертва Христова была невозможна без предательства Его первосвященниками Пилату, то совершенно понятно, что и оно (предательство) также было составной частью промысла Божия...
Т. е. даже такие гнусные на первый взгляд внешние действия Иуды и первосвященников произошли по воле(!) Господней...
Гнусность этих поступков заключена не в них самих как таковых, а в намерениях (порочных устремлениях, целях) их исполнителей...
К сожалению, ни Иуда, ни иудеи в последствии так и не раскаялись - в очередной раз неправильно воспользовались своей свободой...
Здесь резонно возникают два вопроса о виновности (вреде) человека (и другим людям) в его внешних поступках (от грехов)...
Человек виновен в злых наружных действиях (по терминологии нашего сайта - в грехах) только потому, что он к ним стремится (хотя бы и неосознанно, хотя бы и невольно по причине привычки или навыка, приобретенных ранее свободно)...
Т. е. причиной внешней вины (зла) человека все равно являются его свободные и осознанные внутренние поступки - согласие и стремление к порочным помыслам, сочетание, сосложение с ними и соответствующие им намерения (стремления) к совершению тех или иных соответствующих же, телесных действий, закрепляющихся и развивающихся в последствии в порочные привычки и навыки...
Становится понятным отсюда, что и вина, и вред от неправильного использования человеком свой свободы (вред от нее) он причиняет только себе самому, ибо промысел Божий обустраивает все внешние действия человека (все его наружные обстоятельства) к пользе всех людей - к их спасению (через покаяние)...
Если все внешние поступки человек совершает по воле Божией, то почему тогда Бог в Библии постоянно "предъявляет претензии" грешникам?...
Именно потому, что они не хотят каяться в них (спасаться), соблазняя при этом и ближних к нераскаянности своим упрямством (жестоковыйностью)...
Сколько раз в Св. Писании Господь обличал евреев в грехах - но они тем не менее (даже и поголосив, и поплакав) продолжали свою порочную жизнь...
Их раскаяние, так же как и раскаяние Иуды Искариотского (о котором упомянул св. ап. Матфей) относится не к покаянию (см. Добродетели), а к комплексу неполноценности (см. Пороки)...
Покаяние устремлено ко Христу и относится к заповедям Божиим, т. к. ведет человека через смирение к его спасению...
А раскаяние устремлено к сожалению о своих немощах (недостатках) и относится к заповедям человеческим (бесовским), т. к. ведет человека через гордость к погибели...
Раскаяние само по себе является лишь составной частью покаяния и без исполнения человеком в полной мере (без рассудительности) всех остальных его (покаяния) составляющих является пороком, т. к. исходит из сластолюбия и неотделимых от него гордости, своеволия и злолюбия...
Происходит то самое, о чем предупреждал Христос евреев (а в их лице всех людей) в Евангелии...
Господь особо отмечал, что неверный даже и в малом (напр., в раскаянии/покаянии) - неверен во многом (напр., в покаянии/спасении)...
Но были в св. Писании и примеры, достойные подражания...
Например, когда Давид прелюбодействовал с Вирсавией, коварно умертвив ее мужа Урию, Бог обличил его через пророка Нафана...
Давид немедленно покаялся и Господь немедленно же простил его...
Библия являет читателям множество ярких и контрастных примеров, на основе которых становится совершенно понятно, как свободой пользоваться правильно, а как - не правильно...
У Христа было множество учеников...
Чем отличались друг от друга Иуда Искариотский и Петр (Симон)?...
Практически ничем - оба были в годах, женаты, оба евреи, оба, что называется, из простого народа и пр. ...
Единственная разница между ними была не принципиальной - они отличались только разновидностями своих главных пороков...
В Иуде преобладало сребролюбие, соединенное с коварством (вспомним его лицемерный поцелуй в Гефсиманском саду и вкрадчивое: "Равви" и пр.)...
В Петре же доминировало своеволие, соединенное с самонадеянностью (вспомним его постоянные прекословия Иисусу, вынужденному жестко обличить его соответствующим обращением: "сатана")...
Обоих же их Христос многократно призывал к покаянию и исправлению...
Оба они не слушали Господа, не желая каяться (правильно использовать свою свободу), пребывая в упрямстве (жестоковыйности)...
И оба же они в конечном итоге были приведены Иисусом к естественному завершению своего безрассудства - к предательству...
Оба они, хоть и разными способами, но предали Христа...
А вот уже после этого и начинает проявляться принципиальная разница между Иудой и Петром...
Петр воспользовался свое свободой правильно (во спасение) - он выбрал покаяние и жизнь бесконечную...
А Иуда употребил свою свободу неправильно - он выбрал отчаяние, самоубийство и смерть вечную...
Аналогичный зеркальный пример (практически "один в один") Евангелие демонстрирует и на Голгофе в лице двух разбойников, среди которых был распят Господь...
Особенно поучительны "биографии" двух близнецов - Исава и Иакова (будущего Израиля)...
С самого детства они по-разному использовали свою свободу, будучи идентичными и по генетике, и по во возрасту, и по социальной среде...
В результате и их судьба (внешняя жизнь, телесные поступки) была разительно отлична одна от другой...
Т. е. Бог делает все ради покаяния (спасения) людей - Он не только внешние их поступки осуществляет, но и Он же обличает их, если грешники не хотят каяться, что называется, "тормозят"...
Каждого человека (независимо от его морально-нравственного уровня или вероисповедания) Бог как бы носит в Своих ладошках, предлагая ему те или иные (и внутренние, и внешние) обстоятельства, показывая человеку, какие из них добрые, а какие злые и помогая злые не принимать, а с добрыми соглашаться и усваивать их себе...
И только от самого человека зависит (а если не зависит - то это не влияет на его спасение), как он воспользуется своей свободой выбора - одним из главных признаков, отличающих человека от всех остальных творений Божиих...
Из всего вышеизложенного становится понятной и очевидная причинно-следственная взаимосвязанность как внешней и внутренней свободы человека (его воли), так и воли Божией по отношению к нему (промыслительности)...
Становится ясным и то, что понятие свободы неотделимо от понятия греха...
Любой человеческий поступок сам по себе не может являться грехом...
Точно так же, как любой человеческий поступок сам по себе не является доброделием...
Грехом является только такое телесное действие, которое совершается во время стужевания (во время свободных и осознаваемых страстей)...
Точно так же, как доброделием является только тот внешний поступок, который совершается во время трезвения (во время свободных и осознаваемых благостей)...
Соединеняется внешнее с трезвением (благостями) - это доброделие...
Соединяется наружное со стужеванием (страстями) - это грех...
Со всею определенностью и ясностью пытался это втолковать Христос фарисеям, когда говорил им, что "не оскверняет человека есть неумытыми руками"...
Иисус с горечью объяснял надменным книжникам, что оскверняется человек "извнутрь", а не снаружи - что из сердца человеческого исходит зло, перечисляя им наиболее страшные их пороки...
Понятие греха как того или иного внешнего действия самого по себе было введено Богом в Ветхом Завете для разнузданных евреев как некие границы добра (подобно красным флажкам для волков)...
Для человека же, живущего по закону любви, нравственна узда уже не нужна - все что делает такой человек, является по определению делом добрым (напр., умерщвление Финеесом прелюбодействующих еврея и язычницы)...
Полезность (вредность) тех или иных телесных поступков человека целиком и полностью зависти от полезности (вредности) его поступков внутренних (трезвения/стужевания)...
Греховность (добродетельность) любых внешних действий человека целиком и полностью зависит от греховности (добродетельности) его действий внутренних (стужевания/трезвения)...
Характер внешних действий человека (их количественный и качественный состав) целиком и полностью зависит от воли Божией, но определяется характером внутренних поступков человека и промыслительностью Господней...
Грех призван подвигать людей к покаянию, а доброделие предназначено к прославлению (благодарению) Господа...
Все ради спасения человека...
Говоря о неправильном (вредном, порочном) использовании свободы фарисеями, Христос усиленно убеждал их "очищать прежде внутреннее чаши" (правильно применять Божий дар свободы), чтобы и "внешнее (доброделия) было чистым (полезным)", а не грязным (вредным) грехами...
Внешняя жизнь фарисеев была безукоризненной (соответствовала закону), но из-за своей внутренней порочности являлась грешной, а не доброй - все телесные поступки книжников и иже с ними, не смотря на кажущуюся праведность, на самом деле являлись грехами...
Недаром Иисус с гневом называл первосвященников гробами повапленными (подбеленными/подкрашенными) снаружи, внутри же исполненными зловония...
Огромное значение понятию человеческой свободы уделяется в Кн. прор. Исайи:
"13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими (внешними делами), и языком своим (телесными поступками) чтит Меня, сердце же его (неправильное использование свободы) далеко отстоит от Меня, и благоговение (выбор зла вместо добра) их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (грех);
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом (невольность самонадеянных евреев во внешних обстоятельствах вообще и в их телесных поступках, в частности), чудно и дивно, так что мудрость (гордость и своеволие) мудрецов его погибнет, и разума (самонадеянности) у разумных его не станет.
15 Горе тем (неблагоразумным), которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл (неправильное применение свободы) свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке (выбора стужевания, страстей, зла) и говорят (безрассудно им самонадеянно): «кто увидит нас? и кто узнает нас?»
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника (Бога - Творца), как глину (тварь)? Скажет ли изделие (телесные действия самонадеянного, безрассудного человека) о сделавшем его (Боге): «не он сделал меня (не по воле Божией, а по моей собственной свободе я поступаю внешне)»? и скажет ли произведение (безрассудный человек) о художнике (Боге) своем: «он не разумеет (не творит мою внешнюю жизнь)»?
(Ис. 29)"
Здесь возникает резонный вопрос - если все внешнее у человека может происходить по воле Божией (ради спасения всех людей), то зачем тогда брать благословение на те или иные телесные поступки или спрашивать у духовно развитых людей о пользе (вреде) тех или иных внешних планов (действий)...
Эти вопросы довольно развернуто раскрыты как в нашем ответе на соответствующий вопрос о том, что такое благословение священника, так и в Св. Писании (напр., в Деяниях св. апостолов, когда даже и они советовались друг с другом, собираясь по важным проблемам в Иерусалиме)...
Отметим лишь вкратце, что благословение на то или иное действие берется не ради самого по себе этого действия, а ради того, чтобы это самое действие осуществлялось с максимально возможной пользой для человека, осуществляющего его (напр., для умаления главного порока) - т. е. для того, чтобы этот телесный поступок помогал человеку трезвиться (каяться, размышлять, молиться и пр.)...
Благодать Божия, подаваемая через священника при благословении - замечательное подспорье для трезвения при любом внешнем деле...
Советоваться же с рассудительными и духовно "продвинутыми" людьми очень полезно для любого человека, т. к. советование (просьбы) эффективно смиряет человека...
Кроме того, для человека новоначального (не стяжавшего еще дара рассудительности) очень полезно делать все своевременно, умеренно и уместно...
А опытные (искусные, искушенные) духовные отцы и наставники как раз для этого и предназначены - чтобы предлагать самые полезные варианты безрассудным еще (глупым и неопытным) новоначальным (максимально способствующие их покаянию, молитве и пр.)...
Любое телесное действие предназначено для духовного исцеления (покаяния прежде всего) человека - предложить именно и есть задача и цель правильного совета...
Когда Господь повелевал вырвать и отбросить соблазняющий глаз (и пр. члены тела) - Он имел ввиду и безрассудные внешние поступки людей, препятствующие их покаянию (трезвению) и спасению в конечном итоге...
Т. н. царский (внешний) путь ("глаза" и пр. члены) христианина именно тогда и осуществляется им (преподается ему Господом), когда человек правильно применяет величайший Божий дар своей внутренней свободы...
В этом случае все внешние (и неразрывно связанные с ними внутренние) обстоятельства и действия способствуют человеку трезвиться, а не стужеваться ("соблазняться")...
Трезвение человека как бы "вынуждает" Бога осуществлять соответствующие ему телесные действия, в свою очередь, развивая саму способность трезвиться и неотделимую от него способность правильно использовать свободу...
Теснейшая (и парадоксальная на первый взгляд) причинно-следственная взаимосвязанность внутренней свободы, трезвения и внешней несвободы...
Одни те же поступки - грех и доброделие (одинаковые снаружи, но разные внутри) помогают (призваны способствовать) одному и тому же покаянию (трезвению)...
Свидетельствует об этом и история жизни иудейского царя Езекии, через смертельную болезнь (внешнее) пришедшего к покаянию и в результате избежавшего смерти (изменившего Богом это самое внешнее) на 15 лет - выздоровевшего:
"1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.
8 Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.
9 Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни:
10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
11 Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;
12 жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
13 Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
14 Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.
15 Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей.
16 Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь.
17 Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой.
18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
20 Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем».
(Ис. 38)"
Хочется привести здесь еще одно свидетельство невольности внешних поступков человека, заимствованное у великого пророка, которого св. отцы называли ветхозаветным Евангелистом...
Исаия рассказывает об ассирийском царе Сеннахириме, завоевавшем огромное количество всяких стран и народов и безрассудно уповавшему в связи с этим лишь на свои административные и полководческие способности, а также на многочисленную армию...
Сеннахирим пришел в Иудею и Самарию (Израильские царства), захватил их города и встал со своим огромным войском под стенами Иерусалима, хуля Бога, надмеваясь своим мнимым могуществом и намереваясь покорить Град Господень...
За одну ночь Ангел Божий умертвил 185000 человек в стане ассирийском...
Сеннахирим с остатками своей челяди бежал и был бесславно убит своими собственными сыновьями в своем же собственном языческом храме...
Как говорится - комментарии излишни...
Ну а теперь - и собственно тот фрагмент из Книги великого пророка Божия Исаии, где Господь обращается к надменному Сеннахириму:
"23 Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святаго Израилева.
24 Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его;
25 и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
26 Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?
27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня.
29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел.
(Ис. 37)"
"5 И было слово Господне ко мне:
6 не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.
7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8 но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
11 Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши.
12 Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца».
(Иер. 18)"
Осознание (понимание) понятия свободы человека в деле его спасения невозможно переоценить (в силу его фундаментальности)...
Именно свобода, например, позволяет человеку после исхода его души из тела выбрать Царство Небесное во Христе, а не геенну...
Если человек в течение своей земной жизни приобретет порочный навык выбирать удовольствие вместо Иисуса, то после смерти своего бренного тела, он в силу приобретенного порочного же навыка не сможет выбрать Господа...
Человек, привыкший выбирать удовольствие в своей земной жизни и после ее окончания вне всякого сомнения не сможет (не захочет) выбрать Господа...
Ему останется только одна альтернатива - вечное пребывание без Бога в аду...
В силу крайней простоты понятия человеческой свободы, нашему сложному человеческому уму очень трудно не только точно и полно выразить его в словах (простите нас, если мы не оправдали Ваших надежд в своем ответе на Ваш вопрос), но и осознать его в полной мере...
И поэтому понимание термина человеческой свободы должно являться (как нам кажется) предметом максимально частого и усердного размышления для любого православного христианина...
По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), ум человека должен непрестанно пребывать (как бы плавать) в учении Христовом, неотъемлемой частью которого и является такое фундаментальное понятие, как свобода человека...
В заключение хочется ещё раз акцентировать Ваше внимание на том, что Бог никогда не ограничивает стратегическую свободу человека во время его земной жизни - только сам человек выбирает конечную цель (спасение во Царствии Небесном или погибель в геенне)...
А вот тактическая свобода человека (как внутренняя на уровне помыслов, так и внешняя/телесная на уровне любого поступка/действия) непрестанно подвергается Божией коррекции/изменениям/принуждению в соответствии с промыслом Господним ради спасения как самого человека, так и его ближних (людей, с которыми он находится в общении/контакте как непосредственно/лично, так и опосредованно/дистанционно/заочно)...
Человек (особенно бесчинный/нечестивый) нередко является просто инструментом в руке Божией, которым Господь либо непосредственно, либо через ангелов или бесов привлекает к покаянию/спасению как его ближних, так и его самого...
В человеке (во всём его совокупном естестве), как в орудии Божием (инструменте Его промысла) просто могут происходить те или иные процессы - как внутренние, на уровне помыслов (страстей, благостей), так и внешние, на уровне телесных поступков/действий (слов, грехов, доброделий) и пр. ...
Человек по своему собственному навыку (как доброму, так и злому) или по наследству/генетически (в результате первородной повреждённости, доставшейся всем современным людям от согрешивших в раю Адама и Евы) может лишить и сам себя свободы выбирать между добром и злом или даже и между предметами нейтральными (не относящимся к морально-нравственным категориям)...
Высшая морально-нравственная задача христианства как раз и заключается в том, чтобы приобрести непадательное состояние - стяжать добрый навык доброй несвободы...
Одно дело быть в состоянии не грешить (не выбирать зло) и совсем другое дело не быть в состоянии грешить (выбирать зло)...
Христианин как раз и должен добровольно стремиться к несвободе доброй - стяжать добрый навык пребывать всегда в добре - всегда выбирать добро и его Источник, Добро Абсолютное - Бога в Господе Иисусе Христе...
Добровольный отказ от от собственных воли и ума и добровольное же стяжание ума и воли Христовых...
Единомыслие любви, из которого происходит и вся единомысленная жизнь (и внутренняя, и телесная) человека-христианина, стремящегося стать богом по благодати...
Ибо для того и стал Бог человеком, чтобы человек/человечество стал/стало богом/богами...
Из всего вышеизложенного становится понятным то, что свобода выбора и принуждение не совместимы - эти понятия антагонистичны...
Но Бог в Своём промысле премудро использует их как весьма эффективные инструменты в деле спасения падшего человечества...
Весь Ветхий Завет приуготавливал евреев к принятию Иисуса Христа, со всеми подробностями объясняя им в Св. Писании, как именно произойдёт явление Мессии - Помазанника Божия...
Если простой народ и был слабо просвещён в Писаниях, то уж религиозная элита Израиля во главе с первосвященниками, книжниками, фарисеями и старейшинами народными, в совершенстве знала Ветхозаветные Книги...
Как Моисей (образ Христа) был вождём евреев (образ падшего человечества), изводящим их из Египта (образ нечестивой жизни) так и фарисеи (и иже с ними) должны были указать невежественному еврейскому народу на Иисуса как на Христа Божия - Спасителя...
Эту несостоявшуюся религиозную обязанность фарисеев Христос ясно обличал, говоря, что на Моисеево седалище сели фарисеи, что они и сами в Царство Небесное не идут, и другим препятствуют, хуля Бога в Сыне человеческом - не признавая Иисуса Христом, но лицемерно обвиняя Его в богохульстве...
Правильно говорят, что рыба гниёт с головы...
Фарисеи не занимались в должной степени духовным просвещением народа израильского, не только оставляя его в неведении, но и вводя его в религиозное заблуждение, лицемерно исключая в Иисусе признаки Мессианства и усвояя Ему несуществующие признаки лжепророка, грешника, бесноватого и возводя на Него пр. клеветы...
Если бы фарисеи не видели в Иисусе Христа, то их хула на Него как на человека была бы простительна ("хула на сына человеческого"), но поскольку они свободно и осознанно хулили в Иисусе Христа (божество/Бога/Мессию), то понятно, что тем самым они отрицали и своё собственное спасение в лице Спасителя (непрощение хулы на Духа Святого)...
Не случайно своих апостолов Христос выбрал из среды простого народа израильского, не подверженного лицемерию, славолюбию, властолюбию, зависти, сребролюбию и пр. порокам...
Это были люди, которые, в отличие от фарисеев, закосневших в злых навыках (стяжавших уже злую несвободу/рабство греха), обладали способностью выбирать между добром и злом - которые благодатью Божией смогли усмотреть в Иисусе Христа - Сына Божия (о чём и засвидетельствовал Пётр)...
Иисус не желал давить на евреев в их свободе признать Его Христом Божиим...
Он намеренно давал израильтянам возможность самим, без принуждения определиться со своим важнейшим в жизни выбором - отношением к Иисусу...
Не только из скромности Христос просил своих учеников не разглашать до поры (до Своих Воскресения, Вознесения и Дня Пятидесятницы) о том, что Он Сын Божий, но и из нежелания/бесполезности/вредности давления на людей в ограничении их принципиальной/стратегической свободы выбора между добром излом, между жизнью и смертью, между погибелью и спасением, между генной и Царством Небесным/Божиим...
Не только из скромности Христос просил облагодетельствованных им калек не сообщать о чудесах исцелений, которые Он совершал по отношении к ним - ведь чудеса могут не только соблазнять людей, но и принуждать их, давить на них, в той или иной степени лишая их свободы выбора...
Иисус, напр., легко мог бы родиться в храме Иерусалимском...
Мария могла бы остаться при храме навсегда, не выходить видимо/мнимо замуж, но чудесно зачать и чудесно же родить Богочеловека-Мессию в присутствии и под наблюдением всей религиозной элиты Израиля...
Тогда бы высшее духовенство Израиля вынуждено было по необходимости - ввиду явленных Мессианских чудес принудительно признать в Иисусе Христа, что противоречит самому понятию свободы человека...
Но что же произошло на самом деле?...
Отроковица Мария (по обету посвящённая своими родителями Анной и Иоакимом Богу) вдруг покидает (по нашим подсчётам в 12-13-тилетнем возрасте) храм Соломонов (в который Она была введена вскоре после окончания обычного для того времени трёхлетнего грудного материнского вскармливания), выходит замуж (за простого плотника, а не за какого-нибудь князя мира сего) и через положенный срок рожает Младенца (по словам лицемерных фарисеев - плотникова сына, у которого и братья есть, и сёстры, которых они всех знают и пр.)...
А где и как родился Иисус, Вы наверняка и Сами прекрасно помните - мягко выражаясь, не совсем "благородно"...
"Благородство - не в знатности предков, но в беспорочности нравов.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
Зачем же (для чего) такая скрытность Рождества Богомладенца - как бы некая Его маскировка/"шифрование"?...
Чтобы не давить на свободу евреев вообще и на свободу фарисеев в частности, как минимум, чудесными Зачатием и Рождеством Иисуса, которые (в отличие от остальных жизненных обстоятельств Христа) невозможно было бы скрыть, если бы Мария оставалась в Иерусалимском храме...
Вначале (до проповеди Евангелия) все должны были думать/считать, что Иисус зачался и родился естественным образом/способом, будучи обычным человеком, чтобы не принуждать свободу евреев - в первую очередь фарисеев, как духовную главу народа израильского, с которой "рыба" (народ) не только "гниёт" (погибает во зле славо/сребро/властолюбия, лицемерия, зависти, коварства, наглости, упрямства и пр.), но и может благоденствовать (спасаться во Христе)...
Христос как бы прикрыл Своё божество обычной человеческой биографией и человеческим телом/естеством не только из скромности (ибо Он многократно показывал и дерзновение), но и желанием предоставить всем евреям свободу выбирать между Ним как человеком - Иисусом и между ним как Богочеловеком - Христом...
Вспомним о волхвах - не зная Писаний, будучи вообще язычниками (образ будущих христиан-неевреев), они, тем не менее, невзирая на множество опасностей и трудностей в пути, пошли за тридевять земель исповедать Иисуса Христом...
И исповедали (образ православных, обратившихся в последствии из язычества и атеизма)...
В заключение мы хотим поделиться некоторыми нашими соображениями, которые не почерпнуты у св. отцов и могут рассматриваться только как информация к размышлению...
Почему именно в тот момент, а не в другой, Мария покинула храм Иерусалимский?...
Потому что Она, как нам кажется, должна была именно в то время войти в репродуктивный возраст...
Мы не исключаем возможности/вероятности того, что Благовещение и сразу произошедшее за Ним (одновременно с согласием Марии) чудесное Зачатие Иисуса произошли именно в момент самой первой овуляции пресвятой Отроковицы (и поэтому незамеченной/непонятой Ею)...
Когда Мария спросила арханг. Гавриила о том, "как это (зачатие, беременность, роды и пр.) будет, если я мужа не знаю", нам кажется, что она имела ввиду не столько отсутствие телесной близости со своим мнимым мужем Иосифом (ибо естественным является отсутствие близости между благочестивым/праведным мужчиной и ребёнком, даже если они формально и состоят в браке), сколько свой ранний ещё, отроческий/нерепродуктивный возраст - свою неспособность к деторождению (ибо это и было вышеестественным/чудесным)...
А около полугода ранее Гавриил явился в храме Иерусалимском престарелому священнику Анании и объявил ему о грядущем зачатии и рождении у его престарелой жены Елисаветы сына Иоанна...
Здесь просматриваются как бы зеркальные ситуации, когда зачатие и беременность наступают у людей (вспомним и Авраама с Саррой), пребывающих во внерепродуктивном возрасте - только Мария его ещё не достигла, а Елисавета уже миновала его...
Поразительнейшая, прямо-таки захватывающая дух, своевременность промысла Божия...
Потрясающая Премудрость Божия...
Неизъяснимо велик промысел Божий и невыразимо чудны дела Его..."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово архим. Тихона (Шевкунова), статьи митр. Филарета (Вознесенского), архиеп. Феофана (Быстрова), митр. Сурожского Антония, дьяк. Павла Сержантова, митр. Лимассольского Афанасия, иер. Сергия Бегияна с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Православие и мир...
Ссылки прилагаются:
http://www.alexey-osipov.ru/
http://www.pravoslavie.ru/put/52288.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/3335.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/3369.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/62720.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/63245.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/63246.htm
http://azbyka.ru/video/category/4-xristianstvo/meshayut-li-dogmaty-svobode/
http://azbyka.ru/dictionary/17/svoboda-all.shtml
http://azbyka.ru/dictionary/03/volya.shtml
http://azbyka.ru/dictionary/15/proizvolenie.shtml
http://azbyka.ru/dictionary/17/svoboda.shtml
http://www.pravmir.ru/o-nasilii/
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|