"13 ... Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению.
(Филип. 2)"
"25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
(Лк. 12)"
"13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
(Рим. 7)"
"1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
(Прит. 16)"
"21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом.
(Прит. 19)"
"24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
(Прит. 20)"
"1 Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.
(Прит. 21)"
"10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
(Ис. 8)"
"28 Который (Бог - от авт.) говорит о Кире (царе Вавилонском(!) - от авт.): пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»
(Ис. 44)"
"Сегодня пытаюсь осторожно извлечь муравья из сахарницы, а он уворачивается и не хочет выходить. И вдруг я понял: он, может, всю жизнь мечтал в сахарницу попасть, а ты ему только мешаешь и злишь его. Так вот, братья, я никого не извлекаю из сахарницы. Пусть каждый сам для себя определится, что для него слаще: земное или Небесное.
Хотя опасность умереть прямо на куче сахара, обнявшись с нею, очень велика. И рисковать не посоветовал бы никому. Это и есть замысел и сеть демонская нам. Но есть и зов Божий, и путь спасения, и ведь нельзя сказать, что мы его не знаем.
Проще сказать словами святого: «Всякий собственно сам себя лишает таких благ соответственно своей неисправности. (Прп. Симеон Новый Богослов)""
"Основной признак образа Божия в нас – свобода выбора. Возможность склонить наше произволение вправо или влево – отличительная черта человека. И нужно беречь этот дар и употреблять его по назначению – для созидания, а не для разрушения себя и мира вокруг! (Протоиер. Артемий Владимиров)"
"В молитвенной практике нет выбора: или мы управляем умом, или ум управляет нами; или мы побеждаем помысел, или помысел побеждает нас. (Прп. Силуан Афонский)"
"Как происходит процесс приобретения благодати Божией? Возьмем простой пример: верующий человек оказался в компании людей, которые в церковь не ходят, Богу не молятся и не знают благодати Божией. И вот ему предлагают нечто, что противно учению Христову. Допустим, начинают кого-то осуждать и ищут у него поддержки. И хотя по расположению своего сердца он также готов осудить, но он вспоминает, что Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете», «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», – и ставит препятствие на пути этому греху. Он говорит: «Господи, Ты мне помоги, чтоб мне не осуждать».
В человеке в этот момент борются две силы: человекоугодие и любовь ко Христу. К чему он склонится? Если к своим друзьям, которые подбивают его на грех, тогда он потеряет благодать Божию; а если он все-таки упорно склонится на сторону Господа Иисуса Христа, то получит крупицу благодати Божией. И так всегда. Вот меня обидели – если я простил, я получу благодать Божию; если я желаю отомстить, я благодать Божию теряю. И наша жизнь из этого и складывается: либо мы делаем шажок в сторону Царствия Небесного, либо откатываемся назад. Идти в храм или не идти? Пойду – получу благодать Божию, не пойду – ничего не получу, а, может быть, потеряю и то, что имею. Причащаться или не причащаться? Читать Евангелие или не читать? Сделать доброе дело или не сделать? Помолиться или нет? Помолюсь – получу благодать Божию, не буду молиться, лень мне – не получу благодати Божией, а, может быть, мне еще дьявол какой-то помысл будет вкладывать и я совершу падение.
То есть жизнь наша – это постоянная борьба. Федор Михайлович Достоевский так и говорил, что в сердце человека Христос с сатаной борется. Каждый христианин является воином Христовым. И если мы боремся, если просим у Бога помощи, то будем всегда выходить победителями. И так постепенно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, десятилетия за десятилетиями всегда находясь в этой битве, мы будем продвигаться к Царствию Небесному.
Если же мы будем жить, как люди живут, вот что хочу, то и делаю: хочу спать – сплю, не хочу спать – не сплю, хочу – телевизор смотрю, не хочу – не смотрю, меня обидели – значит, я обругал, меня оклеветали – я вдвойне, у меня попросили – я не дал, мне нахамили – я трижды нахамил в ответ; если мы так будем жить, то никакого Царствия Небесного не увидим, потому что Царствие Небесное заключается в том, чтобы всю свою природу, поврежденную грехом, переквасить, исправить с помощью благодати Божией. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
"Если человек не хочет зла, то душа свободна. А если он не делает зла, то и тело свободно; все зависит только от одной злой воли. Бог, невидимый для всей созданной твари, не имеющий меры и величины, всюду присутствующий и все наблюдающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, каждому открывает Себя соответственно: святым Ангелам, как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам, как злым, давая согласие на испытание людей. Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай то, что тебе угодно, живи как хочешь...
Если человек не хочет зла, то душа свободна. А если он не делает зла, то и тело свободно; все зависит только от одной злой воли.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"
"Приходящая к человеку благодать нимало не связывает его воли принуждающею силою, и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел, или не хотел того. Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли, или не уважает он душу, согласуется ли, или не согласуется с благодатью. Многие оказали уважение и согласие, а иные уклонились; ибо Апостол говорит: наченше духом, ныне плотию скончаваете. Закон положен не естеству, но свободному произволению, которое может склоняться на доброе и на худое.
Посему-то Господь говорит: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся. Господь хочет, чтобы возгорелся небесный огнь в сердцах человеческих; и одни хотят сего, а другие не хотят. Подобно сему говорит еще: колькраты восхотех собрати вас, якоже кокош птенцы своя, и не восхотесте. Видишь ли, Господь хочет; но люди опять не хотят приблизиться ко Господу, и обрести милость? Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле, благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому, присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником доброго.
Ибо благодать не делает волю его непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели, или к пророку. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое. По Божию смотрению лукавый не тотчас послан в наследованную им геенну, но оставлен для искушения и испытания человека, чтобы ему, и нехотя, Святых чрез терпение соделывать более праведными, и быть для них виновником большей славы; а себе упорством своим во зле и своими умышлениями на Святых приуготовить праведнейшее наказание; да будет, как говорит Божественный Апостол, по премногому грешен грех.
Рожденное по Духу, как сказали мы, в известном смысле, совершенно; как и младенца какого-нибудь называем совершенным, поколику все члены сохраняет у себя в целости. Притом, Бог дает Духа и благодать не для того, чтобы человек впадал во грехи; но люди сами бывают виновниками худых своих дел, не водясь благодатью, и потому уловляясь злом. Человек же может поползнуться и от собственных естественных помыслов, если нерадит, или небрежет, или водится самомнением. Ибо слушай, что говорит Павел: да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин. Видишь, что и достигшие таких степеней имеют нужду в остережении. Сверх того, если бы человек сам не дал повода сатане; то сатана не стал бы господствовать над ним насильно.
Поэтому, дело сие не причисляется ни к части Христовой, ни к части противника, но до конца пребывший верным благодати делается принадлежащим к части Христовой; а кто не таков, тот хотя бы и родился Духом, то есть стал причастником Духа Святого, в своей будет иметь власти последовать воле сатаны. А если бы сам Господь, если бы и сатана, брали во власть свою насильно; то человек не был бы для себя виновником того, что впадает он в геенну, или получает царство. Душе всего более надобно иметь в виду и предусматривать, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника. Как животное, когда и один член его запутается в сеть, по необходимости все теряет свободу и отдается в руки ловцам; так подобное сему терпит обыкновенно и душа от врагов. И сие ясно представляет Пророк, когда говорит: сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою.
С уверенностью же сказываю, что и самые оные Апостолы, исполненные благого Утешителя, не были вполне свободны от забот, но за весельем и неизреченною радостью следовал некоторый и страх в следствие самой даже благодати, а не потому, чтобы давали они предлог действовать в них злобе. Ибо сама благодать поставляла их в безопасность даже от малейшего уклонения с пути правого. Как ребенок, бросив небольшой камень в стену, ничего ей не сделает, или как слабая стрела нимало не повредит крепкую броню: так и какая-либо часть порока, приразившись к ним, оказывалась недейственною и тщетною; потому что хорошо были ограждены Христовою силою.
Однако же и при всем совершенстве была в них свобода произвола. И неразумно говорят некоторые, что после благодати бывает отрешение и освобождение от забот. Господь и у совершенных взыскует душевного изволения на служение Духу, чтобы взаимное было согласие. Ибо Апостол говорит: Духа не угашайте. Представляй себе дело так: какая-то сила, подобно тонкому воздуху, лежит и покрывает собою легкий ум. Хотя светильник, как сказано, всегда горит и светит, однако же на сем свете лежит как бы некое покрывало. А посему, такой человек не может отрицать того, что он еще несовершен и не вовсе свободен от греха.
Можно же сказать, что он и свободен, и несвободен. Но сие, конечно, бывает не без Бога, а по Божию смотрению. И иногда оное средостение ограды разоряется и сокрушается, а иногда разоряется не вовсе. И такое молитвенное состояние не всегда одинаково; но бывает, что иногда благодать более возгорается, и утешает, и упокоевает, а иногда делается она менее светлою и слабою, как сама благодать домостроительствует сие на пользу человеку.
Впрочем, в иные времена приходил я в совершенную меру, вкушал и испытывал оный век, однако же не видел еще ни одного христианина совершенного, или вполне свободного. Хотя иной упокоевается в благодати, делается причастником таин и откровений, доходит до ощущения великой благодатной сладости; однако же и в нем пребывает также грех. Таковые-то по причине преизобилующей благодати и воссиявшего в них света, а я скажу, по неопытности, думали о себе, что они совершенны и свободны. Но я, как сказал, не видел еще ни одного вполне свободного. Поелику и мне в иные времена случалось отчасти приходить, как сказано, в оную меру; то, наученный опытом, знаю, каков совершенный человек.
(Прп. Макарий Великий)"
"Опасным и сильным искушениям подвергаются только те люди, которые получили Святого Духа. Диавол искушает их только тогда, когда поручает ему то Сам Дух. Если же Святой Дух не попускает ему, то он не может никого искушать.
Господь наш, будучи во плоти, был образцом для нас во всём. Он всегда учил нас истине. Во время Его Крещения Святой Дух сошел на Него в виде голубя, потóм Сей Дух побудил Его идти в пустыню, чтобы там подвергнуть Его искушению от диавола. Диавол искушал Его различным образом, но не мог победить Его, как говорится о сем в Евангелии Луки: и скончав все искушение диавол, отыде от Него до времени. Тогда Господь Иисус, будучи побуждаем Духом, возвратился в Галилею.
Дух Святой укрепляет тех, которые приняли Его в себя, противятся силе греха и преодолевают искушения. Он дает им силу, возвышает их и предохраняет от всякого зла.
Возлюбленные мои, я пишу письмо сие к вам единственно потому, что желаю вашего спасения, чтобы вы были свободны от пороков, верны Господу и сделались чистою невестою Христу, Который есть Жених всех святых душ, как говорит апостол Павел:обручих вас единому мужу деву чисту представити Христови.
Свободными почитай не тех, кто свободны по состоянию, но тех, кто свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного.
Властители, которые принуждают делать неуместные и душевредные дела, не господствуют над душею, которая создана самовластною. Они вяжут тело, но не произволение, которого господином пребывает умный человек по дару Создателя своего, сильнейшего всякой власти и принуждения и всякой силы.
Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно. Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собою, тогда тело смирно и нехотя, ибо тогда душа действием ума погашает всякое плотское движение.
Имея самовластие, мы можем, если захотим, не делать худых дел даже тогда, как вожделеваем их; в нашей также власти есть жить благоугодно Богу, и никто нас не принудит никогда сделать что–либо худое, если не хотим. Так подвизаясь, мы будем людьми Бога достойными, живя как Ангелы на небе.
Если хочешь, можешь быть рабом страстей и если хочешь, можешь остаться свободным, не подклоняясь под иго страстей: ибо Бог создал тебя самовластным. Побуждающий страсти плотские венчается нетлением. Если б не было страстей, не было бы и добродетелей, ни венцов, даруемых от Бога людям достойным.
В нашей власти жить целомудренно, но сделаться богатым не в нашей власти. Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
Бог, сотворив человека самовластным, доставил ему возможность, если захочет, угождать Богу. Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла. Ибо Бог хочет спасения человека.
Бог дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтоб, созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческое для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь сего, может, к своему несчастью, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу!
Таково Божие определение, чтоб по мере возраста тела душа исполнялась умом, — дабы человек из добра и зла избирал угодное ему (т. е. добро); душа же, не избирающая добра, не имеет ума. Почему, хотя все тела имеют душу, но нельзя сказать, чтобы всякая душа имела ум. Боголюбивый ум бывает у целомудренных, преподобных, праведных, чистых и благих, милостивых и благочестивых. Присутствие ума бывает помощно человеку в его отношениях к Богу.
(Прп. Антоний Великий)"
Ответ: "Свобода (воля) человека заключается в его способности отвращать своё внимание от твари вообще и от зла (как творения человеческого, в частности) и обращать его к Творцу…
Или и другими словами: свобода человека – это его способность отвращать своё внимание от удовольствия, доставляемого тварью и злом, и устремлять его ко Христу…
Или и иначе: свобода – это способность человека отвращать своё внимание от предметов, приносящих удовольствие и обращать его ко Христу…
Или и др. словами: свобода человека - суть его способность свободно и осознанно выбирать между добром и злом, между тварью и Творцом, между любовью и ненавистью, и даже между добром и Источником добра - Богом...
Или и так: свобода человека - это его способность отвращать своё внимание от любого предмета и обращать его ко Христу...
Или и так: свобода человека заключается в его способности иметь то или иное отношение к добру (к тому или иному доброму предмету) и ко злу (к тому или иному злому предмету)...
Напр., человек не всегда свободен (имеет способность/возможность) совершать те или иные действия (внутри на уровне помыслов и внешне на уровне тела), но своё отношение к ним (их качественную морально/нравственную оценку) человек всегда свободен (может) иметь - это и есть основное понятие свободы человека (при условии, конечно же, его нормального/здорового психического и духовного состояния)...
Т. е. свобода человека на земле (в этой коротенькой жизни, посвященной его спасению) - это предмет внутренний, а не внешний...
Например, под свободой человека можно понимать даже и его способность отвращать своё внимание от блаженства и устремлять его к Источнику блаженства - Христу как к главному Приоритету...
Т. е. человеческая свобода - это свобода и выбора приоритетов/ценностей, и свобода его выбора любить либо тварь ради удовольствия и всё остальное зло, либо Христа...
Это и есть собственно воля (свобода) человека, которая проявляется прежде всего, в его молитвенной способности соединяться с Христом (спасаться во Христе)…
Отсюда становится ясным и понятие греха - это свободный и осознанный выбор человеком любого предмета (зла, твари, ненависти, удовольствия и даже добра и блаженства) вместо Христа (т. е. и грех, прежде всего - это предмет внутреннего действия человека) ...
Выбирая ("любя") что-либо, кроме Христа, устремляясь свободно и осознанно к чему-либо, кроме Христа, человек обрекает тем самым самого себя на вечные гееннские муки...
А это противно воле Христовой...
Следовательно, грех - это есть и любое свободное сознательное человеческое действие, противное воле Божией...
Отсюда ясно, что православие (истинная религия) не является религией запретов, но - религией истины/свободы, где ясно/конкретно/просто человеку показано/объяснено Богом вечное/мучительное последствие греха/порока и бесконечное/блаженное/богоподобное следствие доброделия/добродетели...
В православии Бог оставил человеку свободу выбора между злом/грехом/мучением/дьяволом/погибелью и добром/блаженством/Спасением - Христом Спасителем (доступно/понятно объяснив при этом Свою волю/замысел/правду/истину)...
"17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
(2 Кор. 3)"
Если промысел Божий (в общепринятом смысле) - суть воспринимаемая человеком милость Божия по отношению к нему, то можно сказать, что чаще всего она и выражается именно в создании Христом таких ясных, простых и понятных жизненных обстоятельств у человека, при которых в максимальной степени может осуществиться его свобода выбора между злом и добром (между Царством Божиим и геенной)...
Промысел Божий реализуется через искушение (искусство) человека - через практическую, опытную реализацию свободы его выбора...
Отвращая своё внимание от зла и от твари и устремляя его ко Христу, человек с помощью Божией преодолевает искушение (правильно реализует свою свободу) и становится искусным (искушённым) в исполнении заповедей Иисусовых...
Сластолюбивый человек должен приложить немалое усилие для того, чтобы оторваться от приятного предмета и обратить своё внимание ко Христу…
Это усилие – суть сила воли человека (сила/величина/степень/диапазон его свободы)…
Этим именно усилием человек только и приобретает своё спасение ("Царство Небесное силою берётся")…
А совсем уж порочный, лицемерный человек вовсе не может оторвать своё внимание ни от удовольствия, ни от зла - т. к. он вовсе утратил свою свободу (силу/способность своей воли)…
Такой человек является полностью несвободным - он является "рабом греха"…
Такой человек утратил свою истинную, умную способность и, в принципе, превратился в высокоинтеллектуальное (а иногда и не очень), но неразумное животное…
Он "уподобился скоту несмысленному", выйдя из своего богоподобного чина и став "бесчинным"...
Такой человек не может быть в состоянии не грешить...
Необходимо различать свободу стратегическую (позволяющую человеку ещё на земле определять свою посмертную участь) и свободу тактическую/ситуационную, подводящую человека в итоге к свободе стратегической (формирующую её), которая (наряду с несвободой и всеми др. предметами) является одним из средств спасения человека (инструментом промысла Божия)...
Стратегическая свобода человека (о которой преимущественно и пишет прп. Макарий Великий) неприкасаема/незыблема ни со стороны бесов, ни со стороны Бога, являясь одним из проявлений разумного/умного творения Божия - образа/подобия своего Творца...
А вот свобода тактическая нередко подвергается промыслительным Божиим ограничениям (вплоть до полной несвободы) как непосредственно от Господа, так и посредством непреодолимых обстоятельств (и внешних, и внутренних), и через ангелов, и через бесов (см. Кн. Иова) - как для спасения самого человека (напр, для последующего его покаяния или смирения), так и для спасения его ближних...
Свобода может быть и телесной, и душевной, и духовной, т. к. внимание человека к Богу прямо или косвенно связано с его телесными и душевными способностями...
Свобода человека (в этой его земной жизни), как правило, не может быть совершенной из-за последствий первородного греха...
Поэтому свобода (воля) всегда соседствует (соединяется) с несвободой (неволей)...
Степень свободы человека обратно пропорциональна степени его несвободы:
Человек может быть свободен не грешить (относительные земные святость и праведность)...
Человек может быть не свободен грешить (святость в Царстве Небесном, подобная абсолютной Божественной святости)...
Человек может быть свободен грешить (обычное состояние христианина, добрых язычников, атеистов, мусульман и пр.)...
Человек может быть не свободен не грешить (подобное бесовскому рабство греху и злу, доведенное до навыка у нечестивых и бесчинных)...
Свобода может быть осознанной или бессознательной...
Свобода может быть свободной или невольной...
Свобода может быть врожденной и приобретённой...
Свобода может иметь разные степени/величины всех перечисленных выше своих характеристик/свойств...
Земная задача христианина состоит в том, чтобы возрастать в своей правильной свободе и стараться пребывать в состоянии не грешить...
По окончании же своего земного жизненного пути, христианин во Царствии Небесном обретает уже полную (совершенную) свободу - свою способность не быть в состоянии грешить...
Бог может и полностью лишить человека его свободы, и дать ему её частично, и наделить его ею в полной мере...
Причем все эти действия Господа в отношении одного и того же (любого) человека могут проявляться в нём на протяжении всей его жизни...
Человек может вовсе не иметь свободы от рождения, явившись из утробы матери полностью недееспособным инвалидом (немощным) как по телу, так и по душе, и по духу...
Такие люди являются средствами для возрастания их ближних в любви через оказание им милости и милостыни...
Человек может утратить или уменьшить, или приобрести, или увеличить свою свободу (по воле Божией) уже и в зрелые годы - в результате болезни, несчастного случая и пр. ...
Можно вспомнить историю св. ап. Павла, приключившуюся с ним по пути в Дамаск...
Много всевозможных примеров можно найти и в святоотеческих творениях...
Напр., в одном из Патериков описывается, как один "продвинутый" монах был подвергнут за своё высокомерие нападению беса блуда, полностью пленившим его и пр., и пр. ...
Св. Писание являет яркие примеры, когда человек лишается Богом своей свободы ради того, чтобы прославляя Себя в лице этого человека (или и в лице народа еврейского), привлечь к Себе других людей (иногда целые народы) ради их спасения...
В Кн. Есфирь, напр., Бог меняет гнев царя Артаксеркса на радость и милость, когда тот увидел пришедшую к нему без предваряющего соответствующего повеления жену - дщерь израильскую, прославившую в последствии еврейское племя во всем огромном царстве халдейском (где они были в статусе рабов, пленников и изгоев)...
А чего стоят распоряжения Царей халдейских, ни с того, ни сего вдруг решивших отправить своих пленников - евреев на их родину для последующего проживания там и восстановления не только разрушенного халдеями же Иерусалима, но и храма Соломонова...
Поражает и то, что цари вавилонские повелевали местным начальникам оказывать евреям полное административное и материальное содействие...
Мало того, евреям были выданы из царских хранилищ все захваченные ранее и вывезенные из храма Иерусалимского богатства, богослужебные сосуды и пр. святыни...
Как объяснить такие, мягко выражаясь, нелогичные, непоследовательные действия царей вавилонских?...
Совершенно понятно, что свобода царей халдейских (в отношении к пленённым евреям) была полностью утрачена и целиком и полностью подчинена воле Божией...
В результате действий Есфири, несвободы Артаксеркса по отношению к ней, а также несвободы царей вавилонских по отношению ко всем Израильтянам, еврейский народ прославился на всю языческую вселенную и в лице его прославился истинный Бог Израильский...
Бог может не только умягчать сердца человека (как непосредственно, так и через ангелов), но и опосредованно ожесточать их - через падших ангелов, позволяя бесам и даже самому сатане (см. Кн. Иова) пленять души и отдельных людей, и целых народов любыми порочными помыслами (напр., упрямством или безрассудством)...
Со всею очевидностью об этом свидетельствует Кн. Исход, где фараон и весь народ египетский упрямо ожесточались на еврейское племя, несмотря на множество чудес Божиих, явленных через Моисея и страшных по своей силе бедствий (язв), обрушившихся на языческий Египет...
Ожесточил Господь и сердца многих языческих царей против царя Вавилонского, призывая их к уничтожающей войне против Халдеи:
"11. Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.
12. Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей, приготовьте засады, ибо, как Господь помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона.
(Иер. 51)"
Сначала Бог ожесточает сердца сердце царя Вавилонского против евреев за их грехи, завоевывая их и разрушая Иерусалим и храм Соломонов (похищая святыни и угоняя евреев в Вавилонское рабство):
"20. Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства;
21. тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее;
22. тобою поражал мужа и жену, тобою поражал и старого и молодого, тобою поражал и юношу и девицу;
23. и тобою поражал пастуха и стадо его, тобою поражал и земледельца и рабочий скот его, тобою поражал и областеначальников и градоправителей.
24. И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь.
25. Вот, Я — на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою.
27. Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу.
(Иер. 51)"
А потом Бог ожесточает сердца окружающих Халдею царей наказывая уже самих халдеев за их грехи...
Всё в этом мире является талантом Божиим - средством для исполнения заповедей Христовых, т. е. средством для спасения человека (даже и зло, использующееся при покаянии)...
Не являются исключением в этом смысле и такие предметы, как свобода и несвобода человека...
Всё, кроме зла (греха) в этом мире происходит по воле Божией - по любви Господа к человеку, ради его бесконечных блаженства и обожения в Царстве Небесном...
И как и всем остальным творенимм Божиим, человеку необходимо не "закапывать" свои таланты, а благоразумно ими пользоваться ("пускать в оборот", "отдать торгующим"), чтобы по своему исходу из земной жизни (когда "придёт Господин") предстать перед Христом полностью свободным ("исполнить волю Господина")...
Нередко то, что делает человек внешне/телом: руками, ногами, устами, глазами, ушами и пр. телесными членами - он совершает по воле Господа ради своего спасения и своих ближних (прежде всего ради покаяния), даже если человек при этом и действует с ненавистью или безрассудно...
И если согрешающий человек не желает в результате (после согрешения) спасаться (каяться), то это является лишь его личным выбором - он погибает без покаяния (во грехе/зле), осознанно употребляя данную ему свободу во вред себе самому...
Может ли изменяться воля Божия относительно внешних поступков человека с течением времени?...
И да, и нет...
Ибо благоразумие - своевременность, уместность и умеренность (в совокупности с любовью) является неотъемлемым свойством Божиим...
Запретил ли Бог Адаму и Еве вкушать от плодов древа познания добра и зла?...
Запретил...
Когда согрешила Ева?...
Когда согласилась с клеветой сатаны и приняла решение (намерение) вкусить запретный плод (ослушалась Бога)...
Там - внутри себя она неправильно воспользовалась своей свободой и там же - внутри она и согрешила этим...
Как только это произошло, Господь тут же изменил свою волю о невкушении запретного плода, дав Еве шанс покаяться, заметив наконец-то свой грех своеволия хотя бы через телесное чревоугодие (ядение)...
Была ли изначально воля Божия на соблазн Евой Адама?...
Не было...
Но когда после внутренних грехов своеволия, гордости, сластолюбия и злолюбия и внешнего греха чревоугодия Ева не покаялась, а приняла решение (намерение) соблазнить и Адама, то Бог и здесь изменил свою волю ради покаяния Евы в ненависти к мужу, т. к. Адам мог не согласиться с женой, обличить ее, привести ее к покаянию и тем самым спасти...
Но и с Адамом произошла та же самая история, только там вместо сатаны была уже Ева...
Почему?...
Потому же - чтобы привести прародителей к покаянию...
Как настойчиво Господь пытался это сделать, как бы ища спрятавшегося (некающегося) Адама в раю зовя его и спрашивая его о наготе, о вкушении запретных плодов, причинах преслушания...
Но Адам и Ева внутри же отказались от истины (от покаяния), "переводя стрелки" друг на друга, на сатану и в конечном счете на Бога - подателя всех и всего...
Человек свободен выбирать те или иные помыслы (или своё отношение к ним)...
И уже в соответствии с тем, что он выбирает, Бог предоставляет ему возможность совершать те или иные телесные действия - именно те, которые могут привести его к покаянию и последующему за ним спасению...
Была ли воля Божия на гибель Ниневии?...
Была, т. к. мучительная смерть ниневитян (подобно Содому и др. четырем приморским городам) была последним эффективным средством к их покаянию (в том их нечестивом состоянии внутреннего и, увы, даже внешнего выбора)
Но Ниневия покаялась от мала до велика - покаялась вся (от постящихся скота и младенцев до царя)...
Изменив свой внутренний (и соответственно - внешний) выбор, ниневитяне тем самым позволили Богу изменить и их внешнюю судьбу - Ниневия была помилована во славу Божию, послужив своим примером к покаянию и спасению окружавших ее других народов...
Свобода (несвобода) любого человека просматривается на примерах всех Библейских людей...
Всегда ли человек свободен внутри - в своих помыслах?...
Не всегда...
Св. Писание со всей очевидностью свидетельствует о том, что как страсти, так и благости (любые помыслы) могут возбуждаться в любом человеке (как в нечестивом, так и в святом) независимо от его воли...
Добрый может стать невольно злым (т. н. пленение), а злой - добрым...
Это происходит по особому промыслу Божию ради познания человеком милости и могущества Божиих, а так же ради покаяния как самого этого человека, так и ради спасения (покаяния) окружающих его людей...
Невольные помыслы (любого качества) сами по себе не приносят человеку ни вреда, ни пользы, поскольку они не являются следствием проявления его свободы и поэтому сами по себе никак не отражаются на его спасении...
А вот последствия их - последующее отношение человека к ним, являющееся проявлением его свободы, уже непосредственно продвигают его по лестнице зла или добра, соответственно тому или иному его выбору...
Итак, человек может быть невольным орудием Божиим...
Всегда - снаружи и зачастую внутри...
Внешне у человека непосредственного выбора нет (прямая телесная человеческая свобода отсутствует)...
А внутри у человека свобода есть - и именно она позволяет ему либо спасаться (прежде всего каяться), либо погибать...
Внешняя свобода человека обычно определяется его свободой внутренней...
Определяя свой внутренний выбор (внутреннюю свободу), человек тем самым опосредованно (как инструмент/средство в промысле Божием) определяет и все свои внешние/телесные действия, и все наружные обстоятельства...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|