|
Основной раздел
001. Вопрос: "Что такое Исповедь?"
"5 И сказал Господь Моисею, говоря:
6 "Скажи сынам Израилевым:"Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
7 то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чём виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
8 если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
9 и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит,
10 и посвященное кем-либо ему принадлежит; всё, что даст кто священнику, ему принадлежит."
(Чис. 5)"
"1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
(Пс. 3)"
"18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.
19 Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.
(Мих. 7)"
"9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1 Ин. 1)"
"Ходатай Бога за людей человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение Покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Святых Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель. (Свт. Лев, папа Римский)"
"«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». И рассудок нам внушает, и слово Божие сильнейшим образом склоняет нас, чтобы мы раскаивались в своих преступлениях. Покайтесь, покайтесь. Этого спасительного внушения никто не опровергает, разве уж совершенно ослепленный страстями и сожженный совестью.
Раскаяние есть осознание своего преступления и сердечное сожаление и терзание о нем с желанием, чтобы предрасположить себя к лучшему, и с боязнью, чтобы опять не возвратиться к плохому. И как отсюда видно, что преступление усматривает во мне моя мысль, и терзание мое производится в сокровенной глубине моего сердца, и стремление мое к лучшему, и боязнь, как бы не впасть в прежнее преступление, есть в душе моей, что все подробно видит испытующий сердца и утробы Бог, то на что же, скажет кто-нибудь, сверх того еще исповедь, то есть чтобы мне грехи свои открывать и говорить о них перед Церковью или служителем ее?
Для того, душа кающаяся, что ты проходишь разные степени покаяния: то признаешь свои грехи, то о них сожалеешь, то сокрушаешься, вздыхаешь и плачешь, то в исповеди преодолеваешь стыд, то переламываешь привычку, то постом себя изнуряешь, то молитвенный труд переносишь, то от развращенных людей, от которых отстаешь, терпишь поношения и презрение. Это различные степени покаяния.
Нет, нет! – вопиешь ты, приступая к исповеданию,— пока еще долготерпение Божие не обнаружило моих грехов, пойду я к церковному служителю, к моему пастырю, держащему в руках своих ключи Царствия Небесного, пойду к нему и сокровенно открою мою немощь; покажу ему мои раны; исчислю ему мои грехопадения; искренностью засвидетельствую мое прямое раскаяние; слезами смягчу свое жестокосердие. Представлю себя самоосужденным грешником, да наставит он меня к лучшей жизни, да ободрит милосердием Божиим, да разрешит сладким евангельским голосом и да вручит мне драгоценный дар Тела и Крови Господа без моего осуждения. Вот из какого святого начала произошла исповедь, которая и ныне в Церкви Христовой является таинственным и нужным для христианина действием!
Что же? соблюдают ли это христиане с таким тщанием, как этого требует их существенная польза и спасение? Если они святы и никакому греху не причастны, то, правда, не имеют в том нужды, а должны только с Ангелами воспевать радостную песнь благодарения и хваления. Но если они грешны, как это и есть на самом деле, то почему пренебрегают столь нужным лечением?
Рана всегда остается опасной, если ее или не открыть врачу, или запустить лечение. И в самих наших житейских делах мы много бы погрешали, если бы ни в чем ни от кого не принимали ни советов, ни наставлений, а только бы поступали по одним своим мыслям; тем более в управлении душой нашей нужны советы и наставления. Исповедь установлена, чтобы мы открыли свою совесть духовнику или сердцеведцу Богу. Открыв, докажем, что мы не ожесточены во грехе, что есть в нас надежда исправления, ибо ищем исцеления. Открыв, получим совет, каким образом впредь нам от греха предостерегаться; открыв, примем наставление, показывающее нам права и действия суда Божия; открыв, удостоимся милостивого прощения от Того, Кто один «имеет власть на земле прощать грехи». А этим успокоим дух свой, томимый страстями и боязнью наказания. (Свт. Платон Московский)"
"Отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам:
Во-первых, чтобы через добровольное страдание здесь грешнику освободиться от невольного, тяжкого наказания там, в другой жизни, ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как добровольным страданием. Потому святой Григорий говорит «за слезы воздается человеколюбием».
Во-вторых, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех, ибо мы знаем, что противоположное врачуется противоположным.
В-третьих, чтобы епитимия служила как бы узами или уздой для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается.
В-четвертых, чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов.
В-пятых, чтобы нам видеть и знать: совершенно ли кающийся возненавидел грех? Но того, кто собирается уже отходить от мира, мы от всего этого освобождаем и отпускаем ему грехи, довольствуясь одной искренностью его раскаяния и чистосердечием обращения. (Свт. Иеремия Константинопольский)"
"Практика исповеди заключается не в отчете о проделанных грехах, не в номинальном осознании существования некоторых форм и видов греха и даже не в признании совершения их в жизни, а в главном состоянии покаяния, в котором человек не отделяет грехи от самого себя, а, осознавая их совершение, познает свое реальное устроение, т. е. открывает себе сам себя и через это познание, видение собственной никчемности и мерзости становится способным истинно взывать к Богу о прощении, как из глубины преисподней. Исповедь совершается не для того, чтобы восстановить свою "хорошесть" и не для успокоения от освобождения от ответственности, а для возвращения, воссоединения с Церковью и Богом, без которых наша жизнь равносильна смерти. И делается это в полном осознании своего не достоинства и готовности изменить свою жизнь на столько, чтобы вырвать у страстей, с помощью Божией, свое свободоволие и предать себя без остатка Богу. (Неизвестный автор. Источник: ttps://vk.com/id205024308)"
"Разрешение,отпущение грехов дается Богом в меру нашего покаяния и веры. (Свящ. Александр Ельчанинов)"
"Исповедь - это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией. Ничто и никто не может отнять от человека этого дара. (Прп. Порфирий Афонский)"
"Покаяние – это великое дело. Все мы, кто крестились, не сохранили хитон крещения чистым. Но только покаянием можно его очистить. «Таинство покаяния есть, ни что иное как обновление Таинства крещения», говорит Иоанн Златоуст. Если бы Господь не установил Таинство покаяния не думаю, что можно было бы спастись. (Прп. Григорий Дохиарский)"
"Садовник разве скорбит и смущается, когда любимый его цветок, им взлелеянный и взращенный, на его глазах начнет распускаться и откидывать от себя загнившие лепестки, заменяя их новыми, свежими? Запомни, дитя мое, на этот раз очень неразумное, великое чудо и тайну глубочайшую исповеди, Христом действующую: чем больше грешник открывает духовнику всякой дряни, и мерзости, и нечистоты, тем милее, роднее, ближе, красивее, симпатичнее, драгоценнее становится он для духовного отца. Вспомни: и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Се, тайна исповеди, се, чудо благодати Христовой. Христос любит грешника кающегося и капли этой Любви к грешнику в изобилии источает в сердце духовника. (Свщмч. Серафим (Звездинский))"
"Исповедуйся, причащайся и ничего не бойся. Исповедь – это ключ от Царствия Небесного! (Схиархим. Стефан, Карульский)"
"Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом. Мы не должны удивляться, если и после исповеди бываем боримы, ибо лучше бороться с нечистотой, чем с превозношением. Хотя бы мы и имели дар прозорливости, мы не должны предупреждать согрешивших объявлением их грехов, лучше побуждать их самих к исповеди. После исповедания мы должны удостаивать их большей, чем прежде, заботы и более свободного доступа к нам, ибо они более преуспели в вере и любви к нам. (Прп. Иоанн Лествичник)"
"«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». Как человек, крещаемый человеком, то есть священником, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в Покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа. (Свт. Афанасий Великий)"
"Благоутробный, человеколюбивый и желающий нашего спасения Бог премудро поставил между нами и Собою Таинство Исповеди и Покаяния. Он дал каждому власть, если захочет, через Исповедь и Покаяние восстать от своего греховного падения и снова прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, снова стать наследником всех благ. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
"Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте; исповедайте их со всей искренностью вашему духовному отцу, и что услышите от него, старайтесь принимать с верой. Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится твоя брань. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы – как благие, так и лукавые.
Если вопрошаешь о твоем помысле, то вопроси прежде чем исполнишь его. Спроси о нем в то самое время, как он борет тебя, будет ли это помысел о перемещении, или об обучении какому-либо рукоделию... или о совместном жительстве с некоторыми братиями, или о разлуке с ними. Вопрошай свободно обо всем этом, прежде чем приведешь помысел в исполнение. Прежде чем вопросишь старцев, помолись Богу: «Господи, Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей». Помолившись так, спроси отцов, исполни с верой то, что они скажут, и Бог успокоит тебя.
Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допускай братиям открывать тебе приходящие им страстные помыслы как бы достигшему бесстрастия, потому что это гибельно для души твоей. Не советуйся о помыслах твоих со всеми; советуйся о них только с твоими отцами. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение. Умалчивание греховных помыслов — свидетельство искания похвал и срамной славы мира. Тот, кто искренне открывает страстные помыслы своим отцам, изгоняет эти помыслы. (Авва Исаия)"
"Разрешение грехов в Таинстве покаяния есть настоящее разрешение - кто бы (какой бы священник - от авт.) ни совершал Его. Ибо слушает Исповедь Сам Господь ушами духовного отца и разрешает Он же устами духовника.
(Свт. Феофан Затворник)"
"Ведал Бог немощь человеков, ведал, что они и по Крещении будут впадать в согрешения: по этой причине Он установил в Церкви Своей Таинство Покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после Крещения.
Душа, знающая, что она обязана исповедать свои грехи этой самой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений. Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества и не терпят обличения и позора. Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их – и вскоре освободишься из греховного плена, легко и радостно будешь следовать Господу Иисусу Христу. Таинством Исповеди решительно очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением. Телесное вожделение увядает от исповеди скорее, чем от поста и бдения.
Душа того человека, который имеет обычай часто исповедовать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив, не исповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в потемках или ночью. Исповедание грехов необходимо, чтобы надлежащим образом раскаяться в прежних грехах и для того, чтобы предохранить себя на будущее время от падения в грехе. Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не привившиеся душе, не нуждаются в немедленной исповеди. Ничто, ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь. Ничто не содействует так умерщвлению страсти... как тщательная исповедь всех проявлений ее.
Исполненный кроткой веры, мужественного самоотвержения, смиренной простоты и искренности, приступи к святому Таинству исповеди. Веруй, что для всемогущего Врача — Господа все язвы, и малые и великие, одинаково ничтожны, одинаково удобоисцелимы. Всемогущее Слово исцеляет, воскрешает, вводит в рай единым словом. Творцу труды излишни. Он изрекает Свою волю, — и спешит всякая тварь, видимая и невидимая, раболепно исполнять Творческое веление! Изрекается эта воля — и изглаждаются наши согрешения, начертанные нами и врагами нашими на рукописаниях вечных.
При вере самоотвержение не трудно! Отвергни ложный, пагубный стыд, хранителя грехов; отвергни мать его — гордость; обвини себя, осуди себя! Преклони главу в сокрушении духа, в слезах и плаче, подробно поведай грехи твои Богу пред отцом твоим духовным — и осенит тебя, при посредстве служителей тайны Божией, благодать Святого Духа, внося в дом души твоей отпущение грехов и, взамену их, правду от Бога со спасением вечным, да блаженствуешь и да прославляешь Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Грех человека уничтожается исповеданием греха, а самые корни греха истребляются борьбою с греховными помыслами и повторением исповедания, когда помыслы начнут одолевать. Великое счастие, когда при этой борьбе есть человек, которому можно исповедаться. «Противьтесь диаволу, и бежит от вас, — сказал св. Апостол Иаков, — противьтесь не соглашаясь со влагаемыми ими помышлениями, и исповедуйте их».
Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями, сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий: почему необходимо бороться с помыслами.
Исполненный кроткой веры, мужественного самоотвержения, смиренной простоты и искренности, приступи к святому Таинству Исповеди. Веруй, что для Всемогущего Врача — Господа — все язвы, и малые, и великие, одинаково ничтожны, одинаково удобоисцелимы. Всемогущее Слово исцеляет, воскрешает, вводит в рай единым словом. Творцу труды излишни. Он изрекает Свою волю — и спешит всякая тварь, видимая и невидимая, раболепно исполнять Творческое веление! Изрекается эта воля — и изглаждаются наши согрешения, начертанные нами и врагами нашими на рукописаниях вечных.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
"Объявляй свой грех не только как осуждающий себя, но и как ищущий оправдания посредством Покаяния, тогда ты будешь в состоянии побудить исповедующуюся душу не впадать более в те же грехи. Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде чем будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Признание в грехах весьма способствует их исправлению; отрицание греха после совершения его становится тягчайшим из грехов. Истинное исповедание в том, чтобы, отвергнув грех от всей души... избегать его и никогда уже не возвращаться к нему.
Если иерей получил власть отпускать грехи, совершенные против Бога, то гораздо скорее он может отпустить и изгладить грехи, совершенные против человека. Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами. Ты осудил свой грех? Этим ты сложил с себя бремя. Кто говорит это? Сам Судия – Бог. «Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться». Почему, скажи мне, ты стыдишься сказать о грехах? Разве ты говоришь человеку, который станет упрекать тебя? Разве исповедуешься перед рабом, который разгласит твои дела? Господу, Промыслителю, Человеколюбцу, Врачу показываешь ты рану. Разве Он, Который знает наши дела еще до совершения их, не будет знать, если ты не скажешь?
Разве грех от обличения его делается тяжелее? Напротив, легче. И Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой,— разве Он и без этого не знает? – но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей Благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели. Если же ты не скажешь о величии долга, не узнаешь и превосходства благодати. Я не заставлю тебя, говорит Он, выходить на середину зрелища и окружать себя множеством свидетелей; Мне одному, наедине, скажи грех, чтобы Я уврачевал рану и избавил от болезни.
Если бы кто из мирских судей предложил кому-нибудь из пойманных разбойников или грабителей открыть свои преступления и таким образом избавиться от наказания, то они очень охотно приняли бы это, презирая стыд ради своего спасения. А здесь не бывает ничего такого, но Бог и отпускает грехи, и не заставляет высказывать их в присутствии других, но требует только одного, чтобы сам получающий отпущение познал величие дара.
Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорит: «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?». Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил благоволения Своего, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях.
Итак, чтобы и нам воспользоваться Его человеколюбием, не устыдимся исповедать свои грехи, ибо велика сила исповеди и много может сделать она. Вот и разбойник исповедался и нашел открытый вход в рай. Зная это, не пренебрежем человеколюбием Господа, но, чтобы нам не быть наказанными и не подпасть суду, пусть каждый войдет в свою совесть и, исследовав жизнь и тщательно рассмотрев все грехи, пусть осудит душу, сделавшую их, пусть обуздает помыслы, укротит, стеснит ум свой и накажет себя за грехи строгим покаянием, слезами, исповедью, постом и милостыней, воздержанием и любовью, чтобы, оставив здесь свои грехи, мы могли отойти туда с полным дерзновением.
Назначая епитимию, заботься не о длительности срока, а об исправлении души; если известно, что человек сокрушился, исправился, все сделано.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Исповедь есть Таинство святого Покаяния, в котором человек через вольное и смиренное исповедание грехов получает от . милосердия Божия прощение, согласно написанному в псалмах: «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». Таинство же это есть Таинство Божие, ибо от Самого Бога исходит власть прощать людям грехи, согласно написанному в Евангелии: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». Ему единому мы исповедуем свои грехи, духовный отец является слушателем и свидетелем нашей исповеди и вместе с тем установленным Богом судией и разрешителем. Итак, никому не должна быть известна эта тайна Божия, кроме Самого всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося.
Это Таинство Божие запечатлено печатью Самого Бога, то есть Духа Святого, который завершает это Таинство, как сказал Господь святым апостолам: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся». Совершает это Таинство Дух Святой через иерея, как через орудие, прощая исповеданные грехи и оправдывая грешника разрешением, которое произносится устами иерея. Этим, как печатью, утверждается прощение и оправдание и запечатлевается тайна исповеди, и никто не должен разрешать эту печать и делать исповеданное известным людям, согласно словам апостола: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?». То есть кто имеет право обличать грехи рабов Божиих, которых оправдал Бог ради их исповедания и избрал в наследники Царствия Своего ради их покаяния? Если Бог оправдал, человек пусть не осуждает. Если Бог скрыл, человек да не обличает. Если Бог утаил, человек да не объявляет.
Божие милосердие – как бы море, а грехи наши – как камни, тяжело нас угнетающие. Как брошенный в море камень лежит в глубине, никому не ведомый, так и грехи наши, вверженные исповеданием в море милосердия Божия, никому не могут быть известны.
Духовный отец в этом Таинстве, как заступающий место Самого Христа Бога и Судии праведного, должен и нрав Его проявлять. Как Христос Бог, зная грехи всех, не обличает и никому не объявляет прежде последнего Своего Страшного Суда, так и духовный отец, заступающий место Христово, не должен объявлять грехов, сказанных на исповеди, не должен и обличать не только добровольно, но и принуждаемый к этому кем-либо силою.
Если бы какой властелин или суд гражданский повелел или еще кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех своего духовного сына, если бы угрозами, муками и смертью устрашал и убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть и мученическим венцом венчаться, чем разрушить печать исповеди и тайну Божию предать известности, объявляя о грехах своего духовного сына. Ибо лучше отцу духовному за необъявление исповеди принять временную смерть от людей, убивающих тело, души же не могущих убить, чем быть наказанным Богом за объявление вечной смертью.
Кроме того, отец духовный должен заботиться еще и о том, чтобы не только ни одним словом не дерзнуть обличить своего духовного сына, но даже знаком каким-нибудь не подвергнуть его подозрениям человеческим, чтобы не могли люди и догадаться по чему-либо о его грехе. Поэтому духовник не должен налагать явной епитимии за тайный грех, сказанный на исповеди. Потому что если он наложит явную епитимию за тайный грех, то многие начнут доискиваться, за какой именно грех наложена такая епитимия, а это будет противно Таинству Божию и печати исповедания.
Пусть знает духовный отец и то, что по совершении исповеди он не должен помнить грехов, исповеданных ему, но обязан предавать их забвению и не только не объявлять о них никому, но даже и с самим своим духовным сыном не беседовать потом о его грехах, слышанных на исповеди, разве только сам духовный сын наедине вспомнил бы об исповеданных прежде грехах, ища или полезного поучения, или облегчения епитимии, которой он не может понести, или по иному какому случаю.
Если же какой неискусный иерей, неистовствуя в гордыне или тщеславном превозношении, дерзнет обличать детей своих духовных и объявлять перед людьми грехи их, таковой, как богопротивник, разоритель Таинства Божия и печати Святого Духа, подпадает Страшному Суду Божию и вечной казни. Его ждет вечная мука с Иудой, предателем Христовым, ибо открывающий тайну Божию, то есть исповедь, и предающий ее в ведение людям предает самого Христа, находящегося в кающемся человеке. Такой духовник уже не духовник, но Иуда, Христов предатель, и даже больше того – сам сатана, клеветник братии нашей, сверженный с Неба, от которого великое горе людям; ибо горе, а не спасение бывает от такого духовника.
(Свт. Димитрий Ростовский)"
"Есть различие между грехами от немощи и грехами произвольными, преднамеренными грехами против совести. Грех от немощи, какой случается и с благочестивыми людьми, нужно обличать легко и ласково. Но грехи, творимые против совести и от произволения, а особенно застарелые и вошедшие в обычай, требуют жестокого и строгого обличения, как застарелая болезнь требует горького и сильного лекарства. Ибо такие грехи явно ведут к гибели грешников и от них нельзя освободить иначе как жестоким наказанием и помощью Божией. Таких грешников надо обличать строго, чтобы, как от грома, пробудились они от сна греховного и сотворили истинное покаяние. Надо везде говорить истину и не молчать о том, что должно говорить.
Надо объявить исповедующемуся, чтобы всем простил, на кого имеет вражду, поскольку и Бог не прощает тому, кто сам не оставляет согрешений ближнему. Так учит Сам Христос: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Пусть примирится со всеми, кого бы чем ни обидел, и если что похитил, пусть возвратит. Надо напоминать, чтобы (исповедующийся) сильно сожалел и сокрушался сердцем о том, что Бога, Творца своего, прогневал, поскольку устное исповедание без сердечного сокрушения не помогает. Кающемуся же с сожалением и сердечным сокрушением – говорить о милосердии Божием, которым Бог всех кающихся грешников объемлет.
В исповеди поступай весьма осторожно: берегись, чтобы не привести грешника в отчаяние; также берегись, чтобы грешник не привык к греху. Грешник легко привыкает к греху, когда грех остается без наказания. Священник обычно говорит: «Бог простит, Бог простит». Но смотри, каково покаяние, истинно ли человек кается, обещает ли впредь отстать от греха? Также в отчаяние может прийти грешник, если иерей поступает с ним жестоко, показывая тяжесть греха, а о великом милосердии Божием не упоминая; в этом случае иерей должен и о праведном Суде Божием говорить некающимся грешникам, и кающимся истинно напоминать о неисповедимом милосердии Божием.
Многие называют себя грешными и многогрешными (без сомнения, всякий человек – грешник, по Писанию), но от людей этого не терпят. Кто истинно, нелицемерно и в сердце своем называет себя грешником, тот всякое поношение легко претерпит и не проявит признаков гнева, ибо смирен.
(Свт. Тихон Задонский)"
"Если тебя смущают скверные помыслы, не скрывай их, но тотчас говори о них твоему духовному отцу и обличай их. Чем более скрывает человек свои помыслы, тем более они умножаются, укрепляются и твердеют. Изречения безымянных старцев. Многие торгуют исповедью, нередко выставляя себя напоказ лучшими, чем есть. Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в повод к гордыне и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство.
Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения. Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим.
(Прп. Ефрем Сирин)"
"Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей своей души в грехах.
(Прп. Никодим Святогорец)"
"Если обнаружим грех исповедью, то сделаем сухим тростником, пригодным для того, чтобы он сгорел в очистительном огне. О том, какие грехи прощать, не нужно и спрашивать, потому что Новый Завет не делает никакого различия и обещает отпущение всякого греха кающимся как должно.
(Свт. Василий Великий)"
"Кто привык давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
"Нет другого, более надежного пути к спасению, чем открывать свои помыслы опытным отцам, направляющим к добродетели, вместо того чтобы следовать собственному помыслу и рассуждению. Из-за неопытности и неискусности одного или нескольких не нужно опасаться открывать свои – помыслы более опытным отцам, ибо и они не по собственному побуждению, но по внушению от Бога и Божественного Писания заповедали младшим вопрошать старших.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
"Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать? Это право предоставлено одним священникам. Люди совершают только служение во отпущение грехов, но не проявляют какой-либо собственной власти, ибо не в свое имя отпускают, а во имя Отца и Сына и Святого Духа; они просят. Бог дарует; человеческое здесь послушание, а милосердие принадлежит верховной власти.
(Свт. Амвросий Медиоланский)"
Ответ: "Исповедь – церковное Таинство Покаяния…
Ниже мы будем вести речь о новоначальном христианине - находящемся на этапе очищения от главных пороков...
Исповедь – суть самое эффективное средство увеличения как ненависти к исповедуемому главному пороку (ненависти доброй/правильной), так и потребности в противоположной этому пороку добродетели (добролюбия)…
Отсюда же становятся понятными и её аналогичные и цель, и смысл для исповедника...
Отсюда же становится понятным и термин "отпущения (оправдания, разрешения, прощения и пр.) грехов" - это как умаление кающегося в исповедуемом им пороке, так и возрастание его в противоположной этому пороку добродетели:
"11 На подвиг души Своей Он (пророчество о Христе - от авт.) будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.
(Ис. 53)"
"Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них, и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле, – это есть знак, что грехи еще не прощены ему, но он ещё обвиняется в них.
(Прп. Варсонофий Великий)"
"Самый верный знак, по которому каждый кающийся грешник может узнать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Богом.
(Свт. Василий Великий)"
"Чтобы получить нам прощение от Бьога недовольно помолиться два и три дня. Надобно произвести перемену во всей своей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в (противоположной ему - от авт.) добродетели.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
Ненависть же христианина к доминирующему в нём на данное время пороку и его потребность в противоположной ему добродетели – суть необходимые условия для правильного/полезного ("достойного") Причастия человека (вкушения им Тела и Крови Христовых как эффективнейшего Лекарства от этого главного порока)…
Исповедь кардинально отличается от келейного покаяния тем, что во время произношения священником разрешительной молитвы, через батюшку на исповедника нисходит Божественная энергия – благодать, которая как раз и осуществляет те самые таинственные и чудесные изменения в душе исповедника…
Отсюда же становится понятным и то, что не священник сам по себе исцеляет исповедника (он является "только свидетелем", посредником), а Христос благодатью Святого Духа...
Священник во время Таинства Исповеди является всего лишь необходимым инструментом/проводником/орудием Божиим...
Чтобы не превозносились сами священники, и чтобы исповедники не гнушались "плохими" батюшками...
Благодать таинственно и сокровенно, максимально усиливает исповедника в его конкретной ненависти ко злу и в его конкретном добролюбии (при наличии у него соответствующего покаяния)…
Когда Христос говорил апостолам что все грехи, которые они свяжут на земле, будут связаны на небесах и что все грехи, которые они отпустят, будут разрешены на небесах, он имел ввиду как раз действие Своей благодати, исцеляющей христиан посредством священников в Таинстве Исповеди...
"Связанность" же грехов символизирует либо неискренность покаяния исповедника, либо же его небрежный, формальный подход к Исповеди, усиливающие его либо в равнодушии, либо же и в др. пороках...
Не приносит пользы Исповедь и человеку, превращающему Её в "душеспасительную" длительную беседу с батюшкой...
Всему своё время и своё место...
Нельзя менять жемчуг на булыжник...
Для бесед надо выделять время вне Исповеди и богослужений...
К сожалению и некоторые священнослужители этого не осознают...
При келейном покаянии христианина на него тоже действует благодать Божия...
И она оказывает такое же действие...
Но не по своей силе...
Степень воздействия благодати на христианина при его келейном покаянии намного меньше, чем при его покаянии на Исповеди...
Поэтому и степень благого изменения человека при его келейном покаянии тоже намного меньше, чем при его исповедании...
Здесь у Вас может возникнуть вопрос: "А если священник является реально порочным или несведущим человеком и не хочет "отпускать грехи" реально кающемуся исповеднику - напр., по зависти, по неприязни или просто по причине плохого настроения?...
Здесь надо почитать повнимательнее вышенаписанное и поверить, что Господь Сам сделает всё и без желания батюшки...
Ни в коем случае нельзя унывать, роптать, осуждать, обижаться на батюшку, а необходимо каяться, смиряться и молиться за этого священника...
А уж Господь обязательно всё управит...
История церкви знает немало таких примеров...
Кроме таинственного воздействия, Исповедь полезна и по видимым - внешним причинам…
Человек состоит не только из духа и души, но и из тела, которое составляет с душою как бы одно неслитное целое…
Поэтому тело со всеми своими органами чувств сильно влияет на состояние и души, и духа человека (неотделимого от души)…
Одно дело, когда человек кается где-то вне храма (либо среди людей, либо наедине с собою)…
И другое дело, когда человек кается в святом, освящённом и Таинствами и молитвами месте (в Храме)...
Рядом алтарь со святым Престолом, мощи святых Божиих человеков и под Ним, и в раках и в ковчегах, и Голгофа, и исповедальный аналой с Распятием и Евангелием, и иконы, и хоругви, и др. святыни, и сообщество единомысленных людей, и соборная молитва, и слушающий исповедание свидетель (священник), и пр., и пр. …
Эти, а также и другие внешние предметы/обстоятельства/убранство и храма, и самой Исповеди стимулируют исповедующегося к максимально сконцентрированному вниманию к содержанию слов своего покаяния, к жёсткой фиксации их в его сознании…
Вся совокупность этих явных/внешних и таинственных/скрытых обстоятельств делают Исповедь незаменимым, необходимым и эффективнейшим условием церковной жизни христианина…
Положительное значение Исповеди для православного человека переоценить невозможно…
Из всего вышесказанного становится ясной/понятной необходимость/важность для исповедника и последующего после Исповеди Причастия...
Недостаточно/безрассудно останавливаться на половине/середине пути к спасению - к Спасителю...
Ибо чтобы получить исцеление от исповеданного главного порока и спастись, исповеднику крайне необходимо вкусить и Лекарство от него, т. е. соединиться всем своим естеством со всем же Естеством Врача душ и телес человеческих - с самим Господом и Спасителем Иисусом Христом через вкушение Его животворящих Тела и Крови..."
Замечательным материалом на данную тему являются cоответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Гермогена Шиманского, игум. Нектария (Морозова), иер. Николая Булгакова, др. авторов с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Богослов.Ру, Азбука веры, Православие и мир, Логослово и Тихая пристань...
|
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (27 Сен 12)
|
Просмотров: 2076
|
|
|