"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [172]
Дневники [59]

Статистика

Форма входа

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

007. Вопрос: "Как часто надо причащаться?"

 

  "48 Я есмь хлеб жизни.       
  49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
  50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт.
  51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
  52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
  53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
  54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
  55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
  56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.
  57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
  58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
  (Ин. 6)"







 
 


  

  "В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство диакон с хорошим и сильным голосом.
  Однажды накануне праздника он отпросился на родину в деревню, заверив, что к праздничной службе поспеет вернуться.
  На Литургию он не пришёл. Не было его и на обеде. Наконец, после повечерия он явился, дослужил молча и... умер.
  Я заказал о нём везде молитвы, — так как считал себя виновным в его смерти, и сам молился за него. Накануне сорокового дня вдруг келлия моя осветилась и я вижу перед собой диакона.
  - Я пришёл поблагодарить тебя за твои молитвы обо мне, — сказал он.
  - Не я один молился о тебе, отец диакон, но многие братья и во многих монастырях!, — ответил я.
  - Помянув меня раз, везде забыли записать поминовение на все сорок дней, — ответил тот.
  - Как же вы можете знать Там, кто молится за вас, а кто забыл? — решил выяснить я.
  - Нас Там хоть на три сажени, закопай - мы видим всё, чем каждый здесь занимается, о чём думает, чего хочет, о чём молится! Видим, кто и за кого молится! Кольми паче Господь всё это видит!
  - А как ты прошёл мытарства?
  - Как молния! Потому что Бог сподобил меня в последний день причаститься (правильно/"достойно" - от авт.) Святых Христовых Тайн!
  Видение исчезло.
(Из воспоминаний архим. Троице-Сергиевой Лавры Антония)"

                                          РЕАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ 







  "Замечу здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться - и увидите плоды от сего Таинства утешительные.
  Частое причащение святых Христовых Таин (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил.
   С самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставляли первым благом частое приобщение... И это общее мнение всех святых, что нет спасения без Причащения и нет преуспеяния в жизни без честого причащения.
  Да ведь если жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни как не часто причащаться! Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к Тайнам? Только пустое поверье. У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите - пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию на вечерю Божию. 
(Свт. Феофан Затворник)"



     

  "Желание причаститься Святых Тайн — это прежде всего выражение благодарности Богу за всё, что Он даёт нам. Призывая всех: «Приидите, ядите.», Он не только позволил, но и повелел, чтобы мы смотрели на предлагаемый Хлеб, о Котором Он сказал: «егоже Аз дам» как на Хлеб Насущный, необходимый всем для уврачевания наших немощей, особенно душевных. И не только так смотрели, но и часто приступали к Его трапезе.
  Продолжая Свой призыв, Господь говорит о Чаше: «Пиите от нея вси», включая в число призываемых и младенцев, и самых немощных. Исключение здесь только для тех, кто не верует и не пребывает в единении церковном. Нежелание отозваться на призыв Господа — это наша неблагодарность, подобно евангельским званным, ответившим: «Имей мя отречена». 
(Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский)"






 
"Каждую минуту своей жизни помни, что ты готовишься к принятию Святых Тайн. Что бы ты ни делал, делай с мыслию, что ты скоро будешь причащаться. Надо почувствовать себя чёрной тучей, чтобы озариться молнией Святого Причащения.
(Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский)"






"Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… 
(Св. прав. Алексий Московский (Мечёв))"
 



  "Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия. Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко святому причащению. Какое отрадное уверение в том, что есть Существо, Которое любит меня искреннейше, горячайше, больше всех на свете, до того, что даёт мне ежедневно есть Плоть Свою и пить Кровь Свою! Боже мой! И это действительность: дивный мир и восторженная радость уверяют меня, что это так — истина слов Твоих — тоже. 
  Господь есть истинный Хлеб, мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это - хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище - в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся также каждый день. 
  Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Здесь под хлебом разумеется не только обыкновенный хлеб пшеничный или ржаной, но и Божественное Брашно: Тело и Кровь Христовы - этот истинный Хлеб насущный, т. е. служащий к истинному существованию, к истинной жизни, столь необходимый для жизни, что без него обойтись нельзя, потому что, кроме тела, для поддержания жизни котораго требуется хлеб насущный, у человека есть душа, которая не в пример дороже и важнее тела: ей также истребна пища, только иная, чем для тела. Если мы принимаем каждый день обыкновенный хлеб, то кто же запретит нам вкушать Божественный Хлеб?
  Человек, начинающий выздоравливать или и здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в Православной Церкви - не чувствующих этой спасительной жажды? Тьма тьмущая! Множество бесчисленное интеллигентов совсем не бывают у Причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: "Приимите, ядите (слова из Евангелия и Литургии - от авт.)... пийте от Нея вси... (Мф. 26: 26-27)" - и (но - от авт.) нет ядущих и пиющих!
  Мы можем быть святыми и действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго - когда достойно причащаемся Святых Пречистых и Животворящих Тайн Христовых. О, тогда мы несомненно, бываем святы святостью Христовою, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовою.
  Поэтому причащайся каждый чаще, причащайся достойно и ты будешь часто возвращать теряемую святость, будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество своё и мало-помалу сделаешься святым и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатью Христовою.
  Не живи в духовной дремоте и бездействии, а действительно воюй на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося прожигать нас страстями житейскими.
  Что распространяться о бессмертии души человеческой?! Эта истина также ясна и очевидна для нас - христиан, как солнце. Мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, и через это носим в себе ещё здесь явные начатки своего бессмертия. Ещё здесь Животворящие Тайны оживотворяют умерщвлённые грехами наши души, а с душами и тела наши, нередко ощущающие в себе начатки смерти от воюющих на душу страстей - и тем самым предызображают жизнь нашу и по смерти. Истинны слова Спасителя: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Ин. 6:54)". Такой несомненный залог бессмертия носит в душе своей христианин!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

               

"Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Святых Животворящих Христовых Тайн - ты живёшь только ими. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 
 

  "Сие святейшее Таинство, сие всепобедительное орудие, паче же Христос, сущий в сем Таинстве, может быть действенно приемлемо двояким образом: во-первых, таинственно, в Таинстве Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце.
  Первое может иметь место столь часто, сколько это возможно, по обстоятельствам внешним, внутреннему состоянию и по усмотрению духовного отца; а второе - каждое мгновение, так что тебе можно всегда иметь в руках сие всемощное оружие и ограждаться им от врагов непрестанно. Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего; мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно, к чему руководство предложено тебе мною в предыдущих главах о молитве.
  Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие. Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.
  Но как мы и телом стеснены, и внешними делами, и отношениями окружены, в коих по долгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается. Скрывается ощущение вкушения Господа, но общение с Господом не пресекается, если, к несчастью, не привзойдет какой грех, расстраивающий благодатное состояние. Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное.
  Оно имеет, таким образом, место между одним и другим причащением Его в Тайнах Святых. Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным.
  Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие ему путь и споспешествующие принятию его, хотя он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу присущему дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение?
  Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче уподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом.
  Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться.
  Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением.
  Итак, братья мои, поскольку редкое Причащение причиняет нам столь великие и неизъяснимые беды, а частое Приобщение дарует нам столь высокие, столь большие, столь небесные и вышеестественные блага и в этой жизни, и в будущей, почему мы так медлим причащаться? Почему не готовимся с должной подготовкой приобщаться Божественных Тайн, если не каждый день, то хотя бы каждую субботу или воскресенье и каждый праздник?
  Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться. 
  Им мы отвечаем, что пустынники не управляют Церковью и Церковь не для пустынников определяла правила]. Как говорит Апостол: "Закон положен не для праведника". А божественный Златоуст прибавляет: "Все, кто возревновал любомудрия Нового Завета, сделали это не по страху наказания и не из-за угроз, но по божественной любви и горячему к Богу рачению. Ибо они не имели нужды ни в повелениях, ни в заповедях или законах, чтобы возлюбить добродетель и устраняться от зла, но как благородные и свободные сыны, познав собственную ценность то есть благородство своего естества, они без всякого страха наказания устремились к добродетели". 
  Но и эти пустынники, если бы имели возможность и не причащались, то осуждались бы как нарушители священных правил и презрители Божественных Таинств. А если такой возможности у них не было - они неповинны. Так святой Кавасила говорит: "Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и всё совершающий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, тогда что может воспрепятствовать Причащению? Конечно, ничто.
  Но кто-нибудь спросит: "Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Тайнам, не получит ли он, тем не менее, освящение от совершающейся Литургии?" На такой вопрос мы отвечаем, что это может получить не всякий, но только тот, кто не может прийти телесно, как это бывает и с душами умерших, и по пустыням скитающихся и горам, по пещерам и ущельям земли, которым невозможно было видеть жертвенника и священника", потому что не было у них поблизости церкви. "Таковых Сам Христос освящал невидимо Своим освящением.
  Если же кто-нибудь имеет возможность, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться освящения от нее, для такого получить освящение совершенно невозможно - не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил будучи в состоянии это сделать. И поэтому очевидно, что у такого человека душа пуста от добродетелей, которые требуются для Причащения, ибо как может иметь любовь и стремление к Приобщению тот, кто имеет возможность пойти приобщиться, но не хочет? Или как может иметь веру в Бога тот, кто совершенно не боится содержащуюся в словах Господних угрозу пренебрегающим этой Трапезой? И как ему поверить, что он любит то, что может получить, но по собственному произволению не получает?" 
  Ср.: "То были исключительные случаи, не всем общие; но что бывает исключительно для некоторых, только немногих, того не признает общим для всех законом святая Церковь". "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни". 
(Прп. Никодим Святогорец)"

 


 

"Мы не должны уклоняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой должны поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же, с таким смирением и верой, что, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"

 
 

 
  "А кто не хочет спать на голой земле и совершать бдения, воспоминая множество грехов своих и тяжесть прегрешений своих, и не заботится от сердца врачевать загнившие и воссмердевшие от нерадения и беспечности раны острастившейся воли своей и своих наклонностей, делающие его бесчувственным (это и есть истинное безумие, о коем говорит Давид: возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего), тот как может прийти в чувство будущего суда и осуждения грешников и плакать с печалию и болезнию сердца своего?
  Кто не хочет злострадать, терпеть лишения и всем уступать, не хочет весь день ходить с поникшею главою, самого себя озлоблять и смирять, то есть наказывать себя алчбою, жаждою, бдением, сухоядением и другим подобным, не хочет рыкать от воздыхания сердца своего, быть, как птица, одиноко сидящая на кровле дома, и уподобляться неясыти пустынной, то есть по расположению души своей быть чуждым в отношении ко всем вещам, и монастырским, и мирским, не хочет быть бездерзновенным пред большим и меньшими, утруждать себя воздыханием, снедать хлеб свой с пеплом и с плачем растворять питие свое, тому как возможно, братия мои, измывать на всяку ночь ложе свое и слезами постелю свою омывать?
  Поистине совсем невозможно ему не только постель свою каждую ночь омочать слезами, но даже и во время молитвы невозможно ему найти их. И не возможет он таким образом уготовать место Господу и селение, достойное Бога Иаковля, Который есть Христос Господь, Спаситель и Бог наш.
  Если же не предуготовит он сего добре, явно, что не возможет он и причаститься Святых Пречистых Таин не только со слезами, но и достойно, как подобает, ни принять внутрь себя Царя и Бога. Святая (Святые Дары. - Ред.) преподаются святым, как говорят и проповедуют это каждодневно всем иереи, взывая велиим гласом (о, когда бы они говорили это и себе самим!), а прочие слышат то от иереев, возглашающих: "Святая святым."
  Итак, что же? Кто не свят, тот уже и недостоин? Нет, не так. Но кто не исповедует сокровенностей своего сердца, кто не показывает достойного покаяния в этом и в том, в чем согрешал в неведении, кто не бывает всегда в слезах и печали и не подъемлет тех подвигов, о коих мы сказали выше, вот кто недостоин.
  Тот же, кто делает все сие и проводит жизнь в стенаниях и слезах, достоин и предостоин не только каждый праздник причащаться Пречистых Тайн, но и каждый день с самого (если не слишком дерзновенно так сказать) начала покаяния и обращения его к Богу. Такому позволительно так причащаться, поколику он имеет в намерении до конца жизни своей с терпением пребывать в оных делах и в подобных им, и жизнь свою проводить в смирении с сердцем сокрушенным.
  И если он будет поступать таким образом и всегда будет держать себя в таком состоянии, то день от дня будет просвещаться в душе своей, спомоществуем будучи в том причащением Святых Таин, и скоро придет в совершенное очищение и святость. Другим же способом невозможно быть вымыту и очищену нечистому сосуду нашему (душе) и оскверненному жилищу нашему (сердцу). 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"




"Да положим при помощи Господней начало впредь не отлагати время за время и день за днем, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к Святым и Животворящим Тайнам! ...Вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустились вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается... 
(Прп. Лев Оптинский)"





  "Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые - часто, или тех, которые - редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. 
  Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души.
  Ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что, быв преисполнены бесчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как случится приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистой совестью и безукоризненной жизнью. 
  И как не сознающему за собой ничего худого можно приступать каждый день, так, напротив, погруженному во грехи и нераскаявшемуся небезопасно приступать и в праздник. Ибо то, чтобы однажды в год приступали, не освобождает нас от вины, если мы приступим недостойно; напротив, это самое и служит к большему осуждению, что мы, и однажды в году приступая, не приступаем чистыми.
  Как имеющий совесть чистую должен причащаться каждый день, так пребывающему во грехах и при этом не кающемуся даже в праздник причащаться небезопасно. Но если и раз в год причащаемся, это не избавляет нас от грехов наших, если мы недостойно приступаем. Напротив, это как раз еще больше нас осуждает, ибо, только раз приступая, мы и тогда приступаем нечисто. Поэтому прошу всех вас: не прикасайтесь Божественных Тайн только лишь по причине праздника.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






"Обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест - чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни и не обычного питья, но - Чаши бессмертия (Крови Христовой - от авт.), то мы относимся к ним как к вещам неважным и не абсолютно необходимым. Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы не работать страстям?
(Прп. Феодор Студит)"







"Благодаря Причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру - честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе.
(Свт. Кирилл Александрийский)"







"Ревнуйте о частом Причащении, если человек даже будет греховен до такой степени, что будет весь чёрен с макушки до пят, но если с чувством всеокаянства будет приступать к Святой Чаше, то постепенно будет очищаться, убеляться, просветляться и милостью Божьей очистится и спасётся.
(Прп. Серафим Саровский)"




















  Ответ: "Если человек причащается правильно ("достойно"), то чем чаще - тем лучше… 
  Частота Причастия человека прямо пропорционально правильности его Причастия... 
  Чем неправильнее причащается человек, тем реже надо ему причащаться (чтобы было достаточное время для соответствующего покаяния)...
  Если же человек причащается и вовсе неправильно/порочно/"недостойно" (совсем без какого-либо покаяния), то ему и вовсе причащаться нельзя/вредно... 
  Причастился Иуда от Самого Христа сребролюбиво - и "вошёл в него сатана" ("суд"/"смерть")... 
  Всякий человек подобен некоему духовному аккумулятору, свойства которого зависят как от его индивидуальной наследственности (личных качеств/свойств духа/души/тела - характерного только для него одного образа внутренней и внешней жизни), так и от особого для него промысла Божия... 
  Человек как бы накапливает в себе смирение через покаяние и исполнение др. заповедей Христовых (видя свои немощность и неисправность в их исполнении)... 
  В зависимости от того, насколько быстро и до какой величины человек способен сосредоточить в себе смирение, настолько же часто он и может причащаться... 
  Есть смирение (т. е. способность к правильному Причастию) - причащаться и можно, и нужно... 
  Нет смирения (которое от покаяния) - причащаться нельзя...
  Как часто в человеке возникает смирение?... 
  Насколько интенсивно он кается?... 
  Это индивидуальные факторы для каждого христианина... 
  Но способствует всему этому лишь усердная жизнь человека по всем заповедям Христовым (первая/фундаментальная/стержневая/важнейшая из которых - непрестанное покаяние)...
  При наличии должного/необходимого смирения в человеке, которое определяется как им самим (напр., непреодолимой потребностью в Причастии как в Спасении от своего зла/смерти/греховности/немощи, соединённой со страхом Божиим, духовной нищетою, плачем и пр.), так и его духовником, христианин может и должен причащаться в соответствии со своими внешними обстоятельствами… 
  Хоть и каждый день… 
  Св. прав. Иоанн Кронштадтский так и делал…
  Одно из толкований "хлеба насущного" из молитвы Господней "Отче наш..." - это Тело Христово…
  Об этом писал, напр., свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов)...
  Тело Христово – Хлеб жизни, Хлеб небесный... 
  Об этом говорил Сам Господь...
  Иисус говорил, что тот, кто будет есть Этот Хлеб - спасён будет...
  Хлеб "на(д)сущный"... "…подай нам на каждый день…"…
  В первые времена христианской Церкви Причастие было делом повседневным…
  Чем сильнее кается христианин, тем чаще ему необходимо Причащаться - ведь Тело и Кровь Христовы - суть Лекарство от причины того или иного (любого) греха (от любого главного порока)...
  А нет покаяния - нет и смирения, нет и правильного Причастия...
  Иначе - смерть...
  Без Причастия - смерть...
  Но Причастие без покаяния/смирения - смерть худшая/страшная ("Ибо проклят всяк, творяй дело Божие всуе")...
  Покаяние - первая/начальная/необходимая заповедь Божия...
  Без покаяния (и сопутствующего ему смирения) невозможно/нельзя/вредно, смертельно опасно приступать к Богу (к Спасению/Спасителю), к церкви (как к земному/временному инструменту спасения/Спасения), к Церкви (как к бесконечному во времени Телу Христову) - исполнять любую заповедь Божию (а наипаче Причащаться - приступать к Самому Господу Иисусу Христу во Всём Его Существе)...
  Чем "недостойнее"/грешнее/немощнее/грязнее чувствует/видит себя христианин, тем чаще ему следует Причащаться...
  И, соответственно, чем "достойнее"/чище/сильнее/добрее видит/чувствует себя лжехристианин (из сопутствующей ему гордости), тем реже ему следует приступать к Святым Христовым Тайнам...
  Если же человек не кается в проявления гордости (даже и несмотря на значительные промежутки времени), то причащаться ему нельзя совсем...
  Ибо не гордость сама по себе является препятствием для Причастия (ибо все люди в той или иной степени поражены гордостью), но - нераскаянность в её проявлениях (как и в пр. пороках - особенно в главных)...
  Ну а теперь - немного и о забытых многими (для удобства земной жизни) церковных канонах... 
  Девятое правило, оставленное нам св. Апостолами и второе правило Вселенского Антиохийского Собора св. отцов подвергают анафеме (проклятию - отлучению от церкви) человека, если он пришёл на Божественную Литургию и - не причастился Святых Тайн (!)…
  Притча Христа о человеке на пире не в брачной одежде рассказывает как раз о таком "христианине"…
  Человек в той притче был "отправлен" в геенну (конечно же - он сам себя отправил в ад своей собственной нераскаянностью/гордостью/готовностью/"достоинством")…
  Существует также и правило, подвергающее анафеме христианина, если он не ходил в церковь три недели… 

  80 правило VI Вселенского собора:
  "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения."

 
  Т. е. получается, что согласно Церковным канонам, причащаться надо не реже одного раза в три недели…
  Что же делать?... 
  Нам оставлено покаяние…
  Будем хотя бы каяться… 
  А то спрашивают некоторых – почему поёте: "Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите", а сами не причащаетесь?... 
  А они, как тот лукавый и ленивый раб, закопавший свой талант, лицемерно отвечают: "Мы недостойны, мы не готовы и пр."… 
  Т. е. они тем самым сами против себя свидетельствуют, что когда они причащаются, то они считают себя и готовыми, и достойными… 
  Крайнее безрассудство…
  Поэтому необходимо и каяться/смиряться и одновременно стараться по мере сил причащаться Святых Тайн как можно чаще…
  Итак, если человек причащается правильно/смиренно ("достойно"), то это идёт ему на пользу и чем чаще он будет причащаться, тем лучше для него...
  Если же человек причащается неправильно (с гордостью, "недостойно"), то это идёт ему во вред и лучше ему совсем не делать этого...
  Ибо что посеешь, то и пожнёшь - сеешь гордость/нераскаянность при Причастии, в гордости с нераскаянностью же и возрастёшь ("смертью умрёшь")..."

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, исчерпывающая статья митр. Тамасского Исайи (Киккотиса) и статьи др. авторов с сайтов Богослов.Ру и Православие и мир, статьи протоиерея Валентина Асмуса, архим. Клеопы (Илии), архим. Арсения (Папачка) и др. авторов с сайтов Православие.Ру и Логослово...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://www.bogoslov.ru/text/3594846.html
  http://www.pravmir.ru/protoierej-vladimir-vorobyov-pustite-k-chashe-luchshuyu-chast-nashej-cerkvi/
  http://www.pravmir.ru/protoierej-feodor-borodin-dokument-o-podgotovke-ko-prichashheniyu-daet-sushhestvennuyu-stepen-svobody-duxovniku-i-prixozhaninu/
  http://www.pravmir.ru/svoboda-very-ili-duxovnyj-totalitarizm/ 
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/396.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/59754.htm
  http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61049.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/61210.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/64953.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/65168.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/65683.htm
  http://www.bogoslov.ru/text/3621221.html
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_8/topic_6718/

  



 
 
     
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !








 
 
 


 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (29 Авг 12)
Просмотров: 1664

Поиск