правило - младшие теряют силы и внимание; читать вместе "короткое"- детям в самый раз, но остается "чувство невыполненного долга"; причем уединиться невозможно. Как быть?"
О домашней молитве
"Позвольте сегодня рассказать вам о том, сколь важна домашняя молитва. Вообще-то, о том, что молиться необходимо не только в церкви по праздникам, но и дома каждый день - это мы знаем: об этом нам говорят с самого детства, со дня нашего Святого Крещения. Об этом же, как правило, напоминает нам и духовный отец, когда мы в очередной раз придем на исповедь. Но многолетний опыт показывает: несмотря на очевидную ясность вопроса, несмотря на многократные напоминания - многие, очень многие христиане пребывают нынче в тяжком молитвенном упадке…
Причем никто не считает молитву ненужной, но почти каждый свою леность к домашней молитве оправдывает некими посторонними обстоятельствами: кто-то - отсутствием времени, кто-то - усталостью, кто-то - забывчивостью. Так неужели же здесь столько препятствий? Неужели, действительно, так трудно молиться дома?
Да, какие-то препятствия, возможно, и есть, но наша первая беда заключается в том, что мы не понимаем, в чем они заключаются. А разобраться в этом необходимо!
А сколько, вообще, времени полагается молиться? Есть ли здесь единый «стандарт»? Надо сказать, что определенного единого для всех объема ежедневного молитвенного правила не было даже в монастырях: каждый инок исполнял то, что ему было поручено его евангельским отцом. Еще меньше единообразия было и есть в отношении молитвенного правила мирян: кто-то молится больше, кто-то меньше, кто-то - совсем немного. Но – даже если и совсем немного, однако все равно – каждый день! Совсем же не молиться – такого не допускают никакие, даже самые мягкие церковные правила и обычаи. Не допускают, потому что прекращение молитвы неумолимо вызывает прогрессирующее духовное умирание человека, тот фатальный процесс, конец которого – в геенне огненной.
Однако, чтобы не смущать наших читателей перспективой многочасовых молитвенных упражнений, давайте оговоримся: в дальнейших рассуждениях наша речь пойдет о минимальном молитвенном правиле – о том, что в церковном обиходе называется «Малый начал» – небольшое молитвенное последование, имеющее предначинательное значение. Оно включает молитву мытаря, молитву Богородице «Достойно есть…», славословие Троице, и отпустную молитву. Вместе со всеми поклонами потребует времени около одной минуты, вместе с возжиганием лампады, доставанием лестовки и подручника - не более трёх (пяти) минут, чтобы все неспеша совершить. Согласитесь, это уже не страшно? И не утомительно? Но почему же тогда мы и этого не совершаем?
Быть может, мы настолько загружены, что у нас, действительно, совсем не остается времени на молитву? Ну уж полно! Неужели кто-то из нас всерьёз станет утверждать, что, имея в сутках двадцать четыре часа, в каждом из них по шестьдесят минут, не найдёт два раза в день по три минуты – утром и вечером – для того, чтобы совершить минимальную домашнюю молитву? Поэтому, если кто-то на самом деле считает, что у него «нет времени на молитву» - такой человек явно обманывает себя, и лжёт перед Богом. И наоборот: стоит только захотеть найти время для молитвы – и оно без труда найдется, при всей нашей занятости.
Другие ссылаются на свою забывчивость… Утверждают, что хотят и любят молиться, но вот только снова и снова забывают об этом, и так - каждый день. Может быть такое? Нет, этому объяснению верить тоже нельзя – оно лукаво. Разве так уж трудно этакую забывчивость преодолеть? Например, попросить кого-то из домашних напоминать нам про молитву, или установить напоминание в мобильном телефоне, или написать самому себе табличку “Не забудь помолиться!” и поместить ее в таком месте, чтобы она была на виду. Хитрость не великая. И проблема забывчивости легко разрешится, если только захотеть ее разрешить.
Бывает, что мы не можем организовать свой режим так, чтобы у нас находилось время для молитвы. Но и это не оправдывает нас, ибо наш режим все-таки в наших руках. И если мы находим время для того, чтобы отдохнуть, почитать что-нибудь интересное, пообщаться по телефону с приятелями, посмотреть телевизор, то как мы можем после этого утверждать, что нам не хватает времени для молитвы?
Мы вроде бы и понимаем, что молитва необходима, но не можем заставить себя молиться. Почему? Причина наших молитвенных затруднений вовсе не в занятости, и не в забывчивости, и ни в каких-то иных помехах. Причина в другом, в том, что дьявол день за днем с изобретательностью и коварством отводит нас от молитвы, а мы, как слепые котята, не осознаём, что все наши привычные отговорки, изощренно навязываемые нам сатаною, являются банальным самообманом.
Как же выбраться из этого горестного состояния? В первую очередь – надо начать молиться. Именно молитва помогает нам избавиться от диавольского наваждения, помогает разобраться в жизни, придает силы. Молитва – наше первейшее духовное оружие. А диавол лукаво уговаривает нас спрятать его подальше или вовсе выбросить на свалку – потому, что «время сейчас мирное, спокойное, воевать не с кем, и зачем зазря таскать с собой такие тяжести? Вон, посмотри вокруг, все нормальные люди свое оружие уже побросали. И ты бросай поскорее!». Душа наша охладевает, молитвы забываются, а прийти в храм – просто невозможно решиться.
Но давайте, по крайней мере, перестанем себя обманывать, прекратим поиск очередных лукавых оправданий. Причина наших молитвенных затруднений одна – наше духовное охлаждение, наше маловерие, наше отступление от Церкви и от Бога, и надо в этом откровенно признаться самим себе. Теперь же, когда мы осознали причину своего духовного бедствия – мы должны приложить все силы к исправлению ситуации. И не будем сомневаться в успехе: при Божией помощи наше старание не будет напрасным. Такие примеры есть, Слава Богу. Если же мы не найдем усердия для таковой работы над собой, не захотим исправить свою духовную жизнь, то чего же тогда мы стоим, как христиане? (Протоиер. Евгений Чунин)"
"При молитве обнажайте свою душу пред Богом во всей мерзости, без самооправдания и, как прокаженная, говорите: “Господи, если хочешь, можешь меня очистить”; как мытарь: “Боже, милостив буди мне, грешной”
Этими и подобными примерами Господь указал нам на правильное устроение грешной души, указал нам также, что только из такого устроения и может родиться истинная молитва без прелести. На такую молитву всегда нисходит благодать Божия и оправдывает (мытарь вышел оправданным, а прокаженный — очищенным) грешника, преисполненного душевной проказы. (Игум. Никон (Воробьёв))"
"Молись, перетружая себя в молитве, непрестанно молись, чтоб всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила творить добро и помощь уклоняться от зла. Молитва делает земнородного небожителем и одевает его небесною чистотою и святостию. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
"Молитва усвояет человека Богу. С невыразимою завистью и ненавистью взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которые, без сомнения, доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтобы не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения. (Прп. Нил Синайский)"
"Теперь — о часах молитвы: так как ты находишься в миру и у тебя есть разные попечения, то совершай молитву, когда находишь время. Но понуждай себя постоянно, чтобы не вознерадеть. А что касается «созерцания», которого ты ищешь, то там оно труднодостижимо, ибо требует совершенного безмолвия. (Прп. Иосиф Исихаст)"
"Однажды пришла ко мне одна женщина, из набожных, и спросила: “Что мне делать, отче? Я неграмотная и не знаю молитв. Спасусь ли я без молитв?” Я сказал ей: “А ты совсем не молишься?” – “Да я молюсь!” – “Так как же ты молишься?” А она говорит мне: “Да вот как я молюсь: когда подметаю дом, молю Бога: Боже, вычисти грязь из души моей, как я вычищаю эту грязь из дома, и пусть нравится она Тебе, как мне нравится чистый дом. А когда стираю белье, то тоже говорю: Господи, смой зло с души моей, чтобы и я была чистой, как чиста эта рубашка. И так говорю во всем, что бы я ни делала. Да хорошо ли так делать-то?” – “Живи так всю свою жизнь!”» Это непрестанная молитва ума. То есть во всех обстоятельствах, когда ты что-нибудь делаешь, видеть присутствие Бога – и делать свое дело, ибо тебе можно его делать. Молись и радуйся - Бог всё устроит. (Прп. Паисий Святогорец)"
"Прежде всего нужно самим показывать детям пример каждодневной молитвы, а не заставлять их молиться. Раньше, в тяжёлые годы гонений в нашей стране, мамы или бабушки учили детей читать "Отче наш" и "Богородице Дево". Эти молитвы читались почти до самого взросления, затем добавлялся "Символ веры", ещё несколько молитв. Читать полные утренние и вечерние правила дети начинали, когда сами осознавали, что краткой молитвы недостаточно, когда им по собственному желанию хотелось читать церковные книги. И что может быть важнее в жизни человека - молиться потому, что душа просит, а не потому, что так заведено. Сейчас же в очень многих семьях родители стараются своих детей заставить молиться как можно раньше и как можно больше. И, к сожалению, бывает, что у ребёнка отвращение к молитве возникает в удивительно быстрые сроки. (Протоиер. Максим Козлов)"
Записки православного монаха
"Иные не понимают, как это ум соединяется с сердцем. Бывает, что сердце желает, да ум не собрать. А в иное время ум пытается пробудить сердце, а оно не внимает. А когда то, что желает сердце, мыслится и умом, и о чем мыслит ум, тому же внимает и сердце - это и означает их соединение. Бывает же оно по действию Божию, по мере очищения. Тогда и молитва Иисусова, и иная молитва, становятся сильными, а в душе сей бывает мир и радость."
"Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Не занимайся мыслями, которые тогда придут тебе, как бы они ни казались важными, блестящими, нужными. Отдай Божие Богу, а нужное для временной жизни успеешь отдать в свое время. Не возможно в одно и тоже время работать Богу молитвой и занимать ум помышлениями и попечениями посторонними.
Бог есть существо неограниченно великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварию, видимою и невидимою. Это понятие о Боге научает нас, что мы должны предстоять пред Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в величайшем страхе и трепете, устремя к Нему все внимание наше, сосредоточивая во внимании все силы ума, сердца, души, отвергая рассеянность и мечтательность, как нарушение внимания и благоговения, как нарушение правильности в предстоянии Богу, правильности, настоятельно требуемой величием Бога.
Прекрасно сказал Исаак Сирский: «Когда припадаешь пред Богом в молитве, будь, в помысле твоем, как муравей, как земные гады, как червячок, как лепечущее дитя. Не скажи пред Ним чего-нибудь разумного; младенческим образом мыслей приблизься к Богу». Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред Ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими.
Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления. Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом.
Попущение демонам искушать нас необходимо для нашего преуспеяния: противодействуя нашей молитве, они вынуждают нас изучиться особенно искусному употреблению этого меча. Мечом молитвы сокрушается огненный меч Херувима, стрегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного. По неизреченной премудрости Божией, содействует злое благому намерением не благим. Когда в уединении нашем и при упражнении молитвою внезапно закипят в нас страстные ощущения и движения, нападут на нас лютые помыслы, предстанут нам в обольстительной живости греховные мечтания, — это знак пришествия врагов. Тогда — не время уныния; не время расслабления: время подвига. Воспротивимся врагам усиленной молитвой к Богу, и Он рассеет, прогонит врагов наших.
Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Ты восстенаешь пред Богом и будешь вопиять к Нему молитвой из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося; будешь вопиять, как из темницы, как из гроба, как из ада.
Ощущения, порождаемые молитвою и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности к Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями. Этими ощущениями, в которых, однако же, вкушение надежды спасения, будь доволен.
Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов. Они совсем не таковы на самом деле, каковыми представляются нашему воображению: действие Святого Духа, от которого являются высокие молитвенные состояния, непостижимо для ума плотского. Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? — Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом.
Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности. Святость человека зависит от сознания и исповедания этой греховности. Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: "Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние."
Спеши молитвою, жаждущая спасения душа, спеши в след Спасителя, сопровождаемого Его бесчисленными учениками. Зови вслед Его молитвою — подобно жене Хананейской; не огорчайся продолжительным невниманием Его; претерпи великодушно и смиренно скорби и унижения, которые Он попустит тебе на пути молитвенном. Для успеха в молитве непременно нужна помощь от искушений. По вере твоей, за смирение твое, за неотступность молитвы твоей Он утешит тебя исцелением беснующейся от действия страстей дщери твоей — исцелением твоих помышлений и ощущений, претворив их из страстных в бесстрастные, из греховных — в святые, из плотских — в духовные.
Должно совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве. Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы.
Исполнение заповедей Спасителя — единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем. Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенною ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зерцалом духовного преуспеяния. Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, — это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем. Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему.
На переход от рассеянной молитвы к молитве внимательной, или от любви мира к любви Бога, требуются продолжительное временя, продолжительный труд, многие усилия, многие пособия. Нужно пособие от поста, нужно пособие от целомудрия и чистоты, нужно пособие от нестяжательности, нужно пособие от веры, нужно пособие от смирения, нужно пособие от милости, нужно пособие от Божественной благодати. При совокупном действии этих пособий сердце отторгается от любви к миру; человек, освобожденный от невидимых цепей падения и греховности, устремляется всем существом своим к Богу. Познав высоту и блаженство этого состояния, он старается чаще быть в нем.
Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе. Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусит великое благо внимания: тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем ко блаженному вниманию. Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию: последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое. Собственное внимание обуревается помыслами и мечтаниями, колеблется от них; благодатное — преисполнено твёрдости.
Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенною ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зерцалом духовного преуспеяния. Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, — это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем. Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему.
На переход от рассеянной молитвы к молитве внимательной, или от любви мира к любви Бога, требуются продолжительное временя, продолжительный труд, многие усилия, многие пособия. Нужно пособие от поста, нужно пособие от целомудрия и чистоты, нужно пособие от нестяжательности, нужно пособие от веры, нужно пособие от смирения, нужно пособие от милости, нужно пособие от Божественной благодати. При совокупном действии этих пособий сердце отторгается от любви к миру; человек, освобожденный от невидимых цепей падения и греховности, устремляется всем существом своим к Богу.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
"Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займешься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдет речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определенные дела, исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.
Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей? Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему.
(Свт. Феофан Затворник)"
"Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя. Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествовать ли где или проводишь время в сообществе друзей, — везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу. Пусть дом твой будет местом борьбы и подвижничества в добродетели , чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Всё, доселе говоренное, говорено о молитве или молитвословии молитвами готовыми, и хотя со вниманием и чувством творимыми, но все же чужими. Должно ли сим ограничиться и навсегда? На это ответит сама молитва молящегося. Стань молиться как следует молитвами заученными - молитва с самого начала начнет прививаться к душе, и по мере силы, с какою привьется, станет позывать молящегося возносить и свою, от своего лица, по своим нуждам слагающуюся в сердце молитву. И он при всяком молитвословии будет возносить к Богу такие молитвы. Таким образом, своя молитва в труде молитвенном имеет неотказно принадлежащее ей место и часть.
Я уже поминал тебе в предыдущей главе (п. 6), чтобы ты, когда во время молитвословия какие-либо слова изрекаемой молитвы падут на душу и займут ее, не оставлял сего без внимания, но остановился на сем и сам от себя помолился о том, что заняло твою душу. И делай так. То же самое бывает и при чтении слова Божия и отеческих душеполезных книг, бывает и при размышлении о божественных вещах - о Божием величии и всесовершенстве, о дивных делах Божия творчества, вседержительства и промышления, и о предивнейшем деле воплощенного Домостроительства во спасение наше; бывает и при особенно впечатлительных и поразительных случаях текущей жизни, бывает то есть, что какой-нибудь предмет особенно поражает душу, оковывает ее внимание и позывает вознестись молитвенно к Богу Всевышнему. И в этих всех случаях не оставляй без внимания зародившегося позыва, но исполни его требование, пресекши на время занятие, при котором это случилось.
Эти внезапные порывы значат, что молитва начала водворяться в сердце и наполнять его. Ибо не с первых пор, как посвятишь себя труду навыкновения молитве, появляется сие, а спустя более или менее продолжительное время. В этом - свидетельство успеха в молитвенном труде; и чем чаще появляются такие внутри позывы, тем полнее молитвенным исполняется духом то сердце, в котором они возникают. Кончиться сие должно бы тем, чтоб всегда молиться только своей молитвой. Но этого не бывает, а всегда своя молитва привходит в молитвословие готовое. Ибо они однородны и одной суть степени достоинства, и если заменяются, то молитвою предстояния Богу созерцательного без слов.
Заметь, что иногда в таких случаях порождается только позыв к определенной молитве, а иногда с позывом и сама молитва без труда со стороны молящегося слагается в сердце. В первом случае тебе предлежит самому слагать подобающую молитву, а во втором - только внимать и не мешать исходящей из сердца молитве. При сем напомню тебе: да не соблазнит тебя желание без сказанного внутреннего позыва и нуждения слагать самому свои молитвы. Ты можешь очень умную сложить речь к Богу, но это не будет молитва, а сочетание слов и мыслей без духа молитвенного. Не делай так. Без тщеславия и самомнения не обойдешься, а эти порождения заглушают молитву настоящую и подавляют ее.
Что касается до молитвы, которая сама собою слагается в сердце вместе с породившимся в нем нуждением помолиться самому о предмете, тебя лично касающемся и для тебя именно благопотребном, то она иной раз бывает собственно твоим порождением из тех молитвенных элементов, которые собираются в сердце от усвоения и заучения готовых молитв, а иной раз действием благодати Божией производится. В таких случаях она бывает зачатком или зародышем молитвы духовной, о коей поминал я тебе в главе 47. Когда станешь сподобляться сего, это будет значить, что ты подходишь к пределам доступного тебе совершенства. Возблагодари тогда Бога, путем же жизни начинай тещи еще с большим страхом и трепетом. Чем дороже чье сокровище, тем сильнее разгораются завистливые очи врагов.
Делая и ища успеха в молитвенном труде, все уже к тому и приспособляй, чтоб не разорять одною рукой того, что созидает другая:
Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет, как заповедал апостол, говоря: плоти угодия не творите в похоти. Не давай покоя плоти.
Внешние свои сношения сократи до самых неизбежных. Это на время обучения себя молитве. После молитва, действуя в тебе, укажет, что без ущерба для нее может быть прибавлено. Особенно блюди чувства и между ними паче - очи, слух; свяжи и язык. Без соблюдения сего и шагу не сделаешь вперед в деле молитвенном. Как свече гореть на ветре и дожде нельзя, так нельзя затеплиться молитве при приливе впечатлений совне.
Все свободное время после молитвы употребляй на чтение и размышление. Для чтения избирай наиболее такие книги, в коих пишется о молитве и вообще о внутренней духовной жизни. Размышляй исключительно о Боге и вещах божественных и наипаче о воплощенном Домостроительстве нашего спасения, и в нем паче о страданиях и смерти Господа Спасителя. Делая так, будешь иметь себя погруженным в море божественного света. Присовокупляй к сему хождение в церковь, как только будешь иметь возможность. Одно присутствие в храме осенит тебя молитвенным облаком. Что же получишь, если всю службу простоишь в истинно молитвенном настроении?!
Ведай, что в молитве успеть нельзя без успевания вообще в христианской жизни. Неизбежно необходимо, чтоб на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время труда молитвенного сделаешь что, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззревать к Господу. И постоянно держи в сердце смиренное сокрушение. Затем не пропускай ни одного представляющегося случая к сделанию какого-либо добра или к проявлению какого-либо доброго расположения, наипаче смирения, послушания и отречения от своей воли. Но уже само собою разумеется, что ревность о спасении должна гореть неугасимо и, исполняя всю душу, во всем, от малого до великого, должна быть главною движущею силой, со страхом Божиим и упованием непоколебимым.
Так настроясь, утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою, но не упуская при этом ничего и из того, что может способствовать в сем труде. И получишь искомое. Напомню тебе, что говорит Макарий Египетский: увидит Бог молитвенный труд твой и что ты искренно желаешь успеха в молитве, и даст тебе молитву. Ибо ведай, что хотя и своими усилиями творимая и достигаемая молитва есть молитва, Богу приятная, но настоящая молитва та, которая вселяется в сердце и делается неотходною, есть дар Божий, дело Божией благодати. Посему, молясь о всем, не забывай молиться и о молитве.
Сообщу тебе, что слышал от одного боголюбца. "Я жил,- говорил он,- не совсем исправно; но Бог смиловался надо мною и послал мне дух покаяния. Это было во время говения. Я всячески напрягался, чтоб положить в себя твердую решимость исправиться, особенно перед исповедью долго молился пред образом Божией Матери, прося и Ее вымолить мне такую решимость. Приступив потом к исповеди, я все откровенно пересказал.
Духовный отец ничего мне не сказал, но когда произнес над главой моею разрешительную молитву, в сердце мое канул сладкий огонек. Ощущение это похоже на то, как проглотишь какой лакомый кусок. Уканувший огонек сей там и остался в сердце, и мне чувствовалось, будто меня кто держит за сердце. С сего времени я все молился и внимание свое держал там, где было такое чувство, об одном старался, чтобы оно не отошло. И Бог помогал мне. О молитве Иисусовой я не слыхал; и когда услышал, то увидел, что бывшее во мне было именно то, что ищется сею молитвой". Я привожу тебе сказание сие, чтоб ты из сего уразумел, что ищется молитвенным трудом и по какому признаку можно узнать, что оно получено.
Присовокуплю к сему и следующие слова св. Григория Синаита:
"Благодать есть в нас со времени Святого Крещения, но по нашему невниманию, осуечению и неисправности в жизни она подавляется, или, как мнас, в землю зарывается. Когда кто полагает жить исправно, возревновав о спасении, то весь труд его вследствие того плодом имеет восстановление в силе своего благодатного дара. Совершается сие двояким способом: во-первых, дар сей открывается многотрудным исполнением заповедей и поколику кто преуспевает в исполнении заповедей, потолику дар сей проявляет свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным молитвенным призыванием Господа Иисуса. И первое средство могущественное, но второе могущественнее, так что и первое чрез него получает свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим поскорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви к Господу". Тут совмещается все, о чем я напоминал тебе выше в 4-м пункте.
(Прп. Никодим Святогорец)"
"Перед чтением молитв сердечно вздохни и скажи в себе: «Грешен я!» На молитве необходимо намеренное, обдуманное, крайнее смирение.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
Ответ: "Как правильно молиться - описывается в соответствующих статьях нашего сайта...
Для точного, адресного и исчерпывающего ответа Вам у нас недостаточно информации о Вас, Вашей семье, ее составе, возрасте ее членов, жилищных условиях, степени воцерковленности и пр., и пр., что является очень важным для предоставления рассудительных советов...
Поэтому нам придется ограничиться в своем ответе достаточно общими рекомендациями, опираясь лишь на те скудные сведения, которые Вы сообщили нам в своем письме...
При исполнении любых заповедей Христовых (и молитва не является исключением) человеку крайне необходима рассудительность...
Иначе будет вред, а не польза...
Начнем с меры...
Как только душа христианина насыщается молитвою и его внимание категорически не возвращается к смыслам, содержащимся в словах молитвы, молитву ему необходимо прекратить (т. к. молитвенная мера человека исполнилась)...
У каждого человека своя, свойственная только ему одному, мера...
Она зависит от множества причин...
Даже у одного и того же человека его мера тоже постоянно может меняться...
Это касается не только молитвы, а и способности исполнения человеком любой из заповедей Христовых...
А уж тем более разная мера у взрослых и детей...
Как только Вы заметили, что дети насытились молитвою - не тяните до их пресыщения молитвою (до их отвращения к ней)...
Любая заповедь Христова в чрезмерном (и тем более, в насильном ее исполнении) может вызывать у человека сильные скорбь, печаль, уныние и даже сильнейшее отвращение к ней...
Подобно и пище для тела (даже деликатесы могут вызвать рвоту при их неумеренном употреблении)...
Утомились детки - пусть оставят молитовку и переходят к другой духовной пище, к исполнению другой заповеди Христовой...
Какой?...
Это определяют обстоятельства...
А обстоятельства определяет Господь...
Через обстоятельства (в том числе через материнство и домашние работы) Христос ведет человека по этой его земной жизни к спасению/Спасению...
"Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
Наблюдайте за обстоятельствами, делайте то, что они Вам позволяют и к чему призывают, и не ропщите на них, а радуйтесь, что через них Господь всегда с вами, всегда человеколюбиво (снисходя к Вашим немощам) заботится о Вас...
Не торопите события, всему свое время...
Со временем будет у Вас возможность и уединиться...
А со временем, Бог даст, и надобность в уединении упразднится - подаст Господь Вам за ревность Вашу и старание умную молитовку и сможете тогда молиться при любых обстоятельствах (даже и общаясь с людьми)...
Чувство невыполненного долга - правильное чувство (но только если оно не превышает меру в данное время, данного духовного уровня человека)...
Христос ведь повелел каждому человеку укорять себя всегда и за все...
Иисус говорил, что если человек даже и все Его заповеди исполнит, то все равно он должен искренне считать себя никуда не годным (неключимым) рабом...
Самоукорение должно быть отличительной чертой православного человека (оно должно войти в привычку, в навык, проникнуть в самую природу христианина, стать постоянным его спутником - как дыхание)...
Но если самоукорение превышает меру (должны быть постепенность и умеренность), то оно может привести к сильной, чрезмерной скорби, к печали, унынию или отчаянию...
Эти чувства сами по себе (из-за своей большой величины и силы) будут приковывать к себе внимание человека, отвлекая его от Христа (от молитвы)...
А должно быть наоборот - самоукорение должно смирять человека, помогать ему видеть свои неисправности и устремлять внимание в покаяниии ко Христу...
А чем занимать детишек после молитвенного правила?...
Чем Вам угодно...
Чем посчитаете необходимым...
Уборка, уроки, мытье посуды, любой труд по дому, чтение детской духовной литературы, просмотр православных видеофильмов, школьные занятия, умеренные физические упражнения, развивающие рассудок игры и пр. ...
Ваша задача как матери, воспитывать детей в послушании и почтении к родителям...
И Христос ведь рос в послушании у Иосифа и Марии...
А уж тем более Ваши дети...
Послушание детей - Ваша главная забота в их воспитании, особенно в их младенческом возрасте...
Будет у детей послушание - будет и почтение к родителям, будет и послушание Христу...
Только послушливый может отвергнуть своеволие и принять волю Христову - жить по ней (по Его заповедям)...
Замечательным материалом на тему православного воспитания детей являются статьи иер. Сергия Бегияна, Татьяны Шишовой, Валерия Духанина, иер. Павла Гумерова, Ольги Рожневой, Порфирия Кавсокаливита, иер. Александра Домовитова, др. авторов с сайта Православие.Ру, а также соответствующие статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Мир вам, Православие и мир и Фома...
А ваш младенец - это талант Божий, который тоже необходимо "пускать в оборот"...
Он не дает Вам уединиться - и это очень хорошо...
Младенец всегда перед Вами...
Отлично...
Он постоянно требует внимания к себе...
Замечательно...
Смотря на него, старайтесь переносить свое внимание с радостью и благодарностью к Подателю младенца - ко Христу...
Это так просто и красиво...
Всегда с младенцем и всегда с его помощью с Христом...
В заключение повторим вкратце советы св. отцов молитве...
Молиться надо крайне неспешно, стараясь полностью понимать смыслы, содержащиеся в словах молитвы...
Молиться нужно внимательно, смиренно, благоговейно, с сокрушением сердца...
Если Ваше внимание отбегает к каким-то предметам (мысленным или внешним), то необходимо как можно скорее возвращать его опять в молитвенные смыслы слов...
И так упражняться...
Если нету понимания и внимания, то нету и молитвы...
Обращать молитвенные чувства и мысли необходимо ко Христу, находящемуся не где-то снаружи, а вовнутрь - ко Христу, пребывающему в Вашем сердце...
После Крещения и Причастия Христос пребывает в сердце каждого христианина...
А по Своему Божеству Иисус пребывает Весь и везде, в любой точке Своего творения...
Христос говорил, что Царство Божие внутри христианина есть...
А где Царство - там, по определению и Царь...
Туда, в сердце ко Христу-Царю и надо устремлять свои молитвенные чувства и мысли...
Этот способ молитвы называется внутренним и является единственно правильным...
Молитвенные же слова являются лишь упаковкой (средством для передачи молитвенных мыслей и чувств Богу)...
Если не удается обращаться ко Христу в сердце, то не торопите события, не напрягайтесь и не отчаивайтесь, а кайтесь, смиряйтесь и обращайте молитвенные мысли и чувства ко Христу вовнутрь, в верхнюю часть грудной клетки, посредине ее...
Если и это не удаётся, то тоже кайтесь, смиряйтесь, не упорствуйте, а постарайтесь обращаться ко Христу вовнутрь, в нижнее основание шеи - туда где ямка, где сходятся ключицы...
Все же это лучше, чем держать внимание в голове, где всегда рой всяких суетных мыслей, образов, воспоминаний и пр. помыслов ...
А если же и это не удается, то молитесь как можете, кайтесь, смиряйтесь, терпите и упражняйтесь в молитве дальше...
Главное - неспешность, благоговение, сокрушение сердечное и внимание...
Дорогу ведь осилит только идущий...
Под лежачий камень Вода Живая не потечет...
А Господь поможет...
Молитва должна быть без всяких воображаемых образов - безвидной и простой...
Нельзя стремиться и к сильным эмоциональным состояниям, к т. н. "духовным" переживаниям или к слезам, как к таковым...
Цель молитвы - соединение человека с Христом (что и есть собственно спасение) через устремление к Иисусу его молитвенных (благоговейных) мыслей и чувств...
Помоги Вам и нам всем, Господи..."
Рекомендуем Вам прочесть также статьи архим. Нектария (Мулациотиса), Мераба Джикия о внимании, Веры Евтуховой и архим. Софиана (Богиу)...
Неплохим дополнением в решении общих повседневных, как бытовых, так и воспитательных проблем являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи Екатерины Бурмистровой, иер. Дмитрия Выдумкина, Елены Гаазе с сайта Православие.Ру...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|