"Живёт только тот, кто переделывает себя; без этого любая жизнь всего лишь – самораспад.
(Прп. Силуан Афонский)"
"Жизнь сердца - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский. Задача нашей жизни - соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога - смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение, будем помнить непрестанно, что общий Владыка зовет нас к соединению с Собой. Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.
Жизнь наша на земле - суть сон, мечта и постоянное, постепенное умирание, а не жизнь. Жизни хочу истинной, действительной, Божественной, свойственной существу, сотворённому по образу и подобию Божию, Боже мой. А что за сны, когда мы спим ночью, утром или вечером! Это грёзы, мечты, да ещё часто и грешные! Это потеря времени для Бога, для правды, для вечности. Жизни, жизни хочу в Боге и с Богом, в любви Божией, в нетлении, во свете Божества — в мире, в пространстве сердца!
Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
"Не ради увеселений и развлечений, не ради наживы дана вам жизнь на этой земле. Но для того, чтобы постом, покаянием и молитвой убить убившую нас смерть и возвратить утраченный рай.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Цель жизни - не благобытие земное, а блаженство по смерти в другой жизни. Сколько лет слышим Евангелие, и утешительные глаголы его проносятся у нас поверх головы! Даст же, наконец, Бог иному минуту, когда оно услышится его сердцем. Тогда, вошедши внутрь, оно производит там свое дивное, разрушительно–созидательное дело, сущность которого — истинная жизнь. А дотоле что? Дотоле имеем только вид, что живы, а между тем мертвы–мертвы. Не строго ли? Войди и виждь.
Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, мы вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели. Итак, не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни.
Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! - когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя.
(Свт. Феофан Затворник)"
"Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся. Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Это время – не за горами. До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Антихрист явно идет в мир, но этого в мире не признают. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник ее – дьявол, а люди злые являются только орудием, посредством которого она действует. Это – предтечи антихриста.
В Церкви у нас нет теперь живых пророков, но знамения есть. Они и даны нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум. Но этого в мире не признают. Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ – Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова. Цель - единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
"Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела. Смерть же есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза - всё это Бог хранит и по расторжении. Цель жизни - восхождение человека к богоподобию.
(Прп. Антоний Великий)"
"Само существование русскаго народа связано с зарождениемъ въ нём духовной жизни, с усвоением основ христианского міровоззрения: безсмысленно искать смысл и цель жизни (бытия - от авт.) в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить Божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: “Ищите же прежде Царствия Божія и правды Его, и сия вся приложатся вам”.
(Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский)"
"Всем нам, без исключения, предлежит смерть; все мы должны вратами смерти вступить в вечность и пребыть в вечности навсегда. Земная жизнь есть преддверие к вечности. Она — как бы тесная и душная передняя комната пред великолепнейшими и обширнейшими чертогами. В вечности уготовано для нас Божие Царство; вне его — бесконечное горе, бедствие, которое никогда не прекратится, — плач и рыдание, которые никогда не утешатся и никогда не умолкнут.
Если б завтра, чрез неделю, чрез месяц предстояло событие, долженствующее решить нашу земную участь или во благо, или во вред нам, не приняли ли бы мы всех мер, всех усилий, всех предосторожностей, чтоб направить событие к благоприятному для нас исходу? Обратим же внимание на нашу участь в вечности. Отвергнем сон уныния и забывчивости, в который мы погружены; отвергнем ослепление, отвергнем самообольщение, представляющее человеку жизнь его на земле бесконечною. Поверим достовернейшей истине. Поверим, что всем нам предстоит неизбежная смерть. Как верно то, что мы умрем, так необходимо то, чтоб мы позаботились о нашей участи в стране загробной.
Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
"Одна для нас жизнь — стремиться к Жизни; и одна смерть — грех, потому что он губит душу. Все же прочее, о чем иные думают много, есть сонное видение, играющее действительностью, и обманчивая мечта души. Если же так будем рассуждать, то не будем и о жизни думать высоко, и смертью огорчаться чрез меру. Что ужасного в том, что преселяемся мы отселе в жизнь истинную, избавившись превратностей, пучин, сетей, постыдного оброка, и вместе с постоянными и непреходящими существами будем ликовствовать, как малые светы окрест Великого Света?
(Свт. Григорий Богослов)"
"Ничего не думай и не делай без цели ведущей к Богу, ибо бесцельно путешествующий напрасно трудится.
(Прп. Марк Подвижник)"
"Всё старание и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать дух Христов и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и назначение бытия.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
"Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.
(Митр. Антоний Сурожский)"
"Воспитанный главным образом православной Церковью, русский народ в своём сознании всегда носит высокий идеал преображения, и при свете этого идеала западноевропейский идеал прогресса кажется чем-то низким, а иногда даже противным. Вот почему при всём своём смирении русский народ всегда относится к европейцу свысока. Пред Западом готова ведь раболепно пресмыкаться только оторвавшаяся от народа интеллигенция. У русского же народа всегда несколько скептическое отношение к западноевропейскому прогрессу. Ему ясно и понятно, что за чечевичную похлёбку культурной жизни европеец продал невозвратно права Божественного первородства. Немец душу чёрту продал, а русский так отдал, и в этом несомненное превосходство русского, потому что он так же и уйти от чёрта может, а немцу выкупиться нечем.
(Свмч. Иларион (Троицкий))"
Ответ: "Самый простой, легкий и правильный ответ - исполнять Христовы заповеди (первая/начальная из которых - покаяние, а последняя/завершающая - спасение)...
Но попробуем пойти более трудным путем, вникнув в Ваш вопрос поглубже...
Для этого попытаемся понять, что такое жизнь вообще…
Понятие жизни относится к категории простых/духовных предметов и поэтому очень тяжело подлежит своему определению…
Но, тем не менее, постараемся хотя бы приблизиться к пониманию его…
Жизнь (в общепринятом смысле) - суть данная Богом способность того или иного предмета к своей самоорганизации…
Отсюда становится понятно, что жизнь - суть духовный предмет (дух), являющийся началом/причиной всего существующего (как возникновения из небытия того или иного предмета, так и продолжения его существования во времени/пространстве)...
Т. е. становится вполне очевидной истина о том, что дух/содержание/внутреннее творит себе формы/внешнее/материальное...
Отсюда же становится очевидной и истина о наличии как относительной/тварной жизни, так и о Жизни Абсолютной - Боге...
Но Ваш вопрос о жизни, судя по всему, более всего прилежит к её тварному/относительному аспекту, нежели к Богу (о Котором мы почти ничего и не можем Вам сказать)...
Самоорганизовывается тварь – она живет…
Не самоорганизовывается тварь – она вступает в фазу своего распада ("тления"), хаоса и, как следствие – умирает…
"Живёт только тот, кто переделывает себя (через исполнение заповедей Христовых - от авт.). Без этого любая жизнь - всего лишь самораспад.
(Мон. Симеон, Афон)"
Степень самоорганизации твари (ее способность жить) может быть различной...
В прямой зависимости от этой степени находится и уровень болезненности, старения, распада ("тления") живой твари...
Смерть же является понятием, противоположным понятию жизни, т. е. смерть - это отсутствие (или и изъятие Богом) у твари способности к своей самоорганизации (отсутствие жизни)…
Подобно тому, как свет – это наличие электромагнитных волн видимого диапазона частот, а тьма – это отсутствие этих волн (отсутствие света)…
Способность твари к самоорганизации подается ей ее Творцом - Источником жизни и Самой Абсолютной Жизнью - Святой Троицей (поэтому неправославные и неверующие ученые и не могут понять не только тайну самой жизни как таковой, но и способ ее зарождения, возникновения)…
Когда живая тварь выполняет свое промыслительное предназначение в этом мире, Господь лишает ее способности жить…
Одним из кардинальных отличий живой твари от Творца, является ее способность умирать...
Творец же умереть не может, т. к. существо Божие не имеет никаких составляющих его элементов, оно просто, и поэтому не может распасться по определению...
Чтобы тварь самоорганизовывалась, ей необходимо совершать для этого целый комплекс разнообразных мероприятий (действий) - как внешних (питание, дыхание, зрение и пр.), так и внутренних (физиология, мышление и пр.)…
Действие – необходимая функция/признак/симптом жизни…
Действие твари неотделимо от жизни твари…
Где есть жизнь твари, там обязательно есть и соответствующее действие этой твари, организующее её…
У каждого действия любой живой твари (и человек - не исключение) есть какая-то цель…
Поэтому у каждого действия любой живой твари есть и соответствующий достижению этой цели смысл...
Например, смысл дыхания – насыщение организма кислородом и вывод из него углекислого газа и т. п. …
Совокупная же цель всех действий живой твари – её самоорганизация…
Всё творение Божие условно можно разделить на неразумное и на умное (люди и ангелы)…
Смысл бытия неразумного творения, как живого, так и неживого – способствовать самоорганизации человека…
Всё творение создано Святой Троицей для человека, как средство для его самоорганизации…
В этом заключается и смысл жизни (бытия) всей живой твари - помогать человеку жить…
"1 Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей?
(Екк. 8)"
У любого действия обязательно должна быть цель, т. к. действие всегда стремится к достижению какого-то результата…
Достижение же того или иного результата – и есть смысл любого действия…
Стратегический смысл человеческого бытия вообще – суть его бесконечное блаженство через бесконечное же обожение (спасение) во Христе…
Смысл же земной человеческой жизни (тактический) – это приобретение человеком способности воспринять это бесконечное блаженство после её окончания через исполнение Христовых заповедей (т. е. обоживаться - уподобляться Богу)…
"11 Хороша мудрость (жизнь по заповедям Божиим - от авт.)...
12 потому что под сенью её то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею.
17 Не предавайся греху (действию, противному заповеди Божией, нарушающему её - от авт.), и не будь безумен (не живи по заповедям человеческим - от авт.): зачем тебе умирать...?
(Екк. 7)"
Итак, человек возникает из небытия в бытие, чтобы бесконечно становясь богом, бесконечно же и блаженствовать в Боге…
Бесконечные обожение и блаженство (подготовка к ним) являются целью временной, земной жизни человека…
И здесь нет никакого противоречия со словами прп. Серафима (а до него так же писали/говорили и мн. др. св. отцы) о том, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа...
Ибо только Святым Духом (благодатью Божией) и возможно достичь Спасения - бесконечных обожения и блаженства...
Будет человек иметь благодать Божию (Святого Духа) - будет и достигнута цель его земной/христианской жизни...
Как только благодатью Божией человек способен исполнять заповеди Христовы (смысл жизни), так и только исполнением заповедей Иисусовых человек может спастись (цель жизни)...
Налицо причинно-следственная взаимосвязанность благодати Святого Духа и человеческой деятельности/жизни (произволения) - т. н. синергия...
Бесконечные же обожение и блаженство - суть наивысшее состояние правильной жизни человека, его бытия в состоянии наивысшей самоорганизации (совершенного Бого-человеческого Организма под названием Церковь)...
Отсюда смысл временной, земной жизни человека заключается в его самоорганизации (обожении) всего своего троичного естества при помощи заповедей Господа Иисуса Христа…
Т. е., как это нелепо на первый взгляд ни покажется, но и смысл, и цель человеческой жизни в жизни же и заключается - в оживлении человеком самого себя через исполнение заповедей Иисусовых при помощи же Христовой...
А поскольку Источником жизни и Самой Абсолютной Жизнью является Христос, то можно сказать, что и смыслом, и целью жизни человека является Господь наш Иисус Христос...
Заповеди Христовы как раз и заключают в себе те самые действия, при помощи которых человек истинно организует (уподобляет себя Христу, обоживается), оживляет себя еще здесь, на земле, для жизни бесконечной и блаженной в Царстве Небесном:
"28 На пути правды – жизнь, и на стезе её нет смерти.
(Прит. 12)"
"21 Но и сыновья возмутились против Меня: по заповедям Моим не поступали и уставов Моих не соблюдали, не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив,
(Иез. 20)"
Из вышеизложенного очевидно, что жизнь бывает относительной, зависящей от др. предметов/Предмета (у твари) и Жизнь бывает Абсолютной (Богом), не зависящей ни от кого и ни от чего...
В заключение первой половины ответа на Ваш вопрос, нам ещё раз хочется сделать акцент на том, что поскольку цель земной жизни человека (его спасение) является тоже заповедью Христовой, то исполнение заповедей Иисусовых является не только смыслом, но и целью человеческой жизни...
Ну а что касается ответа на вторую половину Вашего вопроса о русском народе - вернее, наверное, будет сказать, о национальной русской идее, сверхзадаче русского народа, то мы навряд ли сможем здесь в рамках аскетического формата нашего сайта подробно раскрыть эту тему...
Остановимся лишь на некоторых - самых главных, с нашей точки зрения, аспектах этой темы...
Слово "русский" - с самых первых веков христианства на Руси (с момента Ее крещения равноапостольным князем Владимиром Красное Солнышко) являлось абсолютным синонимом слова "православный"...
До крещения Руси все славянские племена, населявшие Её, имели особые свои названия, но после крещения все стали называться русскими - т. е., православными...
Древние русские литературные источники со всею определенностью идентифицируют православие и русскость даже и за пределами Руси...
Напр., в русских летописях 15-го века (прп. Нестора) при падении Византии и захвате магометанами Константинополя пишется, что несмотря на повсеместную власть иноверцев, службы в Константинопольских храмах отправляются по-прежнему русскому(!) уставу и звон колоколов по-прежнему же осуществляется по русскому(!) же чину...
Икона прп. Нестора, летописца Киевопечерского
"Русский" - суть единственное прилагательное среди всех других слов (всегда существительных: француз, узбек, испанец и пр.), обозначающее национальную принадлежность...
"Русский" - суть и человек, по определению проживающий на русской/православной земле...
Т. е. изначальный смысл слова "русский" (доминирующий на Руси - и Киевской, и Владимирской, и Московской) - суть человек, исповедующий православную веру (православный человек)...
Отсюда становится понятным и смысл существования русского народа (замысел Божий о нем)...
В первой половине 11-го века иеромонахом Иларионом, первым насельником/пещерником будущей Киево-Печерской Лавры (будущим первым митрополитом Киевским) была написана замечательная книжица (самая важная и главная, с нашей точки зрения, среди древнерусских литературных/православных/философских святоотеческих произведений - шедевр номер один древнерусской словесности/книжности): "О законе и благодати...(ее очень длинное название мы не будем здесь приводить полностью)"...
В этом кладезе мудрости свт. Илларион определяет квинтэссенцию призвания русского народа в полном соответствии со смыслом слова, которым он называется...
Любой народ имеет определенный замысел Божий о нем...
Не только и не столько потому, что он хуже или лучше другого народа (у каждого из них есть свои, индивидуальные, свойственные только ему одному плюсы/достоинства и минусы/недостатки), а потому, что таково его предназначение/функция/роль в деле как своего собственного спасения (его эффективности), так и в деле спасения всего остального человечества (Домостроительства Церкви) - это и есть проявление промысла Божия...
Ветхий Завет (10 заповедей Моисеевых/Божиих) не спасал немощных иудеев/евреев, но лишь сохранял/удерживал их от греха...
Благодать же Нового Завета (9 заповедей Христовых о Блаженстве) спасает людей вообще и русских (особенно их), в частности...
Русская идея у свт. Иллариона определяется как сохранение православия (верность православию) русским народом до Второго Пришествия Христова - т. е. до Страшного Суда...
Русский народ, как получивший православие "последним" в Европе, должен стать "первым" - т. е. остаться единственным в мире народом, который сохранит веру православную в "последние" времена...
Вера православная (верность ей) до самого конца времен - суть сверхзадача, цель/смысл жизни/бытия/существования русского народа...
Вся история Руси (а после Смутного времени - России) показывает, насколько это верно/истинно/правильно (соответствует замыслу Божию)...
Как только русские переставали быть православными (отклонялись от православия) - тут же начинались кары Божии (Татаро-монгольское иго, Смутное время, Наполеон, Первая мировая Война, ВОР, Великая Отечественная Война и пр., и пр.)...
И наоборот, как только происходил возврат русского народа (понятно теперь, что русскость - суть вовсе не только и не столько кровный/этнический вопрос) к православию (к своему предназначению) через покаяние - тут же милость Божия (омофор Божией Матери) покрывала и его, и Русь/Россию (святую/православную землю)...
Святая Русь/Россия...
Русь/Россия православная...
Святой русский/православный народ...
В католицизме существовал институт т. н. крестоносцев - мнимых исповедников Креста Господня, считающих себя таковыми только потому, что имели на своей одежде Его изображение...
Но эти т. н. ревнители Господни безжалостно и лицемерно грабили и уничтожали святыни Византии - средоточие православия на рубеже первого и второго тысячелетий...
Когда же магометане пришли в Византию и поработили её и Константинополь, Рим и пальцем не пошевелил, чтобы воспрепятствовать мусульманам в их святотатстве и кощунстве (хотя и обладал такою возможностью) - потому что сами римляне были такими же (а если быть точнее - то и хуже, потому что магометане хотя бы себя не называли христианами, как крестоносцы/католики)...
Христиане...
Крестиане...
Крестьяне...
Крестоносцы/католики - суть мнимые/внешние исповедники Христовы (Креста Господня)...
Крестьяне же - суть истинные исповедники Креста Господня...
К сожалению, как слово "русский", так и слово "крестьянин" утратили в наши последние времена свои изначальные/истинные смыслы/содержания...
Как слово "русский" сейчас означает всего лишь некую национальную/кровную принадлежность, точно так же и слово "крестьянин" сейчас ассоциируется лишь с некоей сельскохозяйственной деятельностью...
Увы...
Последние времена...
В заключение нам хочется сказать об одной мысли, которая звучит в творении свт. Иллариона...
Он пишет, что повторять в своих сочинениях чужие/не свои мысли/идеи/слова (хотя бы и святоотеческие) - суть проявление гордости и пр. порочности...
На первый взгляд это мнение святителя кажется, как минимум, странным...
Но только на первый...
На самом же деле свт. Илларион имел ввиду плагиат - т. е. когда кто-нибудь (какой-нибудь автор/писатель/оратор) чужие/не свои мысли выдает за свои собственные...
Понятно, что мотивы такового самозванца, присваивающего чужие авторские права (права Божии, если дело касается святоотеческой мысли) вытекают из тщеславия, властолюбия, стяжательства и пр. проявлений гордости и др. пороков...
В связи с этим мы хотим воспользоваться "своим служебным положением" и в очередной раз сообщить и Вам, и всем др. читателям, что всё, что мы пишем на нашем сайте не является нашим изобретением, но есть современный парафраз из разнообразных святоотеческих творений (на которые мы даже и не можем всегда ссылаться по причине их великого/повсеместного множества - в связи с технической ограниченностью формата нашего сайта)...
Мы хотим адаптировать древние святоотеческие творения к современной культуре/мировоззрению/менталитету для их более удобного восприятия людьми нашего последнего времени...
Насколько нам это удается - решать только Вам и нашим читателям...
Но не случайно на главной/титульной странице нашего сайта мы написали, что не претендуем на авторские права...
Мы действительно не считаем себя авторами...
Мы просто "трость скорописца" - только переписываем то, что прочитали и пережили...
Да - всё, что написано на нашем сайте не только нами прочитано, но и пропущено через нашу практическую жизнь...
Всё, о чем мы пишем на нашем сайте, является не только теорией (чужим опытом - напр., опытом св. отцов), но и испытано/проверено нами самими в реальной жизни опытным путём, который мы строили на основании многочисленных святоотеческих же писаний...
Ибо "Дивен Бог во святых своих"...
Ну и в заключение мы приведём соответствующий фрагмент из 14-го Слова прп. Симеона Нового Богослова:
"Как тело человека, сложенное из различных частей, сочетавает душа и не даёт ему рассыпаться (когда же выйдет душа из тела, оно разлагается и истлевает, потому что тогда разрешаются все связи его и то, что было прежде смерти соединено и сгармонировано, является разъединённым и разложенным); подобное сему бывает и с душою, когда удалится из неё Божественна благодать (которая есть душа души нашей и до преступления Адамова была соединена с нею, как душа соединена с телом, и содержала её в единости и гармонии помышлений, которые по преступлении рассеялись по бесчисленным направлениям), Божественная, говорю, благодать Святого Духа, которую опять подаёт Святое Крещение приемлющим, по уверовании и оглашении, сие Божественное таинство, - чего не знает и понять не может вся внешняя мудрость эллинов.
Ибо как всякий человек уверен, что душа есть та сила, которая приводит в гармонию и сочетавает в единое стройное целое разные части тела, так всякому христианину крещёному должно содержать всегда в уме, что не другое что, а только благодать Всесвятого Духа, которую приял он через Святое Крещение и новое рождение, она одна соединяет, сочетавает и сдерживает нерассеянными неисчётные и многообразные движения и помышления души (если это есть в нём). Это собрание воедино помышлений душевных есть и именуется жизнью души, какую дарует ей Бог."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Валерия Духанина, иеромон. Кирилла (Зинковского), Марины Бирюковой с сайта Православие.Ру, статья иеромон. Иова (Гумерова) и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Ни-ка, Православие и мир, Азбука веры, Фома и Логослово...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !