"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

021. Вопрос: "Не пойму в чем дело. На позапрошлой неделе был вроде один главный порок.
На прошлой неделе – другой. А на этой неделе вылезает уже опять другой. Может быть, у меня плохое внимание и я ошибаюсь в определении главного порока? А еще я увидел, что у меня главный порок – сластолюбие, т. к. разбирая по-честному все свои поступки, я понял, что все делаю ради удовольствия. Могу я исповедовать сластолюбие как главный порок на Исповеди?"






 

"Необходимо быть бдительным против удовольствия, как против вора, тайком вкрадывающегося в тайники души. Никогда не позволяй ему овладеть мыслью... Вступай в борьбу с желанием удовольствия и встречай, говоря этому рабскому и неразумному способу забытья: «Зачем ты расслабляешь мужество и размягчаешь крепость мысли? Зачем обессиливаешь душу? Зачем вредишь помыслам? Зачем омрачаешь светлую ясность чистых мыслей?» Хотя и кажется трудной борьба против удовольствий, но не нужно никому терять бодрости. Привычка имеет немалую силу доставлять некоторое удовольствие даже в самых трудных делах. К тому же это удовольствие самое прекрасное и чистое, наслаждаться которым разумному существу более прилично, чем малодушно увлекаться низменным и удаляться от того, что поистине велико и превосходит всякий ум.
(Свт. Григорий Нисский)" 

 

 









 
 
 
  Ответ: "То, что на смену одному главному пороку приходит другой, является закономерностью - так и должно быть у христианина после его искреннего покаяния в главном пороке на Исповеди и последующем после нее Причастии… 
  Пороки в человеке подобны лесу...
  В лесу есть самое высокое дерево, есть меньшее, есть еще меньшее, есть подлесок, кусты, ягодники, травы и пр. растительность разной высоты… 
  Христианин на стадии очищения подобен лесорубу: он приходит в лес (анализирует свои пороки), высматривает самое высокое дерево (определяет главный порок), срубает его (кается на Исповеди, причащается Христовых Тайн), и опять приходит в лес, высматривает уже другое самое высокое дерево и тоже срубает его… 
  И так каждую неделю (в течение нескольких лет) - от самых больших деревьев к меньшим, от меньших к еще более меньшим, от них к подлеску, от подлеска к кустарнику и т. д. … 
  Сколько времени необходимо потратить христианину на борьбу с одним (например, с самым первым) главным пороком?...
  Это время очень индивидуально для каждого человека, оно зависит от множества причин (от количества самих главных пороков, от степени покаяния христианина, от частоты его Исповеди и Причастия, от абсолютных и относительных величин самих пороков, которые могут очень сильно отличаться в разных людях и пр., и пр.)...  
  Но необходимо неотступно и упорно, последовательно "вырубать" эти толстые деревья главных пороков, пока  вместо "леса" не останется "газон", где каждая травинка станет бывшим деревом (некогда главным пороком)… 
  Тогда уже христианин становится как бы газонокосильщиком, а не лесорубом, он уже непрестанно как бы "косит" молитвой и покаянием весь "газон", подстригая его все ниже и ниже… 
  Такой христианин уже переходит на этап освящения или преуспевания…
  А по поводу исповедания сластолюбия (любви к удовольствию) необходимо уяснить следующее: 
  В сластолюбии христианину необходимо непрестанно каяться, так же как, например и в гордости, и в своеволии, и в злолюбии, но исповедовать их - безрассудно… 
  Сластолюбие – это соборный порок, или совокупность человеческих пороков… 
  Каждый отдельный человеческий порок является как бы отдельным родом сластолюбия, его разновидностью… 
  Сластолюбие подобно венику, связанному из прутьев, где каждый прут – тот или иной порок… 
  Связанный веник не сломать – он очень крепкий… 
  Исповедовать сластолюбие – это то же, что пытаться сломать толстенный веник… 
  А если выдергивать из веника по прутику (начиная с самого толстого) и ломать их по отдельности, то постепенно этот веник можно одолеть…
  Когда христианин исповедует главный порок, он тем самым исповедует и сластолюбие тоже, но только в его конкретном роде… 
  Христианин как бы выдергивает из своего сластолюбивого "веника" и ломает один из своих самых толстых, многочисленных, сластолюбивых прутиков… 
  Его сластолюбивый "веник" и сам становится все тоньше и слабее, и прутики в нем становятся все тоньше и тоньше…
  Веник все хуже и хуже подметает мусор (удовольствие)…  
  Далее можно добавить и о гордости, неотделимой как от сластолюбия, так и от своеволия, и от злолюбия… 
  Формально гордость тоже является пороком… 
  Но все-таки она  больше, чем просто порок… 
  Так же, как и смирение больше, чем просто добродетель...
  Недаром и прп. Исаак Сирин отделял смирение от добродетелей, когда писал, что Бог воздает христианину не за его труды и добродетели, а за его смирение... 
  Поэтому гордость – это как бы некое качественное состояние сластолюбивого, своевольного и злолюбивого человека, противоположное смирению… 
  Гордость неотделима как от сластолюбия, так и от своеволия, и от злолюбия (соборных, главных, нераздельных пороков )…
  И подобно тому, как у медали имеются две стороны, так и у человека существуют два нераздельных, злых его качества - и сластолюбие, и гордость… 
  Как у веника есть его качественное состояние (характеристики и свойства): толщина, длина, эластичность, вес, объем и т. д., так и у человека сластолюбивого есть его сластолюбивое состояние – гордость… 
  Умаляясь в сластолюбии, человек одновременно умаляется и в гордости… 
  Умаляясь в гордости через жизнь по заповедям Христовым, человек одновременно умаляется и в сластолюбии…
  Гордость так же можно сравнить с веником, где каждый прут – отдельный род гордости: осуждение, тщеславие, самонадеянность, гнев, обида, злопамятство и пр., и пр. 
  Исповедуя любой из этих пороков, христианин одновременно тем самым исповедует и свою гордость, только в особом ее "роде"…
  Христианину необходимо иметь рассудительность, ему нельзя пытаться ломать веники, а не то он может "наломать дров"… 
  Ему надо набраться терпения и адресно, целенаправленно, точно и эффективно переломать все прутики и сластолюбия, и гордости, и своеволия, и злолюбия…"

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
 
 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (15 Окт 12)
Просмотров: 732

Поиск