Ответ: "То, что на смену одному главному пороку приходит другой, является закономерностью - так и должно быть у христианина после его искреннего покаяния в главном пороке на Исповеди и последующем после нее Причастии…
Пороки в человеке подобны лесу...
В лесу есть самое высокое дерево, есть меньшее, есть еще меньшее, есть подлесок, кусты, ягодники, травы и пр. растительность разной высоты…
Христианин на стадии очищения подобен лесорубу: он приходит в лес (анализирует свои пороки), высматривает самое высокое дерево (определяет главный порок), срубает его (кается на Исповеди, причащается Христовых Тайн), и опять приходит в лес, высматривает уже другое самое высокое дерево и тоже срубает его…
И так каждую неделю (в течение нескольких лет) - от самых больших деревьев к меньшим, от меньших к еще более меньшим, от них к подлеску, от подлеска к кустарнику и т. д. …
Сколько времени необходимо потратить христианину на борьбу с одним (например, с самым первым) главным пороком?...
Это время очень индивидуально для каждого человека, оно зависит от множества причин (от количества самих главных пороков, от степени покаяния христианина, от частоты его Исповеди и Причастия, от абсолютных и относительных величин самих пороков, которые могут очень сильно отличаться в разных людях и пр., и пр.)...
Но необходимо неотступно и упорно, последовательно "вырубать" эти толстые деревья главных пороков, пока вместо "леса" не останется "газон", где каждая травинка станет бывшим деревом (некогда главным пороком)…
Тогда уже христианин становится как бы газонокосильщиком, а не лесорубом, он уже непрестанно как бы "косит" молитвой и покаянием весь "газон", подстригая его все ниже и ниже…
Такой христианин уже переходит на этап освящения или преуспевания…
А по поводу исповедания сластолюбия (любви к удовольствию) необходимо уяснить следующее:
В сластолюбии христианину необходимо непрестанно каяться, так же как, например и в гордости, и в своеволии, и в злолюбии, но исповедовать их - безрассудно…
Сластолюбие – это соборный порок, или совокупность человеческих пороков…
Каждый отдельный человеческий порок является как бы отдельным родом сластолюбия, его разновидностью…
Сластолюбие подобно венику, связанному из прутьев, где каждый прут – тот или иной порок…
Связанный веник не сломать – он очень крепкий…
Исповедовать сластолюбие – это то же, что пытаться сломать толстенный веник…
А если выдергивать из веника по прутику (начиная с самого толстого) и ломать их по отдельности, то постепенно этот веник можно одолеть…
Когда христианин исповедует главный порок, он тем самым исповедует и сластолюбие тоже, но только в его конкретном роде…
Христианин как бы выдергивает из своего сластолюбивого "веника" и ломает один из своих самых толстых, многочисленных, сластолюбивых прутиков…
Его сластолюбивый "веник" и сам становится все тоньше и слабее, и прутики в нем становятся все тоньше и тоньше…
Веник все хуже и хуже подметает мусор (удовольствие)…
Далее можно добавить и о гордости, неотделимой как от сластолюбия, так и от своеволия, и от злолюбия…
Формально гордость тоже является пороком…
Но все-таки она больше, чем просто порок…
Так же, как и смирение больше, чем просто добродетель...
Недаром и прп. Исаак Сирин отделял смирение от добродетелей, когда писал, что Бог воздает христианину не за его труды и добродетели, а за его смирение...
Поэтому гордость – это как бы некое качественное состояние сластолюбивого, своевольного и злолюбивого человека, противоположное смирению…
Гордость неотделима как от сластолюбия, так и от своеволия, и от злолюбия (соборных, главных, нераздельных пороков )…
И подобно тому, как у медали имеются две стороны, так и у человека существуют два нераздельных, злых его качества - и сластолюбие, и гордость…
Как у веника есть его качественное состояние (характеристики и свойства): толщина, длина, эластичность, вес, объем и т. д., так и у человека сластолюбивого есть его сластолюбивое состояние – гордость…
Умаляясь в сластолюбии, человек одновременно умаляется и в гордости…
Умаляясь в гордости через жизнь по заповедям Христовым, человек одновременно умаляется и в сластолюбии…
Гордость так же можно сравнить с веником, где каждый прут – отдельный род гордости: осуждение, тщеславие, самонадеянность, гнев, обида, злопамятство и пр., и пр.
Исповедуя любой из этих пороков, христианин одновременно тем самым исповедует и свою гордость, только в особом ее "роде"…
Христианину необходимо иметь рассудительность, ему нельзя пытаться ломать веники, а не то он может "наломать дров"…