"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

026. Вопрос: "Что такое грех?"


  "4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
  5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
  6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
  7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
  8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
  9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
  (1 Ин. 3)"
  "1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
  2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
  3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
  4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
  5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобиемвоскресения,
  6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
  7 ибо умерший освободился от греха.
  8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
  9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
  10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
  11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
  12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
  13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
  14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
  15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
  16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
  17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
  18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
  19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
  20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
  21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.
  22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.
  23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
  (Рим. 6)"




 


  "Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Мы еще не стали поклоняться Богу духом и истиной потому, что в мертвенном теле нашем царствует грех. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра.
Грех делает нас нечувствительными к чести, даруемой нам благодатью, и порождает стремление к бездуховной жизни. Ибо все, совершающееся вне истинного разума, есть бездуховность, а бездуховность и бессмысленность свойственны скотам. (Свт. Григорий Нисский)" 
  "Коснение в грехе производит в душах неисправимый навык. Застаревшая душевная страсть или утвержденное временем помышление о грехе с трудом излечиваются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как чаще всего случается, пере ходят в природу. Поэтому нужно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу. Грехи, будучи скверной, обезображивают внешность души и повреждают естественную ее красоту. Человек сотворен по образу и по подобию Божию, а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа. Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово! Адам, как согрешил по причине дурного произволения, так умер по причине греха: «Ибо возмездие за грех – смерть».
  В какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти, потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога, по написанному: «удаляющие себя от Тебя гибнут».  Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Ибо как пчел отгоняет дым, как голубей отгоняет смрад, так и Хранителя нашей жизни отгоняет от нас многоплачевный и смердящий грех. (Свт. Василий Великий)" 
  "Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него. И многие потрудились много, но немногие получили время на совершение труда, будучи скоро пожаты смертью. Один Бог знает, что сотворит с ним в день суда. 
  Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая – забвение; вторая — нерадение, третья – греховное вожделение. От забвения рождается нерадение, от нерадения — преступное вожделение; человек, увлеченный греховным вожделением, падает. Если ум будет настолько трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, с помощью благодати Христовой. (Автор неизвестен)" 
  "Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не боимся поступать нечестиво и грешить пред очами Бога, Который зрит сокровенное. Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о своей вечной участи. (Авва Исаия)" 
  "Тело, приобщившись греху, упокоевается в делах плотских, но Дух Божий не находит покоя в плодах греха. Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление. (Прп. Исаак Сирин)" 
  "«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была, женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи». «Она была скорчена и не могла выпрямиться». Всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет. Обратитесь к сердцам своим, всегда наблюдайте, что вы содержите в своих помышлениях. Один помышляет о почестях, другой о деньгах, третий о добыче. Все это внизу; и когда ум в этом запутывается, он уклоняется от прямоты своего положения. А поскольку он не поднимается к осенению небесному, то никак не может смотреть вверх, как скорченная женщина. 
  «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась». Подозвал и выпрямил, потому что просветил и помог. Он призывает, но не выпрямляет, когда мы, хотя и просвещаемся благодатью Его, но не можем получить помощи. Ибо мы чаще всего видим, что надо делать, но не исполняем этого, пытаемся, но оказываемся слабыми. Ум видит, что правильно, но не хватает силы на исполнение. В том и состоит наказание за грех, что хотя по дару благодати добро может быть и видимо, но это видимое не дается грешнику.
  Ибо привычная виновность сковывает душу так, что она не может распрямиться. Пытается и падает, по принуждению возвращаясь туда, где добровольно пробыла долго, хотя бы уже и не хотела. Об этой скорченности рода человеческого хорошо говорит Псалмопевец: «согбен и совсем поник». Ибо человек создан был для созерцания вышнего света, но за грехи изгнан, носит мрак в своей душе, вышнего не желает, стремится к низшему, небесного не хочет, носит в душе только земное. Святой Давид скорбел об этом состоянии рода человеческого и от себя воскликнул: «Я согбен и совсем поник».
  Ибо человек, утративший созерцание небесного, помышляющий только о необходимом для плоти, пострадал и поник, но поник еще не «совсем». А кого от высших помыслов отвлекает не только необходимость, но и самые непозволительные удовольствия, тот поник «до конца». Поэтому другой пророк о нечистых духах говорит: они говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе». Потому что душа стоит прямо, когда желает вышнего и не склоняется к низшему. Но злые духи, когда видят ее стоящей в своей прямоте, не могут «пройти по ней».
  Ибо это значило бы внушить ей низкие пожелания. Поэтому они и говорят: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе». Но если душа сама себя не унижает до недостойных желаний, их злоба не имеет над ней никакой силы. Сами они не могут пройти по той, которая не склоняется к ним от внимания к высшему. (Свт. Григорий Двоеслов)" 
  "Святой Каллист повторяет слова святого Златоуста: «Всякий грех есть безумие, и всякий грешник безумец». Этот святой еще яснее показывает, кто безумен. Грешник, притом грешник нераскаянный, не хотящий обратиться к Богу, но впадающий во все большие и тяжкие грехи. Так написано и у Соломона; нечестивый погружается во глубину зол и нерадит о них. Такой грешник поистине безумен. Почему он безумен? Потому что невозможно знать о смерти, знать о страшном суде и геениском наказании и всего этого не бояться. Так же как и слышать о Небесном Царствии, о вечном воздаянии, уготованном для любящих Бога, и не желать всего этого. 
  Если бы кто, видя мать, держащую на руках сына, похитил сына из ее рук, бросил на землю и стал попирать ногами; если бы перед очами матери он пронзил сердце ребенка, а потом приступил к матери и, кланяясь ей, сказал: «Радуйся и будь милостива ко мне!», будет ли угодно матери такое поклонение убийцы? Рассудите сами. Конечно, не будет. 
  Мы же, нераскаянные грешники, такие тяжкие грехи совершаем и так часто Сына Девы, Христа, Господа нашего, похитив из рук пренепорочной Матери, повергаем и попираем! Как часто мы Его прободаем, снова распиная в себе Сына Божия. Видит все это Матерь Божия! Мы же, вторично распяв ея Сына, припадаем к ней и говорим: «Радуйся, будь милостива к нам!» Не больше ли прогневляем ее этим и обновляем сердечную рану, нанесенную ей некогда у Креста? Будем помнить это и прежде всего примиримся с Богом тогда умилостивим и Богородицу. Тогда только будет приятно ей наше пение, благодарение, поклонение и хвала! Тогда угодно будет ей наше приветствие «Радуйся!» Теперь же мы возопием к ней: «от всяких нас бед свободи. да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.» 
  Простите, грешные люди, к числу которых принадлежу и я, недостойный, простите мне, что всякого грешника, изживающего дни свои без покаяния, я назову бесноватым. Бес живет в нераскаянном грешнике, как в своем истинном доме, ибо как в добродетельном, праведном муже живет Бог и он в Боге, так и в окаянном грешнике живет бес и он в бесе, поскольку, по апостолу: «Кто делает грех, тот от диавола». Итак, всякий ожесточенный грешник – бесноватый. 
  Так как грешник подвержен многим страстям и похотям, то и бес в нем многообразен. Евангелисты поразному описывают бесноватого отрока. Матфей говорит: «часто бросается в огонь и часто в воду». Лука: «его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену»; Марк: «испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеем. Итак, в одном бесноватом отроке наметились все образы семиглавого змея, все семь смертных грехов. «Внезапно вскрикивает» – это образ гордости, высокомерия и самовосхваления, ибо гордость и высокоумие не умеют молчать, на небеса возносят уста свои, и язык их проходит по земле. «Бросается в огонь» – это образ телесной нечистоты, распаляющейся на скверную похоть. Ввергает «в воду» – это образ сребролюбия и любостяжания, жадно заботящегося о том, чтобы всякое изобилие и богатство всегда текло к нему, подобно реке наводненной. «Терзает его» – это образ зависти, которая, видя благополучие других, угрызает сама себя. «Испускает пену» – это образ объядения и пьянства, а также и случающегося при пьянстве сквернословия. «Скрежещет зубами» – это образ гнева. «Цепенеет» – это образ лености. 
  Всякий, кто хочет изгнать от себя такого семиглавого и многоликого беса, должен иметь многие подвиги добродетелей, но не без Петра, Иакова и Иоанна, то есть не без твердой веры, не без стойкой борьбы со страстями, не без особенной благодати Божией, которая дается усердно ищущим Бога и истинно любящим Его. Без них, а в особенности без присутствия Божия, невозможно избавиться от греховного, многообразного беснования. (Свт. Димитрий Ростовский)" 
  "«Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца». Гнусное лицо порока раскрашено разными, хотя только наружными, но соблазнительными красками. Он представляет себя не под видом зла, а как будто добра, он обещает великие наслаждения, удовольствия, выгоды. Он готов тотчас эти обещания исполнить, как только кто им поверит. А чтобы его хитрость была удачнее, он свою соперницу, то есть добродетель, представляет в виде угрюмом, жестоком, тяжелом. И обещания ее ставит под сомнение: они или не сбудутся никогда, или, если и сбудутся, то не скоро, и плоть уже изнурится подвигом, и дух утомится от ожидания. Лучше, дескать, пользоваться настоящими выгодами, сразу получаемыми, чем теми, которые еще остаются в надежде, да и требуют великого терпения, да и вообще сомнительны. Вот прельщения порока, вот его подлоги и искушения! Так мы и привлекаемся ко греху, так и уклоняемся от добродетели! 
  На самом деле и порок нам даром не достается. Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Сластолюбец обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбивый лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и ее неумеренным волнением повреждает свое здоровье.
  Но детей обычно обманывают игрушками, а слабые обманываются и впадают в грех из-за внешних и временных обольщений. 
  Это рассуждение не требует объяснения. Всякий из нас знает об этом по собственному несчастному опыту. По этому обольщению и обману люди гонятся за корыстью, а правду нарушают. По этому обольщению чести добиваются, а о заслугах не радеют. По этому обольщению роскошь и нега им нравятся, а подвиг и труд кажутся тяжкими и отвратительными. По этому обольщению ложная мудрость все извращает, обо всем по своему судит, а советов и наставлений не приемлет. По этому обольщению каждый думает только о своем, а об общем благе не радеет. По этому обольщению непорочная девица и честная жена забывают целомудрие и верность. Невоздержание, объедение и пьянство предпочитаются воздержанию, посту и молитве. Но так как все это – только обольщение, а не благо по существу, то где же благоразумие, где рассуждение, чтобы слепо всему этому следовать?
  Всякий порок или с предыдущими встречается трудностями, или сопровождается несчастливыми следствиями. А добродетель, хотя бы и требовала труда, но и подвиг ее похвален, и труд полезен. Ты подвизаешься, но Бог тебе помогает. Ты трудишься, но невидимая рука готовит тебе честь. Утруждается тело, но облегчается дух, скучает плоть, но радуется совесть. А эта радость совести, эта легкость духа укрепляют и тело и сохраняют плоть. Грешник идет, но его пути ведут на дно адово, да и на земле он несчастлив. Праведник же уповает на Бога, живет в благом расположении духа, надежно, безбоязненно. (Свт. Платон Московский)" 
 
 "Отстраняешься, возлюбленный, от огня, чтобы не обгорело у тебя тело; избегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом. Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды – пьянству; вместо брака – блуду; вместо правосудия – бесчеловечию; вместо любви – распутству; вместо страннолюбия – неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего.
  Ибо Спаситель сказал, что лучше хромому войти в Царствие. Конечно, Он повелел не члены отсекать, которые Сам сотворил,— Он учит нас не делать природу виновницей греха. Всякий нераскаянный грех – это грех к смерти. Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению. Возвратись с пути своего, грешник, не делай на нем ни шага вперед, потому что широк и пространен путь погибели. Грех иссушает сердце. Грех ограничивает ум и запирает дверь ведения. Грех разлучает человека с Богом, и благость Божия сожалеет о том, что гибнет ее образ, исполненный Божественной красоты. (Прп. Ефрем Сирин)" 

  "По мере того, как душа творит грех, она изнемогает от него, ибо грех расслабляет и приводит в изнеможение того, кто предается ему; поэтому все происходящее становится ему в тягость. (Авва Дорофей)" 
  "Бог сотворил человека не для плана, но для радости и веселия, чтобы он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы. Но человек, низвергшись в падение, нуждается в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче. (Авва Лонгин)" 
  "Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны. За грехи посылаются печали, за грехи – беспокойства, за грехи — болезни и все тяжкие страдания, какие только ни случаются с нами. Трепещи, грешник, грядущего суда, со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы. 
  От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби: совесть взывает, посторонние люди осуждают, Бог прогневляется, геенна угрожает поглотить нас, мысли не могут успокоиться. Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована им река огненная.
  Мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боим ся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. Источник и корень, и мать всех зол — грех. Он расслабляет наши тела, он производит болезни. Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед. Грех, овладев всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в глубины сердца, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Что расслабленному были отпущены грехи, это было известно одному Господу, отпустившему их. Но действенность слов «встань и ходи» могли свидетельствовать как сам исцеленный, так и видевшие его. Таким образом, чудо телесное совершается для доказательства духовного, ибо одна сила может как оставлять грехи души, так и уврачевать тело. Из этого мы должны понять еще и то, что многим телесным болезням мы подвергаемся за наши грехи. (Блж. Иероним)" 
  "Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания. (Свт. Феофил Антиохийский)" 
  "Наказания за грех бойся и стыда ужасайся, потому что безмерна тяжесть того и другого. (Прп. Нил Синайский)" 
  "«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех поражает не только душу, но и тело. В одних случаях это весьма очевидно, в других – не так ясно. Но истина остается истиной, что и болезни тела все и всегда происходят от грехов и из-за грехов. Грех совершается в Душе и делает ее больною. Но так как жизнь тела – от души, то от больной души, конечно, и жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и уныние, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание телесного здоровья.
  Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще удивляться надо, как остается грешник живым. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благоприятному действию лекарств. Известно, что был замечательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедается и не причастится Святых Тайн, и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал. (Свт. Феофан Затворник)" 

   "Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению (свободно и осознанно - от авт.) делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостынеподаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает, в противность воле Божьей, злое, вместо доброго. (Прп. Антоний Великий)"
  "Представьте своему умственному взору весы, на одной чашке которых — грех, а на другой — вся святость блаженных духов: серафимов, херувимов, ангелов, архангелов, праведников, пророков, апостолов, учителей, мучеников, подвижников. Я утверждаю, что соединенная святость неба и земли не в силах перевесить и одного греха. Ибо ни ангелы, ни святые не имеют собственной власти и силы простить хоть один грех на земле. Один Бог, Агнец Божий, вземляй грехи мира, может подъять грех. Это – безмерная тяжесть; и если ангельская и человеческая сила недостаточна, нужна сила божественная, ибо она одна беспредельна. Всем этим я хочу вам показать, что грех есть беспредельный яд, бесконечное зло и тяжесть. 
  И все-таки, согрешая, мы думаем, что мы или ничего особенного не делаем, или делаем зло, но очень малое. Когда мы совершаем грех, для нас было бы лучше, если бы солнце скрылось с глаз, разверзлась под нами земля и поглотила бы нас. Ибо, совершая грех, мы оскорбляем Бога Творца и Спасителя, оскорбляем правду Его дерзким преступлением Его заповедей, оскорбляем Его благость бесконечной неблагодарностью за Его благодеяния. Мы попираем Его кровь, раздражаем Его правосудие, распаляем Его гнев, лишаемся Его благодати, впадаем в Его немилость. А знаете, что такое немилость Божия? Как говорит Златоуст, «отчуждение и отвращение Бога для падшего тяжелее ожидаемых там (за гробом) мучений». (Свт. Илия Минятий)"

  "Грех - это амартия (непопадание в цель, греч.). А цель - это Бог. Амартия - когда лучник промазал мимо цели, когда стрела ушла "в молоко". Потому совершить грех — это по сути, означает промазать мимо Бога. Вот Вам единственно важный грех, остальное — лишь производные и вторичные от этого главного греха. И то, что люди годами циклятся, сокрушаясь и прося прощения за кучу всяких вторичных грешков - это не просто непродуктивно, но уводит от главного. Они распыляются вниманием впустую, забывая о главном. А что главное, когда согрешил, промазав мимо Бога? Да встань, встряхнись и снова обратись к Нему, уповая на Его бескрайнюю милость. (Из переписки в соцсети.)"


  "Смертный грех православного христианина, не излеченный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке. Простительный грех не разлучает христианина с божественною благодатью и не умерщвляет души его, как делает это смертный грех. Но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем их бремя. Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества... Первой казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второй казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последней казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя. 
  Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Возвращение к греху, навлекшему на нас гнев Божий, исцеленному и прощенному Богом, служит причиной величайших бедствий, преимущественно вечных, загробных. Грешников намеренных и произвольных, в которых нет залога к исправлению и покаянию, Господь не признает достойными скорбей, как не принявших учения Христова. Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей их пользе. Пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти есть условие вечной гибели. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен, всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести. 
  Грех, в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или его вечная смерть, объемлет всех людей без исключения... каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Естество наше заражено грехом — уже естественно ему рождать из себя противоестественный грех. Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести. Для гибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям. Настолько наша природа повреждена греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для него причиной гордости и гибели. 
  Насколько душа выше тела, настолько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом. Насколько дух выше тела, настолько грех, принятый и совершаемый духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом. Явный грешник, впавший в смертный грех.., способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению безукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собой). Когда мысль и сердце наслаждаются грехом и любят как бы осуществлять его мечтанием... такой тайный душевный грех близок ко греху, совершаемому самим делом. Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех. 
  Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не перестает из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления. Грехи, по видимости ничтожные, но пренебрегаемые, не исцеленные покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость. Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека, тогда все скопище грехов приступает к нему, объявляет свое право на него. 
(Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов))" 

 
 








 
 
 
  Ответ: "Понятие греха относится к категории простых и поэтому имеет много разных формулировок…
  Попробуем и мы по мере наших силушек, разобраться немного в этом вопросе… 
  Сразу договоримся еще "перед переправой", что наши определения греха не являются истиной в последней инстанции…
  Необходимо понять, что о грехе можно говорить очень и очень много… 
  И тем не менее, все это многое так и не вместит в себя полностью все смыслы этого понятия… 
  И тем не менее, "дорогу осилит" только "идущий"…
  Попытаемся же и мы с помощью Христовою хоть немного пролить свет истины на разумение греха… 
  Отнесемся к нашим определениям греха просто как к акцентирующим, выделяющим некоторые уже имеющиеся в Св. Писании и в святоотеческой литературе понятия о грехе, напр.:
 
  "1 Сын мой! если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних молись. 
  2 Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. 
  3 Зубы его - зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 
  4 Всякое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления. 
  (Сир. 21)"

  Итак, грех – это свободное и сознательное предпочтение удовольствия Господу Иисусу Христу…
  Существуют три источника удовольствия:  
  Творение Божие (добро)…
  Творение человеческое (зло)...
  Святая Троица (Источник добра)...
  Радость от соединения с Богом называется блаженством, или сверхъестественным удовольствием…
  Удовольствие от твари - радость естественная...
  Удовольствие же от зла - суть радость нижеестественная...  
  Блаженным (соединенным с Богом) человек может быть, только если он любит Господа Иисуса Христа, т. е. если он предпочитает как всем предметам вообще, так и всем видам удовольствия только Бога …
  Поскольку вторым источником  удовольствия является тварь, и поскольку само по себе удовольствие - тоже тварь, то можно сформулировать и второе определение греха:
  Грех – это свободное и осознанное предпочтение человеком твари Творцу…

  "22 Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём. 
  (Ин. 15)"

 
  Если невольность (привычка, навык) и неосознанность (невнимательность, нечувствие, невежество) являются в человеке врожденными, то такой человек греха не имеет…
  Если же невольность и неосознанность являются в человеке приобретенными через предваряющую их порочную жизнь (следствием свободной воли и сознания), то такой человек имеет грех уже несмотря и на его неосознанность и невольность… 
  А исходя из третьего источника удовольствия можно добавить и третье определение самой страшной формы греха, определяемой, как предпочтение человеком зла Богу... 
  В заключение добавим и об общепринятом аскетическом смысле собственно греха… 
  Аскетический смысл собственно греха заключается в свободном и сознательном порочном телесном (внешнем) действии человека, т. е. грех - это внешнее проявление порочности (внешняя порочность) человека…
  Или же и иначе: грех - это свободное и сознательное телесное действие, соответствующее тому или иному пороку... 
  Где порочность – стремление (любовь) к удовольствию вообще (сластолюбие), а порок - любовь к тому или иному конкретному роду удовольствия…
  Отсюда можно дать и еще одно определение греха:
  Грех – это свободная и сознательная любовь (стремление) человека к удовольствию…
  Или грех – это свободная и осознанная порочность человека:
 
  "11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
  12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
  (Мк. 4)"  
  "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.
  (Лк. 12)"

  Прп. Макарию Великому было открыто, что те люди, которые не знали при жизни о Иисусе Христе, находятся в верху адского пламени, а те христиане, которые знали Спасителя, но не жили по Его заповедям, находятся в более ужасных местах мучения – на дне ада.

  "Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся к нему пальмовой палкой, которая была у него в руке, череп подал голос. Старец сказал ему: "Кто ты?" Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение". Старец спросил: "В чем состоит это утешение?" Череп отвечал: "Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видел лицо ближнего своего. У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада!"
  Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: "Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!" К этому старец присовокупил: "Есть ли мука более тяжкая этой?" Череп отвечал: "Ниже нас мука больше". Старец сказал: "Кто в ней?" Череп отвечал: "Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие, но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли волю Его, находятся ниже нас". После этой беседы старец предал череп земле". (Свт. Игнатий (Брянчанинов), Отечник)







 
  Порочное же внутреннее действие человека (порочный помысел) – суть страсть…
  Как видите, свободная и осознанная страсть -  это тот же самый грех, только внутренний… 
  Культивирование страстей - стужевание... 
  Мы разделяем эти понятия только для удобства оперирования ими и для соответствия святоотеческой терминологии… 
  Вообще же, если обратиться к Св. Писанию, то мы увидим, что в нем отсутствуют термины "страсть" и "бесстрастие"… 
  Св. отцы ввели термин "страсть" для удобства ведения аскетической деятельности… 
  Зато в Библии имеет место термин "порок"… 
  Например, в Евангелии о родителях Иоанна Крестителя написано, что Захария и Елисавета поступали по уставам и заповедям Божиим "беспорочно", а не бесстрастно… 
  Много подобных примеров можно привести и из Ветхого Завета, особенно из Псалтири и Кн. Иова...
  Это является одной из причин, по которой мы решили применять на нашем сайте термин "порок" вместо святоотеческого термина "страсть"... 
  Чтобы, во-первых, максимально соответствовать Св. Писанию, а во-вторых (по примеру св. отцов), для удобства и эффективности аскетической деятельности порочные помыслы мы назвали "страстями"… 
  Можно дать и еще одно определение греха:
  Грех - это свободное и сознательное действие человека, противное (не соответствующее) воле Христа... 
  Ибо воля Божия о человеке - суть его бесконечные обожение (уподобление Богу) и блаженство...
  Все же заповеди Христовы (проявление воли Божией) - суть средства, при помощи которых человек приобретает саму эту свою способность к бесконечному блаженству через бесконечное же свое обожение... 
  Поэтому, нарушая любую Христову заповедь (волю Божию), живя по заповедям человеческим (по своей воле) и тем самым обрекая сам себя на вечные мучения, человек тем самым противится воле Божией о себе самом, возрастая во зле а не в добре (обрекая себя на вечные мучения)...
  О свободе/несвободе и сознательности/неосознанности грехов Христос говорил особо:
 
  "47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
  48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
  (Лк. 12)"
 
  Условно можно выделить три вида греха:
  Грех личный вредит только самому согрешающему...
  Грех общественный увеличивает во зле и ближних согрешающего...
  Грех церковный направлен на возрастание во зле членов церкви (религиозной человеческой структуры - христианской организации)...
  Разделение это является весьма условным, поскольку каждый человек тем или иным образом связан духовно с каждым другим человеком, подобно тому, как одна клеточка человеческого тела взаимосвязана со всеми другими его клеточками...
  Добавим лишь, что хотя общественный грех и увеличивает во зле других людей (умаляя их в добре), но, тем не менее, совсем не уменьшает их шансов на спасение, т. к. собственно спасение любого человека зависит не только и не столько от духовного уровня человека (особенно невольного и неосознанного), сколько от его свободной воли (от его целей и намерений)... 
  Ибо Царство Божие "силою берется" (усилием воли)...
  Внимание на это акцентируется еще и в Ветхом Завете, напр.:
 
  "10 Грешники же суть враги своей жизни.
  (Тов. 12)"
 
  В заключение можно еще раз повторить, что само по себе то или иное действие человека не является (по отношению к нему) ни грехом, ни доброделием...
  Св. Писание являет множество примеров, когда одни и те же действия человека "классифицируются" Богом то как дело доброе (исходящее из любви), то как грех (поступок, совершенный из ненависти)...
  Библия (со всеми св. отцами) со всей очевидностью свидетельствует, что грехом является только такое (любое) действие человека (как внутреннее, так и внешнее), которое не соединено у него с трезвением (напр., с молитвой), т. е. с Господом Иисусом Христом...
  В заключение хочется еще раз (в др. материалах нашего сайта неоднократно это утверждается) отметить, что грех может быть (наряду с добром и злом) врожденным и приобретенным, свободным и невольным, сознательным и неосознанным...
  Если любой грех всегда вредит человеку (его духу, душе и телу), то губит его (приводит его в геенну) только его свободный и сознательный грех...
   Это подобно тому, как если бы два человека пришли без всякой подготовки и припасов из оазиса в безводную пустыню на прогулку...
  Понятно, что они оба себе вредят...
  Но один из них идет к оазису (вредя себе, но, тем не менее, спасаясь), а другой идет в противоположную от него сторону, тем самым не только причиняя себе вред, но и погибая...
  Понятно, что если погибающий делает это невольно (напр., по привычке или в результате воспитания и обычаев своей среды) или неосознанно (напр., по невежеству или заблуждению), то у него есть шансы опомниться, осознать неправильность направления своего пути и исправить маршрут (т. е. спастись)...
  Понятно также, что свободно и сознательно уходящий вдаль от оазиса не имеет шансов на выживание...
  Из вышеизложенного становится понятным и то, что и добродетели (благости, трезвение, доброделия) могут быть и свободными, и невольными, и неосознанными, и сознательными...
  Подобно греху, все добродетели полезны для человека, но не все его спасают...
  Как и в случае с грехом, спасают человека только свободные и осознанные добродетели (полученные им через покаяние), т. к. по словам Самого Господа, Царство Небесное только усилием (покаяния) воспринимается (берется) и только употребляющие усилия (свободно и осознанно исполняющие заповеди Христовы) спасаются в Царстве Божием... 
  Чтобы уменьшить и исключить неосознанность греха (зла) и добродетелей (добра), человеку необходимо теоретически изучать заповеди Христовы, возрастая в рассудительности и умаляясь в невежестве...
  Чтобы уменьшить и исключить невольность греха и добродетелей, человеку необходимо практически исполнять заповеди Иисусовы (жить по ним), расширяя тем самым свою свободу и усиливаясь в силе воли (способности свободно и осознанно предпочитать добро злу)...
  Поэтому человеку крайне глупо бояться внешних, неизбежных препятствий к своему спасению (паспортов, прописок, ИННов и пр., и пр.):
 
  "25 Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его.
  26 Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним.
  27 Нельзя сказать: " что это? для чего это?", ибо все создано для своего употребления.
  23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! 
  24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему.
  25 Все они - вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным:
  26 одно поддерживает благо другого
  (Сир. 39)"
 
  Человеку благоразумно (правильно и полезно) бояться только своего собственного осознанного и свободного греха (в первую очередь - внутреннего), как единственной причины своей собственной погибели:
 
  "12 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. 
  13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 
  14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 
  15 Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 
  16 нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием 
  (Прем. 1)"
   
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 10-е, 12-е, 13-е, 28-е прп. Симеона Нового Богослова, глава о грехах прп. Исаака Сирина, Слово об общественном грехе прп. Ефрема Сирина, прп. Макария Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи Святейшего патр. Кирилла, протоиер. Александра Шаргунова, Сергея Мазаева, игум. Нектария (Морозова), архим. Клеопы (Илие), Андрея Анисина, святит. Илии (Минятия), слово св. прав. Иоанна Кронштадтского с сайта Православие.Ру и соответствующие же видеоматериалы с сайта Азбука веры, статья Александра Ткаченко с сайта Фома и соответствующие же статьи с сайтов Логослово, Серафимов, Православие и мир и Фома...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://serafimov.narod.ru/temmat/greh.html
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0073
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.m_01_0102
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_2007
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0071
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/51887.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/3504.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/37791.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59462.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/57053.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/48915.htm
 
 http://www.pravmir.ru/iz-pouchenij-svyatitelya-ioanna-shanxajskogo-grex-podkradyvaetsya-nezametno/
  http://azbyka.ru/video/category/1-smysl-zhizni/o-prirode-zla/
 
 http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_prirode_zla/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/04/greh.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/04/greh_pervorodnyi.shtml
 
 http://www.foma.ru/article/index.php?news=2342
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_8/topic_6752/
  http://www.foma.ru/grex-i-vechnaya-gibel.html
  http://www.foma.ru/grexopadenie-drevnij-obmanshhik.html
  http://www.foma.ru/grexopadenie.-porcha.html
  http://www.foma.ru/content/index.php?autor=441


 

  


 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (25 Фев 14)
Просмотров: 1142

Поиск