"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

032. Вопрос: "Что такое Крестное Знамение?"






  "29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
 
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
 
31 и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
 
(Мф. 24)"

  "14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
  15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
  16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
  17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
  18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
  19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
  (Еф. 3)"
  "1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
  2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
  3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
  1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
  (Откр. 7; 14)"










  "Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся - от авт.), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглавый собор 1551г.)"
  "Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем несравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он ни был. Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо.
  Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство – так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних – богоборцев – он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть.
  Скорби и страдания земной жизни – удел всех земнородных. Для других – последователей Христа – крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе. Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим – на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста. Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо.
  Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство – так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних – богоборцев – он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни – удел всех земнородных. Для других – последователей Христа – крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.  (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Мы называет его Живоносным, так как на Кресте Спаситель мира разрушил державу смерти и открыл нам путь к вечной блаженной жизни. «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества, а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение. (Иеромон. Иов (Гумеров))"
  "Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова. (Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов))"

  "Если вопросить кого-либо из христиан, какое самое сильное оружие на диавола, многие сразу же ответят: «Крестное знамение». И во многих случаях так и бывает. Но почему во многих, а не Мы называет его Живоносным, так как на Кресте Спаситель мира разрушил державу смерти и открыл нам путь к вечной блаженной жизни. «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были.
  Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества, а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение»всех? Потому что мы по опыту знаем, что когда враг действует не лично, а разжигая страсти, то блудник или винопийца, к примеру и крестясь, испытывает в себе действие страстей, а через них и диавола.
  Посему думаю, когда Господь наш Иисус Христос явился прп. Иоасафу Каменскому, то преподобный вопросил Господа, какое более действенное оружие против врага нашего спасения, и узнал, что действеннее всего исполнение заповедей Божьих.  Ведь исполнение заповедей Божьих рождает устойчивое состояние в нас Благодати Святаго Духа Божия. И сия-то добродетель как оружие и Благодать как сила, и низлагают все козни вражии. Тогда и крестное знамение действует сильно и ощутимо. Как и сказано в молитве Кресту: «любящих Бога и знаменующихся крёстным знамением и в веселий глаголющих». А когда у нас любовь к Богу слабая, а вместо нее преобладает любовь к миру сему и его соблазнам, от того и бываем, и есть слабы, вялы и не сильные на борьбу с грехом и соблазном. (Записки православного монаха)"


 



  Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

  "Христианский православный мир совершает ныне торжест­венное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто по­вторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего. 
  На четыре стороны совершается это воздвижение в знак то­го, что Господь Крестом Своим искупил весь четверочинный мир: восток, запад, север и юг; и потом еще на восток – в знак искупления человека пятичувственного, непрестанно согре­шающего своими пятью (пятою) чувствами. 
  Что было началом это торжественного обряда? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Констан­тина, первоначального Креста Господня, от которого по обре­тении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иеру­салима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение.
  Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе вос­клицал: Господи, помилуй! Вот начало праздника Воздвиже­ния Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: Сим победиши – и другое при императо­ре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима. 
Еще Церковь воспоминает торжественное освобождение в VII веке Креста из плена персидского и торжественное несе­ние его в Иерусалим императором Ираклием, босыми ногами и в смиренном одеянии, без багряницы и венца царского. Та­кова всемирная слава Креста после его трехвекового пребыва­ния в глубине земли и под капищем языческим. Таким обра­зом само небо засвидетельствовало о славе распятого на Кре­сте, о святости и величии Церкви Его, бывшей три века под крестом гонений, и о святом нашем долге почитания Креста и поклонении ему в духе и истине, как и святой царь – пророк по­велевает поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. 
  Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная си­ла, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающих­ся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с не­верными.
  Крест есть Божественная слава Христа, искупивше­го в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего про­клятие человечества и исходатайствовавшего ему благослове­ние Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавше­го всем воскресение из мертвых. Кто поведает все чудеса и си­лы Креста, бывшие и в древних и в новейших родах и все бла­готворные действия его в мире? Знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами; крест носим на персях и через него сохраняем­ся от многих искушений и коварств вражиих; крестом знаме­нует нас святая Церковь и по смерти, когда совершает над нами надгробные песнопения; крест ставится и на могилах умерших в союзе с Церковью и не ставится только на могилах явных отступников и самоубийц, сознательно и по своей воле наложивших на себя руку.
  И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть вос­кресение и живот и Бог всех. 
  В нынешнее неверное время, время брожения умов и раз­вращения сердец и нравов, многими крест пренебрегается, как и Сам пострадавший и умерший на нем вольной жертвой за нас Господь; и, как в древнее время Он был иудеям соблазном и еллинам безумием, так и ныне объюродившим мудрецам века сего Он служит соблазном и безумием. Таков воистину юрод, слывущий недоброй всемирной славой, – лев, рыкающий на Церковь Божию со всеми своими последовате­лями. Он восстал и против Бога, против Его премудрого, все­благого, спасительного Промысла, против Евангелия вечного, против здравого смысла, против убеждений всего верующего человечества, против истории и против всех фактов, преданых нам самыми верными свидетелями, большей частью очевидца­ми. Вольных слепцов, ослепивших самих себя безмерной гор­достью, убеждать бесполезно; они покаяться не могут, ибо ви­деть истины не хотят, – они и погибнут в своей гордыне и упорстве, как Корей, Дафан и Авирон при Моисее. Но для человека верующего крест есть всегдашнее спасе­ние, защищение, избавление, победа и мир. 
  Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искуше­ниям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где – в ком и в чем – мы найдем помощь и спасение? Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бу­ри страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; крест – наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше при­мирение с правосудием Божиим, праведно разящим всех бес­смысленно дерзновенных и упорных грешников. 
  Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва (Светилен праздника). 
  Без креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, памятуя вечный завет Его нам с Креста: Любите друг друга. 
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

 

"Мы ищем покоя в мнимом покое, а оный обретается в Кресте.
(Прп. Нектарий Оптинский)"
 
 
 
"Великая и неописуемая милость Божия - Крест Господень. В нём вся наша надежда. Кто кладёт крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего.
(Свт. Феофан Затворник)" 

 
 


"Те, кто с верой и любовью поклоняются Кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом. Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества… а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 

"Крест должен напоминать всем, что Господь и Бог наш сделал все возможное ради спасения человеков. Самое невероятное, самое невозможное, превосходящее разумение не только человеков, но и Ангелов, соделано Господом ради нашего спасения. Покинуть небо, принять образ раба, учить людей и словом и примером, звать всех без исключения, самых отчаянных грешников, и принять всех за одно лишь искреннее раскаяние - все это показатели любви Божественной, любви превосходящей наше постижение, наше разумение.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 

 

  "Креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца. — Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «древо при исходищах вод, — бурлят там воды» (страсти).
  Хорошо быть у креста Спасителя, но еще много лучше пострадать за Него на этом кресте.
  Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.
  Бывает крест мысленный, — смущают иногда человека греховные помыслы, но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. Говорил старец пример: «Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: «Где Ты был доселе?..» 
  Господь ответил: «Был в твоем сердце». Она же сказала: «Как же это могло быть? Ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов». И сказал ей Господь: «По тому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не имея возможности, болезновала о сем — и этим уготовила Мне место в сердце твоем».
  Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних.
  Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «крест есть хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест Ангелов слава и демонов язва».
  Не крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения креста Христова, или, по крайней мере, христианского, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере, не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей крестной смерти претерпел, потому что Воскресший Господь определенно изрек: «иже не приимет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин».
(Из жития прп. Амвросия Оптинского)"

 

 

"Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу креста. Всё, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные-за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест-за падение, желчь-за вкушение, терновый венец-за худое владычество, смерть-за смерть, тьма-за погребение и возвращение в землю для света.
(Свт. Григорий Богослов)"















 

 
    Ответ: "Мы не можем дать исчерпывающий ответ на этот вопрос…
  Мы можем только немного поговорить на эту тему… 
  Св. отцы написали об этом целые книги (и все равно мы ничего не поняли)… 
  О таинственных Высоте, Ширине, Глубине, Долготе Креста и пр. … 
  Что такое Высота, Ширина, Глубина, Долгота Креста?...
  Мы не знаем… 
  Мы думаем, что понимание этих предметов лежит в области благодати Божией…
  Мы лично – ничего не понимаем.. 
  Но - немного читали... 
  Об этом немногом и скажем... 
  Вертикаль... 
  Горизонталь...
  По правую сторону от Вертикали по Горизонтали (правое плечо) ложная (неправильная) любовь - любовь к твари как к источнику удовольствия и любовь к твари как к источнику спасения (иконы, мощи, др. церковные святыни и пр.)...
  По левую сторону от Вертикали по Горизонтали (левое плечо) ложная (неправильная) ненависть - ненависть к твари как к препятствию в получении удовольствия и как к препятствию в получении спасения (шестерки, ИННы, паспорта, чипы, штрихкоды, прописка и пр.)...
  Горизонталь - это образ Евангельских широкого (порочного) пути и широких врат, ведущих в погибель ("широта Креста")...
  Вертикаль, уходящая вниз от Горизонтали - это направление возрастания во зле, ведущее в "погибель", в геенну для людей, исповедающих ложные (порочные) любовь и ненависть...
  Горизонталь - это и образ любви правильной, истинной, и образ ненависти истинной, правильной:
  Справа от Вертикали по Горизонтали (правое плечо) - и истинная любовь ко всей твари как к средству исполнения всех заповедей Иисусовых вообще и как к средству обращения благодарного внимания, в частности, к Творцу всей твари - Христу... 
  И здесь же правильная любовь (стремление) к добру как средству обращения внимания (устремленности) к его Источнику - Богочеловеку Иисусу (Добру Абсолютному)......
  Слева от Вертикали по Горизонтали (левое плечо) - и истинная ненависть человека к своему собственному, свободному и осознанному злу, как к единственной причине своей вечной погибели и огорчения Христова...
  Точка пересечения Горизонтали и Вертикали (Евангельское "игольное ухо") - образ истинной, всецелой любви ко Господу Иисусу Христу, предоставляющей возможность и способность человека следовать и в этой его земной жизни, и по исходу его души из тела в Царство Божие к Царю Славы...
  Вертикаль же, уходящая вверх ("игла") - образ "тернистого, узкого пути" (жизни по заповедям Христовым), образ "узких" врат в жизнь бесконечную и блаженную для души-христианки...
  Во времена Христа крест был самым позорным ("поносным") орудием убийства (наказания)  самых отъявленных преступников… 
  А в наше время Крест является уже чем-то радикально другим - каким-то проявлением наивысшего благородства, чем-то совсем противоположным по сравнению с тем, что было тогда… 
  Все изменилось кардинально… 
  Ну не чудо ли?... 
  Ну не является ли этот факт одним из множества свидетельств истинности православия?...
  Щепоть…
  Большой, указательный и средний пальцы – символы Бога Отца, Бога Сына (Слова), Бога Святого Духа… 
  Сведенные вместе безымянный палец и мизинец – символы нераздельных, неслитных и неразлучных Божественного и человеческого естеств Господа Иисуса Христа…
  Ладонь - образ Земли…
  Прижатие безымянного пальца и мизинца к ладони – символ вочеловечения и воплощения на Земле Бога Слова (Сына Божия) - Господа Иисуса Христа…
  Первые письменные свидетельства о применении/использовании крестного знамении христианами появляются во втором веке по Рождеству Христову в письмах Тертуллиана (великого христианского апологета)...
  Но там не указывается Его образ/способ начертания...
  А в четвёртом веке (времена свт. Иоанна Златоуста) христиане наносили себе Крестное Знамение большим пальцем правой руки на чело (как бы чертили на лбу Крест, а не ставили четыре точки как сейчас многие)...
  Большой палец тогда означал единого Бога в пику язычникам...
  Когда возникла ересь монофизитства, то Крестное Знамение стало двуперстным (как у старообрядцев) в пику еретикам-монофизитам (напр., современная армянская церковь так до сих пор и остаётся приверженкой монофизитства), обозначая двойственную (Божественную и человеческую) природу Христа (а не только Божественную) и сохранилось в России до патр. Никона...
  Троеперстие же стало практиковаться при появлении ислама в пику мусульманам, отрицавшим троичность Божества...
  Св. Писание свидетельствует, что во время Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, на небе от края до края появится и Знамение (Знамя, Символ, Хоругвь) Иисусово – Его Крест… 
  Все Его увидят… 
  А христиане наносят Его на себя… 
  Зачем?... 
  Что это?...
  Чтобы помнили… 
  Чтобы вспомнив - оживали и жили... 
  Жили так же, как и Тот, Который был на Этом Кресте распят... 
  Распят за всех людей без исключения... 
  Или, хотя-бы пытались жить, как Он... 
  Чтобы каялись и смирялись... 
  Крестное Знамение – мощнейшее молитвенное и покаянное вспомоществование…
  Крестное Знамение – мощнейший способ памятования о Христе и Его Жертве…
  Крестное Знамение – мощнейший способ вспомнить о крестных страданиях Господа Иисуса Христа…
  Крестное Знамение – мощнейшее средство полюбить Господа Иисуса Христа, претерпевшего за всех людей крестные муки и смерть…
  Крестное Знамение – тайна… 
  Крестное Знамение – Таинство (ибо все христиане являются "царственным священством")… 
  Во время нанесения на себя Крестного Знамения на христианина через его щепоть нисходит Божественная энергия – благодать… 
  Как из скальпеля хирурга исходит режущая энергия, так же и из щепоти верующего христианина исходит всепроникающий и всеисцеляющий "луч" божественной энергии, луч благодати – этакий рассекающий все пороки и любое зло "лазер", этакий христианский "гиперболоид" Господа Иисуса Христа…
  Крестное Знамение символизирует Крест Христов… 
  Понимают ли люди, Что наносят они на себя?... 
  Нам кажется, что лично мы не очень понимаем…

"Мы, христиане, имеем обыкновение осенять себя крестным знамением. Но посмотрите: до какого небрежного отношения доведен этот обычай! Одни исполняют его как попало, по привычке, другие злоупотребляют им в том отношении, что крестятся, когда желают заверить нас в обмане, лжи, мошенничестве и других нечистых делах. Таким отношением к крестному знамению мы, конечно, оскорбляем Господа и Крест Его Честный и навлекаем на себя осуждение, ибо проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением. А между тем крестное знамение имеет великую силу: оно дает душе крепость, смысл, божественную мудрость, отгоняет от нее супостата — врага рода человеческого, диавола. И это, конечно, в том случае, если мы творим крестное знамение истово, с страхом и трепетом, с благоговением и вниманием и, главное, с переживанием высокого и спасительного для нас таинства Креста. 
(Свщмч. Арсений (Жадановский))" 




 

 
  Крест Христов…
  Мы рассекаем щепотью чело (лоб), сердце, чрево (живот), правое плечо, левое плечо…
  Лоб – наши порочные мысли, порочное воображение, порочные намерения…
  Сердце – наши порочные  эмоции (чувства)…
  Живот – наши порочные желания..
  Правое плечо – покаяние в отсутствии добра/доброго образа жизни, просьба ко Христу о помощи в приобретении его…
  Левое плечо – покаяние в наличии зла/злого образа жизни, просьба ко Христу о помощи в умалении его…
  А как мы нередко наносим на себя Крестное Знамение?... 
  Как будто сажаем картошку… 
  Локоть должен быть по возможности слегка прижат к туловищу… 
  Щепоть должна идти к челу снизу вверх, следуя по возможности вертикали (просьба о спасении - "тернистый путь" в жизнь вечную)… 
  От чела щепоть должна идти вертикально сверху вниз через сердце к чреву (покаяние в широком пути, ведущем в погибель)… 
  От чрева щепоть идет по возможности кратчайшим путем (заповедей Христовых) к правому плечу (покаяние в неправильной любви, просьба о подаянии любви истинной)… 
  От правого плеча щепоть идет кратчайшим путем по Горизонтали к левому плечу (покаяние в неправильной ненависти, просьба о подаянии ненависти ко злу)… 
  Рассечение зла... 
  От левого плеча щепоть кратчайшим путем возвращается в исходное (покаяние в нерешительности, малодушии, нерадении) положение с одновременным приклонением головы (покаяние в гордости, просьба о подаянии смирения) …  
  А мы?... 
  Сажаем "картошку"… 
  Тычем себя в лоб, в живот, в плечи… 
  Не Крест Христов мы наносим на себя, который не имеет границ (как безгранична и любовь Христова), а ставим какие-то отметины(!?) на теле...
  Тычем локтями в окружающих нас людей… 
  Или как-будто у нас в руке рюмка с водкой и мы торжественно(!), с показным благоговением или небрежно и торопливо, произносим какой-то тост…
  Подумаем же тщательно и напряженно, вникнем всем сердцем, Что мы на себя накладываем… 
  Пока мы еще "на пути"…
  Хочется предложить Вам и небольшую информацию к размышлению...
  Материализованное Крестное Знамение на земле может пребывать в нескольких вариантах...
  Мы хотим акцентировать Ваше внимание всего лишь на некоторых из них (о других примерах предлагаем Вам поразмыслить Самим)...
  Крест может быть, напр., напрестольным, нательным или и наперсным...
  По определению, напрестольные Распятия Христовы полагаются на столах (Престолах, аналоях и пр.) - обычно в храмах православной Церкви...
  Отметим, все-таки еще (четвертый пример) и чрезвычайно дорогие для нас лично Голгофы (зачастую с предстоящими Богородицей и св. ап. Иоанном), которые, как правило, полагаются непосредственно на полу храма (в обличение "внешним" христианам, утверждающим, что православные святыни, устанавливаемые на пол, тем самым обязательно оскверняются)...
  А ведь "Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7)"...
  Нательный же крест по определению носится христианином на голом теле (у сердца - на уровне линии сосцов)...
  Наперсный крест носится священнослужителями поверх облачения на персях - груди...
  Посмотрите, где сейчас наши священнослужители носят обычно свои наперсные кресты...
  Создается полное впечатление, что Кресты Христовы наперсные переименовали в кресты человеческие - напузные/наживотные/набрюшные...
  Но обратите свое внимание - когда священнослужители фотографируются в поясной (по пояс) фотографии (простите за тавтологию) - они поднимаю свою "регалию" куда надо - чтобы было видно знак их отличия...
  Кинохроники революционных времен со всей очевидностью показывают нам репрессированных священников Божиих (многие из них были в последствии канонизированы как новомученики Христовы), которые носили свои наперсные кресты именно там, где и полагается по Церковным канонам - на персях...
  В заключение хочется отметить значение/смысл "печати" Божией на челах верных из Откровения св. ап. Иоанна Богослова...
  Крест Христов - печать Божия на челах людей последних (наших) времен - суть образ/символ самопожертвования Иисусова, рождающегося из любви...  
  Печать Божия на челе человека - суть символ/образ его христианского мировоззрения (христианского образа мыслей)...
  Печать Божия на челе человека является образом человека-христианина, смыслом и целью жизни которого по определению является исполнение заповедей Христовых...
  Понятно, что христианство не является магией или неким автоматическим ритуалом…
  Понятно, что ни Распятие (Крест), ни Имя Божие сами по себе не спасают человека…
  Ни изображение их на теле (напр., тату, пирсинг и пр.), ни ношение их с собою (в любом виде – напр., Библия) сами по себе не освящают человека…
  Для спасения человека прежде всего необходима его ревностная жизнь (и внутренняя, и внешняя) по заповедям Божиим…
  Только тогда Господь и сможет его спасти…
  Обратное мнение Церковь осудило как заблуждение (ересь) имяславия…
  В противовес ложному мнению, что «печать зверя» – число 666 губит само по себе своего носителя…
  Человеческое число имени зверя 666 на челе неверного человека является образом/символом любостяжательного/сребролюбивого мировоззрения, происходящего из ненависти…
  Печать же антихриста на руке человека является, в свою очередь образом/символом любостяжательного/сребролюбивого образа жизни (соответствующего мировоззрению)…
  Понятно, что как изображение Креста само по себе не спасает человека, так и цифры/числа сами по себе не губят человека…
  Спасает человека только Христос через жизнь человека по заповедям Иисусовым…
  А губит человека только его собственный грех (его собственная жизнь по заповедям человеческим/бесовским)…
  А «печати» (как Божия, так и антихристова) всего лишь образно символизируют это…
  Да и как в самом деле творение/создание может губить, если все оно «весьма хорошо»?...
  Как оно может приносить вред человеку, если все творение/создание сотворено/создано Творцом, Который есть Любовь?...
  Понятно, что не может…
  Все в этом мире является либо творением Божием (образованным из ничего), либо же Его созданием (образованным из сотворенного ранее) – напр., человек…
  Ибо "Им же вся быша"... 
  Кроме греха...
  Создание же Божие может быть либо непосредственным (напр., первые животные), либо опосредованным - напр., потомство живой твари, его норы, гнезда, пчелиные соты, мед, изделия рук человеческих и пр., и пр. …  
  Все в этом мире служит для спасения человека – для исполнения заповедей Христовых (для благодарения и покаяния, напр.)…
  Все в этом мире прекрасно и добро по определению, т. к. является образом/отпечатком Самой Красоты и Самого Добра…
  И только от самого человека зависит, как он его использует – для своего спасения или для своей погибели…
  Рядом с Христом на Голгофе было двое разбойников…
  Один использовал Крест/распятие/Голгофу/Бога/свободу/Христа и пр. для своей погибели…
  А другой – для своего спасения…
  В память об этом, подножие православного канонического восьмиконечного креста изображается наискосок, а не горизонтально, как было в реалии...
  Правая часть подножия Креста (относительно распятого на Нем Господа) устремлена вверх, символизируя восхождение души благоразумного разбойника "в рай" - во Царствие Небесное/Божие (на Небеса) после исхода ее из бренного тела...
  Левая же часть подножия опускается вниз, символизируя посмертное нисхождение души разбойника неблагоразумного во ад...
  Подножия использовались для продления мук распятых, которые обычно умирали от кровопотери, обезвоживания и тепловых/солнечных ударов, а также от удушья, возникающего в следствии неспособности стоять на подножии от возникающей слабости (обмороков)...
  Перебивание же ("сокрушение") голеней у распятых вызывало быструю смерть от удушья, т. к. все тело повисало на руках, лишаясь опоры на ноги, что очень сильно затрудняло дыхание...
  Спаси Вас и всех нас, Господь - да поможет Он и нам, подобно тому благоразумному разбойнику непрестанно помнить, что "достойное принимаем" по своим делам (каяться, каяться и еще раз каяться: всегда и во всем)...
  В заключение мы приведём слова прп. Симеона Нового Богослова, который писал, что Крест является Орудием Христовым, посредством Которого Иисус совершил Таинство Своей Жертвы в противовес преступлению Адама, искупив/простив Тем Самым в его лице и всё падшее человечество:

  "Для этого вместо древа познания был крест, вместо ступания ног, которыми прародители шли к запрещённому древу, и вместо простёртия рук их, которые простирали они, чтобы взять плод древа, были пригвождены ко кресту непорочные ноги и руки Христовы, вместо вкушения плода было вкушение желчи и уксуса, и вместо смерти Адама – смерть Христова (здесь мы лишь дополним, что прп. Симеон различал смерть тела как следствие отделения от него души и смерть души как следствие отделения от неё благодати Божией из-за греха)"





  Эволюция крестного знамения. 
  Начиная с конца II века, люди осеняли себя крестом,о чём ясно пишет Тертуллиан: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе... приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением" - т. е. первоначально крестили только лицо, как самую видную часть тела, о чём свидетельствуют и св. отцы.                                
  Свт. Амвросий Медиоланский: "Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями". Ему вторит Августин Блаженный: "Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова". Это уже нач. 5 века. А в середине 6 века св. Герман еп. Парижский, описывая Мессу Галликанской Церкви призывает верных, чтобы они "молча, без набора слов полагали знамение креста перед лицем своим, да не внидет грех через очи, гнев через уши, недостойная речь из уст и только к тому одному направить дух, чтобы принять в себя Христа". (Муретов С. "Исторический обзор чинопоследования." М. 1895 г., стр. 166).
  Так осенение крестом лица входит в литургическую практику. Причём не следует думать, что это какое-то исключительно западное явление. То же было на Востоке: свт. Кирилл еп. Иерусалимский пишет: "Да не стыдимся креста Христова, хотя бы кто и утаил, ты явно печатлей на челе". Свт. Иоанн Златоуст: "Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем..." и т. д.
  Как же оно начертывалось? Ни в одном из ранних свидетельств нет ни слова о перстах и перстосложении. С рубежа 4-5 вв. речь идёт, скорее, об одном пальце, как ясно пишет Блаженный Иероним о прп. Павле Римляне, что она перед кончиной "держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение". Блаж. Феодорит Кирский о прп. Маркиане: "святой перстом изобразил крестное знамение", и т. д. .
  В своих "Чтениях по церковной археологии и литургике" (СПб, 1995 г.) проф. А. П. Голубцов анализирует все подобные свидетельства и заключает:
  1. "Из них видно, что древние крестились вообще рукой" (стр. 241).
  2. "Древние вместо нашего большого креста употребляли малые кресты, полагая их на разных частях тела отдельно — не челе, на устах, на груди..." (стр. 239).
  Сейчас эта древнейшая практика сохранилась только у католиков, которые именно так крестятся, но только один раз за всю Мессу, а именно — перед Евангельским чтением. В молитвеннике у них это поясняется следующим образом:
  "Священник: Чтение из святого Евангелия по... При этих словах священника все осеняют себя малым крестным знамением на челе, устах и груди в доказательство готовности верить, исповедовать и соблюдать Закон Господень". ("Молитвенник" СПб, 1979 г. стр. 149).
  Выводы проф. Голубцова о перстосложении:
  3. "Из целого ряда приведённых свидетельств следует, что единоперстие было древней, в течение целых веков существовавшей и значительно распространённой формой перстосложения. Древние любили изображать на себе крестное знамение одним перстом, т.к. это было и удобно при возложении малых крестов... и наглядно показывало единство Божие многобожникам, а им самим напоминало один из главных догматов христианства". (стр. 242).
  4. "Двуперстие, по заключению наших и иностранных учёных... появилось в христианской Церкви в связи с христологическими спорами". (т.е. в 5 веке). "Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие... как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе во Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе" (стр. 243).
  5. "Споры... о Св. Троице, как известно предшествовали христологическим, отсюда вытекает, что троеперстное крестное знамение должно было появиться ранее двуперстного" (стр. 244), т. е. в 4 веке.
  6. "Многоперстное и единоперстное крестное знамения могли одновременно существовать в христианской Церкви, не вытесняя и не исключая друг друга". (стр. 243).
  В Московской Руси, где никогда не умели отличить обряда от догмата эта разница вызвала в 17-м веке опустошительный раскол. Древние же смотрели на подобные различия с поразительным благодушием. Перечитайте сейчас "Хождение Игумена Даниила" (12 в.), особенно то место, где греческие и латинские попы совместно служат при Гробе Господне. И вы не увидите ничего кроме великой духовной радости и взаимной любви. А ведь дело происходит уже после т. н. "разделения Церквей"! (Источник:
 http://allrefs.net/c1/48gph/p84/)

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, проповедь о Кресте свт. Иоанна Златоуста, еп. Пуатьерского Венанция Фортуната, слово о Кресте прп. Иоанна Дамаскина, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Григория Паламы с сайта Святоотеческое наследие, статьи Александра Голубцова, протоиер. Андрея Ткачева, слово Свят. Патр. Кирилла с сайта Православие.Ру и статьи с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Фома и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://serafimov.narod.ru/temmat/krest.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/krestzn.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.i_04_03313
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.v_02_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.i_03_0003
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_04_0101
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0111
  http://www.pravoslavie.ru/put/71730.htm
  http://www.pravoslavie.ru/smi/45976.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/60657.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/64476.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/08/znamenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/10/krest.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/10/krestnoe_znamenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/16/raspyatie.shtml
  http://www.pravmir.ru/sila-krestnaya/
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=3331
  http://www.foma.ru/krest-glavnyij-simvol-xristianstva.html
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_35/topic_2862/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_46/topic_1081/





 


 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
                                                                                                                   
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (02 Мар 14)
Просмотров: 1493

Поиск