"Христианство есть духовность. Об этом все время напоминает аскетика. Теперь, после даже самого небольшого знакомства с ее отношением к человеческому телу, очевидно - что есть духовность. Это нечто несовместимое со спиритуализмом. Это есть перемещение всего естества человека - и тела и души - в божественный мир. Духовность есть преображение всего человека Духом Божиим. Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Мера преображения бывает разная, но не в малости меры препятствие для духовности и для приложения Отцов к мирской жизни. "Испытаем себя, возлюбленные, пишет преп. авва Исаия, - исполняет ли каждый из нас заповеди Господни по силе своей, или нет. Ибо все мы долг имеем исполнять их по силе нашей, - малый по малости своей, великий по великости своей".
Препятствие для духовности только в том, что мы не верим в нее и не хотим ее. "Тело смерти" нам дороже тела вечности, пристань тленной душевности милее духовного бессмертия. Мы все-таки никак не можем поверить, что теплота нашей руки или улыбка глаз есть теплота и улыбка вечная, или, точнее говоря, от нас теперь зависит сделать их вечными. Мы радуемся фиалке в лесу, но мы все-таки никак не понимаем, что эта радость будет всегда с нами, если мы устремимся в нетление. Словесность нашей веры в том и есть, что мы не ощущаем реальной возможности перемещения человека и твари в божественный мир.
При органическом, т. е. духовном или благодатном, а не внешнем восприятии веры, и грех будет восприниматься нами не как нарушение какой-то инструкции, а как самоубийство, как измена самому дыханию жизни, а заповеди Божии как биение сердца.
(Фудель Сергей Иосифович)"
"Чем более человек ведет духовную жизнь, тем более он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем самомалейшем зависящим. Но чем более плотской образ жизни ведет человек, тем он более делается весь плотяным: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его божественной силы, — во всем видит плоть, материю, и везде, и во всякое время — несть Бога пред очами его. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь – плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь – дух.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
"Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше.
Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. Без смирения все, даже величайшие, подвиги не только не полезны, но могут и вовсе погубить человека.
(Игум. Никон (Воробьев))"
"Живущий духом стоит выше страхов и скорби, опасности и всякой перемены не потому, что ничего этого не претерпевает, но, что гораздо важнее, презирает все, что бы ни случилось.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Сотворить нас без нас Бог мог, а спасти нас без нас не может.
(Свт. Феофан Затворник.)"
Ответ: "Ответ на этот вопрос содержится в Библии…
Сам Христос говорит, что Бог есть Дух…
Отсюда становивится понятным, что истинная духовность (применительно к человеку) есть совокупность его духовных качеств, соответствующих Христу, т. е. уподобление человека (преподобие) Богу или его обожение…
Чтобы стать подобным Богу (духовным), христианину по определению необходимо приобрести качества, соответствующие качествам Христовым – добродетели…
Чтобы приобрести качества, соответствующие Богу, необходимо усердно жить по заповедям Христовым…
Отсюда духовность человека и есть совокупность всех божественных качеств, приобретаемых христианином через его тщательную жизнь по заповедям Иисусовым…
Можно еще добавить, что в соответствии с иерархическим принципом творения, духовность может иметь в человеке разные степени...
В зависимости от соотношения количества зла и добра, присущих тому или иному человеку, его духовность может быть условно и высокой, и средней, и низкой, и даже отрицательной, со своею же, собственной градацией...
В заключение можно определить и понятие духовной немощности (слабости)...
Это - малая способность (либо же и её отсутствие) человека к исполнению той или иной (или нескольких, или многих) заповеди (заповедей) Христовой..."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 81-е прп. Симеона Нового Богослова, Слова "О духовном состоянии" прп. Ефрема Сирина, "О блаженствах и духовной жизни" свт. Кирилла Иерусалимского, "Увещание к духовной жизни" свт. Григория богослова, Беседа о духовности прп. Макария Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи архим. Тихона (Шевкунова), митр. Сурожского Антония, Антона Поспелова об ангельском (духовном) мире, митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Логослово и Серафимов...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |