"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

036. Вопрос: "Как понять разницу между слезами благодатными и человеческими?"

  "1 В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.
  2 И отворотился Езекия лицем своим к стене и молился Господу, говоря:
  3 «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
  4 Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:
  5 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;
  6 и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.
  (4 Цар. 20)"
  "3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
  4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,
  5 приводя на память нелицемерную веру твою,
  (2 Тим. 1)"
  "7 Утомлён я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою. 
  (Пс. 6)"
  "1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слёз! 
  (Иер. 9)"







  "Рассказывал авва Исаак: «Однажды я сидел у аввы Пимена и увидел, что он пришел в исступление. Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он сказал: «Мой ум был при Кресте Спасителя в те минуты, когда при Кресте стояла Богоматерь и плакала; мне бы хотелось всегда так плакать». 
  Отцы Нитрийской горы послали к великому отцу Макарию в Скит (пустыня Скит была по соседству с пустынной горой Нитрийской) со следующим приглашением: «Вместо того, чтобы подниматься к тебе всему иноческому населению горы, умоляем тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу». Когда Макарий пришел в гору, стеклось к нему многочисленное братство. Старцы просили его, чтобы он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, сказал им: «Братия! Ваши очи да прольют слезы прежде вашего отшествия туда, где наши слезы будут жечь наши тела». Все заплакали и, пав ниц, сказали: «Отец, молись за нас». 
  Авва Феодор Енатский рассказывал следующее. В Келлиях жил некий брат, имевший дар умиления и слез. Случилось, что в один день, от особенного сердечного сокрушения, ему пришло множество слез. Увидев это, брат сказал себе: «Поистине, это признак, что близок день моей смерти». Когда он думал об этом, слезы умножались. Он опять говорил: «Точно! приблизилось время моего переселения» – и плач его усиливался с каждым днем. (Отечник)"
  "Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слёз наступает тишина и ясность, а мрак греховный исчезает. (Авва Исаия)"

  "Как можно мимолетное чувство умиления и слез считать уже любовью Божией? Ум тайно увлекается сим и стяжавает высокоумие и гордость, и всего оного лишается, а смирения тут не бывало. Бог показал вам, что есть благодать Его с нами и отнял, да не превозносимся; впрочем, не лишил совершенно, но скрыл от нас, чтобы мы смиренно к Нему припадали. Ему угодно иногда попускать на нас протяжную тьму и мрак духовный, холодность и окаменение, чтобы мы считали себя последнейшими и худшими всех и не искали бы духовных утешений, считая себя оных недостойными; в этом-то и состоит совершенная, смиренная преданность Спасителю. (Прп. Макарий (Иванов))"
 



"Другого пути нет: или покаяние - как единственный путь к Богу, или потеря Бога и обречённость. Только чаша покаянных слёз может перевесить на суде Божием море человеческого греха.
(Архим. Рафаил (Карелин))"





"Одно мне предписывает плоть, другое - заповедь. Одно - Бог, другое - завистник. Одно - время, другое - вечность. Горячие проливаю слёзы, но не выплакан с ними грех. А вот выплачем - и спасёмся.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 


 
  "Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни — бедность, другие – болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол. Будем плакать только о грехе, а все прочее- и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и любое другое из зол, постигающих человека,- будем переносить благодушно.
  Плакать – значит ... постоянно помнить о своих грехах и мучить совесть этими помыслами, постоянно измерять то пространство, на которое мы отстоим от Царства Небесного. Будем плакать только о грехе, а все прочее – и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и любое другое из зол, постигающих человека,— будем переносить благодушно. Не так источники вод делают сады цветущими, как потоки слез напояют плод молитвы. Всегда хорошо плакать (о грехах), но особенно ночью, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободой. Я требую слез, проливаемых не напоказ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и безмолвии, слез из глубины сердца от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога.
  Как мирская радость бывает смешана с печалью, так от слёз по Боге вырастает постоянная и неувядающая радость. Незначительные ручейки от дождя уносят легкие стебельки, глубокие же реки и речки, бурные горные потоки в состоянии увлекать с собой коряги и тяжелые камни. Взвесь свои грехи: если прегрешение твое незначительно, достаточно и немногих слез, если грех велик, то больше должен быть и поток слез. Если же у тебя есть уверенность в жизни и готовность плакать, и сердце сокрушенное, и еще не все слезы ты выплакал о себе самом, то удели и мне часть слез: плачь о грехах брата. Как после проливного дождя, воздух делается чистым, так и по пролитии слёз настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 

 
 
  "Слыша слово о царствии и будучи доведены до слез, не станем останавливаться на сих слезах своих, и не почтем себя удовлетворенными ни слухом своим, как хорошо выслушавшие, ни очами своими, как хорошо увидевшие; потому что есть другие уши, и другие очи, и другие слезы, равно как и другое разумение, и другая душа, то есть, сей Божественный и небесный Дух, который слышит, и плачет, и молится, и познает, и в действительности творит волю Божию.
  Ибо и Апостолам, обещая высочайший дар Духа, Господь сказал: иду. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему; и еще: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину. Он будет молиться, Он будет и плакать.
  Посему, когда и с нами бывает, что, слыша Божие слово, начинаем плакать, будем с несомненною верою умолять Христа, чтоб и к нам истинно надеющимся пришел Дух, слышащий и молящийся согласно с Его волею. Восплачем, братия - пусть очи наши проливают слёзы прежде, чем мы отойдём туда, где наши слёзы будут жечь наши тела.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 

 
 
  "Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхаго человека.
  Не переставай проливать слезы (молитвенные), — и Бог сжалится над тобою и облегчит все твои болезнования (все, о чем болит душа твоя).
  Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцем и Святым Духом, ны не и присно, и во веки веков. Аминь.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
"Слёзы в молитве суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята, и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слез.
(Прп. Исаак Сирин)"
 



"Проливай слёзы о грехе – об этом душевный недуге, об этой смерти души бессмертной.
(Свт. Василий Великий)"

 
 


   
"Не плач происходит от слёз, а слёзы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу, а печаль эта - слёзы.
(Прп. Варсонофий Великий)"

 

 
  "Видим в мире, что люди плачут: рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, ибо живут в мире, месте плача, юдоли плачевной. Много есть причин, от которых люди плачут, и у всякого плачущего – своя причина плача... Плачь и ты, христианин! Ибо и ты живешь в юдоли плачевной и имеешь много причин, из-за которых нужно плакать! Плачь, пока не ушло время, пока полезны слезы, плачь, чтобы не плакать вечно, плачь, чтобы утешиться: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
  Плачут люди оттого, что несчастливы, плачь и ты, христианин, что ты грешен, что ты согрешил перед Господом, ибо великое несчастье есть грех. Плачут люди, что не имеют здоровья телесного, плачь и ты, что не имеешь здоровья душевного. Плачут люди, что находятся в недуге и болезни, плачь и ты, что душа твоя страдает и немощствует, ибо 'тяжкий недуг есть гордость, зависть, гнев, нечистота, сластолюбие, славолюбие, сребролюбие; и столько мучащих болезней, сколько страстей и похотей. «Исцели меня, Господи, и исцелен буду», ибо Ты — Бог, Спаситель мой. Слезы очищают пороки души. Слезы, исходящие от сокрушенного сердца, есть слова сердечной молитвы.
(Свт. Тихон Задонский)"

 



  "В слезах таинственно живет утешение, и в плаче – радость. Сеющие слезами – радостью пожнут. Слезы естественны падшему человеческому естеству. Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения подобно всем прочим свойствам. Иной бывает склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы, такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Немедленно по появлении естественных и греховных слез мы должны, как повелевают святые отцы, прелагать их на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши... Суд Божий – и плакать по этим причинам.   Слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий. Причина слез (правильных - от авт.) – зрение и сознание своей греховности... причина слез — нищета духа; будучи сама по себе блаженством, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его. Труд, предваряющий слезы, заключается в благоразумном воздержании от пищи и пития, в благоразумном бдении, в нестяжании, в отвлечении внимания от всего, окружающего нас, в сосредоточении его в самих себе. Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы, мы стяжаем их по мере умерщвления миру.
  В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость. Человек, в каком бы ни был земном благополучии, на какой бы высоте ни стоял, в каком бы обилии ни плавал, встречает и переживает такие минуты, часы и дни, в которые нуждается в утешении, доставляемом слезами, — утешения в другом утешении не находит. Каждый из нас лишь вступает в страну нашего изгнания и томления, в страну страданий и плача, как и ознаменовывает это вступление, начало своего существования, плачевным воплем. Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе, ознаменовываемое слезами при молитве его!... 
  Чудное дело! Те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться во-первых о стяжании причины их.
  Причина слез — зрение и сознание своей греховности. Из глаз моих текут потоки вод оттого, говорит святой пророк Давид, что не хранят Закона Твоего. Причина слез — нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство — плач;; питает, поддерживает, усиливает его. «Не плач происходит от слез, но слезы от плача, — сказал преподобный Иоанн Пророк. — Если кто, находясь посреди братства, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Чрез сие собираются помыслы его и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль (плач) по Богу, а печаль рождает слезы». Слезы, как дар Божий, служат признаком милости Божией: «Слезы в молитве, — говорит святой Исаак Сирский, — суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слёз.
  Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ученику его. — Все иноки, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все, достигшие христианского совершенства, достигли его плачем. Особливо это делание развито было между многочисленными безмолвниками нижнего Египта, в пустыне Скита, в горе Нитрийской, в Келиях и в других уединенных местах. Оно лики и полки иноков претворило в лики и полки Ангелов. Когда основатель иноческого жительства в пустыне Скитской, преподобный Макарий Великий, которого и прочие пустынножители признавали Отцом Отцов, достиг глубокой старости, то иноки горы Нитрийской, весьма близкой к Скиту, просили его, чтобы он прежде отшествия своего к Господу, посетил их.
  Макарий пришел на гору; множество иноков, безмолвствовавших на ней, встретили его. Они просили у него назидания. Макарий, прослезившись, сказал: «Братия! восплачем. Очи наши да проливают слезы до отшествия нашего туда, где наши слезы будут жечь наши тела». Все заплакали, пали на лица свои и сказали: «Отец! молись за нас». Из своего дара слез святой наставник святых древних иноков произнес краткое учение о слезах, совокупив в нем все учение о монашеской жизни. Слышатели явлением своего дара слез выразили, что они поняли значение и обширность учения. Многих слов тут было не нужно.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 



  "Мудрому человеку плач приятнее смеха. Моли Господа и проливай слезы перед Его Благостью. Тогда памятозлобие не водворится в твоей душе и твоя молитва будет «как фимиам» перед Ним. Вода угашает пламя, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения. Бывают слезы трех различных родов. Бывают слезы о вещах видимых, и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они весьма сладки и полезны. Бывают слезы раскаяния там, где «плач и скрежет зубов», и эти слезы горьки и бесполезны. Небесному Врачу угодно, чтобы каждый собственными слезами врачевал себя и спасался. О, сила слез! До чего простираешься ты? С великим дерзновением ты восходишь в самое Небо.
  Слезами просветляется душа, по дару Господню, и, как в зеркале, отражает в себе небесное. Святые и чистые слезы о Боге всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий. Наполните очи свои слезами, и вскоре отверзутся очи сердца вашего. Блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь, потому что слезы его прекратились и их уже нет, и наслаждается он за гробом непреходящим блаженством. Будем плакать со страхом и трепетом, чтобы за нерадение в здешней жизни не оказаться там под гневом Царя Славы и не быть отосланными во тьму кромешную. Чем воздала Тебе, Господи, блудница, когда Ты простил ей все грехи?
  Только купила миро и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была ее любовь, победоносна была ее вера, потому что за миро и слезы она получила оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Своими слезами она омыла Твои ноги и своими волосами отерла их. Миром помазала ноги Твои и получила от Тебя прощение грехов. Мал принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. В пламенеющий поток погружена была эта оскверненная грешница, и капли слез из ее очей угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои – и огненная река угасла, и огонь не испепелил ее. Истекшие из очей оскверненной и нечистой грешницы воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили ее.
  Сокровище Божества отверсто было грешнице, чтобы через приближение к Нему она стала образцом для кающихся. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься, а если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов. Взяла она с собой миро и слезы и пришла к Источнику Святыни, чтобы при омовении ее соблюден был весь чин Крещения. Немного воды влила она и смешала с драгоценным миром, и таким образом совершено было Таинство Крещения. Первосвященник Своей рукой изгладил грехи и простил грешницу, скверны и постыдные дела которой были многочисленны.
  К Животворному Огню, Который прикровен был плотью и воспламенял мир, она приблизилась телом своим; от этого и сама загорелась и сгорели в ней терния грехов. Пусть кающиеся, подобно блуднице, принесут Богу несколько слез; они получат от Него оставление всех своих грехов. Как скорбен день грешника, любимые и дорогие мои братья! Никакие уста, никакой язык не в состоянии выразить, какой Суд ожидает его. Но если он пробудится, обратит взор на самого себя и с воздыханиями, скорбя и страдая, станет плакать, то насладится блаженством в чертоге радости и не подвергнется осуждению. Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе, Господи, чем золото, серебро и драгоценные камни. Прими же. Господи, слезы очей моих, да благоугодны будут Тебе слова моления моего и по щедротам благости Твоей прости мне долги мои.
  Да не иссякнут слезы в очах у тебя, исполненного грехов и неправд; проси милости у Бога, чтобы в день Праведного Суда Он простил тебе долги твои. Ежечасно проливай пред Судией слезы сокрушения о скверных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за твои дела и непотребства. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый услышал тебя и примирился с тобою. Не ради плоти Бог дал тебе слезы, скорбь и печаль, но ради души, чтобы ты возвращал ее к жизни. Если слезы пролиты о душе, они воскрешают и возвращают ее к жизни. В дар Богу принеси плач, источи слезы из своих очей; твоими слезами и Божией Благостью твоя мертвая душа будет возвращена к жизни. 
  Прекрасно сердечное сокрушение, оно врачует человеческие души. Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы сокрушения и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память свой гроб. Восстань, душа, состарившаяся в грехах, и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе лекарство и лечи раны падшего образа. Принеси от души покаяние и несколько слез урони на уязвляющий тебя грех – и пагубная рана совершенно заживет. Но если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здоровья; только слезами и сокрушением врачуется болезнь 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

"Многочисленны и разнообразны пути, которыми диавол входит в нашу душу и удаляет ее от Бога, налегает на нее всем существом своим — мрачным, ненавистным, убивающим. Что ни движение страсти, то путь для него, и он не пропускает ни малейшего случая войти в нее. Равным образом многочисленны и разнообразны пути Духа Святого: путь искренней веры, сердечного смирения, сердечной любви к Богу и ближних и прочая. Но то беда, что эти пути всячески силится загородить для нас исконный человекоубийца. Более обыкновенный для нас грешных, удаляющихся от Бога на страну далече, путь к Богу есть путь злострадания и горьких слез. И Св. Писание и опыт удостоверяют, что для приближения к Богу надо пострадать грешнику, слезить и плакаться и исправить двоедушное сердце свое. «Приближитеся..., постраждите и слезите и плачитеся». Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего, а страдания нужны потому, что чрез страдание спасительно стесняется греховная широта сердца, и от стеснения сердца всего легче льются слезы. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



"Прилежи покаянию постоянно, и всякий день омывай душу свою теплыми слезами, да паче снега убелишися и непосрамленным лицом явишься пред Господом.  Старайся потопить мысленного Фараона в воде слезной, чтобы он не гнал тебя, всегда ратуя.
(Свт. Димитрий Ростовский)"




"Ничто другое так, как чистая и чуждая всего вещественного молитва, не делает человека достойным собеседником Бога и не соединяет с Ним того, кто словом молится Ему нерассеянно в духе, когда при том душа его омывается слезами, услаждается сладостью умиления и светом Духа Святаго просвещается.
(Прп. Григорий Синаит)"






"Кто слезами обнаруживает духовную немощь, тот не будет высоко думать о трудах своих. Искушение несносной печали и великого уныния можешь уничтожить обильными слезами, благими надеждами и любовью к Сладчайшему Спасителю Христу.
(Прп. Нил Синайский)"



 


"Просмотри всякий жизнь свою, все нечистое в ней вымой слезами покаяния и потом, до положения живота, стой твердо в трудах доброделания и очищай сердце от худых помыслов и страстей. Цена слез определяется не влагою, текущею из глаз, а тем, что бывает на душе при них и после них.
(Свт. Феофан Затворник)"

 

  

  "Все святые и отрекшиеся от мира иноки во всю жизнь свою плакали, в чаянии вечного утешения, по уверению Спасителя мира: Блажени плачущий: яко тии утешатся. Так и мы должны плакать об оставлении грехов наших. К сему да убедят нас слова Порфироносного Пророка: Ходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя и слова Исаака Сирина: "Омочи ланиты свои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух, и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе." Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то это от диавольской хитрости. Трудно постигнуть тайные и тонкие действия врага нашего. У кого текут слезы умиления, у того сердце озаряется лучами Солнца Правды - Христа Бога.
   Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр - твёрдый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.
(Прп. Серафим Саровский)"




  "Ещё, братия мои, и отцы, и чада, умоляю вас всех вместе и даю вам это, как душеспасительное правило, потщитесь положить начало такому делу добродетели или, лучше сказать, делу Божию (за которое получим от Бога и воздаяние по мере трудов своих), чтобы, если возможно, ни одна служба не проходила без слёз. Ибо если навыкнешь ты, брате мой, это делать, то в короткое время преуспеешь, возрастешь духом и достигнешь в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Когда станешь ты понуждать себя к тому, чтоб не проходило ни одной службы церковной без слез, то со временем так навыкнешь сему доброму делу, что слезы сделаются для тебя как бы естественными. Тогда душа твоя начнет питаться и псалмами, какие будешь читать или слушать, и тропарями, и воспринимать в себя божественные мысли их, и ум твой посредством читаемого восходить горе и возвышаться в созерцание мысленного. Тогда станешь наконец плакать с великою сладостию и, находясь в церкви, чувствовать, что находишься будто среди святых Ангелов. 
  Однажды, когда читал я (собравшимся у меня) богомудрые писания преподобного отца нашего Симеона Студита, то там между другими мудрыми его наставлениями нашлось написанным и следующее: брате, никогда не причащайся Пречистых Таин без слез. (Это сам он соблюдал всю свою жизнь, потому и нас учил тому же.) Услышав это, слушатели (а были тут не миряне только, но и монахи, именитые по добродетелям) удивились слову и, смотря друг на друга, будто улыбнулись и сказали все в один голос: так нам, выходит, никогда не следует причащаться, но всегда устраняться от причастия.
  Запомнилось мне это слово, и я, находясь однажды наедине, вспомнил о тех, кои так сказали, много скорбел и горько плакал, с великим болезнованием сердца говоря в себе: неужели сказавшие такие слова в самом деле так умствуют и от всей души полагают, что невозможно плакать, приступая к причащению? Или они думают, что плач вообще дело незначительное, и потому презрительно отнеслись к слову отца нашего? Ибо кто не считает денно-нощного плача пред лицем Христа Господа делом важным, тот, конечно, и когда станет приступать к причащению Божественных Таин, не только не восплачет, но и не прослезится и капли слезной не испустит. И невозможно этому быть; разве, может быть, иной раз, случится это с кем-либо или по особому Божию устроению, неизъяснимому, или по другой какой случайной причине, сторонней, по причине воспоминания, например, о чем-либо плачевном.
  Которые думают, что невозможно причащаться Пречистых Таин со слезами, - горе нечувствию и жестокосердию тех! Горе беспечности и ослеплению тех, которые говорят это! Если бы они испытывали и рассуждали себя самих, то не были бы осуждены от собственных слов своих; если б позаботились покаяться, то никогда не сказали бы, что это невозможно; если бы они делом приносили плоды (покаяния), то не оставались бы непричастными благу сему, сему великому дару Божию; если б они стяжали в сердцах своих страх Божий, то исповедали бы, что возможно плакать и рыдать не только во время причащения, но и во всякое другое время.
  Почему, желая убедить любовь вашу к возможности сего в настоящем слове, я обращаюсь к сказавшим такие слова, как бы они были здесь, и вопрошаю их: добрые братия мои, говорящие это, скажите мне, почему вы говорите, что это невозможно? - Да потому, говорят, что иные люди легко приходят в умиление и плач, а иные столь крепки сердцем, что не плачут и не кричат, даже когда их бьют. Так эти крепкосердые как могут и к святому причащению приступать с плачем и слезами? Но и сами иереи, каждый день совершающие литургию, могут ли всегда плакать? - На это я отвечаю им: вы говорите, что иные крепкосерды и нескоро приходят в сокрушение, но скажите мне, прошу вас, по какой причине они таковы? Если же не знаете этого, то не постыдитесь дать слух словам моим и узнайте это от меня, ибо написано: аще ли иному открыется седящу, первый да молчит.
  Итак, от чего же бывает, что иной нескоро и нелегко приходит в сокрушение, а иной - скоро и легко? Выслушай! Нелегко и нескоро приходящий в сокрушение бывает таким от злого произволения своего, от лукавых помыслов своих и недобрых дел, а скоро и легко приходящий в сокрушение бывает таким от доброго произволения своего, от добрых помыслов и дел благих. Если хочешь удостовериться в этом, подумай и рассуди все, как что бывает, и найдешь, что многие люди, бывшие добрыми, от трех этих вещей - произволения, помыслов и дел, сделались худыми; и, напротив, многие, бывшие худыми, чрез них же сделались добрыми. 
  Итак, желаешь ли никогда не причащаться без слез - делай то, что поешь и читаешь сам каждодневно, и дойдешь до того, что всегда будешь причащаться со слезами. Что же это такое, поемое и читаемое тобою каждодневно? Если не знаешь этого, слушай того, кто говорит: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся. Но чтобы не удлинять слова, напомню тебе следующие слова Давида: аще взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
  И опять: несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Бых яко птица особящаяся на крове. Уподобихся неясыти пустынней. Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. И списатель Лествицы, святой Иоанн, говорит: жажда и бдение сокрушили сердце, сердцу же сокрушенну исторглись воды. И сколько другого говорит нам об этом сей святой Иоанн! Желающий пусть читает со вниманием книгу Лествицы - и узнает. 
  Слышим Апостола, который говорит: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня. Таким образом, недостойно вкушающий Тело и Кровь Господа повинен бывает телу и крови Господа. Если теперь тот, кто не показал достойных плодов покаяния, свидетельствуется от всего Божественного Писания, яко недостойный Святого Причастия, то скажи мне, как же возможно без слез достойно причаститься, когда слезы суть первый плод покаяния? К тому же, как мерзостные пожелания плоти и смешение сердца с каждою страстию, бывающее со сластию, есть некоторым образом жертва, приносимая нами диаволу, так слезы, от сердца источаемые, суть благоприятная жертва, Богу приносимая, в очищение скверноты и срамоты оной страстной сласти.
  Это явно показывает и псалмопевец Давид там, где говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И праведно. Ибо когда душа придет в такое доброе состояние и навыкновение и так будет каждодневно смиряться и сокрушаться, тогда она ни одного дня не пропустит без слез, подражая Давиду, который говорит о себе: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
  Посему умоляю вас, братия мои, да упражняет всеусердно всякий из вас душу свою в таких и подобных сим делах, - и она, пришедши в умиленное сокрушение и мало-помалу изменившись, сделается обильным родником, испущающим реки слез. 
  Итак, если и ты от всей души, со смирением и верою, будешь неопустительно делать то, что каждодневно поешь и читаешь, или слышишь других читающих, то истинно благовествую тебе радость велию, что, - если будешь беспрерывно с терпением исполнять это, то есть жаждать, совершать бдения, повиноваться настоятелю и слушаться его до положения живота, без раздумывания и лицемерия, переносить всякую скорбь, обиду, осуждение, клевету, терпеть побои и раны от меньших тебя братий, не имея на них злопамятства, но благодаря их искренно и усердно молясь о них Богу, - радуйся и веселись неизреченною радостию, что не только вечером, и утром, и в полдень, но и когда ешь и пьешь, нередко когда беседуешь, когда поешь, читаешь и молишься и когда лежишь в постели, - будет находить на тебя эта божественная и неизреченная благодать слез, и будет сопровождать тебя все дни жизни твоей, - сшествовать тебе, когда идешь, останавливаться с тобою на отдых или ночлег, когда ты остановишься; когда послушничествуешь, будет послушничествовать с тобою и она, и будет утешать тебя в скорбях, которыми восскорбишь по причине трудов. 
  Как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез. Не будем же, братие, придумывать душевредных и пустых отговорок, всегда лживых и ведущих прямо в пагубу, но от всей души взыщем это умиленное сокрушение, царицу добродетелей. 
  Доказать никто не может от Божественных Писаний, чтобы без слёз и всегдашнего сокрушения очистился когда-нибудь какой человек от грехов своих, или сделался святым, или приял Духа Святого, или узрел (умно) Бога, или познал, что Бог вселился в него, или чтобы кто-нибудь имел Его обитателем в сердце своем, не стяжавши прежде покаяния и умиленного сокрушения, так, чтобы всегда без перерыва текли у него слезы, как из родника какого, вымывали жилище души, орошали и освежали ее, обладаемую и жегомую неприступным огнем.
  Сего ради, братья мои, паче всех других дел, или вместе со всеми ими, да будет у нас всех делом существеннейшим покаяние, и плач, неразлучный с ним и слёзы - порождение плача. Ибо ни плач не бывает без покаяния, ни слезы без плача, но три сия соединены неразлучно между собою, и одному чему-либо из сего невозможно явиться без других. Итак, пусть никто не говорит, что невозможно плакать каждодневно, потому что, кто говорит, что это невозможно, тот говорит, что невозможно и каяться каждый день. Но так говорить значит извращать все Божественное Писание, и ближе всего - извращать заповедь Самого Господа нашего, Который говорит: покайтеся, приближибося царствие небесное. И еще: просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам.  
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений. 
(Прп. Арсений Великий)"






  "Когда душа и без нашего старания бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим... Ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губку боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни этот плач как зеницу ока, пока мало-помалу он не отойдет от тебя. Ибо великая сила его далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего усилия и пожелания.
  Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих. Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения. Кто приобрел духовные слёзы, тому всякое место угодно к плачу. Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.
(Прп. Иоанн Лествичник)"














  
  Ответ: "Не сочтите за насмешку...
  Благодатные, или т. н. "духовные" слёзы - это те, которые как минимум без соплей:
  "Ноздри находятся между щёк. Они втаскивают и испускают ветром воздух. И они искапывают соплю, ибо вовлекают хороший запах — и гнушаются дурного. (Прп. Антоний Великий)"  
  Слёзы у людей, чаще всего, бывают следствием обычной человеческой физиологии - т. е. как реакция их организма на любую сильную эмоцию/чувство/мысль/раздражение/страх/боль/скорбь/радость и пр. самые разнообразные внешние/внутренние предметы (напр., ветер/мороз и др.):
  "Слёзы бывают и естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слезы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или из-за какого-либо бесовского вожделения. Бывают слёзы и от пьянства и обильной пищи. Но бывают слезы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. Если мы задерживаемся и болезнуем в этих последних слезах, они обращаются в духовные слёзы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, утешение, просвещение и радование о Святом Духе. (Свт. Анастасий Синаит)" 
  Если слезы человеческие имеют достаточно длительную продолжительность, то через некоторое время после их возникновения начинаются и т. н. сопли (не хочется ханжески удлинять текст медицинскими терминами, подобными "выделениям из слизистой носоглотки" и пр.)...
  Сопли начинаются позже слёз человеческих...
  И кончаются сопли соответственно, позже слез человеческих...
  Сопли - тоже проявление физиологии, следствие слёз человеческих...
  Если же у человека случаются слезы духовные, то независимо от количества времени, когда они проистекают (даже и многие часы) - соплей не бывает...
  Их вовсе нету... 
  Отсутствие соплей при продолжительных слезах - свидетельство благодати Христовой (свидетельство необходимое, но не достаточное)...
  При дисфункции или ограниченной работоспособности слизистой носоглотки (например, в результате передозировки лекарств от насморка и пр.), соплей тоже может не быть...
  Если есть кто-нибудь из читателей, переживших благодатные слезы, то он подтвердит и то, что и сами ощущения, и переживания благодатных (духовных) слез резко отличаются от ощущений и переживаний при слезах человеческих (физиологических)...
  Разница примерно такая же, как между небом и землею... 
  Благодатные слезы возникают у христианина при особых, благодатных его, духовных состояниях (утешении, умилении и пр.)...
  Это состояние, наряду с отсутствием соплей также является необходимым условием, свидетельствующим о благодатности (духовности) слез человека...
  Ощущения, которые переживает христианин во время благодатных слез, характеризуются какой-то особенной, непередаваемой никакими словами тихостью, миром, покоем, каким-то удивительным чувством распространения души, какой-то невыразимой, умилительной радостью явственного ощущения Самого Господа Иисуса, Его чистоты, святости и любви...
  И происходит все это на фоне явственного, одновременного контрастного видения христианином своих собственных нечистоты, немощи, неисправности и недостоинства (греховности)... 
  Вот что пишет о благодатных слезах прп. Симеон Новый Богослов в своём 47-м Слове: 
  "...некоторые в сильное приходили сокрушение благодатию Святого Духа и проливали обильные слёзы - не горькие, но сладостные, не с трудом выжимаемые, но без труда свободно льющиеся и тихий покой вливающие в сердце."
  Благодатные слезы являются следствием добрых помыслов, возникающих под воздействием благодати Божией - либо непосредственно, либо через Божию Матерь, ангелов и святых Божиих...  
  Слезы же человеческие (физиологические/эмоциональные) являются следствием разнообразных помыслов (напр., фантазий, воображаемых религиозных образов, эмоций), рефлексов, ощущений (напр., от телесной боли или щекотки) как собственно человеческих/естественных, так и вызываемых бесами... 
  Мир души, который сопровождает благодатные слезы неотделим и от мира/покоя тела, которое соединено с душою...
  Благодать оказывает свое особенное воздействие в первую очередь на мимические мышцы лица и голосового аппарата человека, расслабляя и умиротворяя их вместе с его душою... 
  В то время как сильные человеческие эмоции вызывают не только физиологические слезы, но нередко (как правило) и не контролируемые (рефлекторные) спазмы (сокращения) как лицевых мышц плачущего, так многих других...
  Относительно слез человеческих в церковной среде существуют два противоположных по своей оценке мнения...
  Одно мнение утверждает, что любые слезы во время молитвы доступны лишь святым, и поэтому они у новоначальных христиан однозначно являются сатанинскими (бесовскими, прелестными)...  
  Другое мнение утверждает, что истинная молитва без слез не бывает, и что если никаких слез нету, то и настоящей молитвы нету...
  И то, и другое мнение являются заблуждениями...
  Слезы человеческие - суть только проявление физиологии человека (это всего лишь реакция его организма на те или иные эмоции)...  
  У всех людей разные и психика, и физиология...
  Одни люди эмоциональны, горячи...
  Другие люди спокойны, холодны...
  Даже и светская психология условно разделяет людей на четыре типа по преобладающему у них темпераменту (на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов)...
  Различаются люди и по своим анатомическим, телесным свойствам (по строению слезных желез, по их размерам, по их продуктивности и работоспособности, по строению и особенностям слезных протоков, и т. п.) ...
  Сказываются различия между людьми и по их половой принадлежности...
  Всем хорошо известно, насколько женщины способнее мужчин в этом слезливом плане... 
  Все это в совокупности и позволяет утверждать, что слезливость как таковая, сама по себе не может быть объективным критерием качества молитвы... 
  Поэтому ни в коем случае нельзя и стремиться к слезам во время молитвы...
  Стремиться надо только к максимальному (насколько это возможно для человека), сконцентрированному вниманию ко Христу, которое достигается доскональным пониманием смыслов молитвенных слов, благоговением и сокрушением сердца... 
  Т. е. стремиться необходимо не к слезам, не к мечтаниям, не к переживаниям "духовным", а к Господу Иисусу...
  Ключ же к этому в человеке лежит только через его непрестанное покаяние и исполнение всех других заповедей Христовых, смиряющих его...
  Не об отсутствии или недостаточности в себе слез должен скорбеть христианин, а об отсутствии или недостаточности у себя покаяния и вытекающего из него смирения... 
  Не слёз должен просить себе христианин у Иисуса, а непрестанного покаяния, благоговения, сокрушения сердца и неотходного от Христа, всегдашнего своего внимания к Нему...
  А уж там - как Господь даст...
  Резюмируя (простите, если ранее/выше недостаточно внятно/ясно высказали свои мысли), отметим следующее:
  1. Слёзы могут быть собственно человеческими (от избытка мыслей/эмоций/чувств - помыслов)...
  2. Слёзы могут быть бесовскими от их прямого воздействия на тело (напр., слёзные железы, глазное яблоко и пр.) человека, от их опосредованного воздействия через тело (напр., метаболизм/биохимия) на душу/психику...
  3. Слёзы могут быть опосредованно благодатными при воздействии Ангела Хранителя или др. Ангелов, или св. отцов (или и др. спасшихся во Царствии Небесном неканонизированных людей), или Богородицы на тело/душу/дух человека (каждый истинно воЦерковлённый христианин наверняка многократно познал это на собственном жизненном опыте - напр., во время Исповеди или Причастия)...
  4. Слёзы могут быть собственно благодатными от непосредственного/прямого воздействия Бога на тело/душу/дух человека (вариант без соплей)...
  В заключение по этой теме нам хочется привести ещё несколько слов одного из самых любимых наших св. отцов:

  "Я желал бы многое сказать о слезах, источаемых плачем, но не нахожу достаточно слов, какими должен бы по истине беседовать о них. Чудо неизъяснимое! Текут слёзы вещественные из очей вещественных и омывают душу невещественную от скверн греховных; падают на землю, но низвергают демонов и освобождают от невидимых уз греха. О, слёзы! Вы, источаясь от действия Божественного просвещения, отверзаете самое небо и низводите Божественное утешение.
  От сего утешения и от сладости духовной, какие испытываю, опять говорю и многократно буду повторять то же, что где слёзы с истинным ведением, там и осияние Божественного Света, а где осияние Божественного Света, там и дарование всех благ, там внутри сердца отпечатлена и печать Святого Духа, от Которого произрождаются и все плоды жизни.
  От слёз плодоприносятся Христу кротость, мир, милостивость, сердоболие, доброта, благостная вера, воздержание. От слёз происходит то, что иной любит врагов своих и умоляет о них Бога, радуется в искушениях и хвалится скорбями, смотрит на грехи других как на свои собственные и плачет о них, и с готовностью предаёт жизнь свою на смерть за братий (ближних) своих.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





 
   Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 47-е и 75-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), статья митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие Ру. и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Логослово и Ни-ка...

     
 




 
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
 
 
  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (17 Окт 12)
Просмотров: 2157

Поиск