"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

037. Вопрос: "Что такое зло и что такое добро?"


 
  "23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
  (1 Цар. 16)"
  "7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
  8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
  9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
  10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

  (Рим. 11)"
  "29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
  30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
  31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
  32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
  33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
  34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
  35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
  36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
  (Рим 11)"
  "28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,
  29 так что они исполнены всякой неправды, блуда,
  (Рим. 1)"






  "Ложь - это заблуждение разума, а зло - заблуждение воли. Признаком, по которому определяется то и другое есть суждение самого Бога то, чему Он учит человека - истина, то, чего повелевает желать - благо, а всё, противоречащее этому, полно лжи, полно зла. (Прп. Николай Кавасила)"
  "Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога, и всякое зло – от дьявола. (Прп. Иустин Попович)"
  "Не пища - зло, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие: а раз так, то в существующем нет ничего злого, [оно лишь] в злоупотреблении существующим. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Бог и грех находятся на двух разных полюсах. Никто не может повернуться лицом к Богу, не повернувшись сначала спиной к греху... Когда человек поворачивается лицом к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже не способен сделать ничего, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. (Свт. Николай Сербский)"
  "Одно зло от другого получает силу: подобным образом и добро возрастает одно от другого, и того, в ком оно есть, побуждает к большему» (Прп. Марк Подвижник)"
  "Мы пребываем в Боге настолько, насколько не согрешаем. (Прп. Беда Достопочтенный)"
  "Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что [через это] сам побеждается злом; напротив того, добром исправляется злое. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Некоторые люди не верят ни в Бога, ни в диавола. Но тогда нужно не верить и в добро и зло. К сожалению, сейчас многое делается для того, чтобы в сознании людей добро смешалось со злом, чтобы добро было трудно отличить от зла, а зло от добра, и делается это именно для того, чтобы зло могло погубить человека. Ведь разве кто-то открыто примет зло? Его же нужно облачить в ризы светлые и привлекательные. Сегодня, к сожалению, в нашем мире все это и происходит. Мы говорим о двойных стандартах в жизни, в экономике, в политике, в личных отношениях — вот это и есть проникновение зла под видом добра. Но никто никогда не сможет связать со злом ничего доброго. Где зло, там смерть, там измена, там разрушение, там слезы, там скорбь, там сама смерть…
  И вот для того чтобы мы были способны побеждать зло в своей жизни, Бог и посылает Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. А что с Ним происходит? Его побеждает зло? Ведь Он не сделал ни одного злого деяния, Он не сказал ни одного злого слова, Он учил людей добру, Он был великим целителем, но Его возводят на Голгофу и пригвождают ко кресту — не потому что Он был преступником и злым человеком, а потому что зло стремилось уничтожить Спасителя.
  Христос погибает, и если бы на этом закончилась Евангельская история, то сегодня мы с вами здесь бы не стояли, и неизвестно, существовал бы мир вообще. Но Христос воскресает силой Божией и учит нас всех тому, как нужно жить, чтобы никогда не стать добычей зла. Это учение Он дает через Свое Слово, через Свое Евангелие. Но не только Слово Божие учит нас добру, но и сама человеческая природа. Богу было угодно создать человека таким, чтобы в нем был заложен некий нравственный закон. Мы опознаем этот закон через голос нашей совести, мы по природе своей способны отличать добро от зла. Но как часто обстоятельства жизни, наша слабость, просто наша неспособность сконцентрироваться на главном разрушает в нас способность отличать добро от зла, и вот тогда на помощь приходит Слово Божие. (Слово Свят.о Патр. Кирилла в г. Горно-Алтайске, 20 сентября 2015 г.)"
 
 "Пока человек делает зло, он не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. (Авва Исаия)" 
  "Юноша с пламенной и сильной душой, каким был Павел, если брался за что-то, то со всем жаром; его сердце и само по себе было склонно к неумеренной ревности, и фарисейство давало для нее много пищи. Из личных свойств его характера, равно как из собственных его свидетельств, мы можем заключить, что он старался превзойти современников в законной праведности, как понимали ее фарисеи. И это было не без намерения Промысла.
  Чем ревностнее было его стремление к святости, чем более он должен был бороться с некоторыми влечениями своей пламенной и сильной натуры, тем более имел случаев убедиться, что есть в человеке зло, которого нельзя укротить одной уздой за кона; что человек может знать добро, но не всегда может творить его, что он невольно, при всем добром расположении, увлекается силой богопротивных влечений от добра к злу. Павел, конечно, никогда бы так живо, так точно не описал этого состояния в седьмой главе послания к римлянам, если бы не знал его по собственному опыту. И то, что он перешел к христианству из такой секты, в которой употребляли все предосторожности, ставили всякие преграды против силы пожеланий и страстей, всеми мерами старались принудить себя к добру, было весьма важно для Павла.
  Испытав все эти меры на себе и узнав их слабость, он мог, как представитель всех людей с ревностными нравственными стремлениями, свидетельствовать собственным опытом, как глубоко в человеческой природе лежит потребность искупления. После этого, также по собственному опыту, он мог определить отношение внутренней свободы, проистекающей из веры в искупление, к рабству законному. (Протоиер. Александр Горский)" 
  "Некто из отцов спросил великого авву Нистерия, друга аввы Антония: «Какое бы добро мне творить?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив – и Бог был с ним. Илия любил безмолвие – и Бог был с ним, Давид был кроток – и Бог был с ним. И так смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай, и блюди сердце твое». (Достопамятные сказания)" 
   "Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее. (Свт. Афанасий Великий)" 
  "Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы.
  Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди – это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Нет ни одного зла существенного: всякое существо само по себе есть добро, и зла как такового – если определить, в ком бы оно могло быть вмещено,— нет на свете. Оно всегда есть в вещи доброй, как грех в человеке, и всегда в вещи доброй происходит не по естеству вещи, но по случаю, по отклонению от существа, от настоящего порядка — такие заблуждения и есть зло...
  Добро и зло нельзя определить чувствами. Не можем мы их ни увидеть, ни услышать, ни обонять, ни вкусить, ни осязать. Ибо добро и зло не есть вещи телесные и видимые. Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло — противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути. 
  Отчего же в мире многое кажется вредным, например змеи, ядовитые травы, болезни, или непостоянным, когда обогащаются грешники, нищенствуют и страдают праведники, счастье переходит от одного к другому, приходят безвременные непогоды; много как будто случайного, когда, например, человек случайно убивает человека или и самого себя, когда внезапно бессильный совершает большое дело или, напротив, храбрый нечаянно ослабевает,— откуда все это? 
  Искать оправдания на все эти случаи есть ничто иное, как хотеть точно узнать тайную Божию волю, по которой Он все совершает, однако можно подыскать несколько достоверных ответов. Во-первых, при всяком событии, которое нам кажется противным порядку и вредным, или и при всякой такой же вещи нужно без сомнения помнить, что это сделалось не случайно, не безрассудно, но по великой надобности и по правде, хотя мы ее не знаем, но Бог знает и по своей мудрости все устраивает. Например, то, что был продан Иосиф, кажется нам незакономерным, но если смотреть со стороны Божией, оно очень обусловлено, как то показало самое событие. То же самое казалось и при распятии Сына Божия. И такие видимые непорядки Бог попускает потому, что и те, которые совершили беззакония, заслужили это своими грехами, и чтобы это же их злое дело обратить в добро.
  Во-вторых, Он попускает, к примеру, многим праведникам быть в бесчестии, в нищете и скорбях, а вместо того дает им спокойную совесть, терпеливый дух, надежное сердце, богатство благодати, а грешникам попускает быть в благоденствии и почете, не давая, напротив, никакого внутреннего утешения. 
  В-третьих, Бог насылает болезни, непогоды, бесплодия с двояким намерением: или чтобы нас такими несчастиями смирить и возвратить к Своему дому, или чтобы праведно наказать нас за грехи. 
  В-четвертых, то, что звери и змеи вредят человеку, можно считать виной греха, по которому отнята почти вся власть, которая прежде была дана человеку над землей, да еще и то сказать можно, что человеку дан разум, с помощью которого он может без вреда миновать всякого зверя. Так, например, есть многие животные, которые без всякого разума узнают, что им полезно есть и что вредно; как же можно жаловаться человеку, если он, имея разум, от своего безумия повредится? А к тому же почта все вредные вещи другим вещам полезны и содействуют благоустройству мира. 
  В-пятых, наконец, поистине можно заключить, что все вещи и все Дела совершаются Богом весьма закономерно, полезно и с надлежащей целью, хотя нам иногда кажется иначе. Поистине мы не можем понять всех Божиих тайн, да и не нужно любопытствовать о них; довольно знать,что все делается праведно. (Свт. Платон Московский)" 
   "Те кому делают добро, имеют утешение, а те, кто это добро делает, имеют Спасение. (Мон. Симеон Афонский)"
  "Душа, привыкшая делать добро, пребывает в покое, а душа, погрязшая во зле, живёт в муках. (Митр. Никодим (Руснак))"   
  "Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу. (Прп. Пимен Великий)" 
  "Бесы боятся, если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем оскорблению, бесчестию, ущербам, всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенес этого мужественно, ибо понимают, что он вступил на истинный путь и имеет твердое желание ходить по заповедям Божиим. (Авва Зосима)" 
  "Ум, если не стяжает здравие и не сделается чуждым злобы, не может сделаться зрителем Божественного Света. Зло, подобно стене, стоит перед умом и делает душу бесплодной. Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное определение отвержения! Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством. (Авва Исаия)" 
  "Законодатель обоих заветов один. Но Закон иудеям, как необузданным, запрещал только дела. А Евангелие, преподавая нам учение, как умудренным, преграждает и самые мысли, от которых рождаются действия, как источник зла, не только наказывая строго грехи совершенные, но и полагая надежные преграды их свершению... Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому». Закон мерою наказания полагает равенство страдания, позволив обиженным делать столько же зла, сколько сами потерпели, чтобы предотвратить злое дело опасением потерпеть то же самое...
  А Евангелие кротостью страждущего препятствует пороку простираться далее. Отмщение было не прекращением прежних дурных дел, но вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой усиливался отомстить за старое и не знал никакого предела во зле. Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и мститель впадали в непримиримый раздор, и что было премудрого в законе, что законодатель установил к предотвращению грехопадения, то принуждали сделаться поводом ко греху. Столько породилось зла, что Евангелие, угашая его, как огонь, в начале, остановило это нарастание зла. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Всё существующее Бог сотворил к нашей пользе. Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу; через них мы спасаемся и избавляемся от возношения и нерадения, по страху искушений. (Прп. Пётр Дамаскин)"

  "После грехопадения людей зло и добро смешано в нас. Делание христианина в том и состоит, чтобы отделить в себе одно от другого. И зло удалить из себя и избыть, а добро утвердить и укоренить. Для этого и все подвижнические делания и труды. Посему, трудясь, мы и не смотрим на труд, но на цель, ради которой его подъемлем.
   "О грехе можно говорить как о неком «наказании», а можно говорить о «последствиях», вызванных грехом. «Наказание» - это что-то абстрактное, что в будущем возможно будет отменить или заменить, оно воспринимается как отвлеченная философия, и мы не понимаем "последствий" греха, поэтому и делаем его легко. Грех нельзя рассматривать отдельно от его «последствий», тогда он станет понятен.
  Это мы хорошо поймем, если вспомним силу зла, присущую греху. Она, когда мы согрешим, парализует все силы души, омрачает ум, потому что мы внесли в себя нечто чуждое естеству – зло. А добродетели как лекарство наше, а не тягота ненужная. Совершая добродетели, чувствуем жизнь ясную и светлую, чистоту мыслей и легкость ума, потому что добродетель и есть наше здоровье и сила, которая естественна нам. (Записки православного монаха)"





"Рассуждением человек расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что плохо. Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе — это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума. 
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Диавол пал по собственному своему произволению, потому что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого. Гавриил — Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана – ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасыщаемая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло. 
  Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.
  Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было примыслить что либо лучшее. Ибо, хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей? 
  Поэтому иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас таковы: неправда распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими недостатки, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшаго, обыкновенно помрачают ея красоту. Еще злом называем, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех Смерть насылается на тех которые достигли предала жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас.
(Свт. Василий Великий)"
 


  "Любителю добродетели должно позаботиться о великой рассудительности, чтобы не обманываться в различении добра и зла, и входить в исследование многообразных козней лукавого, который обык обольщать многих благовидными представлениями, по крайней мере, разуметь, что безопасное на все полезно. Поэтому, не поддавайся легкомысленно и скоро, к обольщению своему, внушениям духовных сил, хотя бы это были и сами небесные Ангелы; но будь медлителен, подвергая это самому тщательному испытанию, усвояя себе прекрасное, и отревая лукавое.
  Ибо действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра. Если, по слову Апостола, сатана и умеет преображаться во Ангела светла, чтобы обольщать; то, хотя бы представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия; что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати.
  Ибо сказано: плод духовный есть любы, радость, мир и проч. Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие. Итак, по действенности да распознается воссиявший в душе твоей духовный свет, от Бога ли он, или от сатаны. Впрочем и самой душе, если она имеет здравую рассудительность, по духовному чувству скоро делается явственным сие различие. Как уксус с вином на вид одинаковы, но гортань чувством вкуса различает свойство того и другого: так и душа по самому духовному ощущению и действенности может различать дарования Духа и мечтания чуждого.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 
  "Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нём для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по естеству червей внутри себя? Но заводится в нём малая гнилость; от этой гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево. Также и медь сама производит ржавчину, и сама опять поедается ржавчиною. И одежды сами производят моль, и эта же моль, от них происшедшая, их съедает и портит.  
  Так и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла; и хорошо сказал святой Григорий (свт. Григорий Нисский - от авт.) : "Огонь есть порождение вещества, и поедает вещество, как и злых зло". То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. 
(Авва Дорофей)"
 
 
 
  "Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере. Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог бесконечен, и добро Его бесконечно. 
  Наше падение состоит не в истреблении добра из естества нашего – это отличительный признак падения отверженных ангелов, а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом. Потому падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели... Добрые дела и добродетели, оскверненные примесью зла, недостойны Бога. 
  В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло. 
  Превосходно описывает апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра, причем по необходимости зло проникает из естества, искажает это добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу. 
  Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И наша ограниченность и состояние падения требуют, чтобы наши действия непременно были предваряемы рассмотрением. 
  Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным. Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым у по Евангелию. Берегись делать добро падшего естества. 
 Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог — бесконечен, и добро Его бесконечно. Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла,— смирение. 
  
Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, Источнике правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 
 
  "Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность. Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (Денница – высший ангел), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся «изобретательным на зло».
  Он-то, поскольку и сам сотворен Богом, нам брат, а поскольку самовластно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра. Поэтому и для прочих возник повод к утрате благ, что и случилось потом с природой человеческой. 
(Свт. Григорий Нисский)"

 
 

  "Есть и человеческая правда, правда по законам внешним, но правда малозначащая, не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я прошу Твоей правды, которая нисходит от Тебя и которая возводит на Небо, прошу и помощи, чтобы приобрести эту правду. Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло – вот что действительно значит страдать от зла. Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе. Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро. 
  Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога. Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни — бедность, другие – болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол.
(Свт. Иоанн Златоуст)"



 "Высочайшее добро есть Христос. Душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра. Без любви добра не бывает. Истинный враг наш – диавол, который и людей учит, чтобы нас гнали. И потому по большей части он является причиной озлобления нашего, а не люди. Он нас через людей гонит и озлобляет, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают. 
  Разбойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются двери Божия милосердия, а злобным – закрываются, ибо нет в них истинного покаяния, без которого нет доступа к престолу благодати. Злоба есть великий грех, который ими обладает и недействительным делает их покаяние. Ибо покаяние не истинное, но притворное, ложное, и не иное что, как прельщение или умягчение грызущей совести, если кающийся от греха чистосердечно отстать не хочет. 
  Ты своей гибелью гибели ближнего ищешь и потому не со Христом, но против Христа, Который и тебе и ближнему твоему так желает спасения, что и Кровь Свою за это пролил. И тем самым ты показываешь, что являешься единомышленником с тем злобным духом, который тебя и твоего ближнего, и всех людей всяким образом хочет привлечь к гибели. И, как кажется, горше делаешь, чем демон. Ибо демон на демона не восстает, но все они только на человека вооружаются и хотят его погубить, а ты на подобного себе человека восстаешь и брата твоего погубить хочешь, который того же Творца и Господа признает, как и ты; того же отца по плоти Адама имеет и того же естества, как и ты; тем же Христом искуплен от диавола и ада, как и ты; тою же банею Крещения омыт, как и ты; к той же Вечной Жизни призван, как и ты. Однако в огне гнева твоего кричишь: «Я сам погибну, а его допеку!» 
  Злоба такова, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно усиливается, как огонь, нашедший сухие материалы, говорит Златоуст. Мерзкий и достойный смеха грех есть злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу насытить, блудник блудодействует, чтобы плоти угодить; злобный без этого всего злобится. Он грешит и мучится, беззаконнует и терзается, мстит и отмщение терпит. Так злобному самая злоба его есть наказание и бич. Если бы можно было посмотреть в сердце злобного человека, то не иное что явилось бы там, как адское мучение. Потому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают: злоба, как яд, съедает плоть их. 
  Сделанного оскорбления не возвратить, а месть немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Ибо часто бывает, что хотящие мстить не только желаемого не получают, но и в большие беды впадают, и нечаянно падают в яму, которую роют для ближнего. Так, Аман сам погиб на том дереве, которое было приготовлено неповинному Мардохею. 
(Свт. Тихон Задонский)" 





  "«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь медь – медь и возьмешь. Конечно, и медь можно выдать за золото, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице, нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце, по естеству, есть сокровище добра – зло пришло позже. Возьми же анатомический нож внимания и безжалостности к себе; отделяй неестественное и отрезай его. 
  Лукавое одно за другим будет отходить, а благое крепнуть и расширяться. Останется, наконец, одно благое. Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Часто то, что естественно, называют неестественным; а что неестественно, то – естественным, называют зло добром, а добро – злом. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и святые апостолы в своих писаниях, и по их указаниям определяй естественное. Так наконец соберешь много благого и будешь выносить его из сердца. Молись Святому Духу: «Сокровище благих, сохрани благое в сердце моем!» 
  «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид, в каком они исходят, есть помышление злое. Первое семя зла – приходит на мысль сделать то и то. Отчего и как приходит? Часть этих помыслов можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от непроизвольного раздражения страстей. 
  Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а, вот что надо сделать!» Тут происходит то же, что, например, при голоде: почувствовавший голод чувствует позыв на пищу; с позывом приходит на мысль и самая пища; отсюда решение — достать то или это и съесть. Третья, может быть, еще большая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух., и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассеивает вокруг себя воздействие на людей, с которыми соприкасается. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. 
  Где готовность принять ее, там искра внедряется, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не чем-либо другим можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся злые помышления среди занятий, решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает различия в том, как поступать со злыми помышлениями. Закон один: пришло злое помышление — отбрось, и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее; а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание, и решение, и средства явятся... Вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям – трезвение и бодрствование с молитвою.
  «А Я говорю вам: не противься злому», иначе – отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал. Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение.
(Свт. Феофан Затворник)" 





"Зло не есть какая-либо сущность, имеющая действительное бытие, подобно другим существам, созданным Богом, а есть только уклонение существ от естественного своего состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог есть виновник зла, но оно происходит от самих существ, уклоняющихся от своего естественного состояния и предназначения.
(Свщмч. Дионисий Ареопагит)"














 
 
 
  Ответ: "Существуют истинные понятия о добре и зле, определённые Богом, и существуют ложные - лпределяемые человеками и бесами...
  Вкушение плодов Евою и Адамом с райского древа познания добра и зла является образом бунта против Божиих установолений и установкой своих собственных - мнимых (гордых, своевольных, сластолюбивых, злолюбивых)...
  Давать определения добру и злу (базовым/фундаментальным понятиям человеческого бытия) имет право только Творец всего сущего - Бог... 
  Ваш вопрос неотделимо связан с 19-м и 26-м вопросами... 
  Ибо и свобода человека, и грех, и добро, и зло причинно-следственно нераздельны в своих смыслах...
  Итак, что же говорят о добре и зле Библия и церковное предание?... 
  Добро - это совокупность: замысла (логоса) Божия (Его правды, Его заповедей), добродетелей (благостей, доброделия, трезвения и пр.), всего творения и создания Божиих и Самого Бога - Источника добра...
  Добро бывает Абсолютным (вне времени и пространства) - это Бог...
  Добро бывает относительным (зависящим от времени и пространства) - это все творение и создание Божии...     
  Бог - Источник добра...
  Бог - Творец и Создатель добра...
  Человек - высшее создание Божие (высшее относительное добро)...
  Добром являются и все действия человека (как внутренние, так и внешние), соответствующие заповедям Божиим...
  Т. е. по благодати и человек может (а по замыслу Божию - и должен) являться творцом (создателем) добра...
  Зло - это совокупность неправды (заповедей человеческих) и пороков (страстей, грехов, стужевания)...
  Злом являются все действия человеческие (страсти и грехи), не соответствующие заповедям Божиим (противные воле Божией о жизни человека)...
  Зло - творение конкретно человеческое, индивидуальное...
  Поэтому можно сказать, что человек в этом смысле (творческом) могущественнее своего Творца...
  Человек может быть (и нередко бывает) творцом зла...
  Добро приближает (уподобляет) человека к Богу - соединяет человека с Ним...
  Зло же отдаляет от Бога и разъединяет с Ним только самого творца своего конкретного зла - конкретного злого человека, конкретную злую личность... 
  Что же общего и различного между добром и злом?...
  Как зло, так и добро могут быть и невольными, и свободными, и приобретенными, и врожденными, и сознательными, и неосознанными...
  Как зло вредит человеку (его духу, душе и телу), так и добро приносит ему соответствующую пользу... 
  Как только свободно принимаемое и осознанно используемое человеком добро спасает его ("Царство Божие силою берется"), так и только осознанное и свободно принимаемое и используемое человеком зло губит только же его...
  Ибо спасение и польза, погибель и вред - понятия хоть и взаимосвязанные и близкие, но, все же - разные...
  Сейчас "последние времена"...
  Люди имеют врожденные зло и немощи (см. "немощь" в поисковике)...
  Современные христиане из-за этого не могут быть настолько же сильны в духовном плане, как христиане древние...
  Но это никоим образом не сказывается на их спасении...
  Слон несет бревно, а муравей - соломинку...
  Но муравей затрачивает больше усилий, чем слон (тем более, что и вес соломинки по отношению к весу муравья имеет большее значение, чем у бревна и слона)... 
  Недаром древние св. отцы считали, что некоторые слабенькие (в духовном плане) христиане последних времен будут в Царстве Небесном "покруче" их самих (оживляющих умерших, ходящих по водам, переставляющих горы и пр.)...
  Отсюда же становится совершенно понятно, что ничто внешнее не может как погубить, так и спасти человека...
  Отсюда становится предельно ясным, что собственно злом является только то, что может погубить человека (привести его в геенну) - только его свободное и осознанное принятие зла (отвержение добра)...
  Т. е. погубить человека (свести его в ад) может только он сам по свободе, которую он использует для самого себя свободно и осознанно...
  Точно так же, как и спастись человек (придти в Царство Небесное) может только он сам же при помощи Христовой по свободе, которую он использует свободно и осознанно...
  Т. е. как спасение (где Царство - там и Царь-Спаситель), так и погибель человека находятся внутри него, а не снаружи...
  Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что и добро, и зло (как и все предметы) являются средствами для спасения человека...
  "Уклоняясь от зла и делая добро (упражняясьв этом)", человек тем самым приближается к Спасителю, соединяется с Иисусом - спасается...
  Подробнее - в материалах нашего сайта (пользуйтесь поисковиком)..."
 

 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово прп. Антония Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи протоиер. Александра Шаргунова, Ивана Андреева, игум. Нектария (Морозова), др. авторов с сайта Православие.Ру, а также статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://serafimov.narod.ru/temmat/dobro.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/zlo.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.a_05_0211
  http://www.pravoslavie.ru/put/60690.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2487.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2455.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/58881.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/1682.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/63246.htm
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68755.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/08/zlo.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/05/dobro.shtml
  http://azbyka.ru/video/category/1-smysl-zhizni/o-prirode-zla/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_18/topic_5358/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_24/topic_4369/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_32/topic_3126/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_35/topic_2869/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_41/topic_1741/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_46/topic_1174/ 
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/35Dobro.htm





 

 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (09 Фев 14)
Просмотров: 1821

Поиск