"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

054. Вопрос: "Что такое справедливость?"
 
  "24 И сказал им: "Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
  25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет."
  (Мк. 4)"
  "39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
  40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
  41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
  (Лк. 23)" 
  "Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.
  (Гал. 6)"
  "18 И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Моё. 
  (Иер. 16)"
  "10 Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому́ надлежит быть убиту мечом.
  (Откр. 13)"

  "6 за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. 
  (Откр. 16)"
  "7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.
  (Откр. 18)"

  "11 Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё.
  12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
 14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
  15 А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
  17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
  18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
  19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
  21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
  (
Откр. 22)"
  "9 Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  (Втор. 5)"
  "22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
  23 Добрый оставляет наследство [и] внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
  26 Праведник ест (возрастает в добре - от авт.) до сытости (до совершенства - от авт.), а чрево (душа - от авт.) беззаконных терпит лишение (добра - от авт.).
  (Прит. 13)"
  "11 Дом (душа - от авт.) беззаконных разорится (погибнет - от авт.), а жилище  (душа - от авт.) праведных процветёт (спасётся - от авт.). 
  14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих. 
  19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
  32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. 

  (Прит. 14)"
  "6 В доме праведника – обилие сокровищ (добродетелей - от авт.), а в прибытке нечестивого – расстройство. 
  10 Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. 

  (Прит. 15)"
  "7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 
  13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан. 

  (Прит. 21)"
  "8 Сеющий неправду пожнёт беду, и трости гнева его не станет. 
  16 Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто даёт богатому, тот обеднеет. 
  22 Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,
  23 потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

  (Прит. 22)"
  "12 Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. 
  (Прит. 24)"
  "10 Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. 
  (Прит. 28)"
  "18 Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
  19 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
  20 Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
  28 Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. 

  (Прит. 28)"
  "6 В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселится и радуется. 
  16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. 

  (Прит. 29)"
  "8 Кто копает яму, тот упадёт в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. 
  (Екк. 10)"
  "10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;
  11 а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
  (Ис. 3)"
  "1 Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошён и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. 
  (Ис. 33)"
  "11 Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооружённые зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскалённых вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрёте. 
  (Ис. 50)"
 
 "9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
  10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
  (Иер. 17)"
  "19 Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, 
  23 Они вошли и завладели ею (землёю обетованною - от авт.), но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них всё это бедствие. 

  (Иер. 32)"
  "15 Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твоё обратится на голову твою. 
  (Авд. 1)"
  "14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
  (Мф. 6)"
  "1 Не судите, да не судимы будете,
  2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
 
 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам;
  8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
  
12 Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. 

  (Мф. 7)"
  "26 Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в Своей славе и в славе Отца и святых ангелов.
  (Лк. 9)"

 



 

 
  "Иисус сказал, что мы должны будем дать ответ за каждое праздное слово, которое мы сказали когда-либо. Кто-то сказал, что секрет счастливой старости - это хорошее прошлое. "Секрет сего дня - в хорошо проведённом вчерашнем дне. (Св. страстотерп. импер. Александра Фёдоровна Романова)" 
  "Если кому когда милость какую-нибудь окажете - за то помилованы будете. Если окажете сострадание страждующим (а ведь это, кажется, невеликое дело) - к мученикам причисляетесь. Если простишь обижающего, то за это не только все грехи твои простятся, но чадом Отца Небесного будешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, - спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, - и за это оправдан будешь. Если опечалишься о грехах, или прослезишься, или воздохнешь, то вздох твой не утаится от Него, и, как говорит св. Иоанн Златоуст: "Если посетуешь только о грехах, то примет Он это для твоего спасения" (Прп. Моисей Оптинский)"
  "Справедливость Божественная – это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет. Спроси его: «Сколько ты хочешь взять себе? Две с половиной, три части? На, возьми их». Отдавай другому хорошее, а себе оставляй гнилое. Отдавай другому большую часть, а себе оставляй меньшую. Вот представь, что сестра приносит нам сейчас десять слив. Съев от чревоугодия восемь слив и оставив тебе две, я поступлю с тобой несправедливо. Сказав: «Поскольку нас двое, то я съем пять, а пять останутся тебе», я поступлю по человеческой справедливости. А если, увидев, что сливы пришлись тебе по вкусу, я съем только одну и скажу тебе: «Окажи любовь, доешь остальные, а то мне они не очень нравятся, да так тому же у меня от них болит живот», это будет справедливостью Божественной.
  Человеческая справедливость заключается в том, что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставляешь себе.Человеческая справедливость предназначена не для людей духовных, но для того, чтобы служить тормозом для людей мира сего. Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении со справедливостью Божественной человеческая равна нулю. Но даже и человек мирской, добившись чего-то в этой жизни, применяя человеческую справедливость, не будет иметь подлинной радости и душевного покоя. 
  Я бы сошёл с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Богом. (Прп. Паисий Святогорец)" 
  "Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!»
  Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах. Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие.»
  Тогда бойся, когда Благодать действует в тебе (ибо Благодать всегда предшествует искушению). Потому когда видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся. И не печалься, не сетуй, не унывай, найди в себе отвагу. Ибо вслед искушению придет Христос, наполнит тебя радостью и умилением. Упокаиваются страсти, и ты научаешься Искусству Побеждать. (Автор неизвестен)"
  "Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений. 
  С каким благоговением ты говоришь с другими, с таким будет обращаться с тобой Христос. Какой мерой ты меряешь других, такой Он будет мерить тебя. Как ты прощаешь прегрешения других, так Он оставляет твои. С какими любовью и благоговением ты ищешь Его, с такими, со Своей стороны, Он является тебе. (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Если я в тишине Катунак в день читаю сотню молитв, а вы в шуме города и обязанностях по работе и семье читаете три молитвы, то мы в равном положении. (Архим. Ефрем, Катунакский)"
  "Все в жизни – милость, и все в жизни может быть радостью, если радостным сердцем равно воспринимать то, что дается, и то, что отнимается. (Митр. Сурожский Антоний)"
   "Не все в миру погибнут, и не все в монастыре спасутся! (Прп. Лаврентий Черниговский)"
  "Иногда человек по своей злобе невольно берет на себя тягости ближнего. Случается так: лишающий ближнего чего-либо принимает на себя искушение лишаемого; также клеветник — искушения оклеветанного им; обманывающий — обманутого им, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого. И чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий обижающий ближнего соразмерно с причиненной обидой принимает на себя искушения обиженного им. Об этом свидетельствует и Божественное Писание, говоря: "Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он вернется. (Прп. Еваргий Монах)"
   "Когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним: помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело — либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», — то Господь услышит нашу молитву. (Свят. Патр. Кирилл)"
  "Бог вернёт тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те другие, которых она родит на "радость" себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово - ад. Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу. Вот и подумайте. Покайтесь, что и мысль-то появилась такая в Вашем сознании. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
   "Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Неразумный ропщет на то, что Господь не управляет миром по его разумению, а разумный непрестанно ревнует о Божием разуме. Но и разумному иногда невозможно понять, почему с тем или иным человеком происходят необъяснимые, казалось бы, события; почему молодой, жаждущий жизни человек умирает, а старик, уставший от жизни, живёт; почему праведный страдает, а безбожник благоденствует.
  Всё, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Всё, что ты даешь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даешь ради собственной славы и гордости, ты [все равно что] бросаешь в воду. Всё, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесет тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы. Всё, что ты потеряешь ради Бога, сохранишь; все, что сохранишь ради себя, потеряешь. За все, что дашь во имя Божие, воздастся тебе сторицей; все, что дашь во имя своей славы и тщеславия, пропадёт. 
  Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался. (Свт. Николай Сербский)"
  "Нет ни одного человека, который бы не нес свой Крест. Богатые и бедные, красивые и невзрачные, высокие и низкие, и женщины, и мужчины, и дети, и те люди, беспечной жизни которых ты завидуешь – у всех есть свой Крест. Может быть, они радуются своему здоровью, которого ты, допустим, не имеешь, но при этом испытывают душевную боль или находятся в тяжелых обстоятельствах.
  Нет ни одного человека, который бы не имел Креста, просто не у всех он такой же, как твой. Это что-то великое – иметь Крест. Это великая тайна. Это один из тех моментов, когда я чувствую, что мне нечего сказать, – не знаю, не знаю ответа.
  Помнишь, как преподобный Антоний Великий задал Богу этот же вопрос:
  – Господи, почему же так происходит, что богатые люди хорошо живут, доживают до глубокой старости и умирают, не болея, не страдают, ни о чём не беспокоятся, и всё у них хорошо? А бедный, скромный, честный, праведный человек так сильно страдает… Почему же так происходит? Почему один умирает молодым, не успев порадоваться жизни, а другой живет в роскоши, удовольствии, разврате и доживает до 95-100 лет, словно забывая уйти в другой мир, и умирает в глубокой старости? Разве это справедливо? Эти кресты, которые даешь – как их понести? Как на них смотреть? Господи, скажи мне, поведай эту тайну!
  И Господь ответил ему: – Антоний, следи за своими делами, а не за Моими! Это Мои тайны, которые не могут вместиться в твоем уме. Ты мучаешься этими вопросами, потому что они превыше твоих сил, они тебя не касаются, твои плечи не смогут их понести. (Архим. Андрей (Конанос))"
  "Сами бедствия полезны переносящим их с верою: для погашения грехов, для упражнения, испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пробуждения сильной духовной жажды и постоянного искания пребывающего во веки, усыновления и искупления, воистину новой жизни и блаженства. (Свт. Григорий Палама)"
  "Когда человек от души молится за других, то Ангелы-хранители этих людей молятся за него. Твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами Ангелов, возвращается к тебе. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушением сердца. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Количество радости, которую будет испытывать каждый человек в Раю, не будет одинаковым. У одного будет напёрсток радости, у другого — чашка радости, у третьего — целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным, и никто не будет знать — сколько радости, сколько божественного веселья испытывает другой. Благий Бог устроил так, потому что, если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, чем он, то Рай не был бы Раем, потому что тогда и в Раю начались бы зависти, подобные земным: "Почему он испытывает большую радость, а я меньшую?". То есть каждый в Раю увидит славу Божию в соответствии с чистотой своих душевных очей. Однако эта острота духовного зрения славы Божией не будет определена Богом. Она будет зависеть от чистоты каждого отдельного человека. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Всякий человек грешит и тем казнит себя! Сам грех его - казнь ему.
Обижает другого - и обижается сам, уязвляет - и уязвляется, озлобляет - и озлобляется, бьёт - и бывает битым, убивает - и убивается, лишает - и лишается, клевещет - и оклеветан бывает, осуждает - и осуждается, хулит - и хулится, ругает - и бывает поруган, прельщает - и прельщается, обманывает - и обманывается, унижает - и унижается, смеется - и бывает осмеян. Словом, какое бы ни сделал зло ближнему, себе большее зло делает. Так грешник ту меру, которую мерит ближнему своему, себе наполняет с избытком!
  Грехи наши, которыми мы оскорбляем благость Божию, гораздо большие, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Всегда Бог, по великой Своей милости, менее наказывает, нежели мы того заслужили. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Нам дана от Господа заповедь любви к людям, нашим ближним. Но любят ли они нас или нет - нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить! (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Совершая молитвы об упокоении душ блаженной памяти скончавшихся рабов Божиих, мы имеем твердую надежду, что принесенная за их души Жертва, излиянная из ребер Христовых Кровь и вода, совершаемая в Святой Чаше, окропляет и очищает души тех, за которых приносится и за которых изливается. Если Кровь и вода Христовы, некогда пролитые на Кресте, омыли грехи всего мира, то ныне те же Кровь и вода, а не иные, неужели не очистят наши грехи? Если тогда Кровь Христова искупила из рабства врагу многие, бесчисленные души, то ныне она же, а не иная, неужели не искупит эти поминаемые души? Мы твердо веруем в силу Крови Христовой, истекшей с водою из ребер Его, мы твердо веруем, что она очищает, искупляет и оправдывает своих рабов, которым да будет вечная память в Царствии Небесном и в Церкви Святой на земле среди благочестивых людей. (Свт. Димитрий Ростовский)"
  "Один брат за нарушение обета нестяжания, на страх другим, был лишен после смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней. Потом, из сострадания к его душе, тридцать дней за него приносили Бескровную Жертву с молитвой. В последний из этих дней усопший явился в видении своему оставшемуся в живых родному брату и сказал: «До сих пор было мне очень плохо, а теперь все благополучно: сегодня я получил приобщение». (Свт. Григорий Двоеслов)"
  "Кто большее познал, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем более мы сведущи и могущественны, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; если умен – больше послушания; если облечен властью, покажи более блистательные заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчёт по мере сил своих... Отходящий туда со множеством и добрых, и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании, и в муках тамошних; напротив, кто, не имея добрых дел, принесёт только злые, так пострадает, что и представить нельзя, будучи отослан в вечную муку. Кто строго расследует чужие поступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога. Будем долготерпеть друг другу, и Он подолготерпит грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям; ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Научись молиться и терпеть все, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет её на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте. (Игум. Никон (Воробьёв))"


  "Веруешь ли, что лично и к тебе относятся слова Госпо­да: «Возьми крест свой?» Ес­ли веруешь, то возьми. Вот возложил его на тебя Господь в настоящем прискорбном случае. Не говори: «Слишком тяжело»; Бог лучше тебя зна­ет меру сил твоих. Вспомните, как при Святом Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, т. е. сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей. Подвизайтесь же сколько можете, чтоб обратить его вспять, посрамить и победить во всем совершенстве. А какие воздаяния и награды имеете вы получить за такую победу свою?! Весьма многие и великие. И послушайте об них из уст Самого Господа, Который обещает их вам в Святом Откровении слово в слово так: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
  Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти, побеждающему дам вкушать сокровенную манну. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю. Побеждающий облечется в белые одежды и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. 
(Прп. Никодим Святогорец)"


 

"Помни - Господь дает по сердцу: каковое сердце, таков и дар. От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое - и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности - невольные болезни в старости. 
(Свт. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 

"Всё легко полученное, так же легко и утрачивается. А приобретённое с болезнью сердечною и хранится с осторожностью.
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 

"Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего. Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом.
(Свт. Феофан Затворник)"

 
 


  "Не только мужчины, но и женщины, - более немощный пол, - идя тесным путем Христовым, обретали себе Небесное Царство. Ибо нет там ни мужского пола, ни женского, но каждый по труду своему получит награду свою. Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой он взят и в которую пойдет. Возвышает же Господь смиренных. Отстраняешься, возлюбленный, от огня, чтобы не обгорело у тебя тело; избегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом. 
  Горе злым и нечестивым! В наказание за дела свои они будут мучимы сатаной. Кто на земле грешил и оскорблл Бога и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце лукавство и в уме зависть, того скроет страшная бездна, полная огня и серы. Кто не допускал любви и предавался гневу, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокие мучения ангелам тьмы. Не по злобе наказываешь Ты, Господи,- Твой удар поражает из любви. Ты желаешь нашей пользы, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое. Благость и правда- две руки Господа, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой представить случай помиловать.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

  "Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы долгое время, не соблазняйся- тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. 
Дева изгнала нас из рая, через Деву мы обрели вечную жизнь: чем осуждены, тем и увенчаны.
  
Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 
  "Поелику же сопротивная сила только побуждает, а не принуждает; то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаной, будет делать зло; то не сатана осуждается вместо его, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратится к добру, и Божия благодать превозможет: то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его; потому что человек сам для себя виновник добра (такова природа его); 
  Если с  простотою и с расположением будут обходиться между собою братия; то избытки пребывающих в молитве вознаградят недостатки служащих, и наоборот, избытками служащих восполнятся недостатки пребывающих в молитве. И таким образом, всего лучше соблюдено будет равенство. Как многие какие-нибудь светильники, наполненные одним елеем и возженные одним огнем, часто не в равной мере издают сияние огня: так и дарования по различию добрых дел имеют и различную светозарность благого Духа.
  В воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа. И сие-то значит: звезда от звезды разнствует во славе.
  В какой мере каждый из вас за веру и рачительность сподобился соделаться причастным Святого Духа, в такой же в оный день и тело его будет прославлено. Ибо какое сокровище собрал ныне внутренне в душе своей, то самое откроется вне - в теле его. 
  Тела будут прославлены тем неизреченным светом, тою силою Духа, какие пребывают в них ныне. Сие-то будет для них тогда одеянием, пищею, питием, увеселением, радостию, миром и всем - вечною жизнию.
(Прп. Макарий Великий)"



  "Что Бог творит, как Благий — для человека творит; а что человек делает, то делает сам для себя, как доброе, так и злое. Чтоб не быть тебе в недоумении относительно благоденствия злых людей, знай, что как города содержат палачей не потому, чтоб похваляли их злейшее произволение, но для того, чтоб посредством их наказывать достойных того; так и Бог попускает злым преобладать в житейском для того, чтоб чрез них наказывать нечестивых. После же их самих предаст Он суду за то, что они, не Богу служа, а своей собственной злобе раболепно удовлетворяя, причиняли людям зло.
  Убогий, неимеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти.
  По человеколюбию создавшего нас Бога ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса. Души человеческие получают за добродетель награды, а за грехи — наказания.
   Истинно умная душа, смотря на счастие злых и благоденствие недостойных, не возмущается, при помышлении о их наслаждениях в сей жизни, как это бывает с людьми безрассудными; ибо такая душа ясно знает и непостоянство счастья, и безвестность пребывания здесь, и маловременность жизни сей, и нелицеприятность суда, и верует, что Бог не небрежёт о том, что необходимо для ее пропитания.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Ибо как праведные, по словам святых, получают некие светлые места и веселие ангельское, соразмерно благим их делам, так и грешники получают места тёмные и мрачные, полные страха и ужаса. 
  Некогда говорили мы о сём с одним великим старцем, и старец сказал, что душа, по выходе из тела, помнит страсти и грехи, которые она исполняла, и лица, с коими совершала их. А я говорил ему: может быть, это и не так; но, конечно, она будет иметь злой навык, полученный ею ко греху, и будет вспоминать о нём. Мы долго спорили об этом предмете, желая уяснить его; но старец не соглашался со мною, говоря, что душа помнит и самый вид греха, и самое место, и то самое лицо, с которым согрешила. И поистине, когда это так, то нам предстоит ещё гораздо тягчайший конец, если не будем внимать себе. Потому я и говорю вам всегда: старайтесь возделывать добрые помышления, чтобы найти их там, ибо что человек имеет здесь, то исходит с ним отсюда, и то же будет он иметь и там.
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; все это – как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реки, море – составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь – радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, – счастливая или мучительная, славная или позорная – каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения.
(Свт. Николай Японский)"

 
 
 
"Справедливость состоит не в том, чтобы всем дать равное, а в том, чтобы каждому воздать должное.
(Свт. Василий Великий)"

 
 
 
 








 
 
 
  Ответ: "Справедливость (в Библии она нередко называется судом) - суть адекватность воздаяния...
  Или и другими словами: справедливость - суть адекватность/соответствие утраты/отдаяния и приобретения/воздаяния (наказания и поощрения, осуждения и превозношения, клеветы и благодарности и пр., и пр. ...
  Если человек что-то утратил (вольно или невольно, сознательно или неосознанно, безрассудно или благоразумно, с любовью или с ненавистью и пр.), то по справедливости он приобретает и нечто соответствующее утраченному...
  Если же человек что-то приобрел, то по справедливости он утрачивает и нечто соответствующее приобретенному...
  Например, умаление человека во зле и возрастание в соответствующем ему, противоположном добре являются одним из проявлений справедливости:

  "7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
  8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
  9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. 
  (Гал. 5)"

 
  Справедливость (и утрата, и приобретение) может быть и свободной, и невольной, и неосознанной, и сознательной, и доброй (правильной) - исходящей из любви, и злой (неправильной) - исходящей из ненависти...
  Справедливость (суд) бывает внешней (направленной на телесные поступки и относящуюся к материальным предметам), а может быть и внутренней (относящейся к помыслам и предметам духовным)...
  Справедливость бывает человеческой, когда она действует в этой временной земной жизни и соответствует заповедям человеческим...
  Такая справедливость, как правило, исходит либо из ненависти, либо же соединена с каким-либо из ее порождений: с жестокосердием, жестокостью, сребролюбием, любостяжанием, властолюбием, коварством, подлостью, наглостью, лживостью, лицемерием (когда справедливостью прикрываются как щитом) и пр. пороками, усиливая в них человека...
 
  "9 Бывает успех человеку ко злу, а находка - в потерю.
  10 Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние. 
  11 Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову. 
  12 Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше. 
  (Сир. 20)"

 
  Справедливость может быть и христианско-человеческой...
  О высокой цене такой справедливости говорил Сам Господь, когда отмечал её наличие в многострадальном Иове...
  Справедливость (правосудие) бывает и собственно Христовой, когда она распространяется либо на жизнь будущую, бесконечную, в Царстве Небесном, либо - на смерть вечную в геенне...
  Примером этому является притча Христа о богаче и Лазаре...
  Проявляется Божия справедливость и в том, что независимо от того, когда, где и в каких условиях родился человек, у него одинаковые шансы на спасение по сравнению со всеми остальными людьми... 
  Неважно, родился ли младенец в мусульманской, языческой, православной, инославной или атеистической стране или семье... 
  Неважно, крестили его во младенчестве родители (если младенец родился в семье православной), или нет... 
  По справедливости Божией спасение человека не зависит от воли окружающих его людей, но зависит только от воли самого человека...
  Просто путь спасения у разных людей бывает разный (в зависимости от специфики внешних обстоятельств, которые уготованы им Господом в соответствием с индивидуальными особенностями каждого человека)... 
  Сказываются внешние обстоятельства лишь на уровне святости (праведности) человека, но отнюдь не на его посмертной судьбе...
  И в этом есть справедливость Божия - если человек встречает обстоятельства непреодолимой силы (а все обстоятельства в жизни любого человека определяются Богом), то по именно справедливости Божией они и не могут помешать его спасению... 
  Проявляет себя справедливость Божия еще с самых древних времен, которые со всей достоверностью описывает Священное Писание...
  Ветхий Завет показывает очень яркие свидетельства внешней справедливости, проявляющиеся, например в заповеди об адекватности преступления и наказания ("око за око и зуб за зуб" и пр.)...
  Эта заповедь должна была сдерживать жестокость иудеев по отношению к ближнему через страх соответствующего наказания...
  В последующие времена, в связи с развитием гражданского общества, юриспруденции и правоохранительной системы, надобность в этой заповеди существенно уменьшилась...
  Сохранилась она лишь в исламе (т. н. кровная месть) и в некоторых языческих народностях, не вовлеченных ещё в достаточной степени в мировую цивилизацию...
  Заповеди же Христовы переориентировали справедливость извне вовнутрь человека... 
  Они предлагают радикально другое отношение к справедливости:
 
  "1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 
  (Прем. 1)"

  Справедливость в христианстве рассматривается как инструмент, средство, при помощи которого человек может исполнять те или иные заповеди Иисусовы, возрастая тем самым в добре и умаляясь во зле...
  Например, христианская справедливость обязывает человека расценивать зло ближнего как соответствующее своему собственному, предлагая ему каяться за ближнего как самого себя...
  Христианская справедливость реально позволяет человеку увидеть в себе зло, аналогичное злу, которое он видит вовне (тем самым являясь мощнейшим инструментом покаяния, молитвы и размышления - трезвения)...
  К сожалению, нередко среди людей (даже и в православной среде) встречается безрассудное мнение о том, что справедливость является не просто добродетелью, но и даже превосходящей по своей значимости саму любовь...
  Любовь же Христова, на самом деле неизмеримо выше справедливости - она отстоит от нее как небо от земли...
  Разве адекватны временные утраты и скорби людей в этой их земной жизни по сравнению с приобретением ими бесконечных, несказанных блаженства и обожения?...

  Если бы Бог действовал только по справедливости, а и не по любви тоже, то подавляющее большинство людей сразу бы по согрешениях своих отправлялось бы в вечную командировку в геенну (т. е. туда, куда они так упорно стремятся)...
  Справедливость нередко как бы скрыта (вспомним, напр., Божество/Мессианство Христа, закрытое Его простым происхождением, бедностью, гонениями, страданиями, позорной смертью на Кресте и пр.) от понимания/разумения многих людей необъятным по своей глубине замыслом/промыслом Божиим:

  "14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это – суета! 
  16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна, –

  17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
  (Екк. 8)"
 
 "1 На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.

  2 Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
  3 ... во всём, что делается под солнцем, ... одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.
  (Екк. 9)"

 
  Нередко ведь можно слышать недовольные мнения людей (в том числе и православных) о якобы процветающей вокруг них несправедливости...
  Нередко можно слышать и соответствующий ропот этих людей на Бога, якобы допускающего несправедливость...
  Эти люди либо просто забывают о любви, либо же не имеют никакого представления о том, что такое есть истинная любовь...
  А следовательно, эти люди не имеют и истинного понимания того, Кто Такой собственно Бог, потому что Бог и есть как раз та самая, непреходящая и неизменяемая Абсолютная Любовь, а вовсе не тленная, человеческая справедливость...
  Эти безрассудные люди вовсе не понимают того, что Бог одинаково и всегда любит всех людей (даже и сатану, и всех его бесов)...
  И Бог все делает для всех, исходя из Своей любви ко всем, а не из человеческой справедливости...
  Люди безрассудные либо не знают, либо забывают о том, что эта их земная, коротенькая жизнь дана им совсем не ради справедливости, а ради бесконечной любви - ради бесконечного блаженства и обожения всех людей без исключения...
  Справедливость же, как и все прочее в этом мире (например, жалость), является лишь средством для любящих, которое позволяет им помогать как любимым, так и себе самим обрести это бесконечное блаженство, стать по истине богами, непрестанно возрастая в любви...
  Человеческая справедливость в мире отсутствует по причине любви Божией...
  Господь не торопится восстанавливать справедливость по причине необходимости самореализации человеков в выборе добра и зла (по причине их свободы - образа Божия)... 
  Христос ожидает покаяния грешников (напр., наглецов и лжецов) еще во время их земной жизни (т. к. в мире ином оно будет уже невозможным для них)...

  Одним из ярких примеров несправедливости в нашем современном/земном мире является запредельность уровня потребления материальных благ в западной цивилизации (являющаяся причиной глобального кризиса) с одной стороны) и крайняя недостаточность этого потребления в восточной цивилизации (особенно в Африке), с другой стороны...
  Ну а завершить наш скромный ответ мы хотим замечательной цитатой из Св. Писания:

  "13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

  14 ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо.
  (Екк. 12)"
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Беседа о милости и суде" свт. Василия Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Давида (Качахидзе), иер. Димитрия Шишкина, митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру и соответствующие статьи с сайтов Православие и мир, Азбука веры,  Серафимов и Логослово...

 

 


 

                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
     
 
       
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (18 Окт 12)
Просмотров: 1605

Поиск