"12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Существуют Христовы заповеди рекомендательного, необязательного характера - такие как девство (безбрачие) и нестяжание (т. е. приобретение и имение только жизненно необходимых предметов)...
Они для тех, кто хочет стать совершенным христианином (обычно это - монашествующие, отшельники и затворники), т. е. для тех, кто желает\стремится достичь максимально возможной для него любви ко Христу...
А есть заповеди и повелительного свойства, крайне необходимые к исполнению всеми христианами...
И это вовсе не потому, что Господь любит покомандовать, а потому, что если человек не будет по ним жить, то его ожидают вечные гееннские муки...
Повеления Христовы в Псалтири прор. Давидом называются "оправданиями"...
Оправдания – необходимые и достаточные условия для спасения человека...
Не из властолюбия Христос повелевает людям, а из благости...
Оглашение Иисусом в Библии оправданий (через пророков, апостолов или непосредственно) – суть милость Христова...
Они показывают человеку как ему необходимо правильно жить, чтобы обрести свои бесконечные обожение и блаженство во Христе...
Человек (в его современном падшем состоянии) подобен неразумному дитяти, который сосёт сосульки, пьёт из лужи, суёт пальцы в эл. розетки, тычет себе в глаз вилкой и пр. ...
А Господь же, как любящий и заботливый Отец, повелевает ему: "Нельзя этого делать, а не то заболеешь, лучше пей молоко, кушай кашу, одевайся потеплее" и т. п. ...
Заповедь о непрестанной молитве как раз и является тем самым любящим повелением Христовым для всех христиан, спасающим их...
Ведь если не будет человек стараться непрестанно молиться, то и не спасётся...
Спасение человека - это и есть его соединение с Христом...
А соединиться человек с Христом может только через молитву к Нему...
Поэтому человеку так необходимо усердно стремиться к непрестанной молитве и постоянно упражняться в ней...
Человеку же, не имеющему непрестанной молитвы, необходимо непрестанно же и каяться, что он не имеет её...
А если человек не будет стремиться к непрестанной молитве и не будет каяться, что не имеет её, то он никогда и не обретет её...
Кроме стремления и покаяния, человеку крайне необходимо как можно тщательнее упражняться в молитве - настолько, насколько это позволяют ему его силы и жизненные обстоятельства...
Покаяние, стремление, упражнение, Исповедь, Причастие в совокупности, позволяют христианину неуклонно возрастать в молитвенной способности и со временем (хотя бы и на смертном одре) стяжать молитву непрестанную...
Чтобы человеку обрести молитву, ему надо знать, что это такое - собственно молитва...
А чтобы человеку упражняться в молитве, ему необходимо знать, как правильно в ней упражняться...
Это рассудительность...
Человек учится в яслях, дома, в школе, в колледже, в университете, читает учебники по всяким наукам и специальностям, и пр. книжки...
Купит человек телевизор или стиральную машину и внимательно изучает инструкции по их эксплуатации...
Сколько времени и сил человек тратит на предметы суетные, временные, малозначительные...
"Знаток"...
А о предметах действительно важных не знает...
А нередко и не хочет знать...
А ведь заповеди Христовы и предметы, о которых в них говорится, это инструкции по эксплуатации не телевизора, не стиральной машины, не какой-то там временной железки, а всего естества самого человека (венца творения Божия)...
Если человек неправильно эксплуатировал стиральную машину, и она сломалась, то он её выбрасывает на помойку...
А если человек будет неправильно жить (т. е. по заповедям человеческим), то он сам себя сломает (свою душу), и когда умрёт телом, то сам же себя выбросит на вечную помойку душ человеческих - в геенну...
Порочный человек – суть человек испорченный (от слов порок, порча), сломанный, "никуда не годный", "неключимый", несчастный...
Место такому человеку - только в геенне...
Что же делать современному православному христианину?...
Крайне необходимо внимательно читать книги святых отцов о молитве...
Особенно книги св. отцов, которые жили не очень давно - тех, которые пишут современным языком: свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия Кавказского (Брянчанинова), св. прав. Иоанна Кронштадтского, письма Валаамского старца схиигум. Иоанна, письма игумена Никона (Воробьёва), письма Оптинских старцев и др. ...
Любые книги св. отцов о молитве содержат в себе премудрость - все необходимые знания о молитве и о правильном упражнении в ней...
Необходимо внимательно читать эти книги и стараться тщательно, с рассудительностью следовать им...
Исключение составляют книги католических "святых", содержание которых крайне вредно для человеческой души, т. к. основано на т. н. молитвенной прелести...
Полезно также беседовать о молитве с людьми, преуспевающими в ней, с людьми единомысленными, которые стремятся жить с непрестанной молитвой...
Замечательным материалом на данную тему являются: слово "О молитве" прп. Ефрема Сирина с сайта Святоотеческое наследие и выдержки из св. отцов и статьи свящ. Валерия Духанина с сайта Православие.Ру...
Когда человеку надо отправить какой-нибудь предмет другу, живущему в другом городе, то он идёт на почту, покупает соответствующий размеру отправляемого предмета ящик (коробку), несёт его домой, упаковывает свой предмет в этот ящик, несёт его опять на почту, оплачивает услуги по доставке посылки, сдаёт ящик, и тот отправляется в долгое путешествие к своему адресату...
Здесь очевидны такие проблемы, как необходимость в ящике, в деньгах, в длительности и трудоёмкости самого процесса...
Плюс вероятность утраты посылки во время транспортировки, либо её порча...
Маета...
Как же всё вышесказанное отнести к молитве?...
Человек здесь - христианин...
Друг – Христос...
Ящики (форма) – слова молитвы, даже если они и произносятся про себя (мысленно/в уме), а не гласно/устно...
Отправляемые предметы здесь (внутреннее содержание) – мысли, смыслы, идеи, понятия, чувства, эмоции, желания, намерения, раскаяние, скорбь от греха, радость, вера, надежда, любовь, благодарность и пр., и пр., - т. е. все то, что содержится в молитвенных словах христианина (что наполняет их)...
Но для молитвы христианину никуда не надо идти, ни на какую почту...
Достаточно устремить ко Христу со смирением и сердечным сокрушением любую мысль, любое благоговейное чувство и – посылка мгновенно дошла...
Это и есть собственно молитва...
Христос не находится где-то в другом городе...
По Божеству Иисус весь присутствует в любом месте...
А по человечеству - (о, тайна!) Господь пребывает и в сердце каждого православного христианина от его Святого Крещения...
Ибо Царство Божие "внутри" христианина находится...
А где находится Царство, там обязательно (по определению) пребывает и его Царь...
Когда человек крестится в Таинстве Крещения, то он вкушает в Таинстве Причастия истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа...
С той поры Христос и пребывает в сердце каждого истинного православного христианина...
Сначала Иисус пребывает в человеке лишь только как начаток, как то самое "семечко горчичное", как та Евангельская "закваска", если человек живёт не по Его заповедям, а по заповедям человеческим...
Либо же Господь возрастает, проникает во все духовные, душевные и телесные составы человека, из "семени горчичного" становясь как бы всепроникающим, разветвлённым деревом - если человек старается усердно жить по заповедям Христовым, т. е. если Крещёный человек становится истинным христианином, приносящим не только внешнюю зеленеющую листву (доброделия), но и духовные внутренние плоды - все добродетели Христовы...
У истинного христианина "закваска" (Христос) проникает и в его дух, и в его душу, и в его тело (в "три меры муки") - т. е. "вскисает" всё его совокупное троичное человеческое естество...
Молитва христианина доходит до Христа мгновенно...
И не просто бесплатно, но - наоборот...
Молитва (соединяя христианина с Христом) позволяет Иисусу в ответ на его посылку благоговейных чувств, отправить одновременно ему же именно ту добродетель, в которой этот человек на данное время нуждается более всего, и именно в той мере, какая наиболее полезна для него в этот конкретный момент его жизни...
Любой недостаток человека в любой добродетели незамедлительно восполняется Христом через эту удивительную, таинственную, невидимую духовную почту...
Одновременно с подаянием добродетелей (милостью), Господь соответственно уменьшает в христианине и противоположные этим добродетелям пороки...
Во время молитвы христианин, в соответствии со своим индивидуальным и конкретным на данный момент духовным состоянием, адекватно уменьшается во зле и соответственно возрастает в добре...
Как милостив Господь...
Он и почта, Он и почтальон, Он и транспорт, и Он же заполняет все посылки...
Ибо всё доброе из Него, всё доброе Им, всё доброе через Него и всё доброе - к Нему...
Когда христианин преуспевает в словесной молитве, тогда постепенно у него отпадает и надобность в устных словах...
Христианин приобретает способность обращать молитвенные мысли (мысленные слова) ко Христу уже и без помощи речевого аппарата...
Такой способ внимания к Иисусу называется молитвой умной...
Умная молитва позволяет человеку мгновенно обратить ко Христу любую мысль и без ущерба для молитвы заниматься любой телесной деятельностью, т. е. человеком приобретается способность молиться при любых внешних обстоятельствах...
Христианину крайне важно каяться в молитвенной немощности, стремиться к молитве неразвлечённой, усердно упражняться в ней, просить у Христа подаяния сконцентрированного внимания в молитве (возможного только при духовной нищете), стараться тщательно жить по всем заповедям Иисусовым, опять непрестанно каяться, каяться и ещё раз каяться...
И Господь, по мере смирения новоначального христианина (которое от покаяния), со временем обязательно подаст ему умную молитву...
По мере же преуспеяния в молитве умной, у христианина постепенно утрачивается необходимость и в мысленных/внутренних словах - он приобретает способность мыслить и молиться уже и без слов...
Такая молитва называется безмолвной (напр., память Божия, страх Божий - нахождение/пребывание христианина как бы перед самым Ликом Божиим)...
Безмолвная молитва по сравнению с молитвой устной (и даже умной) - всё равно как высокоскоростной интернет (5G) по сравнению с голубиной почтой...
Безмолвная молитва позволяет христианину устремлять к Иисусу любую мысль (или и несколько мыслей сразу) мгновенно при любых обстоятельствах - не только внешних/телесных, но и внутренних (душевно/духовных), позволяя ему без ущерба для молитвы заниматься одновременно любым родом телесной, душевной и духовной деятельности (в этом случае речь об ущербе этой деятельности совсем/вовсе не идёт, т. к. от соединения её с молитвой, она только выигрывает/процветает...)...
У человека мысль всегда сопровождается и соответствующей ей эмоцией (чувством), хотя бы и слабою или нечувствительною, незамечаемою им...
Когда в молитве, не использующей слова, благоговейные мысли соединяются с сокрушенными же чувствами, то такая молитва условно называется умно–сердечной...
Иногда же христианина просто переполняют благоговейные эмоции - например, раскаяние/сокрушение от зла, которое он видит в себе или благодарность, или скорбь/печаль от видения зла в ближнем, или желание спасения ближнему, и пр. ...
В такие моменты у человека и мыслей–то никаких нету, не только что слов, а остаются в нём одни только благоговейные чувства...
Устремление человеком молитвенных благоговейных чувств ко Христу даёт название молитве сердечной...
Сердечная молитва является разновидностью молитвы безмолвной - её главным/важнейшим по значимости, пользе и эффективности родом/проявлением...
Молитва сердечная по сравнению с молитвой умной, всё равно как атомная электростанция по сравнению с ветряною мельницей...
Благоговейная мысль позволяет человеку обратить своё внимание ко Христу...
Но неизмеримо большую способность устремить/сконцентрировать своё внимание к Иисусу Спасителю позволяет человеку его сокрушенное/покаянное сердечное чувство/ощущение/видение собственной гибели во зле и немощи (наряду с неотделимыми от него благодарностью, радостью и надеждой)...
Не соединяет человека с Богом его "пустое" слово...
Слово (как тот самый фанерный ящик) - всего лишь звук, волновые колебания материального воздуха (акустика/механика/анатомия)...
С духом (Богом) человека может соединить только его дух (внимание)...
Бог есть Дух доброты, Он есть Сама Абсолютная доброта...
Поэтому с Богом человека могут соединить только его добрые молитвенные мысли и чувства...
Особенно чувства...
Как для лампочки отражатель, так же для человека молитвенные мысли и чувства (напр., раскаяние), которые фокусируют, концентрируют, направляют к Богу как луч его внимание (мысленную и эмоциональную энергии)...
По немощности своей использует человек устные (и даже мысленные) слова, чтобы донести свои ещё не вполне добрые мысли и чувства в этой словесной таре...
Вполне же добрые мысли и чувства в упаковке не нуждаются...
Добрая мысль человека позволяет ему эффективно сконцентрировать своё внимание ко Христу...
Ещё большее, максимальное внимание к Иисусу позволяет сконцентрировать человеку его доброе чувство...
Добрые мысли и чувства, устремленные человеком к Богу (внимание/дух) – и есть собственно молитва...
Только сами молитвенные мысли и чувства, устремлённые человеком ко Христу соединяют его с Иисусом, а не их упаковка (слова)...
Как слово, мысль и чувство часто бывают вместе, так и молитва часто бывает смешанной: словесно-умно-сердечной...
Названия молитве даются весьма условно, по преобладанию в ней того или иного компонента...
Христианину необходимо стремиться возрастать от устно-словесного преобладания к умно-словесному, от умно-словесного преобладания к сердечному и безмолвному...
Возрастание это происходит по мере умаления христианина во зле и возрастания его в добре, которые могут осуществляться только при его усердной жизни по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...
Злые (порочные) мысли и чувства, не соответствующие молитвенным словам – суть гной для Христа...
Нельзя отправлять Иисусу гной...
Необходимо отправлять Христу только добрые смыслы и чувства, соответствующие молитвенным словам – благоухание драгоценного миро...
Необходимо стараться молиться неразвлеченно, благоговейно, сконцентрированно, внимательно, с сердечным сокрушением, чтобы Господь радовался, а не огорчался...
Тогда и молящийся будет радоваться с Иисусом - сначала временно, в этой ещё своей земной жизни, а потом и бесконечно...
Однажды к некоему человеку пришла квитанция с почты...
Его друг прислал ему посылку...
Пошёл тот человек на почту, взял присланный ящик, принёс его домой, открывает его в предвкушении чего-то приятного...
А там - гной...
Хорошо ли поступил "друг" по отношению к тому человеку?...
Понятно, что подло и мерзко...
Так же и в отношении молитвы...
В молитвенных словах не должно быть гноя (порочных помыслов и чувств)...
Сначала христианину необходимо упражняться в молитве словесной...
Его первая задача – досконально понимать смыслы, которые содержат в себе слова произносимой им молитвы...
Христианин должен каждое слово молитвы наполнять именно тем смыслом и чувством, которые соответствуют данному слову молитвы...
Поэтому молиться надо крайне неспешно...
Пустые ящики никому не нужны, а тем более ящики, наполненные гноем, и тем более они не нужны Господу...
В каждом слове канонических молитв содержатся громадные по своей глубине смыслы...
Их быстро и не вместишь, и не передашь...
Поэтому нельзя торопиться...
Крайне необходимо молиться внимательно...
Внимание у новоначального христианина во время его молитвы то и дело отбегает к предметам, приятным/любезным для него (либо к внешним, либо к внутренним)...
Внимание человека во время его молитвы может отбегать к предметам и крайне неприятным для него (либо к внешним, либо к внутренним)...
Поэтому молящемуся необходимо мгновенно возвращать своё внимание назад - к молитвенным смыслам и чувствам, содержащимся в словах молитвы...
Если внимание молящегося опять отбегает, то он должен незамедлительно опять же возвращать его назад...
И так упражняться...
Упражняться и терпеливо, и настойчиво...
Для того, чтобы лучше контролировать внимание, существуют несколько аскетических способов...
Чтобы лучше понять предмет разговора, нам придется вернуться в далекое прошлое...
Когда наши прародители возомнили себя самодостаточными, пошли наперекор Святой Троице, отсоединились от Неё преслушанием, отвратили своё внимание от Бога и обратили его к гною (к удовольствию от гордости и своеволия), тогда в них произошли необратимые изменения негативного свойства (страстность, тленность и смертность)...
Эти изменения передаются по наследству всем людям...
Мало того, с каждым последующим поколением эти негативные изменения усугубляются...
Проявляется это в увеличении порочности людей (в возрастании их способности жить по заповедям человеческим/бесовским - делать/творить зло), в умалении их способности истинно верить, надеяться, любить (т. е. жить по заповедям Божиим - делать/творить добро)...
Одним из таких тленных последствий для падшего человека стало изменение места дислокации его ума (разумной силы духа) и рассудка (разумной силы души)...
Природное (естественное) месторасположение ума и рассудка человека находится в верхней части его сердца...
Но ум падшего человека в результате его грехопадения вместе с рассудком перебрался в голову...
И немудрено...
Ведь в голову (как в некий коммуникационный/диспетчерский центр) сходится вся информация от всех человеческих чувств и телесных органов...
Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания находятся у человека в голове...
Почему, напр., ребенок всё тащит в рот?
Потому что на языке человека располагается огромное количество тактильных рецепторов - больше, чем где бы то ни было на его теле...
Прибавьте к этому то, что в голове же вся эта информация и воспринимается, и обрабатывается...
Поэтому сластолюбивый человеческий ум (тот самый "друг") в результате грехопадения прародителей передислоцировался в голову человека как в место, где он больше всего и сможет получить этого самого удовольствия ("гноя")...
Ум (вместе со своим младшим братом рассудком) падшего человека там (в голове) и сидит, и наслаждается этим самым гноем...
Уму падшего человека очень не нравятся молитвенные смыслы и чувства, зато ему очень нравится тот гной, который он получает, сидя у пульта управления органами чувств в голове человека...
Поэтому ум человека всё время и пытается убежать от молитвенных смыслов и чувств к удовольствиям от тех или иных предметов, которые находятся в пределах досягаемости органов чувств падшего человека...
Но даже если человека поместить и в тёмный изолированный подвал (геенну), то начнут работать воображение его ума, его память, способность мечтать, строить приятные образы, иллюзии и т. п., - т. е. тогда ум человека будет отбегать к предметам внутренним...
Молитвенный способ, при котором внимание (ум и рассудок) расположено в голове, называется головным...
Этот способ неправильный, потому что таким способом молиться неразвлеченно очень тяжело и неэффективно (из-за постоянно роящейся в голове толкотни страстей) и преуспевание в молитве происходит очень медленно...
Что же делать?... "
"Когда Божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его проникает туда своим сознанием, а за ним - все силы души и тела. Отсюда - закон для внутреннего духовного состояния человека: держи сознание своё в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела. Собрание ума и сердца есть внимание, собрание воли - бодренность, собрание чувств - трезвение. Эти три внутренних душевных делания образуют внутреннего человека.
(Свт. Феофан Затворник)"
Во время молитвы надо попробовать обратить своё внимание ко Христу, пребывающему в сердце (мы лично знаем обычных людей в миру, которые легко это делают при любых внешних и внутренних обстоятельствах)...
При этом нельзя представлять никаких образов как Самого Христа, так и сердечной мышцы - её форму, размеры и пр., и пр. ...
Такой способ молитвы называется внутренним...
Он является самым правильным, т. к. позволяет достичь максимально возможной концентрации внимания...
Состояние человека, молящегося таким способом, называется внутрьпребыванием...
И молитва такая тоже называется внутренней...
Христос пребывает в сердце каждого православного человека...
Поэтому христианину надо устремлять своё внимание ко Христу, находящемуся не где-то во царствии небесном на облаке, а ко Христу, пребывающему в его сердце...
Ибо Царство Небесное "внутри" христианина находится...
Где внимание человека, там и ум его...
Смотрит христианин внутренним оком на Христа в своём сердце – ум его и в сердце, и во Христе пребывает...
Ум спускается из головы в природное своё место - в сердце ко Христу...
Ум человека, пребывающий со Христом в сердце, приобретает способность к гораздо большей молитвенной концентрации внимания, т. к. он уже не так отвлекается к той разнообразной информации, которая непрестанно поступает к нему от всех органов чувств в голову...
Через такое воздержание/укрощение ума, христианином постепенно приобретается беспристрастие (безразличие) к удовольствию от этой информации (снижается общий уровень его сластолюбия) и в результате молитвенная способность человека неуклонно и постепенно же возрастает...
Внутренняя молитва по степени концентрации внимания отличается от головной молитвы, как небо от земли...
Крайне важно во время молитвы не обращать внимания ни на какие образы, которые возникают в воображении молящегося, необходимо решительнейшим образом отвергать их, касается ли это Христа или Божией Матери, или святых отцов, или ангелов, или материальных вещей, и пр. ...
Молитва должна быть безвидной, безобразной, простой...
И ни в коем случае нельзя стремиться к молитвенным эмоциональным, т. н. "духовным" переживаниям, к слезам, как к таковым, к усладе, к телесным разгорячению, к телесной лёгкости и к любой др. твари...
Если "молящийся" будет устремлять своё внимание во время молитвы на что-либо, отличное от Христа (порочные эмоции, мысли, образы, воспоминания, желания (напр., на блудную похоть), намерения, скорби, удовольствие, материальные вещи, и пр., и пр. тварь, то он по определению и соединится с этими самыми предметами, а не со Христом...
Нельзя концентрировать своё внимание даже и на добрых помыслах/предметах - это всё равно что собрать ценную посылку и не отправлять её адресату, а внимательно разглядывать её содержимое и услаждаться им самому...
Цель молитвы – не удовольствие от воображаемых образов, эмоциональных и телесных переживаний и ощущений (хотя бы и добрых), а Христос - соединение с Ним, через которое только христианин и может получить от Иисуса жизненно необходимые добродетели и освободиться от ядовитых и мерзких пороков (спастись/Спастись)...
И только освободившись от всех пороков и приобретя все добродетели, христианин и сможет полюбить Христа всем своим существом, возыметь истинное своё истинное Сокровище...
Ибо где Сокровище христианина - там и его "сердце" (дух/внимание)...
И где "сердце" христианина - там по определению и его Сокровище...
Это и есть обретение христианином во Христе своих бесконечных обожения и блаженства...
Ну а если не удаётся (что вероятнее всего) обратить внимание ко Христу в сердце, то ни в коем случае нельзя усиливаться в этом упражнении...
Сведение ума в сердце ко Христу есть великий дар Божий, который подаётся Господом христианину только по мере его покаяния, рождающегося из него смирения и очищения от главных пороков - в начале этапа освящения/преуспеяния...
Иногда же, по особому промыслу, Христос вводит новоначального христианина в состояния и умной, и сердечной, и внутренней молитвы - чтобы показать ему на практике, к чему надо стремиться...
А показав, возвращает его в исходное, словесное, головное молитвенное состояние для дальнейшего прохождения им покаянного и молитвенного подвига (мы лично знаем и таких людей)...
Всё доброе человеку подаётся Христом не только и не столько за его труды, сколько по его смирению, хотя покаянный труд/усилие и смирение в человеке жёстко причинно-следственно взаимосвязаны/нераздельны...
Поэтому новоначальному христианину (находящемуся ещё на стадии очищения) нельзя сводить ум в сердце с упорством и самочинно - даже и при помощи специальных древних монашеских дыхательных упражнений...
Такие упражнения молящемуся можно выполнять с пользою только под руководством опытного в этом деле духоносного наставника...
Иначе существует очень высокий риск для подвизающегося впасть в т. н. молитвенную "прелесть" с самыми катастрофическими последствиями как для его души, так и для его телесного здоровья - вплоть до тяжелейшего повреждения рассудка (с высокой вероятностью последующего суицида)...
В средней части сердца человека расположена раздражительная сила его души (эмоциональная способность)...
При нечаянном сведении ума в среднюю часть сердца, новоначальный христианин может стимулировать тем самым возникновение у себя самых сильных порочных чувств: осуждения, тщеславия, зависти, обиды, злопамятства и пр., и пр. ...
В нижней же части сердца человека расположена вожделевательная сила его души (желательная способность)...
При сведении ума в нижнюю часть сердца (даже непроизвольном и неосознанном), или и ниже его, человек может резко стимулировать возникновение у себя любых порочных желаний, например, блуда или чревоугодия (информация к размышлению об индуистском аутотренинге и йоге, когда внимание "аскета" сосредотачивается в области пупка)...
В нужное же время, по мере очищения христианина от главных пороков и по мере его смирения, Господь Сам (неожиданно) сведёт ум христианина к Себе в его сердце (и таких людей мы тоже знаем)...
А до того христианину необходимо каяться, смиряться, просить, благодарить, как можно чаще и продолжительнее (в любом месте и в любое время) упражняться в молитве, верить, надеяться, ждать и терпеть...
Что же всё-таки можно безопасно делать человеку, если ему не удалось самому свести ум в сердце ко Христу сейчас?...
Надо опять же каяться, смиряться и попытаться обратить внимание ко Христу вовнутрь, но не в сердце, а в верхнюю часть своей груди, посредине...
Если и это не получается, то и тут нельзя усиливаться в этом упражнении, но и здесь надо каяться, смиряться и попытаться свести ум вовнутрь ко Христу повыше, в ямку у основания шеи, туда, где сходятся ключицы...
Если же и это не получается, то и тут нельзя усиливаться в этом упражнении, а надо как и всегда - каяться, смиряться, терпеть, не унывать, просить и упражняться, упражняться и ещё раз упражняться в молитве...
Упражняться в молитве так, как получается - хотя бы и головным способом...
Ведь и недостаточно внимательная молитва тоже чрезвычайно полезна - она показывает человеку его немощность, происходящую от сластолюбия, гордости, своеволия и злолюбия (поэтому она хорошо смиряет его даже и естественным образом)...
Христианину необходимо продолжать неуклонно упражняться в молитве: неспешно, с покаянием, с благоговением, с сокрушением сердца, с благодарением, радостью и надеждой - максимально внимательно...
Постепенно, со временем, Господь всё обязательно устроит...
Необходимо положиться на Него...
Главное не унывать и трудиться по мере сил...
Чтобы Христос радовался...