"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

066. Вопрос: "Почему Христос плакал, когда умер Лазарь?"
 
 
  "12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
  13 Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
  (Лк. 7)"
  "32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
  34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
  35 Иисус прослезился.
  36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
  37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
  44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт.
  (Ин. 11)"
  "32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
  33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
  34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
  35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
  36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
  (Мк. 14)"
  "5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
  6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
  7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
  8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.
  (Втор. 34)"  
  "31 И сказал Давид Иоаву и всем людям, бывшим с ним: раздерите одежды ваши и оденьтесь во вретища и плачьте над Авениром. И царь Давид шел за гробом его.
  32 Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ.
  33 И оплакал царь Авенира, говоря: смертью ли подлого умирать Авениру?
  34 Руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников. И весь народ стал еще более плакать над ним.
  35 И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь.
  36 И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу.
  37 И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова.
  38 И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле?
  39 Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!
  (2 Цар. 3)"
  "15
 И пошёл Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
  16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
  17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
  18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
  19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
  20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
  21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал и не спал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб и пил?
  22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
  23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
  (2 Цар. 12)"

  "32 И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока!
  33 И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!  
  1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
  2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.
  3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
  4 А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!
  (2 Цар. 18;19)" 
  "15 И было ко мне слово Господне:
  16 сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и слёзы да не выступают у тебя;
  17 вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хлеба от чужих не ешь.
  18 И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне.
  25 А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украшение славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, –
  26 в тот день придет к тебе спасшийся оттуда, чтобы подать весть в уши твои.
  27 В тот день при этом спасшемся откроются уста твои, и ты будешь говорить, и не останешься уже безмолвным, и будешь знамением для них, и узнают, что Я Господь.
  (Иез. 24)"
  "21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
 22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
  (Мф. 8)"
  "13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
  14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
  15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
  16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
  17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
  18 Итак утешайте друг друга сими словами.
  (1 Фесс. 4)"
  "2 и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, который на долине, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришёл Авраам рыдать по Сарре и оплакивать её. 
  (Быт. 23)"
  "10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
  11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане.
  (Быт. 50)"
  "13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
  14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
  15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
  16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
  17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
  18 Итак утешайте друг друга сими словами.
  (1 Солун.)" 



 


                                                                    Икона
                                             Воскрешение Лазаря




                                                Икона 
                                           Не рыдай мене, Мати







 
  "В жизни приходиться терять людей. Кто-то входит в твою жизнь, проникает в твоё сердце, а потом с лёгкостью, очень быстро, так же как и вошёл, исчезает. Забирает частицу твоего сердца. Грустно, но необходимо. Без боли сердца нельзя стать настоящим человеком. (Свящ. Дмитрий Безумнов)"
  "Вообще люди - то же в мире, что пшеница в поле. Земледелец знает, когда время и когда не время снять пшеницу, а мы все, плачущие о наших близких усопших, походим на детей, которые судят и рядят о том, зачем земледелец так рано или так поздно пожинает пшеницу на поле. Но что было бы с пшеницею, если бы она пожиналась не по расчетам опытного земледельца, а по распоряжению неопытных судей? Что было бы и с нами, если бы смерть пожинала нас по нашему недальновидному распоряжению, а не по воле и власти Того, в деснице Которого и живот, и смерть? (Еп. Гермоген (Добронравин))"
  "Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашёл. (Свт. Фотий, патр. Константинопольский)"


  Записки православного монаха:
  "Открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков". Но так как нечестие и неправда находятся в душах и телах наших как в сосудах, то мы и ощущаем, и приемлем гнев Божий, который собственно предназначается нечестию, находящемуся в нас. Итак, извергнем из сосудов своих неправду и нечестие, и гнев Божий не только не коснётся нас, но и более того - наполнит сии сосуды миром, радостью и благоуханием Святаго Духа."
 
 
"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 


"Смерти избежать невозможно - нет способов для этого. Зная сие, истинно умные люди, опытно навыкшие добродетелям и боголюбивому помыслу, встречают смерть без стенаний, страха и плача, имея в мысли, что она, с одной стороны, неизбежна, а с другой, — избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
"Праведные и святые радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, посты и слезы.
(Прп. Ефрем Сирин)"



 

 
  "Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано — видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение... Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием.
  
Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно, видят), то как им неприятно видеть наши слёзы! Сказал бы, что плачем о себе, от того, что их теряем - и это не ладно.
(Свт. Феофан Затворник)"

 
 
 
  "Бог не есть Бог мертвых, но живых.. Впрочем есть люди, которые за живо умирают для Бога. Бог заповедал Адаму не есть плодов от древа познания добра и зла, и угрожал ему: в онь же аще день снесте от него, смертию умерете. Хотя Адам после преступления заповеди жил еще девятьсот тридцать лет, однакож для Бога он был мертв по грехам своим.  будет тебе известно, что грешник называется мертвым, хотя он и живет еще. Сие ты можешь видеть из того, чтó написано у пророка Иезекииля: не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь.
  Когда некто просил позволения у Господа нашего отлучиться в дом свой для погребения отца своего; тогда Господь сказал ему: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие. Как надобно, возлюбленный, по твоему мнению, разуметь сие? Видал ли ты когда-либо, чтобы мертвые погребали мертвых? Каким образом могут вставать мертвые для погребения мертвецов? Но уразумей смысл сих слов! Грешник, хотя и жив еще, однакож пред Богом мертв; а праведный, хотя и умер, однакоже пред Богом жив. Смерть сия, возлюбленный, есть сон, как говорит Писание: и мнози от спящих в земной персти востанут. Господь наш сказал о дочери начальника синагоги: не умре девица, но спит; и о Лазаре: Лазарь друг наш успе, но иду да возбужду его).
(Свт. Иаков Низибийский)"


 
Картинки по запросу икона святителя иакова низибийского



"Единородный Сын Божий, облекшийся плотью человеческой и сделавшийся Ходатаем между Богом и людьми, исповедуется доступным страданиям по плоти, но бесстрастным по Божеству.
(Свт. Григорий Нисский)"




  
  














  Ответ: "На первый взгляд слёзы Христовы по поводу смерти Лазаря, действительно кажутся странными...
  Кажется странным плакать Тому, Кто Сам же и призывает к Себе из этой жизни души всех людей, по Чьей воле и умирают телом все люди, завершая свой короткий земной путь - оканчивая эту свою мимолетную, тленную, скоротечную командировку...
  Кажется весьма странным плакать Тому, Кто пребывает вне времени, Кто видит одномоментно не только смерть Лазаря, но и его скорое, посмертное оживление, Им же Самим и осуществлённое...
  Странными кажутся вообще и сами по себе как таковые - слёзы Бога... 

  "
Кончилась Четыредесятница или Великий пост. Приспел праздник воскрешения Христом праведного Лазаря из мёртвых в показание воскресения Христова и будущего всеобщего воскресения. Христос словом воскресил из мёртвых Лазаря, значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил словом сына вдовы, значит, — Он тем же словом сотворил мир из небытия. Он словом запрещал ветрам и водам, значит, Он и создал их Своим словом, коему все повинуется.
  Он ходил по волнам морским, как по суше, значит, Он Творец морей, озё
р, рек и всяких источников. Он огонь претворяет в росу, воду в вино, реки в кровь, пыль земную в мошек. Изводил из моря жаб для наказания египтян, значит, Он Творец стихий. Тем же словом Его в последнее время земля обратится в пылающий огненный костер, и стихии сжигаемые разорятся. Значит, тем же словом Господним и мёртвые все воскреснут. Понятно ли безбожникам это чудное творчество и промышление Господа о мире?
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




  Мало того, из Евангелия становится понятным, что Христос не только и не просто плакал (вспомним Его пот в Гефсиманском саду, подобный каплям крови), но и уставал, и жаждал, и голодал, и спал, и гневался, и веселился (ну не сидел же Он, в самом деле, угрюмо насупившись, на свадьбе в Кане Галилейской), и жестоко страдал физически на пытках и кресте, и проявлял все прочие, т. н. неукоризненные, человеческие "страсти"... 
  Мало того, Христос даже говорил, что Ему и Самому неведомо(!) время Его же Собственного(!) Второго Пришествия...
  Ну разве совместимо все это хоть насколько-нибудь с Божеством Христовым?...
  Или же неужели Христос не видел никогда римских монет, "не зная", что на них изображено?:
 
  "15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
  16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись?
  (Мк. 12)"

 
  Понятно, что в данном случае "невежество" Христово было нарочитым - ради покаяния иудеев и их последующего спасения...
  Вызывают недоумение слезы Христовы по поводу смерти Лазаря также и потому, что Он прекрасно знал, что Лазаря ожидает его посмертное, бесконечное блаженство (потому что тот очень любил Иисуса)... 
  Все т. н. неукоризненные, человеческие "страсти" Христовы (и Его слезы по поводу падения Иерусалима, и Его внешнее, кажущееся "невежество" о конце света в том числе) призваны свидетельствовать об истинности нераздельного и неслитного, всецелого вочеловечения на Земле Бога Слова, являясь убедительнейшими доказательствами этому...
  Конечно же, все эти неукоризненные проявления последствий первородного греха Адама и Евы относятся только к человечеству Христа, а не к Его Божеству...
  И тем не менее, несмотря даже на эти прямо-таки вопиющие многочисленные факты, подтверждающие очевидную реальность истинного воплощения Сына Божия, впоследствии в христианстве возникло множество всевозможных ересей (напр., докетизм - одна из самых ранних среди них) и сект, отвергающих или подвергающих сомнению всецелое вочеловечение и воплощение Бога Слова, а значит, и Его Воскресение... 
  А отвержение Воскресения Христа является отвержением и самой сущности христианского вероучения, практически делающее бессмысленной самую жизнь человека по заповедям Христовым, отсекая в принципе и самую возможность человеческого спасения...
  Еретики считают, что человечество Христово было призрачным, как бы "голографическим", лишь казавшимся людям реальным, как бы "фантомным", подобным образам Архангела Рафаила в кн. Товита или Ангелам, явившимся Аврааму и Лоту, и пр., и пр. ...
  А что бы было, если бы Христос в течение всей Своей земной жизни всегда был, что называется, невозмутимым, хотя бы и внешне, подобно древним стоикам?...
  Или бы воспользовался в полной мере Своими Божественными способностями, которые легко позволили бы Ему преодолевать телесные немощи падшего, человеческого естества?...
  Негативные последствия человеческого безрассудства, в таком случае, были бы намного серьезнее...
  Но плакал Христос не только потому, что снисходил к немощи падшего человечества, показывая ему Свое реальное вочеловечение и Свое полное соответствие падшему же, телесному человеческому естеству...
  Умерший Лазарь в Евангелии является образом всего падшего человечества, которое после грехопадения своих прародителей "смертью умерло", т. е. стало и страстным, и тленным, и смертным, живущим по своим, сугубо человеческим заповедям, кардинально противным святой воле Божией...
  Гроб, куда был положен Лазарь, является образом порочной души каждого падшего человека, приходящего по воле Христовой в этот мир из небытия... 
  "Смердящее" материальное зловоние четырехдневного тела Лазаря является очень ярким образом нестерпимого, духовного "зловония" всепроникающей порочности всего человеческого падшего естества, в полной мере присущей каждому человеку на земле... 
  Пелены и ткань, которыми был обвит Лазарь по иудейскому обычаю, и которые плотно стягивали его руки и ноги, и являются как раз образом этой самой порочности человека, не позволяющей ему вести праведный образ жизни по заповедям Божиим...
  Благовония же, которые использовались иудеями для того, чтобы "заглушить" зловоние гниющего тела Лазаря и замедлить его разложение, являются образом совести каждого падшего человека и его попыток жить по ней.. 
  Камень же, закрывающий гроб Лазаря - суть заповеди (воля) человеческие и рождающие, и усиливающие порочность человека, убивающие его естество, призывающие его к нечестивой жизни, не позволяющие ему покаяться и начать жизнь по животворным заповедям Христовым...
  Повеление Христово об отвержении камня, закрывающего вход (и выход) во гроб Лазаря - суть замысел Божий о спасении всего падшего человечества...
  Отвержение же этого камня является образом Домостроительства Церкви, образом истинных вочеловечения и воплощения Бога Слова на земле...
  Повеление же Христово Лазарю, о том, чтобы он вышел вон из гроба, символизирует собою Его проповедь Евангелия всему падшему человечеству, открывающую для него возможность недостижимого дотоле его спасения...
  Чудесное же скакание(!) плотно связанного, склеенного благовониями по рукам и ногам Лазаря наружу, из своего гроба, является ярким образом оглашения и покаяния падшего человека, его решимости отныне усердно жить по всем заповедям Христовым...
  Освобождение же Лазаря от погребальных пелен и его последующая вечеря со Христом являются образом самой этой тщательной жизни христианина по всем заповедям Иисусовым, приводящей его ко Христу на земле (спасение) и соединяющей его с Ним навсегда после исхода души из тела (Спасение)...
  Христос, вне всякого сомнения, по Своему человечеству очень любил Лазаря (об этом говорили и сами  иудеи в Евангелии) и, конечно же, они были и вполне искренними друзьями... 
  Но Христос плакал у гроба Лазаря не потому, что он скорбел из-за его телесной смерти и материальной утраты друга, а потому, что Он скорбел о последствиях грехопадения прародителей для всего человечества в лице Лазаря...
  Христос скорбел и плакал о страстности, тленности и смертности падшего человечества вообще и Лазаря, как представителя этого падшего человечества, в частности...  
  Христос (по Своему человечеству) со слезами, искренне и от всего Своего человеческого сердца каялся за все "смердящее", падшее, "четырехдневное" человечество как за Себя Самого, являя пример покаяния и молитвы христианам всех времен и народов...
  Ибо Иисус "взял" на Себя грехи всего мира...
  По этой же причине Христос плакал и когда смотрел на Иерусалим, нередко самым жесточайшим образом "избивающего своих пророков"... 
  Вы только представьте себе, каково это: пилить деревянной(!) пилою невинного(!), живого(!) человека, да еще и человека Божия - любящего(!) иудеев всем(!) своим сердцем пророка, или же, например, посадить его по самый рот(!) в отхожее место... 
  В истинно же христианской традиции на похоронах и поминках никогда не практиковались ни сильная скорбь, ни истеричный плачь по поводу усопших...
  Совсем наоборот - и родственники, и друзья усопшего христианина искренне радовались за него, они всем сердцем веселились, что усопший наконец-то закончил свой скорбный земной путь и отошел ко Христу в бесконечное своё блаженство... 






  "Будем ли скорбеть больше надлежащего? Будем ли проливать слезы без меры? Будем ли сетовать неудержимо? Но где знание, где мудрость, где разумение, которыми украшено твое благородство и притом более многих из нынешних сановников? Нет, возлюбленный, нет; но, посетовав и поплакав умеренно, сколько нужно для исполнения долга погребения матери и для удовлетворения естественной потребности, обратимся опять, если угодно, к самим себе и будем возвышенным взором смотреть на здешнее.
  Ибо находящееся на земле есть сновидение, тень и забава, как говорит некто из богословов; несуществующие рождаются, а существующие разрушаются. Так и мы пойдем тем же путем, которым прошли отцы наши, и всех ожидает одинаковая участь, а, может быть, одна другой печальнее; ибо один, может быть, будет погребен мирно, а другой не так, но сделается или жертвою войны, или добычею моря, или как-нибудь иначе погибнет жалким образом, как мы видим в другом роде внезапной смерти, чего блаженная мать избавилась, отшедши отсюда в святости и крестоносной жизни. 
(Прп. Феодор Студит)"



 
  

"Не странно ли? Когда ты отдаёшь дочь в замужество, то не почитаешь несчастьем, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живёт счастливо - потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии. А здесь, когда не человек, но Сам Господь берёт к себе твоего родственника - ты печалишься и сетуешь!
(Свт. Иоанн Златоуст)" 







  Не случайно Успение ("успление" - старослав., смерть тела как подобие некоего сна) Пресвятой Богородицы Церковь отмечает как Двунадесятый Праздник (!) - как великую радость, а не как некое траурное/скорбное событие...
  Ярким свидетельством такой духовной радости является и ликование Давида после смерти своего первенца-сына от Вирсавии...
  Если во время смертельной болезни своего новорожденного сына, Давид оделся во вретище (лохмотья), посыпал голову пеплом, воздерживался от сна, постился, молился, каялся, плакал (даже и с громкими рыданиями "аки лев"), смирялся, скорбел, то после того, как душа его младенца отошла ко Господу, он возрадовался, умылся, помазал волосы елеем, переоделся в новые царские одеяния, стал есть и пить, и от всего сердца возблагодарил Бога за Его величайшую милость, всеобъемлющую промыслительность и необъятную премудрость...
  Древние христиане тоже по примеру богоотца и пророка Давида всегда одевали на похороны и поминки своих близких светлые, праздничные одежды, символизирующие их радость и ликование о наконец-то наступившем в Царстве Небесном, так долго ожидаемом ими всеми блаженстве их усопшего, любимого человека...
  Темные же и черные одежды, безутешные плач, скорбь и рыдания на похоронах и поминках привнесены в Россию из безвозвратно деградировавшей духовно/православно, католической Европы, давно (около 1000 лет назад) превратившейся в христианствующую Иудею, принципиально извратившую христианство опять в ветхозаветную религию, прикрываясь Христом как ширмою, а на деле же поклоняясь своему земному божеству и кумиру - папе (образу антихриста по мнению свт. Игнатия Кавказского (Брянчанинова))...
 
  "1 О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, 
  2 для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. 
  3 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, 
  4 для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. 
  5 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. 
  6 Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему?
  (Сир. 41)"

 
  Если же современные христиане по своим маловерию и эгоизму не могут искренне радоваться за усопшего, то должны хотя бы от всего сердца молиться об упокоении его души, а не безрассудно стенать и биться в рыданиях на его могиле: 

 
 "28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. 
  (Лев. 19)"
  "1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; 
  (Втор. 14)"
  "13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
  14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним.
  (1 Фес. 4)"


  "Покажем себя истинными верующими: не будем оплакивать кончины друзей наших и, когда наступит день нашего собственного призыва, пойдём неукоснительно и благодушно на голос зовущего Господа. Надобно размышлять почаще и думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно - как гости и странники (память смертная и мироотречённость - от авт.).
  Будем же благословлять день, который, забрав нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в Рай и в Царство Небесное. Кто, находясь на чужой стороне, не поспешил бы скорее увидеть своё Отечество? А мы Отечеством своим почитаем Рай. Так почему же плачем, не желая увидеть своё Отечество, приветствовать родных? Туда мы отправимся с пламенным желанием - придти скорее ко Христу.
(Свт. Киприан Карфагенский)"






 
"Если тяготит тебя печаль о добром и возлюбленном умершем, то скажи себе: "Житие наше на Небесах есть (Фил. 3:20).
(Свт. Филарет Московский)"





 
  Христианам необходимо искренне - от всей души каяться за усопшего (как за самого себя), помогая тем самым его душе проходить мытарства - преодолевать посмертные искушения в её устремлении ко Христу...
  Некоторые печаль и слезы по усопшему допустимы у христиан по немощи человеческой или как отголоски языческих и ветхозаветных традиций...
  Ведь и Авраам рыдал и плакал, когда в возрасте 127 лет умерла его любимая жена и преданная подруга Сарра...
  Подражали ему в этом и его потомки:  
 
  "16 Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его;
  17 горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; 
  18 ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. 
  19 С несчастьем пребывает и печаль, и жизнь нищего тяжела для сердца. 
  20 Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. 
  21 Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. 
  22 "Вспоминай о приговоре надо мною, потому что он также и над тобою; мне вчера, а тебе сегодня". 
  23 С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его. 
  (Сир. 38)"


  О др. же крайности безрассудного отношения к смерти близких в народе сложили соответствующую поговорку: "Хоронили тещу - порвали два баяна"... 
  Поэтому - рассудительность, рассудительность и еще раз рассудительность...
  В заключение нашего ответа мы хотим предложить Вам одну коротенькую и поучительную историю (кажется, из древнего патерика), очень хорошо иллюстрирующую затронутую Вами тему...
  Однажды два неких монаха, проходя мимо некоего кладбища, увидели некую вдову, безутешно рыдающую и убивающуюся от горя на свежей могиле хоть и своего, но теперь, увы, уже бывшего супруга...
  "Как бы я хотел точно так же, как и эта вдова, научиться безутешно рыдать о грехах своих" - сказал один из монахов своему товарищу...
  В заключение мы разместим фотографии просветлённого/радостного лика усопшего монаха Иосифа из Ватопедского Афонского монастыря, замечательно иллюстрирующие наш материал..."
















  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово на воскресение Лазаря прп. Ефрема Сирина, об умирающих младенцах свт. Григория Нисского  с сайта Святоотеческое наследие, статья Ольги Рожневой с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Православие и мир, Логослово и Фома...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://www.memoriam.ru

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0150
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_08_0417
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=pechalsm
  http://www.pravoslavie.ru/put/1685.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/62568.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67909.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69873.htm
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/70634.htm
  http://www.pravmir.ru/pytayas-perezhit-utratu/
  http://www.pravmir.ru/chto-skazat-cheloveku-poteryavshemu-blizkogo/
 
 http://www.pravmir.ru/nebesnaya-babochka/
  http://www.pravmir.ru/otpevanie-smert-pominaj-chas-smertnyj/
 
 http://www.pravmir.ru/o-pominovenii-usopshix/
 
 http://www.pravmir.ru/kak-uteshit-cheloveka-poteryavshego-blizkogo/
 
 http://www.pravmir.ru/nyuta-federmesser-byt-v-kurse-chto-my-vse-ujdem/
 
 http://www.pravmir.ru/utrata-blizkogo-cheloveka-semya-v-gore/
  http://www.pravmir.ru/svyatitel-innokentiy-hersonskiy-voskreshenie-lazarya-s-ego-posledstviyami/
  http://www.pravmir.ru/ya-dumayu-chto-smerti-net/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6201/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_16/topic_5575/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_21/topic_4807/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_26/topic_4109/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_49/topic_791/
  http://foma.ru/razluka-ne-vechna.html
  http://asano.cont.ws/




 

 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
 
 
     
 
       
 
     
       
 
     
     
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (24 Сен 12)
Просмотров: 2876

Поиск