Что это сотворил Ты во мне, о, Боже, Причина всего и Царь?
Ибо что мне сказать или что помыслить?
Хотя и велико видимое мне чудо, но оно неведомо и невидимо для всех.
Какое же это чудо?- скажи мне.
Достоверно скажу: тьмою и тенью, чувственным и чувством.
Вещественной тварью, кровью и плотью держим я, несчастный, и с ними смешан, Спасителю.
Находящегося же в них несчастно и жалостно, меня обнимает ужас, когда я хочу сказать о том чуде.
Я вижу умно, но где, что и как- не знаю.
Ибо совершенно невыразимо, как я вижу.
Где же вижу- это, думается мне, и известно и неизвестно: известно потому, что во мне нечто видится, и, наоборот, вдали является; однако же и неизвестно, так как оно вводит меня в некое место, никоим образом и совершенно нигде не находящееся, и заставляет меня забыть мир,
и обнаженным от всего вещественного и видимого даже из тела изводит меня.
Что же совершает во мне это, что и вижу я, как сказал, и не могу высказать?
Слушай и уразумеешь эту вещь.
Итак, она совершенно неуловима для всех, а для достойных и уловима, и сообщима, и преподаваема, неуловимо и неслитно соединена с чистыми,
и срастворена в несмешанном смешении - вся со всеми непорочно живущими.
Она светит во мне подобно лампаде, скорее она видится сперва на Небе,
видится весьма неясно, незримо.
Когда же я с трудом взыщу ее и неотступно стану просить, чтобы воссияла,
то она или яснее видится там же, отделяя меня от дольнего и неизреченно соединяя со светлостью ее, или вся сполна внутри меня является, как шаровидный, тихий и Божественный Свет, безобразный и безвидный, во образе безобразном видимый и говорящий мне следующее: зачем ты ограничиваешь Мое присутствие Небесами и там ищешь Меня, думая, что Я там обитаю?
Зачем полагаешь, что Я нахожусь на земле и разглашаешь, что Я пребываю со всеми, определяя, что Я везде нахожусь?
Итак, это "везде" приписывает Мне величину, но Я совершенно не имею величины, ибо знай, что естество Мое превыше величины; а то "на земле" показывает ограничение, но Я, конечно, совершенно неограничен.
Ты слышал ведь, что Я пребываю со святыми Сам весь существом Своим ощутимо, через созерцание и даже приобщение, с Отцом Моим и Божественным Духом, и явно почиваю в них?
Итак, если ты скажешь, что Мы вместе сопребываем в каждом, то сделаешь из Нас многих, разделив на многих; если же скажешь, что один, то как один и тот же в каждом, лучше же, как этот один и вверху и внизу?
Как один и тот же будет пребывать со всеми?
Как все исполняющий будет обитать в одном?
Находясь же в одном, как будет и всё наполнять?
Послушай о неизреченных таинствах неизреченного Бога, таинствах предивных и совершенно невероятных.
Есть Бог Истинный, поистине есть.
Это исповедуют все благочестивые.
Но Он ни что не есть из того, что мы вообще знаем, даже ни что из того, что знают Ангелы.
В этом мире Бог, говорю, ни что не есть, ни что из всего, как Творец всего,
но превыше всего.
Ибо кто бы мог сказать, что есть Бог, то есть чтобы сказать, что Он есть то-то или то-то?
Я совершенно не знаю, какой Он, каков, какого рода или Он различен.
Итак, не зная Бога, каков Он по образу и виду, по величине и красоте, как я изъясню Его действия?
Как Он видится, будучи невидим для всех?
Как пребывает со всякой тварной природой?
Как обитает во всех святых?
Как наполняет все и нигде не наполняется?
Как Он превыше всего и везде находится?
Ведь этого никто совершенно не может сказать.
Но о Ты, которого никто из людей совершенно не видел, о, Вседержитель, единый преблагоутробный, благодарю Тебя от всего сердца своего, что Ты не презрел меня, во тьме на земле лежащего, но коснулся меня Своею Божественною рукою, увидев которую я тотчас восстал, радуясь, ибо она сияла светлее солнца.
Я старался удержать ее, несчастный, но она тотчас исчезла из глаз моих.
И я снова весь оказался во тьме, упал на землю, плача и рыдая, валяясь и тяжко вздыхая, желая снова увидеть Твою Божественную руку.
Ты простер ее и явился мне яснее, и я, обняв, облобызал ее.
О благость, о великое благоутробие!
Творец дал мне поцеловать руку, содержащую все своею силою.
О дарование, о неизреченный дар!
И снова Создатель взял ее обратно, испытывая, конечно, произволение мое, люблю ли я ее и ее Подателя, презираю ли все, предпочитая ее, и пребываю ли в любви к ней.
Я тотчас оставил мир и то, что в мире, закрыл все чувства сразу:
очи, уши, ноздри, гортань и уста, умер для всех сродников и друзей,
да, поистине я умер добровольно и взыскал одну только руку Божию.
Она же, увидев, что так сделал, тайно коснувшись руки моей, взяла ее
и повела меня, находящегося среди тьмы.
Ощутив это, я с радостью последовал: быстро бежал я ночью и днем,
шествуя бодро и с усердием.
Идя же, напротив, я был недвижим и тогда более успевал простираться вперед.
О таинства, о победные награды, о почести!
Когда таким образом я бежал среди ристалища, та неизреченная рука Божия настигла меня - так как мой святой отец молился - и, коснувшись жалкой головы моей, дала мне венец победы, лучше же, сама она стала для меня венцом.
Видя ее, я ощутил неизреченное веселие, неизреченную радость и блаженство.
Ибо как мне было не радоваться, победив весь мир, посрамив князя мира сего и от руки Божией Божественный венец, лучше же, саму руку Владыки всех получив, о чудо, вместо венца?
Изливая свет, она виделась мне невещественно, непрестанно и невечерне.
Она простирала мне как бы сосец и сосать молоко нетления обильно давала мне, как сыну Божию.
О сладость, о неизреченное наслаждение.
Она и чашею Божественного Духа и бессмертного потока сделалась для меня, причастившись от которой я насытился той пищею небесной, которою одни Ангелы питаются и сохраняются нетленными, являясь вторыми светами через Причастие первого Света.
Так и мы все Божественного и неизреченного естества соделались причастниками, чадами Отца, братиями же Христа, крестившись Всесвятым Духом.
Но, конечно, не все мы познали благодать, озарение и приобщение, потому что не все таким образом родились, но это едва один из тысячи или десятка тысяч познал в таинственном созерцании; все же прочие дети—выкидыши, не знающие Родившего их.
Ибо как дети, крестившись водою или и огнем, совершенно не ощущают того, так и они, будучи мертвы по неверию и скудны по причине неисполнения заповедей, не знают, что с ними было; так как -страшное диво, чтобы прельщенной верою мнить себя сыном Божиим и не знать Отца своего.
Итак, если ты говоришь, что верою знаешь Его, и думаешь, что верою являешься сыном Божиим, то пусть и воплощение Бога будет «верою»,
а не делом, скажи, что Он сделался человеком и нечувственно родился.
Если же поистине Он стал Сыном Человеческим, то и тебя, конечно, сыном Божиим Он делает на самом деле.
Поэтому если Он не призрачно сделался Телом, то и мы, конечно, не мысленно делаемся духом.
Но как Слово поистине было Плотию, так и нас Оно неизреченно преображает и поистине соделывает чадами Божиими.
Пребыв неизменным в Божестве, Слово сделалось человеком через восприятие плоти; сохранив неизменным человеком по плоти и по душе,
Оно и меня все соделало богом, восприняв мою осужденную плоть, Оно облекло меня во все Божество.
Ибо, крестившись, я облекся во Христа.
Не чувственно, конечно, но умно.
И как не бог по благодати и усыновлению тот, кто с чувством, знанием и созерцанием облекся в Сына Божия?
Если Бог Слово в неведении сделался Человеком, то естественно следует думать, что и я в неведении сделался богом.
Если же в ведении, действии и созерцании Бог был всем (совершенным) человеком, то должно мыслить православно, что и я весь через общение с Богом, с чувством и знанием— не существом, но по Причастию, конечно, сделался богом.
Подобно тому, как Бог неизменно родился Человеком в теле и виден был всем, так неизреченно и меня Он рождает духовно и, хотя я остаюсь человеком, делает меня богом.
И как Он, видимый во плоти, не был знаем народом, что Он Бог,
так и мы видимся такими, какими были для всех, о, чудо, видимыми, конечно, людьми; тем же, чем стали мы по божественной благодати, мы обыкновенно не бываем видимы многими; но одним тем, у которых очищено око души, мы являемся, как в зеркале.
Не очистившимся же ни Бог, ни мы не бываем видимы, и для них совершенно невероятно, чтобы мы когда-либо всецело сделались таковыми.
Ибо неверные - те, которые утверждаются на одной вере без дел.
Если же пока не неверные, то совершенно мертвые, как показал божественный Павел.
Не окажись же неверным, но скажи мне и мудро отвечай: что из этих двух предпочтешь ты - мертвую ли веру, лишенную дел, или неверие с делами веры?
Конечно, ты скажешь: какая польза от дел без правой и совершенной веры?
А я, напротив, возражу тебе: какая непременно польза от веры без дел?
Итак, если ты желаешь познать то, о чем мы прежде сказали, и сделаться богом по благодати, не словом, не мнением, не мыслию, не одною только верою, лишенною дел, но опытом, делом, и созерцанием умным, и таинственнейшим познанием, то делай, что Христос тебе повелевает и что Он ради тебя претерпел.
И тогда ты увидишь блистательнейший свет, явившийся в совершенно просветленном воздухе души, невещественным образом ясно увидишь невещественную сущность, всю поистине проникающую сквозь все,
от души же - сквозь все тело, так как душа находится во всем теле и сама бестелесна; и тело твое просияет, как и душа твоя.
Душа же, со своей стороны, как воссиявшая благодать, будет блистать подобно Богу.
Если же ты не станешь подражать смирению, страданиям и поруганиям Создателя и не пожелаешь претерпеть их, то либо мысленно, лучше же, чувственно ты сам остался, о безумие, в аду и мраке своей плоти, которая есть тление.
Ибо что иное, как не смерть - в бессмертном сосуде быть заключенным, конечно, навеки, лишаясь всех благ, которые во Свете, и самого Света?
Я ведь не говорю уже о предании огню и скрежету зубов, и рыданию, и червю, но об одном обитании в теле, как в бочке, после Воскресения, как и прежде этого, и чтобы никуда ни вне не выглядывать, ни внутрь совершенно не воспринимать света, но лежать таким образом, лишаясь всех здешних наслаждений и будущих, как и прежде сказал я.
Итак, скажи, слушатель, говорящий: я не хочу быть внутри самого Царствия,
ни наслаждаться теми благами, но мне бы только быть вне мучения
и хотя бы не принять совершенно огненного испытания.
Какая тебе будет польза от этого, как сказал я?
Отвечай мне, мудрейший, и скажи: полагаешь ли ты, что есть или будет другое, большее наказание?
Да не будет; в самом деле, ты утверждаешь, что, будучи одним, ты и будешь тогда находиться в муках и мучиться.
Ведь если бы ты сказал, что и духовное тело тогда получишь, то разве может душа быть заключена в нем, как в бочке?
Послушай и поучись, как это будет.
Подобно тому, как семя сеется по роду пшеницы, говорю тебе, ячменя и прочих злаков и по роду опять дает и всход, так и тела умирающих падают в землю, какими случится им быть.
Души же, разрешившись от них, в будущем Воскресении мертвых каждая по достоинству находит покров, полный света или тьмы.
Чистые и приобщившиеся Света, и возжегшие свои светильники будут, конечно, в Невечернем Свете; нечистые же, имеющие очи сердца слепыми и полными тьмы, как увидят Божественный Свет?
Никоим образом, скажи. Итак, ответь мне, когда они станут просить по смерти, кто услышит их, и отверзет им очи, увы мне, когда они добровольно не хотели прозреть и возжечь душевный светильник?
Поэтому их ожидает беспросветная тьма.
Тела же, как сказали мы, равно тлеют и гниют и у святых, но восстают, какими они посеяны.
Пшеница чистая, пшеница освященная - Святые сосуды Святого Духа,
так как они были наичистейшими, то и восстают также прославленными,
сияющими, блистающими, как Божественный Свет.
Вселившись в них, души святых воссияют тогда светлее солнца
и будут подобны Владыке, Божественные законы Которого, они сохранили.
Тела же грешных также восстают такими, какими и они посеяны в землю: грязевидными, зловонными, плевелами зла, сосудами оскверненными, полными гниения, совершенно мрачными, как соделавшие дела тьмы
и бывшие орудиями всевозможного зла лукавого сеятеля.
Но и они восстают бессмертными и духовными, однако подобными тьме.
Несчастные же души, соединившись с ними, будучи и сами мрачны и нечисты, сделаются подобными диаволу, как подражавшие делам его
и сохранившие его повеления.
С ним они и будут помещены в неугасимом огне, преданные тьме и тартару;
лучше же сказать, что они низведены будут по достоинству, соразмерно тяжести грехов, которые каждый носит.
И там будут пребывать во веки веков.
Святые же, напротив, как сказали мы, поднявшись каждый на крыльях своих добродетелей, выйдут в сретение Владыки, и они, каждый по достоинству,-
как кто предуготовил себя, конечно, так ближе или дальше и будет от Создателя, и с ним пребудет в бесконечные веки, играя и веселясь непостижимым веселием. Аминь. (46-й Божественный Гимн)
Владыко Христе, Владыко Душеспасе, Владыко Боже всех видимых и невидимых сил, как Творец всего, что на небе и превыше неба и всех небес, равно и того, что на земле и под землею.
Ты—Господь и Бог и Владыка (всего) этого, Ты в руке Своей содержишь тварь, так как ею объемлешь все.
Рука Твоя, Владыко, есть та великая сила, которая, исполняя волю Отца Твоего, производит, соделывает, творит и управляет нашими (делами) неизреченным образом.
Итак, она и меня ныне, произведя из небытия, привела к бытию.
Я же, родившись, был в этом миpе совершенно неведущим Тебя, благого Владыку, Тебя—Создателя моего, Тебя, о Творче мой, и был как бы слепцом в миpе и безбожником, не зная Бога моего.
Итак, Ты Сам помиловал (меня), посетил и обратил, воссияв мне во тьме светом, и привлек меня к Себе Самому, о Создателю! и изведши из преисподнейшего рва — тьмы страстей, глубочайшей тьмы похотей и удовольствий житейских, показал мне путь и дал мне вождя, руководствующего к (соблюдению) заповедей Твоих, последуя которому, я жил беззаботно и радовался, Слове, неизреченною радостью, видя его последующим стопам Твоим и часто беседующим с Тобою.
И даже видя Тебя, благого Владыку, (непосредственно) сопребывающим с вождем и отцом моим (духовным), я возымел невыразимую, превыше веры и надежды, любовь и желание (к Тебе).
Вот я вижу будущее, говорил я, пришло царство небесное, и я вижу пред очами своими те блага, коих око не видело и ухо не слышало (I Кор. 2, 9); имея их, на что еще большее я буду надеяться? или на чем другом я покажу свою веру, ибо иного большего сверх этого не будет?
Когда я быль в таком (состоянии) и утешался им, Ты взял от земли, увы мне, отца моего, восхитил вождя моего от очей моих, Человеколюбче, и оставил меня одного, совершенно сирым, совершенно одиноким, совершенно лишенным всякой помощи, и предстоятелем, увы мне, и пастырем стада меня, поистине беззащитного странника, Сам поставил, ими же веси судьбами.
Поэтому ныне Тебя (только) я умоляю, прошу и, припадая, взываю: не отвратись, не покинь меня и не оставь, о Владыко мой, меня одного.
Ты знаешь трудность шествия по пути этому, знаешь неистовство разбойников, (злоумышляющих) против нас, знаешь множество злых зверей; Ты знаешь, Христе мой, немощь мою и неведение, которыми одержим я, как человек.
Однако я совершенно не считаю себя и человеком, но далеко отстоящим от людей. Ибо во всем я последний из всех и поистине малейший из всех людей. Излей на меня, прошу, Царю и Боже мой, великую Твою милость, которая да восполнит, Спасителю, лишения и недостатки мои и да соделает меня человеком целым, совершенным, (неповрежденным), не лишенным ничего необходимого, и так да поставит меня пред Тобою, Слове, неосужденным и непорочным рабом Твоим, воспевающим Тебя во веки веков. (53-й Божественный Гимн)
О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, благо неисчерпаемое, для всех текущее, красота многолюбезная, не имеющая насыщения, чрез веpy одну и сверх надежды спаси меня.
О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая, Троица лицами и Единица существом, чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.
Источник премудрости, излияние святыни, чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.
О огнь, очистительный для rpехoв, душу мою очисти от прегрешений, (душу мою омой от неведения), душу мою исхити от скверн, властвуй над помышлениями души моей, царствуй над представлениями ума (моего), покажи меня всесильным царем над страстями, господством ума воссияй в сердце моем, освободи от всякого греха, просвети и украси омраченного, воззри на меня оком милостивейшим, (очисти и удобри потемненного).
О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, Ты мне подай светоносного Ангела, уму помощника, пестуна, защитника, (хранителя души моей и тела), руководителя, направляющего ко спасению.
Очисти душу мою и плоть, Ты меня смертного соделай освященным, Ты меня устрани от земного мудрования, Ты иссуши во мне источники злобы, Ты мне источи дожди слез.
Ибо Ты—Бог сострадательный, благодетель, незлобивый ко всем беззаконновавшим, весьма доступный для всех согрешивших и долготерпеливый ко всем отвергшимся.
Неправедным и освященным, не беспорочным и просвещенным Ты определил спасение искупления.
Ты подал образы покаяния даже и мне нечистому и непотребному, мне лукавому и скверному, мне помраченному и оскверненному.
Ибо я беззаконничал более древних, весьма прогневал и раздражил Тебя; свыше числа бесчисленных звезд, свыше песка морского я согрешил пред Тобою; нет (такого) вида зла и лукавства, нет постыдной злобы и порока, которого я не совершал во всякое время и (на всяком) месте, душою, помыслом, словами и делами.
Умножились мои пороки и мерзости, (без числа умножились мои злодеяния), увеличилось бремя грехов моих, (как бы железное).
Мысленными цепями согбена шея моя, неизбежными узами сжато сердце мое, я не могу поднять голову, и нет (мне) ослабления в совести.
Я недостойно взираю на высоту небесную, недостойно попираю прах земной, недостойно вижу видение смертных, недостойно беседуя с ближним.
Ибо я вконец разжег ярость Твою, непристойно воспламенил страшный гнев (Твой), весьма прогневал и раздражил Тебя, соделав пред Тобою всякую мерзость, ничего не возжелав из Твоих непорочных желаний ничего не возлюбив из Твоих вожделенных судеб, ничего не сохранив из Твоих премудрых повелений, ничего не удержав из Твоих властных глаголов.
И ныне приклоняю пред Тобою колено сердца моего, склоняю главу омраченную, склоняю выю непотребную, пред благостью Твоею приклоняю выю, благости Твоей приношу моление: "Согрешил я, беззаконничал и развратился, (согрешил, сотворил неправду и преступил заповеди Твои), согрешил, соделал неправду и явился осужденным, согрешил, отвергся и не устыдился.
Но умоляю благость Твою, но молю незлобие (Твое), но упрашиваю крайнее благоутробие, но взываю к Тебе: спаси и помилуй меня, остави множество грехов моих, остави ужасные долги мои, остави многие скверны мои, остави все мои мерзости и не сокруши меня со грехами, и не умертви меня с беззакониями, не восхити меня со злыми помыслами, не сожги меня с мерзостями, не лиши меня вечных благ, не отвергни меня от бессмертной трапезы, не устрани меня от радости святых, не лиши Меня спасения моего, и снова подай мне дар крещения— монашеский образ, Божественный и великий, ибо прежний я осквернил грехами, прежний сделал бесполезным мерзостями.
(Даруй мне покаяние, Владыко), сподоби священного причащения, Хлеба жизни и чаши Боготочной крови, во изглаждение многих согрешений, во избавление, в очищение, во спасение.
В последний же горький час смерти, в час тяжелый и мучительный, в час темный и мрачный спаси, сжалься и помилуй меня; душу кротко отдели от плоти - от моей негодной плоти, мрачную душу покажи просвещенною и избави от лукавых бесов.
Все рукописания грехов и записи долгов моих разорви, рассыпь в бездну ада, расторгни, испепели, попали до конца.
Пошли тогда кротких и светлых Ангелов, отражающих толпы бесов, восхищающих душу от наказания, сострадательных к душе мучимой, возносящих (ее) горе без грехов к трисветлому и единому Царю, соединяющих ее со всеми спасаемыми и сподобляющих радости святых.
В (качестве) посредника приими благость Твою, избранной ходатаицей дай мне благодать Твою, благостыню, незлобие, сострадание и крайнее благоутробие.
Приими вторую высочайшую ходатаицу— Радование миpa, Матеродеву—Отроковицу, Божественную лествицу, одушевленный жезл и престол.
Приими ходатаем молниеблещущий чин: Престолов, Херувимов и огненных Серафимов, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелов и Ангелов.
Приими ходатаем светлого и светоносного предтечу Твоего, освященного прежде пелен, провозвестника и Богопроповедника, прежде Владыки воссиявшего находящимся во тьме.
Приими ходатаями лики святых: сонмы пророков, пaтpиapxoв, отцов, апостолов и венценосных мучеников и всех других светоносных святых.
Приими ходатаицей Марию Египетскую, человека от земли, однакоже небошественного приими ходатаем Онуфрия Великого, обнажившего тело, в Божественную же одежду добрых дел облекшегося чудно.
Приими ходатаем Марка Афинянина, Ефрема Сирина и всех святых.
Ибо Ты—Бог сострадательный, благодетель, Бог кроткий для законопреступничавших, Бог подающий искупление грехов, Бог дарствующий всем спасение.
О если бы же и на мнe Ты показал благость (Твою)!
О если бы и на меня Ты излил токи благоутробия Твоего!
Ибо я законопреступничал более всех, от самой утробы (матери) и до нынешнего времени.
Спаси меня вопреки достоинству и сверх надежды, чрез одну Твою благость и благостыню, чтобы я благословлял и с любовью величал Тебя, дабы благодарил и искренно воспевал; в будущем же спасительном веке чтобы и я благословил благословенного Владыку, Которого благословляют силы небесные во все неисчислимые веки. (54-й Божественный Гимн)
Подобно тому, как каждый имеет свой род деятельности, но не сам от себя принял его, а от всех нас, конечно, ибо мастер всякого дела, какого бы ни пожелал, изготовляет свое орудие и искусно действует им.
Поэтому нельзя ни жать нивы лопатой, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилой, ни шить топором, ни рубить дрова палкой, ни копьем пилить, ни мечом метать, ни луком резать, но каждое орудие приспособлено для определенного дела.
Если же ты будешь употреблять их не по назначению, но иначе, то совершенно погибла жизнь твоя и всякое твое действие.
Таким же образом, пойми меня, и Бог сотворил нас, чтобы каждый верный совершал в жизни свои дела.
Одних Он поставил учить, других учиться, иных начальствовать над многими, других же подчиняться им.
И одним Он дал премудрость, другим знание и слово, иным дал пророчествовать, другим говорить языками, иным творить чудеса и производить силы, других показал предстоятелями - все это духовные дарования.
Но назовем и иные дарования Творца, которые Он дал людям каждому по достоинству: одного Он сотворил крепким по телу, другого же более красивым, а иного с лучшим голосом, чем у других.
И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству свой дар и преимущество, как один Он знает - Бог и Творец всех, неизреченным образом, для полезной деятельности в жизни.
Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан и к чему он имеет природную способность и свойства.
И ты можешь увидеть пловца, искусно переплывающего морские пучины и радующегося этому гораздо больше, чем всадник, скачущий на быстром коне, и земледельца, режущего плугом борозды земли и пару рабочих волов считающего гораздо лучше четырех коней, впряженных в царскую колесницу, поэтому он и радуется, утешаясь благими надеждами.
Воин же, наоборот, себя считает выше всех земледельцев, и мореплавателей, и ремесленников и, как обладающий славою, гордится, идя на заклание и безвременную смерть.
Поэтому для него совершенно непереносимо будет ни грести веслом, ни держать заступ, ни стать плотником; ни корабельщиком, ни земледельцем или землепашцем он не пожелает быть.
Но каждый, как я сказал, будет действовать в том роде деятельности, который он получил от Бога.
Иначе же человек совершенно не может в этой жизни ни сделать что-либо, ни даже пожелать начать дело.
Ибо вот, снова говорю я тебе, о чем и раньше сказал, как никогда невозможно, чтобы какое-либо из всех названных орудий само собою пришло в движение для действия или действовало без руки человека, берущего и изготовляющего им что-либо, так и человек без руки Божественной не может помыслить или сделать что-либо доброе.
Ибо и меня также Художник-Слово устроило, каковым Само пожелало, и поставило в мире.
Итак, скажи, как я смогу помыслить что-либо, или сделать, или вообще действовать без Божественной силы?
Даровавший мне ум, какой, конечно. Он пожелал. Сам дает и мыслить о том, что знает как полезное и подает мне силу действовать, как Ему угодно.
Итак, если я сотворю это (последнее), то Он даст, конечно, большее и человеколюбиво подаст мудрствовать и о более совершенном.
Если же я пренебрегу и этим самым, немногим, то поистине праведно лишусь вверенного мне от Бога-Подателя и сделаюсь бездейственным и негодным орудием, как не пожелавший исполнить заповеди Творца, но предавшийся лености и нерадению.
Потому и отвержен я от рук Владыки, ибо, вкусив непослушания к Нему и непокорности, я изгнан из истинного рая, удален от Бога и от рук святых.
Итак, найдя меня лежащим и предавшимся полному бездействию в добре, лукавый змей хитростью сделал меня непотребным через всякие бесчестные дела, которыми я услаждался, казалось, и радовался.
Вместо этого, мне должно было бы печалиться, плакать и рыдать, так как я добровольно, несчастный, отступил от того, для чего я создан, и по своей воле предал себя всему противоестественному, впав несчастнейшим образом в скверные руки врага, которым я всецело и держим, и движим, не будучи в состоянии, жалкий, противиться, ему.
Ибо как бы я мог противиться, будучи мертвым?
Хитро обольщённый, я, несчастный, сделался органом всякого порока, всякого беззакония и искусным орудием злого делания.
Ибо, держа меня в руке и сильно влеча, он, змей, осквернил меня злодеяниями и всевозможной нечистотой, ввергнув меня в острые зловония и заставив - о бесчувствие! - увеселяться ими: хищениями, завистью и неправедными убийствами, ругательствами, гневом и, коротко говоря, он нашел меня повинным во всяком пороке, лучше же сказать, сам воспользовался мною, хотя и не хотел я.
С тех пор ведь, как я добровольно отвергся руки Бога и святых Его, меня похитил страшный князь-душетлитель и держал меня в руке своей и, несмотря на то что я хотел, не мог более не совершать дел его, но поступал по всем его желаниям.
Ибо меч не может противоречить держащему, но где ни пожелает держащий, там и пользуется им.
Сотворивший же меня Бог, призрев свыше и увидев меня держимым в руке тирана, сжалился, и исхитил меня из руки его, и снова ввел в Божественный рай, в Свой виноградник.
И предал меня в руки земледельцев - святых, чтобы я совершал божественные дела, возделывал добродетели, хранил заповеди и не двигался без руки святых, чтобы делатель зла, снова найдя меня пребывающим вне святой руки Божией, не похитил и опять не заставил меня совершать дела его.
Итак, те добрые и сострадательные земледельцы, приняв меня и взяв в свои руки всю мою волю, повелели мне немедленно упражняться в смирении и покаянии и непрестанно плакать.
Ибо, хранящие эти три добродетели и пребывающие в добром их делании, вскоре, как бы не замечая, возводятся к славе, очищению, бесстрастию и Божественному созерцанию; и не бывают более уловляемы руками ненавистника, но получают от Бога прощение всех грехов и согрешений и таким образом становятся сынами Вышнего и богами по благодати и достойными орудиями, совершающими всякое добро, лучше же сказать, божественные земледельцы наставляют и других на деяния поистине благие, на дела спасения.
Поверив им, послушайте все, и сотворив, и в руки этих земледельцев и рабов Божиих по повелению Его всего себя предав, я нашел все это непреложно сбывшимся на мне, и изумился, и кричу всем, громогласно взывая, и увещевая, и говоря, ибо я не могу похоронить этого молчанием: те, кто чувствует, что находится вне рук Божиих и святых Его, бегите, поспешите и прилепитесь к ним нерасторжимо, верою и горячей любовью и всецелым произволением, отбросьте всякое мудрование и свою волю и в руки их предайте души свои, как бездушные орудия, помимо их ничего совершенно не творя, не двигаясь и не действуя.
Мудрование же их да будет вашим мудрованием, а также и святая воля их да исполняется вами как воля Божия.
И таким образом, пройдя кратким путем и совершенно беспрепятственно, вы будете друзьями Бога Вышнего и в немного дней сделаетесь наследниками Царства Небесного и неизреченных благ.
Ибо вместе с тем как взойдете на этот правый путь, вы будете причислены ко всем святым и Он всех вас сделает блаженными.
И обо мне, более всех смертных согрешившем и прошедшем этим жестким, узким, кратким и безопасным путем, изводящим на широту Жизни Вечной, как показавшем вам его, помолитесь все, добровольно пожелавшие шествовать по нему и ревностно следовать по стопам Христа, чтобы и я, и вы оказались непорочно ходящими им до конца жизни; да и те также, которые желают увидеть Христа, чтобы вместе, с радостью оставив тела, пошли мы к нездешнему покою и к райскому простору и явились наследниками той жизни.
И неразлучные с Богом и всеми святыми во Христе, Единородном Сыне и Боге Слове с Божественным Духом, мы пребудем со Святой Троицей ныне и всегда и во все веки веков. Аминь. (56-й Божественный Гимн)
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|