Боже! Ты — Бог сердца нашего, Ты державно носишь его в руках Своих, являешь Себя в нём.
Люди, как и вся природа, действуют на нашу душу чрез внешние чувства и в этом отношении они (люди) ограничены, потому что не могут иначе иметь сношения с нашею душою, как посредством этих, так называемых, окон. Но Бог непосредственно действует на нашу душу как Бог, как Творец духов и всякой плоти. Я это чувствую, ощущаю, как чувствую, ощущаю, когда действуют на меня люди, природа, и в этом отношении да прославится над нами держава великого Бога и да заградит неверие, утверждающее, что Господа мы не видим, а потому и не знаем, когда и как Он действует на нашу душу; я знаю, совершенно знаю, когда Он на меня действует, хотя не знаю, как. «Глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идёт» (Ин. 3:8). Потому человек прежде всего должен отвечать Богу сердцем, а не чувствами внешними.
Исав и Иаков (sиmmariиm): видимое изображение той невидимой борьбы, которая бывает внутри нас между добром и злом. В нас происходит почти постоянная домашняя борьба: зло силится всегда перебить дорогу добру, первенствовать, а добро — злу и также хочет первенствовать; гордость хочет пересилить смирение; неверие — веру; самолюбие, ненависть — любовь к Богу и ближним; преданность воле Божией, покорность Его Промыслу колеблет малодушие, дерзкое недовольство делами Промысла; возмущение страстей — мир душевный. Что же должно быть следствием этой постоянной борьбы? Добро должно знать искусство запинать злу, низлагать его восстания в самом начале. Например, в тебе восстают помыслы гордости: не давай им усиливаться, а сейчас же пусть запнёт и положит на их место смирение; если помыслы неверия — пусть в то же мгновение поборет их вера; если ропот на Бога — пусть сейчас же запнёт их сердечная благодарность Богу за премудрые дела Его всеблагого Промысла. По природе нашей испорченной зло (Исав) имеет первенство, но по благодати - добро (Иаков). По справедливости должно запнуть его (Исава), ведь сыны света должны быть мудрее сынов века сего: добродетель — мудрее зла. Дальше что? Исав все-таки не остался без благословения и слезами вымолил у отца место в роде благословения.
Беда нам от греха: он бороздит, дерёт нашу душу на всём ходу нашей жизни, даже при делании добрых дел. — Иногда люди жалуются, что начальство или простые люди забывают всё хорошее, что они сделали, но помнят только худое и платят только за худое. Но верно слово Спасителя: «в ню же меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2; Мк. 4:24; Лк. 6:38). Ты Божии благодеяния тоже забываешь, а смотришь и ропщешь на Его наказания, которые хотя и тяжелы, а все — благодетельны по своим последствиям. Не жалуйся же, если и твоё добро забывают, а видят только твоё зло, которое есть действительно зло. — Как поэтому нам необходим Спаситель, Который бы постоянно спасал нас от греха и в здешней жизни, и совершенно избавил бы нас от него в будущей.
Если бы не умерщвлял грех, тогда не нужен был бы и Спаситель, но он убивает душу и здесь, и после смерти телесной — на бесконечные веки. Как поэтому необходим Спаситель. Кто этого не видит? Нельзя нам жить без Спасителя.
Молитва — драгоценнейшее сокровище для человека: произнесённая с верою и упованием на Бога, она прогоняет из сердца страсти, сердечные мучения и восстанавливает в душе мир и спокойствие. Поэтому, если какая страсть мучит вас, тотчас обращайтесь к молитве; если вам крайне не хочется молиться в это время, преодолейте себя, говорите Богу откровенно: «Господи! Вот я такой и такой, положим — гордец, завистник и самолюбец и прочего во мне крайне много, но Ты всё можешь, ты можешь меня очистить, преобразить; очисти же, преобразуй меня, исцели страсти мои». — Опыт.
Я причащаюсь Вечери Любви и — не имею искренней любви к ближним, не люблю их, как себя — ни с чем не сообразно. Да будет же для тебя Вечеря Любви побуждением к любви.
Другим побуждением да будут для тебя внутренние грызения страстей, например - самолюбия, ненависти, зависти и др. Ты знаешь, что страсти грызут душу, как лютейшие адские псы. — Принеси в жертву любви другим то, что для тебя немаловажно, что ценно: иначе чем ты докажешь любовь?
В чьём сердце живут страсти, тот не может быть способным к наслаждению чувствами (?) чистой, горячей любви, чувствами доброго, прекрасного, высокого.«Кое бо общение свету ко тьме?» (2 Кор. 6:14) И поэтому уже необходимо искоренять страсти. — Человек страстный — если служитель Божий, — или малодушен, или дерзок пред лицем Божиим и не может быть достойным служителем алтаря, если не изменится к лучшему.
Часто видим людей лёгкого характера, которые скоро зазнаются со всем, что их окружает. Если такие люди поставлены на высоте священства, то и тут, пред самым престолом Царя царей - также зазнаются. Но Царь царей державно вразумляет их, оставляя их только Своею помощию. Тогда они или предаются в «неискусен ум» и творят «неподобная (непотребное - от авт.)» (Рим. 1:28), или становятся как прах, «его же возметает ветр от лица земли» (Пс. 1:4), или лист, ветром носимый.
Человек страстный теряет дерзновение пред Богом и удаляет Его из сердца. Это бывает весьма ощутительно. Господь наказывает и одно поползновение ко греху: Он знает нас больше нас самих: «Болий есть Бог сердца нашего» (1 Ин.3:20). Это я ощущаю.
Когда я живу по законам Владыки моей жизни, мне бывает хорошо, я хожу в широте; а когда уклоняюсь от Его законов, согрешу, мне тяжела бывает жизнь, я хожу со стеснённым сердцем.
Когда начинает овладевать тобою какая-либо страсть, вспомни тогда Спасителя и призови Его на помощь: Он сейчас явится и избавит тебя от мрака и тиранства её. Говори Ему: «Вот, Спаситель мой, пришло время явить Тебе на мне милость и силу Свою; яви её, Человеколюбче!»
Господи! Страшная Жертва Твоя да будет для меня всегда велика, всегда нова, как она всегда для меня животворна.
Благодари всегда Бога за мир, которым ты теперь наслаждаешься, при вере в Него и помни, каково тебе было без Его мира. Ах! Что за мир Божий! Как он вожделенен, драгоценен для души нашей.
Слава животворящим Тайнам. Какой порядок, какой мир и спокойствие производят они в малом мире — человеке, который вообще так мало может похвалиться внутренним порядком и происходящим от него миром и радостию сердца! Как ощутителен, заметен во мне Господь по принятии Святых Тайн! Во внешнем мире я усматриваю Господа в изумительном порядке, стройном течении всех вещей великих и малых, в этом течении светил, в этом возникании и возрастании животных и растений, из коих каждый род знает сам себя без света разума, — и во мне я узнаю Его по сладостному согласию и миру душевных моих сил, по порядку духовной моей жизни.
«Не ктому за твою беседу веруем: сами бо слышахом и вемы, яко Сей есть воистину Свет миру, Христос» (Ин. 4:42), — говорили жене самарянской, рассказавшей о Христе-Мессии, когда жил у них Христос два дня. Так и мы сначала веруем в Господа за беседу других, именно за беседу святых евангелистов и апостолов, а потом и сами внутренним чувством сердца удостоверяемся в том, что Иисус Христос есть Свет миру и нам. Действия живущего в нас Христа опытно уверяют нас в том, что Он — наш Спаситель.
При встрече с нищими говори себе: «яко же очи» их «в руку» нашу, «тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:2), и не обленяйся никогда подавать милостыню.
Августа 28 дня 1858 года. Господи! Силою Креста Твоего, с сердечным вниманием и с верою изображаемого на груди и чреве, я выгоняю из сердца мучительный страх бесовский: слава державе Твоей, слава силе Креста Твоего, Господи! «Непобедимая, непостижимая, Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!
Имей всегда пред глазами зерцало совершенств Божиих: премудрости, благости, правосудия, всемогущества, всеведения, вездесущия, неизменяемости, чтобы тебе ходить во свете и исправить стопы свои. Если, например, ты преткнулся, согрешил и терпишь наказание за грех, внутреннее или внешнее, то вспомни, что Правосудный Бог, наказавши тебя здесь, не накажет в другой жизни. С правосудием, которое, впрочем, обезоружено уже для нас Сыном Божиим, представь Его благость, которая влечет нас к Богу с такою же силою, с какою правосудие устремляется на наказание грешника, даже благость скрывается в правосудие, чтобы, наказавши преступника, помиловать его помилованием вечным. «Аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец» (Евр. 12:7), — говорит Апостол.
Господи, носящий «всяческая глаголом силы Своея!» (Евр. 1:3) Поддержи и меня, падающего от уныния и малодушия. Ты поддерживаешь мою телесную жизнь: поддержи и духовную.
Как резко, осязательно различаются во мне два совершенно противоположных состояния: состояние благодатное, состояние мира и свободы духа, и — состояние безблагодатное, состояние мучения, скорби, тоски, рабства души! В последнее я повергаюсь, окаянный, жалкий, бессильный, каждый раз, как согрешу пред Богом, моим Праведным Судиею; в первом я бываю при искреннем, горячем раскаянии в моих грехах, когда слёзы текут из растерзанного скорбию сердца, когда Праведный Судия и Сердцеведец пременяется в любвеобильного Отца, с распростертыми объятиями принимающего блудного, обратившегося к Нему сына, и когда я удерживаюсь, по Его благодати, от грехов и делаю добро. Боже праведный! Тяжек жезл Твой, которым Ты поражаешь меня! Но да будет воля Твоя!
Господи! Ты знаешь, что я падаю невольно. Призри на моё старание не падать, призри на мои слёзы по падении; призри на мою радость, когда я при помощи Твоей преодолею себя, не поддамся своей слабости. †
«Сей род не исходит», — сказал Спаситель о бесах, вошедших в людей, — «токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21; Мк. 9:29). И точно, этот род исходит из людей молитвою. Люди не от мира сего знают это по опыту. Часто после усердной молитвы в минуты спокойствия душевного, в минуты свободы от искушений они с ужасом вспоминают о том страшном мучении, которое производил в них демон тёмный, и радуются, как бы спасшись от ада, когда он силою молитвы выйдет из них и Ангел мирный осенит их опять своими святыми и священными крылами.
Господи! Даруй мне слёзы оплакать моего духовного мертвеца — душу. С ужасом я вижу, что сердце моё умерло для веры, надежды и любви; ум помрачился: нет в нём святых созерцаний, нет в нём света истины; какой-то мрак бродит в голове. Господи! Да воссияет и мне, грешному, свет Твой присносущный!
Сладостный сон. Видел я во сне покойного Государя Николая (но как будто он жив и не умирал). Он обозревал свое царство; обозревая, зашел в дом к какому-то покровительствуемому им человеку (как будто Кудр. ?)), от которого узнал, что я оказал великодушный поступок кому-то поданием значительной милостыни. Был будто бы около этого дома и я: хотел я видеть царя. Царь горячо принял поступок мой с любовию и царственным видом попечения о всех своих подданных, приласкал меня царским словом, дал мне в награду какую-то бумажку, о которой я думал, что рубль(?), и — велел мне с ним идти и чай у него пить. Между тем будто бы я показал свою бумажку другим, и оказалось, что она — царский билет, по которому я мог из любого казначейства получить 160 рублей серебром, а другие говорили, что слишком. Так щедро царь наградил за одну милостыню. Вот я дождался, пока царь пошел домой; осклабясь (улыбнувшись - от авт.), посмотрел он на меня и пошел домой отдохнуть от трудов. Я шел вдали от него. Государь шёл как партикулярный чин: его никто не узнавал (так и мы не узнаем шествующего в нас Промысла). Пришёл он домой. Зашёл в царский дворец и я; тут нашел некоторых нищих и царских слуг, которые спросили, зачем я здесь, и я сказал зачем. Долго я ждал и хотел было уйти переменить свою нехорошую шапку, которую второпях взял у кого-то вместо своей; стали показываться князья, чтобы видеть, кого царь почтил такою милостию; явились из других покоев опять князья, со светлыми, осклабящимися лицами, добрые, приветливые, и спрашивали меня: «Что дать мне?» Я отвечал: «Папенька ваш приказал мне у него чаю напиться» . Явились и княгини с добродушным, весёлым видом и приветствовали меня. Скоро подали и чай, и я напился. А царя больше не видал. Жене я говорил: «Смотри, как Бог нас награждает за доброе дело, не станем же опускать случая сделать доброе дело никогда». Какую сладость чувствовал я от сна! Как долго следы его оставались в сердце!
Священное Писание — светило, сияющее в тёмном месте этого мира. Как многих оно просветило! Сколько людей заимствовало от него силу своего слова! Все великие проповедники церковные, все творцы духовных творений, в коих мы находим столько услаждения, столько возвышенности и красоты слова, образовались Священным Писанием.
Твои мучения после каждого греха и твоё спокойствие, твоя радость после сердечного раскаяния или после другого доброго дела, благопоспешество в делах означают то, что без Христа ты предмет тиранства диавола и страстей, а со Христом ты - чадо Небесного Царствия, блаженное, премирное.
Не отчаиваться в милости Божией после греха — прекрасное дело: Бог милует грешника, старающегося избегать греха и, однако же, часто обладаемого диаволом, если грешник не отчаивается в милости Божией, но уповает на неё. Диавол все употребляет, чтобы привести человека в отчаяние. Слава Тебе, Господи, милующему меня! А соборное служение — для меня камень претыкания.
Надобно, чтоб исходною точкою молитвы всегда было сознание своего окаянства, своей бедности, нищеты и слепоты. Наша плоть всегда готова говорить: богата я и ничего не требую — «богат есмь и обогатихся и ничтоже требую» (Откр. 3:17). Всегда она горда.
Как узнавать действия духа злого в человеке? «От плод их познаете их» (Мф.7:16), — сказал Спаситель. Если ты ропщешь, хулишь, то в тебе непременно бес.
К веществу мы привлекаем Духа во всех наших обрядах, будет ли это, например, вода или масло, или другая какая жидкость, или, например, хлеб и прочее.
Искренно, доброхотно принимай, собеседуй и провожай.
Надобно, чтобы сердце пред молитвою, как и во время молитвы, было совершенно проникнуто любовию к Богу и к людям, чтобы в нём отнюдь не скрывалась вражда на Бога или на людей ни под каким видом, например, под видом недовольства, ропотливости, любви к миру, ненависти, злобности, скупости — словом, чтобы оно было чисто от болезненных струпов греховных и от тли страстей. Если чувствуешь пред молитвою, что сердце твоё болит, ноет, что на нём как будто лежит какая тяжесть, препятствующая ему возвышаться горе, к Богу, тотчас постарайся ввести в него любовь к Богу искреннюю — и оно исцелеет. В молитве жизнь сердца имеет самое важное значение. Не подняться ему к Богу, если страсть какая будет гнести его. Верно слово, что «идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Помни, что ты ничто больше, как порождение истекшей влаги, и смиряйся.
Чтобы являться с любящим сердцем пред лице Божие во храм, надобно постепенно закалять его в любви дома и в обращении с людьми.
Истребляй червя самолюбия: он сильно подтачивает жизнь души.
Имей непорочную совесть и храни незлобие сердца.
Владычице Богородице! Утешение скорбящих, слава Тебе, благодарение Тебе! Ты муки сердца нашего претворяешь в сладостное спокойствие, бурю страстей — в тишину благодати Божией! Сердце лукавое непостоянное! Да не дерзаешь ты когда-либо отрицать явных милостей Царицы Небесной!
Не много говори на молитве устами — больше сердцем. Коли сердце горит, тогда хорошо и устам говорить. Но если придавлено, прищемлено каким ни есть грехом и язык одиноким болтается, то лучше ему не болтаться на грех.
Это только дело у тебя и есть (разумею службы и требы) - к чему же тебе торопиться, к чему поспешать? Совершай его как можно спокойнее, ровнее: оттого у тебя будет спокойствие и радость на сердце. Да помни же это, глупая голова!
Доколе не научишься при Божией помощи побеждать свои страсти, дотоле не преодолеешь чувства смущения, с тобою случающегося, потому что свойство страстей — смущать дух наш.
Как Бог, видя нашу веру и усердие к молитве, услаждает нашу душу и подкрепляет её в святом деле Своею благодатию, так и диавол, видя нашу слабость или слабое усилие в молитве, угнетает, поражает тоскою наше сердце и совсем расслабляет его для молитвы.
Не в том, так в другом месте пожар; не во мне, так в членах моего семейства лукавый раздувает пламень страстей. Неутомимо деятелен дух злобы.
Прекрасно провел я среду (3 сентября) - бодр, спокоен, весел был целый день. Отчего? От беспреткновенного служения, от бездействия страстей, от трудов ради Бога и, наконец, от поста. Пост — важное дело! Сохрани меня, Боже, так и впредь.
Пресвятая Дево Богородице! По Телу и Крови Сына Твоего, которых я так часто причащаюсь, дерзаю я назвать Тебя сродною мне! О Владычице! Ведь от Тебя это Тело и эту Кровь принял Сын Божий, ведь и то Тело и та Кровь Господа моего, коих я причащаюсь, одни с Телом Господа, Сущим на небесах. Как же мне не любить Тебя, паче же Сына Твоего, Бога Твоего и моего. О Владычице Пречистая! Даруй мне стать в спасительное сродство с Тобою не только по Телу и Крови, которые я часто принимаю недостойно, но и по вере, надежде и любви; даруй стать в спасительную близость с Тобою по мыслям и чувствам. — О Владычице Пречистая! Я нуждаюсь, крайне нуждаюсь в чистом сердце! Ты всё можешь, Всеблагословенная: можешь Своими всесильными мольбами испросить мне у Сына и Бога Твоего благодать сердца чистого, чтобы в нем жили вера, надежда и любовь; испроси же, Пренепорочная!
После причащения Божественных Тайн изменяюсь я чудным изменением. До причащения обыкновенно я страшусь себя, как чудовища, потому что вижу внутри себя бездну всякого зла, едва сдерживаемого, подавляемого напряжением к противоположным ему добродетелям, а после причастия я становлюсь чистым, кротким ангелом, что само по себе для меня невозможно; во мне затихает, замирает стоглавое чудовище греха, я уже не страшен себе, а совершенно доволен собою: такой во мне мир, такое чудное спокойствие! Слава, слава, слава Божественным Тайнам!
Что за чудо! Что за новость? Что за странность? Преткнулся я во время службы, и не раз, не два, а пять или шесть — и я спокоен; адский страх и смущение не проникли в мои кости, в мою душу. Разве Бог не остаётся всегда правосудным? Понимаю. Именно по Своему правосудию Он не дал лукавому огорчить, опечалить меня. Как же так? Сегодня день Ангела жены моей, день радости, а не печали. — (Чтобы не претыкаться, нужно оглядеться, и страх пройдет) Диавол хотел и сегодня повергнуть меня в печаль, в уныние, но не допустил Бог; лукавый мог только затмить ум, чтобы в темноте я преткнулся, но не мог, по милости Божией, предать меня унынию. Бог прогнал его.
Ты слышал, что не с тобою одним случаются преткновения во время службы, а и со многими другими, что смущаться и унывать от этого смешно и грешно, что принимать каждое преткновение близко к сердцу никак не должно, что как можно меньше надобно думать о том.
Чем ощутительнее след Господень в причащении, тем неизвинительнее самый мгновенный помысел неверия: он оскорбляет Господа и удаляет Его из нашего сердца. О! Что у меня за сердце! Оно, назло мне, идёт наперекор всему истинному, святому, оно вечно разногласит со мною. — О!
Кто даст мне источник слёз, чтобы выплакать мне грешное сердце!
Чтобы молитва или духовное чтение (например, из Священного Писания) принесли услаждение душе, нужно углубиться мыслию и сердцем в содержание молитвы или чтения: без этого условия не может быть услаждения.
При чтении какого-нибудь места из Священного Писания, нужно принимать живое, искреннее участие в том лице, о котором идёт речь или которое представляется говорящим, нужно быть на время как бы одно с ним, как бы одна душа, тогда чтение достигнет своей цели. Но оно не достигнет своей цели, когда читаемое место будет как бы чуждым для души читающего, когда он верою не примет участия в лице, о коем идет речь, когда он не станет в его положение, или лучше — во всё его положения.
Если во время молитвы верою Христа в сердце не введёшь, то к устам твоим Он не пристанет, хотя ты скажешь сто раз: Господи! Господи! И пользы ты от молитвы не получишь, потому что «духом и истиною» (то есть сердцем) «достоит кланяться Богу,» — говорит Спаситель (Ин. 4:24).
Молись не торопясь; за слова - размышлением и сердцем держись; на воздух их не бросай, воздух и без тебя наполнен всякими словами праздных людей, а твои слова все без остатка должны идти в тебя и напоять, питать твою душу. Горе нам от невнимательности сердечной во время молитвы: тогда как мы на устах носим молитву и сладчайшее имя Господа, Пречистой Его Матери и других святых, в сердце иногда бывает пусто, в нём водворяется мерзость запустения; а иногда и то бывает, что на устах Христос, а в сердце — диавол. Это бывает тогда, когда молится человек, преданный какой-либо страсти во время самой молитвы - например гневу, сребролюбию, зависти, ненависти к ближнему (также неверию, небрежности, холодности касательно веры).
Боже мой! Как велика потребность веры для сердца человеческого! Оно тоскует, тужит, когда сомнение проникает в душу, и перестает тосковать и тужить, когда возвратишь ему веру и прогонишь сомнение. — Оно жадно пьёт веру, как жаждущая земля влагу, и расширяется и трепещет от неё радостию. Так, Создатель, устроил Ты нас, что без веры нам жить невозможно, без веры жизнь не жизнь. — Господи! Насади живую веру в сердцах наших!
Да не касается ядовитая, душетленная пыль греха до сердца твоего ни под каким благовидным предлогом! Страсти обманчивы! Они непременно принимают на себя вид какой-то справедливости и — уловляют бедную душу в свои сети и мучают её, поймавши, как неосторожную птичку.
Во мне резко обозначаются царство света и царство тьмы - я вижу, где кончается одно и начинается другое.
Нищим давать, а от своих отгрызать — лицемерие (безумие - от авт.).
Написать рассуждение о молитве и добрых делах, без которых спастись нельзя.
Ты ищешь Бога часто вне, тогда как Он - внутрь тебя: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) (так же как и дьявол, и геенна - от авт.).
Христос — покой нашего сердца, нашей души, не только после смерти, но и при жизни: «Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Сладкие опыты в этой жизни — свидетельства также.
Бог испытует сердца и утробы. Это — истина не на вере только основана, но и дознана опытом.
Мы знаем по опыту, что от Бога нашего не может утаиться ни одна мысль, ни одно желание, ни один помысел — добрые они или худые; при добрых — у нас спокойствие в сердце, незазорность; а при недобрых, при худых — мучение сердца, зазорность. Мы ясно замечаем — то благословение или то проклятие Божие на нашей душе. А это и означает то, что Бог испытует наши сердца и утробы: «Болий есть Бог сердца нашего и весть вся» (1 Ин. 3:20).
Господи! Сотвори меня достойным совершителем таинств — искренним, твёрдым, богобоязненным. Без Тебя меня окружает мрак помыслов - в сердце бессилие, скорбь и теснота.
Как диавол силится утвердить в нас свое владычество! Удалось ему склонить тебя ко греху раз в чём-нибудь — он уже и вперёд отстаивает наше невольное поползновение ко греху и старается всемерно держать нас в плену своём. Всё он действует через помыслы - быстро, мгновенно, лукаво; потому побеждать его трудно, можно угадывать только, где его засада будет, но образ нападения невообразимо быстр и ловок: он вдруг (внезапно - от авт.) старается нападать на сердце и на ум. Но слава Богу, поддерживающему нас среди искушений врага. Много значит, что после искушения, которого мы не выдержали, но пали, не предаёмся унынию и отчаянию, не мучим себя бесполезно и не лишаем себя силы и бодрости делать дела своего служения.
Чтобы привести нас в смущение и отчаяние касательно немощи нашей совершить то или иное известное дело, на котором мы не раз преткнулись, диавол держит нас в страхе и смущении прежде начатия того же дела в другой раз. Но молитвою и крестным знамением, на сердце этот страх прогоняется и восстановляется в душе прежний мир и спокойствие. Это дознано опытом.
Почти вседушевно, всесердечно во святых Божиих, в особенности же в Матери Божией то, чего ты сам не имеешь - чистота, святость, смирение, величие души (ведь ты сам нечистый, грешный, низкий, жалкий по душевному состоянию). Приближайся молитвою и верою к их святыне, чтобы и на тебя от обилия их духовного света пал луч и озарил мёртвый мрак души твоей.
Говорят - а почему пророчества о Спасителе в Ветхом Завете неясны, а прикровенны и рассеяны по Священному Писанию? Потому что если бы они были ясны, то все узнали бы Спасителя по Его пришествии, а потому все почтили бы Его и не посмели бы Ему причинить никакого вреда - тогда не совершилось бы искупление наше чрез Его страдания и смерть. Надобно было, чтобы драгоценный бисер — Христос — был не узнан и повержен бесчестно для нашего спасения в землю - чтобы камень, бывший «во главу угла» (Пс. 117:22) был пренебрежен зиждущими. — А кроме того, где бы в таком случае было послушание вере.
Теперь тебе надобно упражняться прилежно в чтении Слова Божия, в молитве и в искоренении своих страстей, а потом уж, по обновлении души своей, заниматься проповедованием Слова Божия: «врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23).
«Насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя» (Ос. 13:6). Вот почему мы забываем Бога: мы сыты от даров Божиих и возносимся сердцами своими.
Да приидет прежнее время смелости и бодрости в служении; да не устрашает меня сердце моё.
Велики, неоцененны будущие блага, поэтому если бы нужно было купить их величайшими злостраданиями целой жизни — не должно отказываться от них, но с готовностию терпеть всё, подобно мученикам. Зато после всех злостраданий, после всех трудов приятно будет сказать: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecи ны в покой» (Пс. 65:12).
Торопливость и смятение при чтении происходят оттого, что хочешь вдруг обнять и выговорить всё, о чём говорится в молитве. Чтобы избежать этого, надобно понемногу брать слов и читать с расстановками, с отдыхом, иначе можно захлебнуться множеством слов, вдруг принятых, как захлебываешься водою, в большом количестве принятою в рот.
При Богослужении ради смирения помни - чем ты был и чем тебя Бог сделал. Помни своё детство, помни своё бедство, помни свою юность.
Сомнение или неуважение к святому делу нужно подавлять в самом начале и не давать возрастать им в душе.
Кровь Иисуса Христа - Сына Божия очищает нас от всякого греха. Эта истина не на вере только основана, но и на опыте. Я, грешный, очищался многократно от грехов и находил свидетельство в своей совести и в своем сердце об этом спасительном, радующем очищении.
«Да не будем надеющееся на ся, но на Бога Жива» (2 Кор. 1:9). Вкорени это в мыслях и сердце.
Кто гневается, тот горд. Брось ты гордость, самонадеянность, самолюбие.
Поспешное чтение от гордости, от пренебрежения.
Мир и всё, что в мире, — ничто; я — также ничто. Един Бог — Бытие и Полнота всякого бытия. Как младенцы без матери, так мы — без Спасителя.
Видит Бог, что ты как паук трудишься.
Имей всегда Бога пред глазами и не упускай Его никогда из виду. Ты всегда будешь победителем.
Вспомни, как ты постепенно получал способность мысли и языка (слова - от авт.). Как радовались родители, когда ты начал выговаривать первые слова, каким счастием они почитали это? А ты теперь забываешься, ни во что ставишь способность мысли и слова, потому что тебе Господь дал легко и мыслить, и говорить хорошо. За то тебя Господь наказал и наказывает. Будь благодарен Богу за Его милости.
Сегодня (24 сентября) я получил совершенную, полную радость о Господе. Не было ни малейшей тяжести на сердце: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Господь вселился в меня именно ради моего смирения. — Призре на смирение раба Своего, Господи! Научи меня смирению. 25 и 26, 28 и 29-го сентября) так же.
Не сомневайся о том, будет или нет Господь твоим Промыслителем, Помощником и Покровителем завтра. Если увидишь завтра, что солнце взошло над землёю и над твоею грешною головою, то это значит, что и духовное Солнце — Бог ходит над тобою; если промышляет Он о мире, то непременно - и о тебе.
Глубочайшее смирение, уничижение самого себя, преданность в волю Божию есть действительнейшее средство служить Божественные службы и причащаться достойно, животворно, сладостно животворящих Тайн.
Если веру, преданность в волю Божию во время Богослужения или совершения требы диавол будет стараться похитить из твоего сердца, скажи Господу: «Виждь, Господи! Я служу Твою службу; не оставляй меня», — а пред причастием, когда диавол будет стараться похитить у тебя веру и расстелить мрак в уме и сердце, скажи: «Виждь, Господи, вера моя ослабевает, затмевается; призри на меня оком благоутробным в минуты сии великие и страшные; Твои это Тайны, от Тебя да будет мне дарована и вера живая». Итак, никогда в служении Тайнам не полагайся на себя, на свои усилия, на свои доводы ума, даже не приводи текстов из Священного Писания, а положись на Бога: вера — Его дар; тем более ты не должен страшиться пред принятием Тайн, что вот-вот диавол похитит твою веру: не сильнее ли, «не болий ли, иже в вас неже, иже в мире» (1 Ин. 4:4), то есть диавол? Такая боязливость — от маловерия или безверия. — Если силён Бог творить Тело и Кровь из хлеба и вина, то силён дать и веру живую, несомненную. — Вспоминай чаще о чудесных последствиях причащения для души — и верь, что как в тебе Бог производит такие чудеса Святыми Тайнами, так и во всех, достойно причащающихся.
В сытом желудке диавол удобно гнездится.
Избегай душевного смятения; всячески старайся быть спокойным, бодрым, ровным.
Прежде всякого доброго дела внутренно помолись Господу Богу, чтобы Он помог тебе в пользу душевную или вместе и телесную совершить его. Это нужно для того, «да не надеющееся будем на ся, но на Бога» Жива (2 Кор. 1:9). — И самого малого дела не начинай без внутренней сердечной молитвы ко Господу; во всем надейся на Господа и ни в чем — на себя; весь ты — не свой, а Божий. †
Когда злой дух чрез смущение и боязнь, причиняемые им душе, будет лишать тебя спасительной, мирной надежды на Господа, скажи ты лукавому: «Бог удивлял на мне милости Свои в продолжение всей моей жизни непрерывно и это укрепляет мою благую надежду на Него - что Он и теперь, когда ты хочешь устрашить меня безнадежностию и отчаянием, удивит непременно милость Свою, только бы я обращал к Нему умные очи сердца, а ты, ничего мне не делающий, кроме смятения, омрачения и всякого зла, удались от раба Божия: Господь мой да проженёт (отдалит - от авт.) тебя, как Он прогонял тёмную вашу силу во время земной Своей жизни. — Ты хочешь лишить меня и веры в Господа, но почему не лишаешь меня и веры в себя? Зачем я ощущаю твои ядовитые, мертвящие душу прилоги (порочные помыслы - от авт.)? Ужели ты думаешь, что твои следы я чувствую в себе, а сладчайших, животворных, радостных следов моего Господа я не чувствую? Прочь, ничтожная, разрушающая всякое добро, тварь! Мой Бог распространяет всюду добро и радость, и даже и во мне, когда я прилепляюсь к Нему верою».
Священнику. Если лукавый будет устрашать тебя продолжительностию молитв при какой-либо требе и отнимать у тебя надежду на ровное, спокойное прочтение их, скажи ему: «Отчего же я не страшусь продолжительности домашних, уединенных молитв и говорю их спокойно, ровно, неспешно? Отвечай мне на это. Чем ты меня смущаешь? Присутствием множества народа? Но если я делаю святое дело, зачем смущаться мне народа? Не безрассудно ли это? Или ты тут действуешь моим собственным, внутри меня скрываемым недугом, разумею, человекоугодием, побуждая меня ускорить молитвы ради ленивых людей, мало или вовсе не понимающих совершаемого мною святого дела, или пропустить кажущиеся тебе или им неблагозвучные для растленного слуха слова? О! Если так — я сам виною всего; сам ношу в себе, в своей душе, духовный кинжал, убивающий мою душу, сам гублю себя. Если так, то я безумный гордец и глупец, потому что истину Божию применяю к растленному чувству человеческому, меняю Бога на людей; стыдясь людей, не боюсь Бога! Да страдает же в таком случае сердце моё страданием адским и да научится чрез то всегда быть верным истине Божией пред лицом непостоянного, грешного света, рода прелюбодейного и грешного. Да помню я всегда слова Спасителя: «аще кто постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, то и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8:38).
Без веры и надежды на Бога я влачу бедственное бытие, а с верою и надеждою на Него, особенно при правоте сердечной - я блаженствую и радуюсь.
Человек, не терпящий нужд, скорбей и несчастий в жизни, редко может с горячностию сердца молиться Богу, ибо молитва, горящая верою, упованием и любовию к Богу - возносится от души, сознавшей свое окаянство, свою нищету, слепоту и наготу без Бога и потому умоляющей Его напомнить вопиющие недостатки свои. Я слыхал от некоторых малоумных: «Зачем нам молиться Богу, когда мы ни в чем не терпим нужды, когда у нас всего в изобилии и, кроме того, мы здоровы и веселы?» Это голос плоти, которая всегда горда и думает, что все блага, коими она пользуется, снисканы её благоразумием и усилиями. — Оттого-то, чтобы заставить человека молиться с горячностию, с крепкою верою и живым упованием на Бога, надобно лишить его тех благ, которые он считает своими и которые надмевают его; чтобы он узнал, что такое нужда, что такое он сам, как он ничтожен — в собственном смысле, без Божиего благословения и помощи, надобно иногда лишить его или имения, или здоровья, или члена какого-либо телесного, например руки, ноги, глаза, слуха, или способности слова, или сокрушить сердце тяжкими, адскими страданиями, предвестниками действительных адских страданий. Тогда-то он взмолится Подателю всех благ Богу, тогда-то признает над собою Его державу, царство, силу и славу — тогда-то он узнает потоки слёзные.
Если уста твои говорят: Господи, помилуй, а сердце и не знает, в чём тебя Богу миловать, то молитва твоя — грешная, устная, а не сердечная. На молитве сердце должно быть непременно всегда проникнуто скорбию о грехах. — Точно так же если устами ты благодаришь, а сердце остаётся нечувствительным к тому, что произносят уста, то опять молитва твоя недостойна Бога: благодарить нужно сердцем прежде всего; уста — слуга сердца. «От избытка сердца уста глаголют» (Мф. 12:34; Лк. 6:45).
Прекрасное и боголюбезное дело — представлять, чрез какой ряд происшествий в жизни достигли мы настоящего своего положения, потому что часто, представляя себе живую связь происшествий, составляющих жизнь нашу, мы приходим к мысли о своем ничтожестве и смиряемся пред Богом, а Ему, Создателю, необходимо восписуем все сцепления многообразных путей или событий, которыми Он вел нас к настоящему положению. Итак, буду представлять себе происшествия. Сначала я был семенем отца, потом это семя упало в землю матери, в которой я зачался, или, что то же, в которой Бог положил начало, основание настоящему моему бытию; потом Божиим промышлением я стал возрастать в утробе матерней и был чужеядным животным, как глиста, питался соками матерними; после же того, как я образовался в художественной храмине матери, я вынесен был на свет как готовое художественное произведение моего Творца; жизнь моя отделилась от жизни матерней, и я вступил в общество людей; меня сопричислили к числу их и дали мне имя совершившегося здесь, на земле, человека и перешедшего в другую жизнь, чтобы я знал потом, что мои превращения ещё не кончились и что после утробы матерней, после этого света и тёмного недра могилы я буду обитать бесконечные века в светлых обителях неба — там, где Творец мой, на славу Которого я буду взирать тогда откровенным лицом, а не гадательно, как ныне. — Как велика была немощь моего младенчества! Сколько слёз пролито мною тогда как бы в знак того, что и последующая жизнь моя будет также достоплачевна и исполнена слёз и рыданий! Каких трудов стоило моей матери вскормить меня, возрастить меня! Сколько забот обо мне сокрушало сердца моих родителей? Буду ли я здоров? Как я буду учиться, доучусь ли до окончания курса? Чем я буду потом: буду ли я их помощником на старости или беспутным, неблагодарным сыном? — И что же, о Господи, сотворил Ты со мною, ничтожным? «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости» (Исх. 15:6). Кто мог вообразить тогда, что я буду тем, чем есмь теперь? «Десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя» (Ис.117:15). — Благодарю Тебя, Господи, от всего моего сердца и молю Тебя: даруй мне помнить постоянно возникновение своё из ничтожества, немощи моего детства, трудность моего воспитания, незнатность моего происхождения и чтобы всегда смиряться, благоговеть пред Тобою.
Читая Священное Писание или творения святых отцов, откажись от собственного знания, от своей мудрости и читай то и другие как невежа, как неученый, как дитя, начинающее учиться.
Прекрасное и благоразумное дело — не возмущаться от помыслов при чтении молитв или священной какой книги. — Помыслы — дело диавола: Что это и правда — легко догадаться из того, что пустые, не назидательные, но остроумные, смешные чтения бывают всегда легки и при них не лезут в голову (порочные - от авт.) помыслы.
Когда ты станешь на молитву и сердце твоё окажется гордым, не нуждающимся в молитве или во испрашиваемых произносимою молитвою благах, вспомни ты тогда дни горьких искушений в твоей жизни, минуты слёз и рыданий и этим воспоминанием смири своё сердце: тогда воспрянет оно к молитве и понадобится она ему, как мать, нежно любящая дитя своё и не дающая его в обиду врагам.
Сильные и богатые века сего, живя в великолепных, позлащённых чертогах, тщеславятся ими и не хотят подумать о том, из какого множества самых простых материалов составлены их чертоги: они видят только блестящую отделку или блестящую наружность. Но что великолепные чертоги у сильных и богатых века сего — то для большей части людей их тела; они гордятся часто красотою, изяществом форм своего тела и не хотят подумать о том, из каких простых, грубых начал составлены Творцом их прекрасные тела, а если ежедневное напоминание природы об этом и даёт им мысль о грубости состава телесного, то скорее стараются забыть о том и перенести мысль свою опять на свою красоту. Да не забываемся, да не обращаем повода к смирению в предлоги гордости.
Тут-то и покажи своё мужество - где враг устрашает тебя. Без того не будешь мужественным христианином.
Господи! Даруй мне, когда я буду висеть на кресте болезни или какой-нибудь скорби, говорить Тебе, подобно разбойнику, висевшему на кресте: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» — и скажи Ты мне тогда в душе моей, как и ему сказал: «Днесь со мною будеши в раю» (Лк. 23:42).
В последнее время пред страшным и славным пришествием Христовым диавол усилит свое коварство и злобу над людьми до последней возможной степени силы, какую может собрать в своём тёмном царстве — так, что почти истребит веру во Христа на земле. «Сын Человеческий пришед, обрящет ли си веру на земли?» (Лк. 18:8)
Забудь думать, что ты можешь делать своими силами что-нибудь доброе: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), — говорит Спаситель, а слова Его — истина. Поэтому избавь себя от труда заботиться, как тебе совершить беспреткновенно, во славу Божию, ту или другую службу, а положись во всем на Бога; скажи Ему для умоления Его прийти на помощь к тебе Его собственные слова: «Вот Ты Сам, Господи, сказал, что без Тебя мы «не можем творити ничесоже»(Ин. 15:5); верою убо моею объем в сердце моем Тобою реченное, молю Тебя: буди со мною при отправлении мною служб Твоих и отгоняй от меня всегда возмутительного и злобного духа, творящего смущение духу моему и мрак свой адский расстилающего в уме моём и в сердце в то время, когда я совершаю святые Твои службы, и тяжёлым сомнением налегающего на мою душу. Даруй мне и веру живую, и упование твёрдое на Тебя, Боже мой. Да сими двумя твердынями возмогу обратить ни во что же все козни хитрого врага моего. — Вера и упование — от Тебя, Твои дары и знаменуют рабов Твоих; а неверие, или сомнение и отчаяние, или безнадёжность — от диавола и знаменует слуг его или, по крайней мере, от людей, неискусных отражать его прилоги и, значит, неискусных в вере и надежде на Бога».
Скажи злобному духу, когда он будет возмущать твою душу: «Прогоняет тя Иисус Христос». Возьми твёрдую решимость все молитвы читать по слову - спокойно.
Кто, отведавши сладкого, хочет горького? Ты изведал сладость быть в любви у Господа, изведал и горечь прилогов диавольских: беги же ко Господу, в объятия Его сладчайшей, животворной любви всякий раз, когда почувствуешь в себе яд угрызения злого духа: «Мне прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование» спасения моего (Пс. 72:28).
Если ты во всем положишься на Бога, всесильного Помощника, то и часа смертного не будешь ты бояться, потому что Господь как чадолюбивый Отец, верно, приготовит тебя к кончине, как должно, и даст самую кончину христианскую, безболезненную, непостыдную и мирную. Он премудр и всеблаг - знает, как лучше устроить обстоятельства твоей жизни, и хочет устроить их как можно лучше (для спасения- от авт.), чтобы ты больше мог угодить Ему.
Заниматься постоянно одним и тем же делом, например - чтением или другим чем - нельзя, т. к. это противно природе, которая требует непременно отдохновения. Святые отцы разнообразили свои подвижнические труды. Святой Григорий Богослов говорит о себе, что он свободное время от трудов своих посвящал прогулке и спокойному созерцанию. Так и ты веди себя - разнообразь свои занятия, а над одним чтением не сиди. Такой распорядок занятий даст тебе и энергию в деле и сообщит душе удовольствие и весёлость. А без него ты будешь тратить по пустякам свои труды, потому что к одному и тому же делу естественно ослабляется внимание - если оно постоянно пред глазами.
Ты имеешь великих, доблестных наставников в благочестии: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других. Потому, если ты вознерадеешь о своем научении, то ты истязаем будешь на Страшном Суде гораздо строже собратий своих, кои не имели таких учителей.
Предоставь Господу строить здание твоего спасения и не ропщи, когда по-видимому Он не так, как бы следовало по твоему расчету, кладёт камни в твоём здании (речь здесь идёт о послушании и доверчивости - от авт.).
Какое бы ты ни сделал доброе дело в благодарность Господу за Его бесчисленные и величайшие к тебе благодеяния, скажи сам себе: это — капля из океана, то есть самое ничтожное пожертвование моё из бесчисленных даров мне Господних. От Господа я имею бытие, а с бытием все силы, способности и всё, что у меня ни есть, кроме греха.
Бытие невидимого Бога и злых духов и из того, между прочим, я познаю, что эти последние всеми мерами стараются мне препятствовать достойно служить Богу, производя в душе моей помрачение ума и смущение сердца и самые уста мои как бы сжимая, чего никогда не бывает кроме Богослужения.
Для приведения себя в глубочайшее чувство смирения на молитве и во всякое другое время мысленно обращай себя в ничтожное семя, из которого ты вырос, и в земной прах, в который ты некогда распадешься.
Я знаю по опыту, что Ты — всеведующий и праведный Судия. И отчего же я так в борьбе со грехом обессиливаю, когда мне следовало бы укрепиться мыслию о Твоем всеведении и правосудии и не поддаваться греху. Отчего я падаю? Путь к искушению? От маловерия — отчаяния. Вера и надежда на Господа всё превозмогают. Не выпускай из мысленных очей Господа, представляй Его всегда при себе, готовым помогать тебе по твоему слову, по твоему искреннему желанию — и ты всегда будешь торжествовать. — Что делать? Такой закон у Господа, что «вся возможна верующему» (Мк. 9:23), а неверующему или сомневающемуся ничего нельзя сделать.
Когда я был невинным дитятей, тогда я был счастлив любовию своей матери, а теперь я счастлив только любовию Божией. Худо мне, когда я выпаду из любви Божией.
Молитва, произносимая спокойно, с сердечным вниманием, имеет удивительную силу успокаивать возмущенную душу.
Стоя на молитве, не думай, что ты один молишься - ведь с тобою в одно время миллионы преклоняют колена пред Творцом.
Ты требуешь от себя совершенства? Это — глупая гордость. Вспомни, кто ты: ты — плод не очень-то плодоносной смоковницы, не очень здорового дерева. Могло ли дать тебе это дерево то, чего оно само не имело? Только благодать Божия может чудесно претворить тебя в человека обновлённого, святого, при твоих собственных трудах самоуничижения и самопринуждения к добру.
Молиться непременно нужно от всего сердца, иначе молитва оставит в сердце одну тяжесть и томление.
Не надобно удивляться странным, греховным случаям, бывающим с тобою, смущаться и малодушествовать от них (это гордость), а смиренно молиться Богу, без воли Которого ничто не бывает, и иметь всегда дух мужественный. Мысли святого Аввы Дорофея.
Спокойно (лучше с радостию) претерпевай искушения и скорби - они никогда не бывают продолжительны и всегда спасительны.
Не забывай, что молитва очищает грехи - это показывает и лёгкость на сердце после молитвы...
Нынешнюю ночь святой Хранитель учил меня противиться при чтении молитв злому духу поспешности и смущения, и я хоть с трудом, однако же твёрдо и с сердцем читал молитвы при венчании. Дело Божие. Сон оправдался делом.
В молитве молящегося должны следовать: сначала вера, потом мысль, затем уже слова, а кто зачинает словами и продолжает также одними словами свою молитву со стеснёнными мыслию и сердцем, тот не получит от молитвы пользы. — Удивительно, как близок к верующему Бог - ты ещё не успел призвать Его, а только верою пожелал иметь Его при себе, а Он уже тут и дарит тебя Своим небесным миром.
Если немощь плоти требует наглядного представления вездеприсутствия Божия, то представь для неё это вездеприсутствиё под образом умного, беспредельного океана (3 Цар. 19:12), тончайшего эфира, но образ не принимай за Самый Предмет, Который везде находится и всё проникает и в то же время ничем не ограничивается; в Котором живут и движутся все миры, все твари (и ты) и без Которого нельзя представить никакой жизни; Который всегда при тебе, но часто, и находясь при тебе, как бы не был при тебе, потому что ты неверием, маловерием или другими грехами преграждаешь доступ Его к тебе; Который каждую минуту, как струя окружающего тебя воздуха, готов, при твоей готовности, влиться в тебя, в душу и разлить сладость во внутренностях твоих, как и действительно часто вливается и вдруг, мгновенно разливает в душе животворную теплоту, свет, сладость, мир, радость; к Которому когда бы ты ни воззвал с верою, всегда воззовешь в самые Его уши, а никак не мимо; Который непостижимо, но истинно и существенно действует на умы и сердца всех земнородных; Который по Своему вездесущию во всей вселенной предлагает Себя в пищу на алтарях христианских храмов и чрез видимые Тайны невидимо, но осязательно для души переливается в души верою причащающихся христиан; Который везде, на всяком месте, но к Которому без ключа веры нельзя попасть и с Ним соединиться; Который верующему даёт всё, а от не имеющего веры отнимает и то, что «он мнится имети», Который всегда стоит при дверях сердца каждого человека и толчёт в него, ожидая отверстия их ключом веры, надежды и любви.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |