|
Основной раздел
17. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-8.
Сильный и хитрый бесплотный враг всегда силится противопоставить вере — неверие, надежде — отчаяние, любви — ненависть и странным образом перепутать, перемешать эти добродетели с противоположными им — неверием, отчаянием и ненавистию; как часто бываю я попеременно то верующим, то как бы неверующим, хотя я стараюсь удержать похищаемую у меня веру; то надеющимся, то отчаивающимся и больше отчаивающимся, чем надеющимся, то любящим, то ненавидящим и больше возбуждающим в себе любовь, чем действительно обладающим ею. Боже мой! «Что сие еже о мне бысть таинство?»
Не бегай от унижения ради Бога, а ищи его: говори нарочито медленно молитвы пред народом, чтобы осудили люди, а похвалил Бог.
Слава Богу, что Спаситель мой становится потребностию моего сердца, что я не могу жить без Него, что я гоняюсь за Ним, как дитя за оставляющей его матерью. Дитяти больно, когда мать намеренно оставляет его за какие-нибудь проступки и мне больно, когда Спаситель оставляет меня, оскорблённый какою-нибудь нечистотою моего сердца.
Вера взывает к Богу громко, неотступно, как слепец иерихонский, а неверие молчит или при самой молитве двоедушничает, лукавит, претыкается, мешает.
Слава Тебе, Боже, чудно изменяющему меня чрез молитву и в особенности чрез приобщение животворящим Тайнам! Что за спокойствие чудное! Что за радость небесная! Воскресенье, 12 октября.
Священнику. При службе живою верою и любовию обнимай Бога и народ — помни, что ты ходатай о народе пред Богом. Священник должен быть проводником милостей Божиих к народу, принимаемых от него чрез молитву живой веры, должен особенно в благости уподобляться Богу, чтобы, будучи сам благ, мог с несомненною верою испрашивать у всеблагого Бога всяких благ для вверенного ему народа. — Не оттого ли, что мы сами недобры и Бога в слепоте своей, в злобе своей представляем как бы недобрым, не веруем, что Он как Отец готов всё даровать нам, по нашей вере и молитве? И только ожидает от нас как от добрых детей этой веры и молитвы. Сделайся и сам благ — тогда ты поверишь, что Бог всё даст тебе по твоей молитве. То и есть вера, когда человек молитвою всё надеется получить от Бога.
Священнику. Носи в сердце всегда Христа, особенно во время служб. Он — жизнь и сладость нашего сердца. Когда эта сладость в сердце есть, тогда легко и спокойно будешь отправлять всякую службу, хотя бы она была и продолжительна, а когда этой сладости — Христа нет в сердце или когда место его занял диавол (а он бывает в сердце человека, одержимого страстию), тогда тяжело тебе будет отправить и самую краткую службу и ты будешь смутен, будешь торопиться, препинаться, не радеть о службе, и во время и после службы у тебя на сердце будет тяжесть, тоска смертная; не рад ты будешь сам себе.
Что для животного пережевывающего жвачка, то для души моей Христос. Когда животное потеряет, жвачку, тогда оно тоскует и болит; так и я, когда потеряю чрез грех Христа, душа моя тоскует и болит.
Раб Христов никогда и ничем не должен возмущаться, потому что Господь его есть «мир, превосходяй всяк ум» и «веселие неизреченное» (Флп. 4:7); а Он живёт в верном рабе Своем; значит, живет в нём и мир, и радость Его. Смущение значит потерю Христа, выпущение Его из виду: смотри на Него неуклонно — и никогда не смутишься.
Священнику. Когда призовут тебя молиться об упокоении души другого, молись о ней как о своей, с самым искренним чувством, с самою живою верою: Представляй в это время бесконечную благость за нас Пострадавшего и Воскресшего — и умоляй Ее Благость (это относится к любому христианину - от авт.).
Когда борет тебя на молитве дух лености и поспешности, смотри - имей терпение противиться, будь медлителен в это время: поспешность тут портит дело.
Святые мученики, взирая умом и верою ко Господу и горя любовию к Нему, были тверды и неподвижны как наковальня - против всех искушений, устояли мужественно против всех ужасов злобы тиранов. А я, грешный, взирая умом и верою ко Господу, по крайней мере, становлюсь спокойным, когда дух смущения и боязни борет меня при отправлении служб.
«Буди верен» (Мне) «даже до смерти» — говорит Спаситель — и «дам ти живота венец» (Откр. 2:10). — Даруй мне, Господи, быть верным Тебе во всех обстоятельствах моей жизни, при всех, даже маловажных по-видимому случаях. Часто вера наша подвергается искушению, и часто мы оказываемся неверными Спасителю. Но буди верен Ему до смерти.
Надо с крайнею осторожностию и разборчивостию употреблять яства и пития. Лукавый ставит сети и в пище, и в питии. Недаром Спаситель предостерегает нас от искушений такого рода: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством...» (Лк. 21:34). — Сегодня чрезвычайно отяжелело сердце моё от употребления пива после вечерни и мочёного яблока, а потом вечером — молока. Будь внимателен ко всему. Везде может запутать неосторожного лукавый. А он так запял меня сегодня, что я едва мог молиться и не мог поднять свободно ума и сердца горе.
Тебя враг низлагает на окончательной молитве утренней от того, что не возлагаешь упования на Господа. Положись совершенно на Господа — и будешь спокойно и ровно говорить её.
При чтении молитв не выходи из себя, но входи в себя. Понимай, что говорится: есть на Кого тебе надеяться при отправлении служб, чтобы никогда не претыкаться. Иисус Христос есть Гора, на которую ты можешь всегда опираться своими мыслями и сердцем. Он — вечен и всесилен.
Что значат чудотворные иконы Богоматери и их явления? Значит то, что Владычица и Мати нашего Избавителя слышит всегда молитвы, во смиренном сердце с верою Ей приносимые пред Её иконами, и на некоторых из них оказывает видимые знаки Своего благодатного присутствия. — Как же должны быть почтенны образы Богоматери в глазах молящихся? Невидимая благодать Её присуща Её образам, особенно если они писаны рукою благочестивого человека.
Как на войне с сильным неприятелем сам царь находится при войске и своим присутствием ободряет воинов к мужественному нападению на врагов и как бы говорит: «Сражайтесь храбро, мужественно; вы сражаетесь за веру, меня и за Отечество; я — ваша награда!» — и воины храбро, с пренебрежением к своей жизни бросаются на врага и часто опрокидывают его смелым натиском; так и Царь Небесный, вводя верных рабов Своих в борьбу с сильными врагами — бесплотными духами злобы, Сам находится при них и, ободряя их, говорит: «Ведите брань мужественно, взирая очами веры на Меня, всесильного Помощника» — и те, которые имеют пред очами Господа, всегда побеждают своих врагов. А те, которые опускают Его из виду и остаются только при своей немощи, бывают побеждаемы. Но отчаиваться не нужно и в этом случае: хитрого и сильного врага, каков диавол, победить можно не вдруг. Да и Спаситель знает нашу немощь - потому Он исподволь вводит нас в брань с врагом, попуская нам быть побеждёнными, чтобы таким образом приучить нас падениями или поражениями возлагать упование на Него, всесильного Заступника.
«Вся могу о укрепляющем мя Иисусе» (Флп.4:13). Он — невидимая стена моя, которая твёрже всякой видимой стены, в Него я упираюсь моею верою и надеждою, и стопы мои исправляются, не запинаются, как бывает это, когда я по слепоте своей выпускаю Его из виду и теряю надежду на Него. Я чувствую, что с Ним хожу в широте, на спасительной свободе духа. Всё мне с Ним легко.
Останавливайся чаще мыслию на двух великих переворотах в нравственном мире: на падении бывшего, бессмертного человека и последовавшей после падения смерти — и восстановлении его и даровании ему вечной жизни чрез страдания, смерть и воскресение Христа. — Размышляй об этом.
Братия! Эта самая душа, которая так страшно мучается иногда здесь, терзаемая совестию за грехи, непременно будет существовать после смерти и мучиться ещё страшнее, ещё ужаснее. Из настоящих мук познайте будущие. — Если в природе собственно ничто не умирает, то есть не уничтожается, то уничтожаются ли тем более ваши души, ваши дела?
Благодать Божия вселяется в меня тогда, когда я смирюсь до крайности, когда признаю себя окаянным, ничтожным. Где начинается наше ничтожество, там же начинается и Божие в нас величество. Крайне остерегайся оскорблять Господа после причастия каким бы то ни было грехом, особенно поспешностию при исправлении треб. Хотя и долго, но читай по слову молитвы.
Как верно Господь достигает Своей цели — обновления нашего растленного естества чрез Свои пречистые, животворящие Тайны Тела и Крови. Если я достойно причащаюсь - я видимо обновляюсь, оживаю после смерти греховной: в моём уме — свет, в сердце — мир, радость о Дусе Святе, я познаю опытом благое иго и лёгкое бремя моего Господа, животворно касающегося умерщвленной грехом души моей. А как боголепно Господь всегда являет Себя в животворящих Тайнах: чтобы причаститься их достойно, человек всегда должен по возможности приблизиться к Богу верою, смирением, простосердечием и чистосердечием. Причащаясь Его Тайн, я вижу, что Он всегда неизменен, Его величие в Тайнах всегда одинаково: душа моя посрамляется, причастившись недостойно, а если достойно — то торжествует и веселится. Его держава, царство и сила над нашими душами всегда одинаковы; Высокодержавный Господь в Своих пречистых Тайнах всегда равен Себе.
Во время премирного состояния веры и после достойного, животворного принятия пречистых Тайн кого боюсь я как врага, который лишает меня этого состояния? — Неверия. Значит, неверие само себя изобличает: оно мучительно для души. А следует ли бояться неверия при вере? В нас должно быть столько упования на Бога, чтобы не опасаться, в надежде на Него, при вере нашей в Него, неверия. Но если ещё в нас надежда не возросла в такую меру, то бояться неверия нужно только для предосторожности, чтобы по нашей невнимательности не вкрались помыслы неверия и не лишили души премирного состояния веры. Страх для человека, не утвердившегося в вере и уповании, всегда необходим.
О! Какую сладость, какой мир разлило во мне причащение животворящих Тайн! Я молил Бога, чтобы Он сподобил меня пред кончиною моею причаститься их так же достойно, так же животворно, чтобы, «аще и пойду посреде сени смертныя» (Пс. 22:4), — мне не бояться с моим Господом никакого зла.
Представляй всегда Господа одесную себя как вездесущего, особенно во время службы: Он с тобою и чрез тебя всё делает, как Он Сам знает. Ты не испытывай образа Его действий, доверься Ему совершенно, как работное орудие.
Когда при чтении молитв будешь искать Господа, то не ищи Его далеко - Он тут, в самых словах молитвы. Только внимай им сердцем — и Господь перейдёт и в твоё сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий.
Лучше пять слов сказать с разумом, нежели тьмы слов болтающим без разума языком.
Молясь по готовым молитвам, надобно непременно молиться для душевного спокойствия и благоуспешности - духом, а не языком только, и не нужно выпускать из виду Господа. Несомненно, что Господь оставляет меня, когда я оставляю Его при чтении молитв моими неверием и неблагоговением, и оттого язык мой иногда изменяет мне, как ретивый, необузданный конь, и дух мой поражается стыдом и смятением.
Живая вера такую силу имеет при молитве, что и отяжелевшее от пищи или от усталости тело может, так сказать, окрылить, оживить, облегчить и сделать покорным слугою душе. А что если при вере будет и тело легко от умеренности в пище? Тогда животворная теплота веры совершенно проникнет и во все кости его и сделает молитву приятнейшим занятием.
В молитве по книге надобно выговаривать каждое слово, прежде обнявши его умом и положивши его на сердце.
Удивительно спокойно, ровно и твёрдо служу я, когда взираю умом своим к Богу.
«Упование не посрамит» (Рим. 5:5), — уверяет Апостол; упование не посрамляет: изведал ты собственным опытом; верь же, что и впредь оно не посрамит. Ты еще раз изведал, как мучительна безнадёжность, отчаяние; не имей же глупости вперед отчаиваться. При неожиданных обстоятельствах, пролагающих путь к безнадежности, надобно покоряться им.
Отчаивающийся в помощи Божией забывает владычество, всемогущество и благость Божию. Бог испытует сердца и утробы. Как часто я замечаю в себе испытания Божии. Он испытует строго, точно, до малейшей нечистоты. Суд Его в нас ежедневно производится, Суд праведный, неумытный (от слов мытарить/взимать мзду - от авт.), радующий или карающий. — Как силён в нас невидимый Бог, Невидимый в невидимой, то есть в душе.
Чудная сила Честного и Животворящего Креста! Крестообразными движениями руки я скоро прогоняю муку моего грешного сердца. «Непобедимая, непостижимая» (но действенная), «Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»
Такое лёгкое испытание твоего упования послал тебе Бог — и ты не выдержал, пал. Как ты оскорбляешь этим Творца Бога, Которым ты живёшь, движешься и существуешь? Что, если бы Он потребовал от тебя подвига мученического: не отчаялся ли бы ты тогда совсем, была ли бы мера тогда твоему малодушию и робости? Если «О мале ты» не «был верен» (Мф. 25:21), то как бы перенес ты многое? — Но смотри, как Господь милосерд, как Он подкрепляет имеющих на Него хотя слабую надежду, как Он прощает ради Тела и Крови Своей наше низкое малодушие! Ты причастился, и после причастия укрепились твой ум и твоё сердце: ты нашел упование и по уповании благополучно кончил неблагополучно начатую и продолженную службу. Господь даже отъял страх и мучение от твоего безнадёжного сердца! Страшно и странно, как меняются во мне упование и безнадёжность! Отчего во мне такая бывает слепота, такое непостоянство! Видно, только живая вера и надежда на Бога делают нас постоянными и мужественными, как это видно на святителях, мучениках, преподобных и праведных. — 19 октября. Смотри, скоро стрелы гнева Божия достигнут и тебя.
Спаситель потому о Дусе Божием изгоняет бесов, что Дух Святой — одного существа с Сыном.
Действия внутри нас страстей подобны пламени, охватывающему внутренние стены здания, или воспалению в какой-либо части тела. Они жгут разрушительно душу и тело. А огонь благодати Святого Духа приятно и животворно согревает душу - попаляет грехи её.
Слава Тебе, Владычице моя Пресвятая Богородице! Твоими молитвами, Твоею милостию я ныне благодушествую; душа моя свободна и легка, мир и спокойствие в моём сердце. Слава Тебе, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Заступила Ты меня, окаяннейшего грешника, пред правосудием Сына Твоего и Бога нашего и милостивым сотворила Его мне, худейшему всех. — Как явна благодать Твоя для души моей от песненного прославления Казанской иконы Твоей! Октября 21 дня 1858 года.
Скорбь и тоска сердца, происходящие от прилога диавольского и наводящие на душу уныние и страх, проходят от призывания имени Господа Иисуса Христа и от размышления о Его искупительных заслугах. Также от воспоминания о Пречистой Его Матери и святых мучениках, венчавшихся кровию, и о Царстве Небесном, в которое Он зовёт всех.
Слово Божие, записанное в Священном Писании, первоначально было сказано в известном месте Господом чрез пророков в Ветхом Завете, Самим Господом непосредственно или чрез апостолов в Новом Завете, но потом, быв записано, оно разнеслось по всей вселенной миллионами верующих, питало и питает миллионы верующих, как истинное, действенное животворное слово Божие и будет питать и услаждать их до скончания века. Замечаете ли, что по подобию этого всеблагий, чудодействующий, всемогущий Господь сотворил и со Своими пречистыми Тайнами Тела и Крови. Сам Господь в Своей пречистой Плоти первоначально был только в небольшом уголке вселенной, как и слово Его оглашало также весьма небольшое пространство - именно в Иерусалиме и в местах около Иерусалима, где Он благоволил ходить и учить. Но потом, по воскресении из мёртвых и вознесении Господа на небо, всемогущею силою и благостию Господа Его Тело и Кровь чрез совершителей святых Таинств распространились по всей вселенной и ежедневно, доныне, предлагаются на алтарях христианских церквей, где бы они ни были, питая и услаждая души христиан благочестивых и имея питать их до скончания века. — Слава милосердному, всемогущему Господу! Сам Он вездесущ, потому и святое слово Его и Тело, и Кровь Его также совершаются везде — по всей земле. Как это премудро! Как это благостно! «Аще семя пад на земли, не умрёт, то едино пребывает: аще же умрёт, то много плод сотворит» (Ин. 12:24). О! Как же теперь расплодилось и постоянно плодится Тело и Кровь Господа!
Лукавый поселяет в душе сомнение и страх, но не должно ни на мгновение верить ему: язык должен делать своё дело. Когда ум обращен к полноте всякой истины — к Богу, тогда языку, орудию мысли и слова, легко все выговаривать. — Так, взирая умом к Богу, я прогнал мрак из головы и с трудом вращающийся язык заставил обращаться свободно (совершил святое таинство крещения).
Что значат в отношении количества все ныне живущие в сравнении с умершими от начала мира? Какую ничтожную часть составляют они? Но все они блюдутся на Суд; все они трепетно ожидают от Великого, Всемирного Судии — Бога — Суда Страшного. И мы скоро присоединимся к ним.
Молиться непременно нужно сердцем - нужно сердце приближать к Богу, иначе трудно будет молиться. Когда молишься от сердца, с любовию, всегда молишься легко и приятно. Да и вообще всякое дело делается легко, если делается от сердца, с любовию к Нему.
Когда будешь возмущаться духом, вспомни о мире пренебесном, который ты получаешь после причастия и надейся получить его и теперь.
Конец слова: Бога имей в уме и по слову читай, редко, спокойно, с расстановками.
Когда мрачные помыслы налегают на душу твою, облежат и как бы кружат её, не давая ей установиться верою на неподвижной истине, и ты чувствуешь себя внутренно нехорошим, и всё, что около тебя или к чему приражается твоя мысль, также тебе представляется нехорошим, — не имей безумия думать, что, когда ты кружишься, и все с тобою кружится, когда ты изменился в недобрую сторону, то и всё изменилось; своей немощи не навязывай посторонним предметам. Бог, например и Его святые, равно как все истины веры, молитвы, песнопения, разные учреждения Церкви — всегда одни и те же, всегда животворны, светлы: они — неподвижные, неиз менные, несокрушимые твердыни; ты претыкаешься о них иногда по своему неразумию, а не они о тебя. Ты изменчив, непостоянен, а они — постоянны, вечны. Бог есть вечный Свет, а ты больше тьма, чем свет, потому что в тебе есть стихия тёмная — грех. Грех, тьма — твоё обыкновенное состояние, а святость, свет настолько проникают в твою душу, насколько ты верою и добрым произволением прилепляешься к Первой, Неточной Святыне, или к Первому Свету — Богу. То — милость Божия, то и счастие твоё, когда свет в голове твоей, когда ты чувствуешь в себе совершеннейшее согласие с Богом и со всем, что от Него.
Мы славим на земле Господа, Творца всей твари и между тем не можем не сознавать, что мы — недостойные певцы славы Божией, а знаем по опыту, что в посильно достойном прославлении Господа состоит блаженство наше. Из этого с несомненностию заключаем, что есть достойные певцы славы Божией, вечно Его славящие — как и мы преемственно и по преемстве веков славим Его, — и в славословии Его почерпающие для себя вечное блаженство. Иначе Бог не был бы бесконечно благ - бесконечная Благость делает причастными Своей благости, Своего блаженства и других. А мы — больше страдальцы на земле - блаженство небесное только по временам оживотворяет умерщвлённую грехом нашу душу, радует ее, когда мы сокрушаемся о грехах, очищаем себя слезами раскаяния. Отсюда другое несомненное заключение, что для людей, принимающих в себя очищающий душу угль Тела и Крови Господа, очищающих свою душу от тли греха здесь — уготовано вечное блаженство в другом мире, в жизни будущего века. Действительно, вечная благость Отца, Сына и Святого Духа, разрушив средостение между Богом и людьми — грех и проклятие, не позволявшие приближаться к Богу — Источнику блаженства и находить в Нём для себя блаженство — очищает и питает теперь людей духовно чрез святые Таинства и приуготовляет их к наследию вечного блаженства. — Спасительные страдания за нас Сына Божия, созданная Им Церковь, церковные Таинства — порука в том для душ, ищущих очищения.
Как могут святые слышать наши молитвы? А как я узнаю, например, о вопиющей потребности какого-либо члена? Я — член в теле Церкви; святые — благороднейшие части тела, а Христос — Глава; они сочувствуют больному члену тела Христова и поспешают на помощь, как руки к ноге. — Мысль о Церкви как едином теле Христовом несомненно уверяет меня в том, что святые непременно слышат наши молитвы.
Почему покаяние называется обращением человека? Потому что грешник, преступив закон, обращается, то есть как бы идёт назад - на прежнюю свою черту.
Что вертится: земля или солнце? Вертится земля, а солнце стоит неподвижно. А ты ведь земля? — Земля; патриарх Авраам говорит: «аз есм земля и пепел»(Быт. 18:27). А Бог ведь — умное Солнце? — Да, умное Солнце. Итак, ты кружишься, вертишься духовно, а Бог и Его истины — вечны, неподвижны. «Удобее есть небу и земли прейти, неже йоте единей или черте единей погибнути от закона» (Лк. 16:17). Ты непостоянен, изменчив, так что и вечные — неподвижные, непременяемые истины иногда как бы кружатся, изменяются в твоём уме и в твоем сердце. Но когда будут они представляться тебе кружащимися, взывай ко Господу: «Господи! Я земля, кружусь, кружусь, а Твоё солнце, Твои вечные истины стоят неподвижно, неизменно; останови кружение моё и утверди сердце моё на камне веры».
Человек! Ты травка, дерево, животное, то есть по телу ты живёшь совершенно по одним законам с ними: зачинаешься, образуешься, растёшь, бываешь в цвете лет, крепнешь, стареешь, умираешь. — Да будет это поводом к твоему смирению. Спаситель часто уподобляет человека дереву, которое приносит хорошие или худые плоды, или животному - например, овце.
Нисколько не сомневаюсь о том, что живая вера и любовь к Богу могут во время молитвы не только душу восторгать горе, но и самое тело возвышать от земли, как это и случилось с одним святым. Когда сродное к сродному возвышается силою веры и любви, то есть душа к Богу, тогда тело бывает самым послушным орудием души. — Некто говорил мне: «Удивительно сладостно и легко было мне вчера во время вечерней молитвы, проникнутой живою верою и любовию к Богу! Я чувствовал, что дух мой шел горе и в своём шествии разливал удивительную сладость и чудное спокойствие в сердце моём, как бы совозвышая с собою и самое тело мое горе к Богу».
Когда ты сочиняешь или переписываешь проповедь, ты делаешь дело Божие и потому должен делать его тщательно - как бы для Самого Бога.
«О имени Господни» верою и упованием на Бога я победил себя после долгих уступок, падений. — Уповай, не спеши, будь покоен.
Научись ни в каком случае не упадать духом и сохранять всегда присутствие и величие духа.
Священнику. К достойному совершению Таинства приготовь себя чтением Евангелия и молитвою.
Слава Тебе, Владычице, слава тебе, Предтече Спасов Иоанне! Вот уже второй брак я совершаю достойно силою молитв ваших, предстательством вашим, помощию вашею. Не оставьте меня и вперед. Слава Тебе, Господи, мир мой, победа моя!
Веди себя так, чтобы князь мира сего не имел в тебе ничесоже - чтобы не имел места, в которое бы мог уязвить тебя. А он обыкновенно уязвляет нас в больные грехом места. — А есть ещё у тебя много уязвляемых мест. — Господи! Ты рекл в святом Слове Своём: «грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14:30). — Ах! Если бы и мне когда-нибудь сметь сказать это!
Введи верою в сердце своё Христа, и ничто никогда не смутит тебя. Но введши Его в сердце, держи Его там: Он так благ, что позволяет удерживать Себя. Пусть Он живёт в тебе и говорит тебе: «Аз есмь, не бойся».
Не боязненное, твёрдое обличение народа во грехах есть признак великой святости обличающего. Креститель Иоанн, Сам Спаситель. Мы обыкновенно больше льстим народу, стыдимся высказать всю правду.
Отец, Сын и Святой Дух — одно: Сын говорит учение и творит дела пославшего Его Отца; Дух Святой по вознесении Сына на небо напоминает апостолам всё, что говорил Сын и наставляет их на всяку истину.
Смелым, говорят, Бог владеет.
«Не усрамися, ниже убойся» никакого лица во время молитвословий, всенародно совершаемых, — слыши слова Господа: «аще кто постыдится Мене и словес Моих...» и «Сын Человеческий постыдится» его...(Мк. 8:38).
Помни, что после спешного чтения всегда неизбежны будут слёзы (сожаления/печали/скорби - от авт.) от туги сердечной.
Когда кого зовут служить пред лицом царским, тот служит пред ним с постоянною мыслию о нём, с благоговением, тщательно. Тебя часто приглашают служить не пред лицом царя земного, а пред лицем Царя царей земных, притом — для того, чтобы ты испросил приглашающим тебя у Царя Небесного даров духовных и телесных. Каков же ты должен быть во время служения Царю Небесному, с каким благоговением, с каким тщанием должен ты приносить Ему служение духа, с каким вниманием и усердием произносить все слова молитв и возглашений? — О, имей всегда веру в Бога при молитвословиях и помни, что ты делаешь! Во время молитв часто предстоит искушение нашей вере, и мы можем часто посрамиться, не возгревая её в себе.
«Аще наказание терпите,» — говорит Апостол — «яко сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец; аще же без наказания есте, емуже причастницы быша ecи, прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12:7-8). Итак, радуйся, что за грехи твои Бог наказывает тебя скорбями душевными. — Если ты падаешь, не желая падать, если ты побеждаешься от своей злой привычки или от духов злобы, не унывай, а терпи, особенно же — не отчаивайся и старайся исправляться.
«Судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11:32). Итак не ослабевай же, от Господа будучи обличаем.
Если во время священнослужения смущает тебя присутствие знатных и сильных, ты скажи своим помыслам: «Пред лицем Бога моего исчезает всякая земная знатность и сила» — и с верою и дерзновением молись Вседержителю Богу о самих знатных, которые предстоят в Божьем храме: в это время ты больше всех их - ты ходатай их пред Богом.
После чудесного насыщения народа Спаситель сказал: «соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже» (Ин. 6:12). Видите, как бережет Господь самые крохи хлеба. Если Он так бережет обыкновенную, бездушную вещь, то как Он бережет души человеческие? Если Он не хотел, чтобы погибли остатки хлеба, то тем более Он не хочет, чтобы кто-нибудь из людей погиб. Да и не для того ли Спаситель сказал, чтобы собрали остатки хлеба, «да не погибнет ничтоже» дабы навести тогдашний народ и нас на мысль о том, как Душелюбец Господь бережет души человеческие!
При искушениях во время произнесения молитв и ектений при службах диавол силится устрашить тебя мнимо — напр., непростительною тяжестию греха, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, но ты не бойся ложного его страха, а заняв ум и сердце именем Господа Иисуса, говори неспешно, что предлежит говорить. Если сильный искуситель искусит, тотчас же прибегай ко Спасителю и проси у Него прощения и милости: на то Он и Спаситель, чтобы спасать тебя всякий раз, когда ты обращаешься к Нему с молитвою веры и любви о прощении твоих грехов. Нет греха, который бы был выше Его милосердия. — Смотри, не слушайся его - лжеца и страшилища. Когда станет душа твоя смущаться, скажи ты ему: «Понимаю тебя, враже мой, вижу тебя, но не боюсь тебя, твоего ложного страха: Господь мой со мною». — Нет ничего безрассуднее, как отчаиваться в милости Божией после сделанного греха: Спаситель — это пучина милосердия: все грешники с величайшими грехами повергались в эту пучину и спасались в ней, Спаситель с любовию принимал их. Кровь Его очищает нас от всякого греха. — Ты сам много раз видел опыты Его неизреченного милосердия над тобою. И сегодня, уязвлённый диаволом, лишь только ты обратился к Его милосердию - Он принял тебя человеколюбно, разрешил болезни смертные, лютую скорбь сердца, и опять мир водворился в сердце твоём.
Слышишь, что говорит Спаситель в Апокалипсисе: «страшливым и неверным... часть в озере, горящем огнем и жупелом, а побеждающий наследит вся» (Откр. 21:7-8). Побеждай и ты, а страшливости и неверия бегай всеми силами.
Господь очевиднейшим образом является каждую весну и лето со Своим творческим всемогуществом и благостию. Зимою нет ничего из земной растительности: деревья стоят обнаженные, трав и цветов нет, а весною и летом — прекраснейшая зелень листьев древесных и трав, разнообразные, нежнейшие цветы, благовоние — откуда что возьмется, как быть из совершенного ничтожества. «Дивна дела Твоя, Господи!» (Пс. 138:14) Слава премудрости и всемогуществу Твоему, Господи!
Имей в сердце веру и любовь ко Христу, и никогда не смутишься.
Никогда не скупись питать нищих: Бог в десять раз всегда отплатит тебе за них. — Это ты уже дознал бесчисленными опытами.
У меня есть сильные внутренние порывы мудрствовать паче написанного и преданного. Гадко. Это — духовная гордость. Нужно искоренять её всеми мерами.
Представь, как бы ты стал пред царицею — с каким благоговением, с какою сердечностию стал бы ты просить её об исполнении твоих желаний. Но она — во всём подобный тебе человек с человеческими же немощами. Как же ты должен предстоять пред Царицею неба и земли, Матерью Бога Вышнего; с каким благоговением, с какою искренностию сердца! Она — несказанно велика и по Своим внутренним совершенствам «вся слава дщере царевы внутрь» (Пс. 44:14), и по Своему приближению к Богу. Смотри же, молись Ей с подобающим благоговением, чистосердечно, во смирении сердца.
Диавол то поражает нашу душу смущением и страхом в то время, когда нужно быть бодрым, трезвенным, то расслабляет душу порывами ко смеху, но и в том, и в другом случае — горе для души: она умирает от греха и внутренней тоски или туги сердечной.
Ты не выдержал сегодня испытания твоей веры: без сердечного внимания, неохотно и даже с некоторою дерзостию в произношении, равно как с поспешностию, читал после Литургии акафист Божией Матери на молебне матросам. Не нужно было предаваться лености и нерадению при чтении: если много казалось прочитать весь акафист, то прочитал бы половину со вниманием и с должным благоговением — и было бы этого довольно, и было бы простительно прочитать не весь акафист труда ради предшествовавшего. Ещё заметь однажды и навсегда: богатый ли, бедный ли человек просит служить молебен — служи с одинаковым усердием и охотою, как бы для себя самого.
В следующую беседу — о воплощении поместить слова песни: «Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы»: (Ирмос 9-й песни канона, глас 8-й)
Когда придёт к тебе болезнь как жестокий, бесчеловечный палач - вооружись терпением и верою в Господа Спасителя. Если мы с благодарностию, верою и терпением переносим болезни, то мы удостаиваемся чести мученической и очищаем чрез болезнь грехи свои.
Древние содомляне, ниневитяне, тиряне и сидоняне, царица южская, приходившая слушать Соломона, существуют и ныне для Бога, хоть для нас они и давно исчезли с лица земли, и будут в последний день мира при страшном пришествии Господа судить неверовавших иудеев — современников Спасителя. Господь в Евангелии говорит, что содомлянам, тирянам и сидонянам, конечно, и ниневитянам отраднее будет на Суде, чем городам, не принявшим проповеди Спасителя. Так, братия, для Господа все живы. Как несомненно и то, что наши души живут после смерти. Смотрите - четверодневный Лазарь выходит по слову Спасителя из гроба: ведь это, братия, его собственная, Лазарева душа возвратилась из того места, куда отходят все человеческие души и заняла опять своё место в теле. Или в Евангелии во многих местах о воскресших по слову Спасителя или по молитве апостолов говорится, что «возвратися» дух его или ея. Видите, братия, что мы непременно будем жить после смерти душою.
Когда начинаешь совершать молитву или службу, или требу — всячески береги своё сердце, чтобы в него не запала неохота, пренебрежение к делу; всячески старайся произвести в нём любовь или сочувствие к совершаемой молитве, службе или требе.
Во славу Отца и Сына, и Святого Духа. Отец, пребывающий в Сыне, Господе Иисусе Христе, творит дела или чудеса и учит людей истинам небесным. Дух же Святой, не в меру почивший на Иисусе Христе, Сыне Божием, изгоняет бесов чрез Него. Он же творит душу и пречистую Плоть Иисуса Христа. Дух Святой же прелагает и хлеб, и вино Евхаристии в Тело и Кровь Господа — всё делает Отец чрез Сына во Святом Духе.
Смотри - ты делаешь дело Божие: уготови себя каждый раз, когда приступаешь к нему, приведи в спокойное состояние и мысль и сердце. Пусть голова твоя будет светла, а сердце — чисто.
Священнику. Помни, что каждый раз, как ты не надлежащим образом совершишь требу и получишь за неё плату — ты тунеядец, получающий плату даром, не за дело. Не говорю о том, что ты, кроме того, подлежишь небесному проклятию за небрежение, за поспешность в деле.
Чем больше свободы и, следовательно, спокойствия в молитве, веры, искренности сердечной, тем она выше и действеннее.
«Не пецытеся,» говорит Спаситель, «како возглаголете» и ты не пекись о том, как ты будешь говорить... «дастбося» тебе «в той час, что возглаголеши»(Мф. 10:19).
Благоволение Божие от иудеев перевило к христианам, которые большею частию из язычников; и между самими христианами благоволение Божие переходит от одного народа, от одного царства к другому, как, например, от греческого к русскому народу: Греция упала, а Россия процветает, так же как иудейский народ рассеян по лицу земли, а христианство — везде благоденствует.
Смотри, чтоб молитва твоя была всегда искренняя, от сердца, и никогда не молись без искренности, иначе молитва твоя будет ложная. Потому, когда заметишь во время молитвы, что она не искренняя, тотчас же преодолей себя, своё лукавое сердце, лукавую плоть и заставь сердце быть искренним.
Avaritia (скупость/алчность/жадность) проявляется разным, часто благовидным образом: истребляй её во всех ее видах. Иногда хочется дать себе послабление и прогуляться с тратою денег, но скупость высовывает в это время свою голову и шепчет: «Ах, прогулка эта стоит значительных денег — лучше бы их издержать на что-либо более нужное и полезное!» Не слушай её: она обманывает тебя. Страсти всегда нас обманывают. Притом, если допустить её шептать в сердце, потеряется удовольствие от прогулки.
Дивен Ты, Господи, в промышлении Твоём о творящих милостыню; Ты ущедряешь их по Божески. Ты рек: «дайте и дастся вам: меру добру, наткану, потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше» (Лк. 6:38). И слово Твоё исполняется - дающему, точно, самому даётся другими по внушению Твоему добрая, щедрая награда.
Закон существования городов на земле: «...аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе» (в Тире или Сидоне), «пребыли убо быша до днешняго дне» (Мф.11:23).
Неверием оскорбляются слава и величество Божие. Страшное дело! При своём бессилии мы и Бога творим бессильным; при своих лжах и Его творим — страшное дело — лжа! О! Повреждение человеческой природы! Но Ты, Господи, «погубиши вся глаголющыя лжу» (Пс.5:7).
Спаситель сопоставляет часто однородные предметы: о Церкви рукотворенной и нерукотворенной, о хлебе манном и хлебе Плоти Своей; о хлебе обыкновенном (чудесное насыщение) и о «брашне негиблющем» (Ин. 6:27); о воде обыкновенной и о воде живой; о разорении Иерусалима и о разорении мира или о страшном и втором пришествии. Здесь открываются премудрость, всемогущество и всеведение Божие. — Как премудро Спаситель всегда начинал учить кого бы то ни было истинам веры!
Хочешь знать, что Сын Божий есть Творец растительности — вспомни о смоковнице, которую Он проклял, или о жезле Аароновом прозябшем.
Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море — смотри, Он велит ему перестать от волнения — и оно перестает; хочешь знать, что Творец воздуха есть Сын Божий — смотри, Он велит ветру утихнуть — и «улеже ветр» (Мк. 4:39); хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий — посмотри на Фаворское преображение. Хочешь знать, Кто сотворил мир невидимый — посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут и исповедуют Его Сыном Божиим. Хочешь убедиться, что Творец рыб есть Сын Божий, читай 5-ю главу от Луки и от Иоанна 21-ю главу... Четвероногих — Он же... Как Он со властию Божескою взял осла молодого. Хочешь знать, что живот даёт Сын Божий или Бог в Троице — читай от Луки главу 7-ю и о Лазаре.
Сырую погоду во время сухой я предузнаю по болезненным припадкам золотушным ровно за сутки.
В силах природы усматривай Творца: Он исполняет вселенную и действует во всём и чрез всё. — Поэтому благоговей, когда гремят громы и сверкает молния.
Имей столько веры и упования на Бога, чтобы тебя не возмущали никакие неприятности. Допуская в сердце разные неудовольствия, ты обнаруживаешь в себе скудость веры и упования. Помни, что любовь — «вся терпит, вся покрывает» (1Кор. 13:4, 7). Дай Господу Богу свободно и премудро распоряжаться в Его царстве. Не вмешивайся в дело Его мироправления.
Священнику. Если во время Литургии при совершении Святых Даров или пред причащением их, или после восстали в тебе помыслы сомнения, требуя, так сказать, от тебя доказательств, не обращай внимания на эти помыслы и не делай им чести приведением доказательств, а скажи только: «Я верую слову моего Господа, сделавшегося по любви ко мне Человеком и пролившего ради меня пречистую Кровь Свою». — То же наблюдай и при молитвах.
При помыслах неверия держись мысленно за Крест — и они оставят тебя. Также говори: «Я человек маленький, ничтожный, между тем как миллионы людей великих вседушевно верили в то, на что помыслы устремляются». Также говори: «У Господа моего все чудесно».
В Петров пост 1858 года пил я для здоровья козье молоко и иногда кушал яйца, но здоровья не достал: значит, не надобно в пост есть скоромное, а надобно держать постный стол — дело будет лучше.
Если бы Господь чего-либо не мог сделать, то Он был бы не всемогущ, но для Него решительно нет ничего невозможного, разумеется, кроме того, что противно Его существенным свойствам: например, Он не может делать никакого зла.
Развращение и испорченность человека так велики, что причащение животворящих Тайн Тела и Крови Христовых совершенно необходимы для постепенного освобождения человека от внутреннего зла: зло это прорывается, так сказать, и тогда, когда животворящие Тайны приняты уже внутрь, и постоянно нужно бодрствовать над собою после причастия, чтобы не мыслить и не делать зла. Слава премудрости, благости и всемогуществу Твоему, Господи, спасаяй нас, грешных!
Вот я и не на радость сегодня причастился животворящих Тайн, потому что причастился недостойно. Кажется, что ел то же Тело и пил ту же Кровь, но не как прежде - не было радости в сердце моем после причастия, а скорбь и туга сердечная; и от того, что сердце мое было не свободно от греха и стеснено им, я не мог спокойно проговорить Царской Фамилии на Литургии и не докончил её.
«Всяцем хранением блюди твоё сердце» (Притч. 4:23), говорит Священное Писание. О! Как необходимо хранить своё сердце чистым, незазорным (непостыдным). Тошно, если оно зазирает.
Священнику. Служи больным, как Самому Иисусу Христу и ни в чём не отказывай им.
О! Не торопись никогда во время службы языком, несмотря ни на кого и ни на что.
В твоих смущениях и торопливости действует диавольское отчаяние. Гони его прочь всегда и имей живое упование на Бога-Помощника.
Сердце скверное, сердце нечистое! Ныне я вижу, что всеблагой, праведный и премудрый Господь достойно допустил пострадать тебе значительное время. Если ты и теперь всё-таки лукаво, нечисто, смрадно, то что было бы из тебя, если бы ты не испытало за своё лукавство, за свою неверность Богу жестоких страданий? О, я вижу, что тебя следует мучить, чтобы выжать из тебя зло! Как усердно работает во мне диавол: то распаляет он во мне страсти, то расслабляет душу лукавством, то отчаянием и страхом. Он нападает на неё со всех сторон.
Внутренняя болезнь моя (имеется ввиду телесное заболевание - от авт.) — искушение мое и — о какое сильное искушение, когда она соединяется со скорбию о грехе! И приходится большею частию так, что болезненное состояние моих внутренностей бывает причиною греха! О! Боже мой! Не есть ли это пакостник плоти, данный мне для смирения — Как бы то ни было, терпи великодушно: Бог тебя не оставляет и в самой скорби. Не оставляй Его и ты. Послушай Апостола, что он говорит: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь или теснота» (Рим. 8:35) и прочее, разумея тесноту внутреннюю?
Великая добродетель — терпение и упование на милосердие Господа, а отчаяние — тяжкий грех. Диавол всеми силами старается повергнуть грешника в отчаяние, но грешник должен крепиться упованием и никак не предаваться отчаянию: пал — и встань.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |
Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
|
Просмотров: 515
|
|
|