«Твой есмь аз, спаси мя» (Пс. 118:94). Я — раб Твой, а Ты — Господь мой; не покинь меня, не погуби меня с беззакониями моими, но имиже веси Сам судьбами спаси мя.
Даже в горести и скорби человеку гордому неохота заниматься молитвою и он пытается обойтись без неё. Это — мерзость Господу. Нужно непременно обращаться в скорбях (и всегда - от авт.) к Богу, отложив всякую тень гордости. (Далее следовавший в рукописи текст: Продолжение чтения из Псалтири Глава 27. -:"см. наст, изд.: т. 1, кн. 1, с. 526—585)
При чтении молитв нужно иметь непременно точку опоры для мысли и языка — живую веру в Господа — для того, чтобы мысль и заодно с нею действующий язык, склонные к поспешности, не увлекли тебя стремлением своим, против воли, и не оставили тебя посрамлённым безо всякой мысли и слова.
Легко и весело на душе у священника, когда он добросовестно отправит службу Богу или совершит требу: с благословением и миром Божиим возвращается он домой.
Помни пословицу - глаза страшат, а руки делают. Так и с тобою пусть будет: хоть ум плоти страшит тебя множеством слов при молитве, но язык пусть говорит.
Желая избежать недоброго мнения людского, ты впадаешь в немилость Божию, которая в сравнении с людскою немилостию тяжелее в бесконечное число раз. Не лучше ли, пренебрегши людским мнением, думать при совершении всякой службы единственно о славе Божией?
Ты смущаешься духом во время службы и тяжело для тебя это смущение. Но слыши кроткий глас Духа Божия, вразумляющий Тебя: «Много думаешь». Не думай — и будешь покоен. Говорится о мнительности.
«Что страшливы есте, маловеры?» (Мф. 8:26) Ах, Господи, даруй Ты эту живую веру нам, чтобы мы не были страшливы и в надежде на Тебя исходили бодро и с радостию на всякое дело благое. — Как часто, в самом деле, пугаемся мы по причине маловерия того, чего не следовало бы никогда пугаться? — Люди с верою и надеждою на Бога выходят на страшного силою и искусством неприятеля и бывают победителями, а мы — какой стыд! — боимся выступить на поприще известного, заученного, укоренившегося в памяти слова и, будучи обязанностию принуждены выступить на него, теряемся от смущения до того, что слово замирает на устах наших. Где тут вера и надежда на Бога?
Якоже, Господи, малодушие апостолов Твоих претворил еси в мужество Духом Твоим Святым, тако претвори и моё малодушие в мужество Тем же Духом Животворящим.
Сонмы пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых громогласно, вседушевно, иногда с пролитием собственной крови — свидетельствуют тебе, что Иисус Христос есть Богочеловек, пострадавший за нас и давший нам Тело и Кровь Свои в пищу и питие нам, а ты допускаешь в свою голову помыслы, что Он — не Бог, что хлеб и вино — не истинные Тело и Кровь Господа, и за то сердце твоё страдает, потому что без Христа нет жизни для сердца, нет радости. Он Один — радость наша, мир наш. Устыдись такого собора святых: они дивятся твоему безумию.
Господь Иисус есть Бог, имеющий «Един власть оставляти грехи.» Это мы познаем и на опыте, когда в душевной туге о грехах прибегаем к Нему с молитвою и получаем сами в себе свидетельство о прощении грехов. Молитва — живительный пластырь для души. Люби, прощая слабости.
Веруй всем сердцем, что грех оскорбителен для Всесвятого Бога.
Однажды подступил к Спасителю сатана и сказал Ему: «Дай мне сеять учеников Твоих, как пшеницу». Вскоре после этого Спаситель сказал Петру: "Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты, некогда обратившись, утверди братию твою". (Лк. 22:31-32). Вот завистник наш пускается иногда на какие искушения: он силится как бы по воздуху разметать наши святые и добрые мысли, иногда с большим трудом собранные, вырвать из сердца веру и рассыпать её на все четыре стороны, чтобы, веровав, мы не спаслись. И как заметен бывает в нас часто след тёмной силы, усиливающейся разрушить в нас всякое добро: в самые важные, решительные минуты веры это святое чадо неба иногда вырывается из нашего сердца. Ищем его и — к посрамлению своему — не находим. Иногда непонятная недоверчивость к самому себе во время Богослужения или при совершении треб и ощущаемое при этом чувство смущения и боязни необыкновенно стесняют душу, останавливая правильное действие рассудка и приводя в трепет сердце — до того, что слова замирают на устах. Это — тоже след сатаны. Бог есть Бог мира и спокойствия. — Кто ж за меня помолится, чтобы не оскудела вера моя при таких искушениях? Божественный Спасителю! Якоже о Петре молился Ты, да не оскудеет вера Его, тако и во мне, Господи, возгревай веру Твою по бесприкладной благости Твоей и утверди, утверди её и во мне, да не исхожу всегда посрамлён от лица Твоего, да не наведу соблазна людям Твоим и да не погублю никого из них своею нетвёрдостию в вере.
Ты привык обнимать всё только одним беглым взглядом ума и не прилагаешь сердца своего к тому, с чем встречаешься или что хочешь делать (речь здесь идёт о предметах духовных/религиозных/христианских - от авт.), например к прекрасным молитвам - и оттого ты как ветер, хочешь разом схватить всю молитву, совершенно забывая закон последовательности. Приложи своё сердце к тому, что читаешь, — и не унесутся, как бы по ветру, слова молитвы и не оставят мысль и язык твой без понятия и слова.
Господи! Если оставит меня навсегда сатанинское смущение и боязнь во время святых служб и вообще в жизни моей, если Ты даруешь мне живую веру и ревность о славе Твоего имени, подобно Илииной или Иоанновой (Крестителя), и даруешь мне бодро, в простоте и веселии сердца служить Тебе во все время моей жизни, то в храм Твой обязуюсь сделать приращения на двенадцать рублей серебром. — Дара от Бога хочешь большого, а от себя даёшь очень небольшой. Лучше его сделать без условия с Богом, а Бог уже Сам знает, что и сколько даровать тебе.
Если оружие ума, мозг повреждён — худо действовать умом; а если сердце и внутренности, особенно желудок, страдают какими-нибудь завалами или припадками — худо вдвойне для души, для её нравственных отправлений. Болезни внутренностей наводят на человека сильную тоску, ослабляют сильно веру, живущую в сердце, вообще делают хандрою, тяжёлым для себя и для людей.
Всеблагой Господь дал мне сначала почувствовать животворность, сладость веры в Бога и в Его Таинства, особенно животворность святого причащения, несмотря на мое маловерие, единственно по Своей благости. Но с течением времени маловерие моё не перешло в живую и простосердечную веру в Господа и Его святое слово, исполненное истины и всемогущества, и Он за мою неблагодарность и невнимательность к Его дарам, за моё маловерие благоволил наказать меня совершенным недоверием к самому себе — для того, чтобы я горьким опытом убедился, как животворна вера и как гибельно неверие.
Легче поднять иглою высокую гору, нежели вынуть гордость из сердца человеческого... Глубоко таится она и неприметнее следов мухи, ползающей в тёмную ночь по камню.
Точно два совершенно различных духа живут иногда во мне — в разное время: то дух злобы, хулы, нетерпения, дух подавляющий, мертвящий душу страшною тоскою, унынием; то дух кротости, смирения, умиления, мира, тихой радости. Первый — злой дух, а последний дух — животворный.
Я опытно дознал на себе владычество диавола и владычество Бога; как первое несносно, так последнее животворно, легко и приятно.
Держава Бога нашего над сердцами человеческими открывается пренебесным миром в сердце, когда мы творим угодное Ему, и нестерпимым томлением, тоскою, когда мы делаем что-либо Ему противное. А что Бог знает сердца, это ясно из того, что каждая мысль, хорошая и нехорошая, сопровождаются соответствующими им последствиями в душе: или миром, или неприятным ощущением.
Если во время службы заметишь, что тобою овладевает чувство смущения и мысль твоя слишком стремительно влечёт тебя к концу молитвы или возгласа, остановись на два мгновения и начинай исподволь, с расстановками произносить слова и ни в каком случае не поддавайся малодушно чувству смущения.
При виде древних священных письмен, установлений и обрядов представь себе, сколько веков протекли они, сколько людей — в разных веках преемственно живших — пережили, сколько почтения имели во всех веках, и скажи себе при этом: они достигли и до меня, как цвет отцветающего человека, до моего ничтожества — для того, чтобы и я ради моего собственного блага, ради спасения вечного употреблял их с благоговением.
Человек, говорят, точно свечка: горит, горит — и погаснет. Хорошо это сравнение. А мне при этом сравнении вот что приходит в голову: смотря на бесчисленное множество зажжённых свечей во храме — пред иконами или в руках предстоящих и молящихся, я представляю огненную, постоянно существующую стихию, распространённую везде на земном шаре — и в воздухе, и на земле, и по местам, от действия известных причин видимую, но большею частию невидимую; эту стихию я признаю источником тех видимых огоньков, которые зажжены в церкви, делаю сравнение её с людьми. Что люди - как не отдельные огоньки? Только назовём эти огоньки духовными (как говорит Спаситель в притче: «огнь приидох воврещи Я на землю» (Лк. 13:49), разумея под ним благодать Святого Духа). Все эти огоньки горят почти каждый по-своему: одни — сильнее и ярче, другие — слабее и тусклее. Как у огней, замечаемых в разных местах, есть источник — стихия, или неиссякаемый источник огня, так у людей, как частных огней, или светильников, есть Единый, Вечный, Беспредельный, духовный Огонь или Свет, Источник всех неделимых на земле, видимых на земле огоньков. — Как обыкновенный огонь стремится вверх, так и духовный огонь — душа — также стремится к Богу — горе. И как прекрасно установлено держать свечи в известное время в церкви или ставить их пред образами: они прекрасно изображают жизнь человеческую или пламень их душ, пламень веры и любви!
О большом, но кривом дереве. Вертоградарь посадил в своём саду семя дерева; семя стало расти, расти, образовалось в едва заметное деревце, наконец, вышло из земли на свет Божий и стало развёртываться и подниматься вверх всё больше и больше. Вертоградарь любил и берёг это деревце, поливал его и тщательно ухаживал за ним, наблюдая, как бы оно не получило кривого направления. Между тем как оно всё росло и росло и, вероятно, по природной испорченности семени, обнаруживало наклонность к кривизне, Вертоградарь употреблял усилия дать ему, сколько можно, прямое направление. Эти усилия обходились часто с болью для деревца, потому что его нужно было и осекать, и подпирать жесткими подпорками, которые сдирали его кожицу, а иногда и оставлять на произвол ветров (искушений), чтобы оно испытывало свои силы в борьбе с ними, — и отнимать у него лишнюю влагу, чтобы она не произвела в нём вредного полносочия, сопровождающегося болезнями и пр. . Деревце поднималось всё выше и выше и, благодаря неясной и мудрой попечительности Вертоградаря, возросло в великое древо, которое дало и плоды довольно сладкие. (Вертоградарь стал питать этими плодами овец своих разумных) Но при всей заботливости Вертоградаря, в дереве всё-таки осталось много худосочия; особенно оно усилилось после, когда оно совсем выросло и дало плоды и когда Вертоградарь усилил его питание и напоение, чтобы оно больше давало от себя плодов. Вместо того, чтобы давать всё больше и больше плодов (соразмерно с питанием и напоением производимыми от Вертоградаря), дерево скоро от множества сочной и питательной пищи «уты, утолсте и разшире» (Втор. 32:15), не стало обращать своих соков на произведение плодов, а стало удерживать в себе и от того — загнивать. Вертоградарь же всё не отставал от дерева, с таким рачением им возращенное, и старался его исправить — то обрезыванием его широких ветвей, то обвязыванием его ран или больных мест, то извлечением лишних и дурных соков из его грунта, — но дерево не исправлялось: оно стало всё больше и больше загнивать и портиться, тлеть и сохнуть. Наконец Вертоградарь сказал садовнику: «Посецы это сухое дерево, на которое я напрасно употребил столь много трудов: зачем оно только место занимает?» И срубили дерево. Что это за дерево? Это — мы.
Как в монастырях новички в духовной жизни избирают себе руководителями опытных в ней старцев, так и ты, новичок в ней, за неимением близ тебя живых, опытных в духовных подвигах старцев, избери переселившихся на небо и прославленных Церковию святых мужей, например и в особенности - святителя Николая. Ты грешник. Пусть посредником между тобою и Богом будут всегда святые.
Господи, у меня немирная душа, и от того все мои беды.
Ты с людьми не имеешь почтения, потому что видишь, что все они, не исключая никого, со слабостями, и ведёшь себя довольно самонадеянно и гордо. Но помни Бога, смотри: Он не такой, как человек. «Не яко человек Бог» (Числ. 23:19). Представляй (безвидно и безобразно - от авт.) Его грозное лице для грешников и милостивое для праведников...
Боже мой! Какое страшное происшествие: чухонка, которой муж-чухонец доверил деньги 200 рублей, возвращаясь чрез море из Кронштадта на лошади, провалилась под лед и с лошадью, и с санями; исчезло все: и чухонка, и лошадь, и сани, и деньги. А бедный чухонец, который пробовал лед впереди шестом, должен был воротиться назад и, долго плакав, взят ночевать в полицию... Что жизнь наша? Что стяжания наши? Все прах или мыльный пузырь. — 11 апреля 1858 года.
Когда ты почувствуешь всю нужду в Животворящем Духе Божием, когда ты будешь воздыхать о Нём? А как Он, Всесвятой Дух, необходим для нас. Что мы без Него? Трость, ветром колеблема.
Что ты молчишь? Что ты не прославляешь Бога, тебе благодеющего, тебя спасающего? Ты был сначала верующим, довольно удачно, при помощи Божией, боролся с помыслами неверия, и тебе было хорошо: твоёе сердце радовалось, твой ум был светел. Несмотря на сладкие плоды веры, ты впоследствии времени ослабел в вере в борьбе с помыслами неверия, стал маловером или даже невером; и тебе стало тяжело, так тяжело, что ты, как дара, желал смерти, чтобы престать от мучений сердечных; ты потерял веру даже в себя самого и имел несчастие испытывать многократно унизительную недоверчивость к способности слова во время церковного Богослужения и при совершении треб; исчезал, трепетал от глубокой робости и малодушия — в то время, когда следовало бы иметь святое дерзновение — и был несчастнейшим человеком. Ничто тебя не могло утешить в этом состоянии: ни ласки жены, ни добрые знакомые, ни свои, ничто, ничто. — Но вот ты показал усердие в молитве к Богу, стал искать у Него веры, стал сокрушаться о своем маловерии и о своей прежней маловнимательности, сделался внимательным к святыне — и смотри: Бог снова удивил на тебе милость Свою, ты вдруг стал спокоен и весел, возымел снова дерзновение к Богу: унизительное малодушие оставило тебя, потому что кто прилепился к Богу, тот высок, без гордости, и доверчив к своим силам. — Помни же, во славу Божию, эти противоположности в своей жизни и будь вперед внимательнее к себе.
По той мере, как усиливаются в нас помыслы лукавства и неверия, должно возбуждать в себе противоположные им мысли и чувства, простые, искренние, мысли живой веры, надежды и любви, чтобы не давать торжествовать в нас поврежденной природе, или плоти над духом, также диаволу, действующему чрез наше развращённое существо ко вреду нашему, к хуле на Бога и Его Святыню.
«Не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14). Чем чаще будут повторяться те же слабости, то есть душевные возмущения, тем горчее будут у тебя их последствия...
Как все связано последствиями: один грех, одна погрешность едва ли не всегда есть зародыш, семя другого греха, другой погрешности!
Помни всегда, что ты немощный человек. Смотри, как ты исчезаешь в скорбях душевных, когда Бог, по правосудию, но вместе по Своей благости и премудрости, отнимает у тебя Духа Своего и допускает кознодействовать над тобою духу злобы. — И о несчастье! Когда Бог попустит диаволу ругаться над нами своими несносными действиями на душу, этот последний заставляет её хулить, роптать, прилагать язвы к язвам. — Какое благо в этом случае искренняя, сердечная молитва к Богу! Она по действию злого духа часто бывает сначала тяжела, но потом берёт свое действие, по действию Ангела мирна — Хранителя душ и телес наших и по милосердию Божию. Всё это взято со свежего опыта.
Помни, что ты — ничтожный, немощный человек и что Господь Бог — совсем не то во всех отношениях, что ты. Помни Его беспредельное всемогущество, бесконечную премудрость, благость. У Него — всё бесконечно.
«Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117:18). Слава Ему! — 12 апреля 1858 года.
Не забывай чаще воздыхать о недостатке веры и любви своей к Богу и молись как можно чаще о ниспослании тебе свыше дара веры и любви.
Представляй (вспоминай) чаще, что ты ни в душе, ни в теле, ни около — ничего своего не имеешь, а имеешь только то, что дарует Бог; также представляй чаще, что ты сам по себе и окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг — и тогда только проси себе милостей Божиих.
«Будите мудри яко змия» (Мф. 10:16), сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил её, но свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься и человек от духовного врага своего - диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и сосредоточивать таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. — Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть и разбить.
Слава животворящим Твоим Тайнам, Господи! Ты опять возвеселил меня в приобщении их после долгого оставления. — Чтобы иметь чаще радость в сердце от причащения, чтобы достойно причащаться, надобно совершенно сокрушить своё грешное, нечистое сердце смирением и предать себя в волю Божию; надо совершенно выгнать из него всякую тень неверия, всякий помысл лукавый; надобно, чтобы оно совершенно замолкло, замерло или умерло (надобно, чтобы ожило сердце новое, которое Сам Бог и даёт — смиренное, полное святых чувств).
Ты земная мудрствуешь, но необходимо мудрствовать горняя. «Мудрствуй же горняя» - размышляй чаще о горнем, ищи горнего.
Хочешь иметь в жизни спокойствие душевное? — Занимайся больше делом. Позвали тебя к требе? Исправляй её с совершенным спокойствием, нисколько не торопясь, — и вот тебе мир душевный во время совершения её, мир и после неё. Знай, что это — твоя обязанность, исполняя которую надлежащим образом, ты благоугождаешь Богу и достигаешь цели своей жизни. Проповедь тебе нужно сочинять? Сочиняй её с удовольствием, не тяготясь проповедничеством; даже ищи случаев и не в очередь приготовлять и сказывать поучения, чтобы сказать тебе прихожанам всю волю Божию. И вот тебе опыт — сладость от труда.
Когда придёт тебе какой-либо гордый помысел — плачь.
Не забудь брать на себя труд усиливать, напрягать своё внимание при чтении молитв или каких-нибудь возглашений каждый раз, когда ленивая плоть и заодно с нею действующий диавол будут тяготить внутренность твою и язык твой отчаянною леностию и устрашать твою мысль множеством слов впереди, которые также нужно выговаривать. — О плотская хитрость и подлость!
Злобен и хитёр диавол в высшей степени: чего стараешься достигнуть, то он всячески и старается у тебя отнять, — а Господь по премудрым и благим Своим планам попускает ему кознодейство-вать над человеком — побеждать его и тем мучить, терзать его, — чтобы научить человека терпению, и искусству, и упованию.
Предотвращай малейшее рассеяние мысли во время Богослужения; особенно же позабудь и думать о неуместной робости или о ложном стыде, происходящих от духовной гордости. Предавайся службе всею душою и переживай своим умом и сердцем всё то, что содержится в молитвах, ектиниях или возгласах.
Теперь знаю я, Господи, что моя слабость в вере, моя рассеянность и ложный стыд, от духовной гордыни происходящий, — виною того, что меня так удобно искушает диавол моими слабостями почти во время всякой службы. — Итак, я должен непременно исправиться, чтобы диавол не приступил ко мне больше с этой стороны.
Грех — злое семя; сначала, при младенчестве человека оно проявляется слабо, с возрастом — растёт; по мере развития нравственных сил человека развивается всё больше и больше — так, что наконец, представляется какою-то быстрою, мутною рекою, которая, истекая из нас самих, в нас же самих мутится и шумит и только по молитве перестает от своего возмущения.
Не выпускай, пожалуйста, из головы светлой мысли о Боге как нашем Творце, Верховнозаконодателе и Отце. Ах, как мы много грешим оттого только, что забываем о Боге или представляем Его как-то несовершенно, слишком человекообразно и тёмно!
Священное Писание есть величайшее чудо в рассуждении лиц, чудесно его написавших. Не чудо ли человеку неграмотному, некнижному, простому, знавшему прежде только рыбный промысел, написать такие прекрасные сладкие Писания, которыми никогда не насытишься; записать такие истины, которые простому человеку не могут сами по себе и в голову прийти - написать так просто и так умно?
Замечай, как Господь строго, постоянно и настоятельно требует от тебя, чтобы ты читал молитвы при службах и требах со вниманием, неспешно, членораздельно: душевное мучение после скорого, невнятного, робкого чтения есть Его праведный, обличающий гнев.
Взирай чаще на небо и зри там верою Господа славы, воспеваемого непрестанно небесными Силами, — и стой в вере, мужайся, утверждайся.
Господи! Возвесели мя в служении Тебе. «Возвесели мя радостию с лицем Твоим!» (Пс. 15:11)
Не отставай своею молитвою от Бога, от Пречистой Матери Божией или от других святых: они непременно исполнят твоё желание, относящееся к славе Божией и к твоему спасению. Помни жену хананейскую и разговор с нею Господа.
Нет ничего истиннее и святее Господа Бога; нет ничего истиннее, несомненнее и святее Его Таинств и спасительных их действий. Слово Божие:«ей» и «аминь».
Моли Бога, чтобы Он утвердил сердце твоё на камне веры и на камне заповедей Своих: беда от шаткости, непостоянства сердечного в вере - диаволу простор для искушения.
Когда почувствуешь, что животворная теплота Духа оставила твоё сердце, тогда поспешай скорее теплою молитвою и глубокими вздохами к Богу или Пресвятой Богородице ввести её опять в себя. Не откладывай со дня на день намерения возвратить её, или лучше — самых усилий возвратить её.
«Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних» (Пс. 118:67). Ах! Как необходимо смирение пред Богом во всех мыслях, чувствах и поступках! Без него человек очень скоро собьётся с пути.
Ты торопишься при чтении молитв из раболепства людям, незаметного для тебя самого; старайся угодить только Богу и читать слово за словом.
Бог вразумляет меня и животом, и смертию, или миром, и радостию душевною, и страшною тоскою, и возмущением духа.
«Предзрех Господа предо мною выну,» — говорит Богоотец Давид, — «да не подвижуся» (Пс. 15:8). Я должен также непременно видеть всегда пред собою Господа, чтоб не грешить, потому что Он всегда одесную меня. Особенно я должен видеть очами веры и никогда не упускать из виду Господа в храме, в котором Он непременно присутствует, когда в нём есть двое или трое человек, собравшихся во имя Его.
Говори с апостолом Павлом: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе» (Флп. 4:13), — и возмогай о Господе и в державе крепости Его — при всех искушениях.
Боже мой! Думал ли я вступить в такую жестокую борьбу со своим языком, отказывающимся служить мне при Богослужении, и встретить от него столько горя и слёз? О! Плоть грешная! О Боже праведный.
Когда мыслишь о Боге Отце, тогда, для удостоверения о Нём чувственной твоей природы, представляй, как разверзались небеса в то время, когда Сын Божий, облекшись в нашу плоть, ходил по земле и Бог Отец гремел оттуда Своим гласом, свидетельствуя о Своём Сыне возлюбленном; когда мыслишь о Сыне Божием, тогда представляй чудеса, сделанные Им во время Ветхого Завета, например десять казней египетских, преложение огня в росу для отроков и пр. . Его явление и пребывание на земле в Новом Завете, Его Божественные речи, Его чудеса и пророчества, Его воскресение и вознесение. Когда же мыслишь о Духе Божием, вспомни, как Он говорил в пророках, представь, как в праздник иудейской Пятидесятницы, при многочисленных свидетелях, стёкшихся в Иерусалим к иудейскому празднику из разных стран, — «внезапу бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще» апостолы и другие верующие: «и явишася им разделени языцы яко огненни, ceбe же на единем коемуждо их. И исполнишася ecи Духа Свята и начата глаголати иными языки, якоже Дух дая-ше им провещевати» (Деян. 2:2-4). — Шум с неба был так силён, что, несмотря на раннюю пору дня, народ весь сбежался и пришёл в смятение от непонятного зрелища ниспущения с неба огненных языков и от того, что несведующих в познании иностранных языков апостолов и их учеников слышал говорящими на разных языках.
Никогда да не хулится пост. Он есть мати здравия и целомудрия. В святую Четыредесятницу я дознал это самым опытом. Погрешности, взводимые на пост, происходят собственно от нас самих - от нашей души.
Что значит радость при живой, сердечной вере в Бога и что значит тяжёлое томление, болезнь сердца при каждом помысле неверия? Значит то, что вера есть жизнь и радость для души, а неверие — смерть для души.
Обтеките все страны земного мира — вы везде найдёте, что люди имеют часто сердца свои горе, туда возводят они умные очи свои и говорят: «Там живёт Бог наш, Создатель наш». Что это значит? Значит то, что единый Бог всем людям вложил чувство о Его бытии. (Текст: Шум на разных языках. — «в рукописи перечеркнут.» « «Текст:»Что значит — смерть для души. — «в рукописи перечеркнут»)
Когда нож затупится или покривится набок, тогда исправляют его на брусе или на оселке, а когда душа наша притупится для добрых и святых помыслов, и чувствований, и для добродетели, или когда сердце наше уклонится в словеса или в помышления лукавства, тогда прекраснейшим оселком к поострению или исправлению её служит Священное Писание, Тело и Кровь Христовы, также — молитва и чтение писаний святых отцов.
Благодарить непременно Преосвященного Варлаама за его милость к моей матери и ко мне.
«Не скор буди во время наведения» (Сир. 2:2), то есть во время искушения. Крепись, не торопись: вся беда от торопливости.
Как необходима вера, — не говорю: Божия, — а вера даже в себя! Без веры человек смутен, недоверчив к самому себе даже в том случае, когда всякий другой человек не считает и нужным подумать о доверенности к себе, потому что имеет её и не думает не иметь. Бывают с человеком мнительным и во всём сомневающимся такие странности, что он не доверяет себе даже в том, что может по книге исправно прочитать давно известные молитвы.
Как человек простодушный, видя на иконе написанным Господа во плоти, или Пречистую Его Матерь, или Ангела, или какого-либо святого, не разбирает, какими красками и как написана икона, художественно или нет, таков ли был в натуре изображенный святой или нет, а без всяких рассуждений, прямо относится к нему в молитве с верою и подобающим благоволением, как бы видя пред собою того истого святого, коему молится, — так должен вести себя в вере и каждый христианин: какая вера во что прилична, какое почтение чему подобает — такую веру и такое почтение и должен иметь он, без всяких рассуждений, следует ли так верить, то ли это в самом деле, во что мне велят верить. И такое ли почтение должен я воздавать тому предмету, в который и Сам Господь или люди, имевшие в себе Духа Божия, повелевают мне верить. — Святая простота! Приди к нам и живи с нами, в нашем сердце и в моём уме. (Душепагубная хитрость и лукавство одолевают меня и погубляют меня).
Священнику. «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс. 50:13). Тяжела, несносна мне жизнь без Тебя, Живота моего, радования моего. — Было несчастное время, когда Ты отвратил от меня (за мою невнимательность к себе и маловерие) лице Своё — и тогда — о! как я был смущен: и дома, и во храме, и днем, и ночью, и во сне, и наяву! Господи! Не помяни неправд моих прежних и даруй мне всё прочее время живота моего ходить пред Тобою во истине Твоей, с полною внимательностию к себе.
Итак, Господи, я, невер, дознал горьким опытом, что без Тебя, без веры в Тебя я не могу «творити ничесоже» (Ин. 15:5). — О, помози, Господи, моему неверию! Буди со мною и никогда не отлучайся от меня, чтобы я совсем не впал в лютое уныние и чтобы не поело меня отчаяние, как огонь поедает вещи.
Кто уверен в себе, тот по жёрдочке пройдет, а кто сомневается в себе, тот и по доске не пройдет.
Пусть слоги и слова при чтении текут непрерывною и ровною струей: тогда не пропадет ни одно из них...
«Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 78:4). Как «недалече от единаго коегождо нас Господь» Бог: мысль живой, сердечной веры — и Он с нами, радует и веселит нас; луч несомненной надежды — и Он с нами, радуя нас вещами уповаемыми, как бы настоящими; дело любви — и Он, как Любовь всеобъемлющая и все содержащая в Своей любви, опять с нами и в нашей совести, в ее мире свидетельствует нам своё животворное для души благоволение.
Священнику. Неложный Боже! Ты рекл еси усты пророка Твоего:«Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49:15). Изми убо мене, Господи, от обышедшия мя скорби, мене подавляющия: «избави» мя от«смущения и боязни, яже от диавола мне» — «прибывающия» и даруй ми прочее веру непостыдну, любовь нелицемерну, надежду известну. — Внемли себе.
Через всё естественное действует Сам Господь Бог, потому что всё естественное — от Господа Бога. И чтоб дерзкое неверие не находило себе и предлога отнимать что-либо бывающее естественным образом у Господа Бога, надобно естественным образом бывающее восписывать Самому Господу Богу - например, хорошую мысль, доброе желание и прочее.
Есть справедливая пословица: тише едешь — дальше будешь; поспешишь — людей насмешишь. Помни её и никогда не торопись ни в чём без крайней нужды.
Держи себя на свободе бесстрастия — и тебе будет всегда хорошо.
Слава преисполненной благодати Литургии: как она успокаивает душу! Ах, Господи, как благо иго Твоё, как легко бремя Твоё! Но как тяжело иго мира, плоти, диавола! Как оно гнетёт и давит бедную душу!
Помни постоянно слова молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — и, имея насущный кусок хлеба, будь доволен им. (Тебя особенно Бог не забудет дарами Своими, потому что у тебя есть сироты)
Смотри, везде держи себя простосердечно и с любовию: Господь Бог везде смотрит на тебя — и дома, и на улице, и в церкви, и в домах других людей.
До сих ли пор ты не научился терпению? Еще ли ты имеешь глупость ожесточаться? Еще ли так неблагоразумен, что сам себе полагаешь раны на раны? А ожесточаться при душевных искушениях именно значит прилагать раны к ранам... Научись терпению и всецелой преданности воле Божией. — Помни всегда о необходимости смирения. Говори себе во всякой тесноте душевной, когда бы она ни случилась: по грехам моим стою я ещё не этого, а гораздо большего.
Если ты молился и, по-видимому, не услышан, не отчаивайся, но смиренно отдавайся в волю Божию. — Терпение и смирение чрезвычайно необходимы на каждом шагу: терпение — потому, что с нами случаются часто неожиданные и непонятные неприятности, которые мы всячески старались удалить; смирение — для того, чтобы с покорностию высшей воле переносить случающиеся неприятности. — Тебя, по-видимому, отвергает Господь: буди Его Святая воля, видно, отвергает недаром — что же в этом случае поможет тебе, кроме смирения? Силою не войдешь в Его милость. Смиряйся и терпи: вот тебе правило для всей жизни. А как мало у тебя этих добродетелей! Или даже вовсе их нет. — Диавол знает твои слабые стороны — и нападает на них. — Маловерие, малодушие, нетерпеливость, гордость!
Старайся углублять свою веру в сердце и не горячись при неудачах. «Терпения имате потребу» (Евр. 10 36), говорит Слово Божие. — Теснотою в сердце Господь испытывает любовь твою к Нему. И в самом деле, становится очевидно в этом случае, что любовь твоя очень нетвёрда. Ты ропщешь, хулишь, ожесточаешься. Видишь, чего тебе не достаёт? Приобрети то, чего нет. — Помни, что искренний друг узнаётся при тесных обстоятельствах. Что за дело до того, когда случаются эти обстоятельства: тогда ли, когда ты их вовсе не ожидаешь или стараешься устранить их всеми силами, или когда ты предусмотрел их и знал раньше, что они будут. — Если они были предусмотрены раньше, тогда легче было бы избежать их и ты запасся бы терпением. Но Господь хочет выдержать тебя в трудных случаях, чтобы за трудную борьбу дать блистательный венец.
На Тайной вечери «по хлебе вниде в онь» (в Иуду) «сатана» (Ин. 13:27), сказано. Так, для добрых людей Святые Тайны служат средством к укреплению в добродетели, а для злых не приносят никакой пользы - попросту приносят осуждение. После самого причастия вошел в Иуду сатана. Христиане, смотрите: тотчас после причастия от вашей беспечности, нетерпения или злого расположения души может войти в вас сатана. Боже мой! Какие быстрые переходы от освящения к совершенной скверне и осуждению! — Смотри, и ты всевозможно терпи и смиряйся после причастия, когда вместо радости ощущаешь тугу в сердце от погрешности, случившейся во время Литургии или от недостатка веры. — Боже мой! Малейшее сомнение в Тайнах лишает сладости и мира сердечного после принятия их и производит тугу в сердце. — Когда же я буду иметь живую веру?
«Аще не смиритися и будете яко дети,» говорит Спаситель, «не внидите в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Ах, как необходимо быть нам смиренными, подобно тем. Без смирения не может быть простой, чистосердечной веры, а без веры невозможно угодить Богу. Боже мой, Господи Иисусе Христе! Даруй мне быть дитятею веры — простым и доверчивым.
У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что представления святые, чистые и возвышенные, без воспитания их в нашем сердце и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого сердца. — «От сердца бо исходят,» — говорит Спаситель, — «помышления злая» (Мф. 15:19), око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце «всяцем хранением» как говорит премудрый.
«Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадам вашим, колъми паче Отец ваш Небесный даст» Духа Святого «просящим у Него» (Мф. 7:11). Слышишь, что говорит Спаситель? Веруй же всегда твёрдо, что по твоему прошению всегда снисходит Дух Святой на Святые Дары во время Литургии.
В неверии тайно сокрывается гордость: невер не хочет признать сердечно, всею душою высшего, превосходнейшего во всех отношениях, могущественнейшего над собою Существа.
Господи! Научи меня всецелой преданности в волю Твою — в счастии и в несчастии, после греха (когда тяжелое чувство мучает меня) и когда я не предаюсь греху.
Пусть я буду как дитя, любящее своих родителей, которое право ли, не право ли пред ними, всегда отдается на их волю, зная наверное, что с ним всегда будет поступлено отечески — с любовию.
Господам, получившим образование в духовном училище.
Господи! Научи ты меня достойно благодарить Тебя за все благодеяния, которые Ты творил во всю жизнь мою и теперь творишь мне. Помню я, как, поступив в Училище совершенно безграмотным и беспомощным, я желал прежде всего, чтобы Ты вразумил меня в учении, и Сам же вложил Ты мне мысль и желание помолиться Тебе о ниспослании этого дара. И живо помню я, как Ты вдруг отверз мне ум разумети писания или письмена. Так что это удивительно было и для меня самого, и для моих товарищей. После этого из мальчика малосмысленного и безграмотного, я стал довольно смысленным и грамотным: скоро первая грамотка (письмо), писанная собственноручно, известила моих родителей о моих успехах в грамоте. Затем, под Твоим водительством, я просвещался более и более, стопы мои на пути учения исправлялись; я в числе первых переходил из класса в класс. Наставники любили меня, а я любил заниматься особенно теми предметами, к коим Ты поселил во мне особенную любовь. Вот что замечательного было в это время. С особенным уважением смотрел я, бывши еще во втором классе, на учеников высшего класса и как я мечтал (я, точно, считал тогда мечтою) быть в этом классе, — величие учеников его поражало и ослепляло меня. И вот о чём я мечтал — то Ты, Боже мой, исполнил для меня самим делом. Чем ты вначале, как ты сначала был мал, ничтожен и как Господь постепенно прилагал тебе дары к дарам, чтобы ты не забылся вперед, обременённый, так сказать, множеством даров Господних.
Получивши желаемое, человек обыкновенно желает большего и большего, так было и со мною: перешедши в высший класс, я стал смотреть на Семинарию — на риторов, на философов, на богословов; почтенны были в глазах моих первые, привлекали взоры удивления другие; склонялся я невольно пред величием и мудростию последних. И — о Боже всеблагий! — я сам становился постепенно ритором, философом, богословом! И — о слепота самолюбия человеческого! По мере просвещения и возвышения моего всё низшее становилось низко в глазах моих, я равнодушно окидывал глазами пройденные мною ступени и мало был благодарен Тебе, Создатель, за милости Твои! Тогда как весь видимый мною горизонт мира ученого (провинциального) был пройден и я не думал переступить за него, Ты, о Премилосердый Господи, раскрыл для меня ещё новый, высший круг знаний: в святилище Академии, вразумляя там меня, что путь, которым я шёл, не я пролагал себе, но единственно Твоя всеблагая десница. — И вот, окончивши курс и здесь, я теперь по воле Твоей — священник Твой.
Вот цель моего образования, вот златый кидар на главе первосвященника — шестнадцатилетнего образования, которое все было делом Твоей благости и долженствовало быть посвящено единственно Тебе. Научи же Ты меня, Всеблагий, достойно благодарить Тебя за все Твои благодеяния, которые Ты всегда творил и творишь мне. Неисчётная Благостыня! Не престани и ныне, за грехи мои, за неблагодарность мою Тебе, благотворить мне, но до конца кратковременной моей жизни продли ко мне Свои благодеяния.
Старайся всеми силами искоренить в себе непокорность неверия. А эта непокорность проявляется каждый раз почти, когда читаешь или слушаешь такое, что требует веры и что само в себе чудесно. Непослушание неверия обыкновенно старается объяснить и самые чудеса естественным образом. Будь внимателен к своим мыслям. Чудеса чудесами всегда и почитай, равно как и пророчества — пророчествами. — Оттого не смей объяснять их естественным образом: это диавольское непослушание. — И сколько сладости для сердца от послушания веры простой и искренней и сколько горести, тяжести от гордого, лукавого непослушания неверия. — О, Господи! Когда Ты даруешь мне стяжать эту простоту веры!
При виде пречистых Тайн мгновенно, без всяких посредствующих умозаключений — представь (поверь), что это — самое пречистое Тело и самая пречистая Кровь Господа, так как бы в них был и обыкновенный вид, и вкус тела и крови. Помни, что вера прямо верует, но не умозаключает; видит непосредственно, но не ищет, так сказать, оптических стёкол для своего видения. Эти оптические стекла — действия рассудочного мышления. Рассудок со своим сложным, формальным мышлением имеет свою область. Вера — не его область, не его дело.
Возьми себе урок — никогда не растворять Крови не в меру во избежание опасности пролития Её.
«Еда не имате домов, во еже ясти и пити; или о церкви Божией нерадите?» (1 Кор. 11:22) — Слова апостола Павла.
Как тяжел грех против Тайн! Я страдаю смертельно целый день и не могу дождаться конца страданий. Грех состоял в том, что от сотрясения моего святая Чаша также стряслась и Честная Кровь брызнула на пол или на ковер. Я после смыл и выжег — и с ковра в таз, и воду вылил в печь. Боже мой! Какое страшное искушение, и когда? В Великую Субботу, когда я о том и заботился, как бы сохранить мир совести и спокойствие душевное! Боже! Боже! «Не отвержи мене от лица Твоего!» (Пс. 50:13)
Мы часто, видя брата согрешающего, если не на словах, то в сердце говорим: как это Бог не накажет его и дивимся, что он так грешит, и готовы бы сами поразить его. О самолюбие и слепота человеческая! Своих грехов мы не замечаем и не хотим знать, что только по милости Божией к нам, недостойным, мы не делаем того же, потому что Бог нам помогает жить безукоризненно. Но оставь нас Бог — и мы сделаем сами всякие грехи, и часто те же самые, какие делал брат. — (Бог дал мне испытать на себе это, когда праведный суд Его постиг, наконец, брата моего, прежде непростительно, по моему мнению, согрешившего)
Господь подверг испытанию любовь твою к Нему в самый светлый праздник. Ты под огнём должен был славословить Его, воскресшего. Что же ты не выдержал этого испытания? Видно, любовь твоя к Нему не крепка, а слаба. Какая теснота была в этот день! Какой несносный жар от множества возжённых светильников в руках молящихся и пред иконами, и от дыхания людей, в непомерном множестве собравшихся. Тело горело, не сгорая, пот лил ручьями во время службы. Прости, Жизнодавче Христе Боже, мою торопливость и мою малодушную робость и оттого происшедшую небрежность при Богослужении в пресветлый Твой праздник. Вместо благословения и радости я заслужил в этот день своими грехами и клятву, и душевную тугу, и горе.
Чтобы тебе никогда не торопиться при чтении молитв, смотри неуклонно к Богу, Которому молишься, говори каждое слово твёрдо без всякой торопливости.
Псалмы принадлежат Давиду без сомнения, а не составлены кем-либо посторонним; в них есть много выражений, заимствованных из пастушеской жизни, а Давид был из пастушеского состояния взят на царство.
Бог потому и Бог, что Он — всемогущ: для Него решительно ничего нет невозможного. Что Иисус Христос есть Бог, это доказывают и сопровождающие Его Божественные чудеса и пророчества, а также Его дышащие Божественною истиною слова. Читай Евангелие Иоанна Богослова.
Старайся иметь послушание веры, о коем говорит Апостол: «Имже»(Иисусом Христом) «прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех» (Рим. 1:5). Без послушания не может быть веры, а послушание не может быть без смирения. Поэтому необходимо для веры смирение, как основание её. А у тебя послушания веры не было прежде, да и теперь — весьма мало: оттого ты был таким маловером. Послушание веры нужно на каждом шагу, особенно потому, что диавол всячески старается уничтожить его.
«Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс. 129:1), — говорил Давид, то есть из глубины сердечной. Господь принимает молитвы только призывающих Его всем сердцем. Поэтому и ты непременно старайся призывать Его не иначе, как от всего сердца. Наше сердце всегда почти покрывает злокачественная, толстая оболочка страстей и привязанности к земному; старайся в молитве разорвать её и пускать слова молитвы, как горящие угли, на самое сердце.
Чтобы читать молитвы неспешно, необходимы остановки при чтении после каждой запятой.
В простоте и смирении ходи и дома, и вне дома.
Не забывай призывать в домашних молитвах святителя Митрофания и преподобного Сергия.
Слава Сладчайшему Господу Иисусу и Пречистой Его Матери! Как скоро Они внемлют искренней молитве нашей и проливают небесное утешение в сердце, исполненное скорби! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Владычице. Как хорошо с сердцем, исполненным смирения, веры и упования, читать каноны Иисусу Сладчайшему и Божией Матери! — Какое спокойствие, какая сладость в сердце после чтения их!
Грех первородный так силён, что родные родным делают зло, например завидуют и пр. . Действия его в родных прекрасно выразил Спаситель, когда сказал: «предаст же брат брата и отец чадо на смерть и восстанут чада на родители и убиют их» (Мф. 10:21).
Господи, Творче и Благодетелю мой! Я неблагодарнейший из рабов Твоих, недостойный даров Твоих. Чего Ты, Всеблагий, не даровал мне? Каких даров духовных и телесных я не получил от Тебя? — Ты просветил ум мой и обогатил драгоценнейшими дарами знания многоразличного; Ты часто наполнял сердце моё чувством высочайшего блаженства от познания истины Твоей. Ты постоянно ведёшь меня к добру. Что касается внешних даров, то каких я не имею от Божией благости теперь и какие имел прежде? Прежде я о многом не имел и понятия, а теперь имею весьма многое такое, чего прежде и не предполагал иметь и о чем не имел понятия. «Всё, егоже просиста очи мои, не отъях от них»(Еккл. 2:10); и не одни только очи мои насытились всем, но и уста, и слух, и осязание, и обоняние - ничего не лишила меня благость Твоя: почти всё то, о чём я мог прежде только мечтать, имею теперь самым делом. «Вкусих и видех, яко благ Господь» (Пс. 33:9), но вижу также и то, как я, несчастный, неблагодарен пред моим Благодетелем.
Чтобы тебе быть безопасным от нападений врага при чтении молитв при требах, призывай Бога в помощь, «Ангела мирна, наставника, хранителя душ и телес» наших, и какого-либо святого, например Святителя Николая Чудотворца. Призывай их в помощь в простоте сердца, приноси им приношение от чистого сердца — свечку в праздник. — Проси неотступно и не ослабевай в вере. — Совет отца духовного.
Никакого доброго дела не приписывай себе и не услаждайся им самолюбиво, а приписывай единственно Богу и благодари Его от всего сердца за то, что Он сподобил тебя сделать его, а о всяком грехе, сделанном в продолжение дня, молись, чтобы Бог очистил его.
Священнику. Ни в каком случае не пренебрегай ни одним церковно-богослужебным действием: молитвою, ектениею, возгласом, словом, но будь постоянно внимателен ко всему этому, зная, что нельзя без греха и мучения в душе небрежно прочитать торопливо или с пропусками ни одной молитвы, ни одного возгласа ектений, ни одного слова. — Пренебрегая немногим, можно дойти до пренебрежения ко всему.
4-я молитва святого Макария Великого из молитв на сон грядущим.
«Невозможно солгати Богу» (Евр. 6:18). Господь Бог есть Истина и не может лгать; противник Его, диавол, есть ложь и отец лжи. Господу Богу противна всякая ложь, и Он карает её; а диавол любит ложь как свое чадо и клевещет, лжёт человеку на Самого Бога и Богу на человека. Замечай внушения духа лжи — и противься им. Как Адаму и Еве солгал он, так и нам лжёт на Бога.
Кто говорит и внушает истину? Тот, Кто есть Истина и те, которые от этой Истины - то есть святые люди, например пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные, и все держащиеся Бога. Кто говорит и нашептывает ложь? Тот, кто есть ложь и отец лжи, то есть диавол и его клевреты — духи нечистые и те сыны противления между людьми, в коих он действует. Поэтому безо всякого сомнения признавай за истину всё, что говорит Священное Писание и писания святоотеческие, и писания людей благонамеренных. Безо всякого сомнения признавай за ложь всё, что внушает или говорит диавол в мыслях твоих, что клевещет он на Бога и святых Его или что говорят его клевреты — люди злочестивые.
Христианское любомудрие требует, чтобы душевные состояния и добродетели, требуемые христианской верою: мир, любовь и др. — никогда не были поставляемы ниже каких-нибудь вещественных выгод.
Смотри, по мере того как Бог будет увеличивать твоё внешнее благосостояние при внутреннем, диавол будет сильнее и сильнее нападать на тебя, искушать тебя. Он непременно будет поставлять Богу на вид твои блага и говорить Ему: «Еда туне» такой-то «чтит Господа?» Слова диавола Господу об Иове. «Не Ты ли оградил ecи внешняя его и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест; дела же руку его благословил ecи... Но поели руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит» (Иов. 1:10-11). Помни этот пример. Что было с Иовом, то бывает и со всеми благословляемыми Богом людьми. Диавол всегда тот же диавол, тот же завистник, тот же клеветник.
Ты нагой и немощный по душе и телу вышел из чрева матери своей. Откуда у тебя теперь всё это — и твоё имение, и твои силы душевные, и твое здоровье телесное? Сам ты не можешь у себя сделать одного волоса белым или чёрным. Что же касается имения, то есть люди, которые всю жизнь остаются нищими при всем желании иметь всё необходимое, а не только излишки. Откуда же у тебя все это? Помни ежеминутно благодеющую тебе руку твоего Отца Небесного. Он всё - всё до нитки, до дыхания даровал тебе.
Иисус Христос есть Упование наше - возводи же к Нему чаще с упованием очи твои и проси во всём Его всесильной помощи.
Боже мой! Как легко наследовать благословение Божие (благодатное состояние - от авт.) и клятву (Богооставленность/благодатооставленность, безблагодатное состояние - от авт.), и притом гораздо легче клятву, чем благословение. Как быстр переход от состояния благодати к состоянию греха, так легок переход от благословения к клятве. Но как тяжело переносить клятву! Боже мой!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |