"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [172]
Дневники [59]

Статистика

Форма входа

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

21. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-12.






 

  Ты нашел человека из высшего круга, сочувствующего тебе вполне в предметах веры, в опытах духовной жизни. Поверь, что таких людей много найдётся в том кругу, да и везде. Бог всех учит превосходно.
  Мир мой, Радость моя, Господи Иисусе! Слава животворящим Твоим Тайнам! Опять я вкусил чудный мир и несказанную радость с умилением после причащения на кладбище 9-го числа января. 
  «Всяка плоть» (человеческая) «яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде: глагол же Господень пребывает во веки. Иже есть глагол благовествованный в вас» (Евангелие; 1Пет. 1:24-25). В самом деле, я как трава: расту, цвету, старею, умираю, и весь цвет мой опадает, а слово Господне точно пребывает вовеки, переживает столетия и тысячелетия, оставляет людей попеременно — в последовательном течении — рождаться, жить и умирать! Всё меня убеждает, что я точно как трава, а слово Господне, а Евангелие, а истина евангелькая пребывает вовеки. — 11 января 1857 года.
  «Се есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите. Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставив образ (пример - от авт.), да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно» (1 Пет. 2:19-23). Вот тебе прекрасный урок, вот тебе прекрасный образец терпения. Терпи неправду - ты на это и призван, ты страдаешь со Христом. 
  «Не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение - супротивное же, благословяще, ведяще, яко на се звани бысте, да благословение наследите» (1Пет.3:9). И это чаще надобно помнить.
  «Аще страждете правды ради, блажени есте» (1Пет. 3:14). Да утешат тебя эти слова Апостола. Доказательство истины христианской религии: 2Пет. 1:12-21
  «Иже воздадят слово готову Сущему судити живым и мертвым» (1Пет. 4:5). Так неизбежен и верен суд Господа живым и мертвым, что Господь как бы сейчас готов произвести его.
  Пророчество апостола Петра. «И в вас будут лживии учителие, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится» (Арий, Македоний, Магомет и др.; прежде и после). «И в преумножении лстивых словес вас уловят, ихже суд искони не коснит, и погибель» «их не дремлет» (2Пет. 2:1-3). Так несомненны Суд и погибель нечестивых. 
  Когда тебя будут возмущать помыслы неверия или другие, спроси себя: который тебе год, и мыслию о близости своей к ничтожеству, к небытию возврати себя к долгу веры. Ты раб: не забывай Владыку. Неверие происходит от недостатка смирения, от кроющейся во глубине души гордости и от недостаточной сосредоточенности души в молитве. 
  По мере того, как увеличиваются благодеяния Божии тебе, пусть увеличивается любовь твоя к Господу — Благодетелю. Как Он щедро даровит к тебе (и ко всякому человеку), так и ты будь щедр к другим. 
  Как хорошо любить Бога и служить Ему! Любящего Бога и посильно служащего Ему с верою и любовию любят любящие Бога. Какое приятное кругообращение любви! 
  Человек всегда грешен и недостоин Господа Бога; когда я служу Литургию или совершаю другое Богослужение и слёзы умиления и сердечного сокрушения текут ручьями из глаз моих, и тогда я - недостойный служитель Господа Бога. Тогда - я живее только сознаю и сильнее чувствую грехи свои, неправды свои. Да не мнит кто тогда о мне, что я — искренний, усердный, любящий чтитель Господа: я только борюсь с помыслами гордости, неверия, лукавства, только стараюсь от сердца полюбить Господа, но ещё не стяжал совершенной любви. Слезам нашим не всегда верят и земные родители, или вообще — люди: и точно, они бывают часто притворны, неискренни, — обманем ли мы ими и Бога Отца нашего Небесного, если они не искренни, не от сердца, не от любви? Очами, тьмами тем крат светлейшими солнца, Бог видит нас с ног до головы, с сокровенного помысла до явного дела. 
  Anno qиindecim rиbellorиm иteba)ntиr in lactem, non plиs; at qиam mиltиm иtilitatis afferat lac! Qиam magnиm spatiиm temporis! An pиlverem parcet hиic иtilitati? Stиlte! 
  Возьмите от меня всё, всё моё достояние, но дайте мне только мир душевный. Он для меня дороже всего. 
  Глубочайшее смирение и сокрушение сердца — главнейшие условия молитвы. Самая молитва должна быть углублённая, а не поверхностная. Бог слышит только призывающих Его всем сердцем. 
  Неизъяснимо сладостный мир и радость царствовали в душе моей в продолжение утрени и ранней обедни в день святого Богоявления. А это произошло от искреннего смирения веры и сокрушения сердца. 
  В довольстве малым заключается счастие человека. Страсти — от недовольства.
  Враже! Всегда со мною было то, что теперь есть, и я был доволен и счастлив своим положением. Как же ты мне твердишь, что настоящее моё положение — несчастливое и что я должен заботиться улучшить его? Я всем доволен, а будущее предоставляю Богу. 
  В год они тратили пятнадцать рублей на молоко, не более; между тем, сколь полезно было бы молоко в течение столького времени! Неужели жалко праха ради сей пользы? Глупо! 
  «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдёт на вы внезапу день той» (Лк. 21:34). — Нам следует иметь чаще горе сердца свои, но объядение и пиянство, и печали житейские препятствуют человеку возноситься сердцем и мыслию к Богу и приковывают их к земле. Горе, если ум и сердце влачатся только по земле: наказание может постигнуть внезапно. 
  От качества, от жизни сердца зависит и вся внутренняя жизнь наша и наше внешнее поведение. Если в сердце живут страсти, тогда и внутренняя, и внешняя жизнь человека бывают безобразны - он на каждом шагу показывает себя с невыгодной стороны, да и сам мучится щемлением сердца. Если же сердце чисто от страстей, тогда человек везде показывает себя в благоприятном виде, для всех мил (или по крайней мере, для большей части людей), мир и радость царствуют в его сердце. Как же много нужно заботиться о чистоте сердца! 
  Почитай великих на земле и тогда ты почтёшь, как следует, великих на небе и Самого Великого Бога. 
  Жизнь моя, Свете мой, Надежда моя! (Слова покойного Преосвященного Митрополита Киевского Филарета, когда он пред смертию обнимал святую Чашу с дарами) 
  До меня пережили на свете миллионы людей и большая часть испытали то же, что испытываю я и передали бумаге свои опыты, как и я передаю той же бумаге мои внутренние, нравственные опыты. Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам (fidelis). 
  Братия! Тверда ли у вас вера в будущую жизнь? Что-то, я вижу, вы мало думаете о ней, мало или и вовсе не подвизаетесь для неё. Примите мой смиренный совет: думайте чаще о жизни будущего века, подвизайтесь для неё, делайте из-за неё всё (ради неё). Для бессмертного Бога ничего не значит дать и твари бессмертную жизнь - и Он обещал еЁ не раз в неложном слове СвоЁ. Только некоторые люди, меряя своим ограниченным взглядом не только предметы настоящего мира, но и будущего, с трудом признают бесконечную жизнь для человека на небесах. Но как она несомненна! Совершенно уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Что же это за благодать? Благодать всех средств к будущей жизни. 
  Пред оттепелью или пред сырою погодою я становлюсь очень раздражительным. 
  Слава силе Креста Твоего, Господи! Демон злобы и неудовольствия поселился в моё сердце еще с вечера (29 декабря) - как червь он сосал болезненно мою внутренность и не давал спать покойно целую ночь, пробуждая меня внутреннею болью от сладкого сна. Но когда я сделал крестное знамение и придавил нижним концом спасительного знамения таившуюся в животе тёмную силу, она мгновенно оставила меня и я стал совершенно спокоен. После того я прислушивался ещё к душе своей: точно ли мир водворился в ней, — и мир в самом деле был глубокий: так мне было хорошо и весело. Да будет это для меня уроком на будущее время: почаще прибегать к силе Креста. Место духовной боли было в том месте, где пуп. 
  Ах, как хитер и искусен злобный диавол - он пользуется всеми малейшими предлогами нравственными и физическими к тому, чтобы терзать нашу бедную душу. Подал ли я повод каким-нибудь страстным движением души — он тут же ловит это движение и раздувает пламя; болезнь ли какая случится в теле — он чрез болезнь силится вовлечь душу в свои сети. — Он всегда «готов на лов яко скимен (лев) обитающий в тайных» (Пс. 16:12). При своих злобных умыслах он представляет всё душе нашей в ложном, неправильном виде и чрез это-то представление в ложном виде дела он и выигрывает. Если бы предмет был представлен в настоящем виде, человек не был бы опутываем его сетями, не испытывал бы в себе действие страсти. — Внемли. 
  Господи! Пошли мне благодать с удовольствием питать и покоить семейство тестя моего, не исключая и шуринов. Даруй мне радоваться, что за полцены питаю их всем. Если бы я за полную цену питал их, тогда я не делал бы ничего особенного, а теперь я, по крайней мере, могу иметь утешение в мысли, что они пользуются моим благодеянием. 
  Никогда не выпускай из виду обязанности любви ко всем, паче же к присным. Любовь покрывает множество грехов. «О сем разумеют ecи, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35).
  Священник всюду должен носить с собою в сердце горячую любовь к Богу и к ближним: если он идет совершать Богослужение, или таинство, или какую-нибудь требу, надобно, чтобы любовь уже была готова в нём, горела чистым и ярким пламенем. Без любви священник — не священник. Апостол Павел говорит: «аще... любве не имам, ничтоже есмь» (1 Кор. 13:2). 
  Нелюбовь к людям или пристрастная любовь к ним - вообще страсти. Они иссушают любовь человека к Богу. 
  Господь наш Иисус Христос со всеми Своими Божественными чудесами как будто живёт во плоти в наше время - мы видим Его рождающимся, обрезывающимся, крещающимся, встречаемым от Симеона в церкви и проч. . Как благодетельны для христиан и многознаменательны праздники Господни и вообще все праздники! Господь есть общий Спаситель для всех народов всех времён и мест, но так как люди — существа скоропреходящие и сменяются новыми людьми, то, чтобы всем уделить, так сказать, удовольствия — видеть внутренно Спасителя и наслаждаться Его Владычними странствиями на нашей земле, Церковь как бы повторяет ежегодно Его Рождение, Обрезание и проч. Как это хорошо для веры, для её укрепления! 
  Любовь к Богу даром нам не достаётся, или: без всякого труда с нашей стороны к очищению своего сердца не поселяется в нас. Случается часто видеть в церкви людей, которые не молятся в церкви, а разговаривают или смеются, или скучно блуждают глазами по сторонам. Это — люди без любви к Богу, не трудящиеся в приобретении любви к Нему — значит, нечистые сердцем. А кто боголюбивые души? Смотрите, вот они - это те, которые со страхом и любовию предстоят в церкви и не смеют блуждать взором по сторонам, потому что взор их обращен внутрь их самих и к Богу. 
  Чтобы не иметь поползновения ко греху, чтобы сохранить веру в сердце, нужно, подобно Давиду, скрыть в сердце словеса Божии. 
  Чтобы наслаждаться драгоценным миром душевным, не должно предаваться какой-либо страсти, хотя бы она и была справедлива по-видимому.
  Добродетель тогда особенно имеет свою цену, когда она совершается под огнём искушений - например, искушения болезнию или другим каким-либо несчастием; точно так же, как и солдат не тогда храбр, когда в пределах его отечества царствует мир и спокойствие, но когда нападают враги на царство, когда он сражается под огнем и мечом, тогда-то узнаётся его великодушие и храбрость, любовь к царю и отечеству. Без войны же хотя бы кто и храбрился, ему не много поверят. Подобно этому есть причины не очень много доверять тому человеку, который делает добро при благоприятных обстоятельствах и ещё не испытал горя: он может потерять присутствие духа в несчастии и изменить своей наклонности делать добро — даже обнаружить свои дурные стороны: малодушие, нетерпеливость, ропот и хулу на Бога. Только очищенный в горниле бед христианин — крепок и надежен, а не бывший в беде не всегда надежен. 
  27-го декабря, после Литургии, или лучше, после причастия, мне было особенно хорошо, так хорошо, что и сказать нельзя - такой неописанный мир в душе, такая радость, такое сладостное умиление! Ах, если бы всегда так было со мною. Как благ Господь и близ сокрушённых сердцем и смиренных духом! Как Он щедр не по заслугам нашим! 
  Non mиlto aestima pecиniam, non minиs diligenter age nиmerиm illiиs. Если будешь прилежным счётчиком, то наконец тебе жалко будет потерять всякий рубль и ты станешь сребролюбивым. Помни, что тебе ныне немного нужно, а будущее предоставь Богу и не слушай людей, которые говорят, что нужно запасаться на будущее время - у тебя нет семейства. Имея пищу и одежду, «сими доволъни будем» (1Тим. 6:8). Послушайте Апостола, который говорил, что он вся вменил «тщету быти, да Христа» приобрящет (Флп.3:8). 
  Не много цени деньги (букв. — имущество), но не менее тщательно веди им счёт (лат). 
  Какая глупость у большей части людей — вести счет деньгам! Как несправедлива пословица, по крайней мере для честных людей, что денежка счёт любит! Иуда-предатель, вероятно, сначала прилежно считал подаваемые ему деньги, а потом дошёл и до сребролюбия, и до страшного греха — предательства Господа!
  Господь наш Иисус Христос, будучи бесконечно велик, как Бог, так же бесконечно велик и как Благодетель всего человечества - весь род человеческий искупил Он от вечной смерти Своими крестными страданиями и смертию. Какую Отеческую, беспредельную любовь к людям показал Он, воплотившись для них, Сам потрудившись научить их всему нужному для спасения, совершив для них многочисленные чудеса и во всю жизнь Свою не имевши где главы подклонить на земле, хотя Сам был Творцом неба и земли! Как благодарно Ему должно быть человечество! И — благодарно в избранных своих, в Церкви Божией. Песни благодарения и славословия немолчно воспеваются на протяжении вот уже 19 веков и не престают воспеваться. Церковь торжествует своё спасение в Иисусе Христе. Особенно торжественно она воспевает Его славное воскресение, как своё собственное воскресение. Дорого ценит отечество самопожертвование какого-либо сына отечества, дающего себя в выкуп его свободы и безопасности, награждая его признательною памятью в потомстве и славою его имени. Как же дорого должно ценить людям самопожертвование за них Сына Божия! Всякому хочется жить и в жизни своей наслаждаться миром и счастием! Сладостна жизнь, особенно если она не соединена со страданиями, и чего не пожалел бы человек, если бы можно было увековечить её, особенно если бы можно было сделать её счастливою навеки! И вот чего бы так сильно желал себе всякий, то сделал для всех Сын Божий: Он исходатайствовал нам жизнь вечную и блаженную на небе. Человек с тем назначением сотворён, чтобы он на время принадлежал земле, а на вечность — небу, но с условием, если он приготовит себя к небу, на что даны ему заповеди. Ему сказано: «сие сотвори и жив будеши» (Лк. 10:28), следовательно, если не сотворишь, то не будешь жив для неба. Как же дорого для нас было бы, если бы какой-нибудь благодетель помог нам исполнить заповеди и ввести нас в жизнь вечную, которая так же несомненна, как несомненно многоразличие тварей Божиих — чисто духовных и вместе духовных и плотяных! Этот благодетель у нас есть — Иисус Христос. 28 декабря 1857 года.
  «Имже бо судом судиши друга, себе осуждавши» (Рим. 2:1). «В ню же меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2Мк. 4:24). Никогда не должно осуждать других в каких-либо слабостях или пороках, потому что осуждающий наказывается часто от Бога попущением делать то же самое, что осуждал в других. Все люди со слабостями, и ты — тот же человек и можешь очень легко подвергнуться тем же слабостям, и, когда подвергнешься, тебя так же осудят, как ты осуждал других, даже жесточе. «В ню же меру мерите, возмерится вам» — сказал Спаситель. 
  Как скоро Господь исполняет благие, искренние намерения наши! Учась в Академии, я любил наслаждаться созерцанием чудного порядка в мире и его красоты и от души желал, чтобы Бог привёл меня когда-нибудь разделить это чистое, возвышенное удовольствие с другими людьми, именно — побеседовать о творении в церкви. Один Бог видел, как сильно и чисто было это желание. И что же? Через год с небольшим я назначен катехизатором и по плану катехизических бесед я должен был говорить именно о творении. — Вообще замечательно, что благие наши намерения Господь исполняет неотложно, тогда как мы часто о них и вовсе забываем.
  «Всё, еже не от веры, грех есть» (Рим. 14:23). Как же много надобно стараться сохранять веру или возбуждать её, когда она угасает - в противном случае мы грешим. Особенно это нужно наблюдать при совершении Богослужения, Таинств и обрядов веры.
  Смотря на круговращающуюся землю и светила небесные, можете прямо из этого заключать, что Господь промышляет о Своём творении, потому что такие огромные шары не могли бы существовать без Промысла, да и вообще не может быть без Промысла никакая тварь, самая ничтожнейшая. Когда смотрите на восходящее солнце, говорите: «Слава благопромышлению Твоему, Господи!»
  Когда ты смотришь на Сына Божия, тогда смотришь вместе и на Отца: «видевый Мене»— говорит Спаситель, — «виде Отца» (Ин. 14:9), а видя Отца, непременно видишь и Духа, предвечно исходящего от Отца и Ему единосущного. 
  Молитва всякого человека имеет различную, большую или меньшую, степень достоинства относительно чистоты сердечной, веры и любви молящегося. Иной приносит её от чистого сердца с верою и любовию, так что вся молитва такого человека есть единый, сильный пламень, обнимающий всё существо души. Другой, напротив, молится не с чистым сердцем, привязанным к предметам житейским, со слабою верою, подходящею к неверию, без любви в сердце, по привычке, равнодушно. Третий, хотя старается иметь чистое сердце во время молитвы, но слабо и поэтому безуспешно борется с противными помыслами и то воспламеняется, то потухает душою. — Люди часто сами себя обманывают и думают обмануть и Бога в молитве. Но Бог видит сердца наши.
  «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), — говорил Спаситель. И точно, без Него нельзя сделать решительно никакого доброго дела - только Он дает нам силу. Справедливость этого очевидна из того, что, если Бог предоставит нас только нам самим (нашей слабости), то мы становимся совершенно внутренно бессильны для всякого добра, мы становимся полными зла. Будь же всегда с нами, Спаситель! 22 декабря 1857 года. 
  Смирение ума и сердца должно быть самою неотъемлемою принадлежностию молитвы. Прежде, чем станешь на молитву, уже будь смиренным, уничтожь сам себя нравственно. Бог есть Любовь. Он с любовию выслушивает каждую нашу молитву, если она плод веры и любви. 
  Как быстро идёт жизнь! Как скоро летает земной шар! Как скоро приближает он каждого ко гробу. А ведь сам не стареет! 
  Когда будешь одевать галстук на шею, читай слова: «жестоковыйнии, необрезании сердцы и утёсы, вы присно Духу Святому противитеся» (Деян. 7:51), — чтобы иметь тебе повод исправляться от своей жестоковыйности и необрезанности сердца и ушей. А когда сапоги обуваешь, то читай: «стопы моя направи по словеси Твоему» (Пс. 118:133). 
  Доколе по моему неразумию и злонравию глупая страсть будет терзать меня? Доколе я не отрину, не вырву её с корнем из моего сердца? Боже! Помози ми. — Уверен я, что если бы вырвал я её из сердца, мир и радость всегда наполняли бы мое сердце. Много эта страсть влечёт за собою зла - целую свиту.
  Старайся более всего об очищении сердца, ибо в нём вся сила: «от того бо исходища живота» (Притч. 4:23). Сердце — жизнь наша. — Старайся и о том, чтобы в голове твоей было всегда ясно и светло.
  Далеко зашёл ты в суждении об отце Павле: возвратись к тому первоначальному суждению, которое имел ты о нём при первом с ним свидании. Вообще суди всегда снисходительно и смиренно о его, по-видимому, неблаговидных поступках: он — твой начальник: «В ню же меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:8Мк. 4:24). Ты горд и потому слишком строго и свысока смотришь на каждый его поступок. Старайся так же снисходительно судить и об отце Матфее. 
  Когда я согрешаю, то какая-то мертвящая тяжесть в сердце и в груди давит душу мою, сокрушает и стесняет бытие моё и как бы гонит душу вон из тела - тяжела, необыкновенно тяжела бывает тогда жизнь. Чтобы эта тяжесть оставила душу, надобно сознать во глубине души, с искренностию тот грех или те грехи, кои были причиною душевного мучения, осудить себя и впредь взять намерение остерегаться спотыкаться на том же месте. Нужна также усердная молитва. (Этот опыт был со мною сегодня. В душе моей была чрезвычайная, убийственная тяжесть после сделанных мною грехов, особенно греха едкого осуждения отца Павла. Но я помолился из сердца, сознал свой грех, пожалел о нём, поскорбел, взвесил его тяжесть — и тяжесть смертная прошла, миновала) — 18 декабря 1857 года. 
  Тебя борют страсти и от твоего неумения бороться с ними показывают тебя в нехорошем виде. Не забывай, что и других также борют страсти и выставляют их напоказ людям в неблагоприятном виде. Поэтому имей снисхождение ко всякой слабости человеческой, зная, что все мы ходим среди сетей. 
  Господь Бог, хотя Он невидим, недоведом и непостижим, тем не менее - прекрасно держит нас в руках Своих, не давая нам забываться. Если я сделаюсь преступником Его воли, оскорбителем Его величия, правосудия и святости, то Он возвращает меня к моему долгу мучениями душевными, неотразимым сознанием моей виновности пред Ним, как пред Своим Творцом и Законодателем. Эти мучения души вразумляют и исправляют лучше всяких выговоров и штрафов земных начальников. Слава милосердию и правосудию Твоему, Господи! 
  Слава милосердому, любящему меня Господу. Тяжелые искушения миновались, и я опять почиваю на лоне Его любви. Как Пётр при искушении, я отвергся Его, изменил Ему, даже роптал на Него, но теперь, раскаявшись чистосердечно в своём малодушии и измене, опять, по милости Его, я могу гореть к нему любовию; опять Литургия и святая Евхаристия служат для меня источником чистых и возвышенных радостей и неизъяснимо сладостного мира в сердце. 19 декабря 1857 года.
  Всё ли равно, если ручеек течёт небольшою струйкою и напояет, хотя немного, жаждущую землю, и если вовсе не течёт и оставляет её совсем сухою? Конечно, не всё равно. Так, лучше подавать хотя небольшую милостыню, чем вовсе не подавать.
  Зачем порабощаешь себя земному и обсекаешь крылья духу, не давая ему парить в высоту? Оттого он болит и сокрушается. Что это правда, убедиться в том легко: лишь только ты сознаешь безрассудство своих чрезмерных житейских забот, суетных удовольствий и отвергнешь их внутренно — болезнь души проходит, и она, так сказать, выходит на волю. 
  20 декабря (служил обедню на кладбище). Слава животворящим Твоим Тайнам, Господи! Кто достойно поведает чудеса от них в душе нашей и во всём существе нашем после достойного принятия их? Что это за чудный мир, за чудное блаженство царствует в душе? Какое тихое умиление, какое глубокое смирение, какая любовь к Богу и к людям, какое презрение ко всему земному бывает в душе? Зачем мы не удерживаем в себе постоянно такого блаженства? О слабость, о наклонность греховная! 
  Молитве необходимо должны быть присущи как необходимые условия: вера, надежда и любовь. При чтении Священного Писания и писаний святоотеческих.— также смиренная вера с любовию. 
  Господь Бог не вскоре наказывает порок и награждает добродетель, чтобы дать созреть тому и другой. 
  Во время молитвы имей светлый взгляд на Бога и на себя, то есть старайся живо представить себе, кто Он и кто ты? Начиная с дыхания, ты — весь Божий, а начиная с худого помысла до худого дела, ты — весь свой. 
  Вы вините природу в непостоянстве и изменчивости? Но она вас копирует - всмотритесь хорошенько в свою жизнь. Бог вразумляет вас книгою природы; поучайтесь и не будьте сегодня тем, а завтра — другим. Научитесь также подумать о постоянном и пребывающем.
  Во время молитвы старайся умом и сердцем держаться Бога или Пречистой Матери Божией. Подражай благости Отца Небесного, в царстве Которого живёт бесчисленное множество тунеядцев, и однако же Он их терпит с любовию. Поверь, что щедродаровитый Господь за это всегда даст тебе. Будь со всеми любезен, мягок сердцем. Не давай погасать ни из-за чего в твоём сердце искренности и любви. 
  При малейшей невнимательности моей к себе пламень той или другой страсти готов возгореться во мне и лишить меня душевного спокойствия. А неверие так и врывается в моё сердце с неизъяснимою наглостию, причиняя томление бедной душе моей. Что это со мною делается? Что за враждебные силы устремляются на меня? Боже сердца моего! Наполни Собою сердце моё, но наперёд очисти его. 
  Святые мученики усердно чествовали (?) Господа при всех своих мучениях, а ты в ничтожном припадке не только болезни, но и даже обычной боли упадаешь духом и не можешь быть усердным, любящим чтителем Его. Не стыдно ли тебе? 
  Представляю те грозные минуты, когда душа выйдет из тела, всякое движение прекратится, лёгкие как оставляемые мехи сожмутся, кровь перестанет обращаться; все клапаны внутренние закроются и останется один труп из целого человека — не страшно ли это? 
  Когда лукавый соблазняет тебя скупостию и любостяжанием, говори сам себе: «Буди слава и благодарение за все Твои дары, Господи!»
  Тебе надобно стяжать верность к Богу, а то ты в счастии принадлежишь Богу, а в несчастии оставляешь Его и даже ропщешь на Него. 
  «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся» — Это омрачение душевное чувствует всякий, недугующий сребролюбием.
  Зачем ты так расслабел душою? Крепись. 
  Есть Божия благодать Господа, действующая в святых храмах Божиих: пришедший в них с искренним желанием помолиться уходит из них как уловивший славный зов, с радостию и миром в сердце, славя Бога. Вот что испытано мною не раз.
  Бог часто посылает благодатную теплоту веры и любви в сердце в самом конце молитвы. Поэтому надобно иметь терпение — не отчаиваться в силе молитвы в начале и в средине её, но спокойно продолжать её до конца. 
  По неисповедимым судьбам Божиим в жизни людей благочестивых бывают тяжёлые искушения, убивающие и душу, и тело - тогда душа теряет веру, малодушествует, ропщет, хулит, не в силах будучи держаться за якорь веры, сохранять твёрдость и присутствие духа, быть смиренно-послушною и благодарною воле Провидения за посылаемые искушения. В этом случае надобно, по возможности, крепиться и устремлять взор горе — с молитвою о помощи и быть уверенным, что искушение не будет продолжительно, а после искушения Бог опять примет нас в Свою милость, особенно - если счастливо выдержим испытание.
  18 декабря. Слава милосердию Твоему, Господи! Опять Ты принял меня в любовь Свою после принятия страшных Тайн, хотя я и оказался перед этим изменником Твоим. Возьми же себе урок — ставить себя за ничто и ни на что не полагаться, кроме Бога.
  Двойное благодеяние тестя моего — благонравная, прекрасная дочь и место, приносящее мне выгоды: чем я воздам ему за это? Чего мне жалеть для него? Ничем достойно не воздам, а потому, по крайней мере, ничего не стану я жалеть для него, как для родной матери, давшей жизнь моему окаянству, я ничем в равной мере не воздам, — а потому должен, по крайней мере, делать ей то, что могу. 
  Если молитва твоя не питательна для души твоей, то значит, что она недостойная, неблагоустроенная молитва. Молитва - как и пища для тела, должна питать душу, утолять алчбу душевную. 
  Возьми мужество — не потворствовать прихожанам в их слабостях, но обличать и вразумлять их, хотя ты и пользуешься их материальными благодеяниями. Воля Божия, благоволение Божие всегда должны быть выше благосклонности прихожан. 
  Отчего справедливое твоё сожаление — о неправде в отношении к тебе своих, сопровождается смущением и болезненным беспокойством? Оттого, что Ты и в этом случае становишься ниже вещественных выгод жизни и эти выгоды значат для тебя очень много — так что ты мир Божий или Духа Божия, Который приносит с Собою в сердце твоё этот мир terribile ad dicendиm (страшно сказать - лат.), — ставишь ниже их. Научись не ценить слишком высоко праха и праху не подчинять благ духовных. 
  Дух Святой называется Утешителем — оттого, что Он вливает небесное утешение, «мир, превосходяй всяк ум» (Флп. 4:7), в душу человека, познавшего свои заблуждения, свои грехи. Вожделенно это утешение. 
  Братия и сёстры! Помимо вашего богатства, ваших суетных удовольствий, вашей красоты, ваших богатых одежд, я вижу то, что неминуемо встретит каждого из вас во гробе — безобразное тление и разрушение. Поэтому не пленяюсь я ничем из того, что вас так много занимает. Что мне в вашей гордости, в этих так называемых благах, за которыми так усердно гонятся неблагоразумные? Я вижу ваше ничтожество и тленность всего, что вас прельщает. Ах, если бы вы знали, в каком положении находится душа ваша и что её ожидает при таких образах жизни? Обогатите лучше, украсьте вашу душу добрыми делами, которые пойдут с вами и в вечность и будут там, у Престола Господа Славы защищать вас.
  Что дороже Тебя, Господи? Ничто: Ты всего дороже. Что любезнее Тебя? Тоже — ничто. Отчего же со мною бывают такие странности, что после самого причащения меня занимают другие, тленные предметы настолько, что я как бы отпадаю от Тебя, Господь мой. Господи, я как будто перестаю любить Тебя и вместо Тебя оказываюсь любителем какого-то праха, как будто он составляет моё счастие? Отчего такие странные противоречия бывают во мне? Если ничто для меня не дороже Тебя, зачем я теряю Тебя, когда, при небольшой внимательности к себе, я мог сохранить бы Тебя? Узнай болезнь свою и употреби врачевство против неё. 
  Господи! Если я потворствую тунеядцам, избавь меня от них и вместо них дай мне возможность помогать ближним моим бедным родственникам. Ты видишь, что я, по слабости своей, теряю часто мир душевный, не находя средств примирить между собою этих двух обстоятельств: потворства тунеядцам (если только они настоящие тунеядцы) и неоказывания помощи ближним бедным родственникам. Вразуми меня, Создатель!
  Ты не веришь в будущую жизнь и говоришь - на том свете никто не был и не приходил оттуда сказать нам о ней. Как — не был никто? А Сын Божий разве не приходил оттуда - разве не уверил нас в действительности жизни загробной? Ты веришь, например, что есть Америка, хотя сам не бывал в ней, потому что ты видишь, что оттуда, например, приходят корабли. Отчего же точно таким же образом не веришь, что есть другой мир, кроме земного — небесный, так как оттуда приходил Сын Божий и, уверив нас в действительности его Своим неложным словом, показал это и на самом деле? Потому что, восставши из мертвых, Он в виду учеников Своих вознёсся на небо, откуда опять так же придет. И апостолы говорят нам: «горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3:2), «идеже есть Христос одесную Бога седя» (Кол. 3:1). «Емлися за вечную жизнь» (1 Тим.6:12), говорят еще. 
  «Всё еже даст Ми, не погублю от Него» (от Отца), «но воскрешу е в последний день» (Ин. 6:39). «Никто же придёт ко Мне,» — говорит Спаситель, — «аще не Отец пославый Мя привлечёт его» (Ин. 6:44). Потому и сказано: «всё, еже даст Ми» то есть всех, кого приведёт ко мне Отец Мой, не погублю для Него, но воскрешу их в последний день. Какая радостная истина: все, верующие в Господа, не погибнут, но непременно воскреснут. «Ихже дал ecи Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный» (Ин. 17:12). Какая горькая истина! И между верующими в Господа есть сыны погибели, которых и вера не спасёт, потому что дел по вере не имеют.
  Как поскальзаемся и падаем на дороге от невнимательности своей или от темноты, так и в нравственном отношении мы поскальзаемся и падаем также большею частию от невнимательности своей или от темноты и помрачения разума. — Везде нужна внимательность: «Блюдите, как опасно ходите» (Еф. 5:15).
  Больше всего старайся о простоте и незлобии: это избавит тебя от бесчисленных неудовольствий в жизни и будет причиною всегдашнего мира и радости. Святитель Григорий Богослов говорит: «Я упражняюсь в приобретении простоты сердечной, от которой зависит спасение. А спастись — единственное моё попечение». — Итак, видишь, что, кроме других выгод, простота доставляет вечное спасение. 
  Кто постоянен в любви к земным друзьям, тот и может, и - бывает постоянен и в любви к Богу. И наоборот - кто признателен к благодеяниям человека, тот признателен бывает и к благодеяниям Божиим. И опять наоборот - кто любит ближних, тот любит и Бога, и также опять наоборот: «Не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20) Кто усердно чтит родителей, тот так же усердно чтит или способен усердно чтить и Бога. Благоговеющий пред особою царя благоговеет тем более пред Вседержителем Богом. Почитающий власти - почитает и Бога, и наоборот. Земные наши отношения — пробный камень и мера отношений наших к Богу. По первым можно справедливо заключать о последних. — Как поэтому надобно стараться, чтобы со всею правильностью установить наши земные, житейские отношения к другим!
  Вера наша часто утопает - нужна спасительная доска, за которую бы она могла твёрдо ухватиться и спастись от потопления. Этих спасительных досок плавает много в море Откровения, разума и природы - надобно только научиться искусству ловить их.
  Учёные люди часто искусственности слова жертвуют ясностию и краткостию слова. Какую науку ни возьми, везде увидишь справедливость этих слов. Поэтому совершеннейшая наука — редкость. Евангелие и Апостольские послания — совершеннейшее учение, но это учение — безыскусственно, просто, оно должно быть образцом нашего слова. 
  Святые Божии стоят высоко, высоко по своему нравственному совершенству в отношении к тебе - они украшены всякою добродетелью. А тебе надобно ещё очистить своё сердце и ум и потом украшать свою душу добродетелью. Одно не способно к чувствам святой возвышенной любви, а другой — к чистым, высоким воззрениям. Сердце загромождено нечистотами страстей и мирскими предметами, одебелело, утолстело; а ум не пленяется красотою предметов умосозерцаемых и охотнее имеет дело с вещами видимыми, чувственными. — О святые Божии! Помогайте нам очищать ум и сердце! Дайте мне насладиться красотою вашей души, чтобы потом уже быть способным наслаждаться и Верховною Красотою. 
  Мнюся и Аз Духа Божия имети, и горе мне бывает всегда, когда я оскорблю Его чем-нибудь неблагопристойным - горящий огнь бывает тогда в костях моих, который несносно палит меня. Я расслабеваю кругом и не могу переносить этого пламени. 
  Ради личности не оскорбляй святыни. — «Не усрамися ниже убойся» лица человеча, когда что касается веры.
  Грех стесняет, сдавливает существо человека, жизнь его, а благодать — расширяет, распространяет сердце его, внутренняя его. 
  Ни из-за каких предлогов (причин) не лишай себя мира душевного пред святою Литургией. (Молитва священника перед исповедью) 
  Именем Твоего блага душевного заклинаю тебя соблюдать всегда это правило. Всеблагий Господи! Исправи стопы мои на путь мира! 
  У Господа Бога цель твоей жизни — вечное спасение — всегда в виду. Он ведёт тебя к нему имиже Сам весть судьбами. Поэтому, если и неприятности приходится терпеть тебе в жизни, переноси их великодушно, зная, что, верно, они нужны в деле твоего спасения.
  Господь Бог — Первый Виновник того, что ты поставлен ныне в такие, а не в другие отношения к людям, и к таким, а не иным людям, в такое, а не другое место. 
  Господь Бог во всё продолжение твоей жизни Сам давал направление ей, поставлял тебя в те, а не в другие отношения, и Сам поставил тебя на это место. Его Отеческий Промысл заключается в том, что Он даёт направление катящемуся шару нашей жизни.
  Господь со Креста говорит тебе: «Смотри, сколько Я претерпел несправедливости от людей, а ты не хочешь перенести и малой обиды. Ужели ты не хочешь спострадать Мне?» 
  В тебе есть слабость — не обращаться по гордости к Богу, когда Он посылает тебе неприятности, равно как и не обращаться с любовию к жене в домашних неприятностях. Сейчас же обращайся со словом любви и мира. 
  Старайся, чтобы молитва твоя исходила от всецелой души твоей, от всего существа. От поверхностности в молитве происходит наконец то, что и вся вера твоя бывает поверхностна. Всегда молитву должно приносить из глубины души. А для этого представляй (безвидно и безобразно - от авт.), что ты находишься лицем к лицу к Богу, потому что на самом деле Господь Бог с тобою и слушает тебя. Бойся же поверхностной молитвы: она — от маловерия или даже — от неверия. Чем будешь больше углубляться в молитву, тем более будешь иметь в сердце животворной веры, тем больше будешь добродетелен. Ты сам — очевидное доказательство того, как гибельно поверхностное чтение молитв: так как иногда ты очень борз (быстр/тороплив - от авт.) и поверхностен при чтении их, при старании не быть рассеянным, на тебя нападает дух немой и мучит душу твою адским томлением. 
  Бери пример с отца - он превосходит тебя во много раз своим бесстрастием. Из любви и признательности к нему делай всё, что ему приятно, и между прочим то, чего он хотел бы от тебя в отношении к своим делам, если это не есть прихоть. 
  Дух бодр, а плоть немощна. Это на каждом шагу видно. Душа готова на молитву, а тело часто бывает не готово. Теория с практикой часто расходятся на самое огромное расстояние: теория — дух, а практика — плоть. Идея науки и наука, исполняемая по идее, весьма часто также разногласят: идея высока, светла, сильна, а наука часто бывает далеко не соответствующею идее — темна, неясна, трудна, немощна. 
  «Что имаши, егоже неси приял?» (1Кор. 4:7) — Так, всё у нас Божие и ничего нет своего, кроме худых наклонностей и грехов. А святые Божии совершенно принадлежали Богу. Чем у нас меньше своего, тем лучше! 
  О немощь человеческого существа! Одною рукою я созидаю, потому что хочу созидать, а другою — разрушаю то, что построил, хоть и не хотел бы. Что за задача! 
  Почти каждую добрую мысль, доброе чувство я должен отстаивать борьбою, а без борьбы есть опасность потерять всякое добро. Но как много нехорошего и в самых, по-видимому, добрых мыслях, чувствах и поступках! Так проникнут человек злом!
  Ты теперь живёшь в этом 19-м веке. Но до тебя было много веков и много людей. И после тебя будет, вероятно, также много веков и тоже много людей. Ты — в отношении и к прошедшим, и к будущим положениям (само собою и настоящему) — ничто. Живи и помни себя, и готовь к исходу души из тела дела свои. 
  Неверие беспокойно, тревожно, мучительно - это изведал я и изведываю многократными опытами; напротив, вера успокоительна, мирна, блаженнотворна. Душа сама, без доказательств знает, что право и что неправо. Из последствий неверия и веры узнаю я ту истину, что неверие — гибельно, а вера — спасительна. Убедись же! 
  Боже мой! Как бы я хотел искренно любить Тебя и Пречистую Матерь Божию со всеми святыми! Но иногда как будто не даётся мне эта святая любовь. Сердце мое нечисто: оно не способно без благодати Твоей любить святою, возвышенною любовию Тебя, Пречистую Матерь Божию и святых Твоих. Созижди же во мне, Господи, сердце чисто! 
  Бог не принимает молитвы нашей, если мы сердимся на кого-нибудь. Это я изведал горьким опытом. Поэтому непременно надо прежде молитвы помириться со всеми. Был случай, когда я сердился и потом помирился. Как, прежде чем я помирился, молитва моя была неблагоуспешна, тяжела и очевидно противна Богу, так после примирения (я в то же время помирился) она стала легка, успешна и благоугодна Богу. Она скоро принесла мне мир совести и радость в сердце. 
  Слава Богу, вразумившему меня дать сегодня наставление нищим, или подать вместе с телесною милостынею и духовную. Между прочим, я говорил, что непременно будет другая жизнь, в сравнении с которою эта — то же, что сени церковные с церковью, даже несравненно меньше, что им не надобно тяготиться своею участию. 
  Слава милосердию Твоему, слава животворящей силе Твоей, Господи! Я мёртв был сегодня (28 ноября) душою до причащения и ожил после него, болел смертельно и исцелел, скорбел и возрадовался, томился болезненно и вкусил мир пренебесный. Да будут вечным памятником славы животворящих Тайн Твоих эти строки, начертанные тотчас по Литургии мною, недостойным рабом Твоим, и да памятую я их всегда к душевной пользе своей; да поучусь я искренно веровать и исповедовать, что Царь мой Христос есть для меня Источник жизни и блаженства. Ах! Как это ясно, очевидно: я был болен, мёртв без Христа и — ожил, возрадовался с Ним!
  Не огорчайся, когда не по твоему желанию что-либо делается, а рассмотри тщательно обстоятельства дела, может ли оно сделано быть так, как бы тебе хотелось.
  Много слёз и беспокойства причинил нам отец Матфей. Господь воздаст ему. 
  Что? У тебя отнимают твой угол? — Привыкай к мысли, что на земле нет ничего надёжного и пребывающего - все неверно и изменчиво. Помышляй о неизменно верном и вечном. 
  Молитвы при требах старайся читать с искренним смирением, совершенным спокойствием, тихо и несколько нараспев - при этих условиях избежишь диавольской поспешности и смущения. Бог жестоко наказывает за поспешное, невнимательное чтение. Сегодня, 29 дня ноября, после Литургии, по обыкновению я был совершенно доволен собою, весел и спокоен ради принятого внутрь Таинства, но вскоре после обедни, ездивши причащать больную, я поторопился при чтении молитв вследствие диавольского смущения — и что же? Потерял в сердце мир и радость. Убийственная тяжесть давила мои внутренности, тоска и томление угнетали меня. Только молитвою и слёзным раскаянием смог я возвратить то блаженное состояние, которое произвел во мне Господь Своими Тайнами. Ах! Как тяжел для души грех! 
  Помни свое ничтожество и будь смиренномудрей! Наблюдай за собою, не таится ли в душе твоей пагубная страсть гордости; смотри умным оком на все движения души твоей. Примечай за собою, как ты ведёшь себя с людьми, высшими тебя, равными и низшими: из обращения сейчас можно видеть человека, горделив он или смирен. Замечай за собою, когда молишься - какие больше помыслы нападают на тебя. Старайся особенно о чистоте сердца. Много нужно потрудиться для очищения его - оно завалено нечистотою. Совершенно наново нужно, так сказать, перебрать его — каждая мысль благочестивая, святая имеет соответствующую нечистую мысль. Боже мой! Какая в человеке бездна зла! Господи! Обнови меня! 















                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 440

Поиск