"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [174]
Дневники [59]

Статистика

Форма входа

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

25. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-16.





 

  Как ты тяжело грешишь против Господа Бога, думая и ропща на Него, что Он дождит в природе не вовремя, потому только (не вовремя), что ты поздно возвращался с прогулки и тебя замочило. Как ты не рассуждаешь, что Бог есть Отец Небесный всякой твари, и тогда как тебе одному дождь причиняет какой-либо вред, миллионам существ он приносит пользу. Раскайся чистосердечно и вперед никогда так не думай. — Отче Небесный! Прости мне всякий грех мой! — У тебя замокла хорошая одежда, но «Господь даде, Господь и отъят» (Иов.1:21). (Хотя далеко не совсем) Этого ли не вытерпеть? 
  Смотри на странствования евреев по пустыне в землю обетованную и поучайся. Несмотря на величайшие, непрерывные благодеяния Божии, они роптали на Бога при малейшей неудаче, при малейшем несчастии, как будто всё должно было быть по их воле, а Бог Свою волю должен был подчинить их воле (дерзость)! Такова слепота страстей! Таково самолюбие человека! Но что с ними, неблагодарными, стало? Не вошедши в землю обетованную, они перемерли все жалким образом в пустыне. Этот мир, эта земля есть пустыня, а небо — земля обетованная! Ты, как самолюбивый еврей, при каждой неудаче в своём путешествии в землю обетования ропщешь на Бога, несмотря на то, что на каждом шагу пользуешься Его величайшими благодеяниями. Как бы и нам бедственно не погибнуть вне земли обетованной!
  Помни всегда грехи свои — и не забывайся, не высокомудрствуй, а смиряйся, как дитя.
  Мы не умеем, неблагодарные и злонравные, пользоваться милостями Божиими, не умеем и не хотим заслужить их преданностию Его всеблагой воле, не сумеем вынести малейшего испытания, мы кругом в милости Божией. Диавол смотрит на нас завистливо и говорит Богу: «Этот человек только в лице благословляет Тебя, потому что Ты всем одарил его; коснись только имения его, особенно костей его, — и тогда будет очевидно, что он благословляет Тебя только за дары Твои, а в несчастии он будет роптать на Тебя, хулить Тебя». И что же? О несчастие! Так и бывает. Как дело коснётся нашего самопожертвования - тогда и в самом деле оказывается, что мы способны только в счастии благодарить Бога, а в несчастии ропщем. Враг наш исконный остаётся в самом деле здесь правым. 
  Если ты не веришь небесным тайнам веры, указаниям в Откровении и духовно востязуешься, то знай, что ты — душевный человек, а не духовный, безо всякого сомнения. Обрати внимание на своё положение - оно очень неблагоприятно. Слушай, как святое Слово Божие гремит против тебя: «душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане и духовне востязуется» (1Кор. 2:14). А это духовное внутреннее состязание бывает у тебя, cиm sacra peragas. Молись Богу искренно и усердно, чтобы Он сделал тебя из душевного человека человеком духовным. 
  Всякое почтение, хотя бы оно было самое высокое, воздаваемое тобою святыне, ничтожно в сравнении с тем, какого она достойна, а потому старайся иметь всегда большее и большее почтение, не ограничиваясь и не обленяясь совершенствовать его. 
  Как сладки плоды доброго причащения - всю душу проникает радость и мир, и все кругом так приятно, хорошо, как будто всё тебе улыбается!
  Когда тебя будут возмущать помыслы неверия или хулы, тогда поставь себя в состояние твоей бывшей невинности, когда ты был лет семи или восьми и т. д. и когда ты беспрекословно благоговел пред святынею. Это — сильное оружие против помыслов. «Аще не смиритися и будете яко дети...» (Мф. 18:3). Всякий нехороший помысел, малейшее поползновение плоти к лености, всякий колос лености уничтожай в самом начале. Малейшая оплошность с твоей стороны даст ей средства овладеть тобою. Берегись.
  Откуда ты взял себе в голову, что всё в жизни должно идти по-твоему и вопреки твоим желаниям не должно быть ничто? А твои поступки говорят, что ты так думаешь. Это величайшее заблуждение. Разве ты — Бог? Где же верховная воля Бога духов и всякой плоти? Покоряйся высшей воле и всегда ожидай искушений в жизни. Не по твоей воле многое будет часто случаться.
  Что для тебя дороже - здоровье ли во всём подобного тебе человека или деньги, которые во всяком случае Бог может тебе дать, а здоровье, если не совсем утрачено, ничто не возвратит? — Болезнь есть посещение Божие. 
  Ты думаешь иногда, что препятствуют совершиться Тайне святых Тела и Крови грехи твои? Но какой священник или архиерей без греха? Жертва о грехах и приносится. Да притом «якоже величество Бога нашего, тако и милость Его» (Сир. 2:18): Он столько велик, что если ты каешься в своих грехах, то Он презирает их, забывает их и все готов сделать для тебя по вере твоей. Итак, с верою и любовию причащайся всегда пречистых Тайн и не думай, чтобы они могли не совершиться. — Помни Литургию в субботу 13 июля. Как особенно хорошо, как бы в раю Божием было тебе после причастия. Именно от живой, искренней веры в Таинство и от сознания своих грехов ты вкусил, «яко благ Господь» (Пс. 33:9). 
  Ты скупишься и негодуешь, когда к тебе приходят гости и истребляют очень незначительную часть твоего имущества. Если бы у тебя в запасе не было ничего или было, да очень мало, — тогда твое неудовольствие было бы основательно. Но если есть порядочный запас, оно вовсе неосновательно. Рассуди, что дороже - деньги и покупаемые на них мёртвые вещи или приобретаемое чрез них дружество существ разумных? Притом вспомни, как тебя принимали другие в молодости, питали, грели, ласкали. Брось скупость. Она — глупость.
  Ты иногда радуешься падениям твоих врагов или перемене счастливых обстоятельств на не совсем благоприятные. Это — грешно и неблагоразумно. Грешно — потому что противно любви к ближнему; неблагоразумно — потому что это может случиться и с тобою, и тогда порадуются и твоей беде. Кроме того, в то время, как ты радуешься перемене обстоятельств другого, Бог видит и тебя, и этого другого человека, видит и твоё злорадование, видит и душевные качества другого, может быть, гораздо лучшие твоих - почему Бог и наказывает его, исправляя его погрешности. 
  Восходя от настоящего живого общества священноначалия по лествице веков, мы доходим наконец, до первых преемников апостольских, а таким образом — и до апостолов, и Самого Господа Иисуса Христа. Последствие должно иметь начало. Представляй (вспоминай - от авт.) чаще эту живую, величественную цепь церковных пастырей и учителей. 
  Когда внутри тебя восстают помыслы гордости, услаждающие тебя видом какой-либо добродетели - отвергни их мыслию, что мы сами по себе не способны и помыслить от себя что-либо доброе, но вся способность наша от Бога. 
  Когда призываешь в молитве Духа Божия, чтобы Он пришел и вселился в тебя, подумай хорошенько о величии Его. Помни, что жизнь твоя от Него. Ибо что такое жизнь твоя? Это — ничтожная частица той жизни всеобщей, которую Он разлил во всём мире. Ты имеешь двоякую жизнь от Духа Божия - низшую (или физическую) и высшую (или духовную), о благоустройстве которой ты должен особенно заботиться как о не имеющей конца (притом и поврежденной грехом). Жизнь физическая у тебя общая с животными и растениями. А жизнь духовная у тебя должна быть общая с жизнию Ангелов. Одна жизнь — в теле, другая — в душе. 
   Молись в тишине чувств, не торопясь
  В части о падении человека поместить мысль - отчего люди вообще так неохотно молятся Богу, читают священные книги, называя их сухими и вовсе не занимательными. От испорченности. 
  Ты очень недалек от ничтожества и в своём бытии — ничтожен. Чтобы быть тебе чем-либо, привяжи себя верою к Полноте всякого бытия — и тогда будешь нечто. 
  В самом деле, что значит твоя частная жизнь в составе этой громадной, бесконечной жизни? Чисто ничто. Как пар, улетает она, а на место её настает другая частная жизнь. Благоговей же пред Источником всякой жизни и прилепляйся к Нему, если хочешь наслаждаться настоящею, пребывающею жизнию — на небе. Смотри, тысячи, миллионы, биллионы частных жизней проходят, а общая жизнь, жизнь мира, природы продолжается, и тебя скоро не будет среди этой общей жизни, а она всё будет. После тебя мир будет тот же и люди те же. 
  Узнай в себе ты любостяжательного человека — и лечись от своей страсти. 
  Тебе не нужно употреблять много масла коровьего в пищу — вредно для золотухи.
  О Промысле Божием можно составить превосходную беседу. Представить живо, как Бог, хотя незаметно для других, но явно для тех, над коими Он являет Свой отеческий Промысл, действует в мире - больные и разные другие несчастные грешники или и благочестивые. Но то несомненно особенно, что Бог не попустит твари Своей в слепом самозабвении величаться земными благами: красотою, богатством, здоровьем, дородством или — самыми пороками. Священник больше всех может видеть Промысл Божий над людьми. — Из Евангелия. Башня Силоамская. 
  
Сон: я служил обедню один, без диакона. Когда Святые Дары были уже освящены и я причастился - является маленький мальчик, довольно неопрятный у престола и заводит речь о Святых Тайнах, отзывась о них нехорошо, как (о ужас!) о каком-то сиропе, а не о Теле и Крови, сам берёт лжицу и пробует их, снова повторяет то же и — уходит. В доказательство, что это — Кровь и Тело Господа, я указал ему последствие после причащения — радость в душе, которой не было бы, если бы мы причащались какого-нибудь обыкновенного сиропа. Когда он уходил, я трижды проклял его за уничижение Тайн Господа. Вскоре я встретил испуганного диакона Александра, который говорил, что он слышал об этом обстоятельстве. Я высказал ему мысль, не подослали ли этого дерзкого мальчика от себя раскольники? Это был дух злобы. 
  Ты очень изнежился в счастии и стал очень нетерпелив. Но терпение необходимо - приучайся к нему непременно. Ты иногда забываешься и недоверчиво смотришь на некоторые очевидно истинные положения веры - ты горд от той же изнеженности. Но посмотреть бы на тебя в твоём первобытном состоянии - стал ли бы ты таким недоверчивым; не напротив ли, ты был бы совершенно доверчив к вере во всём, как дитя? 
  Как ни вкусен обед, или вообще — блюда, никогда не увлекайся ощущением вкуса и не обременяй своего желудка (а с ним и души) множеством пищи. 
  Сон: бутылка хорошего калибра, обронённая каким-то купцом и поднятая с площади (в столице), и таможенный штраф за неё 5 рублей серебром (бутылка была с полуотбитым дном - как строг ответ за неправильное приобретение). Сны учат нас притчами, а не прямо - их надобно всегда растолковывать.
  В церковь старайся ходить всегда в чистой одежде. «Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4:16). 
  Когда тебя одолевает насморк и хрипота, и в груди тяжелеет - не бойся: это натура усиливается извергнуть лишние мокроты. Переноси с твёрдостию.
  Меньше ешь и пей - от невоздержания скопляется много нечистот. Недаром невоздержание почитается причиною болезней. 
  Если бы ведали люди в этой жизни, «яже к смирению своему» об обстоятельствах своей кончины, то не стали бы поступать так, как поступают многие. Ныне же премудрым устроением Промысла это «скрыся от очию их». Думали ли жители Иерусалима, так неслыханно наругавшиеся над Божественным Искупителем и умертвившие Его на Кресте, что им придётся так жестоко потерпеть за свое злодейство при разрушении Иерусалима. Ах, если бы ведали иудеи, «яже к смирению своему: ныне же скрыся от очию их».  Ах, если бы и ныне злые люди, ругающиеся жизни и делам людей благочестивых, угнетающие их и доводящие, может быть, до гроба, ведали, «яже к их собственному смирению: ныне же скрыся от очий их» премудрыми судьбами Провидения (чтобы дать свободу человеческим действиям и не стеснять их воли). Но отчего Небесное Правосудие не сейчас карает преступление, а большею частию спустя значительное время - например, Иерусалим наказан через 40 лет? Равно как и ныне это заметить можно - жертва злобы уже давно во гробе, а злодей ещё в живых и благоденствует, хотя рука Господня наконец и над ним отяготеет всею Своею силою? Вероятно, потому, что во всё это время ещё наполняется мера долготерпения Божия, которое бесконечно превышает терпение человеческое. 
  Не высока твоя добродетель - ты делаешь добро только тогда, когда с твоей стороны не требуется самопожертвований.
  Сон: малютка, изъеденный коростою, у какого-то здания; Левашов и другие — лучше тебя. Более мой! Пророчество! Отец протоиерей Нектарьевский, покойный, принят Богом милостиво после своей смерти. Бог даже наградил его за его попечение о храме Божием - знаменательный, гадательный сон. (Звездочка или кокарда на лоб дворнику, который будто бы умер. Покойник говорил, что получил бы дворник эту звездочку, если бы дожил, по новому расписанию форм для чиновников гражданских и военных, и для лиц, служащих при казенных зданиях. Под дворником нужно разуметь его, потому что он был попечителем о доме Божием; как дворник заботится о чистоте обыкновенного дома, так попечитель о доме Божием — о благолепии и чистоте его. Лицо протоиерея цвело здоровьем. На голове была новая чистенькая камилавка.
  Не говори, что награды некоторым монашествующим идут даром - у них есть большие труды.
  Наведение из-за развития растений, зачатия и возрастания животных к тому, что Бог вначале сотворил мир из ничего. Растения и животные развиваются из микроскопического семени, бывают с течением времени видимы от неявленных подобно векам мира, или лучше — самому миру. 
  «Верою разумеваем совершитеся веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» (Евр. 11:3). 
  Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами - чудо природы. 
  Господь любил Марфу как и Марию, несмотря на то, что та пеклась и молвила «о мнозе службе» (Лк. 10:40) - то есть думала больше о житейском. И наших Марф, верно, Он не отвергнет - только бы они были простосердечны и усердны ко Господу. 
  Чтобы жить покойно и здорово, нужно меньше обращать внимания на своё тело, уничтожать неприятные мысли и чувства, заменяя их лучшими, на всё смотреть равнодушно и никогда не горячиться.
  Чтобы чтение тобою молитв было неспешное, ясное и раздельное, для этого нужно каждому слову посвящать столько времени, чтобы в голове успело родиться понятие о предмете, в слове выражающемся, или чтобы родилось представление о предмете. Тогда чтение будет и легко, и ясно, а без этого условия язык будет испытывать необыкновенную трудность в своём обращении. Спокойствие духа также необходимо при чтении.
  Господи! Оттого, что мы всем своим существом принадлежим Тебе как Творцу, в несчастии мы ропщем на Тебя, говорим Тебе если не вслух, то про себя дерзости. Но когда счастливы, тогда меньше думаем о благодарности Тебе, чем сколько ропщем в несчастии. Вот Ты поразил временною тоскою телесный состав мой, и я выхожу из себя. Иной человек долго не хочет знать Тебя как нежного Отца в своём счастии, но когда посетит его несчастие, он ропщет на Тебя, а не на себя... И это оттого, что над нами, грешными, Твоя держава, Царство и сила!!! О твари неблагодарные!!! 
  Каждый раз, когда страсть одолевает тебя, стань пред образом на колени и с сердечным вниманием читай - Помилуй мя, Боже!» 
  «Наёмник оставляет овцы и бегает» (Ин. 10:12). Наёмника и сейчас можно видеть - он не имеет искренней любви к разумным овцам. Он оставляет (лишает) овец своих, так сказать, на каждом шагу своим радением об их пользах духовных и телесных, своею молитвою, своим поучением и назиданием. Если и молится о них, то молится больше механически, по известным, готовым молитвам; если и учит, то больше с тем, чтобы показать свою учёность. Если и назидает, то больше притворно, по долгу и по вопиющей необходимости. О, как прекрасно Господь охарактеризовал наёмников! Действительно, наёмник большею частью «оставляет овцы и бегает» в самые критические для овец минуты: когда им угрожает опасность соблазниться, заблудить от пути истины или с пути доброй жизни, и даже когда овца лежит на смертном одре. (Он и тогда скорее обращает своё внимание не на выздоровление пасомого, а на его смерть - особенно если это волнистое пасомое, потому что часть шерсти достанется в случае смерти и ему). Верно слово, что единственно добрый Пастырь есть Господь наш Иисус Христос. Вот пример для нас - пастырей, как полагать за пасомых, в случае надобности, душу свою - вот образ поведения пастыря пред своими пасомыми. Итак, «наемник оставляет овцы и бегает.». Бойся ты быть наёмником. Будь совершенно искренен к своим пасомым, и ни одна мысль лукавая да не гнездится в тебе, как ядовитая змея, опасная не столько для других, сколько для тебя; поставляй себя во всех случаях жизни пред испытующим сердца и утробы Богом. Старайся всегда иметь око ума светлым и не омрачай его тёмными страстями. Знай, что выше - духовная польза пасомых или твоя вещественная, карманная, спасение души или звонкий металл. 
  Братия! Будем всю жизнь стараться о том, чтобы усвоить не только своему уму, но и сердцу истины христианской веры - особенно истину об искуплении нас от вечной смерти Сыном Божиим и о наследии вечной жизни на небе. «Емлися за вечную жизнь» — писал Апостол к Тимофею, — «в нюже и зван был ecи» (1 Тим.6:12). Без этого усвоения жизнь наша, нравственное совершенство наше или вовсе не будет подвигаться вперед, или даже будет нисходить вниз, — чего в христианстве не должно быть, ибо мы призваны во святость, а не в нечистоту.
  Когда будешь сочинять беседы к прихожанам, смотри на них как на облагодетельствованных с ног до головы тварей Творца, о Котором ты будешь говорить - представь живо, как много сделал для них Бог и делает постоянно, равно как и сделает.
  Против прекрасных молитв, влагаемых в уста христиан Церковью, у плотского, ленивого человека есть оружие — невнимательность и рассеянность и притворство во время их чтения. Надобно строго смотреть за собою, чтобы каждая молитва была читаема от души и неспешно.
  В собеседовании человека с Богом много иногда препятствует ему посредство буквы - вообще материи, чрез которую он должен пробиваться к Существу духовному, и самое поползновение плоти останавливается и больше на том, что близко к чувствам. 
  Прежде причастия страшных пречистых и животворящих Тайн разбей своё «я» - сокруши, уничтожь его. 
  Во время молитвы и священнослужения непременно старайся быть совершенно спокойным, ничем не развлекаясь и не возмущаясь. 
  Церковные книги — богатейший рудник мыслей, святых и возвышенных для проповедника. Но этот прекрасный рудник и малоизвестен, и малоценен в глазах прихожан, потому что его не понимают. Извлечь его из этой неизвестности наружу и выставить его в общепонятной форме, выразить языком живым и общепонятным.
  Все притчи Спасителя удивительно как метки - как будто все они относятся к нынешним людям. 
  Жизнь твоя — от Духа Божия, а потому всем, что есть для тебя приятного в жизни, ты обязан Ему. Благодари же Его постоянно и не забывайся. 
  3аписи на третей стороне переплета дневниковой тетради за 1857—1858 годы.
  В деле с Богом - то есть при молитвах общественных и домашних, имей веру и искренность Моисея и др. пророков. Ты — священник и поставлен Богом ходатайствовать о людях Его, приносить жертву за их и свои грехи, учить их. Скажи же Богу: «Что так как Ты Сам благоволил меня, недостойного, поставить на это высокое служение, то благоволи и слушать меня, когда я молюсь о людях Твоих или о себе». Не бойся - говори с Ним как с Предстоящим: ведь Он слушает тебя. Я тоже приял ecи Авелевы дары 
  Братия! Вы давно знакомы все с этими великими именами - Отца и Сына и Святого Духа, потому что с самого рождения вашего доныне Церковь весьма часто и на домах ваших, и в (церкви), в храме оглашает нас ими. Отчего же так часто употребляются имена Отца и Сына и Святого Духа? Оттого, что о имени Отца и Сына, и Святого Духа всё живет и благоустрояется - и это небо со всеми светилами, и земля, и сами мы ими живём и движемся, и есмы (Деян. 17:28).
  Владычественную Троицу рассматривать 1) в Её взаимном отношении, 2) в отношении к миру духовному и вещественному, и 3) преимущественно в отношении к каждому человеку — христианину. Например, в отношении к миру — Сын Божий сотворил мир и носит Его сильным словом Своим; в отношении к человеку — спасает его. Св. Духу — всякая всеспасительная вина... скоро вземлет от земных, восперяет, возращает... 
  Как же выражать чаще свою веру в Троицу? Молитвою к Пресвятой Троице или делай всё во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол.3:17). 
  Об Ангелах добрых. Кто — Херувимы, Серафимы и др. . Как велико достоинство Божией Матери, Которую Церковь величает Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. 
  «Tibi non est irascendиm: et ira tиa semper rixa evenit. Attestor.» 
  В Послании к Евреям прекрасно объяснена Тайна искупления Кровию Христовою всего мира. 
  О творении мира. По огни глас хлада и тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:12).
  Бог всё сотворил и везде, и чрез всё действует: Он на воде, в огне, в духе бурном. Оттого-то, что Он Творец мира, ходил по воде, вознёсся посредством воздуха, бурю превращал в тишину, прелагал огнь в росу и пр. .
  О троичности Лиц в Боге. Едино три Лица — едино по существу. У Них одна воля, одно хощение, равно сила и величество. И нас Господь хочет соединить любовию в себе: Хощу, да и тии в нас едино будут (Ин. 17:21). 
  Вы часто слышите, братия, в церкви и на домах приснопоклоняемые имена Отца и Сына и Святого Духа. Церковь употребляет их очень часто, как слышится имя царя в каком-нибудь важном присутственном месте. Это — Бог её и Царь вселенной. 
  Церковь употребляет эти имена чрезвычайно часто и этим хочет внушить нам, что как сама она живёт и существует Им, так и мы живем Им, и движемся, и есмы (Деян. 17:28). Как сын весьма часто употребляет имя своего отца и даже прибавляет к своему имени его имя, облагодетельствованный — благодетеля, друг — своего друга, раб — имя своего господина, — так Церковь и мы, верные чада её, употребляем имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога нашего Отца, Благодетеля, Друга и Господа.
  Тебе не следует гневаться - гнев твой всегда приводит к ссоре.
  Вы слышите часто также - Пресвятая Троице, Царю Небесный, Отче наш. Первое лице Святой Троицы — Бог Отец — есть Отец наш, единственный, по слову Спасителя: Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец (Мф. 23:9); Отец, по Которому называется всякое отечество на небе и на земле, Отец щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1:3). 
  Дух Святой говорит чрез пророков. Познакомить с Его проречениями. 
  Добродетель бессмертна.














                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !











 

 

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 484

Поиск