|
Основной раздел
27. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-18.
1908 год.
Предисловие
Страницы дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского за май — ноябрь 1908 года содержат его размышления последних месяцев жизни. В то время Батюшка пользовался огромной популярностью и почитанием у современников, был известен не только в России, но и во всем мире; церковное признание пастырских заслуг выразилось в назначении его присутствующим членом Святейшего Синода. Несмотря на тяжёлые болезни, он всё так же был погружён в активную литургическую и глубоко духовную жизнь. Но тревога о судьбах родины, вступившей в полосу военных неудач, и общества, теряющего православную веру, соблазняющегося инославием, волновали сердце старца. Всё это нашло отражение в его записях. Один из современников называл дневники отца Иоанна «утешительным духовным завещанием» Батюшки истинно верующим людям (предисловие А. Ивановского к книге «Живой колос с духовной нивы отца Иоанна Кронштадтского». СПб., 1909).
В небольшом по объёму (всего 100 рукописных страниц) дневнике наряду с сугубо личными записями о духовной брани содержатся необыкновенно глубокие размышления о мире видимом и невидимом, о Творце и Спасителе этого мира и настойчивый призыв к людям «спешить исправиться», так как «суд приближается», и призыв обрести в сердце «истинное милосердие, без которого вся жизнь - ничто».
Неоднократно на страницах дневника встречаются заметки на тему Промысла Божия о домостроительстве человеческого спасения. Размышляя о евангельских словах «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), отец Иоанн пишет: «Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа... Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом».
Из многообразных тем дневника можно выделить, пожалуй, главную — сохранение чистоты спасительной веры православной. Святого Иоанна беспокоили взаимоотношения Церквей Православной и Католической. В дневнике он неоднократно возвращается к анализу этих отношений, уточняет, настаивает... Он категоричен и даже резок в осуждении любых ересей, ложных «прибавок или вставок» к догматам. «Где яблоко, ядро раздора и ненависти Церкви Католической к Православной? — В слишком преувеличенном мнении пап о себе... в их необъятной гордости... в ложном толковании слов Господних, сказанных апостолу Петру: «Ты еси Пётр, и на сем камени...» (Мф. 16:18). Камень — Христос, а не Пётр...«
Резко высказывается в дневниковых записях отец Иоанн по поводу религиозных воззрений Л. Н. Толстого, литературное творчество которого оказывало большое влияние на умы общества. Толстой для него — «еретик, превзошедший всех еретиков».
В этот же период отец Иоанн душевно переживал и откликался на многие внутриполитические события, волновавшие общество, написал приветствие Всероссийскому миссионерскому съезду, проходившему в Киеве в 1908 году, критически высказывался о человеческих недостатках и немощах государственных властителей.
Как острая реакция на актуальные политические события современности в дневнике рядом с записью о нездоровье и личном духовном состоянии неожиданно прорывается возглас: «Господи, Владыко царств и народов! Разгони вскоре изменническую Думу Государственную... избери угодных Тебе людей... Господи, вразуми студентов, вразуми власти, дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою». И далее отец Иоанн призывает молиться Богу «с кровавыми слезами» о прекращении общего безверия и развращения России.
Наконец, в дневнике явно чувствуется физическое состояние Батюшки, его нездоровье и предчувствие близкого конца: «Я должен буду скоро оставить землю». Несмотря на слабость и острые боли, отец Иоанн продолжал служить в Андреевском соборе, говорить проповеди; предпринял, вопреки запретам врачей, поездку в Вауловский скит, где также ежедневно служил, и в Леушинский монастырь. Маршрут его последних поездок хорошо прослеживается в дневнике. А игумения Леушинского монастыря Таисия так пишет о его посещении обители: «Он был уже очень слаб, почти ничего не мог кушать, мало разговаривал... но служил ежедневно в соборном храме».
Запись в дневнике о нестерпимой боли: «Ночь. Согрешил пред Господом, возмалодушествовал, возроптал... Тяжко мне было как никогда... О, как тяжела боль!» Испытывая такие страдания, отец Иоанн в то же время во всей полноте видел и ощущал красоту земного Божьего мира: «Удивляюсь и не могу надивиться благости, силе и премудрости Творца единого в Троице... И если мир видимый так прекрасен, разнообразен, полон жизни и красоты, то каков мир невидимый?! Творчество и Промысл Божий на цветах, на траве... на всяком творении... Слава Богу за снег, за иней, за тепло и холод». Так перед кончиной в совершенном смирении славословили и благодарили Господа за все радости и скорби великие святые — носители благодати Божией.
""Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» (Рим. 8:9). Подумай глубже об этих словах, и соблюди их в сердце твоём, и осуществи их жизнию твоею». Это увещание великого старца в конце дневника, обращённое ко всем нам, напоминает о главной цели нашей земной жизни. (Игумен Пётр (Пиголь))
«Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут — 80-й год. О, щедроты неисчётные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1908 год))
3аписи на обложке в начале дневниковой тетради
Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. Послано 360 р. 10 сентября 1908.
Станция Сопоцкин Сувалкская губерния.
Тягуновым послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908.
Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово.
Евдоким Фиделин; дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа.
27 августа.
Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб.
Сергий Петрович Цервицкий — вечная память.
Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров.
Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две — тоже) 200 р.
Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908.
Спросить у Веры ризы? дорожные — Таисии, Стахеевой и пр. .
Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию.
Аполлонии, игумении — 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову — 300 р. Тульской игумений Магдалине — 200 р.
«Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению.
Игумении Великолуцкой Людмиле посл. 200 р. .
Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин.
Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений — 200.
Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений — 200.
Наталья Бондарева. СПб. Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20.
Послана Сурскому подворью Марья Михайлова? Дому Трудолюбия — 1000 р. 12 августа 1908.
Переводных бланок купить, конвертов в 1 с четвертью листа и в восьмую.
Сурский диакон Петр Никольский. 11 октября 1908.
Священник Лавельского села Аполлоний Никифоров — 11 октября.
Геннадий Парамонович Иванченко. Смотритель Сурского почтового отделения.
Вохоновский монастырь Мариинской Балтийской железной дороги. Станция Елисаветино. Дылецкое почтовое отделение. Флорентия.
Владимир Антонович Кондратьев при новом Морском Соборе смотритель.
Сурский приходской диакон Алексей Андреевич Копосов, а монастырский — Петр Васильевич Никольский. 17 октября.
Диакон подворья Сурского в Архангельске Павел Вероятов. Письмо получил от него 22 октября.
Запись в рукописи вычеркнута.
Слава Богу! Новый дневник. 24 мая 1908 г.
Чьи это слова: «приимите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за вы ломимое во оставление грехов. И пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28; 1Кор. 11:24)? Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущего и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, «Агнца Божия», вземлющего «грехи всего мира» (Ин. 1:29)? Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, например, пшеничный хлеб в самое пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую пречистую животворящую Кровь Божию (речь здесь идёт не об изменении вещественного/молекулярного состава - пресуществлении как таковом, а об изменении принадлежности - о преложении, когда хлеб и вино, не изменяя своей сущности становятся, тем не менее, Телом и Кровью Христовыми - от авт.)? Не Творец ли только всемогущий может это творить и претворять? А Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чём велика беда была для православных и еретиков - они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковию и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, также и сам благочестивый император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых — епископов, пресвитеров и, отчасти, диаконов, в числе коих был св. Архидиакон Афанасий Александрийский, потом поставленный в архиепископа Александрии в Египте. Они рассмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников, и предали проклятию как богопротивное и погибельное, составив изложение Православной веры - или Символ веры, на все времена до скончания века по ясному и властному, и премудрому учению Святого Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку - как католики, лютеране и англиканцы. Богу нашему в Троице слава во веки веков. Аминь. 4 часа вечера. 24 мая.
Возглас священника из Евхаристического канона (последование Божественной литургии).
15 июля. 9 часов вечера. «Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды» (Мал.4:2) Твоея — то есть Церковь молит Господа от лица всякого православного, чтобы Он научил нас совершенной правде Своей, чтобы она как солнце озарила наше сердце и душу нашу, и мысли наши, чтобы в нас не осталось ни одной тёмной страсти греха, ни одного лукавого помышления, никакого неприязненного чувства к кому-либо, чтобы человек был одет «правдою» по «чреслам и истиною по ребрам своим» (Ис. 11:5), чтобы «возлюбил» одну «правду и возненавидел беззаконие» (Евр. 1:9). Вот что значит: «возсияй в сердцах наших»истинное «солнце правды» Твоея, Господи!
Тайная молитва священника перед чтением Евангелия («Возсияй в сердцах наших Твоего Боговедения нетленный свет»).
26 гл. Исайи, ст. 10. Заметь, сколь вредна безнаказанность за проступки.
Как противен грех, какой бы ни был, Всесвятому Господу! Это — мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Мёртв буди греху и жив Богу о Христе Иисусе, Господе нашем.
Анна Андреевна, Софья Яковлевна и Варвара Ивановна из Москвы прибыли в Ваулово в 1 час пополудни, обедали; завтра причащаются Святых Тайн, 26 июля 1908 г. .
Согрешил я, позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе много земли во владение — целую версту, насадив в нём тысячу дерев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство — пусть-де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У скита земли много — 800 десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными, или пахотной. Отец Михаил — священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но притом семейный. Благодарим Господа за всю Его милость. «Туне прилете, туне дадите» (Мф. 10:8). Даром, нечаянно, мы получили от Господа такой земельный дар от г. сенатора Мордвинова.
Июля 25, 1908 г. (Пробел был оставлен нечаянно для записи). Именинница заведующая Евпраксия, монахиня. Память святых жён, Олимпиады и Евпраксии. Олимпиада, ученица Иоанна Златоустого, святого вселенского учителя и святителя.
Господи, прости грехи мои и даждь мне совершенное бесстрастие - даруй мне «на небеси» иметь «сокровище», а не «на земли», где «тля тлит, и воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19-20).
К моему огорчению, Министерство путей сообщения дало мне вагон отдельный — гадкий, прокуренный табачным дымом, так что дышать свободно нельзя было ни вечером, ни ночью, ни утром до полудня - и я положительно страдал в этой ходячей темнице. Рад был, когда вышел на свежий воздух на станции Ляжчево и сел в экипаж. Погода была прескверная — холодно, как зимой и вода ледяная, как зимой в рукомойнике. Дома я привык к чистому воздуху - запаху табачного отнюдь не было. Раскаялся, что сел в вагон — о, проклятое табачное куренье! Между тем, ныне и малые дети курят. О, погибель!
26 мая. Понедельник. Молока не есть - желудок не переносит, не может справиться с ним. Крупянку на грибах (перловой крупы), пирогов не есть, ватрушек — тоже. Вообще - пить крайне мало после Литургии.
26 мая. Вечер. За скорую Твою милость, Господи, благодарю - я разгневался на Евпраксию, заведующую Вауловым, смутился, уязвился, покаялся и получил от Господа прощение и мир. Слава Тебе, Скоропослушниче Господи! Аминь.
Творчество и Промысл Божий на цветах, на траве, на кустарниках, на деревьях, на птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях живых тварей — на всяком творении. Наперёд мысль (придумано) — рисунок всех тварей, цвет, форма, запах до бесконечности (разнообразно). «Аще сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает...» (Мф. 6:30).
Горячая перловка (похлёбка) вещь полезная для моего слабого живота и обсыпки тоже полезны. Слава Богу!
30 мая. Помилуй, Господи, рабу Твою игуменью Ангелину, мучимую от злого духа асмодея. Внуши ей, Господи, смирение и дай ей горячность сердечную к Тебе, Богу живота нашего. После припадка пришла в себя и чувствовала себя хорошо. Да не будет с ней впредь что-нибудь подобное.
1 июня. День Святой Троицы. Сильная гроза в 1 час пополудни - проливной дождь, ожививший всю растительность. Я спал на террасе как глухой — грому не слыхал, молний не видел — уже перестала. Слава Богу, посетившему землю милостью Своею!
28 мая убит в Тифлисе грузинами Экзарх Никон. Священномученик. Прославь его, Господи, во Царствии Твоем.
Господи, измени сердце моё изменением всепрощения, благости, кротости, тихости, любви, терпения, снисхождения. Каюсь в раздражении моём - прости, Многомилостиве!
3 июня. Вторник по Святом Духе. Аминь. Помяни, Господи, рабу Твою Евпраксию во Царствии Твоем.
Какой же драматург диавол - какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Сцена дьячков. — Упразднись, окаянный, на бесконечные веки в «огне неугасимом» (Мф. 3:12) со всеми твоими соблазнами. Ну, уж и драма, чисто адская драма!
4 июня. Среда Троицкая. Благодарю Господа за Его долготерпение ко мне, грешному, что и ещё даровал мне день (молока не есть - слишком беспокоит).
Праведным Судом Божиим послана мне болезнь моя - и я должен великодушно и благодарно терпеть и молиться. Благодарю Тебя и славлю, Господи, Боже мой! Аминь.
Католикам. Зачем у вас нет великой ектениё и этих незаменимых слов, прославляющих «со всеми святыми Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию» и т. д. . Вы только папу величаете, а Богородицу и святых, и Самого Христа уничижаете - богохульно вознеслись, горделиво!
Святая Церковь с Главою и членами. «Глава» — «Христос» (Еф. 5:23), члены — Богоматерь, святые апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, бессребреники, праведные и все святые; затем на земле члены — епископство, пресвитерство, диаконство, все благочестивые миряне; затем в вере усопшие — святители, иереи, цари и всякого мирского чина и звания люди: «у Бога все живы» (Лк. 20:38). Вот Церковь с Главою и членами. Есть ли это у католиков, англикан, лютеран?
Ядение не вовремя - одно только мученье.
21 июня. Заповедую себе не ужинать ничего - ужин причиняет много скорби железе.
22 июня. Общий всех Промыслитель Господь о всех и о всем мыслил прежде всех веков и ныне о всех мыслит и печётся, и все всем посылает, и всем помогает. — Слава Тебе.
Прости мне, Господи, грех мой — грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне (Таисия). Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.
Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв «скорбь и тесноту» (Рим. 2:9) от души моей и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|
Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
|
Просмотров: 585
|
|
|