Помни, в каком святом, духовном небесном Божественном союзе ты состоишь (разумею Церковь небесную и земную) - в союзе живом и самом тесном (причастия святых Тайн) с Самим Богом, с Богоматерью, со святыми ангелами, со всеми святыми человеками и всеми верными христианами.
«Пострадавый плотию, преста от греха» (1 Петр. 4:1). Вот почему страдания, крест — необходимы для христианина: без страданий и без удручений плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе самой и своей душе напасти творит. О, плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О, сердце многострастное, скверное! Исходящее от человека - то сквернит человека. «Извнутрь бо от сердца человеческа, помышления злая исходят - прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство. Вся сия злая извнутрь исходят, и сквернят человека» (Мк. 7). Вот где источник зла в человеке — в сердце! «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12)...
«Сокровиществует, и не известно, кому соберёт всё» (Пс. 38:7). Жалкое состояние души богача!.. Скопил несметные богатства, а Бога и душу потерял и вечные муки ей уготовил. «Елика имаши, продаждь и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и прииди и ходи в след Мене, — говорит Господь богатому юноше» (Мк. 10:21). «Весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, как Нафанаил, о котором Господь сказал: «Се воистину израильтянин, в немже нет лукавства» (Иоан. 1:47). Вот какие израильтяне спасутся. Евреи в большинстве за своё лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут. Изменяйся скорее добрым изменением всякий христианин, доколе не заключены для тебя двери милосердия Божия. Твори дела милосердия, «дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» (Иоан. 9:4).
От неправильного толкования католиками слов Спасителя: «ты ecu Пётр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф. 16:18) исходят многие заблуждения католиков, и особенно - мнимое наместничество пап на земле. Они только служители...
Яд бесчисленных грехов заразил всё существо человека, и всегда ищет утаиться от человека, скрыть свое безобразие, свой нелепый вид, чтобы человек не возненавидел его и не почувствовал к нему полного отвращения, которого он действительно и заслуживает. А он всегда льстит человеку; представляет себя в привлекательном виде, и, как должного, требует себе послушания и удовлетворения (лисица).
«Да святится Имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» (Мф. 6:10). Желаешь ли ты, грешник, святости, ревнуешь ли ты, обладаемый от врага губителя-диавола, царствия Божия, хочешь ли исполнить волю Божию праведную и всеблагую и желаешь ли и молишь ли Бога, чтобы все люди познали и исполняли волю Отца нашего небесного? Говорим мы всякий день эти слова молитвы Господней без глубокого понимания их смысла и бросаем их как бы на ветер и потому нет в нас благой перемены, но всё остаёмся такими же грешниками - нерадивыми и лукавыми.
«Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасётся» (Иоан.10:9). Христос есть мысленная дверь — куда? В рай, в царство небесное, чрез веру во Христа, Искупителя и Спасителя, — дверь в Церковь Его, которой вручено истинное учение Христово, спасительные таинства и руководство пастырей. Без Христа, без Церкви нет другой двери в царствие небесное. Отпадшие от веры во Христа, от Церкви — погибнут, если не обратятся и не покаются.
Сын Божий пришёл на землю для того, чтобы Своим учением, чудесами, примером, страданиями и смертью восстановить и спасти род человеческий, просветить, очистить, обновить, украсить всякою добродетелью и соединить его с собою навеки. А Лев Толстой с подобными ему писателями, появились и живут на земле для того, чтобы омрачить, растлить своим безбожием, безверием и анархией несметное множество людей, следующих за ними, читающих их богохульные сочинения. Господи, истреби их с земли, или обрати к вере, смири их гордыню бесовскую!
Если бы Иисус Христос имел в виду дать Церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы (считая себя наместниками Христа на земле), то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения - ибо это очень важный для спасения душ человеческих догмат. Да и апостолы бы объявили об этом (или себя бы кто-либо из них назвал наместником) - но никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: «аще хощет в вас быти первый, буди вам раб» (Мф. 20:26)...
Помни слова Спасителя о богатых, как трудно им войти в царствие Божие (Мф. 10:24) и что их доля — мука вечная за привязанность к богатству и за жестокосердие к бедным. Ибо они отходят от Христа с печалью, когда Он предлагают им продать имение и раздать нищим, о коих они и не пекутся. Жалки вообще богачи, как одичавшие и полагающие жизнь не в Боге, а во множестве стяжания, готовые снять с бедного последнюю рубашку. Наше богатство — Бог и Его правда и милость.
Был я в сёлах и видел крестьянское житие - какая бедность везде, какие рубища, с бесчисленными заплатами! Какие измождённые лица!.. Какие скорбные лица! Разве они пасынки, а не чада Божии? Богачи и смотреть на них не хотят, — не хотят их одеть, напитать, утешить! Какова душа богатого! Как противна она Богу человеколюбивому! Не ублажай богатого, не льсти, не завидуй ему, а плачь об нём, как о самом жалком человеке!
Вследствие уклонения от истины евангельской, католики, защищая неправду свою, злятся на православных, ненавидят их, поносят всякими неправедными и хульными словами и самую истинную веру нашу всячески поносят. Вместо того, чтобы для восстановления правды и мира отказаться от своих ложных, вредных и пагубных мнений и прийти в согласие с Православием, они считают себя вправе стоять за ложь и - утверждают ложь на погибель свою. Католики, одумайтесь, очнитесь! Вас ввели в заблуждение! Возвратитесь к истине!
Относись искренне, любовно, в простоте сердца, нелицемерно ко всякому человеку, невзирая на лица, как желаешь, чтобы другие с тобою обращались. С особенными благоговением и любовию относись к святым угодникам Божиим, молись им. Даст Бог, ты увидишь их в будущем веке лицом к лицу, их светлость и славу, коих сподобил их Бог, и удостоверишься, что ты не напрасно чтил их и призывал здесь на земле, быв во плоти и находясь в Церкви Божией, к которой они, как и ты, принадлежат, как члены одного Тела Христова, Коего он есть Глава.
Не завидуй скупым и жестокосердным богачам, неправедно разбогатевшим за счет бедного народа. Они погибают в суете и обогащении своём и совсем от Бога отпали. Помни, что «земля же и яже на ней дела сгорят» (2 Петр. 3:10). Не ревнуй же обогащающимся телом, а о душе бессмертной не радеющим и молись за них, погибающих, омрачённых душами своими и имей всегда в сердце Бога — истинное богатство человека верующего…
Завидующий богатству других обнаруживает тем сокрытое желание самому завладеть их промыслом и богатством, и вместе обнаруживает пустоту своего ума и сердца, недостаток веры в Бога (коим живет всякий человек) и любви к немощному ближнему. Если бы Бог был богатством сердца его, то он никогда не позавидовал бы богатству земному и тленному, считая его суетным и весьма препятствующим спасению души, ибо богатому крайне трудно войти в царствие Божие, а погибнуть легко... «Умрёте во гресех ваших: аще бо не имеете веры, яко Аз есмь» (Иоан. 8:24), — говорит Господь фарисеям. Горе Льву Толстому, не верующему в Господа и умирающему во грехе неверия и богохульства. «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22)...
О, лицемерие фарисеев и книжников! О, окаянная придирчивость их к безгрешному Богу, во плоти ходящему по земле с учениками Своими! Простые сердцем, смиренные ученики Христовы, идя вслед за Спасителем засеянным полем, взалкав, срывали колосья, растирали руками и ели в день субботний. Конечно, такое видимое нарушение заповеди о субботе нашло себе врагов в лице злобных фарисеев, и они стали роптать на нарушение субботы. Но Господь, обличая их лицемерие и зависть, защитил правоту учеников своих. Но вот, спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос — Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь ты этого спасительного глада, то, значит - ты духовно мёртв. Человек, начинающий выздоравливать, или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов, не чувствующих спасительной жажды, в России? Тьма тьмущая! Бесчисленное множество интеллигентов совсем не бывают у причастия, иной люд бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: «приимите… ядите... пийте... вси..». (Мф. 26:26-27) и нет ядущих и пиющих.
Жизненная стихия души твоей находится в Церкви Православной и в храме православном - там престол Божий, там святое Евангелие, там послания богомудрых апостолов, там небесное богослужение, там лики Господа, Богоматери, ангелов и святых, там фимиам Господу, там лампады и свечи горящие и знаменующие горение твоего духа пред Богом. Там почивай душой твоей.
Печаль берёт меня о людях, не читающих Слова Божия вовсе, а читающих только газеты и светскую литературу. Горе им от неведения Слова Божия и воли Божией об них. Какой ответ дадут они Богу на суде?
От всеблагого Бога — только благое происходит, а не злое. И самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь - терпи и благодари. За вольные сласти в юности — невольные болезни в старости.
Каждый, изменись, преобразись внутренне - смири себя и считай себя последним из людей. Не возносись никогда ничем и не хвались, ибо что у тебя есть доброго, что не от Бога? Всё доброе от Него. Перемени зависть на доброжелательство. Если ты блудно живёшь, то немедленно оставь нечистоту свою и поревнуй о чистоте помыслов и желаний. Если твоя воля порочна, то исправь её и будь непорочен во внутренностях своих. Если ты сребролюбив, то оставь пристрастие, жестокосердие своё к бедным и будь милостив. Если ты сварлив и неуживчив, то стань скромен и живи со всеми в мире. Если ты ленив к молитве и к добродетели, то будь впредь тщателен. Если ты пьяница, то теперь живи трезво. Если раньше ты воровал, то впредь сам подавай. Если ты лукав, то будь прост и нелицемерен. Все возвысьтесь на высоту добродетелей, как на гору и отрясите свои грехи как тину, как нечистоту, как тление и источник тления.
Преображение Христа на Фаворе показывает, что если здешний свет солнечный так прекрасен и животворен, то сколь прекраснее и животворнее будущий, вечный, невечерний свет.
Человек бессовестный и бесстрашный, если и при болезни твоей ты помышляешь о грехе или вожделеваешь прелюбодейство, то что было бы без болезни? Болезнь усмиряет и умерщвляет страсть. Господи, помилуй раба Твоего многосогрешающего Тебе на всякий час и дай прежде конца покаяние.
Для чего святая Церковь ежегодно вспоминает и празднует высочайшие события христианского мира, например, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воскресение и прочее? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом, чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане могли забыть бы, что они именно христиане, званые к небесному отечеству... Праздники же церковные всё это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имеющую, и готовиться к ней.
Прославляю безмерное милосердие и долготерпение Божие ко мне и ко всем человекам. В продолжении семидесяти лет я согрешал каждый день и каялся, и Господь миловал меня, не наказывал меня по всей правде Своей, ожидая моего исправления каждый день. Дни юности моей прошли, и в высшем учебном заведении — в Академии, я стал внимательнее относиться к своему внутреннему миру. Поступив священником, я жил не без греха, но больше и больше углублялся в смысл моего призвания, — и Господь ежедневно миловал меня, даруя мне слёзы покаяния, сподобляя меня частого причащения святых Тайн, Служение моё святой Церкви, совершение молитв и таинств было не без преткновений, невидимые враги сильно бороли и пленяли меня, смущали меня, особенно при совершении таинств - борьба была за жизнь и смерть (смерть духовную). Я каялся, плакал, побеждаемый, и получал прощение. Первые годы священства я не каждый день совершал литургию, и потому часто расслабевал духовно. Потом, увидев пользу ежедневного совершения литургии и причащения святых Тайн, я стал ежедневно служить и причащаться, и во все годы священства и служения Богу, сколько я получал милости от Него! Несть числа. Благодарю Господа за чудные молитвы, вечерние и утренние, за правила ко святому причащению. Сколько Господь давал мне слёз умиления очистительного, какие потоки милости изливал на меня, и это каждый день — даже доселе. Что я воздам Господу за все эти милости? Беззакония мои умножились паче числа песка морского, и — я доселе ещё жив, и ещё каюсь, не переставая согрешать делом, словом, помышлением, леностью, нерадением, невоздержанием и всяким грехом, свойственным человеку! О, Боже, милостив буди мне грешному ещё и ещё! Потерпи мне, состарившемуся в беззакониях, и очисти мя от всякой скверны плоти и духа. Аминь.
Ужасны слова Господа Иисуса Христа: «Идеже червь их» (грешников) «не умирает и огнь не угасает» (Мф. 9:54). Слова эти сбудутся во всей истине и силе на нераскаянных грешниках - прелюбодеях, убийцах, татях, и прочих. О, плачь, грешник, кровавыми слезами о беде ужасной, грядущей на тебя. Веришь ли, не веришь ли, но - незаметно подкрадётся к тебе эта беда...
Необходимость вочеловечения и смерти Сына Божия... ясно выражена в словах апостола Павла: «Понеже убо дети» (все падшие потомки Адама) «приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола: И избавит сих, елицы страхом смерти чрез всё житие повинны беша работе» (рабству). «Не от ангел убо когда приемлет, но от семени Авраамова приемлет» (Евр. 2:14-16). Это урок толстовцам и всем несмысленным интеллигентам, слишком много придающим значения слепому человеческому разуму.
В моей старости (79) каждый день есть особенная милость Божия, каждый час, и каждая минута; сила моя физическая истощилась, зато дух мой бодр и горит к возлюбленному моему Жениху — Господу Иисусу Христу. Сколько залогов милости я получал и получаю от Бога в этой жизни, надеюсь на то же и по смерти, — а смерть есть рождение в жизнь вечную Божией милостью и человеколюбием.
Верую во всеочистительное ходатайство пречестнейшей Крови Христа Бога, излиянной во оставление грехов всего мира (верующего точно и по истине) и моих грехов; верую во всесильное ходатайство этой Крови, лучше глаголющей, нежели Авелева. Католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают её им, вероятно, из экономии, чтобы вина меньше выходило. А с каким бешеным рвением стараются увлечь они православных в католичество, в свою погибельную веру. Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором всё подчиняется произволу папы...
Главный недуг юноши богатого, о коем говорится в Евангелии, был тот, что он был страстно предан корысти, сребролюбию — с ног до головы, и сердце его не было милостиво, а жестоко, несострадательно к бедным. И он солгал Господу Сердцеведцу, что сохранил от юности все заповеди - он не любил ни Бога, ни ближнего, любил только себя, любил копить и собирать... Видел голодного — не накормил, голого — не одел, вообще нуждающемуся в чём-либо не помогал. А теперь, видишь ли, — жалко собранного, жаль отдавать. Молиться ли станет — о деньгах думает, а не Боге, вообще только о земном помышляет, а не о том, как бы любить горячее Бога и ближнего, добро творить усерднее. А заповеди исполнял только по виду, как бы напоказ другим. О, душа моя окаянная, бегай ты подобного лицемерия и двоедушия!
Замечательное выражение из канона св. Иоанну Предтече: ""В реце бездну некогда, всемудре Крестителю, погрузил еси, содевающего благодатию потоп всего преступления» (рода человеческого), «но молюся, иссуши потоки моих прегрешений божественным ходатайством твоим». Бездна правды и святости, и милосердия Божия, Христос Бог, пострадав и умерев за нас и воскреснув, — потопил благодатью Своею все преступления верующего в Него рода человеческого. Какая отрадная для нас, грешных, мысль, какое упование на заслуги Христа! Он может словом потопить все грехи наши и бросить их в глубину морскую. Сатана был и есть причина всяких грехов человеческих, хотя люди и сами виноваты в них по нераскаянности своей (покайтесь!), а Господь всю скверну грехов истребляет. Слава Его правде и милости!
Ева прельстилась плодом запрещенным, — и вот всё человечество впало в прелесть житейскую и всем стало прельщаться, и женщина сама сделалась предметом прелести чрез свою красоту телесную. И всё, всё стало для человека предметом прелести: и пища, и питье или напитки всякие, и одежда, и деньги, и всякие игры и забавы, и животные: собаки, кошки, птицы — ко всему пристрастился человек, — и Бога не стало у него в сердце... О, неблагодарное животное — человек! О, глупое животное, хотя почтен разумом! Каких ты казней заслуживаешь, злонравный!
Человек чрез падение своё «полевел» — крайне далеко зашел влево, удаляясь от Бога Жизнодавца, потеряв правоту и жизнь, и наследовав лукавство вражие, его суету, злобу, гордость, зависть и смерть. Нужно было сделать обратный ход, а этого-то он и не мог сделать без особенной, всесильной воли Божией, без искупления Агнца Божия, правого, безгрешного Богочеловека. Надо было возвратить утраченную правоту, святыню и правду, но диавол так овладел своею жертвою, что без выкупа соответственного вечною и бесконечною правдою не хотел возвращать жертву Богу-Создателю, и человек вынужден был страдать века и тысячелетия, пока не пришёл на землю Избавитель рода человеческог -: исполнить всю правду, пострадать за неправедных и умереть за них, попрать смерть и воскреснуть из мертвых, даровав всем Воскресение. Вот какой сильный враг держал нас в узах смерти!
Сравниваю мысленно города (особенно столицы) и деревни, и дивлюсь контрасту между ними: в городах — роскошь безумная, миллионы, потраченные на ненужное великолепие, блеск и изящество, а в деревнях — убожество крайнее,.. обстановка самая простая, хлеб ржаной, похлебка, какую Бог даёт, для питья вода или чай иногда, не у всех, а по достатку каждого. Имение - две, три скотинки, лошадь и несколько овец для еды и одежды. А если взять во внимание непрестанные пожары, до тла всё сожигающие в деревне, то приходишь в удивление, как только ещё живут бедные крестьяне. Горожане утопают в богатстве, а деревня утопает в бедности. Деревенские жители — это мученики, вечно скорбные люди. Из этих последних многие станут первыми в будущем веке.
Божественное домостроительство человеческого спасения верно само себе до йоты на пространстве всех веков, и обещания Господни верным и подвизающимся истинны до йоты. Ни один, шествовавший верно и неуклонно путём Господним, не постыдился, не погиб, но принял за подвиги свои нетленную награду — царство небесное... А мир как смотрит на людей веры, благочестия? Как на суеверов и исступлённых, не верит в истину Божиего домостроительства и потому погибает в неверии своём. О, чудная истина Божественного домостроя человеческого спасения!
И враг нашего спасения вот уже около восьми тысяч лет остаётся верным своей лукавой, губительной системе - чтобы уловлять людей в погибель всякими соблазнами и страстями. И сколько, сколько он погубил и в ад свёл неосторожных и неверных, гордых, лукавых и злых людей — из всякого народа, языка, состояния, пола и возраста. Как же широка его огненная пасть, которой он поглощает неверных.
Мир — собрание мёртвых душ, глава и князь коих диавол, отец лжи. Церковь, в её истинном значении, — собрание, или союз живых душ, коих Глава — Христос Жизнодавец и Утешитель. Мир во зле лежит. Мир — собрание слепых сердечными очами. Церковь — собрание видящих всё в истинном свете. Все люди не возрожденные, подвержены слепоте сердечной, но сословие мнимоучёных и писателей чиновного мира, студенческого, женского — подвержены в большинстве самой гибельной слепоте от гордого самомнения, и тем лишь хуже, что они не сознают своей беды и увидят её тогда, когда будут умирать, и когда вся жизнь покажется им как на ладони. Современные события подтверждают истину этих слов. В душевной слепоте своей они делают безумные дела. Не держите же свои головы слишком высоко и гордо, вы, ученые, но неверующие (хотя не все). Вы далеки, далеки от истинной мудрости и истинного знания и от источника жизни, от истинного пути. Множество из вас, не вкусивших истинной мудрости, мудрости христианской, не уверовавших во Христа, как истинного Бога, в Евангелие Его, в Церковь Его, единственно верную и правую учительницу истины и подательницу жизни, — слепы и мертвы, хотя вы и кажетесь себе мудрыми. «Господь премудр; где книжник, где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего» (1 Кор. 1:20). Если хотите иметь истинное ведение, истинную мудрость и жизнь, — отложите вашу гордость, ваше самомнение, ваше кичение, смиритесь искренне, идите снова учиться у бывших рыбарей и бросьте вашу гнилую, тленную и юродивую мудрость. Спуститесь с вашей высоты, сядьте пониже, склоните ваши головы и ваш слух к предвечным истинам. Ей, не у Льва Толстого мудрость, совсем объюродившего, а у Церкви, которую он попирает ногами, у апостолов и евангелистов, и у вселенских святых отцов-учителей. Перестаньте пить мёртвую воду романов и всяких, без числа умножившихся, книг смрадной мудрости мирской. Не послушаете — останетесь навек учеными слепцами, не знающими истинного пути, и во грехах ваших умрёте и наследуете вечную тьму. Полно смеяться над вечными и живыми истинами. С любовию зовём вас в недра Церкви - очнитесь от греховной спячки и страстного гипноза, которым вы титулуете совершенно несправедливо нас, и который мы приписываем вам по всей справедливости.
Проскомидия наглядно изображает всю Церковь с Главою — Христом и членами небесными, земными и усопшими. О, чудное единение Бога с человеками! Римские католики отбросили проскомидию и тем обезглавили Церковь, порвав очевидную связь видимой, воинствующей Церкви, с невидимою, торжествующею, чтобы вместо Христа дать иную главу — человека, несвободного от заблуждений, участниками коих она делает и своих членов — духовных и мирян. О, сколь премудрое, истинное, и спасительное учреждение Церкви, предохраняемой от заблуждений Духом Святым и Христом — Главою всемогущею.
Смотрите, как восхваляет Владычица боголюбезное смирение: «Яко призре» (Господь) «на смирение рабы Своя, се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48.). И как осуждает гордость, из-за которой случилось падение такого множества ангелов, с престолами, силами, властями: «Сотвори державу мышцею Своею: расточи гордыя мыслию сердца их» (Лк. 1:51). Кто эти гордецы в мыслях сердечных? Денница падший и ангелы его, целое царство бесовское! О, как много ещё должно быть страданий и жертв людских, чтобы заполнить число отпадших ангелов! И пополняется! Сколько жертв смерти, особенно в эти годы безначалия, безнаказанности и террора! Сколько невинных младенцев, умирающих каждый день! Сколько убитых за веру, царя и отечество. Все они восполняют число отпадших ангелов! Господи! Сколь праведны, благи, премудры, странны, непостижимы дела Твои! Смерть жнёт и косит бесчисленные жертвы. Господи, сохрани Церковь Твою непоколебимо! «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Покаяние прилежное, ежедневное и ежечасное, должно вести нас к исправлению, к добродетели и совершенству. День от дня, час от часу должны мы делаться лучше. Покаяние должно вызвать воздыхание и слёзы, как в мытаре и блуднице.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |