|
Основной раздел
34. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-25.
Как противен грех, какой бы то ни был, всесвятому Господу! Это — мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. «Мёртвым убо быти греху, живым же Богови, о Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 6:11). «От дней же Иоанна Крестителя, доселе царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11:12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая: сила Божия, сила Благодати — и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из которых один животворный, о коем Господь говорит: «Огня приидох воврещи на землю» (Лк. 12:49), а другой — огонь палящий сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял своё первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот и у тебя нет чистоты сердца, это большая потеря, надо приобресть её; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, — перемени себя; не имеешь усердия к молитве, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия, — претвори себя, развивай дух, вкус, и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро — привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21). «Царство небесное», то есть святость, чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему — «нудится» (Мф. 11:12), иначе говоря, достигается с благодатной помощью Божией ценой неустанного собственного усердия. Плоть противится духу, то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим, ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти, всякой похоти. И обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной, борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех, с помощью Божиею, ибо без Бога ни до порога, и от Бога даны все силы к жизни и благочестию; надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою царство небесное? Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение; какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание; какое усердие к Богу; какую молитву всегдашнюю; какой труд, какие добродетели! И как верно они дошли до царствия Божия! Никто из них не посрамился - все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство, и находятся вне всякого страха потерять приобретённое царствие небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей, читайте, слушайте Слово Божие, внимайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни — и получите вечное блаженство. Ведь вы трудились так или иначе для земного благоденствия - потрудитесь же особенно для получения вечной жизни: «Ищите же прежде царствия Божия, и правды его, и сия вся» (земные блага) «приложатся вам» (Мф.6:33).
Естество человеческое дивно, Богообразно устроено и для воссоздания его потребовалось такое сверхъестественное средство — воплощение Сына Божия, Его житие на земле, чудеса бесчисленные, учение Божественное, страдания, смерть и воскресение. Падший образ Божий, которому весь мир неравностоятелен, был причиною такого сверхъестественного промышления Божия. Понимают ли это люди? Мало кто понимает и ценит, а потому и живут многие недостойно, наудачу, как бы случайно, не помышляя о высокой цели звания христианского. «Преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7:31), как тленный, со всею его красотою, богатством, сладостью, славою и честью. Пребывают же одни вечные блага, сокровища, вечная жизнь, правда, любовь со святостью и миром Божиим. Туда очи сердца устремляй: «Возведох очи мои горе, оттуда бо приходит помощь моя» (Пс. 120:1).
Интересуетесь ли вы, братия и сестры, всеискупительным делом Христовым, Его домостроительством человеческого спасения, интересуетесь ли Церковью, таинствами, делом молитвы и покаянием? Правду сказать, всем мы интересуемся, подчас сущими пустяками, — только не этими бесконечно важными для нас вещами. Где разум? Где цель жизни? Есть много у всякого своих целей... а Единого на потребу — нет! А где душа? Душа зарыта в глубине страстей и уже, как мертвая, вместе с сожжённою совестью молчит и ничем себя не проявляет добрым - потому что и почвы к тому нет, и повода тоже. Ну где же пьянице разгульному вспомнить о голодном или холодном ближнем, разве только придёт в голову мысль, если денег нет на вино, — обокрасть или убить ближнего и снова напиться до смерти.
Что значит покой, или субботство, предоставленное Богом для людей, повинующихся Ему? Чтобы удостоиться вечного покоя праведных, нужно здесь трудиться ради царствия Божия - нужно непрестанное покаяние. Под лежачий камень вода не течёт - нужно подвизаться. Нужно вспахать землю сердечную и вырвать все корни страстей и вредных привычек, и насадить на ней пшеницу добродетели.
Каждый день Господь воссоздаёт и новотворит меня чрез служение литургии и причащение святых животворящих Тайн. Я вижу, чувствую, ощущаю это Божественное чудо и благодарю Творца и Воссоздателя моего, новую тварь из меня воссозидающего, исцеляющего, умиротворяющего. Что я принесу, или что воздам Тебе, Господи? Ничего у меня нет своего доброго, но всё — Твоё. Научи меня горячо любить Тебя, Господи Боже мой!
Чтобы наследовать небо и вечную жизнь и сподобиться вечного сообщества святых ангелов и святых человеков, нужно ещё здесь - на земле, предочистить себя, возненавидеть грех и возлюбить правду, одну правду, и таким образом уподобиться Богу и святым Его; «Кое бо причастие правды к беззаконию; или кое общение свету ко тьме» (2 Кор. 6:14). Святые всю жизнь готовились и очищали себя от всякой скверны плоти и духа, особенно надо научиться смирению, ибо начало греха — гордость. Денница пал гордостью.
Нечестивые не узрят славы Твоей, Христе, — то есть неверующие, неправо верующие, евреи, магометане, буддисты, язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов, если мы будем новою тварью во Христе, то - несомненно увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймёт это - тот понудит себя к достижению царствия Божия.
Удивительно существо души человеческой, хотя и падшей! Ибо, какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной! Сколько она бывает предана Богу любовию, с самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу? Сколь чиста, тверда, светла, благоуханна. Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова! Сколь мирна, славна, светла, свята!
Ты, христианин, должен быть хозяином и господином в своём сердце - должен господствовать над всеми страстями и убивать их. Христианин обязан обеспечить господство благодати и всякому добру - особенно любви к ближнему, чтобы любить Бога больше всего, ибо любовь к Богу испытывается на любви к ближнему. Не любящий брата своего, которого видит, — как может любить Бога, Которого не видит? И сию заповедь имеет от Него, что любящий Бога должен любить и брата своего: «Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть» (1 Ин. 3:15).
Припомни единственное богатство Илии пророка — милоть, ниспущенную на Елисея при вознесении пророка. О, как он, Илия, любил Бога, как был чужд всякого житейского пристрастия! Весь был в Боге и прежде взятия на небо - жил сердцем на небе, с Богом: «Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою» (3 Цар.18:15), — говорил он!
Когда молишься пред образом Господа или Богоматери, или святьх, спроси себя - искренне ли ты и с любовию ли взираешь на святые иконы, с верою ли? Всем ли сердцем молишься, всем ли помышлением и всем ли упованием? Не спит ли твоё сердце? Не спит ли твоя мысль? Не дремания ли сердца произносят уста твои?
Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя,— и нигде больше. «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Церковь — тело Христово, а мы — «уды есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Ефес». 5, 30). Дух Святый — Кормчий словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись. Благочестивый Корнилий сотник был язычник, молившийся всегда и творивший милостыню. Он наставлен был ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом. Знаменательно. «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3:5) Магометане не войдут, евреи, идолопоклонники, еретики не войдут, сектанты не войдут, блудники, прелюбодеи, лихоимцы и прочие нечестивцы не войдут и царствия Божия не наследят. Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь - готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся - делами любви.
В ликах живоносных Спасителя, Божией Матери, Предтечи и святых изображены — самая святая правда, благость, смирение, милосердие. С какою любовью надобно смотреть на святые иконы, на изображение святого Креста, на Евангелие и прочие святыни, напоминающие нам о великих делах и словах Божиих и святых угодников. Так и смотри, а не поникай в землю лицом, не чуждайся сердцем и взором, как лютеране и пашковцы или евреи. Присвояйся небесной Церкви. Любишь памятники знаменитых чем-либо людей, любишь смотреть на их портреты, фотографии - отчего же не любишь смотреть на лики святых? Ты не последователен и весьма, весьма глуповат, фальшив и дик.
Только в Церкви Божией Православной бывает нетление мощей, а вне Церкви — нет, то есть ни у католиков, ни у лютеран, а тем менее у евреев и магометан (К сожалению, в наши последние времена дьявол уже и здесь обеспечивает ложные чудеса - напр., нетление трупов буддистских лам - от авт.) . Держитесь Церкви Православной искренним сердцем!
Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забываются от лености, непостоянства и пристрастия к вещественным благам - к красоте и здоровью, к богатству земному, к пище и питью, услаждающим гортань, к наградам и отличиям земным, к зрелищам и разным играм, к художественным произведениям и пр. . Люди мало думают или совсем не думают о вечной жизни и о небесных нетленных обитателях, уготованных любящим Бога от сложения или прежде создания мира. К этой последней - всей душой стремись. Только немногие из многих попадут в жизнь вечную, «ибо мнози бо суть звани, мало же избранных» (Мф. 20:16). Прочь, слепота сердечная! Дай нам. Господи, ясные очи сердечные, чтобы видеть уготованные нам Тобою вечные блага.
Логика христианская кажется не трудна и легко может быть понимаема и изучаема... для того, чтобы полюбить, изучить и усвоить её всем сердцем, а между тем её-то, эту христианскую логику, и забыли почти все — и простые, и ученые (мнимо ученые) и ни мало в неё не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утомительные науки, искусства и художества, мастерства. И оправдана небесная логика и премудрость чадами её - вроде Серафима Саровского, Феодосия Черниговского и прочих святых. Кто их мирян нынче ищет эту драгоценную жемчужину - то сокровище бесценное, но мало ценимое?
Не забывай, христианин, что ты — по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви — гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые — ветхозаветные и новозаветные. «Несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» (Ефес. 2:19).
Какая глупая, бессмысленная плоть наша в своих похотениях - сколь же она гибельна, если не обуздывать, и не распинать её со страстями и похотями! Прекрасно сказано в тропаре преподобным: «презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же - о души, вещи безсмертней». Припомни выражения апостола о грехах язычников, иудеев: «жены бо их измениша естественную подобу в неестественную. Такожде и мужи, оставльше естественную подобу женска пола, разжегошася пахотию своею друг на друга - мужи на мужех студ содевающе, и возмездие еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще» (Римл.1:26,27). Как люди из-за угождения плоти извратили всякий порядок Божий - порядок творения!
В конце концов и мы все должны будем оставить здешний краткий век, перейти в вечность и явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу - дать отчет о всей своей жизни! Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чём мы должны чаще размышлять и о чём заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные - да не явится никто бесплодным деревом.
Виноградный сад, насаждённый Господом. Господь ждал от него гроздьев сладких, а он (виноград) превратился в терние. Терновый венец на Главе Спасителя — знамение греховного терния, которым наполнилось человечество.
Наша жизнь есть непрестанное испытание (искушение - от авт.) посредством житейских обстоятельств и столкновений с людьми,— насколько мы преклонены душой и сердцем вере, надежде, и любви к Богу, Творцу своему, и в любви к ближнему; и насколько склонны ко греху и различным житейским плотским страстям или к послушанию диаволу, действующему чрез страсти плотские и прелести мира. Блажен, кто поймет глубоко эту задачу свою и твёрдою стопою пойдёт к Богу, препобеждая искушения от плоти и мира, борясь с миром и миродержцем, непрестанно прельщающим нас похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою. Святые угодники Божии служат для нас примером в жизни нашей.
Бесплотные враги употребляют все усилия, чтобы обесценить для нас в мыслях и сердцах наших изречения Слова Божия и слова молитв церковных и дать цену мирским суетным книгам и листкам со всякими мирскими грехами и соблазнами (песни, драматические произведения, романы и прочее). Замечали некоторые за собою, как враги препятствовали им выговаривать слова Св. Писания и слова знакомых молитв, — и сколько им причинили скорби, отчаяния, омрачая, смущая и умерщвляя их сердца (парализуя). Сколько же им надо было борьбы (самой напряженной), чтобы сломить врагов и спокойно и искренне читать Слово Божие или молитву...
Иные так привыкают ко грехам и такую имеют испорченную совесть, что и грех не считают за грех, а за дело урядное (рядовое/обычное - от авт.) и как бы дозволенное или за дело умения и ловкости, и удальства - обманывать и обольщать других и пользоваться их оплошностью и невежеством к своей выгоде. Надо соблюдать свою совесть здоровою, чистою, незапятнанною, чувствительною, нежною, чтобы она тотчас же отражала бы от себя прикосновение какого бы то ни было греха, как бы смертельного яда,— ибо оброк греха — смерть. Так в нынешнее лукавое время разных свобод, неправильно данных, неправильно понятых - иные и убийство не считают за грех, и прелюбодейство, и грабительство...
Служи людям нелицеприятно и охотно, богатому или бедному, здоровому и больному, благообразному и неблагообразному, знатному и простому, веруя и памятуя, что все они — члены Христа и твои уды, и что за нелицеприятное и усердное служение ты получишь награду от Подвигоположника Христа. «И иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (Мф. 10:42) - говорит Он. При служении ближним иногда является лицеприятие или леность, неохота или гнев и раздражение, или желание вознаграждения. Знай: награда твоя — Христос.
Я сраслён (соединён) и счинён с Церковью небесною и земною - с Богоматерью, с чинами ангелов, со святыми патриархами, пророками, апостолами, святителями, мучениками, преподобными, праведными, со всеми святыми по благодати Божией. Как же я должен мыслить, чувствовать, хотеть, говорить и действовать? А вот как: «Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика добрахвальна, аще коя добродетель, и аще коя похвала - сия помышляйте. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4:8-9). «Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149:5). Вспомним житие преподобной Ксении - оставление ею дома родителей, пренебрежение богатством и знатностью и обручником; её огнепальную любовь ко Христу: пост, молитву, изнурение плоти, попечение о спасении душ девственниц. Отчего такое стремление к Богу в душах верных и благочестивых? Оттого, что подобное к подобному стремится - душа, по образу и подобию Божию созданная, стремится к подобному, образ — к Первообразу, свет — к Свету, жизнь — к Жизни, сила благая — к благой Силе, разум — к Источнику премудрости. А люди неверные и несмысленные, грешные и злые стремятся к тому, чему они подобны, то есть к злому и вселукавому диаволу: зло — ко злу, тьма — ко тьме, нечистота — к нечистоте, злая сила — к злой силе. Люди дремлют, подобно юродивым девам - неверующие или верующие без добрых дел, без милости к ближним. Юродивые девы при своей вере не имели добрых дел - потому и осуждены. О, сколь многие из христиан будут осуждены!
Что я воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и в дорогом, неоцененном Отечестве — в России, в которой издревле насаждена Православная Церковь! Благодарю и славлю Тебя, как могу по благодати Твоей.
С каким вниманием, с каким благоговением, с какою любовью, миром и благодарением мы должны произносить всегда Имя Божие и молитву Господню: «Отче наш..» и все прочие молитвы. Имя Божие велико, свято и страшно и одно именование Его для верующего — блаженно.
Господи, если я — священник Твой и от Имени Твоего столько лет трублю гласом моим против величайшего еретика Толстого, — этой высокой стены Иерихонской,— то да падёт же эта стена гордыни, на удивление всем верующим и чтущим Тебя, единого Господа славы, поруганного сим еретиком из еретиков. «Вознесися судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся» (Пс. 93:2-3). Доколе будут торжествовать богохуление и нечестие? Вся земля наполнилась богохульством.
Господи, Ты истинный Господь твари! Что замышляют против России и против святой Православной Церкви Твоей финляндцы, поляки, немцы — эти исказившие Евангелие Твоё, отпадшие от Церкви Твоей? Господи, что они замышляют? Они хотят до конца поглотить нас и разорить Церковь Твою, храмы Твои, богослужение Твоё, уставы Твои, постановления святых апостолов и святых отцов, вселенских и поместных соборов. До чего мы дожили?
Господи! Тебя ли, безмерно благого и непрестанно нам всячески благодающего, огорчаем всякими грехами и всякими страстями? Исправь нас и яви нас достойными Себя, достойными нашего христианского звания и избрания!
Священники (и диаконы) приходские и городские достойно ли причащаются за всякой литургией? Нет — многие недостойно. Бог видит что они мыслят и творят. Господи! Ты праведный Судия всех! Не осуди нас, недостойных, часто причащающихся Святого Тела Твоего. Се - мы все недостойны страшных и пренебесньк животворящих Тайн Твоих. Твоё безмерное милосердие да покроет грехи наши!
При молитвах наших за ближних, Господь смотрит на сердца наши - искренне ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то, искренне ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в-третьих, на то, любим ли мы искренне Господа и сердечно ли преданы Ему; в-четвертых, не гневаемся ли на ближнего, не враждуем ли. «Аще убо принесёшь дар твой ко алтарю, и ту памянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остовы ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам.
Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Кто не со Мною, тот против Меня) (Мф. 12:30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой — они с нами не единомысленны, враждуют против нас, сильно гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают её и нас, и делают нам всякие неприятности - особенно в главных местах их поселения. Они явно идут против Христа и Его Церкви, не почитают святых икон, святых мощей, не уважают постов, извращают догматы веры спасительные. Они не с нами, а против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их!
Ненасытно, радостно и непрестанно прославляют Господа Всетворца ангелы небесные, бесчисленные множеством и святые человеки — также, а мы, земные и оземленелые, дебелые, — как ленивы на молитву, славословие и благодарение! Почему? Потому что пристрастились к земле (сладострастной и ленивой), к земным стяжаниям, к разным удовольствиям чувственным. Чтобы достойно славить и любить Творца - нужно искоренять греховное самолюбие, самость, эгоизм: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).
Все святые будут свидетелями спасительности веры Христовой против всех наших ученых невежд светских, кичащихся своим фальшивым образованием, против всех неправославных христиан, особенно же - именующихся только православными христианами, на деле же давно изменившими своей вере. Оттого мученики называются по-гречески мартир — свидетель. Помни, христианин, сколько будет против тебя свидетелей на суде Христовом.
Человек-христианин. Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный Промысл явил о спасении твоём Господь, предопределив спасти тебя прежде, чем веки сотворены, предъявив Своё пришествие на землю чрез пророков и разных праведников Ветхого Завета. Как Он пришёл на землю и исполнил все Своё смотрение о тебе, основав Церковь с пастырством и таинствами, дав ей спасительное слово благодати на благодать, все спасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично прийти на землю со славою для суда над живыми и мёртвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо «царствие небесное нудится, и (только - от авт.) нуждницы восхищают его» (Мф. 11. 12). Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие и прочие страсти и скорее примись за дело спасения своего. Читай Слово Божие и читай, как подвизались святые человеки.
Ценишь ли ты, о, иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий литургию, плоды причащения святых животворящих и страшных, и пренебесных Тайн! Чувствуешь ли ты очищение грехов, обновление, возрождение, освящение, мир Божий, превосходящий всякое разумение, «иго благое и бремя легкое», свободу духа, радость о Духе Святом? Блажен ты, если всё это чувствуешь и благодаришь Бога... Возгревай в себе дар Божий, не будь равнодушен, бесчувственен, неблагодарен. За чувство благодарения сподобишься большей благодати - исправляй себя, во всём стремись к совершенству жизни и к добродетели - да сподобишься от Господа услышать глас: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21). Аминь.
В нашем ветхом человеке есть замашка - при чтении Слова Божия или богослужебных книг, или писаний святоотеческих и вообще священных книг иногда тайно противиться сказуемому - то есть тому, что говорится и пишется. Это тайный голос противника-сатаны, который первый научился и научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде. Так я замечал и замечаю, что он и мне, сердцу и уму моему, противится тайно - при чтении молитв, канонов, стихир, Символа веры. И я должен бороть и низвергать его замыслы. О, окаянный, прочь от меня — враг истины и правды Божией! Ты ведёшь ко лжи, проклятию и смерти слушающих тебя - как и Адама, и Еву.
Два предмета предназначены избранным человекам: временная, земная жизнь — и вечная, небесная. Эта жизнь дана нам независимо от нас... Нужно веровать твёрдо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую бесконечную жизнь, нужно... запастись елеем добрых дел или милостынею, ибо милостивые помилованы будут... «Не доброе ли семя сеял еси на селе твоём, откуда убо имать плевелы» (Мф. 13:27) - ереси, расколы, допущение новых догматов, всякие пороки, желание господствовать, главенства в Церкви католической, искажение богослужения, таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечает: «враг человек сие сотвори» (Мф. 13:28), — гордость и злоба человеческая. Но Господь даёт расти всему до конца (искушение - реализация свободы выбора между добром и злом - от авт.), а в будущем веке даст оценку каждому -- по делам его (на частном суде Христос даст возможность реализации земного навыка выбора - от авт.).
Что приближает нас к Богу, или что делает нас свойственными, родными Богу, чадами его? Живой образ Божий,— вложенный или врождённый в душе нашей - союз веры, в который мы вступали с Богом при крещении, родившись водою и Духом и усвоившись Богу; обязательства с той и другой стороны: со стороны Господа — миловать нас и воспитывать нас духовно для царствия небесного, для вечной жизни в Боге, а с нашей стороны — желание и старание любить Бога, нас возлюбившего до крайности, угождать Ему исполнением Его заповедей и жить свято, удаляясь грехов и принося Ему покаяние. Вот что делает нас своими Богу - близкими чадами Его. А грех то и дело усиливается отчуждать нас от Бога, удалять, охлаждать к Нему, сделать нас дикими - наподобие зверей. «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а... народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).
Меня удивляет непрестанно Божие всеблагое, премудрое строение спасения душ человеческих, сотворенных по образу и подобию всеблагого, премудрого, вечного Бога. С самого начала падения первых людей в грех, проклятие и смерть, — с первого удаления их от Него!.. Сколько заботы о спасении, какое обетование о семени Жены, имеющем стереть главу змия? Сколько попечения об избранном семени, Аврааме, Исааке, Иакове, Ное, о всех патриархах... и о народе? Сколько чудного промышления, сколько чудес при изведении из Египта, сколько чудес в пустыне, при судиях, при царях избранного народа? Сколько отеческих наказаний со стороны Господа Бога упорному, преступному народу...
Христос словом воскресил из мёртвых Лазаря, значит, — Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил словом сына вдовы, значит, — Он тем же словом сотворил мир из небытия. Он словом запрещал ветрам и водам, значит, — Он и создал их Своим словом, коему все повинуется. Он ходил по волнам морским, как по суше, значит, — Он Творец морей, озёр, рек и всяких источников. Он огонь претворяет в росу, воду — в вино, реки — в кровь, пыль земную — в мошек. Изводил из моря жаб для наказания египтян, значит, — Он Творец стихий... Тем же словом Его в последнее время земля обратится в пылающий огненный костер, и стихии сжигаемые разорятся. Значит, тем же словом Господним и мёртвые все воскреснут. Понятно ли безбожникам это чудное творчество и промышление Господа о мире?
Господь Бог есть безначальное вечное Существо бесконечной святости, правды, благости и милости, невообразимой безмерной светлости, ибо есть Свет присносущий, от Которого все вторые бесчисленные света — ангельские соборы,— от Которого свет солнца, луны и звёзд, от Которого громы и молнии и всякая былинка в мире. Бог есть Существо бесконечного, твердейшего порядка, красоты несказанной, мира вечного, непоколебимого. Как Святой и Создавший нас по образу Своей святости, Он требует от нас святости и полного отвращения от всякого греха, который есть тьма, смятение, безобразие, беззаконие и удаление от жизни и падение в проклятие и смерть. Судите сами человеки грешные, падшие, омрачённые, смертные - что должны вы творить неотложно? Непрестанно каяться, молиться, исправляться, творить благие дела и уподобляться Богу.
Вера христианская есть восстановление Богом по безмерной Его благости образа Божия в человеке падшем, оскверненном, растленном,— примирение Творца с тварью неблагодарной, непослушной, возгордившейся, разрешение от праведного проклятия и дарование благословения, отверзтие заключенного для нас неба: «отныне узрите небо отверсто, и ангелы Божия восходящия и нисходящий над Сына Человеческого» (Ин. 1:51), — и победа над смертью и упразднение её, как и диавола, виновника её, введение в рай и дарование вечной жизни. Сколько, сколько бесчисленных благ дано Богом в вере христианской — человеку верующему, послушному Евангелию и заповедям Христовым! За чем же дело, христиане? Что спите? Воспряните, бодрствуйте, молитесь, кайтесь, исправляйтесь, творите благие дела и восходите на небо!
Друг, как ты вошёл сюда, не имея брачной одежды? И сказал слугам своим - связав ему руки и ноги, выбросьте его во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, но мало избранных. Христос Бог наш уподобил Себя Жениху святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей беконечной жизни и в здешней, земной, предобручающей себя верной душе. Чтобы обручиться с душами верными, но осквернившими одеяние душ своих грехами бесчисленными, исказившими образ Божий и от Бога удалившимися, сделавшимися чужими для него по грехам. Господь даровал им прекрасную, нетленную духовную одежду в тайне крещения и запечатления Духом Святым чрез помазание святым миром. Но человек снова осквернил одежду крещения и опять удалился от Бога и оделся в смердящее рубище страстей, разорвав и обесчестив свое обручение с Богом. Господь по милосердию Своему благоволил снова ему одежду брачную в искреннем покаянии и в причащении святых Христовых Тайн, и человек опять получает нетленную одежду и соединяется теснейшим образом с небесным Женихом, с тем, чтобы беречься всячески - опять не запятнать одежды брачной и жить в святости. Кто же эти обручённые Христу, Жениху небесному, души — где они? Эти души — вы, братия и сестры. Спрашиваю вас - чисто ли, украшено ли ваше брачное одеяние? Украсили ли вы ваши души добрыми делами? С чем вы явитесь на брачную вечерю - в царство небесное? Готовитесь ли вы непрестанно туда, где ожидает нас прекрасный Жених?..
У ног Твоих, Господи, лежим в слезах покаяния со всеми плакавшими - святителями, пророками, апостолами, священномучениками и всеми праведными, — и милости просим у Тебя молитвами их, и спасения душ и царствия небесного, хотя и недостойны мы его по грехам нашим. Привожу Тебе в ходатайство Пречистую Твою Матерь, соборы ангелов и всю разумную тварь - помилуй и спаси нас грешных по благодати и милости Твоей. Ей, Господи. Аминь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|
Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
|
Просмотров: 537
|
|
|