"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Оглашение


  - радование Христа рассудительностью и покаянием (воЦерковлением/спасением) перед воцерковлением…




 

  "17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
  18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
  19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
  20 Но вы не так познали Христа;
  21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, –
  22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
  23 а обновиться духом ума вашего
  24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
  (Еф. 4)"
  "Мы говорим, что Аврааму вера (образ оглашенности/ведения/покаяния - от авт.) вменилась в праведность.
  10 Когда вменилась? по обрезании (образ Крещения - от авт.) или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
  11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
  (Рим. 4)"






 

  "Вы, подобные Херувимам, не трепещете ли друг пред другом? Но трепещите, трепещите сильнее! Знаете ли, тут кто? Царь, Христос, ангельские чина служат Ему невидимо… Церковь полна Ангелов, и вы все стоите вперемешку с Ангелами. Господь тут, разве вы не знаете? Он с нами, как обещал. Неужто теперь не отложим житейское попечение? Неужто не забудем о житейской коре, скрывающей Ангела Хранителя для каждого из нас? Пусть спадет перед очами эта пелена. Пусть рухнет стена, отделяющая сердце от сердца. О, какое счастье видеть каждому Херувима в каждом! О, радость навеки! Всякое ныне житейское отложим попечение. Всякое. (Свящ. Павел Флоренский)"
  "Господь знает все наши грехи, немощи, все наше лукавство, двоедушие, малодушие, лицемерие, болтливость, себялюбие, разнеженность, нашу лень на молитву, лень на добрые дела. Господь знает, как нам не хочется читать Священное Писание, как тяжело отстаивать в церкви; знает, что мы зачастую ничего не понимаем в богослужении, не интересуемся совершенно духовной жизнью, заповедями Божиими; что мы даже в семье, как собаки, грыземся; постоянно друг друга осуждаем, если не словами, то мыслью; завидуем, говорим друг про друга плохое. Господь знает, что мы постоянно недовольны нашей жизнью – все нам не так, как хотелось бы, – и что мы пользуемся благами, которые Он нам посылает, как будто они принадлежат нам по праву, хотя мы не заслужили ни солнца, ни неба, ни деревьев и никакой красоты. Мы достойны только наказания, а требуем к себе отношения очень ласкового. Все это Господь знает.
  Кто-то скажет: а если Господь знает, то зачем тогда исповедоваться? Да, Богу, конечно, это не нужно, это нужно нам. Так же, как и Церковь – она нужна только нам, Господь ее для нас основал, чтобы она нас спасала. Христа так и называют: Спаситель. От чего Господь спасает? Зачем Он вообще пришел на землю? Господь пришел спасти нас не от каких-то тяжелых обстоятельств, трудностей или болезней, а от греха. И если мы приходим в церковь не для того, чтобы изменить свою греховную жизнь, а за чем-то другим, то мы еще совсем не христиане и к Церкви никак не принадлежим. Церковь существует только для того, чтобы спасать нас от греха.
  Это спасение совершается, во-первых, в святом крещении. Когда человек уверовал в Бога и хочет оставить свою прежнюю жизнь, то в знак этого он погружается в купель крещения, и ему прощаются все грехи. Человек становится как младенец и может начать новую жизнь. Но и тех, кто крестился давно и после этого неизвестно где бродил и неизвестно что творил (неизвестно людям, но известно Богу и тому, кто творил), – и их Господь не отвергает. Для них есть покаяние – это второе крещение. На исповеди человек тоже может начать новую жизнь. Прийти и сказать: «Господи, я все понял; я поступал неразумно, глупо, губил себя, губил свою душу. Теперь я буду поступать по Твоим заповедям. Я раскаиваюсь в своей прошлой жизни». Раскаиваюсь в этом, в этом и в этом. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "К сожалению, очень многие люди считают, что духовная жизнь — это кулич на Пасху, крещенская вода на крещение, вербы в вербное воскресенье, плюс неделя поста в Великий пост, ну и кончено венчание, крещение и отпевание в соответствующих случаях. На самом деле это не духовная жизнь, а средства для нашего спасения. И без духовной составляющей эти замечательные традиции, обряды, таинства не будут иметь смысла. Но именно это заменяет у многих людей, даже православных, духовную жизнь, то есть борьбу со своими страстями, исполнение заповедей и любовь к Богу и ближнему.
  Человек говорит: «Почему я одни и те же грехи совершаю, каюсь в них из исповеди в исповедь и никаких изменений не вижу?» Потому что, есть церковная жизнь, а духовной жизни нет. Человек решил, что написанное в Евангелии это недостижимый идеал, это не про нас. Но на самом деле Евангелие — это руководство к действию, и в нем не только про Марию Магдалину или Петра написано, а про меня. Про меня Ты Господи говоришь. Вот тогда — это духовная жизнь. Остальное — это просто духовная культура. (Свящ. Павел Гумеров)"
  "Труднее всего решиться начать новую жизнь и свое исправление. Жалко себя, свою плоть, свои страсти, оттого и жмемся и откладываем и обманываем себя иногда и до конца жизни. Как-то мой друг Павел услышал вопли о помощи. Он - парень благородный, бросился на крик. Когда он выбежал на дорогу, то увидел то, чего не ожидал. Самый страшный злодей в их городе, от которого трепетали все и вся, бил свою жертву. «Ну что ж теперь делать», - подумал Павел, - «да что будет, то и будет!» Налетел на злодея и хоть с трудом, но одолел его и помог человеку. Поверьте, что ветхий наш человек, науськиваемый сатаной, насилует нашу душу. Весело скажем себе: «Будь, что будет!» И Бог поможет избавить душу из рук оных. (Записки православного монаха)"

 
"Когда к старцу архимандриту Кириллу Павлову пришли и стали говорить, что сейчас очень много людей в храмах и можно надеяться, что вера в народе стала укрепляться, отец Кирилл сказал набрать полное ведро воды. Когда его набрали, он сказал: "Это количество людей, которые сейчас ходят в храмы".
Потом он сказал эту воду вылить... И когда вылили, обратно стекло три капли. Он сказал: "Это те, кто спасается сейчас". "Большинство людей ходят в храм со словом - дай. Дай здоровье Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей. Очень мало, кто приходит в храм со словами - Прости Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя.
И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносят. Они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.
(Архим. Кирилл (Павлов))"
 
 

 
"Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 



"Начнем же, наконец, возвращение, поспешим в Град Небесный, в котором мы вписаны, в котором и надлежит нам обитать.
(Прп. Ефрем Сирин)"





"Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта её не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Всё это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 


 
  "Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Необходимо, чтобы наш сосуд - сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати - был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением... Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? 
  Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем Крещение. 
  Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние сеть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного.
  Необходимо, чтобы наш сосуд - сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати - был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением.
  Необходимо, чтобы этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно, необходимо, чтобы имеющиеся в нем повреждения, особенно скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин. 7, 38), вливаемая в сосуд святым Крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки.
  Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу.
  Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?
  Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар.
  Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения?
  Покайтеся! Отвергните от себя не только явные грехи — убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, — но и пагубные развлечения и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные — все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния. Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: соделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.
  Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Необходимо, чтобы наш сосуд - сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати - был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением... 
  Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? 
  Кто не употребит дара по желанию и повелению Дародателя, кто не разовьет в себе благодати Крещения деятельностью по евангельским заповедям, но уничтожит в себе всякое её действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям, - у того отнимется благодать Крещения на Суде Христовом.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 

"Богочеловек исповедал жизнью и смертью правосудие Божие, которым низвергнуты человеки из рая на землю. Он исповедал виновность человеков пред Богом, потому что исповедание виновности этой было необходимым, единственным условием примирения человеков с Богом. Все, желающие быть истинными христианами, непременно должны исповедать эту виновность, сперва сердечным сознанием, потом устами и словом, наконец, деятельностью или жизнью. Каждый должен взять крест свой и последовать Христу; без этого никто не может быть учеником Христовым.
(Свт. Феофан Затворник)"







"Как тело без духа мертво и нечувствительно, так и умертвивший себя страстями чрез нерадение о заповедях по Крещении становится чуждым действия благодати и непросвещённым Святым Духом и Христовой благодатью. В силу веры и возрождения он имеет духа, но дух в нём недвижим и недеятелен вследствие его душевного омертвения.
(Прп. Григорий Синаит)"






"Некающимся нисколько не на пользу страдание и смерть Христова, хотя они и исповедуют имя Христово, но следует им суд Божий и вечное в аду осуждение, как отвергшим и презревшим великую Божию благодать. Христиане не знают христианства, оттого что не изучают его: не читают, не спрашивают, вообще они не обращают никакого внимания на искупление вочеловечившимся Богом, попирают это великое дело Божие, потому что не заботятся и не думают о своём спасении. Пренебрегая великими дарами Божиими, они всецело предаются суетности, которая есть прелесть. Отраднее будет идолопоклонникам в день суда Божия, нежели таким христианам. 
(Свт. Тихон Задонский)"




"Ибо оглашенным (не закончившим этап оглашения/не Крещённым - от авт.) следует признавать не только неверного, но и всякого, кто не зрит славы Господа откровенным лицом ума своего. Не прельщайтесь, братия мои - воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и на милосердие Его уповая, я надеюсь, что буду спасён. Однако знайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит на пользу тем, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их ещё строже, чем нечестивых и неверных. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 



"Увы, и среди нынешних христиан, как и всегда, конечно, было, нет понимания христианства. Многие считают, что если человек иногда ходит в церковь, постоит на исповеди, причащается Святых Таин, то он уже верует в Бога и достоин Царствия Божия. "Мы верующие, - говорит он. - А вы кто?" Но этот человек, как фарисей, по внешности только, по одежде христианин. Он лишь устами чтит Господа, а сердце его далеко от Него. Такой христианин и есть тот, который не в брачной одежде, хотя и думает, что он войдет в Царствие Божие, на пир Господень. Надо поэтому всегда помнить об этом и бояться того, чтобы Господь, обратившись к нам, не сказал: "Как ты посмел не в брачной одежде войти в жизнь вечную? Возьмите, свяжите его и ввергните во тьму внешнюю". 
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 

 


"Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться (через оглашение/воЦерковление - от авт.), чтобы впустить Христа. 
(Прп. Паисий Святогорец)"





 
"Вся церковь есть Церковь кающихся, вся она есть Церковь погибающих. 
(Прп. Ефрем Сирин)"






  
"Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей.
(Прп. Марк Подвижник)"















  
  
  Оглашение является проявлением/следствием совестливости человека и противостоит его нежеланию воЦерковляться - бессовестности, неотделимой от невежества (отсутствия в человеке истинных знаний), заблуждения (наличия в нём ложных/неистинных знаний/информации - лжи), лицемерия, упрямства, человекоугодия, страха человеческого, малодушия, равнодушия и пр. её проявлений…
  Благодать Божия (Святой Дух) воздействует на каждого человека, приходящего в этот мир из небытия – в первую очередь на его совесть (на естественную доброту человека), побуждая его выбирать/усваивать/воспринимать/исповедовать относительные истины (благоразумие) вместо лжи/неистины (неблагоразумия), искренность вместо лицемерия, самоукорение вместо осуждения, оправдание ближнего вместо тщеславия, милосердие вместо жестокосердия, щедрость вместо скупости (иногда мнимое, кажущееся ему таковым по невежеству и заблуждению добро вместо мнимого зла) и пр. - если ему ещё не проповедано Евангелие и ведение/правду/заповеди Христовы вместо неведения/неправды/заповедей человеческих, рассудительность вместо безрассудства (истинное добро вместо истинного зла) - если ему уже проповедано Евангелие:

  "20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
  (Откр. 3)"


  Где дверью является естество всякого/любого человека, а непрестанным стуком - воздействие благодати Божией...
  Как только благодатью Божией человек может исполнять заповеди Христовы, точно так же только через исполнение заповедей Божиих человек может/должен воспринимать благодать Христову (всё более и более возрастая в этой ключевой/главной способности) - спасаться, всё теснее/полнее соединяясь с Царём Царства Небесного Господом Иисусом Христом через всё более и более же возрастающую любовь к Нему...
   Если совестливому человеку не проповедано Евангелие и у него нет возможности самому ознакомиться с Ним (что очень маловероятно в наше время), то он под воздействием благодати (о которой он не знает) осознанно и свободно выбирает то, что ему говорит голос его совести и старается жить по ней…
  Видя, что у него это плохо получается, человек кается (ибо и это ему внушает его совесть) при помощи той же благодати Божией (о которой он не подозревает) и смиряется…
  Неведомо для себя человек не оглашенный, но живущий по совести, готовит себя к Царству Небесному, неосознанно приучая своё естество к приятию/стяжанию/усвоению благодати Божией – к своему спасению по исходу души из тела (что и произошло с душами ветхозаветных праведников и совестливых язычников, когда Христос сошёл душою к ним во ад с Голгофы для проповеди Евангелия и их спасения)…
  В наше время Евангелие если и не проповедано каждому человеку, то, как правило, каждый человек имеет возможность стать оглашенным – прочитать или послушать Евангелие, ознакомиться с христианством всевозможными и разнообразными способами (от современных до древних, через книги св. отцов, благодаря общению с верующими и пр.)…
  Следовательно, если современный человек (тем более проживающий в традиционно православной стране) не является истинным православным христианином, то совершенно очевидно, что он живёт вопреки совести, отвергая благодать Божию и находится на пути в погибель (т. к. не будучи приученным/привыкшим к благодати в течение земной жизни, он не сможет воспринять её в преизобилии на Небесах и по необходимости ему придётся прятаться от неё в геенне)…
  Оглашение человека (как необходимое условие и его воцерковления тоже) в идеале должно происходить перед его Крещением (так же как и Само Таинство должно осуществляться только после оглашения человека) - внешним/телесным Действием, вводящим человека в церковную жизнь/в церковь/в храм (позволяющим ему воцерковляться)…
  Человек, живущий по совести, становится способным по благодати и воспринять/исповедовать истины абсолютные/божественные (о Боге), правду (замысел Божий о человеке, заповеди Христовы) которые в совокупности с истинами относительными (о самом человеке и пр. творении) приводят человека благодатью же Божией в состояние покаяния – в радикальное изменение его мировоззрения из мирского в христианское (изменяя человеческие же ум и волю в ум и волю Христовы), в соответствии с которым целью его жизни (спасение души), и её смыслом является только исполнение всех заповедей Христовых (ревностная и тщательная/рассудительная жизнь по ним – т. е. премудрость)…
  Не случайно Предтеча и Сам Господь, провозглашая приблизившееся Царство Небесное/Божие, призывали не оглашенных тогда ещё евреев к покаянию…
  Покаяние, неотделимой частью которого является исповедание/восприятие абсолютных и относительных истин, является единственным средством, при помощи которого человек не церковный может смириться благодатью Божией (осознав свою немощность, худость, состояние погибели и необходимость/потребность в Спасителе) и обрести способность приблизившееся Царство Небесное (благодать Божию/Святого Духа) воспринять любовью внутрь себя - в своё сердце, вместе с Его Царём Господом Иисусом Христом…
  Если в Таинстве Евхаристии обычная тварь (хлеб и вино) прелагается в Тело и Кровь Христовы, то тем более естество истинно оглашенного (покаявшегося) человека в Таинстве Причастия становится Естеством Господним - членом Тела Христова (членом Церкви)...
  Без восприятия истины невозможно покаяться, без покаяния невозможно смириться, без смирения невозможно в любви устремиться к Спасителю – стать истинным христианином благодатью Божией…
  Только через оглашение человек благодатью Божией способен увидеть в своём сердце геенну/погибель (как писали св. отцы - обнаружить в нём древнего змия) и, устрашившись её, устремиться к Царству Небесному/спасению (к уничтожению внутри себя ада, царства сатанинского и к стяжанию/достижению Царства Божия, Христова)...
  В наши последние времена истинно оглашенных людей очень мало, поэтому и истинных христиан очень мало…
  Посетителей храмов, участников богослужений и Таинств очень много, но христиан очень и очень немного…
  Людей, как правило, ныне крестят в бессознательном/младенческом возрасте – естественно, не оглашаемых, неспособных к восприятию ни благодати, ни истины…
  А когда такой младенец вырастает в "мужа совершенна", то его, как правило, безрассудно/автоматически принимают в церковную общину, пропуская/игнорируя этап оглашения, к которому призывали и Предтеча, и Сам Господь…
  Царство Небесное/Божие (благодать Божия), и Сам Царь у такого не оглашенного (хотя формально уже и крещёного) человека по-прежнему является лишь приблизившимся, находящимся вне/снаружи него, а не внутри него – не в его сердце (где Оно и должно пребывать неотходно и ощутительно у всякого истинного христианина)…

  "Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещённые младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы ещё не совершенны умом, чтоб разуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа, и благодать Святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется как малая её искра, от которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру как следует и возуповают на Бога. (Из 51-го Слова прп. Симеона Нового Богослова)"







  В христианстве ничего автоматически не бывает (особенно спасение человека) – всё происходит только свободно и осознанно, в том числе и восприятие благодати Божией, и истины, и веры, и покаяния, и Крещения, и Царства Божия вовнутрь своего сердца, и Самого Царя Славы – Господа Иисуса Христа…
  Кто из современных людей, называющих себя истинными православными христианами может развёрнуто изъяснить хотя бы Символ Веры, кто из них понимает хотя бы в общих чертах предназначение и смысл всех заповедей Христовых, их применение на практике (какую из них, когда, в какой мере, при каких обстоятельствах и как надо исполнять), предназначение человека и смысл его жизни, предназначение и промыслительность всего мироздания/твари, кто в полной мере осознал свои собственные греховность и немощь, кто искренне, а не на словах только смирился, кто искренне считает смыслом своей жизни только исполнение заповедей Христовых, кто ощутительно стяжал в свое сердце Царство Божие и Самого Господа, кто постоянно устремляет к Нему свои мысли и чувства (дух сокрушен) и пр., и пр.?...
  Немногие, наверное, смогут…
  А должен каждый человек, называющий себя христианином…
  Потому что начал человек безрассудно не с начала, как подобает, а с конца или, в лучшем случае – с середины…
  Заповеди Христовы (слово Божие) - суть меч обоюдоострый, который в неумелых/безрассудных руках будет обязательно ранить/калечить своего собственного владельца (вместо того, чтобы поражать древнего змия - дьявола)...
  Начинать надо с оглашения (воЦерковления) и только потом воцерковляться…
  Об этой же строгой последовательности писал и св. прав. Иоанн Кронштадтский:

  "Всех ли грешников пришёл спасти Иисус Христос? Да, всех верующих - покаявшихся и Крестившихся. Без веры, без Покаяния (без оглашения - от авт.) и (последующего после них - от авт.) Крещения ни один грешник не спасётся."







  В полном соответствии со словами Спасителя:
  
  "16 Иже веру имет и Крестится - спасён будет...
  
(Мк. 16)"







  
  Воцерковление должно быть ради воЦерковления, а не наоборот...
  Не средство должно быть важнее/главнее, но - цель...
  Нельзя стремиться к средству (к воцерковлению) – необходимо используя его (как тот самый талант, "отдавая торгующим"), стремиться к достижению Цели (к воЦерковлению)…
  
Ибо есть церковь (храм) как одно из важнейших внешних/материальных средств достижения христианской цели, а есть Церковь (спасение) как христианская цель духовная/внутренняя...
  
И хотя воЦерковление помогает воцерковлению (эти процессы причинно-следственно взаимосвязаны), тем не менее, нельзя ставить телегу впереди лошади, заботясь о внешнем/временном (ибо всё земное "сгорит" - радикально изменится по Втором Пришествии Господа) - о том, что человеку придётся оставить по исходу души из тела (которое тоже останется в этом мире и истлеет)...
  Можно (и даже очень важно/необходимо из-за немощи человека и его телесности) быть членом материальной/земной церкви, и при этом не быть (но необходимо стать/быть) членом Церкви - реальным членом Тела Христова (не быть спасённым)...
  Господь через Своих апостолов создал церковь как эффективное средство для вхождения человека в Церковь - но только через его оглашение...
  Всё в этом мире промыслительно - в первую очередь заповеди Христовы, сама церковь с её Таинствами и вся тварь предназначены для того, чтобы человек стал реальным, а не мнимым членом Церкви (чтобы спас свою душу)...
  Не становится человек членом Церкви (не спасается) только через внешние предметы (даже и через членство в церкви и через участие в её Таинствах)...
  Человек становится членом Тела Христова (Церкви) только через внутренние предметы (с участием и с помощью внешних) - через покаяние (смиряющее его), которому способствует рассудительность (осознание себя как падшего/немощного и Христа как Спасителя)...
  Ибо Царство Божие - суть Предмет не материальный, а духовный/мысленный/внутренний - поэтому и достигается Оно через предметы внутренние/нематериальные/духовные (по родству/идентичности естеств)...
  Материальные же предметы необходимы человеку для его спасения по причине того, что одна часть его естества (тело, которое тоже должно быть задействовано в исполнении заповедей) является субстанцией материальной и соединённой с естеством души и духа...
  Спасает же человека только Спаситель, а Его заповеди, церковь и её Таинства являются лишь средствами, при помощи которых человек благодатью Божией устремляется в любви ко Христу за спасением...
  Был ли крещён благоразумный разбойник, был ли он членом церкви?...
  Нет...
  Но оглашение, которое он восхотел и воспринял (по благодати Божией) от Господа на Голгофе (в свой 11-й час жизни), позволило ему покаяться/смириться («достойное по делам своим принимаю»), исповедать распятого(!) Христа Господом-Спасителем (воспринять истину и Истину), стать истинным членом Церкви (не став при этом членом церкви, которой на тот момент ещё вообще не было) и, устремившись к Иисусу во Царствие Его («Помяни меня, Господи...») - спастись («Ныне же будешь со Мною в раю...»)...
  В отличие от своего бессовестного (отвергшего как благодать Божию, так и проповедь Евангелия) и потому погибшего неблагоразумного (безумного) коллеги...
  Т. е. самым первым истинным членом Церкви (первым членом/частью Тела Христова) стал не церковный человек (не Крестившийся и ни разу не Причастившийся) - не член церкви...
  Воцерковление уже оглашенного человека (исполнение всех заповедей Христовых) необходимо для того, чтобы он, продолжая с помощью него воЦерковляться, усиливался в опытном познании своей немощности (удобопреклонности/подвижности ко злу/греху) и, возрастая до максимума («Будьте совершенны как и Отец ваш Небесный...») в смирении и любви ко Господу, пришёл в итоге в непадательное состояние, исключающее возможность греховного рецидива/повтора (т. к. даже и стяжавшие многочисленные дары Святого Духа подвижники, иногда впадают в грех)...
  Ибо не все люди могут учиться на чужих ошибках (как напр., умирающие младенцами или безумные от рождения), но большинству необходимо много раз наступать на одни и те же греховные грабли, чтобы только набив огромную шишку на лбу собственной гордости и опытом убедившись в собственной же немощи - окончательно и бесповоротно смириться...
  Воцерковляться можно и телом/внешне, а вот воЦерковляться (уподобляться Христу в любви) возможно только после оглашения (войдя в Церковь) - только духом/умом/разумом сокрушённым и смиренным, любящим Спасителя и поэтому устремляющимся к Нему/соединяющимся с Ним...
  Вот что пишет в том же 51-м Слове прп. Симеон Новый Богослов о неправильно крещённых/неоглашенных/воцерковляющихся людях:

  "Если же какие после Святого Крещения и Причащения Божественного Тела и Крови Христовой бывают ещё удободвижны на зло и не являются сильными крепостию на то, чтобы творить волю Божию, то явно, что они не уверовали ещё во Христа, как следует веровать.
  Им надлежит прибегнуть к архиереям, иереям и духовным мужам, исповедаться и от всей души покаяться во всех грехах своих, и особенно в этом их великом невежестве, что не имеют совершенного познания о таинствах христианства, не знают, в чём состоит вера и что вообще должен знать всякий христианин как христианин; после сего им надобно сделать оглашение, чтоб познали слово веры и всё необходимое, как мы сказали, и начали веровать во Христа как следует; наконец , прочитать над ними разрешительную молитву с возложением рук и тем завершить восполнение недостававшего в них.
  Когда таким образом будет открыто им Евангелие правды, они получат духовное чувство, чтоб восчувствовать и понять принятую ими духовную благодать Христову, которая как бы приосенит душу их , делая её сокрушенною и смиренною и вселяя в неё спасительный страх Божий. Это служит всегда началом доброго пути и путеводством для тех, которые восприемлют, наконец, жизнь о Христе как следует. Тогда уже пусть причастятся они достойно и Пречистого Тела и Крови Христовой, да будут Божеского общники естества.
  Быв освящены таким образом, не будут уже они более преобладаемы грехом, как прежде, ибо в том и освящение, что христианин делается сильным крепостию на то, чтобы творить волю Божию, и сего ради получает наименование верного христианина, как такой, которому вверена благодать Христова и который силою сей благодати живёт в духе Христовом. Другим образом и возможности нет сделаться и быть христианином."







  Рассудительность (восприятие истины во всей её полноте), покаяние (как следствие рассудительности) и воЦерковление (соединение со Христом, вхождение в Церковь как в Тело Христово, спасение) - суть неотделимые друг от друга предметы (внутренние)...
  Если отсутствует хотя бы один из них, то отсутствуют и все остальные...
  Без оглашения человек, начавший воцерковляться (и только, ибо воЦерковляться он не может/не способен), либо сразу же прекращает воцерковляться по причине утраты интереса к церкви как к источнику удовольствия (это естественно и лучше/полезнее для него), либо же продолжает воцерковление (в свою собственную погибель, а не в спасение) - без страха Божия, без благоговения, без любви, но с обязательной дерзостью и (обычно с неосознанным) глумлением над Таинствами, святынями и Самим Господом, неосознанно же кощунствуя и проклиная/губя/ненавидя самого себя - исполняя на деле Ветхозаветные слова о том, что проклят всякий, кто совершает дело Божие (исполняет заповеди Христовы) с небрежением/порочно/обмирщённо («всуе»)...
  Да и не мудрено - как может человек, не видящий свою погибель, свою греховность, немощь и свою полную зависимость в деле спасения от Христа, не только устремиться к Нему всем своим существом но и ещё с благоговением (страхом, благодарностью, любовью) вместо дерзости/кощунства?...
  Понятно, что не может даже и устремиться (достаточно оглядеться в храме во время богослужений или Таинств), т. к. устремляться можно только к любимому предмету, а нераскаянный (не оглашенный) своевольный гордец и злолюбивый сластолюбец любит только себя самого испорченной (порочной) любовью, стремясь лишь к собственному удовольствию...
  Неоглашенные по факту (т. е. реально) формальные христиане «воцерковляются», как правило, не ради своего спасения (зачем спасаться хорошему?), но по самому обширному и разнообразному спектру порочных причин - от банального общения в храме с себе подобными формалистами до решения любых мирских проблем, телесного здоровья, власти, славы, богатства и пр., и пр. (Господь ведь многомилостив, щедр, всемогущ и пр.)...
  Не оглашаются же люди, как правило, по бессовестности и реже по собственному невежеству (но в этом случае они со временем всё равно получают необходимую информацию и вынуждены бывают либо оглашаться, следуя голосу совести, либо же присоединяться к первому варианту, нередко стыдясь или своего большого «церковного стажа», или статуса клирика, или пр. «заслуг»)...
  Исстари на Руси существует поговорка о неадекватно ведущих себя людях - мол, орут или прыгают, или поют, или смеются, или бегают и пр. как оглашенные (сумасшедшие/пьяные/безумные/белены объевшиеся и пр.)...
  Эта поговорка имеет свои истоки/начало/основание ещё от Деяний св. апостолов, когда в День Пятидесятницы после сошествия на них Святого Духа (после их Крещения), они возвеселились и заговорили на разных языках - тогда евреи приняли их за опившихся вином...
  Реально оглашенный человек – суть воспринявший истину, покаявшийся, смирившийся (и поэтому правильно Крестившийся человек), преизобильно стяжевает в Таинстве Крещения благодать Божию и, восприняв в себя вместе с нею разнообразные дары Святого Духа (Царство Божие), может казаться несведущим людям (невеждам) неадекватным/пьяным/сумасшедшим/юродивым/"буиим" и пр., и пр. (справедливо писал св. ап. Павел, что душевному/плотскому/обмирщённому человеку всё духовное кажется безумием)…
  
В связи с тем, что ныне реально оглашенных (покаявшихся/смирившихся) людей чрезвычайно мало, то мало и правильно Крестившихся - стяжавших дары Святого Духа (мироотречение, покаяние, смирение, страх Божий, умную внутреннюю молитву, любовь и пр.) истинных христиан...
  
Поэтому настоящий смысл той поговорки давно уже забыт (к сожалению)...
  На Литургии по факту, реально уже оглашенных(!) священнослужитель просит удалиться (формально ещё не крещёных), когда приближается время Евхаристии - совершение Таинства…
  А ныне по факту, реально ещё не оглашенные(!), но формально (не законно) крещёные аж причащаются Святых Тайн…
  Хотя перед Причастием дьякон даже не готовым к Причастию верным запрещает смотреть, как причащаются подготовившиеся: «Главы ваши Господеви приклоните!» (призывая их к покаянию за неучастие в Причастии)...
  Но все толпятся/суетятся и наблюдают (подобно тому самому Евангельскому «другу», пришедшему на «брачный пир» без соответствующей/брачной «одежды»/смирения/благоговения и бессовестно молчащему/не отвечающему Господину пира), вместо того, чтобы каяться (ведь согласно апостольским правилам и Соборным оросам они подлежат анафеме за отказ/неготовность/нежелание/неспособность причаститься Святых Тайн на Литургии)...
  Действительно, безумные проклинают/анафемизируют сами себя - пришли на Обедню, но не обедают, а вместо этого смотрят/наблюдают/обсуждают/развлекаются (подобно тем самым иудеям на Голгофе), «кивая головами своими» (так же и по исходу души из тела таковые будут смотреть из геенны на «ложе Авраамово» - подобно тому самому Евангельскому богачу, где Лазарь подобен причастившемуся, а желание облизать его палец, жажда, страдания богача подобны его запоздалому покаянию в не причастии)...
  Таковые дерзко и как бы с издёвкой поют: "Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите", дерзко и нагло как бы рекомендуя тем, кто и без их наставлений причащается Святых Тайн...
  Петь "Тело Христово примите..." могут только причастники, обращая свои мольбы к тем, кто не причащается, а не наоборот...
  Анафема это и есть реальное/фактическое отсутствие соединения (констатация самого факта разделения, призывающая к покаянию анафематствованного) между теми, кто в геенне (или в смертном грехе на земле) и теми, кто на Небесах во Царствии Божием/в Церкви/в добродетелях на земле («...ни вы к нам не можете перейти, ни мы к вам...»):

  "2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. 
  (Ис. 59)"

  "Последние времена" ныне...
  Конец вместо начала и начало вместо конца – многое перевёрнуто с ног на голову в церкви (безрассудство)…
  Люди нередко десятилетиями ходят в храм, участвуют в Таинствах, являются клириками и священнослужителями, монахами и архиереями, но – не оглашенными (и поэтому не являются христианами по определению)…
  В церковь можно войти ногами (телом), но в Церковь можно войти только сердцем смиренным (духом сокрушенным) только через всецелое покаяние...
  Царство Божие пребывает снаружи не оглашённых (не покаявшихся от всей души) людей – тела их могут находиться в храмах, а душа и дух их всегда остаются в мире (со своими нераскаянными страстями - внутренними пороками)…
  Даже когда взрослый уже человек решает вдруг Креститься, то, как правило и здесь он не проходит этап оглашения, отдавая дань или национальной традиции, или моде, или человекоугодничая, или соблюдая какой-нибудь очередной современный порочный тренд…
  Священнослужителям в лучшем случае катастрофически не хватает времени, а в худшем - того же самого оглашения (а ведь в древности не только не крестили младенцев, но и взрослые люди нередко проходили искус/оглашение/испытание многие годы – да ещё и под личные гарантии/поручительство надёжных/проверенных восприемников)…
  Даже принуждая вновьобращаемого ныне формально пройти т. н. катехизаторские/огласительные курсы, как правило, упускаются из вида все составляющие оглашения…
  Не достаточно просто пройти курсы или даже запомнить ту или иную информацию: необходимо всем сердцем усвоить всё там излагаемое (чтобы сокрушить его) и покаяться - радикально изменив своё мировоззрение, принять решение (дать клятву в сердце Господу) отныне стараться жить только по заповедям Христовым…
  Только такой человек и может быть Крещёным – способным приблизившееся Царство Божие и Самого Бога воспринять в своё сердце (внутрь себя) через Церковное Таинство, чтобы став членом церкви, иметь возможность с её помощью (через участие в богослужениях, Таинствах и пр. - посредством воцерковления) воЦерковляться…
  Только такой человек (смыслом жизни которого является исполнение заповедей Христовых) и есть истинный христианин, способный с пользой для себя и посещать богослужения, и исповедаться, и причащаться Святых Тайн и принимать участие в др. Таинствах (спасаться), всё более и более воспринимая внутрь себя как благодать Божию/Царство Небесное, так и Самого Господа Иисуса Христа…
  Человек же, не прошедший этап оглашения, но участвующий только внешне/телесно в церковной жизни, является по словам Господа, тем самым вором, волком в овечьей шкуре, который подкапывая или перелезая через ограду, незаконно («инуде») проникает в «овчий двор» (в храм/церковь)…
  Такой человек должен, наконец-то, услышать слова Предтечи и призыв Господень – пройти в полной мере оглашение (как бы это было ни тяжело и горько) и спасти свою драгоценную/бесценную душу, законно войдя не только в церковь (как в одно из средств спасения), но и обретя/обретая таким способом единственную возможность/способность войти в Церковь Христову/Царство Божие/Небесное (спастись)…
  Не стоит дожидаться старости (11-го часа) - никто не знает времён и сроков, отмеренных ему Богом на этой земле (не стоит рисковать вечностью гееннских мучений)...
  Не место душе человека на помойке геенны, но место её - в Небесных обителях со Господом Иисусом Христом по благодати Его…
  Оглашаться человеку никогда не поздно...
  И хотя лучше поздно, чем никогда, но лучше раньше, чем позже..
  Кроме того, что оглашение состоит из нескольких составляющих/добродетелей (является соборным предметом), и имеет разные свои степени/величины в человеке, оно ещё является и двояким по своему типу/предназначению/смыслу...
  Первичное оглашение (в общепринятом смысле) предназначено для доселе неверных- новообращаемых перед их Крещением и воцерковлением (внешним/телесным процессом) или для крещённых младенцами и решивших воЦерковляться (осуществлять внутренний/духовный процесс) во взрослом возрасте, когда покаяние охватывает всю предыдущую жизнь человека...
  Второй тип оглашения относится к каждому воЦерковляющемуся христианину и продолжается всю его земную и церковную, и Церковную жизнь, поскольку и каяться необходимо непрестанно (во всём, всегда и везде), и возрастать в рассудительности, в смирении, в уме и воле Христовых (укрепляться в христианском мировоззрении) необходимо до смертного одра...
  Как воцерковление христианина является пожизненным (земным) процессом, так и его оглашение (как одно из проявлений/выражений/причин последующего всегдашнего/непрестанного воЦерковления) неотделимо от него, от его земной жизни – до самого её окончания…
  
В этом смысле является понятным смиренное приклонение головы некоторых воцерковлённых уже христиан в ответ на возглас дьякона на Литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните!» (хотя, конечно же, смысл этого возгласа/термина является буквальным/первичным и по логике приклонившие свои головы должны вскоре исполнить и следующий возглас дьякона, призывающий оглашенных удалиться/выйти из храма, даже и с последующей охраной входа: «Двери! Двери!»)...
  
В заключение хочется ещё раз резюмировать, что начинается всё с восприятия человеком истины, которое рождает в нём покаяние, которое производит/рождает его воЦерковление (спасение), которое позволяет ему (т. е. с пользой для себя) принять участие в Таинстве Крещения, которое производит/рождает его воцерковление (возможность участвовать в богослужениях, Таинствах и пр.), которое стимулирует его дальнейшее воЦерковление и производит в итоге (по исходу его души из тела) Спасение человека...

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официально сайта и соответствующие же лекции протоиер. Д. Климова…
  Ссылки прилагаются:
  www.aosipov.ru
  https://vk.com/search?c[section]=audio&c[q]=%CF%F0%EE%F2.%C4.









 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

 

Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (13 Авг 15)
Просмотров: 1239

Поиск