"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Ропотливость (Сетование/Недовольство)


     – огорчение Христа стремлением к неудовлетворённости обстоятельствами, не соответствующими собственной воле...






 
 
  "3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
  4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
  5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё.
  (Мк. 14)"
  "14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
  15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
  16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
  17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
  18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
  19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
  (Евр. 3)"
  "10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
  (1 Кор. 10)"
  "9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
  (Иак. 5)"
  "14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих –
  15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
  16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
  (Иуд. 1)"
  "41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
  42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшёл с небес?
  43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
  69 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
  61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

  (Ин. 6)
  "8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
  9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
  10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
  11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
  12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
  13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
  14 возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
  15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
  16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
  (Мф. 20)"
  "10 потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. 
  11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром
  (Прем. 1)
  "24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
  25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
  26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
  (Пс. 105)"
  "3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 
  (Прит. 19)"
  "10 Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. 
  (Екк. 7)"
  "14 Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!
  15 Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его.
  16 И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание
  17 за то, что он не убил меня в самой утробе – так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным.
  18 Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?
  (Иер. 20)"
  "2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 
  (Ав. 1)"
  "30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?
  31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
  32 Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию.
  (Лк. 5)"
  "1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
  2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
  (Лк. 15)"
  "9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. 
  (1 Петр. 4)"
  "14 Всё делайте без ропота ... 
  (Филип. 2)"
  "13 И сказал Каин Господу Богу: наказание моё больше, нежели снести можно;
  14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня.
  (Быт. 4)"
  "22 И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, и для чего послал меня?
  23 ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего.
  (Исх. 5)"
  "10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
  11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
  12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
  (Исх. 14)" 
  "23 Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра.
  24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
  (Исх. 15)"
  "2 И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
  3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
  (Исх. 16)"



 



 
 
  "Ропот ... развивается у нас на почве неблагодарного сердца, равно как спокойствие духа, отрада, благожелательство, смирение, кротость, милосердие бывают у того, кто умеет благодарить Бога и людей. (Еп. Арсений (Жадановский))"
  "Кто познал любовь Божию, тот любит весь мир и никогда не ропщет на свою судьбу, ибо временная скорбь ради Бога доставляет вечную радость. Если постигнет тебя какая неудача, то думай: «Господь видит сердце мое, и если Ему угодно, то будет хорошо и мне и другим», и так душа твоя всегда будет в мире. А если кто будет роптать: это не так, а это нехорошо, то никогда не будет мира в душе, хотя бы он и пост держал и много молился. (Прп. Силуан Афонский)"
  «Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет его без вразумления» (Прп. Исаак Сирин).
  «Ребёнок плачет, когда мать его моет, а маловерный ропщет на Бога, когда оказывается в беде, которая очищает душу, как вода — лицо» (Прп. Симеон Дайбабский). 
  "Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя , водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя хотя в и последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ждать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь - блговоление Мое. Ибо " вечером водворится плач, а на утро радость. (Митр. Мануил (Лемешевский))"
  "Нелюбовь твердит: "Господи, Господи, за что Ты меня наказываешь?"
А любовь: "Господи, Господи, за что Ты меня милуешь!" (Свт. Иоанн Шанхайский)"
  "Тот, кто жалуется на людей, окружающих его, страдает по собственной вине, потому что он не понял: те, кто находятся рядом с ним - это именно то, что ему нужно. (Архим. Емилиан (Вафидис))" 
  "Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. 
Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. 
Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений. (Прп. Иосиф Исихаст)"
 
 "Если кто укорит тебя в каком-нибудь грехе, к которому ты не причастен, смири себя перед укорившем и наследуешь венец. (Прписп. Андроник (Лукаш))"
  "Немощи подвигают нас к добру, когда мы терпим их безропотно и просим Бога простить наши грехи и славить имя Его. (Прп. Порфирий Афонский)"
  "Сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остается только без ропота терпеть и сознавать, что заслуживаем гораздо худшего. Тогда внешние скорби и болезни вменяются такому в его личный подвиг. О таком способе спасения в последние времена давно предсказано Св. Отцами. Слава Богу за все. Тверди постоянно: "Господи, да будет воля Твоя святая, Господи, делай со мною что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня. 
Нет легкого пути! Мысль, что при других обстоятельствах внешних будет легко - ложная мысль, от лукавого. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "После полученной радости духовной и теплоты сердечной надо быть готовым к какому-нибудь вражескому искушению... Важно для человека сохранять спокойствие духа, не поддаваться раздражительности и гневливости. А если раздражились, то очень важно удержать язык в эту минуту или уйти. Иисусовой молитвой или молитвой «Богородице Дево, радуйся» убивайте свою раздражительность и гнев.
  Почитайте в эту минуту Евангелие, если есть возможность. Хоть и ничего не понимаете в эту минуту, а все равно читайте, потому что через зрение лучи благодати пройдут в душу... Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь. А если и опять раздражитесь и вспылите, не надо смущаться неудачами, непокорностью сердца. Старайтесь постепенно искоренять свою вспыльчивость и Господа просите о помощи. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
   "Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: "Христос Воскресе. Христос Воскресе. Христос Воскресе". Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя. (Мон. Михаил (Питкевич))"
  "Злое сердце ничем не бывает довольным. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле. (Авва Исаия)"
  "Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе. (Св. прав. Алексий Мечёв)" 
  "Уста, в скорби не произносящие ропота - равны устам святых мучеников. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Однажды Федор Михайлович Достоевский после каторги сказал: «Я только на каторге познал себя и Бога. И я теперь уверен, что сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет». Шестьдесят лет – хороший возраст, но об этом узнаешь только в семьдесят. Всё в сравнении.
  Поэтому никогда не надо говорить, что жизнь, условия жизни нехороши, потому что когда мы на самом деле доноемся до того, что попадем в другие условия, тогда свои условия будем вспоминать с благодарностью, что мы жили в такой обстановке, с такими людьми, в таких обстоятельствах жизни. Кто-то из святых сказал: благословляй свою жизнь, и она будет благословлена; проклинай свою жизнь, и она будет проклята. Все внутри нас. Поэтому, самое главное – внутренний стержень, наше отношение к жизни. (Архим. Мелхиседек (Артюхин))"





 
 
Молитвы святых отцов – Прп. Серафим Вырицкий "От Меня это было"  (17:01)
 
 



 



"В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет. Как жить? Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение. Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное», и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди.»
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 


 

"Веруешь ли ,что лично к тебе относятся слова Господа: "Возьми крест свой!" Если веруешь, то возьми. Вот возложил его на тебя Господь в настоящем прискорбном случае. Не говори ;"Слишком тяжело"; Бог лучше тебя знает меру сил твоих . 
(Прп. Никодим Святогорец)" 


 

  "Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу. Господь каждого из нас ставит на такое место, где мы можем, если захотим, принести Богу плоды добрых дел и спасти себя и других. 
  Крепко наблюдай за про­явлениями гордости: она проявляется незаметно, осо­бенно в огорчении и раздра­жительности на других из-за самых неважных причин. Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”.
  Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Гос­подь даде, Господь отъят, бу­ди имя Господне благословенно. Вы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемую собствен­ность, но это крайне неспра­ведливо, потому что ваше те­ло — Божие здание.
  Человек, начавший строить великое и многосложное здание под руководством мудрого и опытного архитектора, который один может дать нужную прочность и правильность этому зданию, ужели будет столько безумен, что оставит архитектора при самом начале или в средине дела и будет сам распоряжаться работами и их направлением, не зная в этом сам толку? Но таково именно здание спасения души нашей.
  Итак, будь предан всю жизнь великому Архитектору, чтобы тебе не погубить своих трудов и чтобы твое здание не повалилось и не задавило тебя своею тяжестию. Ты сам невежда, слеп в этом деле. Дай распорядиться твоею жизнию Господу и не ропщи на Его распоряжения, если тебе кажется, что Он не так возводит твоё здание, как бы тебе хотелось. Он прекрасно знает, где нужно подложить извести и где положить какой камень — где большой и тяжелый, а где малый, лёгкий, где налить больше извести и где меньше.
  Имей столько веры и упования на Бога, чтобы тебя не возмущали никакие неприятности. Допуская в сердце разные неудовольствия, ты обнаруживаешь в себе скудость веры и упования. Помни, что любовь — «вся терпит, вся покрывает». Дай Господу Богу свободно и премудро распоряжаться в Его царстве. Не вмешивайся в дело Его мироправления. 
  Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело; если внешний человек цветет, то внутренний тлеет. Вот как противоположны в нас ветхий человек, греховный, плотский, и человек новый благодатью Христовою; потому-то Апостол и сказал: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. И это мы часто сами испытываем.
  Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских; они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Как роптать на то, что приносит пользу его бессмертной душе, хотя и средствами очень противными для его плотского человека! - Болезни, пожары, похищения, бедность, несчастия, войны, голод - часто благодеяния душе. 
  Гордец! Ты признаешь себя мудрее Бога, когда ропщешь на Него, зачем Он поступает с тобою так, а не иначе, зачем Он не помогает тебе, когда ты Его просишь о помощи. О слепец! Доколе ты будешь так слеп, что не покоришься Богу совершенно во всех обстоятельствах твоей жизни? Доколе будешь признавать себя правым, тогда как ты весь во грехах и беззакониях?
  Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Вы привыкли смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо; помните, что ваше тело Божие здание.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 

 
"Говоришь: "Да у меня всё горести, бедность, болезни, напасти"... Не смотри на настоящее, а на то, что приготовлено тебе в будущем и попекись сделать себя достойным вечных утешений. Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего. Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом.
(Свт. Феофан Затворник)"






  "Невозрождённый человек живёт жизнью мира сего, поэтому его пугает всякая скорбь, несчастье, болезнь. Скорби же смиряют человека, его гордое возношение ума, которое в большинстве случаев и есть причина внешних злоключений. Не хотим скорбей - надо смиряться духом (смирившихся Бог не уничижит); не смиряемся, ведём греховную жизнь, и вот, жезл Божий исправляет нас. Но исправляет не всех, для некоторых это Божие вмешательство служит причиной ещё большего падения - ропота на судьбу, на обстоятельства, на людей, - на всех, только не на самого себя.

  Бог живёт в вечности, поэтому и Промысл Его охватывает вечность. Невозрождённый человек живёт жизнью мира сего, поэтому его пугает всякая скорбь, несчастье, болезнь. Скорби же смиряют человека, его гордое возношение ума, которое в большинстве случаев и есть причина внешних злоключений. Не хотим скорбей - надо смиряться духом (смирившихся Бог не уничижит); не смиряемся, ведём греховную жизнь, и вот, жезл Божий исправляет нас. Но исправляет не всех, для некоторых это Божие вмешательство служит причиной ещё большего падения - ропота на судьбу, на обстоятельства, на людей, - на всех, только не на самого себя. 
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"






  "Чтоб последовать Христу, возмём крест свой. Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых промыслом Божиим. Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Последовать Христу может только взявший крест свой: покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания. 
Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, даёт нам силу исполнять заповедание его. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его, немедленно усматривает необходимость его. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости: оно воззывает погибших к спасению, убитых — к жизни, погребенных во аде — на небо.
  Человекам, во время земной жизни их, даются различные положения непостижимою Судьбою: одни пользуются богатством, славою, могуществом, здравием; другие бедны, так незначительны в обществе человеческом, что всякий может обидеть их; иные проводят жизнь в горестях, переходя от одной скорби к другой, томясь в болезнях, в изгнаниях, в уничижении. Все эти положения — не случайные: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтоб каждый человек в положении, в которое он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение. Несущие бремя скорбей должны нести его со смирением, с покорностью Богу, ведая, что оно возложено на них Богом.
  Если они грешны, то скорби служат воздаянием во времени за грехи их. За сознание своей греховности, за благодушное терпение скорби они избавляются воздаяния в вечности. Если они невинны, то посланная или попущенная скорбь, как постигшая их по мановению Божию, с всеблагою божественною целью, приготовляет им особенные блаженство и славу в вечности. Ропот на посланную скорбь - суть ропот на Бога, пославшего эту скорбь. Ропот уничтожает божественную цель скорби и лишает спасения, подвергает вечной муке.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 


"Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
(Прп. Иосиф Оптинский)"




 
  "Милость Божия да укрепит ваши добрые желания к исполнению Христовых заповедей. Не следует скорбеть, когда видим проявление наших немощей, иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии. В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души — как хорошие, так и плохие. Естественно, каждый стремится, конечно, к хорошему, но не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время.
  Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути. Это — весьма полезное дело. Роптать, конечно, не следует, но если уж пороптал, то покайся и не скорби. Ангелам свойственно никогда не падать и никогда не каяться, а человеку свойственно падать и вставать, т. е. согрешать и каяться. Помоги Вам Господи проходить этот путь со смирением и молитвою.
(Схиархим. Серафим (Романцов))"

 



"Не удивительно, что трудно быть христианином, почти невозможно. Никто сознательно не изберет жизнь, в которой чем праведнее живешь, тем быстрее умрешь, потому-то мы вечно ропщем, стараемся облегчить себе жизнь, пойти на компромисс со своей христианской верой, хотим и в мире сем преуспеть, и жизнь вечную стяжать. Но выбор сделать придется: либо счастье мирское, либо — вечное. Дай же нам, Господи, силы идти путем Креста – иного для христианина нет.
(Иеросхимон. Серафим (Роуз))"

 



  "И наверное, каждый из вас, кто искренно каялся, понял, что он "пуст и наг" добродетелей духовных. Казалось бы, можно прийти в отчаяние: что же нам, грешникам великим, делать? Мы же ни на что не способны, Господи! У нас нет ни смирения, ни кротости, ни чистоты сердечной, ни любви, ни даже плача о грехах!
  А в ответ на такой полный отчаяния вопрос один из подвижников благочестия отвечает: "Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания". О пользе для нас страданий говорить можно очень много. А так как сейчас Таинство Исповеди, то есть проверка нашей совести – духовная лечебница и баня, смывающая скверну нашего сердца, – то нам надо чистосердечно признаться перед Господом, что мы не умеем терпеливо, по-христиански нести обиды, неприятности, несправедливости. Мы все – величайшие ропотники!
  Кто из нас принимает скорби с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а в обидчике видит своего друга и целителя? Прости нас, Господи, мы крайне малодушны! Мы непомерно сетуем, даже до расстройства здоровья, мы оскорбляемся на обидчиков, мы ожесточаемся сердцем и становимся сами нетерпеливы по отношению к людям, потому что жадно кидаемся на жизнь, на счастье, суетное, пустое, кратковременное, как сон. Ставим его выше всего, выше Церкви, Бога, любви ко Христу, и обрушивающееся несчастье застает нас врасплох, озлобляет и огрубляет нас! Мы проливаем слезы, пот и кровь – здоровье теряем, но, увы, Господи! Пот проливается с внутренним противлением, злобой, проклятьем. Слезы – от обиды, злобы, досады, невозможности отмщения. Кровь (болезнь) – без веры, и потому ничего доброго душа наша не приобретает.
  Молю вас и прошу: не сетуйте на жизнь. Благодарите Бога и не приступайте к жизни с земными, да еще и с современными мерками. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. 
 
  
Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 

  
 
"Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо.
(Прп. Антоний Великий)"





"Ропотник, когда дают ему послушание - противоречит, к делу негоден. В таком человеке нет даже и доброго расположения, потому что он ленив, а лень неразлучна с ропотом. Ропотник ленив, он умеет наушничать, знает, как сплести речь. Он изворотлив и многоизобретателен, и никто не превзойдет его в многословии, он всегда клевещет одному на другого. Ропотник в делах благотворительных угрюм, к приему странных не способен, а в любви лицемерен, в ненависти мужествен (упрям - от авт.).
(Прп. Ефрем Сирин)"




  
"Не сетуй на тяжесть креста твоего, в день скорби поведай печаль свою Господу, и Он утешит тебя.
(Прп. Серафим Вырицкий)"







  "Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает Божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, их не чувствует. Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всё у него через пень-колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами. 
  Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то делаю это по собственной воле и как следствие почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников. 
  
 Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки.  
  То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением... Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, — однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему — пока тот не смирится. (Потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он — раб гордости, которая вводит во все остальные страсти). Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей.
  
Однако Бог не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, — если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью — смирение, тогда Бог всё даст нам даром. Бог одного хочет от нас — смирения, ничего больше. Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам.
  Есть в мире великое зло, не замечаемое нами: это не понимание путей промысла Божия и в результате этого — ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам. Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас - смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать. Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает. 
  Когда мы жалуемся на своих ближних, то тем самым ропщем на Бога. 
(Прп. Паисий Святогорец)"







  








  Ропотливость (сетование/недовольство) близка к раздражительности/негодованию (к слабо выраженной, неясно проявляемой, начаточной гневливости) - поэтому она (так же как и гневливость) противостоит кротости… 
  Ропот является проявлением нераздельных нетерпения, нерадения, глупости и неблагодарности, являющихся следствием своеволия и неотделимых же от него гордости, злолюбия и сластолюбия… 
  Ропотливость (спутница печали) вредна тем, что она усиливает свои же собственные причины/источники - и своеволие, и сластолюбие, и гордость, и злолюбие (и, естественно - рождающую их всех ненависть)… 
  По причинно-следственной взаимосвязанности и антагонизму пороков/добродетелей, ясно, что ропот свидетельствует не просто/только о нетерпеливости человека, но и о недостаточности его смирения/послушания/мученичества/добролюбия и кротости, которым он и противостоит… 
  Непосредственная же опасность ропотливости заключается в том, что она незаметно стимулирует/развивает гневливость...
  Ропот может также свидетельствовать о маловерии, об атеизме человека или о его невежестве/заблуждениях - о полном или частичном незнании/отрицании того, что всё внешние и внутренние обстоятельства преподаются человеку любящим его Христом для его же собственного спасения... 
  Ибо ВСЕ обстоятельства земной жизни - суть милость Божия по отношению к человеку, т. е. являются непосредственным или и опосредованным (через людей, бесов, ангелов и пр. предметы) проявлением любви Христовой… 
  ВСЕ обстоятельства в жизни человека - суть талант, который ему надо "пускать в оборот" - их надо благоразумно, с благодарностью ко Господу использовать для исполнения заповедей Христовых, а не роптать…
  Ропот на обстоятельства – есть либо невежественное (неосознанное), либо своевольное (осознанное) недовольство человека на человеколюбивого же Христа – Подателя этих обстоятельств:

  "13 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
  14 А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» 
  (Ис. 49)"
  "17 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? 
  (Ис. 63)"
  "9 Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.
  10 Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен.
  11 Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены.
  12 После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?
  (Ис. 64)"
  "10 И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души? 
  (Иер. 4)"
  "1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?
  2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их.
  3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения.
  4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: «Он не увидит, что с нами будет».
  (Иер. 12)"
  "8 Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты – как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать?
  9 Для чего Ты – как человек изумлённый, как сильный, не имеющий силы спасти?
  19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждём мира, и ничего доброго нет; ждём времени исцеления, и вот ужасы. 

  (Иер. 14)"
  "17 Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования (ропота - от авт.).
  18 За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?
  (Иер. 15)"
  "5 Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их.
  6 Доколе будешь посекать, о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся.
  (Иер. 47)"
  "20 «Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими? чтобы убиваемы были в святилище Господнем священник и пророк?
  21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады.
  22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и выращены, враг мой истребил».
  (Прит. 2)"
  "1
 Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его.
  2 Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет.
  3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою;
  4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;
  5 огородил меня и обложил горечью и тяготою;
  6 посадил меня в темное место, как давно умерших;
  7 окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои,
  8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою;
  9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.
  10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте;
  11 извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто;
  12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел;
  13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего.
  14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.
  15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
  16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.
  17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,
  18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.
  19 Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи.
  20 Твёрдо помнит это душа моя и падает во мне.
  (Прит. 3)"
  "1 Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше.
  2 Наследие наше перешло к чужим, домы наши – к иноплеменным;
  3 мы сделались сиротами, без отца; матери наши – как вдовы.
  4 Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.
  5 Нас погоняют в шею, мы работаем, и не имеем отдыха.
  6 Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
  7 Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их.
  8 Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их.
  9 С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе.
  10 Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода.
  11 Жен бесчестят на Сионе, девиц – в городах Иудейских.
  12 Князья повешены руками их, лица старцев не уважены.
  13 Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров.
  14 Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют.
  15 Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование.
  16 Упал венец с головы нашей;
  20 Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время?
  (Прит. 5)"

  Ропотливость в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах, в то или иное время может проявляться в любом человеке (особенно при уменьшении благодатного воздействия Божия на человека)...
  Ярким примером тому является ропот Иова многострадального (замечательного ветхозаветного святого Божия) во время неимоверных искушений (скорбей), попущенных ему Господом от сатаны...
  Св. отцы особо отмечали вредность ропота на Бога, напр.:


"Ропот на Бога есть следствие недоверия Богу (подозрительности - от авт.), могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству.
(Свт. Филарет Московский)" 




 
 
  Врачуется ропот покаянием в нём, посильным трезвением (рассуждением о промыслительности/полезности всех обстоятельств) и жизнью по всем остальным заповедям Христовым, смиряющей человека и увеличивающей его в доверии/страхе (как проявлении любви) к Богу:

  "23 Страх Господень ведёт к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло (напр., ропот - от авт.) не постигнет его. 
  (Прит. 19)"

"... если ... не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном. Если же хоть и пороптали на кого, то надо ещё более смириться и сказать: “Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь спасти меня." ... до глубины души поняв своё бессилие и нищету духовную, обратимся ко Господу - к Единственному Спасителю нашему, и из сердца сокрушенного и смиренного скажем Ему: “Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти” – и получим ответ от распявшегося за нас Господа: “Хочу, очистись”. Ответ этот ясно услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной жизни - как и благоразумный разбойник без ропота в ужасных муках висел на кресте ещё до вечера.
(Игум. Никон (Воробьёв))."




 
 

  Замечательным материалом на данную тему материалу являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Паисия Святогорца, Ольги Рожневой, Михая Кристи с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов  Азбука веры, Мир вам, Фома и Православие и мир...

 




 


 
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
  

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1594

Поиск