"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Стыдливость неправильная (Ханжество)
 
  – огорчение Христа стремлением к ложной/неправильной/злой/человеческой стыдливости… 
  
 


 
 
 
 
  "8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
  9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
  10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
  11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
  12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
  15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
  16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
  17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл.
  18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
  (2 Тим. 1)"
  "23 Наблюдай время и храни себя от зла -
  24 и не постыдишься за душу твою:
  25 есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать.
  6 Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему
  27 Не удерживай слова, когда оно может помочь:
  28 ибо в слове познается мудрость и в речи языка - знание. 
  29 Не противоречь истине и стыдись твоего невежества.
  30 Не стыдись исповедывать грехи твои и не удерживай течения реки.
  19 Итак, стыдитесь того, о чем я скажу,
  20 ибо не всякую стыдливость хорошо соблюдать и не всё всеми одобряется по истине.
  21 Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином - лжи;
  22 пред судьёю и князем - преступления, пред собранием и народом - беззакония; 
  23 пред товарищем и другом - неправды, пред соседями - кражи: 
  24 стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче; 
  25 стыдись молчания пред приветствующими, смотрения на распутную женщину, отвращения лица от родственника, 
  26 отнятия доли и дара, помысла на замужнюю женщину, ухаживания за своею служанкою, 
  27 и не подходи к постели её; 
  28 пред друзьями стыдись слов укорительных, - и после того, как ты дал, не попрекай, - 
  29 повторения слухов и разглашения слов тайных. И будешь истинно стыдлив и приобретешь благорасположение всякого человека. 
 1 Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: 
  2 не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому, 
  3 спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям, 
  4 точности в весах и мерах, - много ли, мало ли приобретаешь, - 
  5 беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и - окровавить ребро худому рабу. 
  8 Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека. 
  
24 Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. 
  (Сир. 4:23-30; 41:19-29; 42:1-5, 8; 24:24)"
  "2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои,
  3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
  20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. 

  (Пс. 24)"
  "17 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; 
  18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. 
  (Пс. 30)"
  "6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся
  (Пс. 33)"
  "18
 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
  19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
  (Пс. 36)" 
  "7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, 
  (Пс. 68)"
  "31 Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня. 

  46 буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;
  (Пс. 118)"
  "17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
  18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его.
  (Пс. 131)"
  "22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 
  (Ис. 29)"
  "1 Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:
  2 не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
  3 Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием;
  4 потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.
  5 Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам.
  (Ис. 30)"
  "11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 
  (Ис. 41)"
  "17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги». 
  (Ис. 42)"
  "9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
  10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
  11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
  (Ис. 44)"
  "16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
  17 Израиль же будет спасён спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
  24 Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. 

  (Ис. 45)"
  "1 Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.
  2 Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки:
  3 откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого.
  4 Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев.
  5 Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожою царств.
  (Ис. 47)"
  "6 Я (пророчество о страстях Христовых - от авт.) предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
  7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
  (Ис. 50)"
  "4 Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
  5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он.
  (Ис. 54)"
  "13 Посему так говорит Господь Бог: вот, ...
  14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде;
  (Ис. 65)"
  "25 Мы лежим в стыде своём, и срам наш покрывает нас...
  (Иер. 3)"
  "18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.
  19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?

  (Иер. 7)"
  "24 Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного.
  (Иер. 46)"
  "40 Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя. 
  (Дан. 3)"
  "10 Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей,
  11 потому что стыдились объявить о вожделении своём, что хотели совокупиться с нею.
  (Дан. 13)"
  "10 Как виноград в пустыне, Я нашёл Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время её, увидел Я отцов ваших, – но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили. 
  (Ос. 9)"
  " И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога. 
  (Мих. 3)"
  "10 И увидит это неприятельница моя и стыд покроет её, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» Насмотрятся на неё глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах. 
  (Мих. 7)"
  "
8 Своими угощениями он будет пристыжать тебя, доколе, два или три раза ограбив тебя, не насмеётся наконец над тобою.
  (Сир. 13)"
  "38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 
  (Мк. 8)"
  "6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится
  (1 Петр. 2)"
  "28 Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. 
  (1 Ин. 2)"
  "16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. 
  (Рим. 1)"
  "33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
  (Рим. 9)"
  "14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 
  (1 Кор. 4)"
  "11 Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
  12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
  (Евр. 2)"
  "16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
  (Евр. 11)"
  "15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
  16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
  (1 Петр. 4)"
  "Не усрамися, ниже убойся, да не скрыеши что от меня ... да не исцелен не отыдеши. (Из молитвы священника перед Таинством Исповеди)"  





 

 
  Записки православного монаха:
  "Есть люди от природы крайне стеснительные, таковым обычно трудно исповедоваться. Как, к примеру, в Житии св. Василия Великого повествуется о таковой жене, которая подала ему хартию с грехами и умоляла не распечатывать её. И свт. Василий сумел понять её душу и молился о ней, как она просила. А есть и такие, которые просто хотят сокрыть свой грех - они о нём и не плачут подобно той жене, но ищут не избавления от греха, а избавления от наказания за него. И если первым нужен духовник мягкий и милосердный, то вторым полезнее строгий врач с прижиганиями. А есть и такие люди, которые от природы своей как бы и не понимают, что такое стыдливость. 
  Знал я одного бывшего разбойника, который впал в грехи мыслимые и немыслимые, но который со спокойным лицом уверял меня, что может свои грехи исповедать хоть по телевизору. И это не одного такого мне приходилось встретить, но даже таких, которые в присутствии других называли такие свои грехи, которые не каждый и родному брату скажет. Всё это говорит о разности душ, и что к каждой душе нужен свой подход и рассуждение."
 

  Пастырское слово:
  "Все мы грешны. Нет человека без греха. Грехи губят нашу душу. Многие смущаются, стесняются исповедаться в храме перед священником, что есть заблуждение. Это враг человечества(дьявол) наводит на нас смущение, тем самим хочет увести от покаяния, от очищения души от грехов. А без покаяния нет и спасения.
  Покаяние есть первейшее дело ХРИСТИАНИНА. Всякий христианин позван от Христа Господа на покаяние. Христос того ради на землю пришел, чтобы грешников призвать к покаянию.
  Чтобы войти в царство небесное, необходимо покаяние. Кто хочет от Бога просветиться, пусть приступает к Нему с покаянием. Следовать за Христом — быть в истинном покаянии. Покаяние — единственная надежда на спасение для грешников. 
  Покаяние для христианина — это как воскресение.
 Отсутствие покаяния — духовная смерть.
  Грешник, когда к Богу всем сердцем обратится, и с пути нечестивых сойдет и начнет в покаянии истинном жить, то милости Божия надеется и ожидает спасения души.
  Покаяние и плач за грехи здесь на земле не посрамит(не опозорит) на СТРАШНОМ СУДЕ. Напротив того, кто убоится грехов и покается, тот возрадуется на СТРАШНОМ СУДЕ, ибо спасется.
  Метанойя (покаяние) с греческого означает перемена ума, перемена образа мыслей.
  Ум покаявшегося думает по-другому. Как прежде покаяния ум занят в земном, временном и суетном, думает о грешном, так после покаяние начинает преображаться, к Богу, единому вечному и небесному стремится. У такого человека все иное, как внутреннее, так и внешнее действие: все же творит для Бога, стремится к Богу угодной жизни...
  Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, помышлением, должно сказать на исповеди отцу духовному(священнику).
  Не стыдитесь каяться, стыдитесь грешить!"
  "Чрез исповедь пред священником мы как бы извергаем из себя яд греховный, которым нас ужалил змей. Напротив, нераскаянный грех остается неразрешенным и гнездится в душе нашей к большему ее растлению. Как рак разъедает все члены, если опухоль в самом начале не удалить, так разъедает душу и грех нераскаянный. Стыдиться исповедовать свои грехи пред священником не надо, потому что и священник немощный человек и также имеет слабости. (Архим. Кирилл (Павлов))"
  "Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда. (Прп. Иларион Оптинский)"
  "Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей - усталой, робкой и печальной средь городских его друзей. (Иван Бунин, из стихотворения "Родине.")"

  

 



"Наше покаяние выражается в исповедании грехов, в откровении помыслов. Не стыдись объявлять свои грехи, потому что придёт время, когда все они откроются. Или мы сами откроем их перед одним человеком, духовником, или в День оный их откроет Бог перед всеми Ангелами и людьми. Если же мы сами первые осудим себя в покаянии, то грехи наши изгладятся и мы получим прощение.
(Архим. Ефрем, Филофейский)"

 



"Не стыдитесь признать себя верующим человеком, укрепляйтесь в вере. Раньше в катакомбах молились христиане и не отрекались от Христа, а мы теперь открыто молимся. Бог не любит трусливых!
(Схиигум. Савва (Остапенко))"
 

 
 
  "Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена Исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Когда согрешишь, не жди обвинения от другого, но прежде нежели обличен и оговорен, сам себя обвини в сделанном; приступи к исповеди и не стыдись. Когда делал постыдное для себя, ты не стыдился; ужели же устыдишься теперь слов, оправдывающих тебя? Говори здесь, чтобы и против воли не сказать там.
  Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы через исповедь пришли в сознание своих грехопадений. Не чего-либо тяжёлого и трудного требует от нас Бог, но крушения сердца, умиления помыслов, признания в грехопадении, неутомимого и усильного припадания к Богу, наконец, того, чтобы тщательно остерегались сего в последующее время. Итак, во сколько крат лучше плакать и сетовать здесь в продолжение этой краткой и временной жизни, нежели, придаваясь здесь смеху, идти туда на мучения, продолжающиеся в век века?
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 


"Без страха и стыда с дерзновением должно исповедовать Господа нашего Исуса Христа и Его учение.
(Свт. Василий Великий)"
 
 
 
  "А у иных, если можно так сказать, есть десять унций благодати, и мысленно делают из них сто, чем и хвалятся. И иные не редко имея у себя пять унций греха, делают из них полунции. Сие же бывает с ними, или по неведению, - потому что, обманываясь в рассуждении самой благодати, не знают дела, или по тщеславию, когда стыдятся сказать, что действует в них зло; потому что провозглашают уже себя совершенными. Человек должен и делать и говорить правду, исповедывать в себе и дары благодати и действие греха. Лжет, кто говорит, что имеет чистое сердце.
  На деле бывает не так, чтобы вдруг, едва благодать посетила, человек стал уже чист. Предается он врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе; потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму. А христианин, имея пять унций греха, должен говорить: "имею двадцать и переполнен худым". И имея в себе, например, двадцать унций добра, должен говорить: "у меня только полунции". Но если из тщеславия стыдится сказать это: то пусть говорит правду, исповедует действенность благодати; но пусть исповедует с другой стороны и грех.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

 
 
"Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, - сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит тайны сердца твоего. Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и брань твоя облегчится. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые.
(Авва Исаия)"



 
  "Со смирением и со слезами проси отца своего, чтобы он наставил тебя в том, чего ты не знаешь; не стыдись унижаться перед ним. Священное Писание говорит, что есть бо стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать. Бесстыдного человека все ненавидят и презирают, но стыдливый человек стыдливостью своей возвышается к большей славе. Стыд, рождающийся после сделанного греха, есть истинный, полезный стыд, но тот стыд, из которого рождается грех, препятствует исполнению заповедей Божиих. Дети мои, удаляйтесь неправосудия, не угнетайте слабых и не сообщайтесь с притеснителем невинных. Убегайте человека, любящего принимать подарки или отдавать деньги свои в рост. 
  Не прельщайтесь серебром. Оно причиняет много зла пристрастившимся к нему. Опасайтесь, чтобы предосудительный стыд не принудил вас принимать участие в порочных делах других. Не стыдитесь оказывать вспоможение престарелым вдовам и принимайте к себе бедных, которые не имеют помощников. Но удаляйтесь вдов, которые не имеют скромности и стыдливости, и не принимайте к себе буйных и своевольных сирот. Не входите в распри с другими, но убегайте всяких раздоров.
  Не говорите с бесстыдной или с бесславной женщиной. Удаляйтесь и такой женщины, которая не имеет надлежащего почтения к своему мужу. Но никогда не стыдитесь делать всё то, что сообразно с волею Божиею, в чём состоит истинная добродетель. Смело произносите словá Божественной мудрости и говорите о учении Господа. Не стыдитесь открывать священнику все грехи свои. Не бойтесь человека богатого и сильного, но преданного порокам и нечестию. Опасайтесь, чтобы, под предлогом стыда, не сделать какого–нибудь греха и после не подвергнуться наказанию. Бог да даст вам мудрость, чтобы каждый из вас мог говорить Ему: мене за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

 
  "Не стыдись, христианин, Креста, этого величайшего блага. Когда с нами Крест - нам уже демоны не страшны... Обними, человек, спасительное знамя наших душ - Животворящий Крест Господень. Крест изгнал заблуждение, Крест ввёл истину во Вселенную. Будем носить у себя крест на шее, яко венок. Стыдись грешить, но не стыдись каяться. Сатана извратил нравственный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
  Тот, кто стыдится открыть человеку (священнику на Исповеди - от авт.) свои грехи, но не стыдится грешить пред очами Божиими, а затем не желает ни сознаться в своих грехах, ни покаяться, тот будет посрамлён в день Страшного Суда не пред одним или двумя, но - пред всей вселенной.

(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

 
"Если ты исповедаешь все грехи и скроешь из-за стыда только один грех,знай,что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными,но ты прибавляешь себе и еще один грех - святотатство.
(Прп. Никодим Святогорец)"





  "Христианство вполне удовлетворяет и нашему стремлению к первенству, но как? Совсем противным тому способом, какой употребляется в мире. Хочешь быть первым? Будь всем раб, то есть будь перед всеми последний, и это столько же существенно, сколько сушественно настраивать жизнь свою и свой нрав по примеру Господа Христа. Господь говорит: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". Господь служит, даже ноги учеников умывает: нечего, стало быть, стыдиться послужить кому-либо. Как и чем можешь, служи; случаи на каждом шагу: голодного накорми, нагого одень, странного в дом введи, больного посети и даже походи за ним и требующему всякой другой помощи не откажи. И не телу только, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи. И слово - могущественное средство помогать; в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему придает.
  Священника вам нечего бояться. Он не судья, а только свидетель и оправдатель... А что стыдно, то ведайте, что, чем стыднее будет, тем лучше.
  Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным. 
(Свт. Феофан Затворник)"





"Если вознерадим (поленимся) мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открыть их, впадем в ров отчаяния. 
(Прп. Григорий Синаит)"



  

"Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего.
(Прп. Иоанн Лествичник)"





"Сатана извратил нравственный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






"Духовника бояться нечего, и стыдиться его не должно. Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек не был.
(Прп. Никон Оптинский)"





  "«Не усрамися, ниже убойся» никакого лица во время молитвословий, всенародно совершаемых, — слыши слова Господа: «аще кто постыдится Мене и словес Моих...» и «Сын Человеческий постыдится» его...  Во мне действует порою ложный стыд, тщеславие, гордость, самолюбие. Поэтому гнев твой глуп и грешен: он — плод ложного стыда или тщеславия.
  Предотвращай малейшее рассеяние мысли во время Богослужения; особенно же позабудь и думать о неуместной робости или о ложном стыде, происходящих от духовной гордости. Предавайся службе всею душою и переживай своим умом и сердцем всё то, что содержится в молитвах, ектиниях или возгласах.
  Теперь знаю я, Господи, что моя слабость в вере, моя рассеянность и ложный стыд, от духовной гордыни происходящий, — виною того, что меня так удобно искушает диавол моими слабостями почти во время всякой службы. Итак, я должен непременно исправиться, чтобы диавол не приступил ко мне больше с этой стороны. 
  «Копати не могу, просити стыжуся». В том-то и беда, и важная потеря, что просить стыдишься, а просить надо. «Просите, и дастся вам»; ведь ты «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Копать не могу, а копать надобно, покопал бы в глубине души своей, и выкопал бы настоящий клад — бессмертную душу, погребённую страстями - ту душу, которая сотворена по образу и подобию Божию и которая совсем у тебя подавлена житейскими похотями и сластями.
  Многие невнимательны ко кресту и крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение ко кресту простирается до того, что не принимают в дом идущего с крестом во имя креста служителя Христова. Другие не хотят как должно изображать на своём грешном теле знамение креста или пренебрегают священническим благословением. Креста ли стыдишься, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно - и Сын Человеческий постыдится тебя, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





  "Господь, будучи Богом, сделался ради нас человеком, претерпел заушения, оплевания и Крест, и такими страданиями, какие Он претерпел, бесстрастный по Божеству, учит нас и говорит каждому из нас: «Если хочешь ты, человек, обрести Жизнь Вечную и быть вместе со Мною, смирись и ты для меня, как смирился Я для тебя, и, отложив гордое и диавольское свое мудрование, прими удары по лицу, оплевания и заушения и не постыдись претерпеть все это до смерти. Если же постыдишься ради Меня и Моих заповедей пострадать, как Я пострадал за тебя, то и Я сочту стыдом быть с тобой во Второе Пришествие Мое, когда приду со славою многою и скажу Ангелам Моим: этот постыдился смирения Моего и не захотел оставить славы человеческой, чтобы уподобиться Мне. Теперь же, когда он погубил тленную славу, а Я прославился безмерной славой Отца Моего, стыжусь и Я даже смотреть на него; изгоните его вон. Да возьмется нечестивый и да не видит славы Господней»...
  Вот что услышат те, которые по видимости исполняют заповеди Христовы, но ради стыда перед людьми не терпят поруганий, бесчестий, заушений и ран, когда следовало бы претерпеть их за заповеди Господни. Ужасайтесь и трепещите, люди, слыша это, и с радостью претерпевайте страдания, какие претерпел Христос для спасения нашего. Бог заушается от какого-нибудь раба, чтобы дать тебе пример победы, а ты не хочешь принять заушения от подобного тебе человека? Стыдишься, человек, подражать Богу? Как же тебе царствовать и прославляться вместе с Ним в Царствии Небесном, если не потерпишь того же? Если бы Господь захотел последовать твоему правилу и устыдился сделаться человеком ради тебя, тогда неизвестно, что было бы с родом человеческим.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 





"Если ты беден, то не должен стыдиться своей бедности, когда узнаешь, что Творец мира не устыдился беднейшего дома.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




 

"Даже если и впадёшь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и не стыдясь повергать себя мысленно пред Богом, говоря: «Господи, вот видишь, что я творю, помилуй мя, помоги мне освободиться от власти диавола». И плачь пред Господом внутри, как можно чаще взывай к Нему, чтобы Он помог тебе во всем, во всей жизни, ибо трудно среди мира сего исполнять заповеди. Почему и плакали древние отцы о людях нашего времени, что много будет погибающих от грехов.
(Игум. Никон (Воробьев))

 



"Сокрушение (плач - от авт.) происходит от (видения/ощущения - от авт.) грехопадения. Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством (преодолевая ханжество - от авт.) предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"





 

  "Однажды, - вспоминает митрополит Вениамин (Федченков), - приходит ко мне молодая женщина лет двадцати пяти. И просит меня исповедать её.
  - Ну хорошо, - ответил я. - Только сначала немного побеседуем перед исповедью.
  Через каких-нибудь 5-10 минут я предложил ей исповедоваться. Вдруг она заявила мне:
  - А исповедоваться у вас я не буду!
  - Почему?! - удивляюсь я.
  - Потому что я шла исповедоваться к незнакомому духовнику; а с вами поговорила 5 минут, и мне кажется, что я знакома с вами уже 20 лет, и мне стыдно будет исповедоваться.
  Я начал доказывать ей неправильность ее настроения, но - напрасно.
  - Нет, нет! - настаивала она. - Не буду исповедоваться! Понимая причину ее смятения, я решил помочь ей.
  - Ну хорошо! Вы не будете сами говорить о грехах. Вот станем на коленочки, и я буду говорить ваши грехи, вы же молчите. А если я скажу что неверно, тогда вы ответьте "нет!" Она легко согласилась. Конечно, я не прозорливец, а говорил об общих грехах. Она молчала сначала. Потом после какого-то вопроса ответила:
  - Нет! Этого не было.
  - Ну и слава Богу, - спокойно ответил я.
  Вдруг она добавила:
  - Нет, нет, подождите, подождите! Припомнила: и это было!
  - Ну вот и хорошо, что вспомнили. Исповедь кончилась.
(Митр. Вениамин (Федченков). "Записки епископа")"





"Никогда не забывайте, что Сын Божий до тридцати лет своей земной жизни был плотником, имел мозоли на руках и не стыдился потянуть руку и получить плату за плуги и ярма, которые, сказано во времена Иустина Философа, мученика, Он выделывал. Высокий интеллектуал апостол Павел не стыдился после дневной проповеди ночью изготавливать мешки, шатры и половики из козьей шерсти, как в то время было принято на Востоке. Работали и святой Василий Великий и Иоанн Богослов, и все другие святые. Потому-то мы и не должны стыдиться и бояться любой работы, т. к. стыдиться и бояться нужно только греха. Тогда действительно Верой своей и жизнью в вере мы осуществим смысл и цель нашего существования в этом мире - т. е. получим блаженство в нашем Небесном Отечестве.
(Патр. Сербский Павел)"

















  Причина ханжества - такая же, как и у лицемерия: гордость во всех её проявлениях (напр., тщеславие, осуждение), сластолюбие, злолюбие, своеволие и рождающая их всех ненависть... 
  Ханжество является обратной стороной дерзости...
  Чаще всего гордый и лицемерный человек показывает перед другими свою ложную стыдливость с целью возвыситься в глазах других людей ради славы человеческой, либо же, чтобы тем самым унизить их...
  Неосознанное ханжество может происходить как из заблуждений (мнимого/ложного знания), так и от невежества (незнания истины/неведения/неблагоразумия), взаимосвязанных между собою...
  Ханжеству (в той или иной степени) подвержены практически все люди (даже наш бесконечно любимый/дорогой проф. МДАиС Алексей Ильич Осипов напр., категорически избегает цитировать Священное Писание из тех Его мест, где говорится о блуде, прелюбодеянии и пр. низких/мерзких/гнусных грехах)...
  Как и любой др. порок, ханжество может быть осознанным и бессознательным, свободным или невольным... 
  Сознательное и свободное ханжество является следствием/проявлением лицемерия, его же и развивая/усиливая в ханже... 
  Ханжество является испорченной доброй/правильной стыдливостью (изначально предназначенной для сопротивления злу/греху), которая извратилась в результате грехопадения прародителей...

  Поскольку стыдливость добрая противостоит бесстыдству (отсутствию стыда доброго), то ясно, что и ханжество (как проявление/разновидность бесстыдства), тоже противостоит стыдению доброму (подобно тому, как благодарность противостоит неблагодарности - отсутствию благодарности, вера - неверию, страх - бесстрашию/смелости и пр.)...
  Так же как добрая стыдливость является проявлением совестливости доброй (истинно различающей/определяющей добро и зло), точно так же и ханжество может являться следствием бессовестности (ложно/мнимо чувствующей/видящей добро и зло) - отсутствия совестливости доброй:
  
  "5 А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему
  6 и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес.
  (Езд. 9)"

 
  Вредность стыдливости злой состоит в том, что она увеличивает свои собственные причины, например, гордость и её проявления - лживость, тщеславие, осуждение и пр. ...
  Нередко ханжество мешает человеку/христианину исповедывать свои грехи на Исповеди, препятствуя полноценному/церковному/благодатному покаянию (не говоря уж о том, чтобы признать ту или иную свою вину перед ближним, попросить прощения, исправиться, склоняя к самооправданию и лжи)...

  "Я, честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, всё равно всегда немного боюсь (стыжусь - от авт.) идти на Исповедь. Что-то всё время мешает. Наверное это не «что-то», а «кто-то» - тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после Исповеди он потеряет власть над нашей душой.
  Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех – и гадко становится на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь…Потерпишь немного, подождешь, – грех забывается. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным!
  Кажется: зачем каяться, зачем идти на исповедь?!  Это все священники придумали! Забыть и не беспокоиться! ПОСЛЕ КАЖДОГО СОВЕРШЕННОГО ГРЕХА МЕНЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ. ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ НЕОБРАТИМЫМИ, если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Человек привыкает ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаешь. После каждого нераскаянного греха ты все больше погружаешься во тьму, все больше теряешь свободу, но перестаешь это замечать.
  Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них. Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах.
  Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже люблю больше, чем тех, кому яко бы не в чем каяться. Потому что если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у меня возникает к нему чувство сострадания и любви.
  Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога.
  Батюшка посочувствует вам, поможет советом. Лучше, наверное побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи будут открыты перед всеми. Я честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, все равно всегда немого боюсь идти на исповедь. Что-то все время мешает. Наверное это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.
(Еп. Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов))"





 


  В заключение отметим, что как и любой др. порок, стыдливость злая имеет свою добрую/изначальную (неиспорченную грехопадением прародителей) причину/мать - стыдливость правильную (проявление целомудрия - в полном смысле этого понятия), которая предназначена для удержания человека от согрешения (от выбора зла вместо добра), вызывая в нём естественное чувство стыда/вины перед Богом, совестью и ближними:

"Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний, там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются с взорами, а потеря стыда — начало всех пороков.
(Свт. Григорий Богослов, еп. Назианский)"







 
  Врачуется ханжество покаянием в нём и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и развивающей в нём любовь...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, а также передача Н. С. Михалкова "Того ли мы стыдимся?" из цикла "Бесогон ТВ"...
  Ссылки прилагаются:
 
 




 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
     
 
     
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1261

Поиск