"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Нечистота сердечная
 
  – огорчение Христа стремлением к удовольствию от главных пороков...





 
 
 
"У христианина вся вся воля должна быть направлена на очищение сердца от страстей и развития в душе христианских добродетелей при помощи благодати Божией.
(Схиигум. Савва (Остапенко))

 
 
 
 
 
  "Когда говоришь доброе слово или делаешь доброе дело, даже мыслишь только, смотри, для добра ли самого ты мыслишь, говоришь или делаешь; само ли для себя сердце это делает, для своего блаженства, или оно смотрит к другим и ради приличия только делает добро, лицемерно, притворно. — «Сыне, даждь ми сердце твоё»
  Всего больше старайся, человек, об исправлении, о чистоте своего сердца: сердце — самое главное, душа в человеке. «Блажени чистии сердцем,» — говорит Спаситель, — «яко тии Бога узрят», — сердцем, а не умом; «приближаются Мне люди сии усты своима и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене»; добрым и благим сердцем слышавшие, приемлют слово... вземлет диавол слово от сердец их, «да не веровавше спасутся... Извнутрь бо от сердца исходят помышления злая.» 
  Видите ли, Спаситель указывает на сердце как на самое главное в человеке. — Святой царь и пророк Давид говорит: «Сердце чисто созижди во мне, и дух прав обнови во утробе Моей». Видите, душу он прямо полагает в утробе, то есть во внутренностях. «Сыне, дажд ми сердце твое», — говорит Бог чрез пророка. — Так говорит Священное Писание о важности сердца в человеке. Да и опыт уверяет нас, что душа наша, оживляя всё тело, преимущественно живёт в сердце. — Приятное ли, скорбное ли что-нибудь случается с нами — сердце прежде всего чувствует радость или скорбь. Доброе ли дело делали — сердце прежде всего испытывает радость, расширяется от радости; худое ли дело сделаем — сердце прежде всего испытывает скорбь, стеснение, муку; когда сердце радуется, тогда и голова легка и светла, а когда сердце скорбит, тогда и в голове темно и тяжело. 
  Итак, душа наша преимущественно живёт в сердце нашего телесного существа, хотя оживляет своим вездеприсутствием всё тело. И Господь Бог наш, будучи вездесущ, преимущественно являет Себя на небесах: «небо» — «престол Мой, земля же подножие ног Моих»
 Если сердцем не молюсь, молитва моя недействительна; если веры, соединяющей меня с Богом, не имею, я ничто, а вера — в сердце; если я не люблю, «никая польза ми есть» от всех дел, по-видимому добрых; а любовь живёт в сердце, не в уме. 
  Я плохой и потому подозреваю, что и другие злы до меня, не доброжелательствуют мне. Исправить своё сердце злое на благое. Господи, помози мне! 
   
Вы «зли суще», сказал Спаситель. Кто этого не чувствует сам в себе? Так, Господи, мы действительно злы. Если в нас бывает иногда особенный прилив злости и мы начинаем ненавидеть всех, не будем удивляться этому: это — слепая гордость, которая считает себя добрым, но признаем смиренно, что мы действительно таковы и обратим это в повод к смирению; и что то бывает особенная милость, благодать Божия нам, когда мы бываем к другим истинно добрыми, истинно благорасположенными. — Будем говорить чаще Господу: «Господи! Ты пришел в мир «грешники спасти, от них же первый есмь аз» спаси меня от кроющегося во мне зла. Я без Тебя не могу «творити ничесоже» и не только не могу творить без Тебя ничего доброго, но и не могу от себя яко от себя иметь и мысли хорошей, и чувства доброго, святого. Помоги мне, Господи!» 
  В сердце моём так много гнездится зла, что оно смущает меня почти во всякое время, потому что свойство греха смущает дух наш, наводит часто краску стыда на лицо во время собеседования с людьми и делает меня не совсем искренним в обращении с ними.
  Ещё, в частности, я замечаю в себе по временам (особенно во время службы) болезненное лукавство сердца или нравственное брожение добра и зла, когда возникшее зло силится побороть не укрепившееся в сердце добро. Сердце лукавит, посрамляет меня против воли моей. Чтобы уничтожить это лукавство, нужна благодать Духа, которая потребила бы лукавнующее зло и поселила вместо него в сердце добро и неразлучную с ним простоту. Верно слово Спасителя, что «Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают Его». Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. — Сердце наше — источник зла, по словам Спасителя. 
  В чьё
м сердце живут страсти, тот не может быть способным к наслаждению чувствами (?) чистой, горячей любви, чувствами доброго, прекрасного, высокого.«Кое бо общение свету ко тьме?» И поэтому уже необходимо искоренять страсти. — Человек страстный — если служитель Божий, — или малодушен, или дерзок пред лицем Божиим и не может быть достойным служителем алтаря, если не изменится к лучшему. 
  
Дитяти больно, когда мать намеренно оставляет его за какие-нибудь проступки и мне больно, когда Спаситель оставляет меня, оскорблённый какою-нибудь нечистотою моего сердца. 
  «Всяцем хранением блюди твоё сердце», говорит Священное Писание. О! Как необходимо хранить своё сердце чистым, незазорным (непостыдным). Тошно, если оно зазирает. 
  Сердце скверное, сердце нечистое! Ныне я вижу, что всеблагой, праведный и премудрый Господь достойно допустил пострадать тебе значительное время. Если ты и теперь всё-таки лукаво, нечисто, смрадно, то что было бы из тебя, если бы ты не испытало за своё лукавство, за свою неверность Богу жестоких страданий? О, я вижу, что тебя следует мучить, чтобы выжать из тебя зло! Как усердно работает во мне диавол: то распаляет он во мне страсти, то расслабляет душу лукавством, то отчаянием и страхом. Он нападает на неё со всех сторон. 
  «Сердце сокрушенное» говорится, «Бог не уничижит». Почему? Потому что оно сокрушенно и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности, остаётся таким: в таком случае прибывают постоянно в нём нечистоты к нечистотам и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением.
  Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течёт из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца — тот, когда из глаз текут слёзы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слёзы в деле нашего спасения ценятся очень дорого - как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слёз, скверну сердца очищающих. 
  Как важна, многознаменательна в порядке нравственном жизнь нашего сердца, чистота или нечистота его, его страстное или спокойное, бесстрастное состояние! Когда оно нечисто, подвержено страсти, тогда — увы! — не ждите от человека, у которого такое сердце, никаких хороших поступков: он сам не свой, а если бесстрастно, спокойно — тогда всё у него идёт плавно. Сердце обыкновенно и ум увлекает за собою: этот, обыкновенно, большею частию вторит сердцу. Потому часто бывает, что если на сердце у человека тяжело, если оно совсем не расположено к какому-либо делу, хоть бы очень нужно было делать его, — в это время отказывается служить и ум: он затмевается, а оттого иногда и самые уста невольно заграждаются.
  И потому необходимо всячески хранить своё сердце в мире, в бесстрастии. Заглядывай чаще в своё сердце, спускайся в глубь его: приведи в ясность сознания всё, что в нём есть худого, и излечи во вздохах сожаления или в горьких слезах раскаяния всякое зло, скрывающееся в глубине сердечной. Ах! Как многие остаются беспечными в отношении к своему сердцу: не хотят заглядывать в него и рассматривать тщательно, что в нём накопилось худого. Очень много теряют такие люди для своего спасения!  
  Кто питает в душе своей зависть, ненависть, скупость или другие страсти - того сердце исполняет сатана: не ищите в том сердце Христа или Духа Божия; в этом состоянии человек — сын погибели.
 
 Присутствие в человеке духа тьмы обнаруживается тьмою, мраком в голове, смущением, боязнию, унынием, тяжёлым томлением в сердце. Но больше его присутствие приметно в сердце: он спирает, стягивает его адскими заклепами. От сердца начинает он свои действия и оттуда простирает их на ум, воображение и память, чрезвычайно стесняя круг их действий чрез омрачение их. Человек, подверженный его действию, обыкновенно слеп среди белого дня, как нетопырь: открытыми глазами ничего не видит, кроме предмета своей страсти, для него как будто ничто не существует. — О помрачении помыслов и мятеже мысли, наводимых на человека от диавола, упоминается в молитве водоосвятительной при таинстве крещения. О «смущении и боязни, яже от диавола пребывающия» упоминается и в молитве Василия Великого на Великом повечерии. Он прогоняется из души усердною молитвою и знамением Креста, с верою полагаемым на персях и на чреве. В этом случае легко заметить мгновение его выхода. 
  Человек, который допускает в сердце своём жить страстям (порожденью диавола), мало-помалу заражается сатанинскою гордостию, которая делает трудным обращение человека к добродетели, потому что такой человек нелегко сознаётся, что он — великий грешник, но что будто бы он ничего особенно предосудительного не делает, что будто бы он прав и в самых так называемых страстях. 
 
 Когда ты во время Литургии или в другое время возбуждаешь свою веру, а она не возбуждается, зовёшь её, а она не отзывается на голос, — тогда знай, что диавол в твоём сердце и он выгнал твою веру. Плачь и молись, чтобы он вышел - тогда и вера придёт.
  Замечаю, что диавол жестоко ругается надо мною - по моему неблагоразумию. Господи! Да не будет сего отныне. Ах! Да не поднимается сердце моё никогда на Бога и на жену! 
  При слезах сердечного сокрушения о грехах происходит чувственно духовное явление, подобное рвоте. Как при рвоте желудочные нечистоты червеобразным движением желудка и кишок извергаются вон, так и при слезах нечистоты сердца подобным же движением внутренностей извергаются вон. Оттого после слез всегда легко на сердце. Иногда человек долго не плачет. Но какая-нибудь великая потеря или неприятность — и он горько и долго плачет по Бозе. Это милость Божия. Через слёзы выходят из сердца все греховные нечистоты, прежде в нём скопившиеся.
  Чтобы достойно причаститься, нужно по возможности молитвою и сокрушением сердца очистить оное от всякой, даже малейшей скверны греха и живою верою как можно глубже ввести в сердце Христа. Но если в сердце останется вольная нечистота греха, тогда Христос не может обитать в сердце:«кое бо общение свету ко тьме», «Христовы с велиаром?» 
  Благодарю Бога моего, «очищающаго вся беззакония моя». Что, если бы Он не очищал их? Они как адские псы заели бы меня. Диавол будет отклонять тебя от Бога безверием, безнадежностию или отчаянием, сухостию сердечною, помрачением ума; будет искушать тебя, наклоняя твоё сердце к страстям, которые ещё остаются в тебе, а ты стой твёрдо, призывая в помощь Господа Иисуса.
  
У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что представления святые, чистые и возвышенные, без воспитания их в нашем сердце и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого сердца. — «От сердца бо исходят,» — говорит Спаситель, — «помышления злая», око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце «всяцем хранением» как говорит премудрый. 
  «Из глубины воззвах к Тебе, Господи»
, — говорил Давид, то есть из глубины сердечной. Господь принимает молитвы только призывающих Его всем сердцем. Поэтому и ты непременно старайся призывать Его не иначе, как от всего сердца. Наше сердце всегда почти покрывает злокачественная, толстая оболочка страстей и привязанности к земному; старайся в молитве разорвать её и пускать слова молитвы, как горящие угли, на самое сердце. 
  
От качества, от жизни сердца зависит и вся внутренняя жизнь наша и наше внешнее поведение. Если в сердце живут страсти, тогда и внутренняя, и внешняя жизнь человека бывают безобразны - он на каждом шагу показывает себя с невыгодной стороны, да и сам мучится щемлением сердца. Если же сердце чисто от страстей, тогда человек везде показывает себя в благоприятном виде, для всех мил (или по крайней мере, для большей части людей), мир и радость царствуют в его сердце. Как же много нужно заботиться о чистоте сердца! 
  Любовь к Богу даром нам не достаё
тся, или: без всякого труда с нашей стороны к очищению своего сердца не поселяется в нас. Случается часто видеть в церкви людей, которые не молятся в церкви, а разговаривают или смеются, или скучно блуждают глазами по сторонам. Это — люди без любви к Богу, не трудящиеся в приобретении любви к Нему — значит, нечистые сердцем. А кто боголюбивые души? Смотрите, вот они - это те, которые со страхом и любовию предстоят в церкви и не смеют блуждать взором по сторонам, потому что взор их обращен внутрь их самих и к Богу. Чтобы не иметь поползновения ко греху, чтобы сохранить веру и любовь в сердце - нужно, подобно Давиду, скрыть в сердце словеса Божии. 
  
Молитва всякого человека имеет различную, большую или меньшую, степень достоинства относительно чистоты сердечной, веры и любви молящегося. Иной приносит её от чистого сердца с верою и любовию, так что вся молитва такого человека есть единый, сильный пламень, обнимающий всё существо души. Другой, напротив, молится не с чистым сердцем, привязанным к предметам житейским, со слабою верою, подходящею к неверию, без любви в сердце, по привычке, равнодушно. Третий, хотя старается иметь чистое сердце во время молитвы, но слабо и поэтому безуспешно борется с противными помыслами и то воспламеняется, то потухает душою. — Люди часто сами себя обманывают и думают обмануть и Бога в молитве. Но Бог видит сердца наши.
  
Доколе по моему неразумию и злонравию глупая страсть будет терзать меня? Доколе я не отрину, не вырву её с корнем из моего сердца? Боже! Помози ми. — Уверен я, что если бы вырвал я её из сердца, мир и радость всегда наполняли бы мое сердце. Много эта страсть влечёт за собою зла - целую свиту.
  Старайся более всего об очищении сердца, ибо в нём вся сила: «от того бо исходища живота». Сердце — жизнь наша. Старайся и о том, чтобы в голове твоей было всегда ясно и светло.
  
При малейшей невнимательности моей к себе пламень той или другой страсти готов возгореться во мне и лишить меня душевного спокойствия. А неверие так и врывается в моё сердце с неизъяснимою наглостию, причиняя томление бедной душе моей. Что это со мною делается? Что за враждебные силы устремляются на меня? Боже сердца моего! Наполни Собою сердце моё, но наперёд очисти его. 
  
Святые Божии стоят высоко, высоко по своему нравственному совершенству в отношении к тебе - они украшены всякою добродетелью. А тебе надобно ещё очистить своё сердце и ум и потом украшать свою душу добродетелью. Одно не способно к чувствам святой возвышенной любви, а другой — к чистым, высоким воззрениям. Сердце загромождено нечистотами страстей и мирскими предметами, одебелело, утолстело; а ум не пленяется красотою предметов умосозерцаемых и охотнее имеет дело с вещами видимыми, чувственными. — О святые Божии! Помогайте нам очищать ум и сердце! Дайте мне насладиться красотою вашей души, чтобы потом уже быть способным наслаждаться и Верховною Красотою. 
  
Боже мой! Как бы я хотел искренно любить Тебя и Пречистую Матерь Божию со всеми святыми! Но иногда как будто не даётся мне эта святая любовь. Сердце мое нечисто: оно не способно без благодати Твоей любить святою, возвышенною любовию Тебя, Пречистую Матерь Божию и святых Твоих. Созижди же во мне, Господи, сердце чисто! 
  
Помни свое ничтожество и будь смиренномудрей! Наблюдай за собою, не таится ли в душе твоей пагубная страсть гордости; смотри умным оком на все движения души твоей. Примечай за собою, как ты ведёшь себя с людьми, высшими тебя, равными и низшими: из обращения сейчас можно видеть человека, горделив он или смирен. Замечай за собою, когда молишься - какие больше помыслы нападают на тебя. Старайся особенно о чистоте сердца. Много нужно потрудиться для очищения его - оно завалено нечистотою. Совершенно наново нужно, так сказать, перебрать его — каждая мысль благочестивая, святая имеет соответствующую нечистую мысль. Боже мой! Какая же в человеке бездна зла! Господи! Обнови меня! 
  Как же испорчены и замараны у меня ум, произволение и сердце! По-настоящему, при их исправности следовало бы им свободно проникать в мир духовный — к Богу, к чистейшим духам и к нашим земным праведникам, беседовать с ними и в этой беседе находить источник животворной радости. Но вместо того они едва подъемлются горе по испорченности своей и большею частию оставляют меня долу, сделавшись сами чем-то дольним, земляным, грубым, нечистым! Боже! «От тли мя возведи!» Исправь, очисти мои орудия! 
  
Братия! Будем всю жизнь стараться о том, чтобы усвоить не только своему уму, но и сердцу истины христианской веры - особенно истину об искуплении нас от вечной смерти Сыном Божиим и о наследии вечной жизни на небе. «Емлися за вечную жизнь» — писал Апостол к Тимофею, — «в нюже и зван был ecи». Без этого усвоения жизнь наша, нравственное совершенство наше или вовсе не будет подвигаться вперед, или даже будет нисходить вниз, — чего в христианстве не должно быть, ибо мы призваны во святость, а не в нечистоту.
  О, сердце многострастное, скверное! Исходящее от человека -
 то сквернит человека. «Извнутрь бо от сердца человеческа, помышления злая исходят - прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство. Вся сия злая извнутрь исходят, и сквернят человека». Вот где источник зла в человеке — в сердце! «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
  Ты, христианин, должен быть хозяином и господином в своё
м сердце - должен господствовать над всеми страстями и убивать их. Христианин обязан обеспечить господство благодати и всякому добру - особенно любви к ближнему, чтобы любить Бога больше всего, ибо любовь к Богу испытывается на любви к ближнему. Не любящий брата своего, которого видит, — как может любить Бога, Которого не видит? И сию заповедь имеет от Него, что любящий Бога должен любить и брата своего: «Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"













 

 
  Сердечная нечистота - состояние человека до его воцерковления, либо же и христианина, находящегося на новоначальном этапе (этапе очищения)… 
  Порок сердечной нечистоты противоположен добродетели сердечной чистоты и является проявлением/следствием сластолюбия (с неотделимыми от него злолюбием, гордостью и своеволием)… 
  У человека, не обратившегося к жизни по заповедям Христовым, доминирующий порок не умаляется, а непрестанно возрастает в своей силе, достигая степени сильной привычки и даже навыка, проникая во все существо человека, становясь его как бы его второй природной натурой и полностью контролируя всю внешнюю и внутреннюю деятельность человека...
  "Если в сердце твоём есть остатки какой-нибудь страсти, то Христос не может быть в нём. Вот почему, напр., иногда после Причастия ты не ощущаешь в сердце мира и радости, но — томление. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  Новоначальный этап у обратившегося к церковной жизни христианина характерен наличием еще у него доминирующего порока, т. е. порока, превосходящего на данный момент по своей величине все другие… 
  Этот этап очищения и заключается в последовательном (что называется "по калибру" - от больших  к меньшим) умалении всех доминирующих пороков до уровня остальных равномалых… 
  Само наличие в христианине хотя бы одного доминирующего порока, свидетельствует тем самым и о наличии его любви (стремления) к нему (как к источнику удовольствия), что и есть как раз эта самая сердечная нечистота… 
  Когда иудеи обвиняли апостолов в том, что они едят неумытыми руками, то Христос, говоря о нечистоте сердца, объяснял своим ученикам, что ничто внешнее не оскверняет человека… 
  Иисус говорил, что только исходящее изнутри (из сердца) оскверняет человека, перечисляя наиболее часто встречающиеся главные пороки… 
 
  Врачуется сердечная нечистота внимательной жизнью по заповедям Христовым, частым, насколько это возможно, исповеданием главных пороков на Исповеди и последующим обязательным Причастием Святых Тайн, как эффективнейшего Средства против главных пороков...
 
  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
  http://www.alexey-osipov.ru/


 


 
 
 
 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 777

Поиск