"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [172]
Дневники [59]

Статистика

Форма входа

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

034. Вопрос: "Что такое роскошь?"

  "18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
  20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
  21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
  22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
  23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
  24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
  25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
  (Лк. 18)"
  "24 Главная потребность для жизни - вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу.
  25 Лучше жизнь бедного под досчатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах.
  26 Будь доволен малым, как и многим.
  21 Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе.
  (Сир. 29:24-26; 31:21)"
  "14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,
  15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царём иноземца, который не брат тебе.
  16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;
  17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
  (Втор. 17)"
 
 "4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
  5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;
  6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.
  (
Чис. 11)"
  "31 И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли.
  32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.
  33 Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.
  34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ.
  (Чис. 11)"
  "7
 Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание
  8 и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа.
  9 И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?
  10 И я также, братья мои и служащие при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей.
  11 Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их.
  (Неем. 5)"
  "34 Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. 
  (Мф. 6)"
  "1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
  2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
  3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
  4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
  5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
  6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
  (Иак. 5)"
  "13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 
  (2 Петр. 2)"






 

  "Вспоминаю, как бабушка наша оставила нас с братом на даче. Оставила с дедом. Надо ей было уехать по делам. Нам по 8 лет было. Улеглись спать, болтаем, бесимся. Дед говорит:
  - Спите. Завтра подниму рано. Завтрак в девять.
  Нам по барабану. Заснули за полночь. Дед будит в 8.30:
  - Вставайте. Завтрак в девять.
  - Ага, деда...
  И спать дальше. Встаём в 11. Сарай с продуктами заперт. Ключи у деда в кармане. Бабуля-то нам по пять раз завтрак подогревала.
  - Деда, а завтрак?
  - Завтрак в девять.
  Помыкались, думаем, ну и ладно.
  - Деда, мы на речку.
  - Идите. Обед в час.
  Ушли. Приходим в половине третьего. Сарай на замке.
  - Деда?
  - Ужин в семь.
  После купания в речке есть охота. К тому же, ещё и не завтракали. За сараем был открыт погребок. Там стояли две трёхлитровые банки со сливочным маслом. Так вот. Два восьмилетних пацана ели это масло пальцами из банок.
  Семь часов. Мы уже сидим за столом. Дед накладывает в миски гречневую кашу. Я начинаю есть. Братец кашу отодвигает:
  - Деда, я такую не ем. Мне бабушка рассыпчатую делает.
  Дед, молча, забирает миску:
  - Завтрак в девять.
  - Не, деда, не убирай. Я съем.
  На следующий день мы с одной побудки сидели за столом в девять. Вот такое воспитание. За сутки. Без криков, нотаций и рукоприкладства. (Автор неизвестен)"

  "Один человек говорит: «Я хочу машину, я хочу куда-то поехать на курорт, я хочу славы, здоровья, я хочу…» А другой человек понимает, что все это ерунда, и говорит: «Я хочу, чтобы в моей душе был мир, чтобы в глазах был свет, я хочу жить вечно. Я хочу стать человеком!» Все, что греховное, что ненастоящее, — это временное, это подделка, это смерть. (Протоиер. Андрей Лемешонок)"
  "«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». На первый взгляд эти слова очень трудно понимать, потому что вроде здесь нарушена логика. А на самом деле нет. Один человек всю свою жизнь выстраивает таким образом, чтобы все было для себя, и это начинается с самого младенчества. Если понаблюдаем за младенцем, который даже не говорит, мы ничего, кроме эгоизма, в нем не увидим. Он все время себе требует и считает, что весь мир должен служить ему. Он только капризничает и своим криком заставляет взрослых крутиться вокруг него, он не в состоянии свои страсти как-то обуздать.
  Вот ему неудобно, или ему мокро, или приспичило ему поесть, и он начинает кричать, требовать, злиться, раздражаться , истерики закатывать. А отвергнуть себя – это, наоборот, всю жизнь таким образом устроить, чтобы по возможности ничего себе. Спать ровно такой минимум, чтобы иметь возможность жить и трудиться; есть столько, чтобы только поддерживать свое тело; одежда – необходимая, жилье – необходимое, а остальную всю энергию которая освободится, тратить на то, чтобы служить Богу и людям. Вот таким образом свою жизнь устроить, полностью все отвергнуть, чтоб всю жизнь служить Богу. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Естественно человеку чувствовать голод. Однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Естествен человеку сон, но не до сытости и изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные стремления тела. Избыток сна делает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности, а бдение, напротив - утончает и очищает их. И святые Отцы говорили, что бдение очищает и просвещает ум. Естественно и гневаться человеку, но не в возмущении страсти. Пусть он гневается на себя и на свои пороки: тем удобнее сможет исправлять себя и отсекать страсти. (Автор неизвестен)"

  "На богатых и бедных нас делит не столько количество денег, сколько личный взгляд на достаток. Конечно, существует и объективная бедность, крайняя нищета. Но чаще, богатство и бедность – понятия субъективные. Есть люди изрядно обеспеченные, но, тем не менее, живущие в ощущении нужды. Как говорится, «у одного дети босые, у другого – жемчуг мелкий». А, бывает, спросишь человека небольшого достатка: «Как с благосостоянием?» «На жизнь хватает». А зарплата, я знаю, у него весьма умеренная. Не всякий согласится на такую, а ему хватает. Это оттого, что он умеет сказать потребностям: «Хватит!» Именно наши потребности, а не кошелек или банковская карта, зачастую, сообщают нам, богаты мы или бедны.
  Кстати, кредиты и всяческие «деньги взаймы», на которые подсадили наше общество, вообще способствуют ожесточению сердца. Когда имеется долг перед банком или компанией, то как бы снижается или отодвигается во времени долг сыновний, отцовский, дружеский. «Сам в долгах. Вот расплачусь, тогда…». Но чаще – это самообман. Когда закроется один кредит, скорее всего, понадобится другой. Люди перестали отличать потребное от роскоши. То, что для кого-то является привычным, для другого – роскошь. Но благодаря рекламе и кредитам, это различие ощущается не всеми. Словно потерян здравый смысл, который «всегда увидит разницу между бездомностью и отсутствием аэроплана». Роскошь порабощает лестью, она как бы добавляет человеку некого «достоинства» или веса в собственных глазах.
  Одни из нас постоянно смотрят «вверх» на имеющих и страдают от того, что не имеют. Другие умеют смотреть «вниз» и радуются тому, что имеют. Один человек, со стабильным заработком, рассказывал, что частенько, в продуктовом магазине, пока он набирал тележку, ему вспоминался кто-нибудь из его знакомых, имевших очень скудный бюджет. И это воспоминание невольно ограничивало его притязания на дорогие покупки. Когда что-то вам приглянется, то прежде, чем потянуться за кошельком, посоветуйтесь со своей совестью: так ли уж нужна вам эта вещь или другое благо мира? Не новая ли это лесть себе? Не пора ли вспомнить прекрасное слово «довольно»? Научитесь смотреть «вниз», туда, где нужда, нехватка, скудость, где не хватает, и, поверьте, вы найдете вашим деньгам правильное применение. (Протоиер. Сергий Николаев)"
  "Взрослый сын и его старенькая мама вышли из дому, чтобы сходить к стоматологу. В одной руке у мамы - палочка, а в другой - дамская сумочка. Перед тем, как взять сына под руку, мама просит его взять себе её сумочку. "Мама, зачем тебе сумка?" - спрашивает сын, вешая её на своё плечо. "О - там много чего!" - важно/снисходительно хмыкнула мама. (Случай из жизни)"

 
 
  "Однажды мышка надела сушку себе на шею как ожерелье и забегала по кругу будто в цирке. Вы думаете, это сюжет из сказки или мультфильма? Нет, это было на самом деле в одной из келий в пустыне. Враг использует все, чтобы только отвлечь ум и расстроить чувства сердечные. Вот попробуйте рассмотреть предметы Вашего быта и классифицировать их. Какие из них полезны и необходимы, а какие просто развлекают ум и рассеивают душу. Вы очень удивитесь – вторых окажется в два раза больше, если не в три. Даже брелок, скажем, на ключах – какой-нибудь глупый лягушонок. Да разве лягушонок плох? – удивитесь вы. Но вопрос не в том, какой он, а нужен ли он там вообще?
  Просто каждый раз он будет отвлекать внимание на себя, мелочь, а именно с таких мелочей и начинает рассеиваться внимание, увлекаясь затем и другими помыслами. С календаря на стене улыбается красивая стюардесса на фоне Боинга. Ну вроде: летайте самолетом! А вы помыслом хоть раз летали не самолетом, а со стюардессой. Летали, для того и висит. Вот и решайте – с чего начинается Родина, как в песне поется. Только которая: Небесная или геенская? А они начинаются подчас с мелочей, которых мы даже не замечаем. Нужно присмотреться к предметам, которыми мы пользуемся, и к истинному их назначению. А инокам прямо нужно сказать – положи в одну кучу разные тарахтелки, а рядом – «Умное делание» игумена Харитона и выбирай."






 
"Будем искать себе богатства небесного.
(Влмч. Димитрий Солунский)"

 
 
Картинки по запросу икона димитрия солунского
 

 
"Кто не довольствуется малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, чего мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновые уши.
(Прп.  Иоанн Дамаскин)"

 
 
 

 
"Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи, не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли. Насколько удаляются люди от простой естественной жизни и предаются роскоши, настолько умножают и свой страх за завтрашний день.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 


 
"Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед.  Не будем почитать богатство великим благом: великое благо – не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие. Станем презирать имущество, чтобы не презрел нас Христос, станем пренебрегать богатством, чтобы приобрести (истинное богатство). Если мы будем беречь его здесь, то, несомненно, погубим и здесь, и там, а если будем раздавать его со многою щедростью, то в той и другой жизни насладимся великим благополучием. Не будем желать лишнего; будем довольны малым, — и мы всегда будем богаты.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 


"Кто печётся о духовном или о чем-либо служащем духовному, тому телесное, без попечения о том, доставляется соразмерно с настоятельною нуждой и со временем. Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное. 
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 

  

"Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего. Нищета есть ничто иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым. Люби поношение паче почета, утруждение тела паче покоя, и недостаток в вещах (потребных), паче избытка. Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, мятущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие, — что все нехорошо и что, следовательно, надо приобресть новое и лучшее. Как сверх меры длинные одежды мешают идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.
(Прп. Антоний Великий)"

 


 

  "Берегись роскоши, как моровой язвы. Она весьма расслабляет христианскую душу, учит похищать чужое, обижать людей и удерживать руку от подаяния милостыни, что требуется от христианина. Роскошь, как чрево, не знает сытости и, как пучина, все добро пожирает... Так роскошь все пожирает и расслабляет ум. Берегись роскоши. Естество довольствуется малым; похоти и роскоши требуется много. Похоть и роскошь много желает и ищет... она никогда не может насытиться, как не может утолиться жар сердца, сколько бы ни пил больной. Познай и похоть, и естественную необходи мость и поступай по требованию естества, а не по желанию похоти. 
  
Сатана, враг душ человеческих, предлагает человеку мысли о прихотях и роскоши и в них запутывает его: как, дескать, хорошо и приятно веселиться, то и то делать, тем и тем себя утешать, в гости ездить и гостей принимать, и прочее. Так замышляет супостат, чтобы человек этот мир за свое отечество и рай считал, а о будущем блаженстве забыл бы и так бы погиб; чтобы также он ко всякой неправде и обидам бедных людей, чему роскошь учит, стремился и так скорее, запутавшись во зле, погиб. Такова его хитрость и замысел! Сильная и действительная диавольская уда есть роскошь, которая уловляет христианские души и влечет за собой в вечную гибель.
  
С роскошью умножается всякое зло и поедает души человеческие, как пожар, который, начавшись в одном доме, сжигает весь город или село, или как моровая болезнь, которая, начавшись в одном человеке, многих находящихся вокруг заражает и умерщвляет. Роскошь и скупость — противоположные сестры, но обе смертоносно заражают человеческие сердца. Одна расточает, другая хранит и учит стеречь богатство, но обе на гибель человеческую. Одна расслабляет, другая связывает человека, но и та и другая умерщвляют его душу. Когда о блаженной и мучительной вечности будешь размышлять, то это размышление, как ветер мглу, развеет твои мысли о прихотях и роскоши, и ничего не потребуешь, кроме нужного. Похоти и роскоши много надо, естество довольствуется малым.
  Кто богат и кто убог? Богат, кто более не желает, но довольствуется тем, что имеет; убог, кто более и более желает. Сытым называем, кто есть не хочет, голодным, кто хочет; так богатым нужно назвать того, кто более не желает, и убогим, кто более желает богатства. Ни клеть, ни сундуки, ни карман богатыми называются, но человек. Следовательно, хотя кто и пустые сундуки и клеть имеет, но довольствуется тем, что имеет, богат, а хотя кто и полные сундуки имеет, но более желает, убог и беден, ибо в сердце ничего не имеет; не имеет, потому и желает. Многого тому недостает, кто многого желает; мало тому недостает, кто мало желает; ни в чем нет недостатка у того, кто ничего не желает. Есть у него что — хорошо, нет чего – и то хорошо: имением и неимением, богатством и убожеством доволен. Пищи и одеяния довольно ему. Блаженно такое сердце! 
(Свт. Тихон Задонский)"

 


 

  "Страсти — злые навыки; добродетели — навыки благие. Здесь говорится о страстях и добродетелях, приобретенных и усвоенных себе человеком при посредстве его деятельности, при посредстве его жительства. Иногда в писаниях Отеческих называются страстями различные свойства недуга, произведенного в нас падением, различные виды греховности, общей всем человекам; с этими страстями мы родимся; добродетелями называются естественные, природные, благие свойства человека. Такие страсти и такие добродетели не налагают никакой решительной печати на человека; налагает её наклонность, усваиваемая произвольно, усваиваемая постоянным или частым удовлетворением её, постоянным исполнением требований её.
  Слуга Христов должен быть как можно свободнее от худых навыков, чтоб они не возбранили ему шествие ко Христу. Он должен удаляться от навыков не только прямо греховных, но и от всех, приводящих ко греху, как то: от навыков к роскоши, к изнеженности, к рассеянности.
  Иногда ничтожнейший навык связывает наши ноги и оставляет нас на земле, между тем как мы должны бы быть на небе.
  Юноша! повторяю тебе совет спасительный: доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода.
  Если ж кто в зрелом возрасте расположился служить Христу и, по несчастью, стяжал уже много порочных навыков или навыков к роскоши и изнеженности, которые обыкновенно содержат душу в состоянии расслабления, тот не должен предаваться унынию и двоедушию; он должен мужественно вступить в борьбу с злыми навыками. Победа над ними не невозможна, при Божией помощи.
  Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатию Христовою, может победить самые закоснелые навыки. Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее. Если в продолжении борьбы случится тебе по какому-нибудь обстоятельству быть побежденным, не смутись, не впади в безнадёжие: снова начинай борьбу.
  Во время странствования Господа нашего Иисуса Христа на земле однажды некоторый неизвестный человек принес Ему жалобу на брата своего по случаю происшедшего между ними несогласия при разделе имени. Царство Господа — не от мира сего. С кротостию и смирением отвечал Господь просившему суда Его в земном деле: человече! кто Мя постави судию или делителя над вами? Не земные дела составляют предмет послания на землю вочеловечившегося Бога-Слова! Потом, возводя тяжущихся братьев к правильному взгляду на себя, на земную жизнь и ее блага, Господь присовокупил: Блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его, т.е. продолжительность земной жизни зависит не от имения.
  Лукава страсть лихоимства: Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее. Эта страсть, стремясь открыть себе вход в душу, обыкновенно представляет человеку долговременную жизнь, болезненную старость, разные превратности и случайности, могущие постигнуть человека, при которых накопленное имущество как будто должно быть единственным и всемогущим источником пособия. Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале, в основных мыслях, на которые она опирается и на которых зиждется, показывает, что эти мысли вполне ошибочны и ложны, показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом.
  Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества; они истекают от благословения Божия. Когда отступит милость Божия от человека, то бедствия неотразимые и страшные приступают к нему, поражают его среди всего обилия его, среди всего могущества его. С холодностью смотрит богатство на мнимого обладателя своего, когда карает его рука Божия, и несострадательным взором отвечает на его страдальческие, прощальные взоры, которые он кидает, расставаясь против воли с тленным достоянием.
  Охранимся от привязанности к временному и вещественному, чтоб она не воспрепятствовала нам приобрести вечное, небесное. Охранимся от удовлетворения наших неудовлетворимых и ненасытных прихотей, от удовлетворения которых развивается наше падение и достигает страшных размеров. Охранимся от излишеств, довольствуясь только существенно-нужным. Устремим всё внимание к ожидающей нас загробной жизни, неимеющей уже конца. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу. В довольстве малым заключается счастие человека. Страсти — от недовольства.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



 

"Вы и сами знаете: на роскошь и блеск, моду и все остальное, что от мира сего, не нужно тратиться.
(Патр. Сербский Павел)"


 
   
  

"Видимая временна. Что же смотреть на видимое? Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущей тенью? для чего корыстолюбивый, честолюбивый, завистливый, несытыми глазами хотят поглотить весь мир? Прежде, нежели они могут насытиться, исчезнет мир, и прежде, нежели мир исчезнет, исчезнут они от мира.
(Свт. Филарет Московский)"


 



"Воздержание учит воздерживаться от всего, что не необходимой потребности удовлетворяет, а только доставляет удовольствие, не позволяет касаться ничего, кроме необходимого для жизни, не дает гоняться за приятным, а велит искать лишь полезного, и пищу и питие соразмерять с нуждою, не допускать в теле собираться излишней мокротности, и только жизнь тела поддерживать, соблюдая его свободным от похотных стремлений.
(Прп. Максим Исповедник)"




"Чистая и подлинная свобода – вовсе ни в чем не иметь нужды; и это, будучи выше естества человеческого, божественно. Вторая после нее свобода – иметь нужду в немногом, и это возможно и доступно людям. Довольствоваться малым — вот определение истинного богатства (духовного/доброго и материального - от авт.). Желание же всё большего и большего суть признак истинной нищеты (и духовной/доброй, и материальной - от авт.).
(Прп. Исидор Пелусиот)"


  

  "Много трудился и работал я, но денег не копил; что останется, бывало, все нищим раздам. Но однажды пришла мне такая мысль: "А что, если я состареюсь да разболеюсь? Кто мне тогда поможет и приютит? Чем буду жить?"
  Подумал я так и начал откладывать, на "черный день", сначала понемногу от своих трудов, а потом все больше и больше, так что и совсем помогать другим не стал, как это было прежде. 
  Со временем скопилось так у меня довольно немало запаса про "чёрный день". И что же? Как я думал, так и случилось: мой "черный день" настал. 
Открылась у меня страшная рана на ноге, и я не мог работать. Пришлось слечь в постель и искать помощи у врачей.
  Но сколько я ни лечил свою болезнь, так что все скопленные деньги истратил, а помощи не было. Наконец, мне лекаря сказали: "Нужно отнять больную ногу, а иначе ты умрёшь". Делать было нечего, и я решил лишиться ноги, лишь бы живу быть.
  Между тем, ночью, раздумался. Вспомнилась мне прежняя трудовая жизнь, когда я не имел никаких скорбей, а только радовался, что от своих трудов оказывал помощь нуждающимся, а о себе, как будто, и думать забывал, и начал я просить себе у Бога помощи, раскаиваясь в том, что после сделался скуп и понадеялся деньгами избавить себя от всякой напасти. 
  И вот, является ко мне Ангел Божий и говорит: "Где же твои деньги, которые ты собирал на "черный день"?.." Заплакал я: "Согрешил, говорю, Господи, прости меня, вперед не буду!" 
  Коснулся тогда ангел Господень моей больной ноги, и вдруг миновалась у меня всякая болезнь. С той поры я стал грехом почитать копить деньги на "черный день". На что мне деньги, когда Сам Господь заботится обо мне?
(Свт. Феофан Затворник)"







"Суетно всё, что выше потребности. Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела. Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля, терния и волчцы возрастит тебе». Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.
(Свт. Василий Великий)"



 


"Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что столько имел попечения о том, что не приносит тебе никакой пользы. 
(Авва Исаия)"







"Богатство – самый скорый приспешник в дурном, потому что при могуществе всего удобнее делать зло.
(Свт. Григорий Богослов)"







  "Покойнику христианского вероисповедания в руку вкладывают разрешительную молитву, крестик и все, он лежит. Карточка банковская в руках отсутствует, вилка, ложка, тарелка, куриная ножка, рюмка, стопка, бутылка тоже. У чертежника нет карандаша в руках, у доктора нет скальпеля, у зубного техника нет бормашины. Руки разогнуты.
  А у младенцев, когда они рождаются, руки наоборот сжаты в кулачки. У них очень сильные сгибательные функции, и когда они рождаются, у них кулачки собраны. А умирая, человек открывает ручки, и что в руках? НИЧЕГО. Поэтому Павел говорит некую банальность – НИЧЕГО НЕ ПРИНЁС, НИЧЕГО НЕ УНЕСЁШЬ. Мы просто забываем об этом...
  Следовательно, имея пропитание и одежду, будем довольны. ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ ? Я уверен, что из всех слушающих НЕТ НИ ОДНОГО ГОЛОДНОГО, который бы чах от голода и не имел ничего в холодильнике. Плюс я уверен, ЧТО НЕТ НИ ОДНОГО ГОЛОГО. Нет таких, сто процентов. Есть носки, белье, брюки, платья, обувь. У женщин шкафы забиты хламом, там кучи всего – этих платьев, свитеров, чего там только нет! Куртки, пальто, шубы. Нет голых, нет голодных И НЕТ ДОВОЛЬНЫХ...
  А вот Павел пишет, что имея пропитание и одежду – БУДЕМ ДОВОЛЬНЫ. Пропитание есть? Есть. Одежда есть? Есть. ПОЧЕМУ НЕ ДОВОЛЬНЫ ? Довольных нет. Нищие хлеб не берут. "Подайте на хлеб!" https://ok.ru/vgruppes И ты идешь из магазина, купил три багета. Даешь один багет, возьми хлебушек. "Нет, хлеб не давайте, дайте денег!" Нищий хлеб не берет. Сегодняшние нищие хлеб не берут. Это значит, что голодных нет. ОХАМЕЛИ ЛЮДИ...
  Все одеты, ПРИЧЁМ ХОРОШО ОДЕТЫ. Я же помню, как мы одевались в 60-70-х годах, какие нищенские одежды носили, все простое. Может быть, добротное, но не такое яркое. Сейчас на улицу выйди – все одеты, все красивые, веселые.#Притчи@ot_unosti
  В любом кафе много людей, все что-то едят, веселятся, болтают. Нет голодных и голых нет, но и довольных нет. Ну что такое? Очень серьезный вопрос. ВИДИМО, МЫ ХОТИМ НАЧАТЬ ГОЛОДАТЬ И СКИТАТЬСЯ, и тогда картошка в мундире будет за счастье и лапти с чужой ноги. ТОГДА МЫ НАЧНЁМ БЛАГОДАРИТЬ.
  Вот подумайте, пожалуйста, об этом, потому что все сыты и все НЕ довольны, а так долго быть не может. Недовольные накличут на себя ТО, ЧТО НАДО ИМ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЦЕНУ ТОГО, ЧТО ОНИ ИМЕЮТ. Это 6 глава апостола Павла, первое послание к Тимофею, стих седьмой. Читайте, думайте, исправляйтесь...
(Протоиер. Андрей Ткачёв)"







  "Бог повелел любить и врагов; но диавол стал столь силен, что убедил некоторых ненавидеть даже собственное тело. Кто говорит, что (тело) от диавола, тот выражает именно такое убеждение. Это крайне безумно. Если оно от диавола, то откуда у него такое согласие с душой, что оно во всех от ношениях способно к делам ее любомудрия? Если же оно, скажешь, способно к этому, то как оно ослепляет душу? Нет, человек, не тело ослепляет душу, а роскошь. Отчего же мы предаемся роскоши?
  Не от того, что имеем тело, — нет, — а от злой воли. Тело требует пищи, а не роскоши; тело нуждается в том, чтобы его питали, а не в том, чтобы его обременяли и утучняли. Роскошь пагубна не только для души, но и для утучняемого тела. Из крепкого оно делается слабым, из твердого нетвердым, из здорового болезненным, из легкого тяжелым, из плотного изнеженным, из красивого безобразным, из благовонного зловонным, из чистого нечистым, из стройного расстроенным, из полезного бесполезным, из молодого старым, из сильного бессильным, из гибкого медленным и ленивым, из совершенного уродливым.
  Если бы оно было от диавола, то не могло бы повреждаться от того, что принадлежит диаволу, т.е. от порока. Нет, ни тело, ни пища не от диавола; от него только роскошь. Через не этот злой демон успевает совершать множество зол. Так он погубил целый народ (израильский): и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел (Втор. 32:15). За это громы поразили жителей Содома, что выражает Иезекииль, когда говорит: вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала (Иез. 16:49). Потому и Павел сказал: а сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5:6).
  Отчего так? Оттого, что она носит, как гроб, тело свое, обремененное множеством зол. Если же тело подвергается такому повреждению, то что бывает с душой? Какого смятения, каких волн, какой бури исполняется она? Она делается неспособной ни к чему, не может легко ни говорить, ни слушать, ни хотеть, ни делать ничего должного; как кормчий, когда буря возьмет верх над его искусством, утопает с самим кораблем и плывущими на нем, так и душа вместе с телом погружается в страшную бездну бесчувствия.
  Бог дал нам желудок, как бы какую мельницу, сообщил ему соразмерную силу и назначил определенную меру, сколько он должен перемолоть в каждый день; потому, если кто положит в него более надлежащего, то оставшееся непеределанным причиняет вред всему (телу). Отсюда происходят болезни, немощи и безобразие.
  Подлинно, роскошь не только расслабляет, но и делает даже красивую (женщину) безобразной; когда она беспрестанно производит неприятную отрыжку, выдыхает запах испортившегося вина и становится красной сверх должного, то нарушает приличную женщине благопристойность и теряет всякое благообразие; когда тело ее делается обвислым, ресницы кровяными и распухшими и вся она чрезмерно жирной и тучной, то представь, какое получается отсюда безобразие!
  Я слышал от врачей, что роскошь многим сильно препятствует даже достигнуть надлежащего роста; когда жизненная сила обременяется множеством яств и занимается их сварением, тогда то, чему надлежало бы обратиться в рост, тратится на сварение излишнего, Говорить ли еще о происходящих отсюда подаграх, распространяющихся по всему телу ревматизмах, других проистекающих отсюда болезнях и всякой нечистоте?
  Нет ничего столько неприятного, как женщина чрезмерно откармливаемая. Потому-то среди бедных можно видеть больше красоты, — никакие излишки у них не остаются и не привходят в их состав без нужды и напрасно, как бы какая посторонняя грязь; ежедневное упражнение, труды, работы, умеренная пища и строгая диета доставляют им крепкое здоровье, а отсюда большую красоту. Не говори мне об удовольствии роскоши; оно не простирается далее гортани; как скоро пища миновала язык, она тотчас пропадает, оставляя за собой много неприятного. Не смотри на роскошествующих только тогда, когда они возлежат, но посмотри на них тогда, когда они встанут, последуй за ними, и увидишь, что они более походят на скотов и бессловесных, нежели на людей.
  Ты увидишь, как они страдают головокружением, расслаблением и неповоротливостью, нуждаются в ложе и постели и глубокой тишине, мечутся как бы во время сильного волнения, требуют помощи других и желают прийти в то состояние, в каком были прежде, чем насытились. Они ходят, подобно беременным женщинам, с отягченным чревом, едва переступают, едва видят, едва говорят, и все едва (делают). Если же случится им немного заснуть, то им видятся нелепые сны и бессмысленные грезы.
  Говорить ли еще о неистовстве их другого рода, т.е. сладострастии? И оно проистекает из того же источника. Они, как неистовые кони, будучи возбуждаемы опьянением, бросаются на всех, устремляясь еще с большим безумием и бешенством, нежели эти бессловесные, и делают другие бесстыдства, о которых и говорить неприлично, потому что они уже не понимают, что делается с ними и что делают они. Не таков человек, не предающийся роскоши: он находится в пристани, взирая на кораблекрушения других, и наслаждается чистым и постоянным удовольствием, проводя жизнь, достойную свободного человека.
  Итак, зная это, будем избегать порочных удовольствий роскоши и соблюдать умеренность в трапезе, чтобы нам быть здоровыми по душе и по телу, совершать всякие добродетели и сподобиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Свт. Иоанн Златоуст)" 




















  Ответ: "Роскошь суть совокупность тех или иных
предметов, не являющихся жизненно необходимыми (т. е. необходимыми для исполнения заповедей Христовых)... 
  Под "предметами" понимается любая субстанция - не только материальная (необходимая, напр., для поддержания достаточной телесной активности/бодрости), но и духовная (вообще всё умозрительное, о чем только может подумать или сказать человек) - например, помыслы...  
  Из понятия роскоши можно дать и понятие порока роскошества (лихоимства/лихоимания - стремления к приобретению/стяжанию/иманию тех или иных лишних предметов) - это любовь/стремление к роскоши (крайней степенью которой является т. н. мшелоимство, церковнослав.)...
  Отсюда становится понятным/ясным, что одно из условий монашеской жизни (нестяжание как обет) - противостоит в первую очередь роскошеству, а не любостяжанию...
  Ибо роскошество является матерью (причиной) любостяжания - любви (стремлению) к приобретению материальных предметов, хотя бы и необходимых для жизни...
  Нестяжание же свойственно было для мирян лишь в короткое время апостольской Иерусалимской церкви, когда все христиане продавали все своё имущество и приносили все вырученные деньги к ногам апостолов для всеобщего употребления...
  Позже, в связи с присоединением к церкви недостаточно хорошо оглашенных язычников и с деградацией христиан вообще, добродетель нестяжания стала свойственна, в основном, только для монашества (наряду с безбрачием)...
  В наше же время приходится с грустью признать, что нестяжание становится большой редкостью уже и в среде монашества...
  А о практически постоянном пребывании женщин (роскоши) в мужских монастырях и мужчин в женских (тоже роскоши) не приходится уж и говорить, хотя всеми монастырскими уставами это всегда строжайше запрещалось...
  В заключение отметим, что под жизнью мы понимаем не столько жизнь тела (временную/преходящую) человека, сколько жизнь его души/духа...
  В связи с этим понятие роскоши относится не столько к материальным предметам, не обеспечивающим телесную жизнедеятельность, жизнеспособность (или и прямо вредящую ей), сколько ко всей совокупности всевозможных предметов (как вещественных/материальных/временных/земных/тленных, так и мысленных/душевных/духовных - напр., страстей), затрудняющих исполнять заповеди Христовы, препятствующих жить по воле Божией (спасаться) и, следовательно, убивающих человека духовно/душевно/телесно (ведя/вводя его в погибель, в геенну)..."
 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
  http://www.alexey-osipov.ru/
 

 



 
     
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (01 Окт 12)
Просмотров: 1049

Поиск